Индустриальный век стал временем металла: из него делались станки, транспорт, иногда даже особые здания. Причём использовался не просто металл, а сталь (сырьё для которой – чугун). При этом развития производства требовало и совершенствования транспорта, потому что нужно было возить гораздо больше сырья и готовой продукции, причём делать это гораздо быстрее. С этой справлялись железные дороги. Потому все три таблицы показывают процесс индустриализации в этих странах.
3. Пронумеруйте перечисленные явления в соответствии с их значимостью. Главным содержанием развития экономики западных стран в XIX в., определившим развитие не только промышленности, но и сельского хозяйства, стал:
3) рост городов; 2) рост численности населения; 1) промышленный переворот.
4. Какое явление было вызвано указанными ниже причинами? Ответ запишите. Необходимость доставки сырья на фабрики и вывоза готовой продукции; необходимость снабжения городского населения продуктами питания; необходимость укрепления экономических связей между странами.
Развитие транспорта, появление новых его отраслей. Прежде всего, имеется в виду появление парохода и паровоза, сеть железных дорог, покрывшая индустриальные страны.
5. Выберите правильный ответ. Первый мировой экономический кризис разразился в:
7. Каковы черты, присущие монополистическому капитализму?
A) Слияние промышленного и банковского капитала и образование финансовой олигархии.
Б) Индустриализация страны.
B) Образование монополий.
Г) Преобладание вывоза капитала над вывозом товаров.
Д) Экономический раздел мира на сферы влияния.
Е) Территориальный раздел мира.
Ж) Вытеснение кустарного производства фабрично-заводским.
Правильный ответ:
8. Когда, по вашему мнению, могли возникнуть и что означали выражения?
«Некоронованные короли Америки»
Фраза возникла в эпоху монополистического капитализма. Она означала, что у владельцев монополистических компаний США фактически было больше власти, чем у любых королей.
«Что хорошо для Круппа, то хорошо для Германии»
Фраза возникла в эпоху монополистического капитализма. Она означала, что интересы государства подчинились интересам крупнейших монополий этого государства.
XVIII век - век Просвещения - привнёс в европейское общество обмирщение сознания, дух предпринимательства, веру в безграничные возможности разума и мысли человека.
Социально-политические изменения, выразившиеся в охвативших Европу буржуазных революциях, неразрывно связаны и с выстраиванием экономического фундамента нового общества.
Уже в XVIII веке в передовых странах Европы наблюдается рост фабричного производства, что является важнейшим условием .
Раньше всех этот процесс начался в Англии. Во-первых, потому что в Англии сформировалась достаточно развитая промышленность мануфактурного типа, а во-вторых, потому что В Англии уже в XVIII веке завершилась аграрная революция (переход от хозяйства мелких крестьянских собственников к крупному землевладению со сдачей участков в аренду фермерам и обработкой земли силой наёмных рабочих).
В XVIII веке были изобретены и революционные механизмы, на базе которых в XIX веке совершенствовались и усложнялись машины, заменяющие ручной труд, (прялка «Дженни» и паровая машина).
События
Середина XVIII - середина XIX вв. - первая промышленная революция (или промышленный переворот).
1765 г. - англичанин Джеймс Харгривс сконструировал механическую прялку «Дженни». С этим изобретением связывают начало машинного века.
1784 г. — шотландский инженер Джеймс Уатт изобрёл .
1800 г. - британский изобретатель Генри Модсли создал первый металлорежущий станок. Он позволил использовать болты и гайки стандартного размера.
1803 г. - в Америке пущен первый автомобиль с паровым двигателем.
1807 г. - спуск на воду парохода Фултона «Клермонт». Начало эпохи паровых судов.
1819 г. - первое пересечение пароходом Атлантического океана (от Ливерпуля до Нью-Йорка), плавание длилось 26 дней.
1825 г. - первая железная дорога. Построена англичанином Джорджем Стефенсоном. Дорога соединила Стоктон и Дарлингтон.
1825 г. - первый кризис перепроизводства. Произошёл в Англии.
Вторая половина XIX в. - вторая промышленная революция.
Последняя треть XIX в. - время появления мощных финансовых и : картелей, синдикатов, трестов, концернов.
1844 г. - первая телеграфная линия между Вашингтоном и Балтимором (США).
1850 г. - проложен подводный телеграфный кабель по дну Ла-Манша (соединил Англию с материковой Европой).
1866 г. - проложен первый телеграфный кабель через Атлантический океан (соединил США и Англию).
1858 г. - первый мировой экономический кризис.
1864 г. - французский металлург Пьер-Эмиль Мартен изобрёл печь для выплавки стали. Печь получила название мартеновской.
1869 г. - открытие Суэцкого канала, кратчайшего водного пути из Средиземного моря в Индийский океан.
1876 г. - в США запатентован телефон Александра Белла.
1885 г. - немецкий инженер Карл Бенц создал первый бензиновый автомобиль.
1895 г. - изобретение радиосвязи.
1900 г. - запуск первого управляемого дирижабля.
Участники
Джордж Стефенсон - английский инженер, изобретатель паровоза.
Генри Модсли - английский механик, изобретатель токарно-винторезного станка.
Жозеф Мари Жаккар - французский изобретатель, автор конструкции станка для создания узорчатых тканей.
Эрнст Вернер фон Сименс - немецкий инженер, изобретатель динамо-машины.
Роберт Фултон - американский инженер, создатель первых пароходов.
Оливер Эванс (США), Ричард Тревитик (Англия) - создатели первых паровых автомобилей.
Карл Бенц - немецкий инженер, создатель первого автомобиля с бензиновым двигателем.
Отто Лилиенталь - немецкий инженер, пионер авиации.
Фердинанд фон Цеппелин - немецкий изобретатель, строитель первых дирижаблей.
Павел Яблочков - русский инженер, создатель электродуговой лампы.
Томас Эдисон - американский изобретатель, создатель .
Сэмюэл Морзе - американский изобретатель, создатель телеграфа.
Александр Попов (Россия), Гульермо Маркони (Италия) - изобретатели радиосвязи.
Александр Белл - американский учёный, один из изобретателей телефона.
Заключение
Промышленный переворот создал фундамент нового индустриального общества. Технический прогресс и промышленная революция внесли много позитивных изменений: это и повышение производительности труда, внедрение новых технологий, улучшение средств связи, повышение уровня жизни населения. С другой стороны, научно-технический прогресс нёс и угрозу обществу: с новыми технологиями появляются и новые средства массового уничтожения (нарезные винтовки, пулемёты, динамит, зажигательные ракеты), встаёт вопрос о загрязнении природы дымом заводских труб, сливом отходов производства в реки. Новый уклад экономики привнёс и социальные проблемы. Стремление владельцев производства любой ценой сократить издержки было причиной тяжёлых условий труда, использования труда женщин и детей.
Параллели
В России, по сравнению со странами Западной Европы, (к концу XIX века) и шёл более быстрыми темпами. Россия относится к так называемым странам второго эшелона индустриализации. Для них характерны короткие сроки промышленного переворота, так как индустриализация идёт не эволюционно и постепенно, а при активном вмешательстве государства. Также для «догоняющей» индустриализации характерна обгоняющая роль тяжёлой промышленности над лёгкой, тогда как в странах первого эшелона раньше всего промышленный переворот происходит именно в лёгкой промышленности. Кроме России, к странам второго эшелона относятся Германия, страны Юго-Восточной Европы, Япония.
Возникла новая отрасль промышленности – машиностроение. Потребность в металле Новые изобретения в металлургии - все больше изобретений из стали. - англ. инженер Г.Бессемер в 1856 г. Изобрел для выплавки стали вращающуюся печь – конвертер. - братья Э. и П. Мартены сконструировали специальную печь, позволяющую выплавлять сталь более высокого качества. Печь была названа их именем – мартеновская.
Несмотря на растущее строительство пароходов, до последней трети XIX века преобладал парусный флот. В 1803 году в Париже проходил испытание первый пароход, построенный Р. Фултоном. «Саванна» - первый пароход, переплывший в 1819 г. Атлантический океан, совершил рейс за 26 дней (Х.Колумб преодолел этот путь за 70 дней). Клермон. Саванна.
В последней трети века начался триумф бензиновых автомобилей. Первым опытом создания бензинового автомобиля считают построенную в 1885 г. Карлом Бенцем, немецким изобретателем, трехколесную повозку с горизонтальным бензиновым двигателем, развивающую скорость 15 км в час.
Братья Монгольфье были фабрикантами из Франции и занимались производством бумаги. В 1782 г. Они случайно заметили, что бумажный мешок, наполненный теплым воздухом, поднимается вверх. Тогда они сконструировали большой шар и наполнили его теплым воздухом (аэростат). Шар братья назвали своим именем – монгольфьером.
Российский ученый А. Попов и итальянский ученый Г. Маркони одновременно изобрели радио. Маркони успел раньше запатентовать свое изобретение в Англии и там же создал фирму «Компания беспроволочного телеграфа и сигналов». В 1899 г. была дана первая радиограмма. А. Попов Г. Маркони
Становление индустриального общества
Милагина Марина Васильевна
МОУ «Шестаковская ООШ»
Московская область
Волоколамский район
Индустриальное общество – это общество, основанное на развитии крупного промышленного производства.
Индустриальная революция (промышленный переворот) – это переход от ручного труда к машинному, от мануфактуры к фабрике, от аграрной экономики к промышленному производству.
В первой половине 19 века ПП подошёл к своему завершению – машины стали создаваться при помощи других машин. Для их создания требовалось много металла. Таким металлов была сталь. Она была более гибкой, чем железо, меньше ржавела. Но производство стали до середины
19 века было дорогим.
Железную руду в печах плавили на каменном угле, а для ускорения процесса нагнетали в печь горячий воздух. Английский инженер Бессемер изобрел для выплавки стали вращающуюся печь – конвертор.
Французский инженер Мартен сконструировал печь, которая выплавляла сталь высокого качества – мартеновскую печь.
В текстильной промышленности появился первый автоматический станок. Его создал Ж.М. Жаккар. На станке устанавливали перфорированные карты, которые позволяли ткачу производить ткань с определенным рисунком.
Станок имел специальные иглы, которые управляли нитями ткани, получался изумительный по красоте рисунок.
19 век назвали веком железных дорог. Первую железную дорогу построил в 1825 году Г. Стефенсон между Стоктоном и Дарлингтоном. Это позволило перевозить уголь, хлопок к фабрикам и заводам, вывозить готовую продукцию, снабжать города продуктами питания.
Железные дороги позволили освоить новые территории в США, Индии, Африке.
Автоматические тормоза и сцепка повысили безопасность железнодорожного транспорта.
В 1879 году В. Симменс построил узкоколейку длиной 300 м с электрической тягой. Маленький электровоз тянул поезд из пяти вагонеток (вроде 5 диванов) на Берлинской промышленной выставке. Тогда это было развлечением, но вскоре электрички появились в Европе и США.
Первый паровой пароход «Клермон», построенный Фультоном имел длину 40,5 м, ширину 5,5 м и глубину 2,74 м. Его пробная поездка была назначена на 17 августа 1807 года. Огромная толпа людей стояла на берегу и смеялась над этой затеей. Но когда пароход со страшным шумом двинулся вперёд, насмешки сменились криками одобрения.
«Клермон» вызвал не только удивление, но и страх. Из его трубы вырывались пламя и искры. Матросы упали на колени, и стали молить Бога спасти их от этого чудовища, которое двигалось против ветра и освещало себе путь.
Зимой 1803 – 1804 года американский инженер Эванс пустил по улицам Филадельфии первый автомобиль с паровым двигателем.
Паровая амфибия Эванса 1801 год
Первые автомобили на улицах часто
окружала толпа, поднимающая свист и шум, перед автомобилем на дорогу бросали брёвна и куски железа, причём радость была велика, когда автомобиль ломался и лошади увозили его в мастерскую. Произошли первые ДТП, и власти издали закон: перед «экипажем без лошадей» за 100 м шёл человек с красным флажком – знаком опасности. Скорость ограничивалась 4 км в час.
Паровой грузовик Пекье. Франция 1828 г.
Автомобиль Маркуса. Австро-Венгрия 1875 г.
Автомобиль Селдона. США 1877 г.
Даймлер. Германия 1886 г.
Бенц. Германия 1886 г.
В 1782 году Жозеф Монгольфье нашел средство, с помощью которого можно было подняться в воздух. Этим средством оказалась, наполненная дымом оболочка. Этьенн и Жозеф Монгольфье соорудили шар диаметром
3, 5 м. Успех был полный: шар продержался в воздухе 10 мин. Поднялся на 300 м и
пролетел 1 км.
Широко стало применяться огнестрельное оружие. В 1835 г. американец Сэмюэл Кольт изобрел револьвер, названный его именем.
В 1883 г. К. Максим изобрёл станковый пулемёт («максим»).
К концу XIX века в жизни людей появилось еще одно новшество – электрическое освещение. В 1875г. Русский ученый П.Н.Яблочков изобрел электродуговую лампу (электрическую свечу).
Эти лампы использовали для освещения магазинов, театров. Но дуговые лампы были опасны для населения, свет их не регулировался и включались они все сразу.
Эдисон изобрёл закрытую лампу, в которой несильно горел свет. Впервые 115 ламп осветили параход «Колумбия» в 1880 году.
А. Белл одновременно подали заявку на практически применимые телефонные аппараты. Грей подал заявку на два часа позже, и патент получил Белл. Так, в дома пришел телефон.
Домашнее задание:
Заполнить таблицу «Важнейшие научные открытия 19 века» стр. 10 - 19
Имя ученого или изобретателя
Генри Модсли
Сущность научного открытия
Около 1800 года
Токарный станок, который заменил ручной труд в трех операциях по точной обработке металла
Начать мини-проект: «Наука и техника в 19 веке»
- Параграф 1-2;
- Письменно 1,5 вопрос;
- Заполнить таблицу;
- Понятия выучить.
Слайд 2
План урока
- Основные технические изобретения и научные открытия XIX века;
- Характеристика общества свободной конкуренции;
- Экономические кризисы, как одна из причин перехода к монополистическому капитализму;
- Черты монополистического капитализма;
- Характерные черты империализма.
Слайд 3
Понятия
- Монополия – крупное хозяйственное объединение, сосредоточивающее в своих руках большую часть производства и сбыта какого-либо товара, тем самым, устанавливая свое господство в определенной отрасли хозяйства.
- Конкуренция – борьба между предпринимателями за наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров, обеспечивающие наивысшую прибыль.
- Экономический кризис – период спада и застоя производства, влияющий на благосостояние общества и государства.
Слайд 4
- Синдикат – одна из форм объединения предприятий, осуществляющих общую коммерческую деятельность при сохранении производственной самостоятельности.
- Картель – форма экономического объединения, участники которого устанавливают единые цены на продукцию, договариваются об объемах производства, делят рынки сбыта.
- Трест – одна из форм объединения предприятий, при котором входящие в него предприятия полностью теряют свою самостоятельность и подчиняются единому управлению.
Слайд 5
- Концерн – форма объединения предприятий разных отраслей, характеризуется самостоятельностью управления этих предприятий, большим объемом внутрифирменных поставок, централизованным капиталом.
Слайд 6
Основные технические изобретения и научные открытия XIX века
- Процесс модернизации, который в XIX веке в западных странах завершился, практически не затронул страны Востока.
Как вы думаете почему?
- В странах Востока существуют ценности, основанные на сохранении традиций. Изменения внедряются крайне неохотно и медленно.
- В странах запада, наоборот, активно используют технические изобретения и благодаря им вырываются далеко вперед
Слайд 7
- Какими техническими изобретениями мы пользуемся повседневно и практически их не замечаем?
- Все изобретения этого века носили практический характер и были направлены на то, что бы с меньшими затратами получить большую прибыль.
- Они изменили повседневную жизнь общества, человека, повлияли на развитие всех сфер жизни общества, особенно экономики.
Слайд 8
Характеристика общества свободной конкуренции
- Какие отношения господствовали в экономике стран запада в XIX века?
- «Дикий капитализм».
- свободные отношения, не регулируемые государством то есть, свободная конкуренция.
Слайд 9
Какую роль конкуренция играет в развитии производства?
Главным стимулом в развитии производства. В ходе конкуренции предприниматели, стремясь получить большую прибыль и снизить затраты, внедряют новые изобретения, увеличивают выпуск, снижают цену. Помимо этого они увеличивают ассортимент и улучшают качество товаров.
Слайд 10
Экономические кризисы, как одна из причин перехода к монополистическому капитализму.
- Стремление предпринимателей расширить производство и увеличить выпуск товаров приводит к нарушению пропорций развития экономики
- Что произойдет, если предложение значительно превышает спрос?
(кризис перепроизводства)
Слайд 11
Экономический кризис
- С одной стороны они приводят к падению производства, тормозят развитие экономики, с другой – являются дополнительным стимулом для усовершенствований производства, внедрению новой техники и технологии.
- Развитие рыночной экономики происходит по схеме:
Кризис - застой производства - подъем кризис.
Слайд 12
Черты монополистического капитализма
- В результате такого развития экономики, выживают лишь сильнейшие, те кто послабее прекращают свое существование, либо начинают объединяться.
- В 1880-1890 гг. на смену общества свободной конкуренции приходить общество, в котором главную роль играют крупные союзы капиталистов – монополии.
Прочитайте текст на странице 19-20 до текста дополнительного чтения и выделите причины создания крупных финансовых и промышленных объединений