Лекция № 1. Вспомогательные исторические дисциплины в системе исторических наук.
1. Понятие о вспомогательных исторических дисциплинах.
2. Классификация вспомогательных исторических дисциплин.
3. Проблемы развития вспомогательных исторических дисциплин на современном этапе.
1. Вспомогательные исторические дисциплины – это собирательное название ряда научных дисциплин, изучающих определённые виды, формы и содержание исторических источников.
В научный оборот термин “вспомогательные исторические дисциплины” ввел в начале ХХ в. академик Н.П.Лихачев. Читая в Петербургском археологическом институте курс дипломатики, палеографии и хронологии, ученый назвал их в лекциях “вспомогательными историческими знаниями”.
Современные ученые выделяют порядка 60 вспомогательных дисциплин. Мы остановимся лишь на некоторых из них.
Так, п алеография изучает внешние признаки памятников письменности (графика букв, особенности написания, чтение и датировка текстов).
Со временем из палеографии выделился целый ряд новых вспомогательных дисциплин: кодикология, текстология, эпиграфика, берестология, папирология, графология, криптография, маргиналистика.
Кодикология изучает способы изготовления и внешний вид книги, историю создания рукописных собраний, торговлю рукописями и их использование. Текстология изучает историю возникновения и судьбу текста произведений (поиск канонического текста, установление авторства). Эпиграфика изучает надписи и эволюцию знаков письма на твёрдых телах (камне, металле, кости, глиняных предметах), берестология – на берёзовой коре, папирология – на папирусе. Графология изучает теорию почерка, по которому определяется характер человека. Криптография изучает историю тайнописи, занимается дешифровкой криптограмм. Маргиналистика изучает авторские, читательские, дарственные пометки, тексты на полях и незаполненных страницах книг. Филиграноведение изучает историю изготовления бумаги, а также приемы датировки рукописей по маркировочным знакам бумаги.
Сфрагистика изучает печати, а также историю их возникновения.
Историческая хронология изучает возникновение и развитие различных систем летоисчисления, а также способы перевода дат в современную систему летоисчисления.
Историческая метрология изучает названия различных мер (длины, веса, площади и объёма), историю их возникновения и развития, соответствия современным мерам.
Нумизматика изучает происхождение монет, историю развития денежных систем и монетного производства. В состав нумизматики входит медальерика , которая изучает историю возникновения и развития ненаградной медали и медальерного искусства.
Геральдика изучает государственные, городские, корпоративные и личные гербы, занимается описанием существующих гербов и созданием новых.
Генеалогия занимается изучением родственных взаимосвязей людей, историей родов, составлением поколенных росписей и генеалогических древ.
Историческая ономастика изучает историю собственных имен географических объектов (топонимика), людей (антропонимика), небесных тел (астронимика), животных (зоонимика), предметов материальной культуры (хрематонимика), богов (теонимика).
Археография занимается разработкой методов и правил издания исторических источников.
Дипломатика изучает происхождение, форму, внутреннее построение и содержание исторических актов.
Бонистика изучает бумажные деньги и ценные бумаги (акции, облигации).
Фалеристика изучает эволюцию наградных систем в различных государствах, рассматривает принципы награждения и правила ношения наград, процесс изготовления знаков отличия (орденов, медалей).
Вексилология изучает историю создания и развития флагов, хоругвей, вымпелов.
Униформоведение изучает развитие обмундирования и снаряжения личного состава вооруженных сил, мундиры и сопутствующие им атрибуты гражданских чиновников.
Историческая география изучает физико-географический ландшафт определённой эпохи, население с точки зрения его этнического состава, географию производства и хозяйственных связей, внешних и внутренних границ.
Филателия изучает историю почтовой связи по документам и знакам почтовой оплаты (маркам, конвертам, открыткам).
Как видно, каждая из вспомогательных исторических дисциплин имеет свой объект исследования, но цель у них одна – помочь исследователю всесторонне изучить исторический источник, дать максимум информации о его происхождении.
Вспомогательные исторические дисциплины решают не только традиционные задачи источниковедческой критики, но и дают материалы для выводов в области истории.
Например, наблюдения над графикой букв в палеографии помогают в решении вопроса об уровне развития письменности того или иного народа. Печати, сохранившиеся в отрыве от документов, служат материалом для выводов об эволюции государственного аппарата, а монеты и монетные клады используются для характеристики уровня товарно-денежных отношений. Знание метрологических единиц помогает уяснению уровня налогового обложения, объёма сельскохозяйственного производства. Генеалогия имеет значение для выводов о характере социальной структуры общества.
К числу «вспомогательных исторических дисциплин» большинство исследователей не относят источниковедение, археологию, этнографию, историографию, документоведение. Есть мнение, что к этим наукам уместно применять термин “специальные исторические дисциплины” в значении “более самостоятельные”. Такое определение термину было дано историком М.Н.Тихомировым. Однако, ряд ученых отождествляют понятия “вспомогательные” и “специальные” исторические дисциплины (С.Н.Валк, Е.И.Каменцева).
В любом случае можно без сомнения утверждать, что каждая вспомогательная историческая дисциплина обладает достаточной долей самостоятельности, имея свои особые цель и методы исследования. Но, вместе с тем, разработки в области вспомогательных исторических дисциплин «помогают» развитию исторической науки в целом. В этом смысле вспомогательные дисциплины являются «помощниками истории».
2. Существуют два основных подхода к классификации вспомогательных исторических дисциплин:
1. Классификация по отношению к материальному носителю (источнику).
2. Классификация по ценности для целей исторического исследования.
Первый принцип классификации имеет свою историю. Вначале вспомогательные исторические дисциплины делили на две большие группы. К первой относились дисциплины, изучающие разные виды источников, но каждая с какой-то одной стороны решающая свои специальные задачи. Ко второй группе причислялись дисциплины, которые исследовали определенные виды источников, но всесторонне. В 1990 г. принцип классификации дисциплин по отношению к источнику получил свое завершение в работах профессора С.Каштанова. Он предложил делить дисциплины на три группы:
1) дисциплины, имеющие объектом исследования источники одного вида;
2) дисциплины, изучающие отдельную сторону источников разных видов;
3) дисциплины, изучающее не источники как таковые, а на базе источников разных видов какой-то круг вопросов, связанных единством предмета.
К первому типу можно отнести, для примера, нумизматику, бонистику, фалеристику, ко второму – палеографию, к третьему – хронологию, метрологию, генеалогию.
Отметим промежуточное положение некоторых дисциплин в рамках этой схемы. К примеру, сфрагистика и геральдика принадлежат, казалось бы, целиком к первому типу. Но печати и гербы во многих случаях являются частью объектов-носителей, которыми ни сфрагистика, ни геральдика не занимаются. Значит, эти дисциплины относятся не только к первому, но и ко второму типу.
В соответствии со вторым принципом классификации к первой группе относятся дисциплины, связанные с понятиями пространства и времени (хронология, историческая география), ко второй группе – дисциплины, изучающие письменные источники (палеография), к третьей – так называемые традиционные дисциплины, изучающие вещественные памятники (нумизматика, фалеристика).
3. Положение вспомогательных исторических дисциплин на современном этапе является довольно сложным.
Во-первых, значительная часть дисциплин так и замерла на стадии эмпирического «накопления» материала при ощутимом отсутствии «аналитических процессов». К таким наукам относятся многие «объектные» дисциплины, как например, геральдика и генеалогия.
Если говорить о геральдике, то даже задача введения в научный оборот всего необходимого для данной науки источникового материала ещё далека от разрешения. Практически отсутсвуют современные фундаментальные научные публикации ранее не публиковавшегося комплекса родовых и многих территориальных гербов дореволюционной Беларуси. Геральдические же исследования по большей части представляют собой описательные работы, в которых доля анализа остаётся крайне низкой, – иными словами, исследователи пытаются, и небезуспешно, ответить на вопросы «где, что, когда и как», но совершенно не задаются вопросом «почему».
Примерно такая же ситуация сложилась и в генеалогии. Безусловно, составление любой родословной, а тем более её публикация – важна сама по себе. Чем больше будет научных родословных, тем лучше, тем больше будет наполняться информационная «копилка» генеалогической науки. Но важно помнить, что наука состоит не только в этом, что за всей добытой информацией стоят новые исследовательские задачи и рубежи. Недооценка соотношения тщательно выверенного эмпирического исследования и аналитических, научных подходов и задач в итоге приводит к многочисленным мало аргументированным утверждениям.
Во-вторых, в ряде вспомогательных дисциплин обнаруживаются вполне реальные, остро ощутимые разрывы исследовательской традиции. Здесь уместно вспомнить о хронологии и метрологии. Специалистов в этих областях в современной науке крайне мало. Это очень серьёзная проблема, и она стоит и перед другими областями вспомогательных исторических дисциплин. Всему этому способствует также и отсутствие современных учебных пособий. Сейчас же есть или учебники по отдельным дисциплинам, или обобщающие учебники по нескольким дисциплинам, но значительно устаревшие.
Третий момент, характеризующий современное положение, это наплыв в некоторые области научного пространства вспомогательных исторических дисциплин откровенно дилетантских суждений. Конечно, некоторые дисциплины в последние годы переживают подъём и стали очень популярны в чисто практическом плане (генеалогия, геральдика). Но вместе с этим возникают и иные тенденции – непрофессионализм, непонимание сущности вспомогательных исторических дисциплин, незнание их методов.
Историки не черпают знания о прошлом из ниоткуда. Существует большое количество отраслей исторической науки, помогающих продвигаться в исследовании конкретных периодов Что это за отрасли, и как они помогают историкам понять прошлое?
Классификация исторических дисциплин
Для большинства из них используют термин «вспомогательные исторические дисциплины». Условно их делят на две группы. К первой относят занимающиеся изучением разных видов источников с какой-либо одной стороны. Это такие вспомогательные исторические дисциплины, как археография, генеалогия, архивоведение, палеография, историческая метрология, эпиграфика, папирология, хронология, текстология. Так, к примеру, хронология занимается изучением систем летоисчисления, для чего используются различные виды письменных источников. Историческая метрология изучает единицы измерения веса, длины и других величин, существовавших в различных странах. Без нее мы бы вряд ли смогли представить себе, что такое пуд, фунт или талант, о которых сообщается во многих известных нам письменных источниках. Специалистов по эпиграфике интересуют короткие по содержанию надписи - на камнях, изделиях ремесленников, стенах зданий и т.п.
Ко второй группе относят дисциплины, занимающиеся изучением конкретных видов источников, но в то же время рассматривающие их с разных сторон. Для примера можно привести нумизматику, сфрагистику, геральдику, фалеристику. У каждой из них узкий Нумизматика изучает денежные знаки (бумажные и металлические), сфрагистика - печати, геральдика - гербы, фалеристика - виды наград.
Существует еще один термин - специальные исторические дисциплины. Это отрасли, которые считаются вполне самостоятельными частями исторической науки. Наиболее известная из них - археология. Это наука со своими терминами и периодизацией и широким кругом Сюда же относят историографию, изучающую процесс развития Также к специальным можно отнести такие исторические дисциплины, как этнография, источниковедение, историческая география. В целом этот термин в науке пока не устоялся - его используют и для замены слова «вспомогательные», и для самостоятельных дисциплин. По-разному историки определяют и самостоятельность той или иной дисциплины.
Роль вспомогательных и специальных дисциплин в исследованиях
Какую же роль играют специальные и вспомогательные исторические дисциплины в процессе познания истории? Фактически, это кирпичики, из которых складывается историческое знание. Любому профессиональному историку приходится овладевать специальными знаниями, чтобы успешно исследовать конкретный период. Так, специалисту по истории средних веков придется овладевать и узкой письменные рукописные памятники, и более широким источниковедением. Вспомогательные исторические дисциплины дают нам знания, благодаря которым мы постепенно представляем общую картину того или иного периода. Например, наличие надписей на ремесленных изделиях эпохи Киевской Руси свидетельствует о том, что грамотность была распространена не только среди знати, но и среди простых людей. Находки с клеймами в захоронениях кочевников в причерноморских степях позволяют определить направления торговли, которую вели эти кочевые народы. Генеалогия дает нам знания о в среде аристократии, династических контактах правителей. Огромную роль в исторических исследованиях играет хронология, изучающая системы летоисчисления в разных странах. Без нее мы бы просто не смогли определять последовательность и время событий в исторических документах.
В целом деление исторических дисциплин на вспомогательные и специальные очень условно. Ведь каждая из них является неотъемлемой частью исторической науки, помогающей ученым больше узнать о прошлом.
Н. Л. СЕМЕНОВА
«ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ»
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИОННОГО КУРСА
ТЕМА I . ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВСПОМОГАТЕЛЬНЫХ ИСТОРИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ВИД В РОССИИ (4 часа).
1. Исторические факты и исторические источники. Внешняя и внутренняя критика источников.
2. Общая характеристика вспомогательных исторических дисциплин.
3. Из истории развития ВИД в России.
ЛИТЕРАТУРА
Введение в специальные исторические дисциплины: Учебное пособие. , . – М., 1990. Воронов истории денег. – Новосибирск, 1986. , Устюгов метрология : Учебное пособие. – М., 1975. , Шорин исторические дисциплины. – М., 1984. Лакиер геральдика. – М., 1990. , Кобрин к тайнам Клио. – М., 1994. , Кияшко исторические дисциплины. – М., 1973. Щепкин палеография. – М., 1967.
1. Историческая наука строит свои выводы на материале исторических источников. Под историческим источником понимают все остатки прошлого, которые связаны с деятельностью людей и отражают историю человеческого общества. Продукты и следы деятельности людей дошли до нас в виде источников вещественных (остатков орудий труда и оружия, предметов быта, архитектурных сооружений), лингвистических (языка), этнографических (нравов, обычаев), устных (фольклора) и т. д. С появлением и развитием письменности возникли письменные источники, а в новейшее время, благодаря развитию техники,- звуковые записи, фото - и кинодокументы. Приемами выявления, классификацией, разработкой комплексной методики обработки, изучения и использования источников занимается источ никоведение.
Как выглядит процесс работы с историческими источниками? Каковы основные принципы и методы их научной критики, разрабатываемые источниковедением?
Первый - этап научной критики связан с получением информации о происхождении источника. Для письменного источника это означает установление времени и места его составления, авторства , условий написания и подлинности, восстановления утраченных мест и первоначального текста, установления редакций, копий, списков. Первый этап критики требует от исследователя глубокого анализа текста, данных языка, имен собственных, географических и топографических сведений, наблюдения за формуляром, почерком, знаками письма и материала для письма, использования метрологических, хронологических, сфрагистических и нумизматических данных. Условно этот этап анализа исторического источника называется этапом внешней критики. Решив задачи внешней критики, имеющей целью определение степени правомерности использования источника в научном исследовании, историк переходит к следующему этапу, условно называемому внутренней критикой источника.
Внутренняя критика основана на изучении содержания источника и имеет целью установление его достоверности, т. е. выяснение степени соответствия жизненных явлений их отражению в источнике. В процессе внутренней критики устанавливается полнота информации и научной ценности источника. Задачи внутренней критики письменных источников требуют прежде всего учета социальной позиции, национальной и культурной принадлежности их авторов. Совокупность этих факторов оказывает решающее влияние на содержание и полноту такого источника. Автор может проигнорировать или видоизменить одни факты и, напротив, выделить те из них, в подробном освещении которых он заинтересован. Определенное влияние на автора оказывает и историческая обстановка, в которой он живет и работает.
Задачи внешней и внутренней критики нельзя рассматривать изолированно. Напротив, они тесно связаны между собой, поскольку служат общей цели - всестороннему изучению, оценке содержания и значения источника.
2. Источниковедческая критика источника предусматривает использование приемов так называемых вспомогательных исторических дисциплин. Вспомогательными историческими дисциплинами называются дисциплины, имеющие свою область исследования и разрабатывающие специфические методики и технические приемы в целях решения задач преимущественно внешней критики определенного вида источника. К числу вспомогательных исторических дисциплин относятся палеография, метрология, хронология, сфрагистика, ге ральдика, нумизматика, генеалогия, ономастика, дипломатика, эпиграфика, кодикология и др.
Предмет исследования вспомогательных исторических дисциплин и разрабатываемые этими дисциплинами теоретические вопросы определяются характером материала источника, содержащего письменную информацию (пергамен, бумага, береста, камень, металл), типом источника (письменный источник, печать, монета, герб), видом источника (акт, летопись, хроника, мемуары).
Объектом исследования палеографии являются внешние признаки рукописных источников и связанные с ними графика букв, материал для письма, художественные украшения. Хронология исследует различные системы счисления времени, разрабатывает методики обработки прямой и косвенной датирующей информации. Метрология исследует существовавшие в разные периоды истории меры длины (протяженности), веса (тяжести), поверхности (площади) и вместимости (объема), их соотношения с современной системой мер. Областью изучения сфрагистики являются печати, сохранившиеся при документах и в отрыве от них, а геральдики - гербы. Нумизматика изучает денежно-весовые системы , монеты, надписи на них и денежное обращение. Генеалогия занимается вопросами происхождения семей и родов, отдельных лиц и родственных связей, составлением родословных. Ономастика изучает имена собственные, а историческая ономастика - их историю. Объектом изучения дипломатики является формулярный анализ и содержание актов, т. е. вообще официальных документов (грамот, протоколов, записей и т. д.). Эпиграфика исследует надписи и эволюцию знаков письма на твердых телах (камне, металле, кости, глиняных предметах).
Особенности методических приемов каждой из вспомогательных исторических дисциплин обусловлены спецификой предмета их исследования, а эффективность приемов зависит от уровня разработки теоретических вопросов любой из дисциплин. Таким образом, каждая из вспомогательных исторических дисциплин имеет свои приемы и свой объект исследования. Но цель у них одна - помочь исследователю всесторонне изучать исторический источник, дать максимум информации о его происхождении.
Любая из вспомогательных исторических дисциплин сопоставляет свои наблюдения с наблюдениями других смежных дисциплин и развивается во взаимодействии с ними. Так, палеография тесно связана с хронологией. Знание палеографии помогает прочесть буквенные изображения цифр, а палеографические наблюдения над материалом для письма, знаками графики, украшениями могут служить косвенным доказательством точности датировки. Без палеографических навыков трудно прочесть надпись на камне, старинной монете или печати, а особенности графики букв могут приблизительно указывать на время их появления. В этом плане нумизматика, сфрагистика, эпиграфика связаны с палеографией. Генеалогия тесно связана с хронологией, без данных которой невозможно проследить родословную. Изображение гербов на печатях и монетах сближает сфрагистику и нумизматику с геральдикой. Генеалогия тесно связана с ономастикой, а область денежно-весовых систем метрологии - с нумизматикой. Связь между вспомогательными историческими дисциплинами говорит о необходимости комплексного использования их Методик и сопоставления выводов каждой из них.
3. Появление и развитие приемов и понятий, ставших впоследствии неотъемлемой частью вспомогательных исторических дисциплин, было связано с чисто практическими нуждами. Древние писцы в целях установления подлинности документов сравнивали почерки, вырабатывали приемы анализа актового формуляра, следили за способом прикрепления печати. Летописцы стремились к изложению событий в определенной исторической последовательности. Установление чисел церковных праздников потребовало хронологических вычислений пасхалий, а необходимость фискального обложения и бытовые нужды способствовали выработке метрологических единиц.
Таким образом, использование приемов вспомогательных исторических дисциплин первоначально определялось практическими задачами. Исходя из этого каждую из вспомогательных исторических дисциплин до ее научного изучения и использования можно условно рассматривать как практическую: практическую палеографию, практическую метрологию, практическую хронологию и т. д.
По мере дальнейшего развития Русского государства практические знания в области вспомогательных исторических дисциплин не только находили более высокую и разнообразную форму воплощения, но и все более часто применялись в жизни.
В XVI-XVII вв. развитие практической палеографии выразилось в составлении учебных пособий , отразивших практические навыки в области рукописной и печатной графики, а также украшений рукописей. Появились рукописные азбуки-прописи, задачей которых было обучение грамоте. Азбуки писались на столбце, т. е. листе бумаги определенного формата. В них в алфавитном порядке приводились различные варианты написания скорописных букв, слогов, лига тур, слов и даже отдельных текстов (молитв, нравоучительных пи сем, образцов деловых бумаг)! В руководстве для писцов-рисовальщиков, оформлявших рукописные книги, содержались разъяснения того, как разглаживать бумажный лист, наносить на него золотой грунт, составлять и подбирать краски, пользоваться кистью, линейкой («правилом»), циркулем («кружалом»). Практические знания в области палеографии нашли отражение в графике книжного шрифта и украшении печатных книг, а также в оформлении Печатных азбук и букварей: «Азбуки» (1574 г.) Ивана Федорова, «Азбуки» (1634 г.) Василия Бурцева, «Букваря» (1694 г.) Кариона Истомина. Но особенно большое значение приобрело использование приемов практической палеографии в судебной экспертизе . И условиях единого Российского государства обострились противоречия и борьба за землю, ренту, рабочие руки. Появилось много фальшивых документов, фальсифицирующих право тех или иных in и на землевладение и душевладение. Экспертами документов выстыли специалисты-подьячие. При разборке судебных дел, в том случае, если одна из тяжущихся сторон обвиняла другую в подделке документов, подьячие специально обращали внимание на почерки, дополнительные приписки и подчистки в документах. Нередко в установлении истины на помощь экспертам приходили знания в области практической дипломатики, а именно знания структурного построения документов, особенностей их формуляров.
Большое значение для сохранности источников имели указы Петра I от 1720 и 1722 гг., предписывающие монастырям и церквам присылать в Москву в Синод из своих библиотек и архивов древние грамоты, книги и «прочие куриозные письма». В 1722 г. по указу Петра I при Сенате была создана Геральдмейстерская контора, обязанностью которой явилось составление не только городских, но и частных гербов. Герботворческая деятельность, начатая при Петре, продолжалась и в течение XVIII и XIX вв., создавая необходимую базy публикации источников по геральдике. Составление гербов в Ге-ральдмейстерской конторе находилось в тесной связи с другой стороной ее деятельности - историческим-нодтверждением положения, генеалогической преемственностью дворянских родов, необходимых для получения родового герба. Контора, а затем Департамент Ге-ральдии ведали делами принадлежности к дворянству и к другим титулованным родам, составлением списков дворян. С 1725 г. основные нумизматические находки начали сосредоточиваться в Академии наук. С 1775 г. сбором монет стал заниматься нумизматический кабинет Эрмитажа. Государственные нумизматические коллекции пополнялись за счет деятельности Археографической комиссии и частных коллекций.
В первой половине XIX в. группой ученых (,) была проведена большая работа по выявлению в библиотеках и архивах памятников древнерусской письменности. Возглавленная Археографическая экспедиция сделала известным содержание многих архивных хранилищ страны. Систематизация архивных фондов и их изучение способствовали накоплению информации о печатях, сохранившихся при документах.
Выявление исторического материала сопровождалось его изданием. Первые публикации русских источников относятся ко второй половине XVIII в. и связаны с деятельностью известного просветителя, а также Академии наук и других учреждений. В 1773-1791 гг. осуществил многотомное издание «Древней Российской Вивлиофики"», в которой впервые опубликовал духовные и договорные грамоты князей, ханские ярлыки, родосло-ницы («Бархатную книгу») и другие источники.
В деле издания источников в XIX- начале XX в. главная роль принадлежала правительственным комиссиям, ведомствам , комитетам, научным обществам и журналам. Например, созданная в 1834 г. Археографическая комиссия опубликовала Полное собрание русских летописей и целый ряд актов публичного и частного характера, объединенных в многотомные собрания, в том числе «Акты Археографической экспедиции» (т. 1-4, СПб., 1836-1838), «Акты Исторические» (т. 1-5, СПб., 1841 -1842), «Дополнения к Актам историческим» (т. 1 - 12, СПб., 1846-1879) и многие другие.
Издание разнообразных по характеру и содержанию источников требовало не только подготовки их к печати (правильного прочтения, датировки), но и составления справочного аппарата, включающего описание графики букв, материала для письма, объяснения значения метрологических единиц и внешнего вида печатей. Эта работа способствовала накоплению и осмыслению приемов научной критики источников методами, характерными для палеографии, сфрагистики, метрологии, хронологии и других вспомогательных исторических дисциплин.
Первые наблюдения в области вспомогательных исторических дисциплин прослеживаются в сочинениях XVIII в. Татищев, который открыл и исследовал два важнейших памятника феодального права - Русскую Правду и Судебник 1550 г., а также использовал большое количество летописных и других источников в своей «Истории Российской», указал на необходимость знания историком палеографии, древней хронологии, геральдики и генеалогии. Например, говоря о генеалогии, он подчеркивал: «Генеалогию или родословие государей нужно знать, кто от кого родился, кого детей имел, с кем браком обязан был, из чего можно уразуметь правильные наследства и домогательства». Сведения по хронологии, палеографии, генеалогии, топонимике давались в исторических трудах, в комментариях к изданиям источников.
Таким образом, деятельностью ученых XVIII в. был поставлен на очередь дня вопрос о необходимости изучения материалов вспомогательных исторических дисциплин. Но само понятие о палеографии, метрологии, хронологии, сфрагистике, нумизматике, ономастике как особых исторических дисциплинах получило развитие только в XIX в.
В первой половине XIX в. вспомогательные исторические дисциплины развивались преимущественно как описательные. На этом этапе шло выявление и накопление фактического материала, имеющее итогом появление работ, в которых давалось описание материала делались первые шаги по его научному осмыслению, обобщению и классификации.
Для развития палеографии в первой половине XIX в. и в последующее время имели особое значение научные палеографические описания рукописей, составленные, А. X. Востоковым, и другими, сборники палеографических текстов, снимков, изданные и, таблицы водяных знаков , выявленных и изданных и.
Публикацией статей о русских мерах длины и веса, о торговых иенах на товары и хлеб началось описание материалов по русской метрологии, завершившееся книгой «Общая метрология», вышедшей в 1849 г. и обобщившей ранее собранный материале Практическая необходимость научной датировки публикуемых" источников, в первую очередь Полного собрания русских летописей, открыла страницу жарких споров о летосчислении Древней Руси, «старшинстве» мартовского или сентябрьского годов2. Тогда же были обобщены и популярно изложены сведения о календарях3, а обратился к составлению хронологических таблиц, существенно облегчивших определение дат исторических событий.
К середине XIX в. относится начало издания специальных альбомов снимков русских печатей и попытка их классификации. Итогом накопления материала по дворянской геральдике явилось издание с конца XVIII в. «Общего гербовника дворянских родов»", в котором частные гербы объединялись по группам: гербы потомков Рюриковичей, Гедиминовичей, древних дворянских родов и родов, пожалованных княжескими, графскими, баронскими, дворянскими титулами. Несколько позже дворянских началась публикация городских гербов. Их рисунки были изданы в 1843 г. отдельной книгой в виде Приложения к Полному собранию законов Российской империи.
Сводным трудом по сфрагистике и геральдике стала работа «Русская геральдика»;(кн. 1-2, СПб., 1855). В первой книге этого труда давался исторический обзор русских печатей и делалась попытка их научной классификации. Вторая книга содержала историю дворянских гербов. В тесной связи с геральдикой развивалась генеалогия. Столкнувшись с необходимостью разобраться в чрезвычайном обилии повторяющихся имен князей в ранний период Российской истории, авторы трудов по истории России приступили к составлению княжеских родословных росписей и таблиц. К 20- 30-м гг. XIX в. относятся попытки разработки методики систематизации и наглядно-графического изображения родословных, включающих как основные, так и параллельные родственные связи.
Накопление, научное описание, попытки систематизации материала, предпринятые в первой половине XIX в., создали прочную основу для развития вспомогательных исторических дисциплин в последующее время, Конечно, представление о каждой из вспомогательных исторических дисциплин складывалось не сразу. Например, в XIX- начале XX в. некоторые из исследователей считали, что предметом палеографии является изучение «древлеписания», т. е. древнего письма и его изменений. Поскольку древним письмом могли быть написаны не только рукописные тексты, но и тексты на твердых предметах, к сфере изучения палеографии долгое время относили надписи на металле, камне и других предметах. Так, первый палеографический труд «Письмо... о камне Тмутороканском», написанный в 1806 г. , был посвящен изучению надписи XI в., выбитой на камне. В опубликованной почти через 80 лет «Славяно-русской палеографии XI-XVI вв.» (СПб., 1885) палеография продолжала рассматриваться еще не вполне откристаллизовавшейся дисциплиной, поскольку к объекту ее изучения были отнесены надписи, сделанные на твердых телах: иконах, монетах, камнях.
Только со временем к области палеографии отошло изучение внешних признаков рукописей. Изучение надписей на камне стало уделом эпиграфики, надписей на металлической печати - сфрагистики, на монете - нумизматики.
Более четкое разделение вспомогательных исторических дисциплин стало возможным благодаря углублению методик критики источников и развитию исторической науки в целом. Исследователи второй половины XIX- начала XX в. продолжали выявление и обобщение материала, связанного со вспомогательными историческими дисциплинами. Но вместе с тем в работах этого периода более отчетливо проявилось стремление вычленить каждую из вспомогательных исторических дисциплин, определить ее место и предмет, наметить цели, усовершенствовать методические приемы и отойти от описательности.)
В работах, и других содержался интересный фактический материал и получили дальнейшее развитие попытки уточнить предмет, задачи, приемы палеографии. Возможность использования более частных палеографических приемов датировки давала работа, посвященная бумажным водяным знакам. Достижением историографии явился учебник по палеографии, вышедший в 1918 г. Работа и Сегодня в значительной степени сохранила свою научную ценность.
Интерес к вопросам летосчисления, усилившийся главным образОМ в связи с компанией, проводимой в пользу замены юлианского календаря григорианским, дал толчок к изучению часосчисления и летописного летосчисления на Руси. Компромиссная гипотеза об отставании мартовских годов от сентябрьских на полгода или, наоборот, опережении их (так называемые «ультрамартовские годы») положила конец спорам о начале года на Руси, продолжавшимся еще с первой половины XIX в. Совершенствование технических приемов и методов хронологии привело к модернизации таблиц и составлению математических формул, несколько упростивших обработку и проверку «прямой» датировки исторических источников. Тогда же введением в научный оборот таблиц с расчетами лунных и, солнечных затмений, появления комет и т. д. была усовершенствована методика «косвенной» датировки, связанная с проверкой упомянутых в источниках астрономических явлений по объективным данным астрономии.
Трудами начала XX в. были заложены основы научной сфрагистики.
Генеалогическая литература характеризовалась продолжением традиционного изучения княжеских родословий и появлением нового типа трудов - генеалогических справочников, обобщающих родословные росписи русского дворянства. Вслед за «Российской родословной книгой» вышли справочники дворянских родов -Ростовского, В. В. Го-лубцова. Забота представителей дворянского класса о превращении своих родословных в фамильную историю вызвала появление сочинений об отдельных родах. Расширение документированности генеалогических известий и попытка теоретического осмысления и обобщения накопленных генеалогических материалов в конце XIX- начале XX в. была предпринята в трудах.
В геральдике, наряду с выяснением и публикацией отдельных тематических сводов гербов, развернулась разработка справочной литературы о гербах, разъясняющая их эмблематику в истории. Исключительная роль в публикации гербов, создании обобщенных работ по истории русской геральдики, справочной литературы , помогающей в определении гербов, принадлежала, который впервые рассмотрел герб как исторический источник.
Появление в XVIII и XIX вв. частных и государственных нумизматических коллекций сделало возможным составление русской нумизматической систематики. Активизации работы русских нумизматов во второй половине XIX- начале XX в. способствовало создание нумизматических обществ и отделений, по инициативе которых были налажены выпуски специальных серий нумизматических трудов. В ценных работах, кова был изучен, обобщен и классифицирован материал русской, античной и восточной нумизматики.
Таким образом, в результате развития исторической науки и источниковедения в целом в области вспомогательных исторических дисциплин был выявлен и собран значительный материал, опубликовано и изучено большое количество источников, написаны ценные статьи, справочники, монографическая литература. Со второй половины XIX в. в ряде высших учебных заведений было введено чтение лекционных курсов по палеографии, нумизматике, метрологии, сфрагистике, генеалогии и геральдике.
Однако в конце XIX- начале XX в. все еще продолжали оставаться нечетко выраженными предмет и задачи отдельных вспомогательных исторических дисциплин. Некоторые из них рассматривались в качестве прикладных по отношению к другим вспомогательным историческим дисциплинам: сфрагистика - как прикладная дипломатики, геральдика - как прикладная генеалогии. Хронология, находившаяся в процессе становления, часто рассматривалась в учебных курсах по палеографии. Разработка теоретических вопросов отличалась неравномерностью. Например, палеография развивалась преимущественно на источниках, написанных уставом и полууставом. Деловые бумаги, в том числе и частные акты, написанные скорописью, исследовались недостаточно. Не стали объектом исследования такие признаки бумаги, как клейма и штемпели. Неравномерно развивались отдельные разделы нумизматики. Серьезным недостатком нумизматического собирательства являлась недооценка монетного клада как комплексного нумизматического источника. Метрология ограничивалась преимущественно изучением древнерусских мер, сфрагистика проявляла больший интерес к печатям XVI-XVII вв., чем к печатям древним, причем изучались печати, сохранившиеся при документах. Что же касается печатей, найденных в земле, в отрыве от документов, то за неимением методик их обработки они еще не привлекли должного внимания исследователей. Введенные во второй половине XIX в. в научную практику формулы перевода дат все еще отличались громоздкостью и неудобством. Некоторые классификации печатей и монет нуждались в критической переоценке.
Разработка материала каждой из вспомогательных исторических дисциплин отличалась хронологической ограниченностью. Например, в курсах, кого вопросы палеографии рассматривались главным образом до XVI-XVII вв. В учебнике по палеографии рассмотрение палеографических признаков ограничивалось преимущественно XVIII в. Не стали объектом должного изучения печати «моложе» XVI в.
Некоторые разработки в области вспомогательных дисциплин содержали ошибочные положения. Например, весовая метрология отрицала самобытное развитие русских единиц веса и утверждала, что славяне их заимствовали у арабов, греков, скандинавов. Факт раннего развития единиц и систем веса, в том числе гривны, у восточных славян еще до их контактов с Востоком, Византией и Скандинавией учеными-метрологами игнорировался. Противореча показаниям монетного материала о значительном дроблении денежных единиц, метрологи отрицали пестроту областных мер в период феодальной раздробленности. В генеалогии неверным был вывод об отсутствии письменных источников о родословных рабочих и крестьян и о невозможном восстановлении их генеалогии.
Заполнение белых пятен, уточнение ряда положений стало делом развития вспомогательных исторических дисциплин в последующий период. Интерес к вспомогательным историческим дисциплинам выразился в появлении учебных курсов, обобщивших материал нескольких вспомогательных исторических дисциплин.
Важным моментом в развитии вспомогательных исторических дисциплин и источниковедения в целом явилось издание на протяжении ряда лет сборников и журналов, в которых публиковались источники и исследования по палеографии, сфрагистике, геральдике, нумизматике, ономастике, археографии и в целом по источниковедению. Большое значение для развития вспомогательных исторических дисциплин имела дальнейшая публикация источников и факсимильного воспроизведения ряда рукописных текстов.
В научный оборот были вовлечены новые вещественные источники, найденные в ходе археологических раскопок. Еще в самом начале XX в. была открыта сфрагистическая сокровищница Руси - Новгородское городище. На протяжении периода существования Новгородской республики оно было главной резиденцией князя. На городище находились княжеская канцелярия и архив. Материальные остатки этих учреждений сохранились в виде печатей или их осколков, находки которых не прекращаются до настоящего времени, составив громадный сфрагистический фонд. Большое значение для накопления сфрагистического материала имели раскопки в Пскове Довмонтова городища. Открытие археологами начиная с 1951 г. в Новгороде, а затем в Пскове, Смоленске, Старой Руссе, Витебске и других городах берестяных грамот дало в руки исследователей несколько сотен единиц ранее неизвестных источников. Ежегодные находки все новых и новых монетных кладов расширили исследовательскую базу нумизматов.
Разработке вспомогательных исторических дисциплин в последние десятилетия способствовали лучшие возможности координации исследовательской работы, выход в свет монографической литературы по ряду дисциплин, ранее мало привлекавших внимание ученых, возрастание роли вспомогательных исторических дисциплин в учебном процессе и в связи с этим создание учебных пособий по этим дисциплинам.
В работах, , и других получили развитие глубокий исторический подход, теоретическое переосмысление целей и задач, совершенствование методик палеографии, метрологии, сфрагистики, геральдики, нумизматики, ономастики, хронологии.
Главным, достоинством этих работ явилось рассмотрение объектов и явлений, которыми занимаются отдельные вспомогательные исторические дисциплины, в тесной связи с конкретным социально-политическим и экономическим развитием страны. Такой подход дал возможность использовать выводы вспомогательных исторических дисциплин для решения важных исторических проблем. Например, благодаря палеографическим наблюдениям за техникой письма (размером букв, их пропорцией, расстоянием между буквами и строчками, способом держания пера) были получены выводы о почерках, степени развития письменности, школах письма. Наблюдения за водяными знаками на бумаге дали материал об уровне технологии производства бумаги и развитии бумагоделательного производства. Изучение печатей, найденных в отрыве от документов, помогло воссоздать историю древних русских государственных институтов, проследить основные моменты их развития, зафиксировать не отраженные в других источниках административные реформы, показывающие становление аппарата государственной власти на Руси. Использование комплексного источника нумизматического исследования - монетного клада - позволило представить развитие экономики, денежного хозяйства, формирование монетных систем, экономических связей, существование и количество монетных дворов и их экономический потенциал. Метрология внесла самостоятельный вклад в реконструкцию древних монетных систем, земельных отношений и налогового обложения, в определение степени эксплуатации крестьян. Собранные и систематизированные генеалогические сведения дали материал о формировании социальных групп населения и форм землевладения, процессах образования и становления государственного аппарата , развитии общественно-политических идей. Такой объект изучения геральдики, как городской герб, помог более глубокому рассмотрению проблем российского города и политики правительства в отношении городского населения.
Источниковедение и вспомогательные исторические дисциплины
Длительное время источниковедение считали одной из вспомогательных исторических дисциплин. Рецидивы подобного отношения встречаются и по сей день. С одной стороны, если принимать во внимание исключительно вспомогательные функции, то может показаться справедливым объединение источниковедения с вспомогательными историческими дисциплинами или включение его в их комплекс, поскольку оно, в конечном счете, обслуживает, облегчает историческое познание, оптимизируя функционирование системы «источник – исследователь». С другой стороны, для решения вопроса о соотношении источниковедения и вспомогательных исторических дисциплин необходимо провести их сопоставительное изучение, уточнив: каковы объект, предмет и задачи каждой отдельной вспомогательной исторической дисциплины и всего их комплекса.
Вспомогательные исторические дисциплины (далее – ВИД) - собирательное понятие. На современном этапе развития отраслей исторического знания их комплекс постоянно расширяется и насчитывает теперь более 50 наименований. Самоё слово – «вспомогательный» - указывает на место этих дисциплин в исторической науке.
Вспомогательные исторические дисциплины - отрасли исторического знания, у которых гносеологические функции имеют вспомогательный характер, способствующий решению главных вопросов исторического исследования .
Каждая из комплекса ВИД решает важные вопросы, однако, как правило, имеющих частный характер. Применение их методов позволяет получить знания об отдельных сторонах, свойствах каких-либо групп источников, в некоторых случаях охватывая одновременно разные типы источников (письменный, изобразительный, вещественный). ВИД расширяют и углубляют наши знания о прошедшей исторической действительности, в том числе об источниках, как её производном, как части этой действительности и её отражении.
В современной исторической литературе до сих пор не существует общепринятой классификации ВИД, хотя и было предложено делить весь комплекс ВИД на две (И.А. Булыгин и др.) или три (Л.Е. Шепелев и др.) группы.
По мнению некоторых исследователей, одна группа включала дисциплины, изучающие какой-либо определенный комплекс источников . Геральдика изучает гербы, дипломатика - акты, нумизматика - монеты, сфрагистика - печати.
Вторая охватывала дисциплины, изучающие какую-то одну из сторон источников , какой-то определенный круг данных, заключенных в источниках. К ней группе исследователи относили: архивоведение, предметом которого является собирание, описание и хранение источников; археографию, занимающуюся публикацией источников; генеалогию, предмет которой состоял в изучении родственных связей людей; метрологию, изучающей систему различных мер; палеографию, в центре внимания которой были внешние признаки источников; текстологию, анализировавшую историю текста источников; хронологию, посвященной проблеме измерения времени. В развитие и уточнение указанной классификации поступило предложение о выделении архивоведения и археографии в отдельную, третью группу. Отдельные исследователи (Д.С.Лихачев и др.) считали текстологию отдельной и самостоятельной дисциплиной (и даже наукой), вышедшей из комплекса ВИД.
Недостатки таких предложений были очевидны, так как при разделении ВИД на группы в качестве критерия использовались разные параметры: в одном случае – объет исследования, во втором – его предмет.
Подобный подход противоречил законам и принципам логики – основа деления должна быть единой.
Очевидно, что в критерий классификации ВИД должен одновременно охватывать такие параметры как: объект, предмет и задачи исследования, относящиеся к каждой из них.
Вспомним:
объект - это то, что изучается, т.е. тот реальный объект, который существовал и существует в реальной действительности (был создан в прошлом и сохранился до наших дней) и на который направлено исследование;
предмет - это цель или угол зрения , с которой или под которым изучается объект;
задачи - это комплекс проблем , требующих решения на основе изучения данного объекта под избранным углом зрения для выполнения поставленной исследовательской цели.
На основе указанных параметров комплекс ВИД можно разделить на три группы .
1. Дисциплины одной из них изучают какую-либо одну сторону , одну часть , одно свойство (характеристику) информации разных типов и видов исторических источников: палеография (в том числе и неография как ее ответвление), папирология и берестология , филиграноведение , эпиграфика , метрология и хронология , а также генеалогия .
Объект дисциплин, входящих в эту группу, - источники любых видов, содержащих необходимую информацию, соответствующую предмету отдельной ВИД; предмет - у каждой свой, охватывающий определенную часть информации; задача - всеобъемлюще изучить эту сторону информации источника.
Например, палеография изучает внешние признаки письменных исторических источников. Ее объект – текстовые, письменные (рукописные и печатные) источники, а предмет – их графико-оформительские особенности. В задачу палеографа входит исследование характерных для источника атрибутов: материал, на котором он был создан (пергамен, бумага, береста, шелк и т.п.); орудия письма или тиражирования, которыми он был выполнен (гусиное или металлическое перо, шариковая ручка, типографский станок, гектограф, пишущая машинка или принтер и т.д.); особенности и эволюция графики письма и почерка автора; украшения рукописей и печатных изданий (миниатюры, филиграни – водяные знаки, карикатуры и другие рисунки, усиливавшие эмоциональное восприятие текста). Совокупное изучение этих признаков позволяет установить время и место создания источника, его автора (переписчика), финансовое и / или общественное положение лиц, создавших источник (российские антиправительственные зарубежные организации, например, издавали свои газеты и листовки на папиросной бумаге для облегчения транспортировки издания в Россию; журналы, рассчитанные на состоятельную публику и популяризировавшие модную одежду и интерьеры, издавались на роскошной бумаге лучших сортов и снабжались красочными иллюстрациями). Ранее считалась, что объектом палеографии являются только документы древности. Теперь есть тенденция включать в ее объект и источники новейшего времени. В целом, палеография занимается изучением истории письменности в связи с развитием общества. На современном этапе методы палеографии (или неографии) активно используют криминалисты для определения по почерку или типографскому шрифту «виновников» создания документа.
Важно отметить, что ВИД, отнесенные к первой группе, сосредотачивают свое внимание только на трех типах исторических источников (письменные, вещественные и изобразительные), но фонические как бы «выпали» из этого круга. Уже одно это обстоятельство показывает, что объект ВИД, выделенных в первую группу значительно меньше, ўже, чем у источниковедения, так как оно изучает все типы источников вне зависимости от того, в какой форме они фиксируют, сохраняют и передают информацию. Точно также предмет и задачи ВИД этой группы ўже, чем у источниковедения, так как оно нацелено на определение всего научно-познавательного потенциала каждого изучаемого источника.
2. ВИД, включенные в другую группу, всесторонне и полностью изучают информацию какого-либо одного комплекса (типа или вида) исторических источников.
Так, например, объект геральдики - государственные, городовые и родовые гербы, фалеристики – наградные знаки (ордена, медали и др.), нумизматики - монеты, бонистики - бумажные денежные знаки, дипломатики - акты, сфрагистики - печати. Каждая из них имеет исключительно свой объект изучения, который исследуется с максимально возможной полнотой, и, следовательно, предмет и задачи у них имеют принципиальное сходство - изучение всех особенностей внешнего вида, структуры, формы и содержания источника. Иными словами, различие ВИД внутри этой группы обусловлено разными объектами, а не предметом, нацеливающим исследователя на анализ всей информации избранного объекта.
Изучение гербов государств и различных наградных знаков имеет особое значение, так как позволяет увидеть прошлое в своеобразном ракурсе, который не раскрывают источники других видов.
Например, система награждений, существовавшая в России XVIII – первой половины XIX в., наглядно характеризовала ее крепостнический характер. Частновладельческие крестьяне не имели права носить полученные за подвиг знаки отличия. Поэтому Алексей Кропоткин (отец революционера Петра Кропоткина) носил орден Св. Анны за то, что во время Кавказской войны его денщик Фрол спас из огня маленького ребенка.
Писатели, художники и ученые в то время сравнительно редко получали государственные награды, так как занятие литературно-художественной или научной деятельностью считалось частным делом и в этом отражалось отношение царского правительства к демократической интеллигенции. Ордена получали лишь те деятели, которые своими произведениями выполняли государственный заказ (историк Н.М. Карамзин, архитекторы А.Н. Воронихин и А.Д. Захаров, художники К.П. Брюллов и В.В. Верещагин).
Изучение государственных гербов позволяет наглядно увидеть процесс государственного строительства и понять декларируемый характер государства, отражавшийся в атрибутах (символике) герба. Например, с древности все государственные гербы имели среди своих атрибутов изображения каких-либо хищных животных или птиц (львов, орлов и т.п.).
Российский герб в XV в. включал две эмблемы: всадника с копьем, поражавшего змия («ездец»), и византийского черного двуглавого орла, увенчанного двумя коронами – символ восприятия власти от павшей Византийской империи. С 1625 г. двуглавый орел изображался под тремя коронами, что символизировала объединение Великой Руси, Малой Руси и Белой Руси. Большой герб Российской империи, утвержденный в 1882 г., представлял собой золотой щит с черным двуглавым орлом, держащим в лапах скипетр и державу. Он был коронован двумя императорскими коронами, над которыми помещалась еще одна корона большего размера с развевающимися лентами Андреевского ордена. После Февральской революции 1917 г. государственный герб России утратил императорские короны и другие властные атрибуты – остался двуглавый орел, перерисованный с печати Ивана III .
Лишь герб Советского государства (РСФСР, утвержден 24 июля 1918 г.) не имел угрожающих символов. Впервые в истории в него были введены принципиально новые атрибуты, отражавшие миролюбие и классово-политическую структуру государства: красного цвета щит (знамя); пятиконечная звезда – знак вечности, света и манящей цели; хлебные колосья, перевитые лентами, символизировавшими союз республик; серп и молот в знак союза рабочих и крестьян. Революционные внешнеполитические задачи отражал девиз герба – «Пролетарии всех стран, объединяйтесь!», находившийся на красной ленте, соединявшей колосья.
Нумизматика и бонистика позволяют выявить информацию не только по истории денежного обращения, но и дают богатый материал по истории экономической и политической жизни общества. При этом особое внимание исследователи обращают на изучение изображений (иконографии) на монетах, кредитных билетах и ассигнациях, а также на имеющиеся на них девизы (легенды).
Особое место в этой группе ВИД занимает дипломатика, изучающая акты – документы, оформляющие какой-либо договор или сделку (между государствами, организациями и частными людьми). Выработанный специалистами по дипломатике формулярный анализ в настоящее время активно используется как метод для изучения письменных источников других видов и форм, имеющих устойчивую, постоянную и обязательную структуру - формуляр.
Например, в тексте международных договоров, как правило, есть преамбула, в которой объясняются цели договаривающихся сторон; за преамбулой следует текст, разделенный на статьи; в конечном протоколе обязательно указываются дата, место подписания документа и фамилии дипломатов или политических деятелей, подписавших договор по поручению своих правительств. Необходимо учитывать, что фамилии под текстом во многих случаях не принадлежат лицам, которые составляли документ, и, следовательно, эта его часть не может служить информацией об авторах договора.
Приведем типичный пример. Под текстом Кючук-Кайнарджийского мирного договора 1774 г. стоят подписи П. А. Румянцева и его помощника Н. В. Репнина. Однако подлинным автором текста, отстоявшим его в упорных переговорах с турецкими представителями, был дипломат, представитель России в Константинополе А. М. Обрезков (1718 – 1787), не сумевший из-за разлива рек во время приехать в ставку главнокомандующего русской армией - месту подписания договора России с Турцией.
С дипломатикой тесно связана еще одна ВИД этой группы - сфрагистика. Первоначально она была частью дипломатики, так как ее задачей было установление подлинности актов на основе изучения печатей, скреплявших и удостоверявших документ. Однако, по мере нахождения печатей, утративших связь с документом (особенно это касалось так называемых вислых печатей – в месте прикрепления печати мог истрепаться папирус, пергамен или бумага или сгнить шнурок), сфрагистика выделилась в отдельную дисциплину. Результаты изучения печатей расширяют сведения историков о социально-политическом строе государств, о взаимоотношениях различных государственных и общественных структур. Особое внимание уделяется личным печатям авторам писем и источникам других видов, так как по ним устанавливается авторская принадлежность текста.
Итак, геральдика и фалеристика, нумизматика и бонистика, дипломатика и сфрагистика составляют еще одну группу ВИД. Критерий их объединения в нее обуславливается общностью предмета каждой из них - всестороннее изучение своего объекта, несмотря на то, что у каждой дисциплины он свой, особенный.
3. Еще одна группа ВИД представлена дисциплина, изучающими только один тип исторических источников, но разными методами и с разными целями. В нее входят: архивоведение , археография и текстология . Это объединение обусловлено тем, что у них один (общий ) объект изучения - письменные (текстовые) источники. Однако заметим, предмет и задачи исследования у каждой свой.
Архивоведение – это комплексная научная дисциплина о теории и практике хранения различных документов (исторических источников) в специальных хранилищах (архивах).
Комплексность этой дисциплине придает, во-первых, та её особенность, что, хотя в фондах архивов собираются, как правило, письменные источники, но нередко сюда передают и источники других типов. Эта особенность сближает практическую работу архивистов с деятельностью музейных работников. И те, и другие хранят и приумножают путем целенаправленного сбора национальное достояние – документы и предметы старины, без которых, как уже упоминалось выше, невозможно познание прошлого и которые являются питательной средой (информационной опорой) исторических исследований.
Во-вторых, комплексность архивоведения определяется его предметом и задачами, в которые входит не только теоретическая и практическая разработка методов сбора, обработки для сохранности и хранения исторических материалов, допуска к ним исследователей, но и изучение истории архивного дела, а также разработка исторических проблем на основе найденных в хранилищах документов.
По предмету и задачам архивоведение сходно с музееведением , но объект последнего шире. В него (по определению) входят источники всех типов - вещественные, изобразительные, фонические и письменные. Практически в каждом музее есть свой архивный фонд (иногда очень значительный), включающий различные письменные материалы.
Археография – специальная научная историческая дисциплина о теории и практике публикации исторических источников. Ее объект – письменные источники, предмет – научное описание и приведение хранящихся в архивах материалов в известность, в научный оборот, что способствует расширению источниково-информационной базы исторических исследований. Кроме того, археографы занимаются также и изучением истории археографии, которая в нашей стране занимает два столетия.
Археография тесно связана с источниковедением, палеографией, дипломатикой, текстологией и филологией, с архивоведением и другими научными дисциплинами, занимающимися изучением текстовых источников.
Первые публикации исторических источников были осуществлены в первой половине XVIII в. В.Н. Татищевым (Русская Правда и Судебник 1550 года). Затем Академия наук начала публикацию русских летописей. Во второй половине века большой вклад в издание источников внесли князь М.М. Щербатов, Г.Ф.Миллер, Н.И. Новиков, И.И. Голиков. В 1811 г. была создана Комиссия печатания государственных грамот и договоров, в 1834 г. - Археографическая комиссия. С середины XIX в. началась целенаправленная выработка правил научного издания исторических источников. Одним из первых был Н.Г. Устрялов, затем его работу в начале ХХ в. продолжили А.С. Лаппо-Данилевский, А.А. Шахматов, С.Б. Веселовский и др.
В 1955 г. были созданы единые «Правила издания исторических документов», в которых четко прописаны требования к научной публикации. Они включали все параметры археографического оформления: грамотное оформление заголовка, в котором должны отражаться имя автора и время создания источника, его видовая принадлежность и главный смысл содержания; соблюдение научных принципов передачи текста; приведение легенды, с указанием места хранения источника, его внешнего вида и, если таковые были, предыдущие публикации. Научное издание должно было включать научно-справочный аппарат: комментарии и примечания, поясняющие текст и раскрывающие «темные места» в источнике; расшифровку аббревиатур и других сокращений; предметный, именной и географические указатели. Эти правила сохранили свое значение и по сей день, на них ориентируются и современные публикаторы.
В ту же группу ВИД (с некоторыми оговорками) можно включить и текстологию – специальную научную дисциплину, объектом которой также являются письменные (текстовые) источники. Предмет текстологии – изучение текста, всех его атрибутов (оформление, структура, автор, время, место и мотивы создания текста, его происхождения), а также содержания (лексическое и семантическое прочтение).
По вопросу о междисциплинарном статусе текстологии в литературе есть разные мнения. Их разбору посвящена отдельная лекция при характеристике текстологического этапа источниковедческого исследования.
Подведем итоги. Трансформация, отпочкование некоторых дисциплин от своих «прародительниц» в отдельные ВИД, с одной стороны, служит наглядным свидетельством того процесса дифференциации наук, о котором упоминалось в начале изучения проблемы междисциплинарного статуса источниковедения.
Из палеографии выделились эпиграфика, берестология и филиграноведение; из дипломатики – сфрагистика; из нумизматики – бонистика; из геральдики – фалеристика.
С другой стороны, наблюдается и известная интеграция ВИД, их сближение и переплетение их задач, методов и результатов исследования. Так, весьма плодотворно сотрудничают специалисты по метрологии и нумизматике при изучении различных экономических процессов и явлений. Применение специфических методов исследования, присущих генеалогии и геральдике, способствует расширению знаний о родственных связях людей.
Процесс интеграции дисциплин проявляется в двух формах.
Во-первых, путем заимствования методов исследования. На современном этапе развития наук заимствование методов, разработанных одной дисциплиной для каких-либо видов источников, эффективно используется при анализе других видов источников. Например, формулярный анализ – основа дипломатики – активно применяется для изучения делопроизводственной документации и даже публицистики; в нумизматике – методы эпиграфики; в неографии – методы палеографии.
Во-вторых, путем вовлечения в сферу внимания специалистов новых видов и разновидностей источников. Разумное расширение источниковой базы исследований за счет привлечения тех источников, которые являются основными объектами других ВИД, приводит к весьма значительным результатам, выражающимися в углублении нашего познания прошлого, в понимании тех деталей и нюансов, которые раньше оставались вне поля зрения историков. Так, для более полного изучения печатей, наградных знаков и родовых гербов специалисты соответствующих ВИД привлекают объекты генеалогии (родословные), делопроизводственные документы и акты. О тесной связи археографии со многими историческими дисциплинами уже говорилось выше.
В целом, вспомогательные исторические дисциплины не только обогащают научно-методический аппарат друг друга, но и помогают в исторических и источниковедческих исследованиях. Вспомогательный, прикладной характер ВИД нисколько не умаляет их значения для исторической науки в целом, так как они насыщают ее важной и необходимой (для датировки, установления авторства, понимания происхождения текста источников, установления их генеалогических связей и т.п.) информацией, добываемой своими – специальными - методами.
Однако, необходимо подчеркнуть, что источниковедение не растворяется, не входит в комплекс ВИД, поскольку его объект (все источники любых видов, типов и форм), предмет и задачи, его гносеологические функции гораздо шире, чем аналогичные параметры и у каждой из вспомогательных исторических дисциплин, и даже у их совокупности.
Таким образом, рассмотрев соотношение источниковедения с исторической наукой и с вспомогательными историческими дисциплинами, можно получить два вывода . С одной стороны, все они очень близки и входят в одну систему исторических знаний (отраслей науки), а с другой – каждая из них вполне самостоятельна, поскольку решает отличающиеся исследовательские задачи. Историческая наука реконструирует прошлое, осознает и объясняет его на основе выведенных закономерностей. Источниковедение разрабатывает теорию и практику изучения источников, на экспериментальном уровне определяет степень выполнения ими их гносеологической функции и на этой основе дает рекомендации историкам о перспективах и местах выявления источников и способах их наиболее результативного использования. Вспомогательные исторические дисциплины обогащают и историков, и источниковедов дополнительной информацией, способствующей более полному и глубокому выполнению ими их исследовательских целей. Стрельский В.И. Теория и методика источниковедения истории СССР. - Киев, 1968. С. 57; Пронштейн А.П., Лубский А.В. Методологические проблемы источниковедения в современной советской литературе // Актуальные проблемы источниковедения истории СССР, специальных исторических дисциплин и их преподавания в вузах: Тезисы докладов III Всесоюзной конеренции. Новороссийск, 1979. - М., 1979. С. 24; Источниковедение истории СССР: Учебник... 1981. С. 11.
См.: Шепелев Л.Е. Источниковедение и вспомогательные исторические дисциплины: к вопросу о их задачах и роли в историческом исследовании // Вспомогательные исторические дисциплины. - Л., 1982. Т. XIII. С. 15 - 16.
Название этой ВИД происходит от латинского слова falera , обозначавшего большую медаль, бляху, которую помещали на знамени отличившегося в боях легиона или на груди прославленных римских легионеров.
Формуляром называют структуру документа, имеющего четкую последовательность частей текста. Это постоянная и присущая определенным разновидностям источников знаковая система, в которой обязательное, регламентированное законом расположение частей текста (начальный и конечный протоколы, клаузулы - отдельные абзацы) само по себе несет информацию в кодированном (шифрованном) виде.
Слово «архив» происходит от греческого arch é – начало.
Правила, методы и методика поисково-исследовательской работы в архивах рассматриваются в лекциях, посвященных эвристическому этапу источниковедческого исследования.
Более подробно вопрос о различии публикаций исторических источников, осуществленных с практической, научной и учебной целью, рассматривается в лекции, посвященной эвристическому этапу источниковедческого исследования. См. также: Георгиева Н.Г, Георгиев В.А. Историческое источниковедение: проблемы теории, истории и методики: Глава из учебника для студентов исторических специальностей // Вестник РУДН. Серия «История России». 2003. № 2. С. 251 – 257.
К вспомогательным историческим дисциплинам относятся историческая география, историческая демография, ономастика, палеография, метрология, нумизматика, сфрагистика , геральдика, генеалогия и др.
Где жили люди в далеком прошлом, какими были условия их жизни, среда обитания, как изменялись границы государств, где возникли древние города, какова численность населения в них? На эти вопросы отвечает историческая география. В V в. до н. э. Геродот в своей «Истории» писал, что «люди живут сообразно природе». Действительно, в глубокой древности географический фактор определял исторические судьбы народов. Древнейшие цивилизации возникли именно в бассейнах крупнейших рек - Нила, Тигра и Евфрата, Инда и Хуанхэ (см. Древний Восток).
Историческая физическая география позволяет установить, как под влиянием изменений климата изменялись условия жизни людей, происходила миграция населения. Народы покидали прежние поселения и искали более благоприятные места для жизни. Древнейшему географическому чертежу 15 000 лет, старинным географическим картам более 4 тыс. лет. Они помогают историку не только узнать, но и проверить факты.
Историческая демография (от греч. demos - народ) изучает процессы воспроизводства населения в различные исторические периоды. Для отдаленных эпох истории человечества изучение этих процессов в целом чрезвычайно сложно из‑за отсутствия достоверных источников. Некоторые сведения могут быть извлечены из древнеегипетской летописи, фрагменты которой относятся к Древнему царству (28 в. до н. э.), или данных «Илиады», так называемого каталога Гомера. В «Истории» Геродота есть сведения о численности персов в период греко-персидских войн (около 5 млн.), но многие историки считают эту цифру преувеличенной примерно в 5 раз.
Более достоверные сведения о демографических процессах относятся к эпохе феодализма . Наиболее ранней из переписей населения была английская «Книга Страшного суда», но и она не содержит сведений о всей Англии и касается только «держателей», а не численности их семей. Налоговые французские списки 1328 г., английские 1377 г., кадастры (систематические своды сведений) итальянских, датских городов и другие записи налогообложения называли только глав семей, но не всю семью, а численность её в тот период варьировалась от 3–4 до 6–7 человек. Существует множество методов определения общей численности населения. Один из них - по размерам численности городов данной области. Так, население столичного средневекового города составляло. около 1,5% от всего населения страны; число жителей крупного регионального центра - около 4%; плотность населения колебалась от 60–80 до 150–200 человек на гектар.
Очень сложно было определить социальный состав населения, здесь наиболее точны данные только по отношению к духовенству. В Италии оно составляло 2–3% населения, в Англии - около 15%. Соотношение сельского и городского населения также выявляется приблизительно. Так, в «Книге Страшного суда» названы десятки поселений, численность жителей которых достигала 400 человек. Следовательно, сельское население в Англии преобладало, так как даже в XIII в. численность горожан не превышала 10–12%. Во Фландрии и Брабанте в XV в. в городах жило 2/3 населения этих областей. На территории России, за исключением Новгорода, численность сельского населения преобладала над городским.
Только с XIX в. демографические подсчеты становятся более точными, расширяется круг источников, и в первую очередь статистических. Историческая демография развивает методику исследований, у нее появляется новый раздел - математическая демография, которая позволила проводить продольный и поперечный анализ поколений, составлять таблицы «дожитости», «плодовитости», «брачности». Стало возможным составлять модели населения и, следовательно, с большей достоверностью изучать демографические процессы и их влияние на историю человечества.
Многие факты исторической географии и демографии не могут быть правильно поняты без ономастики, изучающей собственные имена. Она имеет два основных подраздела: топонимику, изучающую историю географических названий, и антропонимику, изучающую историю личных имен. Топонимы позволяют изучить не только историю географических названий континентов, регионов, стран и городов, но и процессы миграции населения. Известный норвежский путешественник Тур Хейердал, изучая топонимы Америки и Полинезии, обнаружил 40 общих топонимов и своими путешествиями на «Кон‑Тики» и «Ра» доказал теоретические выводы о миграции населения этих регионов.
Топонимика связана и с другой дисциплиной - историческим языкознанием. Историческое языкознание - научная дисциплина, которая изучает историю языков и отражение в ней истории народов. Сопоставительный, или сравнительно-исторический, метод устанавливает общность языков, отражающую историческую связь народов. Так, наиболее значительная индоевропейская группа языков доказывает общность санскрита, русского, литовского, итальянского, французского, английского, испанского, греческого и латинского языков. Общность проявляется в близости грамматического строя, в корнях; общие слова с помощью метода глоттохронологии (или метода «лексического ядра») позволяют установить границы расселения племен и народов в глубокой древности, процессы взаимовлияния, взаимопроникновения культур (см. Народы мира и их классификация).
В истории личных имен нашли свое отражение социальные явления, религиозные представления, национальные традиции. В русской антропонимической системе, например, изменения произошли в X в. после принятия христианства. При крещении имена выбирались из строго определенного перечня святых, помещенного в Святцах - церковном календаре. Эти имена принято называть календарными. На Руси календарными были греческие имена, но часть имен была древнееврейского (Библия) и римского происхождения. Впоследствии они прошли адаптацию и приспособились к русскому произношению: Иоанн - Иван, Георгий - Гюрг, а затем Юрий и Егор, Иаков - Яков.
Ономастика, топонимика, антропонимика зависят не только от законов фонетики и морфологии. Так, с пребыванием в течение одного века на престоле России трех Александров и двух Николаев связана популярность этих имен в среде русского дворянства. Внешняя политика России в правление Екатерины II привела к появлению целой серии греческих названий на юге России - Одесса, Севастополь, Никополь.
Историю письма, изменения его графики, материалы и орудия изучает палеография. Палеографический анализ старинных рукописей позволяет историку установить дату событий, о которых рассказывается в них. В 1750 г. до н. э. в Египте произошел социальный переворот. Об этом событии узнали из древней рукописи «Речение Ипувера», найденной в некрополе Саккара в конце XIX в. Спектрографический метод исследования и палеографический анализ папируса показали, что эта рукопись относится к эпохе Среднего царства (XVIII в. до н. э.) и рассказывает о реальных событиях.
Французский ученый Жан Мабильон в своей книге «Дипломатика» (1681) впервые разработал методику палеографического анализа рукописей. Он утверждал, что нельзя датировать рукописи без изучения изображенных на них гербов и печатей. В своих сочинениях он описал гербы и печати многих государств Европы, в том числе и Франции. Появились новые вспомогательные исторические дисциплины: геральдика (от лат. heraldus - глашатай) - наука о гербах и сфрагистика (от греч. sphragis - печать) - наука о печатях. Геральдика и сфрагистика взаимосвязаны, так как при составлении гербов и матриц печатей используется одна и та же символика. Эти дисциплины изучают родовые, городские и государственные печати и гербы. Изменение символики гербов и печатей всегда происходит под влиянием политических событий. Достаточно вспомнить историю создания Государственного герба России при Иване III и изменения в государственной символике после распада СССР в 1991 г.
Символика гербов и печатей обязательно появляется и на монетах. Ими занимается нумизматика (от лат. numisma - монета). Чеканка монет началась в 7 в. до н. э. в Лидии, первые монетные системы сложились в Милете и Афинах в 6–5 вв. до н. э. Монеты доносят до нас сведения о давно исчезнувших городах, героях и событиях. Нумизматика изучает монету только как исторический источник, а проблемы денежного счета интересуют метрологию (от греч. métron - мера). Она помогает понять вопросы экономического развития общества в различные периоды истории. Реальное содержание мер все время изменялось. В древности меры веса и денежного счета совпадали. Это объясняется тем, что драгоценные металлы применялись как мера веса и как единица денежного счета. В Вавилоне в законах Хаммурапи мина серебра - и весовая и денежная единица. На развитие мер влияют товарно-денежные отношения, и система мер складывается только тогда, когда между ними существует математическое соотношение. В период Великой французской революции 1789–1799 гг. были впервые высказаны идеи о создании международной десятичной системы мер, в России эта система мер была принята в 1918 г.
Вспомогательные исторические дисциплины позволяют исследователю установить исторический факт, доказать его достоверность, открывают перед нами новые страницы истории, углубляют наши знания.
Чтобы понять во всей сложности и глубине специфику исследовательской работы, необходимо проникнуть в творческую лабораторию историка. В арсенал оперируемых им средств непременно входят вспомогательные исторические дисциплины. Это собирательное название ряда специфических научных ответвлений, разрабатывающих общие и частные вопросы методики и техники исторического исследования. Разработка их проблем подчинена задачам развития истории как науки. В современной литературе они иногда называются также специальными историческими дисциплинами. Наиболее общей из них является , занимающееся разработкой приемов и методов изучения и использования . К вспомогательным историческим дисциплинам относятся также: палеография, занимающаяся историей письма; эпиграфика, изучающая надписи на твердых предметах (камне, дереве, металле); папирология, изучающая письмо на папирусах; дипломатика, изучающая государственные акты; археография, разрабатывающая приемы и принципы публикации письменных источников; генеалогия , занимающаяся родословиями; геральдика - гербами; сфрагистика - печатями; историческая метрология - мерами в их историческом развитии; нумизматика - монетами, фалеристика - медалями и орденами; хронология , выясняющая системы летосчисления; историческая география и тесно связанная с ней топонимика (выделяемая иногда в самостоятельную дисциплину), объясняющая географические названия (топонимы); историческая демография - наука о народонаселении.
Источниковедение изучает весь круг разнообразных исторических источников. Внутри него выделяется ряд более узких дисциплин, например летописеведение (о его предмете говорит уже само название), и дипломатика, изучающая внутреннюю форму (построение текста или формуляр) актовых материалов - государственных договоров, частных актов.
В отличие от комплексного по сути источниковедения остальные вспомогательные исторические дисциплины носят более частный характер. Их можно разделить на две большие группы: 1) дисциплины, изучающие разные виды источников с какой‑либо одной специфической стороны; 2) дисциплины, изучающие определенный вид источников, но всесторонне рассматривающие основные особенности их содержания и формы. К первым относятся археография, архивоведение, генеалогия, метрология историческая, палеография, эпиграфика, папирология, текстология, хронология; ко вторым - геральдика, дипломатика, нумизматика, сфрагистика, фалеристика, эмблематика и др.
Все они, решая, казалось бы, частные проблемы, помогают воссоздать максимально достоверную и полную картину прошлою России. Реконструкция древних денежных систем невозможна без использования приемов нумизматики, всегда вызывающей интерес у юных коллекционеров. Монеты многое могут поведать и об истории государственного строя. Более поздние бумажные ассигнации изучает бонистика, награды (ордена, медали) и другие памятные знаки - фалеристика. Топонимика предоставляет в распоряжение исследователя дополнительные данные при изучении этнических процессов, истории населенных пунктов. Не меньший интерес для исторической географии представляют самые ранние карты территории нашей страны. Анализ бумажных водяных знаков (филигранология) позволяет датировать древние рукописи на бумаге, распространившиеся на Руси в XIII–XIV вв. Для определения даты написания манускриптов (на бумаге, пергаменте) и берестяных грамот также широко используется палеография, исследующая хронологические изменения в начертании букв. В центре внимания эпиграфики - надписи на крестах, камнях, ремесленных изделиях, стенах храмов (граффити), краткий по содержанию, но порой весьма информативный вид источников. Так, лишь в граффити на стене Софийского собора в Киеве, повествующей о смерти в 1054 г. Ярослава Мудрого, он назван кесарем, т. е. царем. Там же говорится о какой‑то Бояновой земле, и у исследователей сразу же возникла ассоциация с легендарным поэтом-сказителем Бонном из «Слова о полку Игореве». До сих пор продолжаются споры ученых о содержании надписей на Тмутараканском камне XI в. и на глиняном тарном сосуде - амфоре из знаменитых гнездовских дружинных курганов под Смоленском. Создать целостную картину истории армии помогают, наряду с анализом письменных документов, оружиеведение, униформоведение, фалеристика.
Историческая хронология изучает системы летосчисления и древние календари (без чего нельзя понять последовательность и время совершения событий), метрология - меры веса, объема и длины. Не зная их, историк не может представить правильное соотношение между ними и современными мерами, а это особенно важно при разработке проблем денежного обращения, торговли, исторической географии. История государственного устройства Новгородской феодальной республики во многом реконструирована благодаря скрупулезному изучению вислых свинцовых печатей должностных лиц, чем занимается сфрагистика. Овладев простейшими приемами генеалогии, юные любители прошлого могут и сами попытаться написать историю своей семьи хотя бы на протяжении последних нескольких поколений, и неважно, какого она происхождения - дворянского, крестьянского, мещанского, рабочего. Еще одно дело им вполне по плечу - написание под руководством учителей истории родного села, района, родной улицы, школы. Исследованиями такого рода занимается историческое краеведение. Увлекательное занятие - изучение гербов государств, городов и старинных родов (см. Гербы городов Российской империи). Вспомогательный характер имеют историческая библиография , архивоведение, музееведение. Большинство из перечисленных выше дисциплин взаимосвязано. В последние десятилетия в них успешно внедряются методы естественных наук - химический, металлографический, петрографический анализы предметов; фотографирование выцветших рукописей в инфракрасных лучах; математическая статистика и корреляция, наконец, историческая информатика, основанные на использовании компьютера (см. Компьютер и история). Многие вспомогательные исторические дисциплины сформировались в XIX–XX вв. на изучении памятников древней и средневековой истории. Работа над источниками нового и новейшего времени требует дальнейшего развития уже сложившихся дисциплин (изучение почерков, разновидностей актов, идентификация фотографий, документальных кинолент, фонозаписей, печатей и т. д.).
Круг вспомогательных исторических дисциплин непрерывно расширяется, приводя к совершенствованию методики и техники работы историков, а значит, к углублению познания прошлого.