Задание 1 . а) Выдели начальные звуки из слов: сани, шапка.
б) Сравни звуки с и ш по артикуляции.
Чем похожи эти звуки?
В чем различие этих звуков?
Задание 2 . Выдели начальные звуки из слов. Логопед произносит слова, выделяя голосом первый звук, дети его повторяют.
Образец. Сом (с), шум (ш).
Сам, шум, шаль, сани, сумка, шея, сало, сук, шел, шина, сила, синий, сахар, шорох.
Задание 3 . а) Произнеси звук с или ш с опорой на кисть руки логопеда.
Логопед напоминает детям, что при произнесении звука с язык находится внизу, за нижними зубами, а при произнесении звука ш язык поднимается вверх, за верхние зубы. Если кисть руки поднимается вверх, дети произносят звук ш, вниз - с.
С ШС ШСС Ш С и т. д.
б) Произнеси звук с и ш по опорным стрелкам.
Логопед показывает детям карточки с изображением стрелок, направленных вверх или вниз, дети произносят соответствующий звук.
Образец, с ш
в) Произнеси звук с и ш по условным значкам.
Логопед напоминает детям, что при произнесении звука с
губы улыбаются, при произнесении звука ш - губы рупором. Логопед показывает детям карточки с условными значками: с, ш. Дети произносят соответствующий звук.
Задание 4 . Произнеси слоги отраженно.
СА – ША ША – СА АСА – АША
СО – ШО ШО – СО АСО – АШО
СУ – ШУ ШУ – СУ АСУ – АШУ
СЫ – ШИ ШИ – СЫ АСЫ – АШИ
СЕ – ШЕ ШЕ – СЕ АСЕ – АШЕ
Игра «Наоборот».
Логопед произносит слог со звуком с, дети со звуком и, и наоборот.
Образец: СА ША СО ШО
ША СА ШО СО
СУ ШУ ШИ СЫ
Задание 5 . Запомни и воспроизведи ряд слогов.
СА-ША -СА ША -СА-ША ША-ША -СА
СО-ШО -СО ШО -СО-ШО СА -СА-ША
СУ-ШУ -СУ ШУ -СУ-ШУ ШУ-ШУ -СУ
Задание 6 . Прослушай слова, а) Выдели начальный слог. Логопед голосом подчеркивает выделяемый детьми слог.
Образец. Сани (са), шали (ша).
Сани, шали, сухо, шина, сало, шило, соты, шея, сомы, шаги, сапог, сырой, шили, сели, шумит.
б) Выдели последний слог. Образец. Лиса (са), ношу (шу).
Лиса, каша, носы, косы, наша, несу, малыши, кошу, Маша, мыши, носи, ваша, Луша, Алиса.
Задание 7 . Закончи слово, добавив слоги са или ша с опорой на картинки (подбираемые логопедом). Произнеси слово целиком.
Ли.. .(са), на.. .(ша), коле.. .(со), гало.. .(ша), кры.. .(ша).
Добавь слоги сы или ши. Произнеси слова целиком.
У.. .(ши), у.. .(сы), но.. .(сы), мы.. .(ши), кры.. .(сы), кры.. .(ши).
Задание 8 . Произнеси слова парами отраженно.
усы - уши нос - нож
крыса - крыша носки - ножки
миски - мишки нас - наш
Какими звуками отличаются пары слов?
Уши - усы; крыса - крыша; басня - башня; нас - наш;
вас - ваш.
Задание 9. Рассмотри картинки. Назови их.
Задание 10 . Произнеси слова отраженно.
Сушить, спешить, пушистый, сушка, веснушки, шоссе, пастушок, стишок, смешок, старушка, услышал, поспешил, рассмешил, насмешил, скворушка, шустрый, машинист, смышленый.
Логопед выясняет, понимают ли дети смысл данных слов.
Задание 11 . Запомни и назови ряд слов.
Спешить - поспешил - спешка; сшить - сшили - расшить; сушь - сушили - засушили - сушка - высушили.
Задание 12 . Вспомни слова, похожие на слово сушь.
Задание 13 . Ответь на вопросы одним словом. Логопед следит за четким произнесением звуков с и ш.
Кто ведет поезд?
Что светит днем людям?
Чем покрыто тело кошки, собаки?
Каким другим словом можно назвать маленькие баранки?
Воспитательница прочитала детям рассказ, и дети рассмеялись.
Какой был рассказ?
Задание 14 . Закончи предложения одним словом.
Логопед читает отрывок из стихотворения К. Чуковского «Мойдодыр». Он начинает предложение, дети заканчивают его одним словом.
Да здравствует мыло... (душистое). И полотенце... (пушистое). И зубной... (порошок). И густой... (гребешок).
Задание 15 . Отбери картинки в три колонки: со звуком с, со звуком ш, со звуком с и ш.
Картинки подбирает логопед.
Перечень предлагаемых картинок: свекла, Душ, шкаф, носки, ромашка, лес, редис, мешок, солнышко, сосулька, шашки, бабушка, старушка, сушка, шоссе.
Задание 16 . Определи место звуков с и ш в словах. Старушка, шоссе, солнышко, страшный, шустрый.
Задание 17 . Закончи предложение одним словом по опорным картинкам.
У зайца длинные... (уши). У кота длинные... (усы). Под полом шуршит... (крыса). На доме новая... (крыша). Саша помог... (старушке). У Шуры новые... (сапожки).
Звуки с-ш в предложениях
Задание 18 . Произнеси отраженно словосочетания.
Седой дедушка. Пушистый снег. Душистое сено. Красный карандаш. Сухие шишки. Смешной рассказ. Мшистое болото. Страшный зверь. Шелковистая трава. Шелкова головушка, масляна бородушка.
Логопед выясняет, понимают ли дети данные словосочетания.
Задание 19 . Ответь на вопросы. Произнеси предложения целиком.
Образец. Снег какой? Пушистый. (Снег пушистый.)
Карандаш какой? Рассказ какой? Зверь какой? Трава какая? Головушка какая? Бородушка какая? Сено какое? Болото какое? Шишки какие?
У кого шелкова головушка, масляна бородушка?
Задание 20 . Прослушай предложения. Ответь на вопросы.
На болоте растет камыш. Камыш густой и высокий. Саша и Сима срезали камыши.
Что растет на болоте?
Какой камыш?
Кто срезал камыши?
Задание 21 . Произнеси предложения отраженно.
Кукушка весело кукует. Маша пьет кисель. Саша несет груши. Пастушок спешит домой. Сестра сшила Саше рубашку. У слона большие уши.
Задание 22 . Составь предложения по сюжетным картинкам про Сашу и Машу.
Кто поступает правильно?
Задание 23 . Произнеси отраженно пословицы, поговорки, чистоговорки. Заучи наизусть по выбору логопеда. Выясни смысл каждой пословицы и поговорки.
Как постелишь, так и поспишь. Ой, какой мороз, Все окошки занес!
Береги нос в большой мороз. Сидит, свесив ножки, Как лапша на ложке
Не спеши языком, а спеши делом. Стоит, как кошка над мышкой.
Совушка, совушка, Большая головушка. Стоит, как камыш над рекой.
Песней поле не вспашешь. Листья? как живые, шепчутся,
Поспешишь - людей насмешишь. а придет пора - и зашумят. Девять мышей вместе потянули -
Крышку с кадушки стянули.
Спешишь, спешишь, а отдохнуть некогда.
Отольются кошке мышкины слезки.
Задание 24 . Произнеси скороговорки в трех темпах: медленном, среднем и быстром.
Логопед следит за четким произнесением звуков с и ш.
Сосна шумит со сна,
Со сна шумит сосна.
Саша мал,
Саша мил.
Саша с мылом уши мыл.
Задание 25 . Прослушай загадки. Найди отгадки. Выучи их наизусть. Загадай загадки маме, папе, бабушке, своим друзьям.
Логопед выставляет картинки, изображающие отгадки к загадкам.
У окошка я сижу,
На весь мир в него гляжу.
(Телевизор.)
И крыша со мной.
(Черепаха.)
Я шарик пушистый,
Белею в поле чистом.
А дунул ветерок -
Остался стебелек.
(Одуванчик.)
Из дома я вышла
И вынесла крышу.
Вернулась домой
Стоит Антошка
На одной ножке.
Гладкое, душисто,
Моет чисто.
Я стою на ножке толстой,
Я стою на ножке гладкой.
Под коричневою шапкой,
С бархатной подкладкой.
(Белый гриб.)
(П. Расс-Серебряная.)
Конспект занятия.
Тема. Звуки с и ш.
Екатерина Сулейманова
Дифференциация звуков [с]-[ш]. Артикуляционные упражнения
Дифференциация звуков [с]-[ш] .
Правильная артикуляция звука [с] . Зубы сближены, губы растянуты в улыбке, кончик языка упирается в нижние зубы, спинка выгнута, Боковые края языка прижаты к нижним коренным зубам. Воздушная струя узкая, холодная, сильная.
Правильная артикуляция звука [ш] . Губы выдвинуты вперед и округлены. Кончик языка поднят к передней части неба, но не касается его. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Спинка языка приподнята. Форма языка напоминает «чашечку» .
Отличия звуков [с]-[ш] .
Губы в улыбке Губы округлены
Язык внизу Язык наверху
Воздух холодный Воздух теплый
Характеристика звука [с]- согласный , твердый, глухой.
Характеристика звука [ш]- согласный , всегда твердый, глухой.
Игра «Насос- ветер» .
Спойте песенку змеи-шшшшшшшшшш
Спойте песенку ветра- ссссссссссссссссс.
Произносите звуки чередуя с –ш- с- ш- с- ш….
Игра «Палочки» .
1. Взрослый произносит звуки [с]-[ш] , ребенок рисует палочки.
- звук [ш]- потому , что язык наверху,
- звук [с]- потому , что язык внизу.
2. Прочитайте по палочкам :
Игра «Договори словечко» .
Взрослый произносит начало слово, ребенок договаривает последний звук [с] или [ш] ,
Каранда….(ш, фини…. (ш, глобу….(с, ланды…. (ш, какту….(с, анана….(с, малы (ш, шала (ш, пару….(с, абрико (с….
Игра «Повтори за мной» .
СА- ша, со- шо, ша- са, шо- со, су- шу, сы- шы, шу- су, шы- сы…
Са- ша- са, са- са- ша. Ша- са- са
Со- шо- со со- шо- шо шо- шо- со
Су- су- шу шу- су- су су- шу- су
Сы- ши- ши ши- сы- ши ши- ши- сы
Са- со- шу
Шо- шу- са
Сы- ша- со
Ша- са- шу
Су- сы- шу
Со- шу- ша
Чистоговорки.
Наша Маша хороша- ша- са- ша.
Наши ушки хороши- ши- сы- ши.
У осы усы, усы- сы- ши- сы.
Бегает лиса- са- ша- са.
Ягоды в лесу- су- шу- су.
Дали колесо -со- шо- со.
Нет карандаша- ша- са- ша.
Сижу и не шуршу- шу- су- шу.
Игра «Повтори за мной» .
Ас- аш, ос- ош, аш- ас, ош- ос, ус- уш, ыс- ыш, уш- ус, ыш- ыс…
Ас- аш- ас, ас- ас- аш. ас- аш- аш
ос- ош- ос ос- ош- ош ош- ош- ос
ус- ус- уш уш- ус- ус ус- уш- ус
ыс- ыш- ыш шы- сы- шы шы- шы- сы
Ас- ос- уш
ош- уш- ас
ыс- аш- ос
аш- ас- ус
ус- ыс- уш
ос- уш- аш
Чистоговорки.
Ребенок повторяет только слоги. Остальное говорит взрослый.
Беги сюда малыш- ыш- ис- ыш
Вокруг такая тишь- аш- ос- иш
Свет в окне погас- ас- аш- ас
Вот стоит матрос- ос- ош- ос.
Кошки ловят крыс- ыс- ыш- ыс.
Игра «Замени звук » .
Замените в словах звук [с] на [ш] и наоборот. Ребенок повторяет оба слова.
Сутки- шутки споры- шторы
Суметь- шуметь сытый- шитый
Спит- шипит усы- уши
Усат- ушат мишка- миска
Басня- башня маска- Машка
Маша- масса каска- кашка
Ириска- Иришка просить- прошить
Нас- ваш ваш- вас
Саша, сушу, суша, сошел, сушить, шелест, шоссе, сушка, скошу, стишок, шесток, спешить, смешная, спешка, шанс, сшить, сушенный, сынишка, душистый, пушистый, машинист, сушки, спешу, смешу, слышу, слишком, соловушка, сушеный, стеклышко, смешно, поспешно, успешно, насмешка, усмешка, послушный, шахматист, пастушок, пустышка, старушка, солнышко, послушный, распушил, шествие, расшумелся, путешествие.
Словосочетания.
Следите за правильным произношением.
Сосновая шишка.
Сонная кошка.
Сонина шуба.
Яшины санки.
Душистый куст.
Пышное тесто.
Душистое сено.
Шелковая косынка.
Пушистая кошка.
Высокая башня.
Сухие штанишки.
Бабушкин сундук.
Мышиный писк.
Квашеная капуста.
Косолапый мишка.
Острый шип.
Смешная шутка.
Шахматная доска.
Сытый мишка.
Вишневый сок.
Смешная маска.
Пустой мешок.
Школьная доска.
Смешные потешки.
Игра «Жадина» .
Ребенок говорит, что все вещи его.
Например : мой стишок, моя суша…
Соловушка, насмешка, шоссе, сынишка, машинист.
Чистоговорки.
Ребенок повторят чистоговорку полностью.
Наша Маша хороша- ша- са- ша.
Укусила в нос оса- са- ша- са.
Наши ушки хороши- ши- сы- ши.
У осы усы, усы- сы- ши- сы.
Бегает лиса- са- ша- са.
Ягоды в лесу- су- шу- су.
Дали колесо -со- шо- со.
Нет карандаша- ша- са- ша.
Гулять нам хорошо- шо- со- шо.
Сижу и не шуршу- шу- су- шу.
Любят песни малыши- ши- сы- ши.
Беги сюда малыш- ыш- ис- ыш
У нас большой шалаш- аш- ас- аш
Вокруг такая тишь- аш- ос- иш
Над кустами много ос- ос- ош- ос
Над вишней много ос- ош- ош- ос
Свет в окне погас- ас- аш- ас
Вот стоит матрос- ос- ош- ос.
На елке много бус- ус- уш- ус.
Кошки ловят крыс- ыс- ыш- ыс.
Предложения.
У Миши- санки.
Наш дедушка- машинист.
Наш насос шумит.
У Наташи сын- Саша.
Саша спешит к бабушке.
Посуда стоит в шкафу.
В саду кукует кукушка.
Соня пишет без ошибок.
Мишка ест из миски.
У кошки пушистая шуба.
На высокой сосне- шишки.
На окошке стоит кактус.
Стас насыпал пшено в мешок.
У высокой сосны- пушистые ветви.
Даша стоит под высоким мостом.
Кошка ест большую, вкусную сосиску.
Соня и Саша едут в путешествие.
На сонного мишку упала сосновая шишка.
Саша с дедушкой посадили шесть кустов шиповника.
На лесной опушке стоит сосновая избушка.
Игра «Путаница» .
Взрослый произносит фразу, ребенок исправляет ее, говорит полным ответом.
Суп ест Наташу.
Стакан моет Мишу.
Ананасовый сок пьет дедушку.
Пуховые подушки сушат Соню.
Миска ест из мишки.
Кокос отнес сына бабушке.
Стадо пасет пастушка Сашку.
Выставка спешит на Сашу.
Окошко сидит на пушистой кошке.
Скороговорки.
У Сони- шишки,
А у Саши- штанишки.
Скушай Саша шесть сушек.
Надо суметь, тут не шуметь.
Шапкой Саша шишку сшиб.
Шишки на сосне,
Шашки на столе.
Шла Саша по шоссе
И сосала сушку.
У кошки- шесть котят,
У мышки –шесть мышат.
Стихи. (выучить) .
Любит сушки наша Даша,
Сушки- это вам не каша.
Саша сегодня в гости спешит,
Снова он шутками всех насмешит.
Семь пушистых котят
Есть суп сегодня не хотят,
А наша Наташа, дает им кашу,
Вот смешная Наташа.
Собака Пушок.
У Саши была собака Пушок. Ушел Саша в школу. Собаку оставил дома. Пушок сорвал салфетку со стола. На пол упали чашка, ложка, нож. Пушок- шалун.
Разделы: Работа с дошкольниками
Цели:
закреплять правильное произношение звуков [с], [ш] в слогах, словах, чистоговорках, во фразовой речи;
учить детей различать эти звуки на слух и в произношении;
учить внимательно вслушиваться в речь взрослого, распознавать правильное и неправильное употребление падежных окончаний существительных;
формировать фонематический слух;
способствовать развитию речевого дыхания;
способствовать формированию грамматического строя речи;
способствовать развитию логического мышления, моторики рук;
воспитывать чуткость, отзывчивость, доброжелательное отношение к окружающему.
Оборудование:
игрушка «Снеговик»;
пиктограммы;
пособие к игре «Вазы»;
картинки - снежинки с изображением предметов, в названии которых есть звук [с] или [ш];
пособие для дыхательной гимнастики «Буря».
Ход занятия
I. Организационный момент.
Логопед: - Раз, два, три, четыре, пять – становитесь в круг играть! Настал новый день, давайте встретим его с улыбкой. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. Мы спокойны и добры, мы приветливы, ласковы.
Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя доброту, красоту, здоровье, а выдохните через ротик все обиды, злобу, огорчения (Звучит лирическая музыка.)
Дети делают вдох и выдох три раза.
А теперь, посмотрите, кто пришёл к нам в гости?
Дети: снеговик.
II. Попеременное произнесение звуков [с] - [ш].
Логопед: - Правильно. Он пришёл к нам с Далёкого Севера и принёс радиограмму. Он не знает какая погода их ожидает в ближайшее время, а вы поможете ему её расшифровать. (На предыдущих занятиях слово «радиограмма» детям объяснялось.) Логопед раздаёт детям карточки (рисунок 1):
Рисунок 1.
Дети по очереди произносят: С – Ш – СС – Ш и т.д. (Произносят громко, тихо, умеренно.)
Стрелочка вверх указывает, что нужно произносить звук [ш], а вниз звук [с].
Логопед: - Молодцы, ребята! Правильно расшифровали радиограмму: «Дальний Север ожидают метели и ветер».
III. Упражнение на развитие мимики.
Ребята, а у снеговика есть друзья, хотите узнать какие? (рисунок 2)
Рисунок 2.
Вот такие друзья у нашего снеговика!
IV. Дифференциация звуков [с]и [ш] в слогах, словах.
Логопед: - А теперь снеговик хочет с вами поиграть (д/и « Повтори за мной»). Давайте покажем ему, какие мы внимательные:
Хорошо, а сейчас по картинкам:
V. Игра «Вазы». Согласование числительного со словосочетанием.
Рисунок 3.
Логопед: - Ребята, а наш снеговик вёз в подарок друзьям вот эти кувшины и нечаянно их разбил.
Помогите ему их собрать. (рисунок 3)
Дети подбирают недостающие части.
А теперь давайте посчитаем, сколько же кувшинов? А считать будем так: один красивый кувшин, два красивых кувшина и т.д.
Дети считают, правильно проговаривая звуки [с], [ш].
VI. Логоритмическое упражнение.
Логопед: - Молодцы, ребята! А давайте попробуем развеселить снеговика, поиграем с ним, а то он очень расстроился из – за разбитых кувшинов:
Ша – ша – ша – мы шагаем не спеша,
Са – са – са – голубые небеса,
Шу – шу – шу – птичкам крошек накрошу,
Су – су – су – и водички принесу,
Ши – ши – ши – наши детки хороши,
Сы – сы – сы – надо спрятать нам носы,
Ошки – ошки – ошки – нам похлопайте в ладошки.
Выполнение движений в соответствии с текстом.
VII. Упражнение на развитие дыхания «Буря в стакане».
Для этой игры необходимы соломинка для коктейля и стакан с крошками пенопласта. В крышке стакана делается отверстие, в которое фиксируется соломинка для коктейля. Ребёнок дует через соломинку, чтобы крошки пенопласта взлетали. Следует обратить внимание на то, чтобы щёки не надувались, а губы были не подвижны.
Логопед: - Вот мы и согрелись, а наш снеговик начал таять. Что же делать?
Дети подсказывают: «Бурю».
VIII. Игра на развитие фонематического слуха.
Логопед: - Ох, ребята, сколько же вы снежинок надули. А снежинки волшебные, с картинками. Вам нужно снежинки со звуком [ш] положить в машину, а со звуком [с] в сани. На снежинках картинки:
- лошадка, мышка, груша, чашка, мишка, носок, автобус, кактус, санки, весы и т.д.
IХ. Дидактическая игра «Правильно ли это?»
Логопед: - А снеговик придумал вам игру за то, что вы не дали ему растаять. Называется она «Правильно ли это?». Снеговик будет говорить вам неправильные фразы, а вы должны будете сказать их правильно.
Девочка ест кашей. Мальчик читает книгой. Мужчина пьёт чая. Женщина идёт в магазином. Кошка сидит на стулом. Мышка залезла в шкафом. Мама шьёт дочери нарядное платьем. Отец читает книгу дети.
Х. Дидактическая игра «Доскажи словечко».
Логопед: - А ещё, наш снеговик большой шутник. Послушайте, что он придумал:
Логопед: - Ребята, а теперь давайте, и мы снеговика поучим, и расскажем ему чистоговорку про наш язычок:
Язык вверх: ша- ша- ша,
Каша, пирожки, лапша.
Язык вниз: са – са - са,
Сахар, масло, колбаса.
XI. Итог.
Логопед: - Молодцы, ребята! Вам понравилось играть со снеговиком? А что вам запомнилось больше всего? Вы хорошо отвечали, играли, снеговику у вас тоже очень понравилось и за это он дарит вам волшебные ледышки (леденцы «Чупа – чупс»). Ему пора возвращаться на Север. Снеговик прощается.
Дифференциация С-Ш
Поэтапная дифференциация звуков С-Ш
1 этап
2. Игра «Добавь слог»:
А) [с] или [ш]: ле.., эта.., ква.., гуа.., анана., глобу.., малы.., но.., ду.., насо.., мы.., фоку...
Б) [са] или [ша]: ли.., ка.., ко.., Ната.., Са.., плак.., о.., кляк.., гру…
В) [сы] или [ши]: камы.., о.., каранда.., детѐны.., бу..., ве..., ча..., ладо..
3. Повтори двуслоговые ряды:
ша – са шу – су ши – сы шэ – сэ
са – ша су – шу сы – ши сэ – шэ
Повтори слоговые ряды
са-ша ша-са са-са-ша ша-ша-са
со-шо шо-со са-ша-ша ша-са-са
су-шу шу-су са-ша-са ша-са-ша
сы-ши ши-сы
4. Повтори слова парами сначала медленно перед зеркалом, потом быстрее. Обратите внимание ребенка на значения слов:
Сайка – шайка Сутки – шутки Стуки – штуки Скала – шкала
Стопор – штопор Споры – шпоры Стык – штык Срам – шрам
Сок – шок Скот – шкот Стиль – штиль
2 этап
1. Попеременно произноси звуки [с] и [ш].
2. Запомни и повтори:
ша-са шо-со шу-су ше-сэ ши-сы
аша-аса ошо-осо ушу-усу аше-асэ иши-исы
3. Повтори пары слов:
Ваш – вас Наш – нас Башня – басня Страшный – красный
Кашка – каска Чашка – часто Пашня – паста Рубашка – колбаска Грош – рос Пошла – росла Камыш – кумыс Яшка – ясный
Клюшка – люстра Пешки – песни Мешки – мести Мишка – миска Вишня – виснет Стишки – тиски Стриж – рис Решать – тесать Мешать – писать Лошадка – посадка
Шалун – салют Шахтѐр – сапѐр Шалаш – салат Шалфей – салфетка Каша – касса Крыша – крыса
Лапша – колбаса Хороша – полоса Ушанка – санки
3 этап
1. Попеременно произноси звуки [с] и [ш].
2. Запомни и повтори:
ша-са-ша шу-су-шу ши-сы-ши шэ-сэ-шэса-ша-са су-шу-су сы-ши-сы сэ-шэ-сэ ша-са-са шу-су-су ши-сы-сы шэ-сэ-сэ
3. Повтори пары слов:
Шляпа – слякоть Шмель – смел Шторы – сторож Шпалы – спали Кусок – пушок
Песок – вершок Носок – ремешок Сорок – шорох Спросонок – мышонок Сумка – шумно
Несу – пишу Пасу – пашу
Плясун – пляшу Суметь – шуметь
Сытый – шитый Крысы – мыши
Сыр – ширь Сыпь – шип
Сила – шило Спросил – решил
4. Измени предложение:
Я спешу в школу. Ты.. Он(она).. Мы.. Вы.. Они..
4 этап
1. Попеременно произноси звуки [с] и [ш].
2. Запомни и повтори:
аса-аса-аша сшо-сшо-сша аша-аса-аша сшу-сшу-сши
асо-асо-ашо сши-сши-сше асу-асу-ашу сше-сше-сши
асы-асы-аши сша-сша-сши аши-асы-асы сше-сшу-сша
3. Игра «Скажи наоборот»:
Двойки получать плохо, а пятѐрки …(хорошо).
Трава низкая, а дерево …(высокое).
Ручеёк узкий, а река … (широкая).
Горчица горькая, а сахар …(сладкий).
Ночью темно, а днем …(светло).
Гном маленький, а великан …(большой).
После дождя земля сырая, а в жару … (сухая). Черепаха ползѐт медленно, а заяц бежит …(быстро).
4. Измени предложение:
Я слышу смешок. Ты.. Он(она). .Мы.. Вы.. Они..
5 этап
1. Попеременно произноси звуки [с] и [ш].
2. Игра «4й лишний». Повтори ряд слов, определи, какое слово лишнее, объясни почему.
Сапоги, шуба, маска, квас; Собака, кошка, лошадь, лиса.
Шапка, шарф, сарафан, шуба;Шапка, сапоги, шуба, шорты.
Шкаф, миска, ложка, чашка;Сосна, ромашка, осина, берёза.
Слива, груша, апельсин, свѐкла; Картошка, капуста, груша, чеснок.
3. Повтори слова:
Саша, суша, сушки, сушилка, шест, шесть, свыше, шерсть, шалость, спешка, шелест, слушать, слышать,
Сашенька, старший, страшно, солнышко, стѐклышко, шоссе, смешок, смешинка, скошу, смешу, спешу, сушить,
смешить, душистый, пушистый, послушный, бесшумный, сынишка, трусишка, старушка, расшумелась, пастушок, машинист.
4. Измени предложение: Я слушаю стишок. Ты,он..Мы..Вы..Они..
5. Выучи: У киски игрушка – плюшевый мишка,
У мишки игрушка – пушистая киска.
6 этап
1. Повтори чистоговорки, чётко проговаривая все звуки:
Ша-ша-ша – Саша моет малыша. Су-су-су – воздушный шарик я несу.
Ши-ши-ши – спать ложатся малыши. Шу-шу-шу – я письмо пишу.
Со-со-со – Миша катит колесо. Су-су-су – мишку видели в лесу.
Аш-аш-аш – под сосной стоит шалаш.
2. По три раза повтори словосочетание, постепенно убыстряя темп. Контролируй правильное произношение звуков с-ш.
Седой дедушка, старая бабушка, сосновые шишки, весѐлый малыш, шумный класс, солѐные волнушки, куст шиповника.
Сухие сушки, пушистая кошка, душистый ландыш, смешные стишки, вишнѐвый сад, вкусная лапша, большая собака,
столовая ложка, сладкий шоколад, лесная опушка, полосатый шмель.
3. Выучи:
Пушистая кошка на солнышке сушит
Шѐрстку на спинке, хвостик и уши.
7 этап
1. Повтори словосочетания:
Весѐлый розыгрыш, вкусные сушки, голосистый скворушка, душистый горошек, душистый шиповник, опасное путешествие,
осколок стѐклышка, персидская кошка, послушные малыши, посошок старушки, скоростное шоссе,
смешной сынишка, смышлѐный малыш, сушѐная вишня, шелест камышей.
2. Повтори скороговорки, постепенно убыстряя темп.
Шашки на столе, шишки на сосне. Саша любит сушки, а соня – ватрушки. Совушка, совушка, большая головушка.
Вымыли мыши миски для мишки. Саша мал, Саша с мылом уши мыл.
3. Медленно и четко произнеси предложения (2-3 раза):
У слона большие уши. Леша поймал большого усатого сома. Кошка ест кашу из миски.
У Даши вкусные вишни. Лукошко стоит на окошке. Кукушка весело кукует.
Алеша любит салат, а Света любит шоколад. Пушистая кошка сидит на окошке. В сосновом лесу пахнет душистой смолой.
8 этап
1. Выучи:
Я рубашку сшила мишке.
Я сошью ему штанишки.
Надо к ним карман пришить
И платочек положить.
На плите сварилась каша,
Где большая ложка наша?
Сосна
Саша и Маша пошли в лес за сосновыми шашками. Вот и опушка леса. На опушке стоит высокая сосна. На сосне густые пушистые ветки. А высоко, на самой макушке,- большие шишки. Шишки с шумом падают вниз, на землю. Под сосной много шишек. Саша и Маша поднимают шиш-ки. С пакетом шишек они спешат домой.
Вопросы:
зачем пошли в лес Саша и Маша? Где стоит высокая сосна? что на сосне? Что на самой макушке? Как падают шишки вниз? Чего много под сосной? Что делают Саша и Маша под сосной? Куда спешат дети?
9 этап
1. Выучи:
Саша, Саша, что ты плачешь
И в ладоши глазки прячешь?
Если сказки слушать станешь,
Плакать сразу перестанешь!
2. Взрослый читает ребѐнку рассказ и предлагает ему сначала ответить на вопросы, а потом пересказать его.
Пушок и Машка
У Саши собака Пушок. У Даши – кошка Машка. Пушок любит косточки, а Машка – мышек. Пушок спит у Сашиных ног, а Машка – на кушетке. Даша сама шьѐт для Машки подушку. Машка будет спать на подушке.
Вопросы:
Кто у Саши? Кто у Даши? Что любит Пушок? Что любит Машка? Где спит пушок? Где спит Машка? Что шьѐт Даша Машке? Где будет спать Машка?
10 этап
1. Взрослый читает ребѐнку рассказ и предлагает ему сначала ответить на вопросы, а потом пересказать его.
Старшая сестра
У Саши есть сестра Наташа. Наташа старше Саши на шесть лет. Она учится в шестом классе. В свободное время Наташа катает Сашу на санках, играет с ним в шашки, помогает строить ему самолѐты. В воскресенье Наташа водит Сашу в кино. Саша любит свою старшую сестру Наташу.
Вопросы:
Как зовут Сашину сестру? На сколько лет Наташа старше Саши? В каком классе учится Наташа? Как проводят свободное время Наташа и Саша? Куда водит Наташа Сашу в воскресенье? Кого любит Саша?
Дифференциация звуков С-Ш в слогах
А) в прямых слогах:
са - са - ша
са - ша - са
со - шо - со
су - ус - шу
со - шо - со
сы - ши - сы
сы - ши - сэ
су - ши - сэ
су - ши - со
сэ - ше - сэ
сэ - ши - са
б)в интервокальной позиции:
аса - аса - аша
асо - асо - ашо
асу - асу - ашу
асы - асы - аши
аши - асы - асы
в) в слогах со стечением согласных
сшо - сшо - сша
сшу - сшу - сши
сши - сши - сше
сше - сше - сши
сша - сша - сша
Дифференциация звуков С-Ш в словах
А) в прямых слогах:
шайка - сайка
шок - сок
шитый - сытый
шут - суд
б) в обратных слогах:
мышь - мыс
нож - нос
уж - ус
наш - нас
пляж - пляс
в) в интервокальной позиции:
каша - касса
крыша - крыса
лиса - леший
мешать - массаж
просить - крошить
пошёл - посол
г) в слогах со стечением согласных:
крошка - краска
кашка - каска
Машка - маска
мишка - миска
сошка - соска
шкала - скала
шпора - спора
шпора - ссора
шрам - срам
Дифференциация звуков С-Ш в словосочетаниях
Весёлый розыгрыш
вкусные сушки
голосистый скворушка
душистый горошек
душистый шиповник
опасное путешествие
осколок стёклышка
персидская кошка
послушные малыши
посошок старушки
скоростное шоссе
смешной сынишка
смышлёный малыш
сушёная вишня
шелест камышей
Дифференциация звуков С-Ш в предложениях
В лесной глуши не слышно шума шоссе.
Вдоль шоссе высадили кусты душистого шиповника.
Лёша повесили в шкаф бабушкину шаль.
Мы сложили в мешок старую шинель и шапку.
На лесной опушке расшумелись сойки и кукушки.
По ночам в углу слышался шорох - спать нам не давал мышонок.
После купания Сашу вытерли насухо пушистым полотенцем.
С наступлением весны в лесу становится слышно соловушку.
Саша сочинил смешной стишок.
Саше сшили на маскарад маску и костюм мишки.
У нашей кошки пушистая шерсть и длинные усы.
Измени по образцу. Измени каждое предложение, как указано в образце. Следи за произношением звуков С и Ш.
Образец:
Я слышу смешок.
Он(а) слышит смешок.
Мы слышим смешок.
Вы слышите смешок.
Они слышат смешок.
Я стригу шерсть.
Я слушаю стишок.
Я спешу в школу.
Сшибать шишки с сосны.
Сушить джинсы на солнышке.
Слушать смешную сказку.
Кушать сушки с маком.
Распространение предложений. Запомни и правильно повтори предложения. Следи за произношением звуков Ш и С.
Я слышу.
Я слышу шум.
Я слышу шум шоссе.
Я хорошо слышу шум шоссе.
Я хорошо слышу шум скоростного шоссе.
Я сушу.
Я сушу шампиньоны.
Я сушу вкусные шампиньоны.
Я расчешу кошку.
Я расчешу пушистую кошку.
Я расчешу пушистую персидскую кошку.
Я расчешу пушистую персидскую кошку гребешком.
Дифференциация звуков С-Ш в скороговорках
В каше мошка. Спеши, кошка. Ешь из плошки кашу с мошкой.
В шалаше лишь шмель шумит,там свернувшись Саша спит.
Мамаша дала Саше сыворотку из простокваши.
Наша серая кошка сидела на крыше, а ваша серая кошка сидела повыше.
Поспеши, не мешкай, сбегай за орешками.
Шапкой Сашка шишки сшиб.
Шестнадцать шли мышей
И шесть несли грошей.
А мыши, что поплоше,
Шумливо шарят гроши.
Шишки на сосне, а шашки на столе.
Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
Сосна шумит со сна, со сна шумит сосна.
Дифференциация звуков С-Ш в рассказах
Перескажи тексты, чётко проговаривая звуки С и Ш.
Поезд
Везде снег. У Маши санки. У Миши санки. У Толи санки. У Гали санки. Один папа без санок.
Он взял Галины санки, прицепил к Толиным, Толины - к Машиным, Машины - к Мишиным. Получился поезд.
Миша кричит:
- Ту-ту!
Он машинист.
Маша кричит:
- Ваши билеты!
Она кондуктор.
А папа тянет за верёвку и приговаривает:
- Чух-чух.. Чух-чух...
Значит, он паровоз.
Почему у месяца платья нет
Решил месяц сшить себе платье. Снял с него портной мерку и сел за работу. В назначенный срок пришёл месяц за платьем. А платье-то узко и коротко.
- Видно, я ошибся, - говорит портной.
И снова сел за работу. В назначенный срок пришёл месяц за платьем. Опять платье мало.
- Видно, и теперь я ошибся, - сказал портной.
И снова стал кроить и шить.
В третий раз пришёл месяц к портному. Увидел портной: идёт по небу круглый месяц - не месяц, а луна целая, да вдвое шире, чем платье, которое он только что сшил. Что было делать портному?
Бросился он бежать. Искал его месяц, искал, да не нашёл. Так и остался месяц без платья.
Митька набрал столько грибов, что ему нельзя было донести домой. Он сложил их в лесу. На заре Митька пошёл взять грибы. Грибы унесли, и он стал плакать. Мать ему сказала: "Что плачешь? Или наши лепёшки поели кошки?" Тогда Митьке стало смешно, он тёр по лицу слёзы, а сам смеялся.
Перескажи текст и ответь на вопросы. Следи за произношением звуков Ш и С.
Карандаш
Папа принёс большой карандаш. Маша кричит: "Мне!" Миша кричит: "Мне!" Папа сказал:
- Тише, мы его разделим.
Провёл одним концом - синий. Провёл другим концом - красный.
Миша с Машей смеются: "Давай делить карандаш!" Мише синий конец, а Маше - красный. Миша рисует синие картинки, а Маша - красные.
Вопросы:
1. Что принёс в подарок Маше и Мише папа?
2. Из-за чего поссорились ребята?
3. Как поступил папа?
4. Какие картинки нарисовал Маша и Миша?
Дифференциация звуков С-Ш в стихах
Зашептала тихо мышь:
"Что ж, сыночек, ты не спишь?"
"Я дрожу, - сказал он мыши, -
Шум в лесу я страшный слышу".
"Ты не бойся, мой малыш,
Это дождик", - шепчет мышь.
*****
Жил на опушке лесной
Ёжик под старой сосной.
Шишки ходил собирать
Чтобы с ежонком играть.
*****
В тишине шептали мышки,
Что мышата меньше шишки,
Что пушистой кошке Мушке
Лучше спать бы на подушке.
Кошка шевелит ушами:
"Не пора ли за мышами?"
Если слышит мышек кто-то,
Начинается охота.
Лучше б мыши-глупыши
Не шептали бы в тиши.
*****
Кот Пушок и пёс Снежок
Вышли вместе на лужок.
Кот за мышкой побежал,
Пёс - на солнышке лежал.
*****
Однажды пушистая кошка
Поесть попросила немножко.
У кассы железнодорожной
Ей дали сырочек творожный.
*****
Сашеньке нашей смешинка попала.
Целые сутки она хохотала.
Всё-то смешным ей казалось тогда,
Даже ушиблась, и то - не беда.
*****
Ёж с ежонком Пашей
В гости шёл к лягушке,
А лягушка Маша
Насушила сушки.
Чай лесной душистый
Для гостей дымится,
На траву душицу
Маша не скупится.
Вкусный запах пляшет,
По лесу витает,
Так лягушка Маша
Ёжиков встречает.
*****
Саша - лучший пастушок.
Он берёт с собой рожок.
Сумку из рогожки
С мисочкой и ложкой.
*****
У кошки есть усы и уши.
Нужны ей уши, чтобы слушать.
Но вот зачем, не знаем мы,
Нужны животному усы?
*****
Скачет зайка по опушке
Возле заячьей избушки.
Ищет он грибы волнушки,
Чтоб засаливать в кадушке.
Только пусто на опушке.
Не нашёл он ни волнушки.
Сел и с горя чешет ушки
У избушки на опушке.
*****
Язык вверх: ша- ша- ша,
Каша, пирожки, лапша.
Язык вниз: са – са - са,
Сахар, масло, колбаса.
*****
Как–то вечером старушки
Пили чай и грызли сушки.
Кошка на подушке
Лапкой моет...ушки.
Ложится спать, кряхтя, старушка,
Кладёт под голову подушку.
Испекла старушка пышки
И сложила пышки в миску.
*****
Шесть пушистых котят
Есть сосиски хотят.
А смешная Наташа
Даст им пшённую кашу.
Различение звуков С-Ш на слух и в произношении.
Дурнева Марина Алексеевна, учитель-логопед, МБДОУ детский сад № 17, г. Каменск-Шахтинский.Цель: дифференциация звуков Ж-З.
Задачи:
1.
Формировать у дошкольников правильного звукопроизношени, умения дифференцировать звуки С-Ш в своей речи,употреблять их правильно.
2.
Разнообразить с помощью дидактической игры работу над закреплением правильного звукопризношения, заинтересовать детей.
Описание:
Звуки С-Ш ребенок смешивает наиболее часто, причем не только на слух, но и в произношении. Работа по дифференциации звуков С-Ш помогает более четкому, осознанному произношению в целом, а так же является основой грамотности письма. Данные игры может проводить как логопед, так и воспитатель. Данная работа будет полезна логопедам, диффектологам, воспитателям, родителям.Первый этап
Различение звуков С-Ш изолированно, в слогах и словах.
1. Дифференциация на слух звуков С-Ш в словах.
Внимательно послушай незаконченные предложения. Из пары похожих по звучанию слов назови одно, подходящее по смыслу. Объясни его значение.
Положили в плошку... (кашку или каску).
Пожарный надевает... (кашку или каску).
Сладко спит в берлоге... (миска или мишка).
На столе с салатом... (миска или мишка).
Кличка нашей кошки... (Машка или маска).
Кашу следует... (шалить или солить).
У борца большая... (шило или сила).
В булочной большая... (шайка или сайка).
2. Дифференциация на слух и в произношении изолированных звуков С-Ш.
Играем с детьми в разные звукоподражательные игры. Типа:
- Лес шумит (качают поднятыми вверх руками и протяжно произносят звук Ш-Ш-Ш).
- Насос (имитируют движения человека, качающего шину, произнося звук С-С-С).
- Змейка (сложить вместе ладошки, водить ими со стороны в сторону и шипеть).
- Из крана льется вода - моем ручки (имитируем мытье рук и свистим - льется вода).
- Шина спустила (Ш-ш-ш-ш - приседаем), надо накачать (упражнение "Насос".)
3. Дифференциация звуков С-Ш в прямых слогах с одинаковыми гласными звуками.
Игра "Повторялки" - четко проговаривать слоги (сначала по 2, а затем по 3 слога). Сначала в роли ведущего выступает взрослый, а затем можно предложить ребенку задавать слоги, а другие дети или педагог повторяют. Задача ребенка-ведущего заметить ошибки и исправить их.
Са-ша со-шо су-шу сы-ши ша-са шо-со шу-су ши-сы
Са-ша-са со-шо-со су-шу-су сы-ши-сы ша-са-ша шо-со-шо шу-су-шу ши-сы-ши
4. Дифференциация звуков С-Ш в прямых слогах с разными гласными звуками.
На этих слогах так же проводится игра "Повторялки"
Са-шо су-ши сы-ша сэ-шо шу-са ши-со ша-сы со-ша
Су-ши-са сы-ша-су сэ-шо-са ши-су-шо шо-сы-шу шэ-су-шо ша-су-ши шу-сы-шэ
5. Дифференциация звуков С-Ш в словах.
Игра "Запоминалки" - берутся картинки, которые дети называли при автоматизации каждого из звуков, перемешиваются и выкладываются перед ребенком по 6 штук. Во время выкладывания ребенок называет каждую картинку. После этого, ребенок запоминает все 6 картинок и закрывает глаза. Педагог убирает по 1-й картинке, а ребенок открыв глаза, должен назвать какую картинку забрал педагог. Сначала берем картинки, где в словах находится только 1 звук. Например, сыр-шакал- салат-мешок-сумка-шляпа. Затем берутся слова с обоими звуками, типа солнышко-сушки-шестерка-штангист-шоссе-старушка.
Второй этап
Различение звуков С-Ш в предложениях и связной речи.
1. Дифференциация звуков С-Ш в самостоятельно составленных предложениях.
Игра "Придумай предложение". Данная игра проводится на материале тех же картинок, которых шла речь ранее.
Ребенку дают картинку и просят его придумать с этим словом предложение. Если занимаешься с группкой детей, то можно устроить соревнование, кто больше придумает предложений. За каждое составленное предложение дается фишка,
затем подсчитывается результат. У кого больше фишек, тот и выиграл.
2. Дифференциация звуков С-Ш в рифмовках.
Игра "Повторялки" - повторить за педагогом рифмовки сначала медленно, а затем быстро.
Береги нос в большой мороз.
Дышит паром паровоз, пышет пар из-под колес.
Кашу Саше дали в миске, отдала всю кашу киске.
Купался Иванушка у серого камушка.
Расшумелись на опушке совы, сойки и кукушки.
Сварила Маша вкусную кашу.
Хороши в дорожку пирожки с горошком.
У большого шалаша слон качает малыша.
3. Дифференциация звуков С-Ш в забавных инсценировках.
Игра "Театр". Проводится в паре ребенок-ребенок или ребенок-взрослый. Для изображения роли заранее подготовлены маски-ободочки. Надеваем их и разыгрываем стихотворение. Задача ребенка не только изобразить своего героя, но и правильно произнести все слова.
Пылесос, пылесос!
Ты куда суешь свой нос?
- Шу-шу-шу, шу-шу-шу,
Вашей пылью я дышу!
Мышка,мышка, что не спишь?
Что соломкою шуршишь?
- Я боюсь уснуть сестрица,
Кот усатый мне приснится!
Шел по лесу шустрый Мишка,
На него свалилась шишка.
- А на нас, а на нас
Пусть сорвется ананас!
4. Дифференциация звуков С-Ш в рассказах.
Читаем рассказ, а проводим беседу и просим ребенка пересказать его.
СОСЕД
Саша шел в школу, а позади него шагал пес Пушок и, как всегда, нес Сашину сумку. Саша гордился своим псом. Ни у кого не было такой умной собаки! Саша быстро шел к школе, не останавливался и не оглядывался. В это время подошел к Пушку Сашин сосед - Мишка - и протянул собаке кость с мясом. Пушок бросил сумку, схватил большую кость и снова пошел за Сашей. А шалун Миша взял Сашину сумку и говорит сам себе: "Посмотрю я на Сашку, когда он с костью придет в школу да за парту сядет!"
ТЯЖЕЛАЯ НОША
Купила как-то свинья у медведя мешок желудей. Несет свинья мешок, и что-то ноша ей невесомой кажется. "Обманул меня мишка, - решила свинья, - пол мешка насыпал!" Шагает свинья дальше, устает. Мешок ей кажется тяжелее с каждым шагом. "Нет, не обманул мишка, - думает свинья, - мешок насыпал!" Опять шагает свинья, и уж ей невмоготу нести тяжелый мешок. Бросила свинья мешок, встала и говорит: "Что это мишка вместо одного мешка мне два насыпал?!"