Воспитатель: Здравствуйте, девчонки!
Добрый день, мальчишки!
Наигрались в куклы, полистали книжки.
А сейчас мы вместе отдохнём немного,
В добрый путь, ребята, в добрую дорогу!
Посмотрели все на меня, встретились со мной глазками. А сейчас давайте поздороваемся друг с другом:
К солнышку потянулись, лучик взяли,
К сердцу прижали, другу отдали. (выполняют движения, согласно текста) Воспитатель: Молодцы, ребята, мы все подарили друг другу частичку добра. А теперь скажите мне пожалуйста, какое время года у нас сейчас? Дети:- Зима. Воспитатель: Докажите мне, что действительно зима, а я вам говорю, что весна.
На улице очень холодно (согласна)
Много снега, скользко (хорошо)
Люди одеты тепло (шапки, варежки, шубы, пальто, шарфик и валенки)
На речках лед, рыбы легли на дно (согласна)
- Птицы улетели в теплые края, а зимующие остались (молодцы)
Солнце светит, но не греет.
Воспитатель: Молодцы! Вышел на просторы погулять мороз
Белые узоры в косах у берез.
Снежные тропинки, голые кусты
Падают снежинки тихо с высоты. (Е. Авдиенко) .
О чем написано в этом стихотворении? (О зиме) .
Воспитатель: Пока мы с вами беседовали, пошел сильный снег и к нам прилетели настоящие снежинки. Посмотрите, какие они? (показывает снежинки на ниточке)
Упражнение для координации зрения.
Воспитатель: Ребята, подойдите все ко мне и возьмите по одной снежинке. Мы с вами сейчас поработаем глазками.
Мы снежинку увидали,
Со снежинкою играли.
(Дети берут снежинку в руки. Вытянуть снежинку вперед перед собою. Сфокусировать на ней взгляд).
Снежки вправо полетели,
Дети вправо посмотрели
(Отвести снежинку вправо, проследить движением взгляда) .
Вот снежинки полетели,
Глазки влево посмотрели
(Отвести ее влево) .
Ветер снег вверх поднимал
И на землю опускал…
(Поднимать снежинки вверх и опускать вниз)
Дети смотрят вверх и вниз
Все! На землю улеглись.
(Покружиться и присесть, опустив снежинку на пол) .
Глазки закрываем
(Закрыть ладошками глаза) .
Глазки отдыхают
(Дети складывают снежинки и садятся на места) .
Воспитатель: Строгий порядок навела зима в своих владениях. Всё у неё прибрано, сверкает белизной. И сегодня я приглашаю вас, дети, на прогулку в удивительный зимний парк, который может подарить вам интересные встречи . (иллюстрации заснеженных деревьев развешаны на стенах )
Мы заходим с вами в лес, полный сказок и чудес,
Будем вместе наблюдать, волшебство всё замечать.
Закройте глаза и представьте, что мы с вами очутились в зимнем парке. (Звучит запись «Голоса птиц » ).
Давайте присядем. Кто что представил? Чьи голоса вы слышали? (Ответы детей) .
Воспитатель: Ребята, сегодня разговор пойдет о птицах . Как называются птицы , которые не улетают в теплые края, а остаются рядом с нами?
Дети: Зимующие птицы .
Воспитатель: Рассмотрите картинки и назовите птиц , которые здесь изображены.
Дети: Ворона, воробей, сорока, голубь.
Воспитатель: Есть и такие, которые прилетают к нам только зимовать - снегири, синицы. (Воспитатель выставляет картинки с изображением этих птиц )
Снегирей зовут так потому, что они прилетают к нам с первым снегом. У снегиря красная грудка, голубовато-серая и черная голова и крылья. У синичек грудки желтые, а головки и крылья черные. Послушайте и отгадайте загадки про этих птиц :
Красногрудый, чернокрылый,
Любит зёрнышки клевать,
С первым снегом на рябине
Он появится опять. (Снегирь)
Спинка зеленовата, животик желтоват,
На голове чёрненькая шапочка,
Да ещё полоска шарфика. (Синица)
Окраской – сероватая,
Повадкой – вороватая,
Каркунья хрипловатая. (Ворона)
А теперь расскажите мне про ворону. Какая она?
Дети: Это большая, черная, хитрая, важная птица .
Воспитатель: Птичка вам хорошо известна. Это воробей. Расскажите про воробья. Какой он?
Дети: Воробей маленький, серенький, шустрый, быстрый.
Воспитатель: А сейчас послушайте загадку, про какую птицу говорится в ней ?
Не дровосек,не плотник,
В лесу живет работник.
Он по дереву стучит,
Он дупло себе долбит.
(Дятел)
Дети: Дятел.
Воспитатель: Расскажите мне про дятла, где он живет, какой он.
Дети: Дятел живет в лесу, лечит деревья, добывая из-под коры вредных жучков.
Воспитатель: Про эту птицу вы мне сами расскажите. Кто это? Какой он?
Покрупнее воробья,
Вам встречаюсь часто я.
Я со стаею летаю,
Всюду крошки подбираю,
Семечки люблю клевать
И с подружкой ворковать.
За свой нрав миролюбивый
Называюсь птицей мира .
(голубь)
Дети: Голубь большой, воркующий, любит кушать хлебные крошки. Воспитатель: Молодцы! Хорошо вы знаете птиц , которые зимуют в наших краях . А вы знаете, что зимой птички хотят есть и не всегда могут найти себе корм. Поэтому они прилетают ближе к людям. А мы их будем подкармливать. Чем мы будем птиц кормить , узнаем сейчас в ходе игры. Игра «Определи корм на ощупь» .
Воспитатель: У меня в мешочках насыпан корм. Ваша задача: пощупать руками, определить и назвать корм.
С наступлением холодов зимующие птицы прилетают к жилью человека. Для птиц наступило самое трудное время: они не всегда могут найти корм. Урожай пшеницы и ржи убрали с полей, насекомые исчезли. Поэтом птицы прилетают поближе к людям, надеясь, что они их покормят. -Ребята, мы будем подкармливать птиц зимой , чтобы они не погибли от голода и холода? (ответы детей)
Воспитатель: Какой мороз стоит на улице, даже руки замерзли. Давайте их согреем. (проводится самомассаж кистей рук)
Пальчиковая гимнастика.
Раз. Два. Три. Четыре. Пять (загибают пальчики)
Мы во двор пошли гулять (идут пальчиками по ладошке)
Бабу снежную лепили (катают комочек двумя ладонями)
Птичек крошками кормили (крошат хлебушек)
С горки мы потом катались (по ладони проводят пальцем)
А ещё в снегу валялись (кладут ладошку на ладошку то одной, то другой стороной)
Все в снегу домой пришли (отряхиваем ладошки)
Съели суп и спать легли (движение воображаемой ложки, руки под щеку) 2 раза
Воспитатель: Вот и подошло к концу наше путешествие.
О ком мы с вами сегодня говорили? (Подведение итогов)
Сегодня мы с вами пойдём на прогулку, возьмём с собой наш корм, рассыплем его в кормушки, которые висят на территории нашего детского сада и понаблюдаем, как птицы будут клевать корм .
Аннотация: Конспект урока по развитию речи на тему: «Птицы зимой» в подготовительном классе школы V вида.
Цели урока :
Предметные:
- Формировать умение самостоятельно добывать знания.
- Обобщить накопленные жизненные наблюдения детей о зимующих птицах.
- Расширить и закрепить знания детей о зимующих птицах.
Метапредметные:
- Формировать умение ставить и решать учебные задачи исходя из темы урока.
- Продолжить работу над формированием общеучебных коммуникативных умений (слушать учителя, друг друга).
Личностные:
- Продолжить воспитание положительного и бережного отношения к живой природе на примере помощи птицам в зимнее время.
Коррекционно-образовательные :
- Закреплять и уточнять название зимующих птиц.
- Расширять лексический запас по данной теме.
- Закрепить умение образовывать именительный падеж множественного числа существительных,
- Упражнять детей в изменении существительных по падежам (Р.п., Т.п) и числам;
- Активизировать в словаре детей сложные прилагательные.
- согласовывать имена числительные с именем существительным.
- Совершенствовать умение образовывать имена существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
- Упражнять в подборе прилагательных к имени существительному, согласовывая их в роде, числе.
- Расширять глагольный словарь за счёт глаголов, обозначающих способы передвижения и звукоподражания.
Коррекционно-развивающие:
- Развивать логическое мышление детей, умение устанавливать причинно-следственные связи.
- Развивать мелкую моторику и координацию речи с движением.
- Совершенствовать сенсорные способности детей: учить вслушиваться в голоса птиц, узнавать их по оперению.
- Развивать воображение, любознательность.
Коррекционно-воспитательные:
- Воспитывать бережное отношение к птицам, проявлять заботу о них.
Оборудование:
Демонстрационный :
- аудиозапись птичьих голосов, ПК, иллюстрации с зимующими птицами, плакат с изображением зимующих птиц, семена ясеня, дыни, арбуза, сало, пшено, хлебные крошки, семечки подсолнуха, еловые шишки, мяч; Текст логической задачи «Кто обедал в зимней столовой?»
Раздаточный :
- карточки с изображением зимующих птиц (для счёта).
Использование современных педагогических технологий:
- здоровьесберегающая технология
- технология сотрудничества (реализация партнёрства в отношениях педагога и ребёнка);
- технология личностно — ориентированного взаимодействия (ориентация на индивидуальные психологические и речевые особенности ребёнка);
- полисенсорная технология (воздействие на различные анализаторы ребёнка: слуховой, зрительный, тактильный);
- технология моделирования
- технология игры
- мультимедийные технологии (презентация «MicrosoftPowerPoint») для активизации внимания и развития активности детей в процессе совместной деятельности, способствующие более эффективному усвоению знаний.
План урока
1. Организационный момент.
Сядет тот, кто правильно ответит на вопрос:
Какое время года идет?
Какой месяц?
Какой день недели сегодня?
Какой был вчера?
Какой будет завтра?
2. Введение в тему урока.
Послушайте запись. (учитель включает аудиозапись «Звуки зимы»)
Скажите, что вы услышали? (Д: метель, хруст снега, завывание ветра)
Какое это время года?
Какие признаки зимы вы знаете?
Стук в дверь, воспитатель сообщает, что в о класс прислали письмо.
Что написано в письме, кто из вас может прочитать? (Соня)
Ждем в гости.
А как вы думаете, кто нам прислал это письмо? (птички)
Как вы догадались? (Следы птиц)
На чем эти следы? (на снегу)
А разве не все птички улетели в теплые края?
Кто из вас догадался о ком мы будем говорить на уроке? (о зимующих птицах)
3. Работа по теме урока.
Согласны ли вы пойти к птичкам в гости?
А кто знает, где мы можем увидеть птиц зимой? (влесу, в парке, у дома)
Молодцы. А теперь все вместе скажем волшебные слова:
Обернись, покрутись, в зимнем лесу окажись.
Открываем глазки.
На экране монитора фото детей в парке зимой.
Где же мы оказались?
Раз, два, три, четыре, пять
Где же птичек нам искать?
Может слева под бревном?
Может справа под кустом?
На экране монитора видео «Птицы зимой».
Загадки.
Мы с вами увидели разных птиц и послушали о них рассказ. Кто каких птиц из вас запомнил?
Дети: голуби, ворона, снегирь, синица (выставляются картинки птиц).
Но не все птички нам показались, некоторых мы не увидели, Мы можем их увидеть, если отгадаем загадки. Я вам сейчас буду загадывать загадки, а вы их отгадайте.
Логопед загадывает детям загадки. По мере называния птиц логопед выставляет на доску соответствующую картинку.
Не поет она — стрекочет,
Обратить вниманье хочет.
Меньше, чем вороны рост,
Очень длинный черный хвост,
В черном вся, но белобока,
Это модница -… .(сорока)
Любит прыгать и летать,
Хлеб и зёрнышки клевать,
Вместо «Здравствуйте» привык
Говорить всем «Чик-Чирик».(Воробей.)
Я по дереву стучу,
Червячка достать хочу,
Хоть и скрылся под корой,
Все равно он будет мой. (Дятел)
Игра «Повтори за дятлом».
Логопед отстукивает ритмический рисунок, дети повторяют.
3. Беседа о зимующих птицах.
Назовите одним словом.
Какие это птицы? Дети: Зимующие.
Игра с мячом «Один – много».
Что есть общего у всех птиц?
Дети: голова, туловище, крылья, перья, клюв, лапы, хвост.
Я называю одну птицу или один предмет, а вы мне называете много таких же птиц или предметов.
- Ворона — (вороны)
- Голубь — (голуби)
- Галка — (галки)
- Перо — (перья)
- воробей –(воробьи)
- сорока – (сороки)
- крыло — (крылья)
Чем птицы отличаются?
Дети: размером.
Выставляю плакат «Зимующие птицы».
Ребята, птицы бывают разного размера – большие и маленькие.
Назовите больших птиц.
Назовите маленьких птиц.
Сейчас я буду называть части тела большой птицы, а вы части тела маленькой птички.
Игра «Назови ласково».
- Голова — … (головка)
- Клюв – … (клювик)
- Лапы — … (лапки)
- Хвост — …(хвостик).
- Шея — … (шейка).
- Перья — … (пёрышки)
Ребята, как вы думаете, все ли птицы одинаково поют? (Нет)
Игра «Угадай чей голос».
Игра «Кто как голос подаёт?»
- Ворона (что делает?) — … каркает.
- Сорока (что делает?) — … стрекочет.
- Воробей (что делает?) — … чирикает.
- Голубь (что делает?) — … воркует.
- Снегирь (что делает?) — … свистит.
Молодцы, ребята! Птицы отличаются тем, что они по-разному подают голос. А чем они ещё отличаются?
Дети: птицы отличаются окраской перьев, строением тела.
Действительно, ребята, у каждой птицы есть своя отличительная черта.
Игра «Скажи одним словом».
- У сороки белые бока, поэтому её называют … белобокая.
- У синицы грудка желтая, поэтому её называют … желтогрудая.
- У вороны черные крылья, поэтому её называют … чернокрылая.
- У снегиря грудка красная, поэтому его называют … красногрудый.
- У сороки длинный хвост, поэтому её называют … длиннохвостая.
- У дятла длинный клюв, поэтому его называют … длинноклювый.
Беседа о жизни птиц зимой.
Как живется птицам зимой? (голодно птицам, насекомые в зимней спячке, плоды, ягоды, семена трав под снегом. Мало корма находят птицы зимой. С утра до вечера ищут себе крохи пропитания. Пуховые, теплые перья защищают от холода, но не от голода.)
В суровые зимы из 10 синиц выживает одна, 9 синиц погибают.
Вам их жалко?
– Давайте сегодня подумаем о том, как помочь птицам пережить трудное зимнее время.
А хватает ли птицами пищи зимой? Дети: Нет, не хватает.
Почему не хватает?
Дети: Земля покрыта снегом, птицам не удается достать пищу из-под снега.
А чем мы можем помочь птицам?
Дети: Мы можем их подкармливать.
Что для этого нужно сделать?
Дети: Кормушку.
Упражнение «Кормушка».
Логопед предлагает детям прослушать стихотворение З.Александровой «Новая столовая».
Мы кормушку смастерили,
Мы столовую открыли.
В гости в первый день недели
К нам синицы прилетели.
А во вторник, посмотри,
Прилетели снегири.
А вороны были в среду,
Мы не ждали их к обеду.
А в четверг со всех краев –
Стая жадных воробьев.
В пятницу в столовой нашей
Голубь лакомился кашей,
А в субботу на пирог
Налетели семь сорок.
Ребята скажите, каки ептицы прилетели к кормушке? Назовите птиц со словом много.
На кормушке много сорок.
На кормушке много дятлов.
На кормушке много синиц.
На кормушке много ворон.
На кормушке много снегирей.
Динамическая пауза.
Подумайте какой птичкой вы будите?
Дети выполняют движения по тексту:
Птицы крыльями махали – все летали и летали,
Птицы в воздухе кружились,
На дорогу опустились,
По дорожке поскакали,
Крошки, зернышки клевали.
Какой птичкой был Рома? Я был вороной.
«Упражнение «Сосчитай!»
(согласование числительного с существительным)
Давайте посчитаем птичек. Сколько их у нас. Покажите воробья. Считаем:
- 1 воробей, голубь, дятел, синица, снегирь, ворона
- 2 воробья
- 3 воробья
- 4 воробья
- 5 воробьев
- 6 воробьев
Дидактическая игра «Какой птички не стало?» (усвоение категории родительного падежа единственного числа)
Логопед: Убирает одну картинку.
Дети: Не стало сороки.
Не стало вороны и т. д.
Дидактическая игра «Скажи наоборот»
(усвоение подбора слов-антонимов)
Воробей маленький, а ворона большая.
У синицы хвост короткий, а у сороки длинный.
Голубь тяжёлый, а воробей легкий.
У синицы клюв тонкий, а у вороны толстый.
Работа по тетради Н.Э. Теремковой стр. 27 «Зимующие птицы».
Упражнение «Сосчитай».
Сколько на картинке ворон?
Сколько дятлов?
Сколько синиц?
Сколько сорок?
Сколько голубей?
Сколько воробьев?
Упражнение «Рассмотри и назови».
Кто на ветке дерева? (На ветке снегири.)
Кто на кормушке?
Кто на стволе дерева?
Кто под кормушкой?
Кто летит к кормушке?
Кто рядом с деревом?
Задание «Узнай птичку и раскрась».
Детям раздаются разрезные картинки разных птиц. Они составляют птичку.
Задание «Описание птицы по плану».
Составление описательных рассказов о зимующих птицах.
Логопед предлагает детям рассмотреть картинно-графический план и составить загадку — описание птицы по плану.
Ну что, ребята, пора возвращаться в класс. Скажем волшебные слова:
Повернись, покружись, снова в классе окажись.
Ребята, наше занятие подходит к концу, надо подвести итоги.
Понравился урок?
Что особенно понравилось?
А зачем мы это изучаем?
Ребята, я знаю, что вы с родителями приготовили подарки для наших друзей.
Что это? (Кормушки)
Я думаю, что теперь у каждого из вас, ребята, около дома, у окна будет висеть своя кормушка. Птицы быстро привыкают к такой столовой и станут частыми гостями в ней. А вы сможете наблюдать за ними, делать рисунки и записывать, что удалось заметить. Конечно, птицы не умеют разговаривать. Но они обязательно отблагодарят вас и красивой весенней песней (включается фонограмма записи голосов птиц) и богатым урожаем, спасённым птицами, от вредителей вашего огорода (достаётся корзина с овощами и фруктами) Но самое главное, как я считаю, вы станете добрее и бережнее будете относиться ко всему живому.
Если вы уходите с урока в хорошем настроении, если после нашего урока у вас появилось желание заботится о птицах, подойдите к моему столу, возьмите корм и угостите ту птичку, которая вам больше нравится, тем кормом, который она любит.
– Я угощу синиц семечками.
– Я накормлю голубя хлебными крошками.
– Я дам воробью зёрен.
– Я накормлю дятла семенами шишек.
Я угощу снегиря ягодами рябины.
Закончу я урок стихотворением.
Бывают птицы разными:
Одни боятся вьюг
И улетают на зиму
На добрый, тёплый юг.
Другие — те народ иной:
В мороз над лесом кружат.
Для них разлука с родиной
Страшнее лютой стужи.
К их перышкам взъерошенным
Не пристают снежинки,
Они и под порошами
Резвятся для разминки.
Но если долго снег идёт
И долго длимся вьюга,
Тогда, друзья, приходится
Пичугам нашим туго.
Сугробами засыпаны
Бугры, дворы, дорожки.
Не могут пташки отыскать
Татьяна Басакова
Конспект занятия по развитию речи «Поможем птицам вместе»
Организация непрерывной непосредственно образовательной деятельности детей в старшей группе
по теме : Составление рассказа «Поможем птицам вместе » .
Задачи приоритетной образовательной области :
«Коммуникация» : формировать умение составлять рассказ на заданную тему по опорным картинкам; упражнять в словообразовании сложных прилагательных, в образовании названия птиц с уменьшительными суффиксами; умение составлять рассказ в парах, по цепочке.
«Социализация» : Развивать речь , память, внимание, слуховое восприятие.
Задачи ОО в интеграции :
«Познание» : закрепить и уточнить название зимующих птиц , их характерные внешние признаки, условия жизни птиц ; воспитывать бережное отношение к птицам , желание помочь им .
«ЧХЛ» : умение слушать и понимать текст, знать образные выражения.
«Музыка» :развитие музыкально-художественной деят-ти.
«Здоровье» : сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей.
Предпосылки учебной деятельности : коммуникативные- умение рассказывать по цепочке, по парам.
Планируемые результаты ННОД : умение составлять и рассказывать по цепочке и в парах.
Оборудование для педагога : дерево с птицами , мольберт с птицами , аудиозапись, опорные картинки.
Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап)
средства
у детей Образовательные
задачи Целевые
ориентиры
(характеристики)
Дети играют в группе.
Дети, посмотрите вокруг у нас в группе что-нибудь изменилось?
Проводится игра «Что изменилось» ?
Правильно вы сказали, что у нас в группе появилось дерево с птицами . А какие птицы к нам прилетели (ответы детей) .
Почему мы их называем зимующими (ответы детей)
Почему они к нам прилетают (ответы детей) .
На какое слово похоже слово «зимующие» ? (ответы детей) .
Какая бывает зима?
Слышится шум вьюги и тревожное щебетание птиц .
Ребята, что это? (ответы детей) .
Какой ветер?
Как вам стало от такого ветра?
А птицам как ?
Почему они так тревожно щебечут? О чём они хотят нам сказать? (ответы детей) .
Мы им можем помочь ? Чем? Как?
Социализация (коммуникативная) .
Познание
.
Музыка Игровая ситуация.
Диалогическая беседа.
Аудирование. Слово
Дерево с зимующими птицами .
Организовать детей, развивать память , речь, внимание.
Развитие диалогической речи .
Развитие слухового восприятия. Эмоционально- отзывчивые, организованные.
Имеющие первичные представления о зимующих птицах их условия жизни .
Умеющие слышать.
Основная часть (содержательный, деятельностный этап)
средства
у детей Образовательные
задачи Целевые
ориентиры
(характеристики)
Посмотрите, каких птиц вы здесь видите ? (снегиря и синицу) .
Проводится игра «Найди отличия» .
Чем они похожи?
Чем отличаются?
Какая у синицы грудка? Значит она?
Какая грудка у снегиря? Значит он?
Голова у синицы какая? Значит она?
Клюв у синицы какой?
У снегиря?
Песенки как они поют?
Каких зимующих птиц вы ещё знаете ?
Поиграем в игру «Назови ласково» .
Воробей – воробышек, воробьишко;
Голубь – голубчик, голубочек;
Снегирь –снегурушка, снегирёчек;
Дятел – дятлушко;
Ворона –воронушка;
Синица –синичка, синичушка.
Поиграем в игру «Снегири» . (дети выполняют движения) .
Вот на ветках посмотри
В красных майках снегири
Распушили пёрышки
Греются на солнышке
Головой вертят
Улететь хотят
Кыш! Кыш! Улетели!
За метелью, за метелью!
Дети за воспитателем садятся на стульчики.
Сейчас я вам прочитаю очень интересный рассказ о том, как и за чем, нам нужно помогать зимующим птицам . В этом рассказе встретятся такие слова «околдованный чарами» - как вы понимаете это словосочетание? «Деревья оцепенели» ? Синица прожорлива?
Объяснение словарных слов.
Чтение рассказа «Поможем птицам вместе » .
Что для птиц страшнее : холод или голод? Околдованный чарами зимнего сна стоит лес. Ни шелеста, ни звука. Деревья, покрытые снежными кружевами, оцепенели в зимнем сне. Кажется, что нет никого во всем лесе… вдруг. Точно живые цветы, с веселым писком и свистом пролетают синицы. Свое название они получили из-за синих перьев на теле птицы . В наших лесах можно встретить несколько видов птиц : лазоревку, большую синицу, черную синицу. Они отличаются величиной, окраской перьев. Синица уничтожает вредителей не только летом, но и зимой. Они добывают насекомых из укрытий, недоступных более крупным птицам . Синица очень прожорлива : за сутки она поедает столько, сколько весит сама. Поедая вредных насекомых, они приносят большую пользу, а в зимний солнечный денек радует нас веселой песенкой. С приходом зимы синицы держатся ближе к жилью человека. Зимой птицы не боятся заглядывать в форточки домов. Всюду, где есть кормушки, синицы посещают их. Зимой птицам не так страшен холод, как голод. В течение всего холодного дня синицы ищут себе корм. Птицам очень нелегко найти корм. Одни из них ищут жуков, другие раскапывают снег, стараясь добраться до земли. Третьи ищут корм на деревьях и кустах. Много птиц погибает зимой от голода. Мы должны им помочь . Птицы будут обеспечены кормом. Если каждый детский сад, каждая школа в нашей стране повесит хотя бы одну кормушку.
Беседа по прочитанному.
Почему синицу так назвали?
Сколько поедает синица в сутки?
Что страшнее голод или холод?
Как и где находят корм зимующие птицы ?
Мы можем им помочь ?
Чтобы нам помочь птицам , мы должны составить план рассказа о спасении птиц по опорным картинкам.
Вначале мы должны сказать, что наступила зима.
Потом, что прилетели зимующие птицы . Им холодно и голодно зимой. Снегом замело весь корм.
Для птиц нужно сделать кормушки и повесить их на деревья.
На кормушки насыпать зёрнышек, крошек хлеба, семечек. Этим мы спасём птиц от голода и они не погибнут от холода.
Составление рассказа детьми.
Рассказы по одному. Анализ рассказанного.
Рассказ по цепочке. Анализ.
Рассказ в парах. Анализ.
Познание, коммуникативная (познавательно-исследовательская) .
Здоровье (двигательная) .
Коммуникация (коммуникативная) .
Игровая ситуация.
Игровая ситуация.
Физминутка с движениями.
Чтение рассказа.
Беседа по прочитанному.
Составление плана.
Составление рассказа по одному, по цепочке, в парах. Картинки снегиря и синицы.
Игровые двигательные действия.
Опорные картинки.
Опора на наглядность. Закрепление названия птиц , характерные внешние признаки.
Умение образовывать названия птиц с уменьшительными суффиксами.
Сохранение и укрепление физич. и психич. развития .
Умение слушать рассказ и проводить анализ прочитанного.
Развитие речи , уметь отвечать полным ответом.
Формировать умение составлять рассказ на заданную тему по опорным картинкам.
Умение составлять рассказ по цепочке, в парах. Умеющие преобразовывать слова в сложные прилагательные.
Овладевший умениями в образовании слов.
Умение выполнять движения со словами.
Умение понимать и воспринимать прочитанное.
Отзывчивость, доброе, бережное отношение к птицам .
Производить рассказ по опорным картинкам.
Составлять рассказ на опорные картинки по цепочке, в парах.
Заключительная часть (рефлексивный этап)
средства
у детей Образовательные
задачи Целевые
ориентиры
(характеристики)
Каким птицам мы сегодня помогали ?
Как мы можем им помочь ?
В начале зимы мы уже повесили кормушки и сегодня после занятия мы пойдём на прогулку и ещё повесим кормушки и накормим наших птиц .
Ребята, а кто помогает у того какое сердце ?
Значит у вас дети такие добрые сердца.
Ситуативный разговор. Кормушки. Желание помочь птицам .
Конспект занятия по развитию речи
«Птицы весной»
План-конспект занятия.
Тема: «Птицы весной».
Цель занятия:
Закрепить название весенних месяцев и признаков природы.
Различать и называть птиц, используя в ответе «перелетные птицы».
Учить загадывать и отгадывать загадки.
Основная задача: учить образовывать новые слова
Прилагательные и существительные
Сложные слова из двух простых
Закреплять названия детенышей птиц
Называть домики птиц.
Пересказ с элементами драматизации сказки «Где мой домик?».
Речевой материал:
Существительные:
Птица, ворон, сорока, голубь, дятел, ласточка, скворец, воробей, грач, соловей, жаворонок, кукушка, стая, дупло, голубятня, скворечник.
Прилагательные:
Воробьиный, воронье, снегириная, утиная, гусиная, воронья, журавлиная, красногрудая, белобокая, длиннохвостая, сладкоголосая.
Глаголы:
Полететь, свить, покаркать.
Организационный момент: (звучат в грамзаписи голоса птиц, дать послушать).
Учитель: Послушай загадку. О каком она времени года? Она приходит с ласкою и со своею сказкою. Волшебной палочкой взмахнет, В лесу подснежник расцветет. (Весна)
Учитель:
Назови приметы весны (назвали)
Какие птицы прилетают весной?
Как одним словом назвать птиц, которые осенью улетают, а весной возвращаются?
Какие загадки ты знаете о птицах?
(Диана загадывает загадки, а учитель выставляет картинки с изображением птиц)
Как называется большая группа птиц? (стая)
Как будет называться стая воробьев, снегирей, ворон, уток, журавлей, гусей?
4 часть: Игра : «скажи правильно». Учитель спрашивает:
Если у птицы красная грудка, она какая? (красногрудая)
Если у птицы длинный хвост? (длиннохвостая)
Про какую птицу говорят длиннохвостая? (сорока)
Если у птицы черная голова? (черноголовая)
Если у птицы белый бок? (белобокая)
Если у птицы «сладкий голос» (сладкоголосая - соловей)
Физкультминутка «птицы»
Птицы в гнездышках сидят и по сторонам глядят
Погулять птенцы хотят, из гнезда они летят.
На березку птички сели, головою повертели
И обратно улетели.
Налетались, утомились, в свои гнезда возвратились.
5 часть: Игра: «зашифрованное слово»
Учитель обращает внимание детей на пособие «дерево. На этом дереве скрываются птицы, а какие вы узнаете, если прочитаете слоги и поменяете их местами.
(читает слоги, а из слогов образует слова: голуби, дятел, скворец, воробей)
Назови домики, в которых живут эти птицы.
Голуби - в голубятне; Скворец – в скворечнике;
Дятел - в дупле; Воробей - в гнезде.
Динамическая пауза.
Учитель: Диана, весной у птиц появляются птенцы, они любопытные и непослушные, как и все дети.
Стихотворение «птичка»
Учитель: как называются птенцы у скворца?
Диана: Скворчата
Учитель: Как называются птенцы у кукушки?
Диана: Кукушата
Учитель: А если он один?
Диана: Кукушонок
Учитель: Как называются птенцы у галки?
Диана: Галчата
Учитель: Как называются птенцы у воробья?
Диана: Воробушки
А с воробышком приключилась вот какая история. (Пересказ с элементами драматизации сказки « Где мой домик?»)
Сказка
Оборудование: шапочки с изображением птиц.
Учитель: Жил-был воробышек со своей мамой воробьихой. Однажды он решил полетать, посмотреть, что кругом творится.
Мама- воробьиха: Далеко не улетай и запомни: наш домик воробьиный
Учитель : Воробышек летал, летал и не заметил, как заблудился. Страшно ему стало.
Воробышек: Где моя мама? Где мой домик?
Учитель : Стал бедный птенчик стучаться в каждый домик и спрашивать: «Чей это домик?»
Подлетел он к вороньему гнезду и спрашивает:
Воробышек: скажите, пожалуйста, чей это домик?
Ворона : А тебе, чей нужен?
Воробышек: Воробьиный.
Ворона: Нет, это не воробьиный домик, а воронье гнездо. Здесь я живу, ворона.
Учитель : заплакал воробьишко и полетел дальше. Видит чей-то домик, постучал и спрашивает
Воробышек: Чей это домик?
Дятел: А тебе, чей нужен?
Воробышек: Воробьиный.
Дятел: Нет, это не воробьиный домик, а дупло дятла. Здесь я живу, дятел.
Учитель : Заплакал воробьишко и полетел дальше. Видит чей-то домик, стучится и спрашивает:
Воробышек : Чей это домик?
Скворец: А чей тебе нужен?
Воробышек: Воробьиный.
Скворец: Нет, это не воробьиный домик, а скворечник. Здесь живу я, скворец.
Учитель : Заплакал воробьишко и полетел дальше. Видит еще один домик, постучался, спросил:
Воробышек: Чей это домик?
Голубь : А чей тебе нужен?
Воробышек: Воробьиный.
Голубь: Нет, это не воробьиный домик, а голубятня. Здесь я живу, голубь.
Воробышек: Заплакал воробьишко: Что же мне делать? Как найти домик? Голубю стало жалко воробьишко.
Голубь: Хочешь, я покажу, где твой домик?
Воробышек: Покажи, пожалуйста!
Учитель : Полетели они вместе, и нашли воробьиный домик. Обрадовался воробьишко и его мама, стали благодарить голубя.
Воробьиха: Спасибо тебе, голубь, ты очень добрая птица!
Воробышек: Спасибо голубь, что ты помог найти мне мою маму и домик.
Голубь: А ты, воробьишко, слушайся маму и больше не улетай далеко от дома.
Учитель : Вот такая история приключилась, с маленьким воробышком.
Ребята, а мне кажется, что воробышек заблудился, потому что не знал свой домашний адрес и какие-то ориентиры, по которым можно найти свой дом.
А ты знаешь свой домашний адрес? (Диана называет свой домашний адрес)
Молодец, ты никогда не заблудишься!
Итог занятия:
Диана, мы много сегодня говорили о птицах, называли признаки весны, учились образовывать новые слова, делили слова на слоги. Показали сказку, называли свой домашний адрес. Молодец, мы очень хорошо работали.
Калинина Кристина
Конспект НОД на тему «Птицы», по развитию речи, в старшей группе
Конспект НОД на тему «Птицы » по развитию связной речи в старшей группе .
Цель : учить детей составлять связные рассказы о птицах .
Задачи :
1. Образовательные
Учить детей рассматривать предметы или явления окружающей действительности;
Закреплять навыки детей отвечать на вопрос педагога полным распространенным ответом;
Учить образовывать сложные прилагательные;
Закреплять навыки употребления сложноподчинённых предложений, союза чтобы.
2. Развивающие
Развивать логическое мышление , память и внимание;
Развивать тактильные ощущения , слуховое восприятие;
3. Воспитательные
Воспитывать умение слушать рассказы других детей;
Воспитывать заботливое отношение к птицам .
Интеграция образовательных областей : Здоровье, Физическая культура, Социализация, Познание, Коммуникация, Музыка, Художественное творчество.
Оборудование : кормушка, бумажные фигурки зимующих птиц , мешочек с семенами, ягодами рябины и пшена, магнитофон, записи с голосами птиц .
Ход НОД.
1. Организационный момент.
Воспитатель :
Ребята, мы с вами попали в чудесный лес. Чьи голоса вы слышите? (ответы детей)
Молодцы, ребята.
2. Обьявление темы.
Сегодня мы будем говорить о зимующих птицах и учиться составлять о них небольшие рассказы.
Каких птиц вы знаете ? (ответы детей) Молодцы. А какое сейчас время года (осень)
Какие изменения произошли в природе? (листья с деревьев опадают, холодает)
Куда птицы улетают осенью ? (на юг, в тёплые края) Как называются птицы , которые улетают на юг? (перелётные) Назовите перелётных птиц . (галка, стриж, журавль, кукушка, лебедь, утка) . Как называются птицы , которые остаются у нас зимовать? (зимующие) . А где живут зимующие птицы ? (в лесу, в городе) .
Холодно и голодно птицам зимой . А кто заботится о них в холодное время года? (в холодное время года о птицах заботятся люди ) Как заботятся люди о птицах ? (люди для птиц делают кормушки .) Чем можно подкармливать птиц ? (Птиц можно подкармливать семенами, семечками, сухими плодами, крошками хлеба, зёрнами, салом и др.)
3. Игра «Чудесный мешочек» Развитие тактильных ощущений .
Нам пришла посылка с письмом от перелётных птиц . Вам интересно что в мешочке? Я предлагаю вам поиграть в игру «Чудесный мешочек» и на ощупь определить, какой корм в них спрятан.
Дети на ощупь определяют корм птиц . (В мешочке насыпаны : семечки, ягоды рябины, хлеб, семена растений)
А вот каких птиц мы можем покормить этим кормом, узнаем прочитав письмо и отгадав загадки.
Чирик-чирик!
К зёрнышкам прыг,
Клюй не робей!
Кто это? (Воробей)
За синие крылья она так зовётся,
И в холод, и в зной ей так звонко поётся!
В рубашечке жёлтой, и впрямь невеличка.
Так как же её назовёшь ты? (Синичка)
Грудка ярче, чем заря,
У кого? (У снегиря.) Кто летает, кто стрекочет?
Рассказать всем новость хочет? (сорока)
По мере отгадывания загадок дети составляют предложения о птице и расставляют бумажные фигурки в кормушку. (Воробей прилетает к кормушке для того, чтобы клевать семечки и т. д.)
Физминутка «Перелётные птицы »
Птицы в небе тают , тают (машем руками)
Птицы к югу улетают (козырёк)
Всё растаяли вдали (руки над головой)
Аист, цапли, журавли. (пальчики соединяем)
4. Игра «Кто какой» . Образование сложных прилагательных
У каждой птицы есть свои особенности. Сейчас мы поиграем в игру «Кто какой?» . Просмотрите внимательно на сороку. У сороки белые бока. Какая сорока? (Белобокая)
У снегиря красная грудь. Какой снегирь (Красногрудый снегирь)
У воробья короткие лапы. Какой воробей? (Коротколапый воробей)
У дятла красная голова. Какой дятел? (Красноголовый дятел)
У синицы жёлтая грудь. Какая синица? (Желтогрудая синица)
Молодцы, мне понравились ваши ответы, а вам понравилось играть? (да) Ещё хотите?
5. Игра «Столовая»
Поиграет. Представьте, что вы птицы . Я вам подарю изображения разных птиц , прочитаю стихотворение. Та птица , которая услышит о себе «прилетает» на «кормушку» .
Мы кормушку смастерили,
Мы столовую открыли.
В гости в первый день недели
К нам синицы прилетели,
А во вторник, посмотри,
Прилетели снегири.
Три вороны были в среду,
Мы не ждали их к обеду, а в четверг со всех краёв
Стая жёлтых воробьев.
В пятницу в столовой нашей
Голубь лакомился кашей
А в субботу, воскресенье было общее веселье
6. Итог НОД
О каких птицах мы сегодня составляли рассказ? Как нужно относиться к птицам зимой ? Награждение детей медалями.