III. По характеру организации
II. По территориальному признаку (масштабу района).
I. По направленности и характеру деятельности.
1. Прогулки - простейшая кратковременная, доступная для широких масс форма туризма (передвижение пешком, на лыжах, на велосипедах, лодках) с целью оздоровления, закаливания организма.
2. Экскурсии - коллективные посещения какого-либо объекта с научной либо учебной целью, для общего и культурного развития.
3. Экспедиция - организованное многодневное путешествие поискового характера с целью изучения каких-либо объектов (географических, геологических, краеведческих, исторических и др.).
4. Поход - путешествие с активным способом передвижения в отдаленных от места жительства районах. В зависимости от целей походы могут быть: 1) познавательные - направлены на изучение своего края (района, области): рельефа, климата, флоры и фауны, хозяйства. Такие походы расширяют кругозор, воспитывают чувство любви к своему краю, гордости за него, чувство патриотизма; 2) оздоровительные - способствуют закаливанию организма, развитию и совершенствованию двигательных качеств, повышают работоспособность, служат прекрасной формой активного отдыха; 3) спортивные - улучшают физическую подготовленность, закаляют волю, способствуют физическому совершенствованию; 4) агитационно-массовые - проводятся в честь каких-либо крупных общественно-политических или спортивных событий и служат цели привлечения широких масс к туризму и обмена опытом туристской работы.
1. Местный туризм - это путешествия, проводимые в пределах своего района, области, края.
2. Дальний туризм - путешествия в районах, отдаленных от места жительства.
1. Плановый туризм - однодневные и многодневные путешествия, которые организовываются через туристско-экскурсионные бюро, спортивные клубы, коллективы физической культуры. Такие путешествия проводятся по оплачиваемым путевкам с полным обеспечением участников питанием, обслуживанием, транспортом.
2. Самодеятельный туризм - путешествия, которые организуются силами и средствами самих участников. По возрастающей сложности самодеятельные путешествия подразделяются на походы выходного дня и многодневные путешествия 1,2,3,4 и 5-й категории сложности. Сложность походов определяется протяженностью, продолжительностью, количеством и характером препятствий, а также иными факторами, характерными для данного вида туризма.
Среди форм организации туристско-краеведческой и экскурсионной работы с учащимися выделяют следующие:
1) уроки с использованием учебного и краеведческого материала по предметам;
2) факультативные занятия и предметные кружки;
3) программные и внепрограммные экскурсии;
4) туристские прогулки, походы, многодневные путешествия и экспедиции;
5) туристско-краеведческие кружки, секции, клубы;
6) туристско-краеведческие вечера, викторины, конкурсы, соревнования, слеты, конференции, выставки;
7) школьные музеи.
Работу по туризму в школе возглавляет туристский совет. Он избирается на общем собрании туристов. Руководит советом учитель, ответственный за туристскую работу. В состав совета могут избираться учителя, ведущие краеведческие группы, туристские организаторы, активисты-школьники. Работа туристского совета ведется по плану, согласованному с директором школы и педагогическим советом. Связь туристского совета с педагогическим необходима потому, что туристская работа имеет воспитательную и краеведческую направленность. Туристский совет руководит работой в классах через классных руководителей и туристских организаторов. Совет организует работу туристских, краеведческих кружков. В его ведении находится школьный краеведческий музей, туристский уголок. Совет осуществляет связь с родительским комитетом, ДТЭС, помогает группам в выборе маршрутов и утверждает их, принимает участие в подготовке слетов и соревнований, однодневных и многодневных походов, занимается подготовкой туристского актива - туристских организаторов, младших инструкторов, занимается подготовкой и организацией школьного туристского лагеря.
Проведение туристско-краеведческой и экскурсионной работы является обязательной для всех общеобразовательных школ, а для того, чтобы эта работа была более эффективной и успешной, необходимо объединение усилий всего педагогического коллектива школы.
Директор школы обеспечивает условия, необходимые для проведения туристско-краеведческой работы в школе, организовывает весь педагогический коллектив школы, учащихся для участия в этой работе.
Заместитель директора по учебно-воспитательной работе несет ответственность за осуществление краеведческого принципа преподавания предметов школьной программы. Он контролирует работу факультативов и предметных кружков, проведение программных экскурсий, выполнение учебных практических работ во время экскурсий, прогулок и походов; контролирует наличие краеведческих материалов в учебных кабинетах, школьном музее и их использование в учебном процессе.
Организатор внеклассной и внешкольной воспитательной работы несет ответственность за проведение туристско-экскурсионной работы во внеурочное время; контролирует работу туристско-краеведческих кружков, секций, клубов; организует занятия с учителями и др. работниками для подготовки их к руководству походами, путешествиями и экскурсиями; организует пропаганду туризма и краеведения среди учащихся, учителей и родителей.
Учитель – туристский организатор школы разрабатывает план туристско-краеведческой и экскурсионной работы, маршруты походов выходного дня и многодневных походов, маршруты экспедиционных отрядов, а также ведет работу по подготовке и проведению походов. При необходимости он проводит занятия с руководителями при подготовке походов, а также представляет маршрутные листы, маршрутные и заявочные книжки на походы в маршрутно-квалификационную комиссию (МКК) соответствующего органа образования, проводит инструктаж по правилам безопасности в туристских походах и экспедициях.
Совместно с туристским активом обеспечивает подготовку и проведение туристских слетов и соревнований. Учитель - турорганизатор отвечает за делопроизводство туристско-краеведческой работы (регистрация маршрутных листов, книжек, экскурсионных путевок; учет работы по сдаче норм на значки «Юный турист» и «Турист», а также спортивных разрядов по туризму и спортивному ориентированию); проводит учебно-тренировочные сборы, тренировочные сборы, семинары по подготовке общественных туристских кадров (младших инструкторов).
Классный руководитель при составлении плана воспитательной работы планирует проведение походов и экскурсий, ведет подготовку учащихся к их проведению и проводит их, привлекая учителей-предметников, школьного медицинского работника, родительский актив и др.
Учитель физической культуры организует физическую подготовку юных туристов, туристские соревнования; проводит туристские походы, путешествия, экскурсии.
Учитель осуществляет краеведческий принцип преподавания предмета, участвует в проведении походов, путешествий, экскурсий.
Воспитатель группы продленного дня ведет работу по подготовке и проведению прогулок, походов и экскурсий в течении учебного года и каникул; оказывает помощь учащимся в оформлении итогов прогулок, походов и экскурсий.
Медицинский работник проводит медицинское обследование учащихся, уходящих в поход, обслуживает туристские соревнования, инструктирует ответственных за санитарно-гигиеническую работу в туристский группах, обучая их оказанию доврачебной помощи, комплектует походную аптечку.
Школьный библиотекарь комплектует библиотечку туристской, краеведческой литературы, описаний маршрутов, туристских карт, методических материалов; организует выставки туристско-краеведческой литературы.
Начальник школьного лагеря труда и отдыха организует с учащимися экскурсии и походы на передовые промышленные и сельскохозяйственные предприятия, к памятникам истории, культуры и природы родного края; краеведческую работу по изучению истории поселка, села, предприятия и т.п., где работает трудовое объединение; сбор материалов для учебных кабинетов, школьного музея; общелагерные соревнования по туризму.
Туризм - это специфический вид спортивной деятельности, которая открывает большие возможности для приобретения многих важных для жизни общеобразовательных и специальных знаний, различных двигательных умений и навыков, способствует укреплению здоровья и разностороннему формированию личности. В настоящее время накоплен достаточно большой опыт по туристской подготовке.
Туризм - важнейшее средство воспитания, которое благодаря своему многообразию и универсальности открывает широкие возможности для практической подготовки маленького гражданина к большой жизни. Для детей - туризм - способ активного отдыха, увлекательное занятие, на-полненное романтикой необыкновенного образа жизни. А для педагогов он - средство, способ лучше, глубже познать своих воспитанников и активнее повлиять на их развитие. Туристско-краеведческая работа юных туристов многообразна по формам. Самой комплексной, эффективной формой туристско-краеведческой деятельности является туристский поход.
Поход - это замечательное средство непринужденного введения детей в систему социальных отношений и накопления ими опыта этих отношений, организованного усвоения правил и норм человеческих отношений. Занятия туризмом и участие в походах способствуют усвоению подростками универсальных ценностей жизни и моделей поведения, которые помогут им жить в мире и согласии с самими собой, природой и обществом.
В настоящее время качественно изменилось содержание и сложность походов, значительно снизилось количество походов, их постепенно заменяют походы выходного дня. Сегодня проведение многодневных походов стало недоступным по нескольким причинам. Это очень высокие цены на проезд к месту совершения путешествия, дороговизна продуктов питания, криминальная обстановка в стране. В школах города отсутствует туристское снаряжение, необходимое для жизни в полевых условиях - палатки, рюкзаки, спальники, походное костровое оборудование, не хватает опытных педагогов, умеющих правильно и безопасно провести туристский поход. Одной из форм туристско-краеведческой деятельности являются туристские соревнования, которые способствуют подготовке безаварийного содержательного туристского похода, проверке готовности туристских групп. Традиционно туристские соревнования проводятся в два этапа:
Школьный
Городской
На каждом этапе перед организаторами стоят определенные задачи: на школьном - это, в основном, задачи обучения и пропаганды туризма, на городском - выявление сильнейших команд и участников, обмен опытом работы. Ежегодно в городских туристских соревнования принимает участие около 150 учащихся. Эти показатели говорят о том, что туристские соревнования остаются одним из самых массовых мероприятий школьников. Туристские соревнования учащихся - это комплексное мероприятие, подготовка и проведение которого требует больших усилий от всех организаторов. Городские туристские соревнования имеют большое воспитательное значение, что отражается на программе соревнований, которая состоит из спортивной части и конкурсной программы. Спортивная часть включает традиционные виды соревнований: командная и личная техника пешеходного туризма, контрольно-туристский маршрут, спортивное ориентирование. Конкурсная программа, состоит из конкурса туристской песни, туристских газет, краеведческой викторины и позволяет раскрыть творческие способности участников соревнований. На городских туристских соревнованиях проводятся вечера отдыха, дискотеки, игротеки.
Краеведение
Термин «краеведение» появился на рубеже XX века. Первоначально же бытовало понятие «отечествоведение», на смену которому пришло «родиноведение», постепенно сменившееся «краеведением». Изучить, познать родной край, малую родину, где человек родился и вырос, - задача краеведения.
Одним из основных направлений деятельности Станции является школьное краеведение. Широкое распространение в образовательных учреждениях получили различные формы общественно-краеведческой деятельности: объединения, поисковые отряды, клубы, научные общества учащихся и др. В краеведческих объединениях учащиеся овладевают основами исследовательской работы; знакомятся с научными дисциплинами вне рамок школьной программы: этнографией, экологией, фольклористикой, археологией и др. Давая возможность овладеть основами этих дисциплин, школьное краеведение воспитывает у обучающихся навыки профессионального самоопределения, самоорганизации и самоуправления. В то же время краеведческая и туристская деятельность прививает детям и молодежи основы коллективизма, взаимовыручки, умение ориентироваться в сложной обстановке и найти выход, казалось бы, из безвыходных ситуаций. С 1993 года основной формой организации краеведения в системе дополнительного образования детей стала Программа туристско-краеведческого движения учащихся Российской Федерации «Отечество». Программа демократична, она открыта для любого поиска и эксперимента, свободна от идеологических рамок и ограничений, что способствует свободному проявлению творчества, как юных краеведов, так и их педагогов.
Ежегодно учреждение проводит:
Городские олимпиады по школьному краеведению;
Городские конкурсы исследовательских краеведческих работ участников туристско-краеведческого движения «Отечество»;
Смотры музеев образовательных учреждений.
Все краеведческие мероприятия проходят в два этапа:
I этап - школьные олимпиады, конкурсы;
II этап - городские олимпиады, конкурсы;
В традиционно проводимых областных олимпиадах, конкурсах исследовательских краеведческих работ, слетах юных туристов обязательным этапом является проведение краеведческой викторины. Краеведение - это сфера активной практической деятельности, направленной на распространение знаний об истории своей малой Родины. Стало традицией проводить конкурсы-смотры музеев образовательных учреждений.
Смотры показали, что за многие годы работы музеев в школах сложилась система патриотического и нравственного воспитания учащихся, музеи являются хранилищами бесценного наследия исторического прошлого нашего Отечества.
Краеведческая деятельность - универсальный инструмент и испытанное средство в системе духовно-нравственного воспитания, является эффективным воспитательным средством и обладает большим образовательным потенциалом.
Важнейшей стратегической задачей современной школы является всестороннее развитие подрастающего поколения.
Туристско-краеведческая деятельность учащихся является одним из эффективных средств комплексного воздействия на формирование их личности. В ней при правильном педагогическом построении формируются все основные стороны воспитания: идейно-политическое, нравственное, трудовое, эстетическое, физическое, значительно расширяется кругозор учащихся -- идет интенсивное умственное развитие.
Несмотря на огромное воспитательное и образовательное значение, туристско-краеведческая деятельность все реже используется в школе. Несмотря на то, что отдельные ее компоненты в той или иной мере рассматриваются в содержании учебных курсов, этого явно не достаточно для формирования единой картины миры, включающей природный компонент. Возникает потребность в разработке целостной концепции туристско-краеведческой подготовки школьников, наполненной современным содержанием, отражающим новые научные подходы и требования жизни.
Для наилучшего понимания важности туристско-краеведческой деятельности и необходимости ее дальнейшего развития в современной школе нам представляется необходимым рассмотрение каждого компонента данного вида деятельности в отдельности. Школьное краеведение рассматривается нами не только как деятельность учащихся, направленная на изучение края, но и как одно из условий, обеспечивающих преподавание географии на конкретном жизненном материале.
Это деятельность, направленная на всестороннее познание локальной территории. В установлении связи изучаемого в школе материала по географии с теми знаниями и навыками, которые приобретаются в результате исследований родного края, и заключается суть краеведческого принципа в обучении. Он служит основой организации всех видов учебно-познавательной деятельности классов краеведения, а краеведческий подход является составной частью, способом его успешной реализации. Краеведческий принцип дает возможность строить преподавание географии согласно дидактическому правилу: «от известного к неизвестному», «от близкого к далекому».
В связи с учебной ценностью краеведения, выделяют учебное краеведение. Работы, связанные с учебным краеведением, проводятся в классе и вне класса, например на географической площадке или во время учебной экскурсии. В них обязательно участие школьников всего класса, его содержание и характер определяются учебной программой. Также выделяют непрограмное краеведение, задачи и содержание которого строятся в соответствии с планом воспитательной работы школы. Во внепрограмном краеведении школьники принимают участие на добровольных началах. Формами его реализации становятся туристские походы по своему краю, школьные экспедиции и пр.
Следующий компонент ТКД - туризм, является отличной формой реализации краеведческого принципа в изучении основ наук. Никакая другая учебная или внеучебная деятельность не дает в такой мере возможность превратить множество отвлеченных, «книжных» знаний в конкретные, привязанные к месту и времени.
В школе фактически существует «два» туризма: один как обязательный для всех классов («классный туризм»), но минимальный по объему, другой - для любителей путешествовать, для увлеченных краеведением, - как занятия в кружках по интересам («кружковый туризм»). Оба эти туризма разнятся по многим параметрам: объему перемещений, регулярности, сложности и разнообразию форм мероприятий, глубине изучения туризма и, конечно, по контингентам детей, вовлекаемых в туризм.
В использовании форм ТКД отражается двойственность туризма в школе: отдельные формы (например, занятия в кружках, участие в категорийных походах и пр.) используются только для больших любителей туризма, а другие формы (с соблюдением определенных норм) пригодны для классного туризма (например, однодневные и двухдневные походы, простейшие соревнования, семинары, местные экскурсии и т.п.).
Понятие «школьный туризм» идентично получившему распространение выражению «туристско-краеведческая деятельность в школе» (ТКД).
Часто понятие «школьный туризм» ограничивают единственным смыслом - изучением края (краеведением), то есть познавательностью.
Когда краеведение ставится во главу угла туристского похода (становится его целью, заданием), тогда строгое прохождение заявленного маршрута с его собственным содержанием - протяженностью, набором естественных препятствий, автономностью жизнеобеспечения и т.п. - ставится в подчиненное положение, перестает быть обязательным, теряет приоритетность.
Туризм по природе своей невозможен без элементов познания края. Невозможно, путешествуя, ничего не узнавать. Справедлив афоризм: «Туризм - это краеведение, но краеведение - это не туризм».
Вполне правомерно говорить и о двойственности краеведения в школе: простые визуальные наблюдения всегда делаются в походах, но полное право на жизнь имеет и серьезное, глубокое краеведение без связи с туризмом. Нет необходимости настоящее краеведение обязательно увязывать со спортивными нормами походов; трудно втиснуть серьезную поисковую, научно-исследовательскую работу в строгие рамки спортивного похода. Часто от этого проигрывают и познавательность и спортивность, а главное - страдают дети от перегрузок.
Для так называемой туристско-краеведческой деятельности характерен многоцелевой характер, разнообразие форм. И это необходимо сохранять как в работе в целом, так и в частных формах ее проявления. Не зря туристско-краеведческую форму работы с детьми называют самым комплексным видом внеклассной воспитательной работы.
Необходимо стремиться к использованию в школе всего многообразия форм туристских занятий детей, так как только при этом можно полнее удовлетворить разнообразные интересы детей, вовлечь наибольшее их количество в туризм, построить в школе так называемую систему ТКД.
Важно не забывать, что участие в полевых исследованиях требует овладения туристской техникой и тактикой, поэтому туризм становится неразрывной составной частью краеведения. Таким образом, в этой связке краеведение обеспечивает познавательную деятельность и интеллектуальное развитие учащихся, а туризм - технико-тактическую подготовку, безопасность и комфорт в полевых условиях. В учебно-воспитательном процессе туризм и краеведение выступают как единое целое - туристско-краеведческая деятельность.
3.1. Организация и планирование туристско-краеведческой работы в образовательном учреждении.
План туристско-краеведческой работы - составная часть плана учебно-воспитательной работы образовательного учреждения. Массовая и кружковая форма работы. Туризм в планах работы классных руководителей. Планирование походов с учетом сезонности. Участие в районных, городских и областных туристских мероприятиях. Увязка планируемых маршрутов походов и экскурсий с учебной программой и нормативами на значки “Юный турист России” и “Турист России”.
Зависимость планов туристско-краеведческой работы в образовательном учреждении от уровня развития, туристских традиций и степени подготовленности учителей.
Утверждение годового плана.
Особенности планирования работы в сельских и интернатных образовательных учреждениях.
Структура управления туристско-краеведческой работы образовательного учреждения.
Работа туристского актива. Работа с классными руководителями.
Клуб юных туристов: состав, структура, обязанности членов клуба, содержание работы.
Работа с педагогическим коллективом, проведение семинаров, учебно-тренировочных походов, соревнований, пропаганда туризма среди учителей, анализ работы.
Роль администрации образовательного учреждения, родителей, общественных организаций. Контакты с организациями и учреждениями, содействующими проведению туристско-краеведческой работы: центры и станции детско-юношеского туризма, дворцы и дома творчества, маршрутно-квалификационные комиссии, клубы и объединения по месту жительства, клубы туристов, общества охраны природы, охраны памятников истории и культуры, музеи и другие.
Пропаганда туризма среди родителей. Туристская стенгазета и радиопередачи.
Финансирование и материальная база туристско-краеведческой работы в образовательном учреждении. Составление смет, источники финансирования, финансовая отчетность. Пополнение фондов туристского инвентаря и снаряжения, методических материалов, литературы, учебных пособий.
Учет туристско-краеведческой работы в школе. Формы отчетной документации.
Практическая работа № 1: составление перспективного плана туристско-краеведческой работы на учебный год.
3.2. Формы туристско-краеведческой работы.
Формы туристско-краеведческой работы: поход, путешествие, экскурсия, прогулка, слет, соревнования, кружки и клубы, туристский лагерь, работа поисковых групп, школьный музей, туристский вечер и другие.
3.2.1. Работа туристско-краеведческих объединений.
Цели и задачи создания туристско-краеведческих объединений в образовательных учреждениях. Профиль объединения. Подготовка туристского актива - одна из главных задач работы объединения.
Типовые программы туристско-краеведческих объединений. Учебные планы и режим работы, наполняемость, состав. Учет работы. Оплата педагогов дополнительного образования.
Соблюдение принципа последовательности в накоплении знаний и опыта походов, в усложнении требований и задач.
Учет возрастных особенностей и интересов детей при организации и планировании работы объединений. Соблюдение принципа увлекательности в работе объединения.
Особенности объединений второго и третьего года работы. Примерный план работы кружка пешеходного туризма на учебный год. Организация занятий; Методические рекомендации к проведению занятий по основным разделам учебного плана.
Школьный туристский клуб: задачи, положение о клубе, устав, структура, клубная символика, клубное самоуправление.
Формы работы актива в своем образовательном учреждении.
3.2.2. Туристский лагерь.
Педагогический смысл создания школьного туристского лагеря образовательного учреждения. Профиль, задачи работы лагеря. Реализация принципов самоуправления и самообслуживания.
Инициативная группа, штаб, совет лагеря. Участие администрации учреждения, родительского комитета. Устав лагеря. План подготовки и строительства лагеря.
Подбор состава лагеря. Педколлектив лагеря. Вопросы финансирования, снабжения продуктами, топливом.
Требования к месту расположения и планировке территории лагеря. Получение разрешения на открытие лагеря в местных органах власти и СЭС, согласование вопросов с лесхозом и другими организациями.
Подбор и подготовка инструкторов и воспитателей.
Документация лагеря.
Оборудование и стройматериалы.
3.2.3. Организация и проведение массовых туристских мероприятий с учащимися.
Виды массовых мероприятий, их характеристика по целям и форме проведения.
Документация (положение, условия проведения, смета, план подготовки и проведения, отчет), ее составление, обсуждение и утверждение.
Вопросы финансирования массовых мероприятий. Согласование вопросов проведения массовых мероприятий с местными органами власти, СЭС.
Роль туристского актива учащихся и учителей в подготовке и проведении массовых мероприятий. Участие родительского актива, бывших воспитанников, работников учреждений дополнительного образования в проведении мероприятий. Привлечение спонсоров.
Тематический “звездный” поход-слет, проведение зачетных маршрутов: посвящение, положение, состав участников, выбор места, прокладка маршрутов, подготовка карт и заданий, обеспечение безопасности, проведение линейки, митинга, игр и развлечений на поляне слета, помощь лесничеству, подведение итогов.
Туристские соревнования школьников: цели и задачи, положение, программа и виды соревнований, судейская коллегия, состав участников, подготовка полигонов и маршрутов, согласование мест проведения соревнований с местными органами власти, лесхрзами, управлениями государственного пожарного надзора, УВД и СЭС. Обеспечение безопасности проведения соревнований. Материальное обеспечение соревнований, водоснабжение, обеспечение дровами, подведение итогов и награждение.
“Правила организации и проведения туристских соревнований учащихся Российской Федерации” - основной документ при проведении туристских соревнований.
Практическая работа Ns 2: личное участие в проведении одного из массовых мероприятий, организованного школой или внешкольным учреждением - представить письменный отчет о проведенном мероприятии, заверенный образовательным учреждением.
Практическая работа № 3: участие в подготовке учебных трасс для соревнований в составе слушателей семинара.
3.2.4. Туристско-краеведческое движение “Отечество”.
Положение о движении “Отечество”. Направления деятельности. Формы деятельности.
Краеведческий туристский слет-конференция: тема и задачи слета-конференции, план подготовки и проведения, состав участников, подготовка выступлений, выставок, конкурсов, использование технических средств и необходимого оборудования, подведение итогов, награждение.
3.2.5. Школьный музей.
Положение о школьном музее (приказ Министерства просвещения СССР от 15.10.85 № 190).
Определение основного содержания музея. Создание тематико-экспозиционного плана школьного музея.
Методика сбора и обработки материалов. Учет и хранение экспонатов. Музейные фонды.
Использование материалов музея в учебной и воспитательной работе. Планирование работы. Формы массовой работы музея.
Работа совета музея. Связь с государственными музеями.
Туристские, краеведческие выставки: тема и задачи выставки, положение, экспозиционный план, отбор экспонатов, подбор жюри, план работы выставки, подготовка экскурсоводов, подведение итогов, награждение.
3.3. Туристские маршруты и экскурсионные объекты родного края.
Разделы программ образовательных учебных заведений с изучением материалов о своем крае. Перечень экскурсий по учебным программам.
Физико-географический обзор края. Природные особенности. Растительный и животный мир, полезные ископаемые. Рельеф. Главные реки и озера. Административное деление края. Транспортные магистрали. Промышленность.
Сведения о прошлом края. Памятники истории и культуры.
Экономика и культура края, перспективы его развития.
Создание картотеки маршрутов и экскурсионных объектов края.
- Соотношение калорийности приемов пищи дневного рациона. Пример суточной раскладки. Циклы питания.
Запас у каждого здорового человека ~70000 ккал . Им можно воспользоваться без патологических изменений организма. В походе 2000 ккал/сутки называют базовыми + 1 кс. 1100ккал (2 к.с. 1400 ккал) Соотношение Б:Ж:У = 1:1:4, т.е. 100 г белка = 410 ккал, 100 г жиров = 930 ккал, 400 г углеводов = 1640 ккал ИТОГО - 2980 ккал , но, учитывая то, что продукты полностью практически не усваиваются, получается реально 2200-2300 ккал в лучшем случае.
Распределение ккал по приемам пищи: завтрак (30%), перекус (25-30%), суп (5%), ужин (25%), карманное питание (10-15%).
Наиболее распространенными продуктами, доступными в походе, являются сухое картофельное пюре, сыр, косточковые жиры
Витамины и минеральные вещества.Подбираются с учетом специфики: района похода, времени года, вида похода, индивидуальной особенности каждого участника. Лучше использовать мультивитамины, т.к. они сбалансированы, например, VITRUM. Витамины могут быть как общес.
Также пища должна быть съедобной и по возможности эстетичной:
В походе должно быть около 30, max 40 наименований, чтобы вызвать привыкание к имеющемуся рациону питания.
завтрак | обед | ужин | карпит | ||||
геркулес | 65,00 | суп вермиш. | 38,00 | гречка | 80,00 | шоколадки | 30,00 |
молоко | 15,00 | верм. паутинка | 10,00 | мясо субл. | 40,00 | сухофр. | 35,00 |
масло | 10,00 | сухарь | 20,00 | сухарь | 20,00 | ||
колбаса | 45,00 | сыр Пармезан | 45,00 | кетчуп | 15,00 | ||
сухарь | 20,00 | шоколад пер | 30,00 | халва | 45,00 | ||
вафли | 30,00 | сахар | 20,00 | ||||
сахар | 30,00 | чай | 3,00 | сахар | 20,00 | ||
чай | 3,00 | соль | 3,00 | чай | 3,00 | ||
соль | 3,00 | соль | 3,00 | ||||
лук | 5,00 | ||||||
221,00 | 169,00 | 231,00 | 65,00 | ||||
Всего |
Количество приемов пищи (ед) в день: 2 разовое - завтрак, ужин. 2,5 разовое - завтрак, перекус, ужин. 3 разовое - завтрак, обед, ужин. 3,5 разовое - завтрак, обед, перекус, ужин
Вес дневного рациона на 1 человека зависит: Необходимость ккал на данном маршруте, Режим передвижения, Наличие забросок, Физические возможности группы, Разнообразие рациона. Климатогеографические условия, Другие походные условия. И составляет реально - 650-750г/сутки
Меню.
1. Завтрак. Должен составлять 30% калорийности от суточного рациона. Он обеспечивает работоспособность в первой половине дня, пища должна быть легко и быстро перевариваемая, т.к. самые трудные участки маршрута проходятся утром. На завтрак, особенно в напряженные дни, лучше готовить молочные каши, а не мясные, т.к. на переваривание белков, содержащихся в мясе, необходимо много времени (3 – 4 часа) и энергии, в то время, как простые углеводы, содержащиеся в сахаре, дают энергию через 10 - 15 мин, а сложные углеводы, содержащиеся в крупе, дают энергию постепенно в течении 2-3 часов. Можно с легко усваиваемым растительным белком (сухое соевое молоко, смешивается с сухим молоком). Обязательно горячие напитки.
2. Карманное питание. 10% При интенсивной нагрузке завтрак переваривается через 1,5 – 2 часа, карманное питание помогает сохранить работоспособность до обеда. Оно должно быть богато углеводами. Курага (важна для работы сердца), орехи, шоколад, лимоны в сахаре.
3. Обед. 30%. Высококалорийная пища, которую можно быстро приготовить. Мясной суп и добавить к нему халву, щербет, сало, колбасу, рыбные консервы, паштет. Такое сочетание позволит быстро восстановить силы за счет углеводов и не испытывать голода до ужина за счет белков и жиров. Можно предусмотреть возможность разделения обеда на два приема пищи для более равномерного питания и в тактических целях: один – суп и чай, другой – дополнительный калорийный перекус.
4. Ужин. 30% Пища, богатая белками и углеводами: мясные каши, супы, омлеты, печенье и пряники к чаю.
- Кровотечения. Их виды и опасности.
Кровотечения бывают: Наружные и Внутренние.
При внутреннем кровотечении может возникнуть проблема с диагностикой (признаки : боль при надавливании, резкая слабость, потливость, жажда, головокружение, шум в голове, мелькание «мушек» перед глазами, потеря сознания, бледность кожи, губ и слизистых оболочек, частый слабый пульс,) (помощь : холод, покой, кровоостанавливающие средства, например дицинон )
Виды кровотечений:
Капиллярное
Венозное
Артериальное
Смешанное
(признаки см. ниже, в следующих билетах, как и другую, более подробную информацию по кровотечениям)
Опасности:
1. Кровопотеря, шок
2. Инфицирование
Способы остановки капиллярного кровотечения. Обработать рану (перекись, гибидил - саму рану, йод, зеленка, спирт - края, мелкие раны - просто чем-нибудь одним), закрыть бактерицидным пластырем или повязкой. У здорового человека само прекращается приблизительно через 12 минут. Как правило, не представляет опасности.
Венозное кровотечение: опасность не только в кровопотере (поскольку кровь вытекает относительно медленно, можно успеть наложить повязку), но и в эмболии – засасывании пузырьков воздуха в вену. Накладывается давящая повязка, после пропитывания кровью, поверх накладывается еще одна.
Артериальное кровотечение. Если не оказать помощь, смерть может наступить через 2-3 минуты. Останавливается обычно наложением жгута.
При острой кровопотере, после остановки кровотечения больного укладывают на носилки без подушки, приподнимают их ножной край, дают обильное питье. В идеале - внутривенное введение кровезамещающих растворов.
Похожая информация.
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
Станция юных туристов г. Павлово
« Конкурс методических материалов -2016»
Номинация: Методические рекомендации по организации воспитательного процесса
Направление деятельности: Организация летнего отдыха обучающихся, воспитанников
Организация туристско-краеведческой работы
в оздоровительном летнем лагере
Подготовили:
Краснова Ольга Васильевна,
Жуковкин Владимир Аркадьевич,
Методисты,
педагоги дополнительного образования
МБУДО СЮТур г. Павлово
Павловского района
Нижегородской области
Адрес:
606100, г. Павлово, ул. Куйбышева,45
Эл. почта: [email protected]
тел: 8(831-71)2-30-75
Павлово-2016
Стр.
Введение
1. Туризм и краеведение в летнем оздоровительном лагере ……. 3
1.1. Обоснованность, актуальность…………………………….. 3-4
1.2. Основные принципы воспитания …………………………. 4-5
1.4. Ожидаемые результаты и критерии их оценки…………… 6
2. Организация туристско-краеведческой работы ………………. 6-11
3. Туристские формы работы в летнем оздоровительном лагере 11-12
Соревнования…………………………………………………… 14-18
Конкурсы, викторины …………………………………………. 18-20
Учебно-тренировочные занятия ……………………………… 20-25
Организация и проведение туристских походов…………….. 25-33
Палаточный лагерь …………………………………………….. 33-35
5. Литература………………………………………………………. 36
6. Презентация по теме « Туристские формы работы в оздоровительном лагере»
Введение
«Хочу идти, хочу видеть,
хочу знать, хочу радоваться и удивляться…»
Наступает долгожданная летняя пора. Дети радуются предстоящему отдыху. Родители обеспокоены тем, каким образом организовать своему ребенку полноценный отдых под присмотром. А нам, педагогам, предстоит заранее продумать, где, как и какие мероприятия будут организованы для детей в летнем оздоровительном лагере.
1 . Туризм и краеведение в летнем оздоровительном лагере
1.1. Обоснование, актуальность
Значение туризма и краеведения в летнем отдыхе детей трудно переоценить. Эта деятельность включает в себя не только высокое эмоциональное содержание, но также затрагивает нравственные, физические и общеобразовательные стороны развития ребенка, способствует познавательной активности каждого участника похода, экскурсии и соревнований.
Туризм особенно важен для городских детей, ограниченных в движении в количестве физической работы, вынужденных жить в отдалении от природы и склонных к пассивному отдыху: кино, телевидение, компьютерные игры.
Физические упражнения, игры, практическая отработка навыков туристского многоборья и спортивного ориентирования позволяют укрепить физическое и психическое здоровье подростков, способствуют формированию устойчивой мотивации для занятий физической культурой и спортом.
Подростки, занимающиеся спортивным туризмом, быстрее смогут обрести социальную зрелость, получить духовную и физическую закалку, активно подготовиться к трудовой деятельности, защите Родины.
Цель:
Создание благоприятных условий для полноценного отдыха, оздоровления детей, развития их личностного потенциала, средствами туризма и краеведения, создание условий для самореализации и социальной адаптации.
Задачи:
Совершенствовать знания детей по вопросам туризма, краеведения, охраны природы и доврачебной помощи.
Обучить технике и тактике спортивного туризма, ориентирования; применять на практике умения и навыки в работе с картой, компасом, веревками.
Развивать устойчивый интерес к занятиям по туризму, физической культуры и спорта в условиях летнего лагеря.
Развивать творческую, познавательную и созидательную активность детей.
Воспитывать морально-волевые качества: дисциплинированность, силу воли, трудолюбие и сплоченность в коллективе.
1.2. Основные принципы воспитания
Личностный подход:
- добровольность включения детей в ту или иную деятельность
Природосообразность:
- обязательный учет возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников
Гуманизация межличностных отношений:
- уважительные демократические отношения между взрослыми и детьми;
- уважение и терпимость к мнению детей;
- самоуправление в сфере досуга;
- создание ситуаций успеха;
- приобретение опыта организации коллективных дел и самореализация в ней;
- защита каждого члена коллектива от негативного проявления и вредных привычек;
- создание ситуаций, требующих принятия коллективного решения, формирование чувства ответственности за принятое решение, за свои поступки и действия.
Дифференциация воспитания:
- отбор содержания, форм и методов воспитания в соотношении с индивидуально-психологическими особенностями детей.
1.Оздоровительно - спортивное направление
Ориентация на укрепление здоровья, формирование навыков здорового образа жизни и спортивного мастерства, морально-волевых качеств и системы ценностей с приоритетом жизни и здоровья.
Средства:
Тренировочные занятия и соревнования по спортивному туризму и ориентированию на местности
2.Краеведческое направление
Ориентация на развитие познавательных, исследовательских навыков обучающихся по изучению природы, истории, культуры родного края, воспитание экологической грамотности, рационального природопользования,
Средства :
Прогулки и экскурсии на природу и по городу: « Природа родного края»,
«Павлово - город исторический» и др.
3. Досуговое направление
Овладение навыками культуры общения; развитие лидерских качеств, приобретение навыков взаимопонимания, взаимной поддержки в условиях детского коллектива, приобретение знаний об организаторской деятельности.
Средства:
- «Посвящение в туристы», «Туристский огонек», конкурсы и викторины.
В данный период дети имеют возможность :
- познавать и отдыхать
- укреплять свое здоровье
- повышать своё спортивное мастерство
- лидерской самореализации
- делать открытия в себе, в окружающем мире
- учиться жить в коллективе.
1.4 Ожидаемые результаты и критерии их оценки
Все результаты проведенных мероприятий: тренировок, соревнований, конкурсов и викторин фиксируются в карте достижений , в которой отражается количество золотых, серебряных и бронзовых медалей. Информация меняется каждый день.
Для прослеживания результативности пребывания в лагере, каждый день ребята заполняют карту настроения, что позволяет организовать индивидуальную работу с детьми.
Для мониторинга личностного роста используется карта личностного роста участников смены.
Результатами успешной туристско-краеведческой деятельности лагеря должны стать показатели развития детей:
Общее оздоровление детей, укрепление их здоровья,
Повышение уровня технической и тактической подготовки детей в области спортивного туризма и ориентирования, достижение спортивных результатов,
Углубление знаний обучающихся по вопросам туризма, краеведения, охраны природы, доврачебной помощи,
Развитие морально-волевых качеств: дисциплинированности, силы воли, трудолюбия;
Популяризация здорового образа жизни среди детей и подростков
2. Организация туристско-краеведческой работы
Туристско-краеведческая деятельность в летнем оздоровительном лагере дает большие возможности для развития самых разнообразных творческих и физических возможностей, является одним их эффективных средств комплексного воздействия на формирование личности ребенка. Бесспорно, занятия по туризму, прогулки, экскурсии походы в природу на территории лагеря и за ее пределами, укрепляют здоровье, наиболее полно и органично реализуют стремление человека к природной среде обитания, физическому совершенствованию, росту спортивного мастерства.
Место и объем туристско-краеведческой работы определяются прежде всего с учетом нормативных документов, а содержание, методы и формы – в соответствии с учетом возраста, состоянием, уровнем физической и туристской подготовки отдыхающих.
Организация туристско-краеведческой работы еще до прибытия детей в летний оздоровительный лагерь требует тщательной предварительной подготовки, включающей в себя:
Разработка программы по туристско-краеведческой деятельности, плана мероприятий и занятий,
Подготовка дидактического материала для проведения занятий,
Приобретение снаряжения для похода и соревнований,
Приобретение карт окрестностей лагеря (топографических, спортивных),
Предварительные консультации о наличии краеведческих объектов,
Сбор сведений о возможности организации походов и экскурсий, соревнований по туризму,
Организация начальной туристкой подготовки вожатых.
В зависимости от воспитательных задач, которые ставит перед собой администрация лагеря еще на этапе планирования того или иного туристско-краеведческого мероприятия необходимо продумать следующие вопросы:
1. Финансирование изготовления спортивных карт, приобретения призов, грамот, специальных значков, вымпелов и т.д.
2. Организация питания за территорией лагеря в полевых условиях, возможность заброски группового снаряжения, продуктов питания походным группам, организация сухого пайка.
3. Обеспечение медикаментами групп и отрядов, отправляющихся в туристский поход, путешествие, подготовка руководителей групп к оказанию первой до врачебной помощи.
4. Организация купания детей в походе.
5. Консультации по вопросам обеспечения безопасности детей и профилактики несчастных случаев за территорией лагеря (СЭС, полиция, пожарные, лесничество и др. организации).
Администрации оздоровительного лагеря необходимо учитывать, что туристско-краеведческие мероприятия могут быть не только единичными в ряду других мероприятий лагерной смены, но и основой для построения всей воспитательной работы на принципах туризма и краеведения - от веселых и загадочных путешествий и игр на природе, до умения жить в природе, овладения азами туристкой техники.
В этом случае желательно привлечь к работе более квалифицированных педагогов - биологов, географов, туристских организаторов и др. А вожатому, желающему сделать отдых ребят интересным, стоит самому всерьез вглядеться в туристско-краеведческую деятельность.
Непременной составной частью почти всех туристских массовых мероприятий являются соревнования по туристской технике. В зависимости от состава участников, их возраста, физического развития, их начальной туристской подготовленности, сложность этих соревнований может быть различной.
Соревнования по туристской технике проводятся в основном на местности, где имеются естественные и искусственные препятствия, встречающиеся в турпоходе. К естественным препятствиям можно отнести реки, озера, обрывы, овраги, завалы, густой подлесок, кустарник и песчаную почву.
В соревнованиях по туристской технике препятствия преодолеваются в установленном судейской коллегией порядке: либо в форме эстафеты, либо в форме туристской полосы (как одним участником, так и командой). При командном преодолении препятствий разрешается взаимопомощь, что положительно влияет на сплочение команды. Участники туристских соревнований должны быть ловкими, сильными, выносливыми. А также обладать силой воли, а еще иметь массу всяких практических знаний и умений.
Вначале рекомендуется проводить соревнования по отдельным элементам туристской техники. После того как участники достаточно хорошо освоят отдельные элементы можно провести соревнования туристкой эстафеты или полосы препятствий. Для того, чтобы участники смогли своевременно подготовиться к соревнованиям, заранее составляется Положение и раздается по отрядам. В нем указывается перечень препятствий, включенных в трассу. Намечая дистанцию, нужно исходить из того, что все элементы препятствий должны быть логическим завершением ранее пройденного на учебных занятиях материала по туризму.
Скажем сразу, что самой лучшей формой этой работы в отряде является туристский поход. Любое самое распрекрасное отрядное мероприятие не сможет заменить хороший трехдневный поход или поход выходного дня по насыщенности событиями и по воспитательному эффекту.
В отличие от прогулки туристский поход, предполагает не только прохождение детьми определенного маршрута, но и организацию питания и ночлега в полевых условиях, то есть к познавательной цели добавляется еще и спортивная. Прежде, чем объявить детям о предстоящем походе, вожатому необходимо решить следующие три вопроса.
1. Согласна ли администрация лагеря на проведение отрядом похода, какие условия администрации нужно выполнить, чтобы поход состоялся (снаряжение, питание, подъезд и др.)
2. Выяснить, нет ли у детей, медицинских противопоказания к походу, если в отряде есть такие дети, то решить вопрос с устройством их на время похода.
3. Узнать, существует ли в лагере традиционные маршруты с удобными стоянками, интересными природными, краеведческими объектами, имеются ли их описание и карта окрестностей или подробная схема этих маршрутов.
Если выбранный маршрут проходит по неизвестной организаторам похода местности, то желательно предварительно пройти его без детей, сделав простейшую маркировку краской или цветной бумагой и описание с обозначением надежных ориентиров.
Когда решены эти вопросы, можно сообщить детям о предстоящем походе и начать совместную подготовку к нему. Главную цель подготовки можно определить как предельное снижение веса рюкзака и обеспечение безопасности на маршруте на стоянках в любую погоду при максимальном воспитательном и эмоциональном содержании похода.
На маршруте группа может проводить общественно-полезную работу: разметка тропы, ее оборудование мостиками и перилами в необходимых местах, оборудование простейших стоянок с подходами к источникам воды и местам отдыха.
Группа также может организовать оборудование лагеря-стационара для приема туристских групп и отрядов своего лагеря. Возможны также работы по просьбе лесничества, местных советов, властей и т.п.
Во многих лагерях существуют традиции выступлений участников похода с рассказом о своем путешествии перед ребятами других отрядов (агитбригада, устный журнал, стеная газета). Подготовку к этому можно также рассматривать как общественно-полезную работу.
Однако и на отрядной площадке и на прогулке, на территории лагеря можно провести те или иные занятия с ребятами, имеющие целью подготовить их к туристским путешествиям и походам, обучить их навыкам жизни в природе.
3 . Туристские формы работы в летнем оздоровительном лагере
Какие же туристские формы работы могут быть в летнем оздоровительном лагере?
1. Работа туристского кружка (по специальной программе): теоретические и практические занятия
7. Краеведческие акции (природоохранные, познавательные, акции по заданиям)
Итак, разделим их на три вида: технические, исследовательские и игровые с указанием основных тем туристско-краеведческой деятельности.
1. Технические виды:
Личное и групповое снаряжение, укладка рюкзака, туристские обязанности
Палатка, разведение костра, продукты питания, приготовление пищи
Исследование реки, озера, рельефа местности
3. Игровые виды:
Подвижные игры и игры по отработке туристских навыков.
При подготовке любых отрядных мероприятий, необходимо обеспечить безопасность их проведения, позаботиться об их занимательности и посильности с учетом возраста ребят, обеспечить взаимную поддержку, развить в ребятах умение действовать самостоятельно и в команде.
На примере туристско-краеведческой программы « Мир путешествий», ознакомимся с содержанием подобных занятий, имеющих туристско-краеведческое значение, но не требующих далеких выездов и автономного существования группы. Она объединит ребят для решения различных общественно- полезных задач в целях природоохранной и исторической среды обитания, рекламы здорового образа жизни, даст возможность для развития разнообразных способностей детей.
1. « Путь к туристскому мастерству» - учебно-тренировочные занятия по туризму, закрепление и развитие туристских навыков. Юные туристы осваивают азбуку ориентирования, знакомятся с основами медицинских знаний, устанавливают палатку, разводят костер, готовят пищу и др.
2 . « Лесная олимпиада»- пропаганда туризма как важного гармоничного развития. Туристы принимают участие в различных соревнованиях по туризму и краеведению, совершенствуют мастерство в прохождении различных естественных препятствий с соблюдением страховки.
3. « Знай и люби свой край» - изучение родного края, воспитание гражданственности и любви к Родине, приобщение к национальной культуре и истории. Совершают экскурсии в ближайший населенный пункт и окрестности лагеря, закрепляя знания по географии, истории, биологии.
4. « Человек на планете Земля » - формирование экологических знаний у учащихся об окружающем мире как едином целом, неделимом и взаимосвязанном, в котором человек является малой частицы биосферы, воспитание активной жизненной позиции. Ребята принимают участие в уборке окрестностей лагеря. Участники имеют возможность ознакомиться с животным и растительным миром, выполнить исследовательскую работу и получить опыт общения со специалистами.
5. « На туристской тропе» - проверка физических и технических возможностей ребят в условиях, активный отдых. Знакомство с достопримечательностями района. Каждый отряд получает краеведческое задание и отправляется в поход по ранее разработанному маршруту во главе с руководителем и инструктором по туризму.
6. «Калейдоскоп развлечений»- через игру развивать у детей понимание силы и важности дружбы, тем самым сплачивать коллектив, обеспечивать ребятам комфортный отдых, создавать атмосферу доброжелательного радостного и эмоционального настроя.
Рассмотрим более подробно некоторые формы проведения туристских мероприятий.
1. СОРЕВНОВАНИЯ
Уметь правильно укладывать рюкзак важно не только в походе, но и в быту. С укладкой рюкзака дети чаще всего встречаются на полосе препятствий или в туристской эстафете как с одним из этапов. Предлагается определенный набор вещей уложить в рюкзак за наиболее короткое время. Однако в реальной практике лучше избегать укладывать рюкзак в спешке.
Кроме того, ребят следует научить правильно хранить вещи и продукты в туристском путешествии.
В настоящее время туристы активно используют полиэтиленовый вкладыш в рюкзак - большой полиэтиленовый мешок, что дает возможность более надежно предохранить содержимое рюкзаков от намокания.
Работа с веревками активно используется туристами только в сложных походах и на соревнованиях по туризму. Однако ребятам полезно иметь простейшие навыки связывания веревки, организации перил, использования веревки как игрового элемента.
Следует также научить ребят правильно сматывать (бухтовать) веревку.
Использование веревки в качестве перил или для других целей под нагрузкой требует внимания к качеству веревки и ее толщине. Для этих целей удобнее всего использовать синтетические спортивные веревки толщиной 10-12 мм (основные) и 6-8 мм (репшнур).
Не имея опыта организации навесных переправ, страховки на отвесной веревке, вожатому категорически не рекомендуем организовывать подобные занятия во избежание несчастных случаев, а привлекать квалифицированных специалистов.
Вожатый, не имеющий специальной медицинской подготовки, ориентирующийся, главным образом, на свой небольшой опыт, может обучить ребят лишь самым простым приемам оказания такой помощи. При проведении таких занятий следует учитывать, что ребятам необходимо приобрести 2 навыка:
1. Установка правильного диагноза с оказанием простейшей помощи.
2. Транспортировка пострадавшего.
Ее можно осуществить несколькими способами. Наиболее эффективно изготовление носилок на подручных материалов: длинные жерди, куртки, палатка.
Перечень возможных травм:
1. Раны.
2. Ушибы, растяжения, вывихи, переломы
3. Ожоги
4. Простудные заболевания - ангина, грипп.
5. Тепловой и солнечный удар.
6. Отравления.
7. Носовое кровотечение
8. Солнечный ожог.
9. Помощь утопающему.
3.5. Групповое и личное снаряжение
Правильный подбор и хорошее качество группового и личного снаряжения является залогом безопасного похода. Основной трудностью в лагере, связанной со снаряжением, может стать отсутствие полиэтиленового вкладыша в рюкзак и накидки от дождя, что, конечно, не является непреодолимым препятствием для проведения похода, но вожатому полезно подумать заранее об их приобретении . Нужно предусмотреть в личном снаряжении смену белья носок и одежды на случай дождя, упакованных в непромокаемый пакет. Перед выходом обязательно проверьте обувь и одежду у каждого юного путешественника.
Следует иметь в виду, что в лагере при наличии транспорта практикуется заброска некоторого группового снаряжения к месту стоянки. На маршрут берут только необходимое групповое снаряжение, а также ремонтный набор и медицинскую аптечку, что должно помочь благополучно справиться с любыми осложнениями и авариями: ремонт снаряжения, оказание доврачебной помощи, организации переправы, укрытия от дождя.
Групповое снаряжение
1. Палатки
2. Костровое оборудование: трос с крючками, таганок
3. Посуда для варки пищи в чехлах
4. Топоры 1-3 шт., пила
5. Половник, кухонный и консервный ножи, клеенка, костровые рукавицы
6. Тент (на случай дождя и солнца)
7. Фонари (по количеству палаток)
8. Тара для упаковки продуктов (мешочки, пакеты и др.)
9. Веревка прочная (до 25м) для тента
10. Фотоаппарат
11. Гитара, мяч
12. Маршрутные документы, карта, канцелярские принадлежности.
Личное снаряжение
1. Рюкзак
2. Коврик, спальник
3. Сапоги резиновые
4. Кеды (кроссовки)
5. Носки х/б и шерстяные - по 3 пары
6. Брюки из толстой и тонкой ткани - 2 пары
7. Рубашка с длинным рукавом -2
8. Смена белья
9. Свитер или теплая безрукавка 1
10.Куртка с капюшоном
11.Головной убор от солнца + шерстяная шапочка
12.Кружка, ложка, миска, нож (КЛМН)
13.Накидка от дождя
14.Предметы личной гигиены
15.Шорты, очки от солнца, пляжный комплект.
16.Спички, растопка (сухое горючее)
17.Компас, блокнот, карандаш, фонарь.
Ремонтный набор
1. Нитки простые, капроновые
2. Иглы разные
3. Булавки английские
4. Тесьма
5. Пуговицы разные
6. Лейкопластырь широкий
7. Изоляционная лента
8. Ножницы
9. Шило
10. Наперсток
3.6. Состав медицинской аптечки
Средства: жаропонижающие, болеутоляющие, сердечные, желудочные, антибиотики, антисептики, дезинфицирующие, кровоостанавливающие, перевязочные, ножницы, термометр, пластырь.
Приведенный список являются ориентировочными.
3.7. Составление рациона питания, раскладки продуктов
Традиционно составлением рациона для юных путешественников в лагере занимаются сотрудники столовой, врач и даже администрация лагеря. Однако вожатому не следует упускать решения этой проблемы. Известно, что рацион питания лагерной столовой на одного ребенка составлен без учета того, что ему придется нести эти продукты в рюкзаке. При этом необходимо помнить о снижении веса рюкзака за счет продуктов облегченных и высококалорийных. При этом не следует пренебрегать возможностью подвезти продукты вместе с групповым снаряжением к месту стоянки, а с собой нести лишь паек для перекуса.
4. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ТУРИСТСКИХ ПОХОДОВ.
Для достижения воспитательных и образовательных результатов, необходимо грамотно и квалифицированно готовиться даже к самым коротким по времени прогулкам и походам. Безусловным требованием к проводимым путешествиям является соблюдение всех норм и требований, обеспечивающих их безопасность.
С чего начать подготовку к походу, какие документы необходимо оформить, как готовить детей, какой маршрут выбрать? – все эти вопросы возникают перед руководителем, собравшимся использовать в учебно-воспитательном процессе наиболее эффективную форму работы - путешествия. К сожалению, не сумев самостоятельно найти необходимые ответы на интересующие вопросы, многие педагоги отказываются от походов. А ведь сложности, пугающие новичков, вполне преодолимы.
Наиболее простой способ – обратиться за советом в организацию, которая занимается проведением данных мероприятий, например, Станция юных туристов, где имеется необходимая литература, карты, сведения о различных маршрутах, опытные руководители туристско-краеведческих объединений.
Принципиально подготовка однодневного и многодневного похода отличается мало . Безусловно, подготовить группу для многодневного похода, сформулировать задачи, изучить район похода – сложнее. Кроме этого, потребуется больше продуктов и снаряжения, но когда у вас будет успешный опыт проведения нескольких однодневных походов, многодневный поход может вам показаться весьма заманчивым.
Организационные формы однодневных походов:
- туристская прогулка – непродолжительный по времени (1-4 часа) групповой выход с активным способом передвижения по территории населенного пункта или его окрестностей с целями отдыха и познания,
- туристский поход - прохождение групп по определенному маршруту, используя активную форму передвижения с целью познания и физического развития, выполнение общественно-полезной краеведческой работы в пути (до 8 часов).
- туристская экскурсия – групповое посещение одного или нескольких экскурсионных объектов в познавательных и воспитательных целях (до 8 часов).
Желательно, чтобы руководитель и его заместитель были хорошо знакомы с районом похода, с конкретным маршрутом. Тогда вы будите себя уверенно чувствовать на маршруте с детьми, меньше сил и энергии тратить на вопросы ориентирования, выбор тактики движения, мест привалов и ночлегов. Далее вам следует изучить маршрут с детьми.
Все туристские группы должны перед выходом на маршрут оформить соответствующие документы. Для походов таким документом является маршрутный лист, который подписывается руководителем организации (директором учреждения). В маршрутный лист вносится списочный состав группы, маршрут с разбивкой по участкам, указанием способов передвижения, который группа намечает пройти. Маршрутный лист заверяется печатью и подписью директора организации.
Каждый поход выходного дня должен иметь цель. Перед походом могут быть поставлены экскурсионные, агитационные и патриотические цели. Могут быть походы с учебными и спортивными целями. Определяя цель, необходимо руководствоваться следующим: цель должна быть словесно сформулирована и заранее доведена до сведения всех участников похода (отправляемся по местам боевой славы, посетить музей, посетить заповедник, «тропа здоровья»). Цель похода - ориентир для группы. Если цель есть, то дети стремятся ее достичь.
Количественный состав группы для похода выходного дня устанавливается из минимального количества - 6 человек, максимального - 30 человек на одного руководителя, при этом учитывается опыт и наличие квалифицированных помощников (зам. руководителей).
В каждой туристской группе, готовящейся к походу, назначаются руководитель и его заместитель. Руководитель должен иметь опыт участия в двух однодневных походах и ориентирования на маршруте, о чем четко определено в « Инструкции по проведению туристских походов, экспедиций и экскурсий с учащимися, воспитанниками и студентами Российской Федерации» утвержденной приказом Минобразования России от 13.07.92г №293. Участники туристского похода обязаны соблюдать все указания руководителя и его заместителя, не допускать самовольных отлучек.
Распределение обязанностей в группе проводится с учетом туристского опыта участников, их практических навыков, заинтересованности в тех или иных поручениях. Каждый участник похода должен иметь конкретное дело. Тогда не будет неразберихи, безответственности, чрезмерной загрузки кого-то из группы и праздношатающихся. Задача руководителя – контролировать действия участников, вовремя им помогать, но не заменять их. Кроме руководителя и заместителя, в группе можно вводить следующие должности:
Командир группы – помощник руководителя.
Завхоз – подготовка продуктов питания, организует питание.
Ответственный за дневник - ведет запись походных событий.
А также дополнительно вводить должность штурмана, краеведа, фотографа, санитара, физорга, культорга, ответственного за топографическую съемку, за сбор образцов для минералогической коллекции, метеорологические наблюдения.
Обязанности в группе могут быть временными. Это дежурные по кухне, костровые , направляющие и замыкающие на марше . Это нужно делать для того, чтобы дети попробовали себя в исполнении не одной, а нескольких должностей. Контроль выполнения обязанностей, действий группы и каждого участника в отдельности осуществляется на вечернем подведении итогов дня.
Снаряжение для похода подбирается личное и групповое.
Личное снаряжение:
Спальник, коврик, куртка или штормовка, головной убор, спортивный костюм, футболка, кроссовки, блокнот, карандаш, накидка от дождя, личная посуда, туалетные принадлежности.
Групповое снаряжение:
Палатки, котелок, костровые принадлежности, топор, пила, половник, спички, клеенка, компас, тент от дождя и солнца, свечи, фонарь, аптечка.
1. Если группа собирается на привале делать сухой перекус, то рекомендуется взять следующие продукты: хлеб, сыр, печенье, конфеты, яйцо вареное, чай в термосе, соль, фрукты, сок.
2. Если группа собирается готовить горячую пищу, можно взять дополнительно: тушенку, овощи, сахар, чай или кофе, крупы, макароны, приправы, соль.
Успешное проведение похода во многом определяется во многом умением туристов правильно распределить свои силы, выбрать наиболее рациональный темп и порядок движения группы, а также овладеть способами передвижения по различному рельефу и приемами преодоления препятствий.
Первый привал надо устраивать через 10-15 минут после начала движения. Это делается для того, чтобы поправить рюкзаки, снять теплую одежду. Режим переходов обычно состоит из 40-50 минут движения и 5-10 минут отдыха на малых привалах.
Рекомендуется раньше выходить на маршрут, в середине дня участникам необходим продолжительный отдых и горячий обед. В холодную или дождливую погоду можно ограничиться сухим пайком с горячим чаем из термоса.
Ритмичность движения – одно из главных средств сохранения сил туристов и повышение работоспособности. Изменять ритм необходимо плавно, постепенно набирая скорость в начале движения и сбавляя ее за 3-5 минут до привала.
Группа на марше движется колонной по одному. Впереди идет направляющий, который выбирает путь, определяет темп и поддерживает ритм движения, следит за своевременными остановками на привалы. На проселочных дорогах, по просекам можно идти и колонной по двое.
Руководитель группы должен идти первым или сразу за направляющим, помогая ему находить дорогу и регулировать темп движения группы. За ним идут девочки, потом ребята.
Замыкающим назначается сильный и опытный турист. Его обязанность – помогать отстающим и никого не оставлять за собой, своевременно предупреждать руководителя об участниках, не выдерживающих темп движения.
Во время движения не надо петь, кричать, собирать цветы. Разговорами дети незаметно для себя сбивают дыхание, быстро устают, ослабевает внимание.
В однодневном походе подведение итогов проводится сразу по пути возвращения в лагерь. Руководитель напоминает о том, какие цели ставились перед участниками похода, оценивает, в какой мере удалось реализовать намеченное, что способствовало, что мешало достижению цели. Затем высказываются все туристы. Заканчивает разбор итогов похода руководитель.
Такие разборы – очень полезное дело, особенно в учебных походах. Зная, что вечером придется высказываться, ребята начинают осмысливать происходящее в течение дня, анализировать обстановку и принятые в этой обстановке решения, оценивать действия своих товарищей.
В походах выходного дня могут принимать участие практически все ребята. Ограничения могут распространяться на участников, имеющих нарушения опорно-двигательной системы, заболевания сердечно - сосудистой системы и болезни, связанные с расстройством психики.
Руководитель похода обязан при комплектовании группы иметь четкое представление о состоянии здоровья и уровне физического развития участников. Для этого нужно проконсультироваться у врача.
Продолжительность и протяженность маршрута должны соответствовать реальному уровню тренированности участников похода, их волевым качествам.
Недостаточное внимание к состоянию здоровья участников либо выбор слишком сложного маршрута могут стать причиной неудачи.
На остановках для отдыха руководителю необходимо подойти к каждому участнику похода, спросить о самочувствии, при необходимости проверить пульс, поставить более слабых за направляющим, если потребуется – снизить темп движения.
Каждая группа, отправляющаяся в поход, обязана иметь медицинскую аптечку. Руководитель должен перед выходом на маршрут проверить наличие и укомплектованность аптечки.
Главный принцип безопасности в походе - соблюдение правил организации и проведения похода, дисциплина, организованность, взаимопомощь.
Причина несчастных случаев в ПВД – в отсутствии организованности и подготовленности к походу. Наиболее опасны участки в начале и в конце маршрута, когда приходится для выхода на активную часть использовать городской и пригородный транспорт, двигаться по дорогам, пересекать их. На активной части маршрута достаточно знать путь движения и опасные участки маршрута, т.е. хорошо предварительно подготовиться и соблюдать порядок движения.
При нарушении этих требований могут возникнуть следующие ситуации:
- недостаточное знание маршрута - группа может заблудиться, выйти на объективно опасный рельеф,
- нарушение порядка движения – слабые участники отстают, сильные выдвигаются вперед и задают высокий, непосильный для всей группы темп. Как следствие, нарушается ритм движения, группа растягивается. Необходимо приучить ребят «не бросаться» на препятствие, а остановиться, дождаться команды руководителя, ни из каких стратегических соображений не допускать деления, разрыва группы. Надо приучить ребят не наступать ногами на стволы деревьев, не спрыгивать с них.
- нарушение дисциплины строя – кто-либо из участников выходит из строя (поправить одежду, вытащить камушек из обуви и т.д.), а замыкающий не дает команду направляющему или руководителю задержать группу,
Привалы - в походах, особенно с детьми младшего возраста необходимо делать санитарные остановки. На каждой остановке помимо отдыха и контроля самочувствия необходимо проверить количественный состав группы сразу же после остановки на отдых, а затем перед началом движения после отдыха. На привале, связанном с разведением огня, необходимо обращать повышенное внимание на работу костровых, не допускать, чтобы костром занимались сразу все. Особенно осторожно нужно относиться к использованию топоров.
На привале кроме работы у костра немало предпосылок для травм. В этот момент руководителю следует быть очень внимательным, самому организовывать подвижные игры или простейшие соревнования, провести беседу. Нельзя оставлять за собой мусор, поломанные кустарники и молодые деревца, рвать цветы. Не допускать « детских» игр в ножики, топорики. Особенно тщательно руководитель должен относиться к организации места для привала. Место после ухода группы должно быть чище, чем до ее прихода. Это одна из заповедей туристов.
Туризм без краеведения немыслим.
В зависимости от традиций лагеря группа может выполнить, серьезные краеведческие исследования: биологические, этнографические, составлять более подробные карты и схемы маршрутов. На остановках участники делают сообщения о краеведческих объектах. Руководитель заранее готовит сообщения, дополнительные сведения об объектах. Всегда найдутся в группе ребята, которые смогут дополнить или рассказать что-то услышанное или прочитанное ранее. Место для наблюдения необходимо выбирать так, чтобы можно было увидеть всю панораму демонстрируемого объекта. После выступлений ребят руководитель делает обобщение.
Для этого ведется дневник или записи наблюдений. В этом случае ведение краеведческих обязанностей, о которых говорилось раньше, способствуют не только ведению наблюдений на маршруте, но и составлению отчетов о своей работе.
Формы отчета могут быть самые разные. Мы рекомендуем не затягивать проведение отчета на дальнюю перспективу, а провести его через 1-2 дня после проведения похода. Подумайте, стоит ли выносить отчет на лагерную сцену или целесообразно его провести внутри отряда. Не ограничивайтесь только устным отчетом, постарайтесь оформить альбом, тетрадь с рисунками, фотографиями и т.д. Собранный материал можно сдать в музей, библиотеку для использования его в дальнейшем в учебных целях.
5. ПАЛАТОЧНЫЙ ЛАГЕРЬ
Даже если вожатому не удается организовать автономный поход с ночлегом в полевых условиях, ребятам все равно будет полезно знать и попробовать грамотно поставить туристский палаточный лагерь - бивак (бивуак):
1. Место для отдыха, установка палатки.
2. Выбор места для кострища, разведение костра, работа у костра.
3. Хранение продуктов, организация питания, приготовление пищи.
4. Заготовка дров, сушка одежды, утилизация отходов.
Требования к биваку:
1. Безопасность - вдали от населенных пунктов, больших дорог, нефтехранилищ, складов, высоковольтных линий и т.д.
2. Вода – вблизи водоема (проточная, колодец, родник)
3. Дрова – достаточное количество топлива.
4. Нельзя выбирать место бивака в районе пасек, скоплений муравейников, в сырых низинах, где могут быть змеи.
5. Надо подумать: «А что если?» (будет гроза, сильный ветер, сильный ливень).
6. Место бивака должно быть сухим, удобным, красивым.
7. При любой погоде место бивака должно быть убрано тщательным образом, костер затушен.
Инструктаж по технике безопасности
Перед выходом на маршрут ребят - необходимо познакомить с правилами безопасности в туристском походе (приложение), зафиксировать это в журнале по технике безопасности с подписью проводящего Инструктаж и дата его проведения. К этому нельзя относиться пренебрежительно, так как несоблюдение этих формальностей может повлиять не только на безопасность детей, но и на благополучие руководителей.
Соблюдение правил безопасности первое и главное требование к каждому участнику похода.
Каждый участник похода обязан выполнять следующие правила безопасности:
1. На привалах за территорию лагеря без разрешения руководителя не уходить. При передвижении находиться в составе группы.
2. Перед выходом на маршрут проверять исправность снаряжения. Выходить на маршрут строго в той форме и с тем снаряжением, которое укажет руководитель.
3. Без разрешения руководителя воды из колодцев, рек и водоемов не пить, строго соблюдать питьевой режим.
4. О малейших признаках заболевания, утомления и т.п. немедленно докладывать руководителю. Потертостей не допускать, о начале потертостей немедленно сообщать руководителю.
5. Трав и кореньев в рот не брать, незнакомых ягод и грибов не есть.
6. Без разрешения руководителя не купаться, переправ не устраивать.
7. На каменистые и скользкие склоны без разрешения руководителя выходить, камней со склонов не бросать, строго следить, чтобы не упал камень на товарища.
8. В лесу горящих спичек не бросать, костра без разрешения руководителя не разводить, горящих костров не оставлять.
9. Свечи и спички в палатках не зажигать.
10. Строго выполнять правила страховки самостраховки.
11. Обо всякой замеченной опасности немедленно докладывать руководителю.
12. Порубок деревьев не производить, тяжелых бревен и камней не перетаскивать. При порубке сухих сучьев под деревьями не стоять.
13. Без разрешения руководителя на деревья не залезать.
14. Аккуратно обращаться с огнем и кипятком. Бачки с горячей пищей ставить строго около огня или далеко от костра в специально отведенном месте.
15. Топоры, колющие и режущие предметы упаковывать в рюкзаки, пилы в чехлы.
16. Точно и немедленно выполнять все распоряжения руководителя.
17. Раскопки не производить. Любые действия с взрывающимися предметами запрещены.
Заключение
Итак, в оздоровительном летнем лагере туризм и краеведение - это прежде всего способ активного отдыха, увлекательное занятие, наполненное романтикой необыкновенного образа жизни, а для воспитателей – средство, чтобы лучше познать своих воспитанников и активно повлиять на их развитие и отдых. Но в тоже время, и те и другие понимают, что туристско-краеведческая деятельность это не просто развлечение, что в нем нельзя провести четкую разделительную черту между « делом и потехой».
Туристско-краеведческая работа – отличная форма закрепления «азов наук». В большой мере дает возможность превратить множество отвлеченных « книжных знаний» в конкретные знания, привязанные ко времени. А еще это укрепление здоровья, физическое развитие, полезные умения и навыки, любопытная информация, яркие впечатления и радостные переживания.
Ребята приобретают много полезных знаний и умений по туризму и краеведению, экологии, которые в дальнейшем помогут им как в учебе, так и в жизни, а разнообразная деятельность даст возможность проявить свои способности и помочь при этом свои друзьям.
Используемая литература:
1. В.И.Курилова. Туризм. Москва « Просвещение» , 1988г.
2. Э.Н.Кодыш. Соревнования туристов. Москва «Физкультура и спорт», 1990г.
3. Ю.В. Лебединский. Слеты и соревнования юных туристов. Волго-Вятское книжное издательство. 1965 г.
4. Е.Ю. Ривкин. Организация туристической работы со школьниками. Москва 2001г.
5. А.Г.Маслов. Лето, дети и туризм. Москва ЦДЮТур РФ, 1997 г.
6. В.М. Куликов, Л.М. Ротштейн. Школа туристских вожаков. Москва ЦДЮТур РФ,1997
7. А.Евтушенко. Организация и проведение походов выходного дня. Москва. Народное образование. 2002 год
8. Ю.С. Константинов. Туристские слеты и соревнования учащихся. Москва, 2000 год
Краснова О.В., Жуковкин В.А., МБУ ДО СЮТур г. Павлово
Туристско-краеведческая работа является частью учебно-воспитательной работы в школе. Она планируется ответственным за этот раздел учителем, обсуждается на туристском, а затем на педагогическом совете школы и утверждается директором. В плане предусматриваются основные школьные и внешкольные мероприятия по туризму по четвертям.
Формы организации туристской работы со школьниками имеют свои особенности. Работа в секциях и краеведческих кружках непосредственно связана с содержанием целого ряда учебных дисциплин. В отдельных темах по географии, биологии, истории, обществоведению используются краеведческие материалы, новые сведения, полученные в кружках и туристских секциях. Эта взаимосвязь способствует более глубокому и прочному усвоению учебного материала, воспитанию учащихся, а туристско-краеведческая работа может стать делом всего педагогического коллектива.
Туристскую и краеведческую работу ведут в основном учителя физкультуры, географии, биологии, истории. Однако учителя физкультуры не знают или недостаточно знают вопросы краеведения, охраны природы, в то время как специалисты-предметники не подготовлены по вопросам физического воспитания и организационным вопросам туризма. Вот почему перед учителями физкультуры стоит важная задача овладения методами внеклассной работы, повышения уровня знаний по краеведению, охране природы, туризму.
№ п/п | Мероприятия | Сроки исполнения | Ответственный за исполнение |
1 | Первая четверть Утверждение преподавателя, ответственного за туристскую работу в школе (приказ директора школы) | Август | Директор школы |
2 | Составление плана туристско-краеведческой работы на год. Обсуждение плана на туристском и педагогическом совете | Август- сентябрь | |
3 | Создание туристских секций, предметных краеведческих кружков и организация занятия | Сентябрь | Ответственный учитель и актив |
4 | Участие в районном, городском семинаре учителей, ответственных за туристскую работу | По плану ОНО | |
5 | Участие в районном, городском семинаре пионервожатых по туризму и краеведению | По плану комитета ВЛКСМ | |
6 | Участие учителей географии, истории в районном, городском семинаре по туризму и краеведению | По плану ОНО | |
7 | Составление сметы на год и обсуждение ее на туристском и педагогическом совете | Сентябрь | Учитель, ответственный за туристскую работу |
8 | Инвентаризация снаряжения | Сентябрь | » |
9 | Участие в районном, городском слете | По плану ОНО | |
10 | Участие в районных, городских соревнованиях по ориентированию на местности | По плану ОНО | |
11 | Подготовка и проведение школьного туристского вечера | Октябрь | Комиссия, утвержденная советом |
12 | Разработка тематики краеведческой работы по классам | Сентябрь | Учителя географии, истории, биологии |
1 | Вторая четверть Разработка и утверждение маршрутов зимних походов | Ноябрь | Ответственный учитель, турсовет |
2 | Составление смет летних походов | Ноябрь | » |
3 | Разработка краеведческих заданий летних походов и экспедиций, обсуждение их в комитете комсомола, на совете пионерской дружины, на педсовете | » | » |
4 | Оформление стенда с планами походов и экспедиций | » | » |
5 | Приобретение и ремонт туристского снаряжения | Ноябрь-декабрь | Учитель, ответственный за туристскую работу |
1 | Третья четверть Проведение зимних однодневных походов | Январь | Руководители групп |
2 | Проведение соревнований по туристской технике и спортивному ориентированию | » | Ответственный член совета |
3 | Проведение игр на местности | » | Старшая пионервожатая, члены совета |
4 | Проведение семинаров по подготовке младших инструкторов | Февраль | Учитель, ответственный за туристскую работу |
5 | Подготовка к школьному слету туристов | » | » |
6 | Подготовка к районному слету туристов | Март | » |
7 | Участие в районных, городских семинарах руководителей туристских походов | По плану ОНО | |
8 | Составление планов летних туристских мероприятий | Февраль-март | |
9 | Обсуждение туристско-краеведческой работы за первое полугодие на педагогическом совете школы | По плану работы педсовета | |
1 | Четвертая четверть Организация и проведение однодневных походов | Март - апрель | |
2 | Учебно-тренировочные занятия команд | В течение четверти | |
3 | Подготовка и проведение школьного слета | » | |
4 | Подготовка заданий по краеведческой работе в летних походах | В течение четверти | |
5 | Подготовка команд и участие в районных соревнованиях и слетах | » | |
6 | Организация и проведение подготовительных работ в школьном туристском лагере | » | |
1 | Летние каникулы Проведение однодневных походов | Июнь-август | |
2 | Проведение многодневных походов и экскурсий | » | |
3 | Открытие и работа школьного туристского лагеря | Июнь-август | |
4 | Обработка экспонатов для школьного музея | Август | |
5 | Составление отчетов о походах, экспедициях | » | |
6 | Участие в работе районных, городских секций по туризму и краеведению на августовских совещаниях | » |