оследователи и сторонники учения Яна Гуса, участники широкого общественного и национального движения в Чехии в первой пол. XV в. за реформу католической церкви (в дальнейшем названного гуситским). Впервые заявили о себе весной 1419 г., когда начались их походы в горы, а также в период восстания, поднятого в Праге Яном Желивским (1419). Делились на два лагеря: умеренные – чашники (в основном пражане) и непримиримо настроенные – табориты. Поскольку разделение чешского общества в гуситский период осуществлялось не по принципу «низы против верхов», а по принадлежности к религиозному учению, среди гуситов (как и среди католиков) имелись представители всех слоев чешского общества. Главные социальные силы гуситов – дворянство, горожане, духовные и светские интеллектуалы, крестьяне – выступали против католической церкви и немецкого патрициата городов.
Название «чашники» произошло от требований гуситов установить единый для духовенства и мирян обряд причащения – и хлебом и вином (до этого миряне причащались только хлебом). Гуситы потребовали «чащу для всех». Их символом стала чаша – сосуд для церковного вина. Последователи Гуса стали причащать вином из чаши и простой народ. Поэтому гуситов называют «подобоями», или «утраквистами» (от чеш. и лат. слов, означающих причащение под двумя видами).
Требования чашников были изложены в т. н. «четырех пражских статьях»:
- свободная проповедь слова Божьего в духе гусизма на чеш. языке;
- право мирян на причащение под обоими видами;
- секуляризация церковных земель, духовенство должно вернуться к евангельским правилам и апостольской жизни, какую вел Христос. Этим фактически утверждалась «дешевая» церковь;
- искоренение «смертных грехов», противных закону Божию, Среди чашников было много феодалов, зажиточных бюргеров, рыцарей.
Табориты – сторонники радикальных действий – получили свое название по месту сбора на горе Табор, где затем они основали город (Табор). Табор возник как община «военного коммунизма», каждый, приходивший в Табор, отдавал все свое имущество в общий фонд и вступал в «общину равных», предметы первой необходимости в которой распределялись поровну. Признавая программные положения чашников, табориты трактовали их шире и радикальнее: уничтожение феодальных сословий, имущественных различий, раздел секуляризированных земель, полная свобода проповеди, уничтожение феодалов и их собственности. Табориты избирали своих священников, их главной целью была вооруженная борьба, недаром они назвали себя «Божьими воинами». Возглавлял таборитов Ян Жижка. Таборитский «коммунизм» продержался недолго: со временем «Божьи воины», разорявшие монастыри, храмы, замки, стали применять принцип дележа награбленного, значительную часть которого оставляли себе их командиры. Табор наложил повинности на окрестное крестьянство, став, таким образом, как бы коллективным феодалом. Табориты разоряли лишь владения панов–католиков. Дворяне–гуситы продолжали эксплуатировать своих крестьян, как и раньше. Среди таборитов было больше представителей крестьянства, городского плебса, но были и рыцари, бюргеры и т.д. Выделялись крайне левые – хилиасты (ожидавшие второго пришествия Христа и наступления 1000 – летнего царства Божьего на земле), а также группа экстремистов – пикартов. Действия таборитских войск отличались особой даже для Средневековья жестокостью.
СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ ПО ИСТОРИИ СЛАВЯНСКИХ СТРАН В СРЕДНИЕ ВЕКА И НОВОЕ ВРЕМЯ
ТЕМА 1. ЧЕШСКАЯ РЕФОРМАЦИЯ
ПЛАН
1. Социально-экономическое и политическое развитие Чехии во второй половине ХIV в.
2. Предпосылки и начало реформационного движения.
3 Деятельность Яна Гуса и Иеронима Пражского.
4. Социальный состав гуситов. Чашники и табориты: программные требования и тактика.
5. Восстание 1419 г.
6. Начало крестовых походов против Чехии. Гуситские войны:
а) военное искусство таборитов. Ян Жижка;
б) ход, этапы и значение гуситских войн.
7. Пражские компактаты. Битва у Липан и конец таборитского движения.
8. Итоги и значение гуситского движения в чешской и европейской истории.
Темы рефератов (докладов): 1. Ян Гус – идеолог чешской реформации. 2. Радикальное течение в лагере таборитов.
ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА
Лаптева Л. П . Гуситское движение в освещении современников. Источники и материалы для практических занятий. М., 1992.
Козьма Пражский . Чешская хроника. М., 1962.
Лаврентий из Бржезовой . Гуситская хроника. М., 1962.
Хрестоматия по истории южных и западных славян. Т. I. Минск, 1987. С. 183–193.
Хрестоматия по истории средних веков: В 3 т. М., 1963. Т.2. С. 602–605.
Ванечек В . История государства и права Чехословакии. М., 1981. С. 146–167.
Гусакова Н. А . Из истории борьбы плебейской оппозиции против феодально-католической реакции в начале гуситского движения (1419–1422). Минск, 1963.
Дворник Ф
История Чехословакии в 3 т. М., 1956. Т. I, гл. IV. С. 134–189.
Краткая история Чехословакии. М., 1988. С. 66–96.
Лившиц Г. М . Реформационное движение в Чехии и Германии. Минск, 1978.
Липатникова Г. И . Ян Гус //Вопросы истории славян. Воронеж, 1966.
Мацек И. Табор в гуситском революционном движении. М., 1956.
Озолин А. И . Бюргерская оппозиция в гуситском движении. Саратов, 1973.
Руколь Б. М . Гуситское движение. М., 1964.
Руколь Б. М . Источники об Иерониме Пражском. //Славяне в эпоху феодализма. М., 1978.
Флоря Б. Н . Отношения государства и церкви у восточных и западных славян. Эпоха средневековья. М., 1992.
Методические рекомендации . При подготовке данной темы начать следует с периодизации чешкой реформации. Большая группа исследователей выделяет в гуситском движении два основных периода: а) начальный (1415–1419); б) гуситские войны, разгром таборитов (1419–1436/1437). Существует и более сложная периодизация. Попробуйте сформулировать свою периодизацию движения и обоснуйте ее соответствующей аргументацией.
Историки характеризует гуситское движение как сложное, многоплановое, комплексное явление. Гуситское движение было одновременно движением реформационным, национально-освободительным и социально-политическим. В то же время, соотношение указанных компонентов трактуется неоднозначно: в прошлом, безусловно, доминировал упор на классовую борьбу и антифеодальную направленность гуситского движения. В последние годы авторы подчеркивают взаимосвязь всех аспектов движения. Каково ваше собственное понимание характера гуситского движения?
Многоплановость гуситского движения предполагала обязательное накопление, целого комплекса разнообразных предпосылок, обусловивших его формирование и развитие. Анализируя ситуацию в Чехии на рубеже XIV–XV в. сгруппируйте условия и причины появления реформационного движения по их характеру и содержанию (религиозные, социальные, экономические, политические, национально-освободительные, идеологические). Обратите внимание на социально-экономическую и политическую дифференциацию внутри каждого класса (феодалов, духовенства, крестьянства, городского сословия), а также на статус католической церкви. Постарайтесь выделить в каждой группе противоречий их национальный компонент, взаимосвязь с последствиями немецкой колонизации Чехии. Изучая деятельность Яна Гуса найдите материалы, которые раскрывают сущность его учения о демократизации церкви. Почему Я. Гуса некоторое время поддерживал сам король Вацлав IV? Какова была реакция различных социальных групп чешского общества на казнь Я. Гуса?
Вероятно, логичным будет вывод о том, что в 1415 г. начинается широкое национальное реформационное движение. Рассмотрите характерные для начального этапа формы борьбы и протеста различных социальных групп. Определите, какие требования (реформационные, социальные или национально-освободительные) преобладали в это время.
В 1419 г. завершается первый период движения, которое переходит в состояние «гуситской революции». Во-первых, организационно и идейно оформились два основных лагеря гуситского движения (чашники и табориты). Во-вторых, сформировался реальный центр движения (Табор). В-третьих, произошло объединение сельского и городского потоков движения (восстание в Праге и др.). В-четвертых, чешские паны-католики, немецкий патрициат, римская церковь и германский император объединяются для борьбы с гуситами, начинаются гуситские войны и т.д. Подтвердите переломный характер 1419 г. для гуситского движения.
Гуситы делились на два основных лагеря. Умеренное течение, объединившее феодалов, бюргерство и другие зажиточные слои населения, провозгласило своей главной задачей добиться причащения из чаши и для простых мирян – разумеется, со всеми экономическими и социально-политическими последствиями этой меры. Этот лагерь стал называться партией чашников. Радикальное крыло гуситов (крестьянство, городские низы, мелкая шляхта) получило название таборитов. Программа чашников была сформулирована в документе, известном как «Четыре пражские статьи». Изучите этот документ в хрестоматии.
Табориты в своих требованиях шли дальше чашников (утраквистов), рассматривая «Четыре пражские статьи» лишь как программу-минимум. По 1421 г. включительно в среде таборитов доминировало левое, иногда близкое к атеизму течение. Его сторонники выступали за ликвидацию сословий и равноправие всех людей, уничтожение феодального государства, отказ от многих элементов учения и обрядности католической церкви и др. Обратите внимание на то, что на рубеже 1421–1422 гг. радикализм в лагере таборитов был разгромлен его более умеренными силами. Постарайтесь ответить на вопросы о том, почему Ян Жижка физически истребил сторонников таборской коммуны. Изучая тактику чашников и таборитов, обратите внимание на различия в их отношении к вооруженной борьбе и компромиссам.
С 1419 г. в Чехии проходили гуситские войны. С одной стороны, это была вооруженная борьба между чешскими гуситами и чешскими феодалами-католиками, а с другой – борьба чехов-гуситов против иностранной интервенции. Сколько было крестовых походов против гуситов, каков был состав их участников, какие цели они преследовали? Что обеспечивало победы гуситского войска? Что меняется в отношениях армии и народа и в общественном мнении на рубеже 20-30-х годов XV в.?
Внимательно изучите материалы Базельского конгресса, Пражского соглашения руководства римско-католической церкви и чашников (1433), разгрома таборитов в битве у Липан 30 мая 1434 г. Анализируя причины поражения радикального лагеря, не ограничивайтесь противоречиями внутри гуситского движения. Обратите внимание на то, что т.н. «Базельские компактаты» 1436 г. означали фактическую победу чешской реформации в ее умеренной форме.
Охарактеризуйте результаты гуситского движения в соответствии со следующей схемой:
изменение экономического, политического и конфессионального статуса католической церкви в Чехии;
усиление социальной роли шляхты и городов;
решение ряда вопросов национального освобождения, подъем национальной культуры;
фактическое отсутствие социальных завоеваний у крестьянства и городских низов.
Охарактеризуйте основные элементы и формы политической борьбы в Чехии в 1437–1471 г. между утраквистами и ортодоксальными католиками, значение деятельности Иржи из Подебрад для сохранения завоеваний гуситского движения. Анализ исторического значения гуситского движения можно базировать на тезисе о том, что Чехия явилась первой страной победившей реформации и оказала значительное влияние на феодальную Европу.
ТЕМА 2. ФОРМИРОВАНИЕ СОСЛОВНО-ПРЕДСТАВИТЕЛЬНОЙ МОНАРХИИ В ПОЛЬШЕ (конец XIV – XVI вв.)
ПЛАН
1. Социально-политическое развитие Польши в конце XIV – начале XVI в.
2. Социальная структура польского общества. Сословные привилегии шляхты.
3. Оформление сословно-представительной монархии в Польше в XVI в. «Шляхетская демократия»:
а) Кошицкий привилей;
б) Нешавские статуты;
в) Радомская конституция;
г) «Генриховы артикулы».
4. Органы государственного управления:
а) королевская власть;
б) органы центрального управления. Сейм;
в) местное управление.
ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА
Хрестоматия по истории южных и западных славян. В 3 т. Т. I. Минск, 1987. С. 219–246.
Хрестоматия по истории средних веков: В 2 т. М., 1963. Т. 2. С. 595–599.
Бардах Б., Леснодорский Б., Пиетрчак М . История государства и права Польши. М., 1980.
Дворник Ф . Славяне в европейской истории и цивилизации. М., 2001.
Дыбковская А., Жарын М., Жарын Я. История Польши с древнейших времен до наших дней. Варшава, 1995.
История Польши. В 3 т. Т. I. М.,1955.
Краткая история Польши. М., 1993. С. 28–35, 44–60.
Ливанцев К.Е . Сословно-представительная монархия в Польше. Л.,1968.
Лилейко Ежи . Варшавский замок. Варшава, 1980.
Польский сейм. Варшава, 1959.
Разумовская Л. В . Очерки по истории польских крестьян в ХV–ХVI вв. М.,1988.
Рутковский Я . Экономическая история Польши. М.,1953.
Тазбир Я. Привилегированное сословие феодальной Польши. // Вопросы истории. 12. 1977.
Чаплиньский В . Органы государственной власти в Польше ХVI–VШ вв. // Вопросы истории. 12. 1977.
Темы рефератов (докладов): 1. Нешавские статуты 1454 г., их место и значение в истории государственного развития Польши. 2. Церемониал заседаний сейма в Варшавском замке.
Методические рекомендации. В XIII–XV в. в Польше складывается сословная структура общества, типичная для средневекового европейского государства. Основой для формирования сословных структур и отношений было наделение всех основных социальных групп определенным правовым статусом, передаваемым по наследству и закрепленным законодательно. До конца XV в. социальные структуры находились в движении, границы между сословиями оставались проницаемыми, что было порождено экономическим ростом и бурными политическими переменами.
Шляхта как сословие сформировалась в XIV в., но основной круг ее сословных привилегий – «рыцарское право» стал определяться уже в XIII в. В конце XIV – XV в. в результате принятия ряда общесословных привилеев оформился корпус шляхетских сословных привилегий. Опираясь на текст Кошицкого привилея (1374), Червинского (1422), Едлинского (1430), Нешавских статутов (1454), Петрковского статута (1496), проследите, как формировалась система шляхетских сословных привилегий.
Итогом этих законодательных актов явилось предоставление рыцарству ряда политических, юридических, финансово-экономических преимуществ, в результате чего ущемлялись в правах другие сословия и происходил процесс сужения прерогатив королевской власти за счет расширения прав и привилегий шляхты. В XIV–XV вв. в Польше существовали предпосылки для создания сильного централизованного государственного аппарата. Покажите место и роль органов центрального управления (король, королевский совет, королевская канцелярия, казначейство), определите полномочия королевских наместников в провинциях. Объясните, почему земские должности, не имея реального административного веса, были привлекательны и важны для шляхты. Что составляло основу военной организации польского государства со времен Казимира Великого?
С конца XIV в. (рубежным является Кошицкий привилей 1374 г.) происходит трансформация органов государства, прежде всего это выразилось в ограничении власти короля. В то время как в других европейских странах складывались абсолютистские монархии, в Польше возникло государство республиканского типа, с выборным королем и парламентом, наделенным прерогативой установления закона.
В XV в. складывается система польского сословного представительства – общепольского (вального) сейма, провинциальных и земских сеймиков. Именно на этом фундаменте в конце XV – XVI в. создаются базовые институты польской «шляхетской демократии». Проследите генезис польского сейма, подчеркнув особую роль в оформлении сейма как главного законодательного органа Нешавских статутов 1454 г. и конституции «Nihil novi» 1505 г. Определите причины, вызвавшие к жизни эту специфическую модификацию сословно-представительной монархии. Было ли ее появление с неизбежностью детерминировано какими-либо предшествующими процессами в польском обществе и государстве или это альтернатива исторического развития?
Важнейшая особенность сеймов и сеймиков – их односословность. Доминирование шляхты было неоспоримым. В XV–XVIII в. городские делегации нескольких крупнейших городов имели право лишь совещательного голоса в решении тех или иных вопросов. Если в странах Западной Европы горожане играли важную роль в политической расстановке сил, то в Польше были далеки от внутренней сплоченности и фактически отлучены от политической роли. Структура городского населения Польши была очень сложной и противоречивой. Это облегчило шляхте отстранение горожан от влияния их на деятельность наиболее важных органов власти. Объясните, почему в Польше не сложился союз королевской власти и городов.
В такой ситуации монархам не оставалась ничего иного, как использовать антагонизм внутри шляхты, главным образом между средней шляхтой и магнатами. В первой половине XVI в. сейм стал ареной политической борьбы между шляхтой и магнатами. Почему шляхте не удалось добиться реального ограничения политической роли магнатов, предотвратить династические кризисы, создать дееспособную постоянную армию? Почему шляхта, поддерживая короля, не могла стать его надежным союзником?
Мощные экономические позиции средней шляхты в XVI в. привели к тому; что это облегчило складывание шляхетской Речи Посполитой. Права и вольности шляхты были закреплены в «Генриховых артикулах» 1573 г., ставших синонимом «золотых шляхетских вольностей». Генриховы артикулы составили рубеж в политической истории Польши. Они закрепили те начала политического устройства страны, которые просуществовали до Конституции 3 мая 1791 г.
Государственный строй польско-литовской Речи Посполитой современники сравнивали с принципатом Августа, который правил вместе с сенатом как «primus inter pares». Совет в условиях Польши представляли сейм и сенат, а польского короля называли «первым в совете». Такое государственное устройство было в ту эпоху лишь в Венеции и Польше. И венецианский дож, и польский король выбирались свободными гражданами и осуществляли власть при помощи совета с соблюдением всех законов, составлявших фундамент обеих республик.
Созданная в XVI в. в Польше политическая модель государства – монархия и одновременно шляхетская республика – оказалась и достаточно устойчивой, дееспособной, и оригинальной. Раскрывая своеобразие государственного строя Речи Посполитой, М. К. Любавский отмечал, что «поляки создали такое оригинальное государство, подобного которому не было в истории». В чем же, на ваш взгляд, уникальность, оригинальность опыта шляхетской Речи Посполитой?
Шляхетская республика с успехом конкурировала с другими сословными монархиями, однако в абсолютистском окружении она подверглась деформации. При этом оказалось, что избыток свободы может быть столь же опасен для государства, как и избыток прав власти. Подтвердился ли этот вывод в истории Польши?
ТЕМА 3. СЛАВЯНСКИЕ НАРОДЫ БАЛКАНСКОГО ПОЛУОСТРОВА ПОД ВЛАСТЬЮ ОСМАНСКОЙ ИМПЕРИИ
(XVI–XVIII в.)
ПЛАН
1. Османская экспансия на Балканах.
2. Политика турецкой колонизации полуострова.
3. Положение народов Юго-Восточной Европы под османской властью.
4. Национально-освободительная борьба южнославянских народов.
5. Австро-турецкие и русско-турецкие войны XVII–XVIII вв. и их роль в освобождении славянских народов.
Темы рефератов (докладов): 1. Войны государств Центральной Европы против Османской империи (XVI – начало XVIII в.). 2. Гайдуцкое движение.
Источники и литература:
Хрестоматия по истории южных и западных славян. В 3 т. Т. 1. Минск, 1987. С. 141–167.
Хрестоматия по новой и новейшей истории. В 3 т. Т. I. 1640–1815. М., 1963.
Бажова А. П . Россия и югославяне в конце XVIII–начале ХIХ в. М., 1996.
Балканы и Россия. Общественно-политические и культурные связи. М., 1995.
Достян И. С . Борьба сербского народа против турецкого ига, XV – начало XIX в. М., 1958.
Кинросс Л . Расцвет и упадок Османской империи. М., 1999.
Краткая история Болгарии. С древнейших времен до наших дней. М., 1987.
Лещиловская И. И . Петр I и Балканы // Вопросы истории. 2001,-№2. С. 46–57.
Лещиловская И. И . Балканская политика Екатерины II // Вопросы истории. 1999. №2. С. 29–41.
Османская империя и страны Центральной, Восточной и Юго-Восточной Европы в XV–XVI в. Главные тенденции политических взаимоотношений. М.,1984.
Петросян Ю. А . Османская империя – могущество и гибель. Исторический очерк. М., 1990.
Развитие этнического самосознания славянских народов в эпоху зрелого феодализма. М., 1988.
Россия и Балканы. Из истории общественно-политических и культурных связей. М., 1995.
Связи России с народами Балканского полуострова, первая половина XVII в. М., 1990.
Тодоров Н . Балканский город XV–XIX в. М., 1976.
Фрейденберг М. М . Дубровник и Османская империя. М., 1984.
Чуркина И. В . Национальная церковь и формирование южнославянских наций // Вопросы истории. 2001. №3. С. 39–58.
Методические рекомендации. Во второй половине XIV – XV в. 0сманская империя, осуществив основные завоевания, в основном территориально оформилась. В ее состав были насильственно включены Болгария, Сербия, Черногория, Босния и Герцеговина, часть Хорватии и др. Обратите внимание, что формально Османская держава стала империей в 1453 г. (падение Константинополя и гибель Византийской империи), когда основная часть Балкан уже была покорена турками.
Выделите основные этапы османской экспансии на полуострове и дайте им качественные характеристики. Попытайтесь выделить одну, две наиболее принципиальные причины покорения каждого славянского этноса. Детализируйте такие общие факторы, как феодальная раздробленность всех земель и государств, разобщенность южнославянских народов, отсутствие реальной помощи со стороны государств Западной и Центральной Европы, военное превосходство турок и др.
Какова была общая направленность османской агрессии в Европе и в чем историческая заслуга славян Балканского полуострова? Какую цену (социально-экономическую, политическую, культурную) им пришлось заплатить за многовековое насильственное пребывание в составе Османской империи? Какие территории Сербии не были покорены? Каков был реальный статус Черногории с конца XVTI в.?
Изучая положение южнославянских земель под властью Турции, следует выделить два взаимосвязанных направления политики Порты на Балканах: организация управления в славянском регионе империи и политика турецкой колонизации полуострова.
Разберитесь в основных элементах административного деления империи и османской системы управления, в соотношении административной, военной и судебной властей на местах. Охарактеризуйте статус Румелийского бейлербейства в Османской империи. Когда и при каких обстоятельствах получили статус отдельного бейлербейства Босния и Герцеговина?
Все завоеванные турками славянские земли приобретали статус государственных (мирийских). Они делились на три категории: султанские, спахийские и вакуфные. Выясните своеобразие категории «спахий» и «вакуф». Проанализируйте, почему именно турецкая военно-ленная (спахийская) система являлась юридической формой аграрно-правовых отношений и организации армии. Изучите динамику военно-ленной системы и основные причины ее кризиса с конца XVI в. Подберите материал о феодальных повинностях славянских крестьян, кризисных явлениях в развитии села в XVII–XVIII в., о так называемом «великом бегстве» крестьян.
В целом для упрочения владычества Порты на Балканах осуществлялся целый комплекс мер социально-экономического, конфессионального, этнокультурного, демографического характера, который назывался турецкой колонизацией. Помимо военно-ленной системы, среди ее элементов следует выделить насильственную исламизацию населения, массовое переселение турок на Балканы и депортацию славян, физическое уничтожение славянской знати, полное подчинение константинопольской патриархии, различные проявления национального гнета и ассимиляторской политики властей и др. Раскройте содержание понятий «джизье», «потурченцы», «янычары», «фанариоты». Обратите внимание на динамику количественных и качественных характеристик янычар, их политическую роль и социальные претензии в XVI–XVIII вв.
Национально-освободительная борьба южнославянских народов началась сразу же после их покорения. Именно сопротивление османскому владычеству составляло важнейшую тенденцию истории славянского региона империи в позднем средневековье. Изменялись его формы, социальное содержание и активность, но именно оно формировало многие важные черты складывавшихся болгарской и сербской наций, особенности черногорской народности и этносов Боснии и Герцеговины, а также их национального самосознания.
Можно выделить два основных направления национально-освободительного движения: вооруженная борьба и пассивное сопротивление. Определите содержание, масштабы и динамику развития гайдуцкого движения, его особенности на землях Болгарии и Сербии. Сгруппируйте материал о локальных восстаниях: Проанализируйте взаимосвязь с антитурецкими войнами европейских государств, обратите внимание на участие славян в армиях последних. Проанализируйте общий ход и значение военных действий Габсбургской империи, Речи Посполитой, России и др. с Османской империей для освободительной борьбы южных славян. Каковы были стратегические планы Австрии и папского престола в регионе? Почему с конца XVII в. славяне Османской империи все более связывают свое освобождение с Россией?
Учебно-методический комплексКоторого казнили в 1415 г. Спустя несколько лет в Богемии (территория современной Чехии) вспыхнули массовые восстания, которые отражали общественные настроения и были протестом на религиозную, политическую и экономическую ситуацию в королевстве. Начались войны в 1419 году и продлились до 1434 года. Это была часть Реформаторского движения, которое в 15 в. захватило всю Европу.
Ученые отмечают одну важную особенность этого локального конфликта – восставшие массово стали применять огнестрельное оружие, из-за чего погибло большое количество людей.
Участники войн
- Крестьяне, которых называли гусит. Умеренных восставших называли чашниками, а радикальных – таборитами;
- Городской плебс;
- Мелкие мещане;
- Дворяне;
- Немецкие, австрийские, венгерские, польские, итальянские феодалы.
Косвенно поддерживали польский и литовский короли.
В самом начале Гуситских войн участники движения раскололись на два лагеря – революционное и умеренное. Представителей первого крыла назывались таборитами, которые в 1420 году в южных регионах Чехии основали одноименный город. Это был центр борьбы революционного направления гуситов. К радикальным восставшим примкнули городской плебс, бюргеры, крестьяне, часть обедневших дворян.
Табориты требовали реформировать церковь, перестроить политический и общественный строй, систему Чехии, уничтожить католические монастыри и церкви, секуляризовать их собственность и имения. Также они хотели, чтобы Библию каждый человек мог свободно трактовать. Культ святых, почитание мощей табориты не признавали и поэтому требовали их отмены. Священники должны были перестать носить пышные и роскошные наряды. Стать священником мог каждый человек, который знал Святое Писание. Это могла быть и женщина, если она сдавала экзамен на знание Библии.
Второе крыло – умеренное – называли себя чашниками, поскольку выступали за то, что причащение должно происходить из чаш для всех, а не только для священников. Среди чашников были верхушка патрициев, которые жили в городах, шляхта и паны Чехии. Чашники составили свой документ с требованиями, который назывался «Четыре пражские статьи». Он содержал идеи Реформации, требования проводить богослужение на родном для чехов языке, отменить привилегии священникам, ввести церковные требы.
Табориты между собой постоянно ссорились, не выдерживая накала борьбы и напряжения. Спустя время они раскололись на умеренных таборитов и радикальных хилиастов.
Противоречия между гуситами подорвали основы революционного движения в Чехии, мешали добиваться поставленных целей. Войны проходили не только с немецкими захватчиками Чехии, но и между восставшими. Чашники, например, сделали попытку организовать покушение на Яна Жижку, но оно оказалось неудачным. Умеренные и радикальные гуситы боролись друг против друга и в идеологической сфере.
Предпосылки и причины
Католическая церковь и немецкие феодалы создали в 15 в. в Чехии условия для развития оппозиционного движения. Его возглавил ректор Пражского университета Ян Гус, который требовал проведения радикальной реформы внутри церкви, критиковал богачей. В результате чего, Гус очень быстро стал популярным среди бедняков. Среди основных требований и заслуг Яна Гуса были:
- Призыв отменить индульгенции;
- Обличал симонию духовенства;
- Выступал против немецкой колонизации Чехии;
- Перевел Библию на чешский язык, что сделало Священное Писание доступным для бедняков.
Ученики Гуса были более радикальными, призывая к расправам над духовенством Католической церкви. Обычное реформирование уже не устраивало. Папа Римский считал, что в распространении ереси виноват Ян Гус, поэтому вызвал его на собор в Констанце. Перед поездкой ректору университета император Священной Римской империи выдал специальную охранную грамоту. Но она не была принято никем из священников и духовенства во внимание. Гус был арестован и сожжен на костре.
Ответом на подобную жестокость стали общественные движения, которые к 1419 года стали всенародными. Непосредственными причинами Гуситских войн стали следующие факторы:
- Дворяне Чехии направили протест собору в Констанце;
- Стали появляться народные проповедники, которые трактовали идеи Яна Гуса по-своему, в результате чего, они стали принимать радикальную направленность;
- Открытое неповиновение крестьян своим феодалам;
- Желание избавиться от немецкого владычества и засилья.
Поводом к войне стало собрание около Прати (гора Фавор) летом 1419 года, которое и переросло в стычки гуситов и католиков.
Характер войн
- Религиозный;
- Национальный;
- Антифеодальный;
- Народный.
Ход военных действий и крестовые походы
После первых вооруженных столкновений гуситов и католиков, стали вспыхивать восстания по всей стране. В частности, в Праге в ряды сторонников идей Яна Гуса влились представители городского плебса. С каждым месяцем все больше населенных пунктов Чехии поднимались против церкви и немцев. Стычки и битвы, носившие локальный характер, заканчивались по-разному:
- Победой гуситов;
- Поражением от католиков;
- Победой богатых слоев общества, которые поддерживали немцев.
Внутреннюю ситуацию в стране осложнила смерть короля Чехии Вацлава Четвертого и избрание на престол его брата Сигизмунда Первого, который по совместительству был императором Священной Римской империи. Население Чехии не приняло нового короля, поэтому противостояния вспыхнули с новой силой.
В ответ на события в Чехии Сигизмунд объявил крестовый поход против гуситов. Это была серия военных мероприятий, в которых можно выделить несколько этапов:
- Первый крестовый поход – 1420 г.;
- Второй – 1421 г.;
- Третий – 1422 г.;
- Четвертый- 1427 г.
- Пятый – 1431 г.
В 1420 году в Богемию вошли крестоносцы, которых около Праги встретили гуситы. Их возглавлял опытный военачальник и полководец Ян Жижка. Восставшие под его управлением вступили в борьбу с крестоносцами, и выиграли битву. Таким образом, проблема наследника престола в Чехии осталась нерешенной.
Второй Крестовый поход начался год спустя после первого, и снова Ян Жижка с гуситами заставил рыцарей бежать. В одной из битв полководец был ранен, потом ослеп, но продолжал выполнять успешно свои обязанности, руководя гуситами.
Третий крестовый поход снова закончился неудачей, но проходил на фоне внутреннего раскола в гуситском движении. В 1424 году радикальные гуситы – табориты, которые возглавлялись Жижкой разгромили чашников. Спустя несколько месяцев Ян Жидка умер, заболев чумой. Его место занял Прокоп Большой, который стал активный и важным деятелем Реформации в Чехии. Таборитами он руководил очень опытно, выигрывав не одну битву против немцев и других иностранных захватчиков. Четвертый Крестовый поход Папа объявил сразу после того, как табориты в очередной раз разгромили армию императора Священной Римской империи. Гуситы снова выиграли, что позволило им начать контрнаступление против врагов, и выйти во владения империи в Австрии и Венгрии. Чешским восставшим удалось дойти до Балтийского побережья, распространяя идеи Яна Гуса и Реформации. Католический мир и католики называли эту веру ядом из Богемии.
Папа Римский и Сигизмунд Первый понимали, что остановить гуситское движение необходимо любой ценой. Они стали использовать внутренние расколы, делая ставку на чашников. Это была оппозиция к радикалам-таборитам. Пока решался вопрос о том, как договориться с чашниками, Папа снова объявил Пятый крестовый поход, который произошел в 1431 году. Рыцарей снова разбили, на этот раз под Домажлицами.
В 1431 году состоялся собор в Базеле, на котором присутствовали умеренные гуситы чашники. Папа Римский договорился с ними, выработав компромиссное решение. На основании этого был составлен документ под названием Пражские компактаты (основывались на «Пражских статьях)», которые содержали следующие условия:
- Богослужение в Чехии разрешено проводиться на чешском языке;
- Причащаться в церкви можно было под обоими видами;
- Была ликвидирована церковная юрисдикция;
- Факт секуляризации был признан, как свершившийся;
- Чехи и моравы обязаны были подчиняться католической церкви и признавать власть Папы Римского;
- Проповедь в национальных церквях провозглашалась свободной;
- Священников имел право назначать епископов;
- Все преступления и греки наказывались не только духовенством, но и гражданскими властями и другими органами;
- Священникам разрешалось владеть имуществом.
Табориты не признали компактаты, и снова стали воевать с чашниками. Последние обратились к Ватикану.
Рядом Умеренные и радикальные гуситы встретились в битве 30 мая 1434 года около села Липаны, что с Ческим Бродом. Табориты проиграли сражение, несмотря на разгром и гибель лидеров восстания, но продолжали вести партизанскую войну против немцев. Самое яростное сопротивление длительное время оказывал регион Сион. Только в 1437 году область пала, а таборитского руководителя Яна Рогача казнили.
Результаты и последствия Гуситских войн
Через два года Сигизмунд Первый был второй раз провозглашен королем Чехии. Следствием этого стал приезд в страну огромного количества священников-католиков, немцев. Иностранцы жестоко расправлялись с гуситами, которые прятались от официальной власти. Все обещания, которые Сигизмунд давал во время коронации были отменены и нарушены, требования восставших не выполнялись, в Чехии началась реакция, которая усиливала позиции феодалов. Обычные люди страдали от преследований и налогового гнета.
В 1437 году Сигизмунд Первый умер, чехи и Национальная чешская партия не признали наследника императора, которым был Альбрехт Австрийский. Вместо него на престол в 1438 году выбрали Казимира Ягеллона, родного брата польского короля Владислава. Этого кандидата не приняли католики и умеренные чашники, бывшие участники гуситского движения. Разгорелась очередная междоусобица, в которую были втянуты чехи, поляки, австрийцы, немцы. В конце концов, католики в Чехии выбрали своего представителя на престол, им стал Мейнгард Нейгаузский, а чашники – Генрика Птачека, они воевали друг с другом. Но борьба закончилась ничем для них, поскольку Птачек умер, и чашники выбрали своим предводителем-старшиной Иржи (Юрия) Подебрада. Он арестовал противника Птачека, благодаря чему партия чашников стала правящей в стране. В 1458 году он был избран королем. Именно ему принадлежит слава того, кто разгромил остатки таборитского движения. Выжившие члены стали членами общины Чешских братьев, основанной в 1457 г. Участники этой организации стали проповедовать нравственное совершенствование.
Среди заслуг Иржи Подебрада были попытки ограничить произвол феодалов, шляхты, снизить их давление на крестьян. Помимо этого, король способствовал тому, чтобы активно развивались торговля и ремесла, повысил налоги. Подебрад всячески оказывал сопротивление императору Священной Римской империи и Папе Римскому, поэтому в Чехии длительное время существовала свобода вероисповедания. Этот принцип общественной и религиозной жизни был подтвержден при приемнике Подебрада – при короле Владиславе (Польша). В 1516 году Чехия стала составной частью Австрии, и на его престол сел Фердинанд Австрийский. Из-за этого свобода вероисповедания стала постепенно ограничиваться, из-за чего в стране усиливались преследования. Учения гуситов нашло отражение в учении общества Богемские братья.
Гуситские войны не только привели к власти нового короля, который старался поддерживать крестьян и плебс. Противостояние оказало огромное влияние на чехов и моравов, которые перед внешней угрозой объединились и длительное время оказывали серьезное сопротивление немцам. Большая часть общества боролась за независимое национальное государство, требовала проведения реформы церкви, что способствовало формирование чешского характера, самосознания и менталитета. Войны сторонников Яна Гуса стали предпосылкой для развития Реформации в Чехии, оказали огромное влияние на судьбу западных, восточных и южных славян.
26.Чашники и табориты в гуситском движении.
В борьбу с господствующей церковью поднялись две партии. 1)Чашники(ультраквисты) они были более умеренные. К ним принадлежали паны и мещане города Праги го главе стоял университет. Они говорили о причащении под обоими видами. Они высказывались за отчуждение церковного имущества и ослабление влияния Церкви на светские дела.
Табориты(от села Табор) более радикальная партия состояла из обывателей мелких местечек и сел. Они отрицали чистилище, молитвы за умерших, почитание мощей, креста, икон, освящение воды, соли, елея, пальм, поста, хождения на богомолья к святым местам и т. д. Движения таборитов начало распространятся по селам. Проповедники говорили об освобождении от оброков и барщины в пользу духовенства, которому принадлежало три четверти всей земли в государстве. Эти оброки и барщины представлялись им такими же отступлениями от слова Божия. Поэтому и народ стекался в Табор в надежде улучшения своего материального положения. Движение охватило и панских крестьян, которые тоже бросали свои хозяйства.
27.Сущность гуситского движения, его основные результаты.
название чешского реформаторского религиозного движения, названное по имени Яна Гуса и принявшее в 1419 году революционные формы. Радикальные гуситы отрицали авторитет Церкви и признавали лишь Священное Писание как единственную основу веры. Умеренные гуситы призывали к реформированию Церкви, воспринимали таинства в основном в католическом духе, однако требовали упростить литургию и ввести богослужение на чешском языке.
Утраквисты уставшие от борьбы решили в 1431г. На соборе в Базеле, добиться соглашения с католиками, заключили следующие компактаты : 1) причащение под обоими видами дается чехам и мораванам по достижении ими совершеннолетия, причем как под видом хлеба, так и под видом вина разумеется тело и кровь Христовы; 2) смертные грехи, если они касаются канонического права, караются духовенством, а если гражданского права, то го сударственной властью; 3) слово Божие может быть свободно проповедуемо с благословения церковных властей; 4) священники могут владеть наследственными имениями и управлять церковными имениями. Табориты не признавали это соглашение взялись за оружие для защиты своего дела, но были разбиты.
Внутренняя борьба в Чехии прекратилась лишь после того, как вождь утраквистов Юрий Подебрадский, объявленный регентом государства и взял Табор (1452). Большая часть таборитов после того соединилась с утраквистами и приняла их обряды и догматы меньшинство объединилось вокруг Петра Хельчицкого и образовало общину так называемых чешских братии.
28.Особенности взаимоотношений монарха и шляхты в Польше. Унии в польской истории.
Шляхт- привилегированное сословие в Королевстве Польском. Особенность политического развития Польши состояла в том, что сословная монархия не стала ступенью к установлению абсолютизма. Ни магнаты, ни шляхта не были заинтересованы в централизации феодального государства и усилении королевской власти. Назревал конфликт между магнатством и шляхтой. Шляхта поддерживала короля Сигизмунда I (1506-1548), требовавшего редукции (возврата) коронных имений, большая часть которых находилась во владении крупных феодалов. Сопротивление магнатства не дало результатов. В то же время шляхта стремилась подчинить королевскую власть своему контролю. Она упорно отказывала королю в деньгах для формирования постоянной армии. Происходившая внутри господствующего класса борьба магнатов, шляхты и духовных феодалов завершилась компромиссом, который в дальнейшем оказался более выгодным крупным феодалам. Компромиссный характер имела оформившаяся в 1569-1573 гг. конституция Польского государства.
Одним из основных принципов шляхетской конституции был принцип выборности королей всей шляхтой. Когда в 1572 г. умер последний король из династии Ягеллонов - Сигизмунд II Август, шляхта добилась права участия в выборах нового короля и выступила во время предвыборной борьбы как решающая сила. Избранный королем Польши французский принц Генрих Валуа (1573-1574) принял так называемые Генриховы артикулы - важнейшую составную часть шляхетской конституции подтвердившие принцип свободной элекции (избрания) королей всей шляхтой. Без согласия сената король не мог объявлять войну и заключать мир, а без согласия сейма созывать посполи-тое рушение (всеобщее феодальное ополчение). При короле должна была заседать сенатская рада (совет). Отказ короля от исполнения этих обязательств освобождал магнатов и шляхту от повиновения ему. По установленному позже регламенту сейм принимал решения только при наличии единогласия его «послов». Частые срывы сеймов из-за отсутствия единогласия со временем привели к тому, что реальная власть в отдельных частях государства закрепилась за местными сеймиками, где были магнаты. Помимо обычных сеймов, в XVI-XVII вв. созывались съезды вооруженной шляхты - конфедерации, где принцип единогласия не применялся. Часто конфедерации составлялись против короля. Такие выступления назывались рокошами.
Унии :Польские феодалы стремились к укреплению польско-литовской унии, к включению в состав Польши Великого княжества Литовского. Упрочения унии добивалась и шляхта Литвы, рассчитывавшая приобрести привилегии, которые имела польская шляхта. Противниками инкорпорации (слияния, буквально «вте-ления») были литовские магнаты, желавшие сохранить с Польшей только династическую унию.
Воспользовавшись тяжелым положением Литвы во время Ливонской войны, польская шляхта на сейме в Люблине в 1569 г. навязала литовским панам договор (Люблинскую унию), по которому Польша и Литва объединялись в одно государство - Речь Посполитую с общим центральным органом-вальным сеймом. Глава Речи Посполитой одновременно являлся королем польским и великим князем литовским и подлежал избранию на общем сейме. Каждое из объединившихся государств - Литва (княжество) и Польша (корона) - сохраняло свою внутреннюю автономию, отдельную администрацию, суд, бюджет и войско. Еще до заключения Люблинской унии в том же 1569 году польские феодалы включили в состав короны украинские земли Литвы. Образовавшаяся в 1569 г. Речь Посполитая проводила агрессивную политику на востоке.
29. Особенности представительной системы в Польше. Сеймики и Вальный сейм. Сеймом называлось в старой Польше сословно-представительное учреждение, пользовавшееся законодательною властью. Прежде, чем возник общий для всей Польши сейм, в ней уже существовали сеймики, т. е. поголовные собрания шляхты, в которых некоторые видят продолжение старых веч. В начале XIV века Польша, разделенная на уделы, соединяется в одно целое, при чем каждый удел сохранил свою особенность в виде воеводства, и в каждом воеводстве существовал свой сеймик. В отличие от других средневековых сеймов П. сейм получил характер представительства одной шляхты. Высшее духовенство входило в состав королевской рады; низшее не имело особого представительства на сейме. На сеймики духовные лица являлись не в качестве представителей капитула или монастыря, т.е не имела политического веса. Города равным образом были устранены от представительства.
С середины XV в. главная роль на съездах принадлежала панам и должностным лицам, но затем первенствующая роль начинает переходить ко всей шляхте. На вальном сейме каждый посол представлял свою землю, а не весь народ; на сеймах голосовали, так сказать, не послы, а сеймики. Сеймики собирались не только для выбора послов на вальный сейм, но и для решения вопросов о налогах, военной службе и вообще о нуждах государства.
С течением времени случаи перенесения вопросов с сейма на сеймики постепенно учащаются. Сеймики захватывают в свои руки даже исполнительную власть: они приобретают мало-помалу право назначать начальников воеводских дружин, каштелянов, старост, трибунальных судей. Вместе с тем они начинают чаще собираться, т. е. больше чем один раз в год. Частые срывы сеймов из-за отсутствия единогласия со временем привели к тому, что реальная власть в отдельных частях государства закрепилась за местными сеймиками, где были магнаты.
30.Клюнийское движение в церкви. Усиление власти папы.
Клюнийское движение - движение за реформу монашеской жизни в Западной церкви в X-XI веке, центром которого было Клюнийское аббатство.
Возникло как протест против падения нравственности монашества и духовенства, против вмешательства светских властей в церковную жизнь. Главное требование Клюнийского движения к жизни монахов - строгое соблюдение устава Бенедикта Нурсийского; особое внимание уделялось длительному и торжественному совершению литургии, строгому соблюдению распорядка молитв. Лидеры Клюнийского движения осуждали симонию, требовали строгого соблюдения целибата духовенством, на практике добивались освобождения монастырей от власти светских сеньоров и епископов. Клюнийская реформа способствовала созданию в монастырях библиотек и скрипториев и повышению интеллектуального уровня монахов. Реформу начал второй аббат Клюни - св. Одон Клюнийский.
В ходе Клюнийского движения сложилась клюнийская конгрегация монастырей. Она была строго централизованной и возглавлялась аббатом Клюни, который напрямую подчинялся папе и не зависел от местных церковных властей. Монастыри, принявшие реформу, выводились из-под власти местного епископата. Клюни считался аббатом всех монастырей конгрегации, а для управления повседневными делами аббат Клюни сам назначал настоятелей в монастыри, получавших при этом звание приора. Если в начале XI века насчитывалось около тридцати клюнийских монастырей, то в первой половине XII в. - уже более тысячи. Строго централизованная, с фактически монархическим управлением клюнийская конгрегация, независимая от светских и местных духовных властей, была мощным орудием в руках папства как в укреплении его власти в церкви, так и в борьбе за независимость от светской власти.
Основные требования клюнийцев:
реформирование монастырей,
1 введение в них сурового устава, основанного на принципах строгого аскетизма и 2 послушания,
3 жёсткий контроль за соблюдением целибата,
5 провозглашение полной независимости реформированных монастырей от какой-либо светской власти и от епископов, непосредственное подчинение их папе.
Результатом реформы стало образование могущественной конгрегации из сотен монастырей на территории Западной Европы под главенством Клюни, укрепление папской власти и католической церкви. Клюнийская реформа стала фундаментом для Григорианской реформы(движения в католической церкви в конце XI - начале XII столетия. Требования: избавиться симония(покупка должностей), целибат и борьба за инвеституру(борьба светской власти и папства) , так как назначение епископов в то время находилось в руках у мирских властей.)
Программа чашников - чешского бюргерства и рыцарства, которые стремились ослабить могущество католической церкви, устранить засилье духовенства и расширить светское землевладение за счёт церковного, сводилась по существу к требованию «дешёвой церкви» Чашники не хотели перемен в социальном строе Чехии.
Они добивались принятия так называемых четырёх пражских статей, а именно: секуляризации церковных земель, свободы проповеди в духе гусизма, ликвидации исключительного положения католического духовенства путём внедрения причащения «под обоими видами» и наказания лиц, виновных в так называемых «смертных грехах».
Программа чашников была анти* католической, она была направлена также против чужеземного засилья.
Четыре пражские статьи были приемлемы и для чашников, и для таборитов, выражавших интересы крестьянских масс и городских низов. Однако табориты понимали четыре статьи иначе, чем чашники. Табориты требовали полной и безусловной свободы проповеди.
Из требования равенства, символом которого была чаша, народные массы выводили отрицание феодальных сословий и уничтожение имущественных различий. Если шляхта и бюргеры, захватив церковные земли, думали лишь о том, как бы удержать свои приобретения, то народные массы требовали раздела отобранных у духовенства земель.
Исходным пунктом программы таборитов являлось их учение о начавшемся мировом перевороте, который должен закончиться победой добрых людей над злыми. Переворот табориты представляли себе как акт насильственного устранения «грешников и противников закона божьего», под которыми они мыслили феодалов, высший церковный клир и чиновников феодального государства.
Табориты рассматривали переворот как «дело бога», но утверждали, что он должен быть, начат руками «верных», руками «ревнителей божьего дела», под которыми они донимали людей, принадлежащих к трудящемуся народу. Каждый из «верных» призывался к тому, чтобы «лично проливать кровь противников закона Христа» и «омывать свои руки в крови его врагов».
В крае, очищенном от врагов, табориты хотели уничтожить все феодальные порядки и возвратить крестьянству общинные угодья.
Они запрещали «крестьянам и всем подданным» платить какой бы то ни было чинш и десятину феодалам и намеревались установить в своём крае «царство божье», при котором «исчезнет всякий властитель, прекратится дань и всякое светское государство».
Полный переворот предусматривался таборитами и в делах церкви. Существовавшая церковь и все её порядки должны были быть полностью уничтожены, а имущество церкви отдано трудовому народу.
В своих планах новой церкви табориты шли значительно дальше Гуса, заявляя, что нет нужды и в самом Евангелии, ибо новый «закон Христа будет записан в сердце каждого». Упразднялось и почитание «святых», а также действие всех церковных постановлений и предписаний «святых отцов».
Табориты призывали народные массы ввести новый порядок в занятом ими крае и удерживать этот порядок силой меча вплоть до общего мирового переворота, который, по их ожиданиям, будет делом рук «самого Христа».
Следовательно, программа таборитов была прежде всего антифеодальной.
В целях лучшей организации народных масс для борьбы с феодалами табориты ввели в своём лагере строгий порядок и дисциплину, общее пользование всеми запасами продовольствия и другими предметами потребления.