При строительстве домов и ремонте крыши особое внимание уделяют свесам. Их задачей является защита фасада дома от погодных осадков. Свесы представляют собой нижний уровень крыши, который перекрывает край стены на несколько десятков сантиметров. Для укрепления фундамента дома и поддержания структуры стен необходимо внимательно относится к подшивке крыши. Следует учитывать силу ветра, климатические особенности региона, чтобы конструкция кровли получилась крепкой. Придерживаясь установленных правил, можно увеличить срок эксплуатации помещения на несколько лет.
В этой статье
Сущность
Свесы несут не только защитную функцию. Данный элемент помогает улучшить внешний вид и контролировать среду в помещении. К основным преимуществам постройки свесов относят:
- Способность декоративно украсить фасад, не уменьшая функциональных свойств;
- Регулирование уровня тепла внутри;
- Препятствие попадания осадков на стены дома или в открытые окна;
- Контроль за состоянием климата в помещении.
Принято выделять два вида свесов: карнизные и фронтонные. Каждый тип имеет свои характерные особенности.
Фронтонные образуются за счет бокового ската крыши. Из-за особенностей расположения подобные элементы открыты для воздействия сильных ветров и осадков. При неблагоприятной погоде существует вероятность того, что внутренние составляющие кровельного «пирога» могут намокнуть.
Подшивка крыши своими руками осуществляется на кровли различного типа и угла наклона. Стойкость и надежность кровельной конструкции зависит от правильного выполнения технологии подшивания и качества выбранного для основы материала.
Материалы для изготовления
Развитие технического процесса способствует появлению новых строительных веществ. Существует широкий ассортимент продукции, применяемый в процессе подшивания. К наиболее популярным относят:
- Листы софитов – стальные, алюминиевые, медные планки, обладающие богатой расцветкой на любой вкус. Материал монтируется строго перпендикулярно к поверхности. Оптимальная температура для проведения работ со стройматериалом должна превышать 15 градусов тепла. При укладке необходимо устанавливать шаг на расстоянии около 35-40 см. Во время монтажа нарезанные листы софита для подшивки крыши заранее сгибаются и помещаются в профили.
- Профнастил, который считается оптимальным вариантом для подшивания.
- Деревянная вагонка. В данном случае, перед тем, как подшить необработанную крышу, следует оставить материал на открытом воздухе. При монтаже вагонка накладывается плотно, вентиляция поддерживается за счет наличия специальных решеток.
- Фанера: обеспечивает быстрое и качественное выполнение необходимых работ за счет простоты обработки.
- ПВХ сайдинг. Основным преимуществом является обеспечение защиты от воды. Он не отличается сильной жесткостью и способен прогибаться при больших нагрузках.
- Обыкновенная доска. Желательно использовать хвойные породы. Стандартные параметры доски: толщина варьируется от 1,7 см до 2,2 см, а ширина – от 5 см до 25 см. Вентиляция обеспечивается за счет наличия нешироких зазоров.
Каждый стройматериал несет индивидуальные свойства, которые защитят внутреннюю конструкцию кровли.
Технология прошивки крыши
Существуют различные методы подшивки: можно выбрать любой на свой вкус. Некоторые предусматривают наложение вспомогательного материала вдоль фасада здания. Другие основываются на применении различных дополнительных средств. В общем, выделяют два стандартных метода для подшивки крыши.
Вариант №1
Данный метод предполагает совершение прошивки по стропилам, при условии, что угол наклона крыши не превышает 30 градусов, а длина свеса меньше 40 см. Способ довольно прост: достаточно из досок и бревен соорудить обрешетку, лежащую на стропилах. Планки стройматериала накладываются на элементы данной конструкции вдоль стены. В некоторых случаях планки фиксируются перпендикулярно зданию. Все зависит от индивидуальных желаний и потребностей владельца дома.
Способ №2
Приемлем для защиты крыши крутого ската. Процедура предусматривает соблюдение следующих действий:
- К стене и стропилам прикрепляют деревянные доски, которые формируют своеобразную коробку. Они фиксируются с боковой и нижней стороны брусьев обрешетки.
- Проводят подшивание кровли досками, двигаясь от углов кровли к углам здания.
- В случае наличия длинных свесов рекомендуется в середине конструкции зафиксировать прочный брус, который придаст дополнительную стойкость всей конструкции. Оставшийся материал фиксируют перпендикулярно к зданию.
Фронтонный свес обшивается всегда по обрешетке. На стропила крепят деревянные бруски, сверху которых накладывают основной материал.
Стандартный вариант
Подшивка кровли состоит из двух этапов работ:
- Подготовки поверхности к монтажу
- Осуществление самого монтажа материала.
На первом этапе готовят стропила, стены, выбирают материал и систему вентиляции. Для подшивки выступов брусья срезаются вертикально. Коробка подшивки будет формироваться из стропил с горизонтальным и вертикальным срезом.
Длину свесов можно корректировать по собственному желанию используя специальные инструменты – кобылки. В конце желательно подравнять длину свесов под одну линию.
Перед подшивкой также важно осуществить утепление стен. В противном случае будет сложно подкорректировать используемый материал под оставленное пространство. Владелец дома должен решить, какой тип вентиляции необходимо использовать: ограничиться щелями между досками либо воспользоваться специальными решетками. От выбора зависят объемы расходов подшивочного материала.
После подготовки переходят к основному процессу. Можно обработать деревянные выступы специальными защитными средствами, что повысит их общий срок эксплуатации. Стропила выравниваются с помощью фиксации дополнительных досок. Укладка материала начинается от крайней планки по линии свеса. Для аккуратной работы можно натянуть веревку, по которой корректируют длину стройматериалов. Зачастую между панелями оставляют 0,5-1 см свободного пространства. Это позволяет материалу свободно расшириться под влиянием теплых температур.
Порой для подшивки используют специальную деревянную коробку. В данном случае процесс работы формируется следующим образом:
- Под стропила подгоняются доски, чтобы удлинить свесы.
- Оставшиеся бруски крепят вдоль стены на одном уровне.
- С помощью шурупов, уголков, строительных пластин монтируют доски к полученной обрешетке. Система вентиляции поддерживается за счет 2 мм щели между листами материала.
В целом, под каждый материал принято использовать индивидуальную технологию подшивки. Например, во время работы с пластмассовыми средствами, рекомендуется закреплять панели между собой по типу пазла, при этом через каждые два листа оставлять вентиляционное отверстие или решетку. Если доски могут оббивать свесы параллельно стене дома, то сайдинг, профлист или софит обязательно фиксируют перпендикулярно к поверхности. Такая практика предупредит возникновение провисаний и деформаций материала.
Перед тем как приступить к подшивке крыши следует тщательно выбрать подходящий материал. Особое внимание уделяется следующим критериям:
- Уровень качества. Используемые листы и панели должны быть цельными, без повреждений, деформаций, расслоений. Нередко показателем надежности выступает торговая марка, поэтому по возможности рекомендуется приобретать продукцию проверенных производителей.
- Физические параметры. Стандартная толщина планки не должна превышать 1,5-2 см. Соблюдение установленных норм позволит соорудить долговечную подшивку.
- Вес. Желательно выбирать прочный, но легкий материал. Это позволит избежать провесов прошивки и снизит уровень возникновения изменений в форме.
- Выбранные средства должны быть водостойкими. Способность не пропускать воду увеличит их срок эксплуатации и защитит внутреннюю конструкцию обрешетки от влаги и пара.
В целом тип стройматериала зависит от индивидуальных предпочтений владельца дома и архитектурного стиля здания. Пластмассовые панели не будут уместны для деревянной кровли. Современные магазины стройматериалов или специализированные центры обладают большим количеством полезной информации, которая пригодится в процессе ремонта.
Вывод
Процесс прошивки кровли не считается слишком сложным. Ремонтные работы в зависимости от площади дома могут длиться максимум в течение суток. Перед процедурой необходимо тщательно обработать поверхность свесов и обрешетки специальными веществами. Подобная практика защитит конструкцию от вредного влияния воды, появления грибка и плесени.
При монтаже материала стоит следить за плотностью крепления. Для работы лучше применять обработанные гвозди, шурупы и планки, которые устойчивы к коррозии. При соблюдении основных правил прошивки кровли и аккуратном проведении монтажа, владелец дома может собственноручно защитить внутреннюю поверхность крыши от погодных осадков и обеспечить функционирующую вентиляционную систему.
Когда монтаж кровельного покрытия подошел к концу, начинаются работы по обшивке свеса крыши. Выполняется это не только для обеспечения вентиляции кровли и защиты фасада, но и для придания окончательного внешнего вида зданию. Край крыши играет особую роль в эффективном функционировании всей кровли. Что такое карниз крыши? Как сделать карниз крыши? Как подшить карниз? Ответы на эти вопросы крайне важны для тех, кого ждет подшивка карниза крыши своими руками, поэтому их рассмотрению стоит уделить особое внимание.
Вариантов подшивки карнизов крыши сейчас имеется множество, но перед этим стоит напомнить, что это такое – карниз. Карнизный свес представляет собой выступ стропил за пределы фасада строения. Он бывает простым и с выносом. Первый вариант более прост в исполнении, но при сильных ветрах он может достаточно шумно гудеть, у свесов с выносом таких проблем не возникает. Имеется 2 вида карнизного свеса – фронтальный и боковой.
Фронтальный карниз крыши
Этот вид свеса отлично защищает фасад дома. Он представлен в виде боковых краев наклонных скатов кровли, у вальмовой крыши их соответственно нет. Устройство фронтального свеса стандартной двухскатной крыши создается путём выпуска закрепленных на стропилах несущих перекладин. Достаточно часто можно видеть фронтальный карниз, образующийся досками обрешетки, которые кладутся на пароизоляцию под материал кровли. На них укрепляется карнизная доска, в дальнейшем обшиваемая софитом либо профнастилом.
Боковой карниз крыши
Все наклонные кровли имеют боковой свес. Он выполняется при помощи стропил, выдающихся за пределы стены здания. Расстояние их выступа высчитывается из ширины отмостки и высоты дома, обычно оно составляет около 0,5-0,7 метра, иногда встречаются и скосы более узких размеров. В данном случае стена строения обязательно должна быть хорошо защищена от ветра, потому что иначе под косым дождем ей будет не избежать сильного намокания. Другой вариант исправить положение – это установка кобылок, так можно нарастить длину стропил. Подобный процесс крайне трудоемок, и при уже законченной крыше мало кому захочется заново ее вскрывать и все переделывать. Так что особенно важно еще на начальном этапе строительства предусмотреть нужный размер свеса кровли. Между собой соединяются стропила досками на всю длину карниза. В последствии они закрываются облицовочным материалом.
Выбор материалов для подшивки карнизов крыши
Как выглядит сайдинг для крыши? Как осуществляется отделка карниза крыши сайдингом? Что стоит учитывать, перед началом работ на крыше? Это лишь малая часть вопросов, которые задают себе люди перед выбором материала для облицовки. Сегодня на рынке присутствует огромный ассортимент всевозможных материалов, с помощью которых осуществляется отделка карниза. У каждого из них есть свои достоинствами и недостатками, но защитить от влажности, обеспечить утепление и вентилирование кровли все они могут в полной мере.
Важно! При выборе того или иного материала стоит обращать внимание не только на его красивый внешний вид, также необходимо учитывать и продолжительность эксплуатационного срока.
Профнастил
Данный материал представляет собой оцинкованную сталь с полимерным покрытием различных цветов. Хорошо устойчивый к перепадам температур и механическим повреждениям, профнастил имеет необходимую жесткость и способен выдерживать значительные ветровые нагрузки. Для обеспечения эффективной вентиляции выполняется зазор в высоту волны между профнастилом и стеной здания.
Софиты
Этот материал предназначен специально для подшивки карниза на кровле. Это, по сути, пластиковые панели, которые внешне напоминают сайдинг, но в них уже имеются вентиляционные отверстия. А обшивка карниза сайдингом сейчас очень распространена. К тому же от обычного сайдинга отличаются они тем, что в их состав входят ультрафиолетовые стабилизаторы, защищающие покрытие от негативного воздействия солнечных лучей.
Стоит рассмотреть различные материалы, использующиеся для изготовления софитов:
- Медные софиты . Этот внешне эстетичный и презентабельный материал достаточно долговечен, но и цена у него выше, чем у большинства схожих материалов. Софиты из меди хорошо устойчивы к огню и прочны, что еще больше располагает к их выбору.
- Алюминиевые софиты . Как и положено изделиям из данного материала, софиты из алюминия имеют малый вес, также они огнестойкие, эластичные, их легко заменить при ремонте. Благодаря высокой стойкости краски, насыщенность цвета таких софитов не меняется под воздействием ультрафиолетовых лучей. Недостатком их выступает лишь скудность цветовой гаммы – она включает лишь белый и коричневый цвета.
- Оцинкованные софиты . Они не нуждаются в дополнительном уходе и крайне долговечны, прочны, к тому же эти софиты не боятся огня и влаги. Вес у них достаточно большой, поэтому установка таких софитов займет больше времени.
- Виниловые софиты . Это дешевый и наиболее популярный для подшивки кровельных карнизов вариант софитов. Они имеют небольшой вес, отлично защищают от влияния внешней среды, визуально привлекательны, легко устанавливаются, а еще создают полотно без швов, тем самым обеспечивая оптимальную вентиляцию пространства под кровлей. На сегодняшний день они изготавливаются из огнестойкого пластика, способного выдерживать серьезные нагрузки.
Монтаж софитов из любого материала достаточно прост и его вполне можно выполнять одному человеку.
Обрезная доска и деревянная вагонка
Все еще для подшивки карнизов крыши зачастую используют древесину. Так как устанавливается она снаружи дома, то влияние окружающей среды в этом случае велико, поэтому к выбору данного материала нужно подходить особо ответственно. Толщина вагонки должна быть не менее 2 см, и она должна обладать средней влажностью.
Важно! Для обеспечения хорошей вентиляции, доски должны прибиваться с отступом от стены, равным 2 см.
Варианты подшивки карнизов крыши
Край крыши можно подшивать по-разному, стоит немного остановиться на каждом из вариантов.
Подшивка карнизов по стропилам
Этот способ приемлем лишь для крыш с небольшим наклоном. При таком исполнении обшивки все края стропил должны образовывать ровную плоскость. Для долговечности конструкции на стропилах понадобится закрепить небольшие доски, длина которых составляет расстояние от края свеса до стены дома. Для их ровной установки вначале прикручивается по одной доске на каждый край карниза и натягивается между ними шпагат. По сделанному ориентиру уже крепят все остальные доски. Обшивка к каркасу такого типа фиксируется на уголки или шурупы из металла.
Подшивка свеса кровли по деревянному коробу
Данный вариант оптимально подходит для крыш с большим углом наклона. Для обустройства короба берут обрезную доску толщиной 4 см и крепят ее между краем стропил и стеной дома. Если один ее край устанавливают непосредственно к стропильной ноге, то фиксация второго края потребует монтаж доски, примыкающей к стене, которую сверху прикручивают к стропилам. Иногда к стене дома вместо дополнительной доски по вертикали крепится на дюбели брус. На этом обустройство каркаса короба можно считать законченным – далее приступают к креплению обшивки. Лучшим крепежом для такой конструкции также будут шурупы и уголки.
Подшивка карнизного свеса софитами (сайдингом)
Как обшить карниз дома сайдингом? Подшивка карниза сайдингом уже долгое время очень популярна. Правильно положенный сайдинг крышу преображает и надежно защищает. Софиты комплектуют двумя специальными планками, выполненными в форме букв J или F. Одна из них крепится к заранее подготовленной деревянной рейке на стене дома, а вторая монтируется со стороны свеса. Для креплений используют саморезы. Все эти планки должны быть закреплены абсолютно ровно относительно друг друга, поэтому вначале рекомендуется сделать разметку.
Затем измеряют ширину карнизного свеса кровли и вычитают от полученного результата 6 мм. Это делают, чтобы создать нужный зазор, который будет компенсировать тепловое расширение материала. Далее софиты нарезают полосками необходимой длины. Подготовленные пластины немного сгибают и вставляют в пазы установленных профилей, там их фиксируют саморезами. Для того, чтобы подшить край крыши, длину планок софитов постепенно уменьшают, отрезая под углом в 45 градусов одну из сторон.
Подшив крыши сайдингом – относительно несложный процесс. Таким материалом как сайдинг карниз будет защищен надолго, а визуально это выглядит очень привлекательно.
Подшивка карнизов профнастилом
Когда край крыши обшивают профнастилом, вначале прибивается на стену брусок в горизонтальном положении по уровню края свеса. Второй брусок крепится с ним на одном уровне вдоль края стропил. Нарезают нужной длины профнастил, с учетом теплового запаса и вентиляционного зазора, и закрепляют его на установленных брусках с помощью саморезов. Место стыка стены и профлиста закрывают планкой внутреннего угла, а то место, где соединяются внешний край и стропила, декорируют такой же планкой внешнего угла. Теперь монтаж профнастила можно считать оконченным.
Подшивка карнизов деревянной доской или вагонкой
Подшивать край крыши в данном случае удобнее всего снизу, находясь на стремянке либо строительных лесах. Делать это нужно лишь после того, как полностью утеплены стены здания снаружи, выполнена пароизоляция и завершена установка облицовочного материала. Перед началом обшивки свесов вагонкой важно проверить, чтобы стропила на боковых карнизах не только были одной длины, но и располагались параллельно стене дома. На них закрепляются обвязочные ветровые доски. После всего этого уже можно начинать монтаж крепления обшивки. Сначала одну доску прикручивают к стене вертикально, при этом нижний ее край должен быть на уровне края стропил. Вторая доска закрепляется между стропилами и первой доской по их нижним краям. Она должна располагаться параллельно земле. Так создается основа, на которую далее будет установлена обрешетка. После подготовки каркаса начинают монтаж самой обшивки.
При облицовке кровельного карниза досками, необходимо оставлять зазор небольшого размера между стеной и ними. Сами доски выбирают ровные, достойного качества, толщина их должна быть около 1-2 см. Для обеспечения необходимого вентилирования пространства под кровлей при обшивке вагонкой по периметру стоит установить вентиляционные решетки, расстояние между ними составляет примерно полтора метра. Однако часто строители, полагаясь на свойства древесины, вышеуказанное правило не учитывают.
Как правильно подшить карниз крыши, не имея в этом деле опыта, лучше уточнить у специалистов. Отделочные материалы очень важны и от их качества будет зависеть срок службы всей конструкции. Сейчас можно найти множество фото и инструкций в интернете с расписанными пошагово этапами обустройства подшивки карнизов, поэтому справиться с этим делом под силу и новичку, главное соблюдать все необходимые правила работы.
12358 0 1
Грамотная подшивка карниза крыши - выбор из 3 вариантов и пошаговое руководство
Фасад дома никогда не будет выглядеть законченным и аккуратным, если не сделана подшивка свесов крыши. Сейчас существуют разные варианты обустройства этого сектора. Основываясь на богатом опыте практика, я выбрал 3 самых ходовых вида карнизной облицовки и дальше вы узнаете, почему их предпочитает большинство хозяев, а заодно мы пошагово разберем процесс монтажа своими руками.
Зачем подшивать карниз
Эстетическая составляющая облицовки, безусловно, важна, но кроме нее карнизные свесы выполняют и важную практическую функцию:
- В подавляющем большинстве кровлю сейчас принято утеплять, и если кровельный пирог по краю не прикрыть лобовой планкой, то он останется беззащитным перед капризами природы и начнет активно разрушаться, особенно это касается утеплителя;
- Лобовая доска, которая накрывает лобовую планку и также считается частью карнизной конструкции, является основой для системы отливов, в большинстве случаев отливы крепятся как раз на нее, так проще;
- Вентиляция подкровельного пространства идет снизу вверх, соответственно в наклонных кровлях воздух заходит через карнизный свес, а выходит в районе конька. Грамотно устроенный карнизный свес исполняет роль своеобразного фильтра, не пуская под кровлю мусор и лишнюю влагу;
- И наконец, птицы, насекомые и прочая живность часто строят свои жилища именно под кровлей и, закрывая свесы, вы продляете жизнь своей крыше.
Чем отличается фронтонный свес от карнизного
Подобные конструкции разделяют на фронтонные и карнизные. Каждый из этих свесов выполняет свою функцию:
- Карнизными называют горизонтальные свесы, которые берут свое начало от нижнего среза кровли. Их обустройство считается самым важным, так как именно сюда заходит воздух для обеспечения подкровельной вентиляции;
- Фронтонный свес - это нижний наклонный сектор кровельного пирога, граничащий с фронтоном дома. В вентиляции он не принимает участия и обшивка здесь нужна только для красоты и защиты утеплителя от живности.
Фронтонные свесы могут быть только в тех кровельных конструкциях, где есть наклонный срез плоскости кровли, к примеру, двускатные крыши. Вальмовые, шатровые и прочие закрытые стропильные системы имеют только карнизные свесы.
Три варианта отделочных материалов
В действительности таких вариантов гораздо больше, мы взяли лишь самые ходовые, плюс даже в популярных направлениях есть свои различия по моделям и видам.
Вариант №1: деревянные свесы
До недавнего времени древесина была самым распространенным материалом. Красота натурального дерева бесспорна и монтируется обшивка довольно легко. Единственным минусом можно считать необходимость хорошей пропитки древесины. В линейке представлены вагонка, а также подшивная и обрезная доска.
Иллюстрации | Рекомендации |
Вагонка
.
Главным достоинством таких планок считается удобное соединение шип-паз. С одного торца здесь находится шип, а с другого паз. Таким образом, карниз, отделанный деревянной вагонкой, будет без щелей и зазоров. |
|
Подшивная доска
.
Такая доска имеет своеобразную форму, торцы у нее скошены под углом, что позволяет обустраивать поверхность без видимых щелей.
|
|
Обрезная доска
.
Это самый простой вариант. Обрезную доску можно набить плашмя с небольшими вентиляционными зазорами между планками, но это будет не очень красиво. Или зашить карниз елочкой, как на фото слева, правда в этом варианте придется оставлять специальные щели для вентиляции. |
Вариант №2: софиты или сайдинг для карнизов
Облицовка карнизов сайдингом сейчас бьет все рекорды популярности. Если быть точным, то карнизный сайдинг принято именовать софитами. От обычного сайдинга такие планки отличаются наличием вентиляционных сеток или решеток. В остальном, как материал, так и монтаж софитов аналогичны обустройству сайдинга.
Иллюстрации | Рекомендации |
Медный софит
.
Медный софит при правильном монтаже простоит дольше, чем сама крыша. Медь не нужно ничем красить или пропитывать, она и так хороша. Проблема только в том, что медные софиты очень дорогие. |
|
Алюминий
.
Алюминиевые софиты такие же долговечные, как и медные. Плюс эти планки окрашиваются порошковым способом, а значит, цвет можно подобрать под любой фасад. Правда, цена алюминиевых софитов не намного ниже, чем медных. |
|
Оцинкованная сталь
.
Цена здесь средняя, плюс оцинкованные софиты также окрашиваются и если их не царапать, то будут стоять долго. |
|
Пластик
.
Виниловые софиты можно назвать оптимальным вариантом. Они легкие, не боятся влаги и самые доступные по стоимости. Главное, не брать дешевые модели, так как они со временем изменяют цвет. |
Вариант №3: профлист
Отделка профлистом ненамного отличается от облицовки свесов софитами, они даже визуально похожи. Более того, профлист делается из того же оцинкованного и окрашенного металла, что и стальные софиты. Только габариты этих листов намного больше и на них нет вентиляционных сеточек. Их придется обустраивать отдельно.
Техника монтажа свесов
Установка свесов проводится после полного обустройства кровельного пирога. Желательно чтобы стеновая отделка также была закончена, но это требование необязательно.
Виды конструкций
Обшивка свесов может проводиться в 3 вариантах:
- Под стропильными ногами;
- При помощи подвесных кобылок;
- С привязкой к стене.
Иллюстрации | Рекомендации |
Обшивка параллельно кровле
.
Под стропильными ногами облицовываются кровли с малым углом наклона, обычно до 30º. Расчетов и замеров здесь потребуется меньше, но важно, чтобы все стропильные ноги были одной толщины и располагались на одной плоскости. |
|
Подвесные кобылки
.
Коробчатые конструкции более распространены. По правилам положено обустраивать кобылки как на схеме слева и к ним подшивать облицовку. |
|
Привязка к стене
.
Такой монтаж гораздо проще предыдущего, но по данной схеме нельзя обшивать свесы деревянных домов, так как во время усадки их может покоробить или они вообще разрушатся. |
Монтаж торцевой и лобовой доски
- Монтаж следует начинать с подрезки по уровню стропильных ног и планок подкровельной обрешетки. Для этого натягивается шнур между крайними точками и по нему все подрезается;
- Торцевая доска прибивается по наклонному краю кровли. Она станет ограничителем для монтажа фронтонного свеса;
- Под лобовую доску края стропильных ног должны быть подрезаны строго вертикально, но перед ее монтажом, вначале прибивается обвязочная или подшивная доска и только потом, на нее крепится лобовая доска;
- Размеры подшивной доски должны быть порядка 20х150 мм. Торцевая и лобовая доски берутся толще, от 30 мм.
Обустройство софитов
Неважно, из какого материала сделаны софиты, технология монтажа у них одинаковая. Из материала нам понадобится J-фаска, J-профиль, финишный профиль и собственно сами софиты.
Существует 3 схемы обустройства карниза софитами, мы возьмем 1, так как она обходится дешевле.
Иллюстрации | Рекомендации |
J-профиль
.
Отмеряем J-профиль. Наружный и внутренний уголок в двускатной крыше одинаковые, в других конструкциях кровли их нужно замерять отдельно. |
|
Резка
.
Софиты и профили проще резать болгаркой. |
Для придания сооруженной крыше и всему зданию законченности внешнего вида, после окончания отделки фасада производится монтаж подшивки кровельных свесов. Сначала для этого создается базовая конструкция обычно из деревянных досок, а затем отделывается подходящим материалом. Сейчас производится подшивка крыши вагонкой из дерева, пластиковыми панелями, профилированными листами и еще целым рядом различных материалов. О том, в чем заключается предназначение подшивки кровли, кроме эстетики, как она делается и чем лучше обшить базовую конструкцию, читайте в статье.
Часть конструкции кровли, что выступает за поверхность стен, называется свесом. Если не делать подобные выступы, дождь будет литься прямо на стеновую поверхность, а здание выглядеть не очень хорошо с точки зрения эстетики. Степень выступа свесов зависит от их типа, архитектуры постройки и конфигурации крыши. Нормой считается, когда кровля своим выступом создает защитный козырек шириной от 40 см до метра.
Различают два типа кровельных свесов – фронтонные и карнизные. Первые образованы выступающими за плоскость фронтонов наклонными скатами кровли. Их формируют доски кровельной обрешетки, нашитые поверх стропил. Карнизные выступы – это нижние окончания стропильных ног или кобылок. Через карнизные свесы происходит проветривание чердачного помещения или вентиляция утепленной кровли, поэтому при монтаже подшивки этих элементов крыши обязательно оставляются зазоры или вставляются вентиляционные решетки. Не подшивать карнизные свесы нельзя. Во-первых это некрасиво выглядит. Во-вторых, если свесы снизу не закрыть, в пространство под кровлей будет задуваться дождевая влага, залетать и селиться птицы, а сильный ветер может повредить целостность кровельного материала. Кроме того, избыточная влага сократит срок службы деревянных деталей стропильной системы, если их надежно от нее не защитить.
К сведению. Фронтонные свесы, кроме эстетической нагрузки и защиты фронтона от осадков, других функций не выполняют, поэтому их подшивают наглухо без заботы об оставлении вентиляционных зазоров.
Подготовка элементов свесов к отделке, обшивка торцов
Как выяснили, перед обшивкой на карнизах кровли и фронтонных свесах видны выступающие деревянные детали – стропила и доски обрешетки соответственно. Задача обшивки – эстетичное оформление открытых участков деревянной конструкции и защита их от атмосферных влияний. Торцы стропильных ног нужно не только облагородить, но и подготовить базу для монтажа водосточных желобов, для чего здесь устанавливается лобовая доска или панель. Прежде, чем прикрепить к стропилам лобовую доску, нужно выровнять выступающие брусья так, чтобы их торцы были вертикальны и отстояли от рядом расположенной стены на одном расстоянии. Выравнивают торцы стропильных ног обычно так. Выполнив тщательные замеры, отмечают линию отреза на крайних брусках, после чего между отметками натягивают ориентировочную нить или леску и по ней подравнивают промежуточные элементы. Затем ориентир убирают и заканчивают подготовку торцов подрезкой крайних брусьев.
Подобным образом поступают и с фронтонными свесами, делая торцы досок обрешетки равноудаленными от обшивки фронтона. Здесь для защиты торцов обрешетки нашивается торцевая доска, которая может быть деревянной или металлической, если из подобного материала выполнена кровля. Дальше свес фронтона без зазоров подшивается снизу вагонкой, профлистом или просто хорошо обработанной во всех отношениях деревянной доской.
Материал для обшивки можно крепить поперек обрешеточных досок параллельно фронтону. В этом случае подшивка крепится непосредственно к выступающей обрешетке стропил. Если нужно сделать подшивку свеса, расположив ее элементы перпендикулярно фронтону, к обрешетке снизу крепятся продольные доски возле ее торцов и рядом с фронтоном.
Технология подшивки карниза
Используемый для обшивки материал нужно к чему-то надежно закрепить, при этом основа должна лежать в одной плоскости, которая может быть наклонной и горизонтальной. Подшиваемый под углом свес можно встретить реже, но такой способ отделки иногда применяется. В этом случае облицовка нашивается на стропильные ноги снизу. Так можно делать, если выпуск стропил небольшой (до полуметра) и бруски выставлены достаточно ровно. При этом угол наклона кровельных несущих брусков не должен превышать 30 градусов. Понизу стропильных ног, выступающих за поверхность стены, нашиваются доски, бруски или рейки, образующие обрешетку, по которой можно отделать кровельный карниз практически любым материалом из применяемых для этих целей.
Но чаще применяется горизонтальная подшивка, особенно когда крыша имеет крутой уклон. Тогда сначала формируется конструкция короба, по нижней части которого производится отделка карниза. Короб делается так. Сначала с определенным шагом (обычно соответствует шагу стропил) устанавливаются опорные бруски перпендикулярно стене, на которую опирается один их конец. Другой конец опор крепится к окончаниям стропильных ног, скрепленных между собой лобовой доской. Затем по этим брускам нашивается два или три (в зависимости от ширины карниза) доски, образующих обрешетку для крепления материала, применяемого для подшивки карнизного свеса. Разобравшись с основными способами создания основы для обшивания карнизных и фронтонных свесов, рассмотрим перечень наиболее часто применяемых материалов для выполнения облицовочных работ.
Материалы для подшивки кровельных свесов
Выбирая, чем подшить сооруженную крышу, обращают внимание на стилевую концепцию, в котором выполнена постройка. Например, для деревянного дома будет уместна отделка свесов, выполненная пиломатериалами. Если здание обшито сайдингом, подойдут для отделки панели, имеющие схожую фактуру. Можно согласовать материал, использующийся для подшивки, с кровельным перекрытием. Сейчас выбор материалов, использующихся для облицовки свесов таков, что можно без труда подобрать то, что соответствует внешнему виду дома и личным вкусовым предпочтениям. Для этих целей сегодня используют такие виды облицовок:
- пиломатериалы (деревянная вагонка, обрезная и строганная доска);
- профилированные листы;
- поливинилхлоридный сайдинг;
- влагостойкие плиты ОСБ и фанера;
- листовой металл (оцинкованный или композитный прокат, алюминиевые листы).
К сведению. Чаще используется для подшивки недорогая доска из хвойной древесины небольшой толщины (до 2,5 см). Перед проведением отделочных работ доску тщательно досушивают (не менее месяца), после чего выбраковывают ту, что имеет значительные деформации. При необходимости пиломатериал дополнительно шлифуют с лицевой стороны, обрабатывают защитными пропитками и вскрывают лаком. Доской подшивают как в длину (параллельно стенам), так и поперек. При монтаже оставляются деформационные (вентиляционные) зазоры около 3 мм.
Подшивка свесов крыши деревянной вагонкой становится все популярней среди владельцев домов, выполненных из бревна или строительного бруса. Вагонка визуально гармонирует с деревянными стенами, при этом крепится скрытым способом, чем выгодно отличается от обычной доски. Планки при облицовке устанавливаются перепендикулярно стенам, на углах здания формируются диагональные стыки. Удобство вагонки в том, что при ее производстве используется подготовленная должным образом и обработанная древесина, поэтому предмонтажная подготовка, как с обычной доской, не нужна. Единственное, что может понадобиться – вскрытие лаком, что можно сделать до облицовки или после нее, когда подшивка свесов уже завершена.
Профилированный лист для подшивки часто используется тогда, когда в качестве кровельного материала также применен профнастил. Достоинство профлиста в быстром монтаже и невысокой стоимости. Но по эстетике такая обшивка уступает дереву и даже пластиковому сайдингу. Для обеспечения вентиляции в карнизах при такой облицовке свесов нужно врезать специальные решетки.
Полимерные сайдинговые панели чаще применяются для обшивки фронтонных свесов, но вполне пригодны и для облицовки снизу кровельных карнизов. Пластины монтируются перпендикулярно прилегающим стенам, прикрепляясь к элементам деревянной обрешетки саморезами через специальные отверстия. Следующая планка стыкуется с предыдущей благодаря замковому креплению. ПВХ-сайдинг оснащается доборными элементами, облегчающими стыковку панелей на углах и закрывающих обрезные края пластин. Такая облицовка также требует установки вентиляционных решеток, площадь которых должна быть не менее 1:5000 по отношению к вентилируемой поверхности, то есть суммарной квадратуры кровли.
Оцинкованные листы для отделки свесов применяют все реже, заменяя их другим бюджетным вариантом обшивки – плитами ОСБ, которые зарекомендовали себя как устойчивый к атмосферным влияниям материал, при этом прочный и не требующий, в отличие от обычных пиломатериалов, специальной подготовки и обработки. Плитами ОСБ часто обшивают не только карнизы, но фронтоны. Еще одна привлекательная особенность этих плит – поверх них в любой момент можно смонтировать другую, более дорогую и привлекательную обшивку, когда для этого появятся лишние финансы.
Если вас интересует подшивка карнизов крыши, варианты, которые мы намерены вам предложить, могут пригодиться. Это заключительный этап строительства любой крыши, уже после того, как кровля была полностью обшита. К сожалению, на данном этапе многими людьми совершаются ошибки, которые приводят к техническим нарушениям крыши и ведут к неправильному водостоку дождя и снежных масс. Итак, чем подшить карниз?
Основные моменты данного процесса
Обшивка свеса крыши карнизами выполняет несколько различных функций. В первую очередь это защита фасада от повреждения при выпадении осадков и стекании их с крыши. Еще карниз должен правильно обеспечивать вентиляцию крыши, дабы не началось гниение стропильной системы. Но качественные свесы должны выполнять еще одну функцию - придавать зданию законченный и аккуратный вид, который невозможен без качественного карниза.
Данная работа, конечно же, не может охватить все существующие типы карнизов и используемых для их изготовления материалов, поэтому мы остановимся на нескольких основных вариантах, чтобы вы знали, чем и как сделать подшивку крыши. В частности, это будут такие популярные в частных домах материалы, как профнастил, деревянная вагонка и софит. Они отвечают всем техническим требованиям, которые необходимы, чтобы подшивка крыши прошла успешно. В то же время цена делает эти материалы доступными широкому кругу граждан. Именно поэтому мы и решили на них остановиться.
Поэтапная схема работ
Первое, на чем мы остановимся подробно - это правильное устройство карниза кровли, которое будет разобрано по основным элементам. В таком деле, как подшивка свесов крыши именно элементам, о которых далее будет идти речь, следует уделить основное внимание, если вы не хотите, чтобы уже через год или даже несколько месяцев потребовалось проведение срочного ремонта.
Так что же такое этот карнизный свес и зачем вообще нужна подшивка свесов крыши для частного дома? Под карнизом понимается часть стропил, которая выступает за пределы фасада дома. Это часть крыши, которая свешена наружу, отсюда и такое название.
Карнизный свес бывает двух основных типов: простые и с выносом. Мы рекомендуем использовать первый, так как он не такой сложный в устройстве, а еще не создаст проблем в будущем. При сильном ветре в нем не возникает гула и других звуков, чем часто грешит вариант с выносом.
Первый основной элемент, на котором мы остановимся - это узел свеса крыши. Мы не будем приводить тут подробный чертеж, вы легко найдете его в Интернете. Но укажем основные его части, без которых вам нельзя обойтись. В первую очередь, это, конечно же, водосток. Для чего он служит, в общем-то, понятно - в дождь и при таянии снега по его желобу будет стекать вода. Так она не будет размывать стены дома. Желательно, чтобы желоб был выведен в сторону от дома, чтобы постоянный поток воды не размывал вам постепенно фундамент. Поэтому мы не рекомендуем строить так, как это иногда делают частные домовладельцы, у которых водосток спускается вплотную к стене дома. Обдумать это вам стоит еще на этапе строительства крыши и устройства фасада дома.
Другой важной частью узла является специальный защитный лист металла, который должен закрывать лобовую доску за и под водостоком. Как бы не был идеален последний, часть воды все равно будет попадать на стену отдельными каплями и брызгами. Данный металлический фартук поможет защитить дерево от гниения.
Карнизный свес крыши может иметь различные виды, а именно фронтальный и боковой. Давайте остановимся на них подробнее, потому что без изучения этого вопроса правильно свес крыши не сделаешь. Далее вы можете ознакомиться с тем, какими преимуществами и недостатками обладает каждый из вариантов.
Как понятно из названия, фронтальный свес необходим для того, чтобы обеспечить достаточную защиту дома. От такого свеса крыши зависит еще и то, насколько привлекательно будет смотреться ваш дом снаружи, поэтому будьте с ним внимательнее. Такой карниз представляет собой два края скатов крыши. Поэтому если у вас кровля вальмового типа, еще именуемого четырехскатным, он будет отсутствовать.
Обыкновенный свес фронтального карниза устроен достаточно просто. Несущие перекладины выводятся наружу и закрепляются на стропилах. Но еще есть и другие варианты. Например, многие в целях экономии и простоты устройства делают карниз из обрешетки, уложенной поверх пароизоляции, прямо под кровельный материал. На этой обрешетке уже крепится сама карнизная доска, к которой в свою очередь и будет пришит выбранный кровельный материал. Такой вариант устройства тоже вполне допустим, если вам он кажется по каким-то причинам удобнее и проще. Но помните, что досками обрешетки должно служить хорошее дерево.
А вот боковой свес можно увидеть на любом типе наклонной крыши. Как же он создается? Его основа - стропила, которые выходят за стены дома. Каждый раз расстояние, на которое они будут выведены, нужно рассчитывать индивидуально при строительстве, исходя из того, какой высоты у вас дома, а еще какую ширину имеет отмостка. Но обычно это примерно от 50 до 70 сантиметров, редко больше и почти никогда меньше.
Итак, теперь, когда вы знаете, как правильно сделать карниз для фасада и боковых сторон дома, время перейти к еще одному важному вопросу - созданию необходимого вентилирования через карнизы для кровли. Без этого долго ваша крыша не продержится, начнется гниение в стропилах, появится плесень в утеплителе и еще много других неприятных последствий. Поднимающийся изнутри дома теплый воздух должен свободно выходить наружу, иначе начнет образовываться конденсат.
Поэтому при устройстве карниза ни в коем случае не используйте герметики, а еще монтажную пену. Они наглухо перекрывают движение воздуха, тем самым создавая внутри неправильную и вредную для материалов атмосферу.
Но вам еще следует знать, что фронтальные свесы необходимо делать полностью закрытыми, а вентилируемыми только боковые свесы. Это связано с особенностями циркуляции воздуха.
А теперь давайте разберемся в особенностях всех вариантов материала для обшивки карниза, чтобы вы знали, чем можно подшить свесы вашего дома. Выше мы уже перечислили варианты, которые можно встретить на данный момент в продаже. При выборе мы рекомендуем ориентироваться не только и не столько на внешнюю привлекательность, сколько на гарантированный срок службы, потому что каким бы красивым не был материал, вам едва ли захочется менять его слишком часто.
Первым материалом, на который вам стоит обратить свое внимание, является профнастил. Что он из себя представляет? Это специальная оцинкованная сталь, которая может иметь различного цвета полимерное покрытие. Профнастил обладает отличными техническими характеристиками, устойчив к механическим повреждениям, а еще резким изменениям температуры окружающей среды. Что еще важно, профнастил отлично справляется даже с самым сильным ветром. Но для того, чтобы была нормальная вентиляция, сделайте зазор между профнастилом и домом, который должен быть примерно равен высоте волны его листа. Обшивка таким металлопрофилем карниза достаточна популярна благодаря его высокой прочности.
Все более популярным с годами становится другой материал, подшив карниза которым имеет много преимуществ. Это софиты. По своему устройству они представляют собой обычные панели из пластика. Но эти панели имеют уже сделанные при изготовлении вентиляционные отверстия, благодаря чему обеспечивается отличная циркуляция воздуха. Что еще важно, софиты отлично защищены от воздействия солнечного света, в том числе ультрафиолетовых лучей, благодаря чему отлично подойдут для устройства карниза дома, расположенного на хорошо освещенной территории. Именно поэтому все больше людей решает подшить карниз крыши именно софитом.
Обшивание карниза деревянной вагонкой - это классический вариант. Он подкупает тем, что это природный материал, который отлично сочетается с деревянными домами и создает красивый органичный вид. Но нужно правильно выбирать дерево. Оно не должно быть слишком тонким, минимально допустимая ширина - около двух сантиметров. Ведь вагонка будет должна обеспечить надежную защиту свесов кровли от атмосферных воздействий и потому должна быть прочной и надежной.
Хорошим деревом будет такое, которое обладает средней влажностью - тогда оно дольше прослужит.
Теперь вы знаете, как подшить карниз крыши и каким материалом, а еще почему так важно создать правильную вентиляцию. Хотя подшивка карнизов - дело не такое простое, как кажется на первый взгляд, оно вполне по силам одному человеку. Вы вполне сможете сделать все своими руками, если подойдете к делу ответственно и серьезно, заранее просчитав все необходимое.