Организация имеет два кода причины постановки на учет: по месту нахождения и как крупнейший налогоплательщик. Какой КПП следует указывать при заполнении счетов-фактур? Код, присвоенный при постановке на учет в качестве крупнейшего налогоплательщика. Счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия сумм налога на добавленную стоимость к вычету в порядке, предусмотренном главой 21 НК РФ. Вычеты отражаются в налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость. Крупнейшие налогоплательщики представляют отчетность по налогу на добавленную стоимость в инспекцию по месту постановки на учет в качестве крупнейшего налогоплательщика. Это означает, что организация должна внести в данную декларацию КПП в соответствии с уведомлением о постановке на учет в качестве крупнейшего налогоплательщика.
У организации два кпп, какой указывать?
N 85н установлены случаи и порядок присвоения КПП налогоплательщикам. При этом любой из кодов причины постановки на учет, присвоенных Обществу, является кодом самого Общества.
Соответственно, в счете-фактуре может быть указан любой КПП, который был присвоен налогоплательщику любой налоговой инспекцией, либо вообще не указываться. Вместе с тем, если Обществом будет принято решение об указании КПП, то, по нашему мнению, более логичным с точки зрения налогового администрирования будет указание в счете-фактуре кода, присвоенного в связи с постановкой Общества на учет в качестве крупнейшего налогоплательщика, т.к.
именно эта инспекция осуществляет контроль за исчислением и уплатой Обществом НДС*(1).
Кпп: когда присваивается и что означает
Важно
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу: При заполнении налоговых деклараций, счетов-фактур и других документов Вашей организации следует указывать КПП, присвоенный при постановке организации на учет в качестве крупнейшего налогоплательщика. Обоснование вывода: Пункт 1 ст. 83 НК РФ определяет, что в целях проведения налогового контроля организации подлежат постановке на учет в налоговых органах, соответственно, по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, по месту нахождения принадлежащих ей недвижимого имущества и транспортных средств, а также по иным основаниям, предусмотренным НК РФ.
При этом Минфин России вправе определять особенности учета в налоговых органах крупнейших налогоплательщиков. Особенности постановки на учет крупнейших налогоплательщиков (далее — Особенности) утверждены приказом Минфина России от 11.07.2005 N 85н.
Так, п.
Какой кпп указывать в счете-фактуре крупнейшему налогоплательщику?
Порядка заполнения налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость (утверждена приказом Минфина России от 15.10.2009 N 104н). Таким образом, по нашему мнению, можно сделать вывод, что в настоящее время уполномоченными органами выработан единообразный подход к указанию КПП в налоговых декларациях.
Этот же КПП следует указывать и по строке 2б счета-фактуры Подобные разъяснения неоднократно давали сотрудники официальных органов (смотрите, например, письма Минфина России от 17.09.2009 N 03-07-09/47, от 22.10.2008 N 03-07-09/33, от 14.05.2007 N 03-01-10/4-96, от 20.04.2007 N 03-07-11/114). В указанных письмах финансового ведомства также разъясняется, что в аналогичном порядке заполняется поле «КПП плательщика» в платежных документах на уплату налогов.
Прошу пояснить, какой КПП необходимо указывать в договорах и счетах-фактурах Общества: КПП, присвоенный в связи с учетом Общества в качестве крупнейшего налогоплательщика, либо КПП, присвоенный в связи с учетом по месту нахождения. В соответствии со ст. 421 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, за исключением случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом либо иным правовым актом.
Ни одним из действующих нормативных актов указание в договоре такого реквизита, как код причины постановки на учет в качестве налогоплательщика, не установлено в качестве обязательного условия договора. Соответственно, стороны вправе при заключении договора указать любой из присвоенных организации КПП, в том числе и несколько кодов, равно как и не указывать ни одного. В статье 169 НК РФ указаны обязательные реквизиты, которые должны быть отражены в счете-фактуре.
Межрегиональной (межрайонной) инспекцией ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам крупнейшему налогоплательщику присваивается новый код причины постановки на учет (КПП). Следовательно, крупнейшему налогоплательщику присвоены два значения КПП по основаниям, установленным НК РФ.
Аналогичная точка зрения изложена в письме Федеральной налоговой службы от 02.08.2006 N ШТ-8-09/278 (смотрите также решение ВАС РФ от 25.11.2004 N 7448/04). Форма налоговой декларации по налогу на прибыль организаций, а также Порядок ее заполнения (далее — Порядок) утверждены приказом Федеральной налоговой службы от 22.03.2012 N ММВ-7-3/
Какой кпп указывать в счет-фактуре крупнейшему налогоплательщику
Внимание
Чтобы обеспечить эффективное администрирование налога на добавленную стоимость, при заполнении счетов-фактур крупнейший налогоплательщик также должен указывать КПП, который обозначен в этом уведомлении и в декларации по налогу на добавленную стоимость. Ошибки в счетах-фактурах, которые не препятствуют налоговым органам идентифицировать продавца, покупателя, наименование товаров (работ, услуг) и их стоимость, а также налоговую ставку и сумму налога, не являются основанием для отказа в принятии к вычету сумм налога на добавленную (п.
2 ст. 169 НК РФ). Вероятно, к таким ошибкам можно отнести, в частности, указание КПП по месту нахождения организации вместо КПП крупнейшего налогоплательщика.
Какой кпп указывать в счете-фактуре крупнейшему налогоплательщику
Если организация имеет два КПП (в качестве крупнейшего налогоплательщика и по месту нахождения), то в счете-фактуре следует указывать КПП, который присвоен ей как крупнейшему налогоплательщику. К такому выводу Минфин России пришел в письме от 20.08.2015 № 03-07-09/49236.
Свою позицию финансовое ведомство обосновало следующим. Согласно установленному порядку крупнейший налогоплательщик представляет декларацию по НДС в налоговый орган по месту постановки на учет в качестве крупнейшего налогоплательщика.
В этой декларации он указывает КПП, присвоенный ему этим налоговым органом. В целях обеспечения эффективности администрирования НДС этот же КПП следует указывать при заполнении счетов-фактур. Подробнее о заполнении счета-фактуры см. справочник «Налог на добавленную стоимость».
Особенности постановки на учет крупнейших налогоплательщиков (далее — Особенности) утверждены приказом Минфина России от 11.07.2005 N 85н. Так, п. 4 Особенностей устанавливает, что межрегиональная (межрайонная) инспекция ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам в трехдневный срок после получения документов от инспекции ФНС России по месту нахождения организации направляет заказным письмом с уведомлением крупнейшему налогоплательщику уведомление о постановке на учет в налоговом органе в качестве крупнейшего налогоплательщика по форме N 9-КНУ (утверждена приказом Федеральной налоговой службы от 26.04.2005 N САЭ-3-09/178). В свою очередь, п.
Особенностей устанавливает, что межрегиональная (межрайонная) инспекция ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам в трехдневный срок после получения документов от инспекции ФНС России по месту нахождения организации направляет заказным письмом с уведомлением крупнейшему налогоплательщику уведомление о постановке на учет в налоговом органе в качестве крупнейшего налогоплательщика по форме N 9-КНУ (утверждена приказом Федеральной налоговой службы от 26.04.2005 N САЭ-3-09/178). В свою очередь, п. 5 Особенностей предусматривает, что при постановке на учет крупнейшего налогоплательщика в межрегиональной (межрайонной) инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам идентификационный номер налогоплательщика (ИНН), присвоенный в инспекции ФНС России по месту нахождения организации, не изменяется.
Форма налоговой декларации по налогу на прибыль организаций, а также Порядок ее заполнения (далее — Порядок) утверждены приказом Федеральной налоговой службы от 22.03.2012 N ММВ-7-3/ Так, п. 3.2 Порядка указывает, что при заполнении Титульного листа (Листа 01) крупнейшими налогоплательщиками ИНН и КПП проставляются на основании Уведомления о постановке на учет в налоговом органе юридического лица в качестве крупнейшего налогоплательщика по форме N 9-КНУ. Следовательно, при заполнении налоговой декларации по налогу на прибыль указывается КПП, присвоенный организации при постановке на учет в качестве крупнейшего налогоплательщика. Аналогичные нормы содержатся, в частности, в п. 3.2 Порядка заполнения налоговой декларации по налогу на имущество организаций (утверждена приказом Федеральной налоговой службы от 24.11.2011 N ММВ-7-11/895), в п.
Подскажите, пожалуйста, какой КПП (головной организации или обособленного подразделения) должен стоять в графе покупатель при поступлении товара на склад обособленного подразделения. И какой КПП должен стоять при отгрузке товара покупателям обособленным подразделением?В письмах Минфина от 15 мая 2012года № 03-07-09/55 и 13 апреля 2012года №03-07-09/35 сказано, что нужно указывать КПП обособленного подразделения.Однако в 2012 году вышло письмо Минфина России от 26.01.2012 N 03-07-09/03, содержащее прямо противоположную позицию, а именно в случае приобретения товаров (работ, услуг) головной организацией для своих подразделений по строке 6б "ИНН/КПП покупателя" в счете-фактуре указывается КПП головной организации. Полагаем, что указанная позиция может быть связана с тем, что в силу ст. 11 и ст. 143 НК РФ обособленные подразделения не являются плательщиками НДС.
Если организация приобретает или реализует товары через свое обособленное подразделение, то в счете-фактуре нужно указывать КПП обособленного подразделения.
Согласно разъяснениям Минфина России (письмо от 15.05.2012 № 03-07-09/55), письмо от 26.01.2012 № 03-07-09/03 было частным разъяснением для организаций, закупающей товар с последующей передачей его в обособленное подразделение.
Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Главбух» vip-версия
1. Письмо Минфина России от 26.01.2012 № 03-07-09/03
«В связи с вашим письмом по вопросам заполнения счетов-фактур, выставляемых поставщиками при реализации головной организации товаров (работ, услуг), предназначенных для обособленных подразделений этой организации, а также при реализации товаров (работ, услуг) обособленными подразделениями Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики сообщает следующее.
Согласно пункту 3 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность составлять счета-фактуры, вести журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур, книги покупок и книги продаж возложена на налогоплательщиков налога на добавленную стоимость.*
Обособленные подразделения российских организаций налогоплательщиками налога на добавленную стоимость не являются. Поэтому в случае, если товары (работы, услуги) реализуются организацией через свои подразделения, счета-фактуры по отгруженным товарам (работам, услугам) могут выписываться этими подразделениями покупателям только от имени организаций. При этом при заполнении счетов-фактур по товарам (работам, услугам), реализованным подразделениями указанной организации, в строке 2б "ИНН/КПП продавца" указывается КПП соответствующего подразделения.*
В случае приобретения товаров (работ, услуг) головной организацией для своих подразделений по строке 6б "ИНН/КПП покупателя" указывается КПП головной организации.*
Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 года N 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.»
Отгрузка: сведения о покупателе
Счет-фактура должен содержать следующую информацию о покупателе.
В строке 6 «Покупатель» продавец должен указать полное или сокращенное наименование покупателя. В строке 6а «Адрес» – адрес покупателя. Наименование и адрес покупателя должны соответствовать данным, указанным в учредительных документах покупателя. В строке 6б «ИНН/КПП покупателя» должны стоять ИНН и КПП покупателя. Если организация приобретает товары (работы, услуги, имущественные права) через свое обособленное подразделение, в строке 6б «ИНН/КПП покупателя» продавец должен указать КПП этого обособленного подразделения (письмо Минфина России от 1 сентября 2009 г. № 03-07-09/43).*
Об этом сказано в подпунктах «и»–«л» пункта 1 приложения 1 к постановлению Правительства РФ от 26 декабря 2011 г. № 1137.
Ситуация: чье наименование должно быть указано в строке 6 «Покупатель» и в строке 6б «ИНН/КПП покупателя» счета-фактуры – обособленного подразделения или головного отделения организации. Заказчиком услуг является обособленное подразделение организации
Ответ на этот вопрос зависит от того, подразделение какой организации – российской или иностранной – приобретает услуги.*
Если услуги приобретает обособленное подразделение российской организации, в качестве покупателя в строке 6 «Покупатель» счета-фактуры должно быть указано наименование головного отделения организации, а в строке 6б «ИНН/КПП покупателя» – КПП обособленного подразделения. Такой порядок следует из положений статей 11 и 19 Налогового кодекса РФ, согласно которым филиалы не являются самостоятельными налогоплательщиками, и подтверждается письмом Минфина России от 13 апреля 2012 г. № 03-07-09/35. При этом некоторые суды признают правомерность налогового вычета по счетам-фактурам, где в качестве покупателя указано наименование обособленного подразделения организации* (см., например, постановление ФАС Уральского округа от 7 февраля 2008 г. № Ф09-141/08-С2).
О.Ф. Цибизова
3. Ситуация: Как правильно оформлять счета-фактуры, если товары (работы, услуги) реализует филиал (обособленное подразделение)
Ответ на этот вопрос зависит от того, филиал какой организации – российской или иностранной – реализует товары (работы, услуги).*
Если товары реализует филиал российской организации, счета-фактуры нужно оформлять от имени головного отделения. Это объясняется тем, что филиалы и другие обособленные подразделения не являются налогоплательщиками (ст. 11, 19 НК РФ). При этом в строке 2б счета-фактуры следует указать КПП обособленного подразделения, а в строке 3 «Грузоотправитель и его адрес» – его реквизиты. Такие разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 3 апреля 2012 г. № 03-07-09/32, от 1 апреля 2009 г. № 03-07-09/15.*
В аналогичном порядке нужно оформлять счета-фактуры при выполнении работ (оказании услуг). Исключение – правила заполнения строки 3 «Грузоотправитель и его адрес». В этом случае в ней нужно поставить прочерк. Об этом сказано в подпункте «е» пункта 1 приложения 1 к постановлению Правительства РФ от 26 декабря 2011 г. № 1137.
Если товары (работы, услуги) реализует филиал (представительство) иностранной организации, состоящей в России на налоговом учете, то он признается самостоятельным налогоплательщиком. На основании пункта 3 статьи 169 Налогового кодекса РФ такой филиал (представительство) должен выставлять счета-фактуры от своего имени. Следовательно, в строках 2, 2а и 2б каждого счета-фактуры должно быть указано его наименование и адрес. Эти данные приводятся в соответствии с документами, на основании которых филиал (представительство) был открыт и поставлен в России на налоговый учет. Такие разъяснения содержатся в письме Минфина России от 30 апреля 2008 г. № 03-07-11/171.
О.Ф. Цибизова
Начальник отдела косвенных налогов департамента налоговой
И таможенно-тарифной политики Минфина России
4. Письмо Минфина России от 15.05.02012 № 03-07-09/55
«Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел ваше обращение по вопросу заполнения строки 6б счета-фактуры при приобретении товаров (работ, услуг) через обособленные подразделения, не являющиеся юридическими лицами, и сообщает следующее.
Согласно пункту 3 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность составлять счета-фактуры, вести журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур, книги покупок и книги продаж возложена на налогоплательщиков налога на добавленную стоимость.
Обособленные подразделения российских организаций налогоплательщиками налога на добавленную стоимость не являются. Поэтому в случае, если товары (работы, услуги) приобретаются организацией через свои обособленные подразделения, счета-фактуры по отгруженным товарам (работам, услугам) выписываются на имя организации. При этом по строке 6б счета-фактуры "ИНН/КПП покупателя" указывается КПП соответствующего подразделения.*
Что касается письма Минфина России от 26 января 2012 года N 03-07-09/03, упоминаемого в вашем обращении и в соответствии с которым в случае приобретения товаров (работ, услуг) головной организацией для своих подразделений по строке 6б "ИНН/КПП покупателя" указывается КПП головной организации, то указанное письмо является ответом на частный запрос налогоплательщика о заполнении указанной строки счета-фактуры при приобретении головной организацией товаров (работ, услуг), которые в дальнейшем подлежат передаче обособленному подразделению.*
Одновременно сообщаем, что настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.»
- Скачайте формы
Код причины постановки на учет (КПП) — это код, который дополняет ИНН и содержит информацию об основании постановки на учет в налоговом органе.
Как расшифровать КПП?
КПП представляет собой последовательность из 9 арабских цифр.
- Первые два знака соответствуют коду субъекта Российской Федерации. У межрегиональных инспекций по крупнейшим налогоплательщикам первые две цифры в КПП — 99.
- Третий и четвертый знаки показывают номер налоговой инспекции, которая поставила на учет организацию или обособленное подразделение по месту их регистрации, местонахождению недвижимости или транспорта или обработала другие сведения, связанные с постановкой на учет или снятием с учета.
- Два знака в пятой и шестой позиции КПП указывают причину постановки на учет. Это могут быть не только цифры, но и заглавные буквы латинского алфавита от A до Z.
Код с номером 001 означает, что российская организация встала на учет как налогоплательщик в налоговом органе по месту своего нахождения.
Коды 006 — 008 означают, что российская организация-налогоплательщик встала на учет по месту регистрации своего недвижимого имущества (в зависимости от вида имущества).
- Последние три знака — порядковый номер, который дается компании при постановке на учет в налоговом органе и по соответствующему основанию.
У многих компаний КПП совпадает. Это значит, что они зарегистрированы в одной налоговой инспекции по одинаковым основаниям.
В правилах заполнения счетов-фактур нет информации о том, как заполнить реквизиты счета-фактуры, если он выставляется в адрес обособленного подразделения. Ответы на возникающие в такой ситуации вопросы ищите в этой статье.
ИНН/КПП
Правилами заполнения счетов-фактур, утвержденными постановлением Правительства от 26.12.2011 № 1137, не определено, какой КПП должен быть указан в счете-фактуре, выставленном в адрес обособленного подразделения: головной организации или обособленного подразделения.
ВНИМАНИЕ! С 01.01.2019 года бланк счета-фактуры изменился. Подробности см. .
В этом случае в строке 6б «ИНН/КПП» Минфин РФ рекомендует указывать КПП обособленного подразделения (см. письма Минфина России от 04.05.2016 № 03-07-09/25719, от 26.02.2016 № 03-07-09/11029, от 05.09.2014 № 03-07-09/44671).
Наименование покупателя
Покупателем товаров (работ, услуг), приобретаемых организацией для своих филиалов и других обособленных подразделений (или через них), является юридическое лицо, представляемое головной организацией. Поэтому счет-фактура оформляется на головную организацию, а в строке 6 «Покупатель» указываются ее реквизиты (см. письма Минфина России от 04.05.2016 № 03-07-09/25719, от 15.05.2012 № 03-07-09/55, УФНС России по г. Москве от 23.10.2009 № 16-15/1099)9, ФАС Северо-Кавказского округа от 01.04.2009 по делу № А63-675/2008-С4-17).
Местонахождение покупателя
С 01.10.2017 в бланк счета-фактуры и правила заполнения счетов-фактур внесены изменения (см.. постановление Правительства РФ от 19.08.2017 № 981). По новым правилам в строке 6а счета-фактуры нужно писать: «Адрес, указанный в Едином государственном реестре юридических лиц, в пределах места нахождения юридического лица» (подп. «к» п. 1 Правил заполнения счетов-фактур в ред. постановления Правительства РФ от 19.08.2017 № 981).
До 01.10.2017 чиновники рекомендовали при оформлении счетов-фактур указывать в строке 6а «Адрес» адрес покупателя - юридического лица в лице головной организации (см. письма Минфина России от 26.02.2016 № 03-07-09/11029, Минфина России от 26.02.2016 № 03-07-09/11029).
Каких-либо официальных разъяснений о порядке указания адреса при выставлении счета-фактуры в адрес обособленного подразделения по новой форме в настоящий момент еще нет. Но анализируя в совокупности п. 3 ст. 55 ГК РФ и подп. «к» п.1 Правил заполнения счетов-фактур в ред. постановления Правительства РФ от 19.08.2017 № 981, можно предположить, что в рассматриваемой ситуации в строке 6а «Адрес» счета-фактуры нужно приводить адрес:
- обособленного подразделения, не являющимся представительством или филиалом нужно указывать адрес головной организации, внесенный в ЕГРЮЛ;
О последствиях ошибки в указании адресных данных читайте в материалах:
- «Неверные адресные данные в счете-фактуре не приводят к потере права на вычет»;
- "Адрес в счете-фактуре: что не является ошибкой" .
Наименование и адрес грузополучателя
Если грузополучателем товара является обособленное подразделение организации (например, филиал), в строке 4 «Грузополучатель и его адрес» счета-фактуры указываются реквизиты этого подразделения (см. письма Минфина РФ от 04.05.2016 № 03-07-09/25719, от 13.04.2012 № 03-07-09/35). Аналогичная точка зрения высказывалась чиновниками и ранее, в отношении счетов-фактур, выставленных по правилам постановления Правительства РФ от 02.12.2000 № 914 (письма УФНС России по г. Москве от 24.03.2009 № 16-15/028080, от 20.03.2008 № 19-11/026593, Минфина России от 02.11.2011 № 03-07-09/36).
Итоги
Выставляя счет-фактуру обособленному подразделению покупателя, укажите наименование и ИНН и головной организации, КПП, наименование и адрес грузополучателя - обособленного подразделения. Что касается адреса покупателя в строке 6а счета-фактуры, с 01.10.2017 вы можете воспользоваться рекомендациями, приведенными в этой статье, или дождаться официальных разъяснений.
Указание КПП организации-грузополучателя в счетах-фактурах: спорный вопрос
Д.И. Крымский , юрист юридической компании "Пепеляев Групп", к.ю.н.
При оформлении счетов-фактур на практике возникает вопрос о порядке указания в них надлежащего КПП грузополучателя в тех случаях, когда покупателем по договору поставки является головная организация, а фактическим грузополучателем выступает обособленное подразделение этой организации. Как ни странно, до настоящего момента неопределенность в правоприменительной практике по этому простому и даже "техническому" вопросу надлежащим образом не устранена: противоречивая позиция, отраженная в официальных разъяснениях, лишь подливает "масла в огонь". Как же следует поступить в этой ситуации и какие последствия могут возникнуть в случае ошибки?
Правовое значение указания КПП в счете-фактуре
Согласно п. 2 ст. 169 НК РФ счета-фактуры являются основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм НДС к вычету при выполнении требований, установленных в форме и реквизитам счета-фактуры.
Так, п. 5 ст. 169 НК РФ предусмотрено, что в счете-фактуре, выставляемом при реализации товаров (работ, услуг), должны быть, в частности указаны: наименование, адрес и идентификационные номера налогоплательщика и покупателя; наименование и адрес грузоотправителя и грузополучателя.
Как указано в абз. 2 п. 2 ст. 169 НК РФ ошибки в счетах-фактурах, не препятствующие налоговым органам при проведении налоговой проверки идентифицировать продавца, покупателя товаров (работ, услуг), имущественных прав, наименование товаров (работ, услуг), имущественных прав, их стоимость, а также налоговую ставку и сумму налога, предъявленную покупателю, не являются основанием для отказа в принятии к вычету сумм налога .
Невыполнение требований к счету-фактуре, не предусмотренных п. 5 ст. 169 НК РФ, не может являться основанием для отказа принять к вычету суммы налога , предъявленные продавцом.
Как указывал Конституционный Суд РФ в Определениях от 15.02.2005 г. № 93-О и от 18.04.2006 г. № 87-О, по смыслу п. 2 ст. 169 НК РФ соответствие счета-фактуры требованиям, установленным п. 5 и 6 данной статьи, позволяет определить контрагентов по сделке (ее субъекты), их адреса, объект сделки (товары, работы, услуги), количество объем) поставляемых (отгруженных) товаров (работ, услуг), цену товара (работ, услуг), а также сумму начисленного налога, уплачиваемую налогоплательщиком и принимаемую им далее к вычету. Таким образом, назначением счета-фактуры является установление определенного круга сведений. Если счета-фактуры, по которым оспаривается налоговый вычет, содержат полную и достоверную информацию о продавце и позволяют установить все указанные сведения, то отказ в вычете неправомерен.
Указание КПП в счете-фактуре НК РФ не предусмотрено , что объясняется в значительной степени тем, что этот показатель не является "идентифицирующим" налоговозначимым признаком именно в отношении налогоплательщика. КПП присваивается не только налогоплательщику, но и его обособленным подразделениям, которые плательщиками НДС не являются, то есть сам по себе реквизит КПП обусловлен лишь целями учета и не порождает обязанности по уплате налога. То есть, хотя КПП и свидетельствует о том, что в документе, в котором он упомянут, речь идет об обособленном подразделении, КПП носит скорее технический характер.
Так, если ИНН (идентификационный номер налогоплательщика) идентифицирует именно налогоплательщика, то КПП самого налогоплательщика не идентифицирует, не может служить целям такой идентификации и является дополнительным показателем. Такой вывод может быть сделан исходя из целей введения в налоговое законодательство и порядка формирования данного показателя.
Как было указано в Приказе Госналогслужбы РФ от 27.11.1998 г. № ГБ-3-12/309: "в связи с особенностями учета налогоплательщиков - организаций, определенных положениями абз. 2 п. 1 ст. 83 НК РФ, в дополнение к идентификационному номеру налогоплательщика (ИНН) организации вводится код причины постановки на учет, который состоит из следующей последовательности цифр слева направо: код государственной налоговой инспекции, которая осуществила постановку на учет организации по месту ее нахождения, месту нахождения ее филиала и (или) представительства, расположенного на территории Российской Федерации, или по месту нахождения принадлежащего ей недвижимого имущества и транспортных средств (NNNN ); код причины постановки на учет (PP ); порядковый номер постановки на учет по соответствующей причине (XXX ). Структура кода причины постановки на учет представляет собой девятизначный цифровой код: NNNNPPXXX ". С учетом изложенного, КПП не может относиться к "идентификационному номеру", о котором говорится в п. 5 ст. 169 НК РФ.
Форма счета-фактуры и порядок его заполнения на основании п. 8 ст. 169 НК РФ установлены Постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 г. № 1137 (далее - Постановление № 1137).
Указанным Постановлением № 1137, конкретизирующем положения ст. 169 НК РФ , предусмотрено, что в строке 6б счета-фактуры, применяемого при расчетах по НДС, отражается идентификационный номер налогоплательщика и код причины постановки на учет налогоплательщика-покупателя. Однако в этом случае речь идет о КПП именно налогоплательщика -покупателя. В свою очередь в отношении НДС обособленные подразделения организации статусом налогоплательщика не обладают, что следует из норм гл. 21 НК РФ (ст. 143 НК РФ) и неоднократно подтверждалось финансовыми органами . Следовательно, формально, с учетом буквального смысла и системного толкования приведенных выше норм законодательства, основания для отражения КПП фактического грузополучателя-обособленного подразделения, отсутствуют. В таком случае законодательство не содержит "неустранимых сомнений, противоречий и неясности" (п. 7 ст. 3 НК РФ), не позволяющих налогоплательщику избрать корректную, соответствующую закону, модель действий: по прямому указанию законодательства в счете-фактуре должен быть проставлен КПП покупателя, а не обособленного подразделения - фактического грузополучателя.
Кроме того, исходя из гражданско-правового содержания заключенных договоров, обособленные подразделения также не могут быть признаны покупателем в том случае, если в них указано, что покупателем выступает именно головная организация. В свою очередь, как указывал Конституционный Суд, для определения налоговых последствий необходимо учитывать их гражданско-правовую основу , т.е. обособленные подразделения как самостоятельные экономические субъекты в договорных отношениях по поставке не участвуют. Отражение КПП обособленного подразделения означало бы, что оно является покупателем товаров, что не соответствует заключенному договору. Разный КПП позволял бы дифференцировать покупателя, но если им с правовой точки зрения является лишь одно лицо (головная организация, как это отражено в договоре), то отражение КПП обособленного подразделения лишено смысла и обусловлено лишь целями "внутреннего" учета перемещения поставленного товара к структурному подразделению покупателя.
Противоречивые разъяснения
Исходя из буквального содержания правил оформления счетов-фактур (ст. 169 НК РФ и Постановления № 1137), следует критически оценивать разъяснения финансовых органов, которые не обладают силой законодательных актов .
Имеющиеся разъяснения Минфина России не восполняют какие-либо пробелы и не устраняют противоречия в законодательстве, а, напротив, порождают неопределенность для налогоплательщиков. Так, анализ официальных разъяснений показывает отсутствие единообразного подхода по рассматриваемому вопросу.
С одной стороны, Минфин России указывал, что "в случае приобретения товаров (работ, услуг) головной организацией для своих подразделений по строке 6б "ИНН/КПП покупателя" указывается КПП головной организации " (письма от 07.08.2012 г. № 03-07-11/260, от 26.01.2012 г. № 03-07-09/03).
В других разъяснениях изложен противоположный подход. К примеру, в письме от 02.11.2011 г. № 03-07-09/36 отмечено, что "при приобретении товаров (работ, услуг) подразделениями организации по строке 6б "ИНН/КПП покупателя" указывается КПП соответствующего подразделения ". Аналогичный вывод содержится в письме от 15.05.2012 г. № 03-07-09/55 (эта позиция, как прямо указано в письме от 24.07.2013 г. № 03-07-09/29204, на сегодняшний день не изменилась), при этом Минфин отклонил ссылку на ранее изданное им же разъяснение, указав следующее: "что касается Письма Минфина России от 26.01.2012 N 03-07-09/03, … в соответствии с которым в случае приобретения товаров (работ, услуг) головной организацией для своих подразделений по строке 6б "ИНН/КПП покупателя" указывается КПП головной организации, то указанное Письмо является ответом на частный запрос налогоплательщика о заполнении указанной строки счета-фактуры при приобретении головной организацией товаров (работ, услуг), которые в дальнейшем подлежат передаче обособленному подразделению " . Данный подход отражен и в ряде более ранних писем Минфина России (2009-2012 гг.).
Вместе с тем такие различия в разъяснениях, представляется, не свидетельствуют о наличии "неустранимых сомнений, противоречий и неясности" (п. 7 ст. 3 НК РФ), поскольку налогоплательщик должен руководствоваться нормами законодательства, по смыслу которых, как было показано выше, указание КПП покупателя не является определяющим реквизитом для целей НДС и в принципе относится только к налогоплательщику-стороне сделки , а не фактическому грузополучателю.
Нужно ли исправлять счета-фактуры?
Что касается необходимости внесения исправлений в счета-фактуры в части отражения КПП, то следует заметить, что в правилах заполнения счетов-фактур указано на то, что исправление счетов-фактур возможно в случае ошибок либо искажений. Вместе с тем, об искажениях и ошибках может идти речь, если законодательство о налогах и сборах с такими ошибками или искажениями связывает наступление каких-либо последствий, т.е. должна быть установлена значимость такого реквизита, его обязательность.
Иными словами, ошибкой/искажением является ситуация, когда в счете-фактуре не отражено то, что должно было быть отражено в соответствии с установленными правилами его заполнения. Если прямая обязанность по отражению именно такого реквизита и в таком порядке отсутствует, то нет и ошибки, а, следовательно, и оснований для внесения исправлений, замены счета-фактуры.
Неверный КПП или его отсутствие в счете-фактуре не препятствуют применению вычета по НДС
Независимо от того, какой КПП проставлен организацией в счете-фактуре, данное обстоятельство не признается в текущей правоприменительной практике как основание для отказа в применении вычетов.
Материалы судебной практики не свидетельствуют о возникновении риска в применении вычетов по налогу, хотя само наличие таких доводов со стороны налоговых органов в принципе свидетельствует, что появление подобных претензий исключить полностью нельзя. Вместе с тем, учитывая позицию судов, вероятность разрешения такого спора в пользу налогоплательщика является высокой.
В частности, отклоняя доводы налоговых органов, суды основываются на том, что ст. 169 НК РФ не предусматривает обязательное указание в счете-фактуре КПП, а, следовательно, неверное указание либо отсутствие КПП не препятствует праву на применение налоговых вычетов .
Такой подход закреплен не только в Определении ВАС РФ от 10.10.2008 г. № 12585/08, но и в практике (последующей и предыдущей) нижестоящих судов, о чем свидетельствуют, к примеру, постановления ФАС Московского округа от 07.09.2011 г. № А40-136255/10-129-436, от 23.04.2009 г. № КА-А40/3582-09, от 22.09.2006 г. № КА-А40/8042-06, ФАС Восточно-Сибирского округа от 18.03.2008 г. № А33-6296/07-Ф02-967/08, ФАС Северо-Западного округа от 13.04.2007 г. № А42-5675/2006 (Определением ВАС РФ от 03.08.2007 г. № 9457/07 отказано в передаче в Президиум), 9ААС от 18.12.2009 г. № 09АП-24725/2009-АК, 4ААС от 22.04.2010 г. № А19-24868/09 (оставлено без изменения постановлением ФАС Восточно-Сибирского округа от 21.07.2010 г. № А19-24868/09), 13ААС от 09.07.2007 г. № А21-6917/2006 (оставлено без изменения постановлением ФАС Северо-Западного округа от 24.10.2007 г. № А21-6917/2006), 9ААС от 16.10.2006 г. № 09АП-12910/2006-АК (оставлено без изменения постановлением ФАС Московского округа от 29.12.2006 г. № КА-А40/12851-06) и др.
При этом даже в тех случаях, когда суды соглашаются, что ошибочное отражение либо отсутствие КПП является дефектом, они признают такой дефект счета-фактуры незначительным, не препятствующим применению вычетов по данным счетам-фактурам (постановления 10ААС от 16.11.2011 г. № А41-5915/11, 12ААС от 31.10.2008 г. № А12-8136/08-с29 и др.).
Данная практика сохраняется на протяжении последних лет и является стабильной.
Варианты действий
Таким образом, в ситуациях, когда покупателем по договору поставки является головная организация, а фактическим грузополучателем выступает обособленное подразделение этой организации, в отношении выставляемых счетов-фактур может быть избран один из трех вариантов действий:
Указание КПП головной организации. Такие действия будут формально соответствовать как Постановлению № 1137, так и не будут входить в противоречие с гражданским обязательством (содержанием заключенного договора поставки). Такой подход может быть оправдан ссылками на соответствующие разъяснения Минфина России;
Указание КПП обособленного подразделения. Несмотря на то, что такой подход тоже отражен в ряде писем Минфина России, напрямую он не вытекает из Постановления № 1137;
Указание одновременно двух КПП (обособленного подразделения - фактического получателя товара и головной организации - покупателя по договору) за счет внесения в утвержденную форму счета-фактуры дополнительного реквизита. Такой подход также допускается Минфином России .
В тех случаях, когда законодатель придавал указанию КПП правовое значение, на это прямо указывается в соответствующих нормах НК РФ (в частности, п. 9, 15, 18, 19 ст. 204 НК РФ применительно к акцизам).
Как следует из содержания указанных правил, требования к счету-фактуре в части указания КПП, отраженные в Постановлении, существенно дополняют нормы ст. 169 НК РФ. Вместе с тем, такое противоречие должно разрешаться в пользу ст. 169 НК РФ, чего, как показано далее, в целом придерживаются и суды. Так, к примеру, 4ААС в постановлении от 22.04.2010 г. № А19-24868/09 (оставлено без изменения постановлением ФАС Восточно-Сибирского округа от 21.07.2010 г. № А19-24868/09) указал следующее: "факт неправильного указания кода причины постановки на учет в спорных счетах-фактурах не имеет правового значения для оценки правомерности применения налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость, поскольку Постановление Правительства Российской Федерации от 02.12.2000 г. № 914 является подзаконным нормативным актом , который, согласно статье 4 Налогового кодекса Российской Федерации, не может дополнять или изменять законодательные акты о налогах и сборах ". В этом русле высказался и ФАС Северо-Кавказского округа, который в постановлении от 04.06.2008 г. № Ф08-3055/2008: "в данной норме [подп. 2 п. 5 ст. 169 НК РФ] отсутствует прямое указание на обязательное отражение в счете-фактуре КПП продавца и покупателя. Требование об обязательном проставлении в счете-фактуре КПП установлено лишь п. 12 постановления Правительства РФ от 16.02.2004 г. № 84 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 02.12.2000 N 914": в строках счета-фактуры 2б "ИНН продавца" и 6б "ИНН покупателя" необходимо указывать КПП продавца и покупателя соответственно. Однако статья 169 Налогового кодекса Российской Федерации прямо говорит о том, что невыполнение требований к заполнению счета-фактуры, не предусмотренных пунктами 5 - 6 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации, не является достаточным основанием для отказа в принятии к вычету или возмещению налога на добавленную стоимость. В Налоговый кодекс Российской Федерации изменения о необходимости проставления в счете-фактуре КПП не внесены, основным требованием является лишь проставление наименования, адреса и идентификационного номера налогоплательщика. Следовательно, отсутствие КПП или неправильное его указания не является основанием для отказа в принятии к вычету сумм налога, поскольку не предусмотрено Налоговым кодексом Российской Федерации " (Определением ВАС РФ от 10.10.2008 г. № 12585/08 отказано в передаче в Президиум).
В частности, в письмах Минфина России от 02.11.2011 г. № 03-07-09/36, от 15.05.2012 г. № 03-07-09/55 и др. Также, исходя из п. 5 ст. 174 НК РФ, обособленные подразделения не представляют налоговую декларацию по НДС (такая декларация представляется по месту нахождения головной организации за всю организацию в целом, т.е. без разделения налога по обособленным подразделениям), кроме того гл. 21 НК РФ уплата НДС по месту нахождения обособленных подразделений не предусмотрена. К тому же, в п. 5 ст. 169 НК РФ в качестве реквизита счета-фактуры указано на "идентификационные номера налогоплательщика и покупателя ", т.е. законодатель имеет в виду именно налогоплательщиков-сторон сделки, а не их обособленные подразделения. Во взаимосвязи данные положения законодательства позволяют сделать вывод, что для целей НДС отражение в счете-фактуре именно обособленного подразделения не является юридически значимым.
Так, из правовой позиции, сформулированной в Постановлении от 13.03.2008 г. № 5-П, следует, что налоговые обязательства организаций являются прямым следствием их деятельности в экономической сфере и потому неразрывно с ней связаны; возникновению налоговых обязательств, как правило, предшествует вступление организации в гражданские правоотношения, т.е. налоговые обязательства базируются на гражданско-правовых отношениях либо тесно с ними связаны. Эту правовую позицию КС РФ воспроизводит и в более поздних Постановлениях (в частности, в Постановлении от 01.03.2012 г. № 6-П).