Начало XX в. характеризуется обострением борьбы между странами за рынки сырья и сбыта товаров, за доминирование на международной арене. В связи с расширением экспансии Германии Россия и Великобритания в 1907 г. подписали соглашение о разделе сфер влияния в Иране, Афганистане и Тибете. Вслед за «сердечным согласием» Франции и Англии в 1904 г. русско-английское соглашение привело к формированию русско-франко-английского союза, окончательно оформившегося в 1907 г. и получившего наименование Антанта . Европа раскололась на два враждебных лагеря - Тройственный союз (Германия, Италия, Австро-Венгрия) и Антанта (Франция, Англия, Россия). Началась Первая мировая война.
Причины первой мировой войны
- Обострение противоречий между индустриальными державами из-за рынков сбыта источников сырья, сфер влияния.
- Борьба за передел мира между Тройственным союзом и Антантой.
- Стремление развитых стран к экспансии - территориальному, военно-политическому, финансово-экономическому, социокультурному расширению.
Цели России в войне
- Укрепление позиций России на Балканам в ходе оказания помощи славянским народам.
- Борьба за контроль над черноморским! проливами.
- Противодействие агрессии Австро-Венгрии, в отношении Сербии.
Повод к войне
28 июня 1914 г . совершено убийство наследника австро-венгерского престола эре-герцога Франца Фердинанда в Сараево боснийским гимназистом Гаврилой Принципом сербом по национальности.
Первая мировая война.
ОСНОВНЫЕ СОБЫТИЯ
1914 год |
|
23 июля | Австро-Венгрия при поддержке Германии обвинила Сербию в произошедшем убийстве и выдвинула ей ультиматум. |
28 июля | Австро-Венгрия заявила о невыполнении ультиматума и объявила Сербии войну. |
30-31 июля | В России началась мобилизация. |
1 августа | Германия в ответ на начавшуюся мобилизацию объявила войну России. |
3 августа | Германия объявила войну Франции. |
4 августа | В войну вступила Англия. |
6 августа | Австро-Венгрия объявила войну России. |
Осень | Проведён ряд боевых операций, захват Львова русскими войсками, разгром 2-й русской армии. |
Итоги: 1) сорван стратегический план Германии — молниеносный и поочередный разгром Франции и России, 2) ни одна из сторон не добилась решающих успехов. | |
1915 год |
|
В течение года | Основные боевые действия перенесены на Восточный фронт, цель - разгром русских войск. |
Весна - лето | Осуществлён прорыв германских войск: русские войска были вытеснены из Галиции, Польши, части Прибалтики, Украины и Белоруссии. |
8 сентября | Николай II принял на себя роль главнокомандующего. |
К концу года | Война на всех фронтах приняла позиционный характер, что было крайне невыгодно Германии. Немецкое командование решило вновь перенести свои усилия на Западный фронт, осуществив прорыв в районе французской крепости Верден. |
Итоги: 1) сорван стратегический план Германии — вывести Россию из войны, 2) борьба приобрела позиционный характер на всех фронтах. | |
1916 год |
|
13-16 февраля | Русские войска заняли Эрзурум. |
18-30 марта | Проведена Нарочанская операция - наступление российских войск, не имевшее боевого успеха, но облегчившее положение союзников под Верденом. |
22 мая - 7 сентября | В ходе Брусиловского прорыва русских войск на Юго-Западном фронте армии Австро-Венгрии и Германии потерпели поражение. |
В течение года | Германия потеряла стратегическую инициативу. |
Итоги: 1) наступление русских войск спасло французскую крепость Верден, 2) Германия утратила стратегическую инициативу, 3) Румыния выступила на стороне Антанты. | |
1917-1918 гг. |
|
Зима 1917 г. | Проведены Митавская и Трапезундская операции. |
18 апреля 1917 г. | Опубликована нота министра иностранных дел Временного правительства России П. Н. Милюкова о верности России союзным обязательствам. Документ адресован правительствам стран Антанты. |
7 ноября 1917 г. | Октябрьская революция в России. Пришедшие к власти большевики немедленно приняли Декрет о мире. |
15 декабря 1917 г. | Советская Россия подписала сепаратное перемирие с Германией и Турцией. |
18 февраля 1918 г. | Наступление австро-германских войск по всему Восточному фронту после отказа наркома иностранных дел советского правительства Л. Д. Троцкого согласиться на ультиматум немцев. |
3 марта 1918 г. | Заключён Брестский мир между Советской Россией и центрально-европейскими державами (Германией, Австро-Венгрией), Турцией. |
Итоги: 1) русская армия полностью деморализована, народ требует мира, 2) 20 ноября (3 декабря) 1917 г. взявшие власть большевики начали переговоры о мире, а 3 марта 1918 года был подписан Брестский мир. |
Итоги войны для России
- Российская империя потеряла Польшу, Финляндию, Прибалтику, Украину и часть Белоруссии (территории отходили Германии, некоторые из них были формально провозглашены независимыми).
- Россия уступала Турции Карс, Ардаган, Батум.
- Германии выплачивалось 6 млрд марок контрибуции.
Влияние войны на российское общество
В начале военных действий страну захватила волна патриотизма. Но после первых поражений русской армии значительная часть общества осознала бесперспективность войны для России.
Первая мировая война сильно осложнила жизнь людей. Ориентация промышленности на военные заказы привела к нехватке товаров потребления, что вызвало значительный рост цен на них. Кроме того, загруженность железных дорог военными перевозками вела к перебоям в поставках продуктов в крупные города.
К 1916 г. вновь набрало силу забастовочное движение, причём наряду с экономическими требованиями звучат и политические. Из-за тяжёлого экономического положения крестьяне не хотели продавать продукцию сельского хозяйства, предпочитая дождаться лучших времён. К концу 1916 г. в 31 губернии правительство было вынуждено ввести продразвёрстку - принудительную сдачу хлеба по твёрдым ценам.
2. ПРЕДИСТОРИЯ КОНФЛИКТА………………………………………… 4
3. КОМПАНИЯ 1914……………………………………………………...… 6
3.1. Начало Первой мировой войны ……………………………………. 6
3.2. Вступление в войну Османской империи …………………………. 7
3.3. Боевые действия на море……………………………………………. 8
4. КОМПАНИЯ 1915…………………………………………………………… 9
4.1. Вступление в войну Италии…………………………………………. 11
5. КОМПАНИЯ 1916…………………………………………………………… 12
6. КОМПАНИЯ 1917 …………………………………………………………. 14
6.1. Выход России из Первой мировой войны…………………………… 15
7. КОМПАНИЯ 1918 ………………………………………………………….18
7.1. Завершение Первой мировой войны………………………………...18
8. ИТОГИ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ…………………………………… 20
8.1. Военные итоги ………………………………………………………… 20
8.2. Внешнеполитические итоги………………………………………….20
9. ПОТЕРИ В ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЕ………………………………… 22
10.ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………………….23
ВВЕДЕНИЕ
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА (28 июля 1914 – 11 ноября 1918), первый один из самых широкомасштабных военных конфликтов в истории человечества, в который были вовлечены 38 из существовавших в то время 59 независимых государств.
Это название утвердилось в историографии, естественно, только после начала Второй мировой войны в 1939. В межвоенный период употреблялось название Великая война , в Российской Империи её иногда называли Второй Отечественной , а также неформально (и до революции, и после) - германской ; затем в СССР - империалистической войной .
Хотя главными предпосылками войны были экономические противоречия союзов великих держав, политические расхождения и споры между ними, конкретным поводом к ней явилась драма, порождённая национально-освободительным движением славян против австрийского владычества. Возникший конфликт можно было бы урегулировать мирным путём, но Австро-Венгрия считала, что настал удобный момент, чтобы навсегда покончить с национальным движением (в том числе и террористическим), базировавшимся в Сербии, а её мощный покровитель и союзник Германия полагали, что в данный момент она лучше подготовлена к войне, чем Россия и даже её союзники Франция и Англия. В отношении последней кайзер питал иллюзии, что она останется нейтральной. В итоге европейская война, давно и многими ожидавшаяся, разразилась неожиданно и вызвала первый в истории военный конфликт, разросшийся до мирового масштаба.
На конец июня 1914 г. Австро-Венгрия назначила проведение военных манёвров на границе с Сербией. 28 июня на открытие манёвров должен был приехать наследник престола эрцгерцог Франц-Фердинанд. Сербская националистическая организация постановила совершить террористический акт против эрцгерцога. Покушение должны были осуществить два серба: Гаврила Принцип, гимназист, и рабочий Неделько Чабринович. 28 июня в центре города Сараево Принцип убил из пистолета эрцгерцога и его жену, ехавших в открытой машине, Сараевские выстрелы положили начало экстренной политической активности.
Почти месяц готовили австрийские власти свою ответную меру. И 23(10)июля Австро-Венгрия предъявила Сербии ультиматум, поставив срок в 48 часов для пресечения антиавстрийской пропаганды и деятельности на территории страны. Большинство пунктов ультиматума были приемлемы. Но два из них – допущение австрийских следователей на территорию страны и введение ограниченного контингента войск - задевали суверенитет и национальное достоинство маленького славянского государства.
Ответ на ультиматум был дан в оговоренный 48-часовой срок, но он не удовлетворил Австро-Венгрию, и 28 июля она объявила Сербии войну. С.Д.Сазонов, министр иностранных дел России, открыто выступил против Австро-Венгрии, получив заверения в поддержке со стороны французского президента Р.Пуанкаре.
30 июля Россия объявила о всеобщей мобилизации; Германия использовала этот повод, чтобы 1 августа объявить войну России, а 3 августа – Франции.
Позиция Великобритании по-прежнему оставалась неопределенной в силу ее договорных обязательств по защите нейтралитета Бельгии. В 1839, а затем во время франко-прусской войны Великобритания, Пруссия и Франция предоставили этой стране коллективные гарантии нейтралитета. После вторжения немцев 4 августа в Бельгию Великобритания объявила войну Германии. Теперь все великие державы Европы были втянуты в войну. Вместе с ними в войну были вовлечены их доминионы и колонии.
2. ПРЕДЫСТОРИЯ КОНФЛИКТА
Задолго до этого в Европе нарастал клубок противоречий между великими державами - Германией, Австро-Венгрией, Францией, Великобританией, Россией. Так, Великобритания не могла простить Германии поддержку буров в англо-бурскую войну1899-1902 годов, Франция стремилась взять реванш за поражение, нанесённое ей Германией в франко-прусской войне1870-1871 годов, а также намеревалась возвратить Эльзас и Лотарингию, отделенные от Франции в 1871 году, Российская империя претендовала на свободный проход своего флота в Средиземном море, настаивала на ослаблении или пересмотре в свою пользу режима контроля над проливом Дарданеллы, Германская империя как новая динамичная империя стремилась к военному, экономическому и политическому лидерству на континенте, а также включившись в борьбу за колонии только после 1871 года, претендовала на равные права в колониальных владениях Англии, Франции, Бельгии, Нидерландов и Португалии. Проявляла особую активность в получении рынков. Кроме этого Австро-Венгрия, будучи многонациональной империей, по причине межнационального противостояния была постоянным очагом нестабильности в Европе. На Ближнем Востоке сталкивались интересы практически всех держав, стремившихся успеть к разделу разваливающейся Османской империи (Турции).
После франко-прусской войны1870 года и до 1914 года в Европе вспыхивали локальные конфликты (Балканские войны, Итало-турецкая война), но в большую войну они не перерастали. В 1905 Германия пыталась заключить союзный договор с Россией (Бьёркский договор), но он не вступил в силу. К 1914 году уже оформились два блока.
Блок Антанта (оформился после русско-французского, англо-французского, а впоследствии и англо-русского союза в 1907):
· Российская Империя;
· Великобритания;
· Франция.
Блок Тройственный союз :
· Германия;
- Австро-Венгрия;
· Италия.
Италия, однако, вступила в войну в 1915 на стороне Антанты - зато к Германии и Австро-Венгрии в ходе войны присоединились Турция и Болгария, образовав Четверной союз (или блок Центральных держав).
3. КОМПАНИЯ 1914
3.1. Начало Первой мировой войны
Война разворачивалась на двух основных театрах военных действий - в Западной и Восточной Европе, а также на Балканах и в Северной Италии, в колониях - в Африке, в Китае, в Океании. В 1914 году все участники войны собирались победить путем решительного наступления, никто не ожидал, что война примет затяжной характер.
Германия отправила основные силы на западный фронт, надеясь быстрым ударом разгромить Францию, а затем разделаться с Россией. 4 августа германские войска вторглись в Бельгию и Люксембург, 13 августа была взята крепость Льеж, 20 августа был занят Брюссель, а 24 августа взята крепость Намюр. 14-24 августа состоялось пограничное сражение на французской границе в Арденнах, а также у Шарлеруа и Монса. В нем франко-английские войска потерпели крупное поражение и немцы продолжили вторжение во Францию, подойдя на расстояние 50 километров к Парижу. В сентябре 1914 произошла первая битва на Марне, в которой французам удалось переломить ход боевых действий и отбросить немецкие войска на фронте от Вердена до Амьена на 50-100 километров назад, чему способствовала переброска нескольких германских корпусов с Западного фронта в Восточную Пруссию против вторгшихся туда русских армий. После этого произошел так называемый бег к морю - установление линии фронта до Северного моря.
На восточном фронте произошло два крупных сражения: Восточно-Прусская операция 1914 года и Галицийская битва.
На сербском фронте дела шли для австрийцев неуспешно. Несмотря на большое численное превосходство, им удалось занять находившийся на границе Белград только 2 декабря, но 15 декабря сербы отбили Белград и выбили австрийцев со своей территории.
3.2. Вступление в войну Османской империи
С началом войны в Турции не было согласия, вступать ли в войну и на чьей стороне. В неофициальном младотурецком триумвирате военный министр Энвер-паша и министр внутренних дел Талаат-паша были германофилами, но Джемаль-паша был сторонником Антанты. 2 августа 1914 был подписан германо-турецкий союзный договор, по которому турецкая армия фактически отдавалась под руководство германской военной миссии, и объявлена мобилизация. Однако в то же время турецкое правительство опубликовало декларацию о нейтралитете. 10 августа в Дарданеллы вошли немецкие крейсера «Гебен» и «Бреслау», ушедшие от преследования британского флота в Средиземном море. С появлением этих кораблей не только турецкая армия, но и флот оказались под командованием немцев. 9 сентября турецкое правительство объявило всем державам, что оно приняло решение отменить режим капитуляций (особое правовое положение иностранных граждан). Это вызвало протест со стороны всех держав.
Тем не менее, большинство членов турецкого правительства, в том числе великий визирь, всё ещё выступали против войны. Тогда Энвер-паша вместе с немецким командованием начал войну без согласия остальных членов правительства, поставив страну перед свершившимся фактом. Турция объявила «джихад» (священную войну) странам Антанты. 29 и 30 октября 1914 турецкий флот под командованием германского адмирала Сушона обстрелял Севастополь, Одессу, Феодосию и Новороссийск. 2 ноября 1914 года Россия объявила Турции войну. 5 и 6 ноября за ней последовали Англия и Франция. Вступление Турции в войну прервало морскую связь между Россией и её союзниками через Черное и Средиземное моря. Возник Кавказский фронт между Россией и Турцией. В декабре 1914 - январе 1915 годов в ходе Сарыкамышской операции русская Кавказская армия остановила наступление турецких войск на Карс, а затем разгромила их и перешла в контрнаступление.
3.3. Боевые действия на море
С началом войны германский флот развернул крейсерские действия по всему Мировому океану, что, однако, не привело к существенному нарушению торгового судоходства союзников. Тем не менее, для борьбы с германскими рейдерами была отвлечена часть флота союзников. Германской эскадре адмирала Шпее удалось нанести поражение английской эскадре в бою у мыса Коронель (Чили) 1 ноября 1914 года, но позже она сама была разгромлена англичанами в Фолклендском бою 8 декабря 1914.
В Северном море флоты противоборствующих сторон осуществляли набеговые действия. Первое крупное столкновение произошло у 28 августа1914 у о. Гельголанд (Гельголандский бой). Победа досталась английскому флоту.
31 мая1916 произошло Ютландское сражение - столкновение основных сил Англии и Германии. По количеству потерь выиграли немцы, но стратегическая победа оказалась на стороне Британии, поскольку после Ютланда германский флот больше не рисковал выходить в открытое море.
4. КОМПАНИЯ 1915
Очень скоро после начала войны стало ясно, что столкновение примет затяжной характер. Несогласованные действия стран Антанты, обладавших превосходством, позволяли Германии - основной военной силе Тройственного союза - вести войну на равных. Впервые в этой войне военные действия стали по-настоящему массовыми. Впервые были применены танки, авиация, корабли - дредноуты, химическое оружие.
В 1915 году Германия решила нанести основной удар на восточном фронте, пытаясь вывести Россию из войны. В ходе операции 1915 года Германии и её союзникам удалось продвинуться далеко вглубь российских владений.
В ходе Августовской операции, называемой также зимним сражением в Мазурии германским войскам удалось выбить 10-ю русскую армию из Восточной Пруссии и окружить 20-й корпус этой армии. Последующее наступление немцев в районе Прасныша (Праснышская операция) потерпело серьезную неудачу - в сражении германские войска были разбиты и отброшены назад в Восточную Пруссию. Зимой 1914-1915 года шло сражение между русскими и австрийцами за перевалы в Карпатах (Карпатская операция). 10(23) марта завершилась Осада Перемышля - капитулировала важная австрийская крепость с гарнизоном в 115 000 человек.
В мае германо-австрийским войскам, сосредоточив превосходящие силы в районе Горлице, удалось прорвать русский фронт (Горлицкий прорыв). После этого началось общее стратегическое отступление русской армии из Галиции и Польши. 23 августа 1915 Николай II принял на себя звание Верховного главнокомандующего, назначив Николая Николаевича командующим Кавказским фронтом. Начальником штаба ставки верховного главнокомандующего был назначен М. В. Алексеев.
На западном фронте произошли сражения у Нев-Шапеля и второе сражение при Ипре, где впервые германскими войсками была применена газовая атака.
С целью вывода Турции из войны англо-французские войска попытались провести операцию по захвату черноморских проливов и Стамбула. Высадив десант на Галлипольском полуострове (Дарданелльская операция) 19 февраля 1915 года они в течение всего года безуспешно пытались сломить сопротивление турецких войск. Однако, понеся большие потери, союзники в конце 1915 года были вынуждены эвакуировать свои войска в Грецию.
В конце 1915 года Германии и Австро-Венгрии, при поддержке вступившей в войну 14 октября Болгарии, удалось разбить Сербию и захватить всю ее территорию. Чтобы противодействовать германо-австрийским войскам на Балканах Великобритания и Франция высадили десант в районе Салоник, а итальянские войска высадились в Албании.
На Кавказском фронте в июле русские войска отразили наступление турецких войск в районе озера Ван, уступив при этом часть территории (Алашкертская операция). Боевые действия распространились на территорию Персии. 30 октября русские войска высадились в порту Энзели, к концу декабря разгромили протурецкие вооруженные отряды и взяли под контроль территорию Северной Персии, предотвратив выступление Персии против России и обеспечив левый фланг Кавказской армии.
23-26 ноября (6-9 декабря) 1915 в штабе французской армии в Шантильи состоялась вторая межсоюзническая конференция. Она признала необходимым начать подготовку к согласованному наступлению всех союзных армий на трех главных театрах - французском, русском и итальянском.
4.1. Вступление в войну Италии
С началом войны Италия осталась нейтральной. 3 августа1914 итальянский король сообщил Вильгельму II, что условия возникновения войны не соответствуют тем условиям в договоре о Тройственном союзе, при которых Италия должна вступить в войну. В тот же день итальянское правительство опубликовало декларацию о нейтралитете. Долгое время тянулись переговоры между Италией и центральными державами и странами Антанты. Наконец 26 апреля1915 в Лондоне был подписан договор, по которому Италия обязалась в течение месяца объявить войну Австро-Венгрии, а также выступить против всех врагов Антанты. В качестве «платы за кровь» Италии был обещан ряд территорий. Англия предоставила Италии займ в 50 млн фунтов.
Тогда Германия добилась от Австро-Венгрии обещания передать Италии населенные итальянцами территории, если Италия сохранит нейтральность. Германский посол Бюлов сообщил об этом обещании лидеру итальянских нейтралистов Джолитти. Джолитти поддержало 320 из 508 депутатов итальянского парламента. Премьер-министр Саландра подал в отставку. Однако в этот момент сторониики войны во главе с социалистом Бенито Муссолини и Габриэле д’Аннунцио организовали демонстрации против парламента и «нейтралистов». Король не принял отставки Саландры, а Джолитти был вынужден покинуть Рим. 23 мая Италия объявила войну Австро-Венгрии.
5. КОМПАНИЯ 1916
Экспедиционный корпус Российской армии во Франции. Лето 1916 года, Шампань. Начальник 1-й бригады генерал Лохвицкий с несколькими русскими и французскими офицерами обходил позиции.
Не добившись решительного успеха на Восточном фронте в кампании 1915 года, германское командование решило в 1916 году нанести основной удар на западе. 21 февраля 1916 германские войска начали наступательную операцию в районе крепости Верден, получившую название Битва при Вердене. После упорных боев с огромными потерями с обеих сторон немцам удалось продвинуться на 6-8 километров вперёд и взять некоторые из фортов крепости, но их наступление было остановлено. Эта битва продолжалась до 18 декабря 1916 года. Французы потеряли 350 тыс., немцы - 600 тыс. человек.
В ходе Верденского сражения впервые применялось новое оружие со стороны Германии - огнемёт. В небе под Верденом впервые в истории войн были отработаны принципы ведения боевых действий самолётов - на стороне войск Антанты сражалась американская эскадрилия Лафае. Немцы впервые начали применять самолёт-истребитель, в котором стреляли сквозь вращающийся пропеллер, не повреждая его.
В июне 1916 началась крупная наступательная операция русской армии, получившая название Брусиловский прорыв по имени командующего фронтом А. А.Брусилова. В результате наступательной операции Юго-Западный фронт нанес серьезное поражение австро-венгерским войскам в Галиции и Буковине.
В июне же началась Битва при Сомме, продолжавшаяся до ноября 1916, в ходе которой впервые были применены танки.
На Кавказском фронте в ходе ряда операций в начале года русские войска овладели городами Эрзерум и Трапезунд.
Успехи русской армии побудили Румынию выступить на стороне Антанты. 17 августа1916 года был заключен договор между Румынией и четырьмя державами Антанты. Румыния брала обязательство объявить войну Австро-Венгрии. За это ей были обещаны Трансильвания, часть Буковины и Банат. 28 августаРумыния объявила Австро-Венгрии войну. Однако к концу года румынская армия была разбита и большая часть территории страны была оккупирована.
Военная кампания 1916 года ознаменовалась важным событием. 31 мая - 1 июня произошло крупнейшее за всю войну Ютландское морское сражение.
Все предыдущие описанные события продемонстрировали перевес Антанты. К концу 1916 года обе стороны потеряли убитыми 6 млн чел., а около 10 млн было ранено.
6. КОМПАНИЯ 1917
1-20 февраля 1917 года состоялась Петроградская конференция стран Антанты, на которой обсуждались планы кампании 1917 года и, неофициально, внутриполитическая обстановка в России.
6 апреля на стороне Антанты выступили США (после так называемой «телеграммы Циммермана»), что окончательно изменило соотношение сил в пользу Антанты, однако начавшееся в апреле наступление (операция Нивеля) было неудачным. Частные операции в районе города Мессин, на реке Ипр, под Верденом и у Камбре, где впервые были массированно применены танки, не изменили общей обстановки на Западном фронте.
В феврале 1917 года численность русской армии превышала 8 миллионов бойцов. В то же время, Германия за годы войны мобилизовала 13 миллионов бойцов, Австро-Венгрия 9 миллионов бойцов.
После Февральской революции в России Временное правительство выступало за продолжение войны, чему противостоял Петроградский Совет.
В целом, несмотря даже на явное превосходство в живой силе на восточном фронте, русская армия не смогла добиться крупных побед.
Однако проведенные летом попытки наступления не были удачны и привели к отступлению Юго-Западного фронта на 50-100 км. В результате операции «Альбион» германские войска захватили острова Даго и Эзель и вынудили русский флот уйти из Рижского залива. После Октябрьской революции советское правительство, пришедшее к власти при поддержке Германии под лозунгом окончания войны, заключило 15 декабря перемирие с Германией и ее союзниками.
На Итальянском фронте в октябре-ноябре австро-венгерская армия нанесла крупное поражение итальянской армии у Капоретто и продвинулась вглубь территории Италии на 100-150 км, выйдя на подступы к Венеции. Только с помощью переброшенных в Италию английских и французских войск удалось остановить австрийское наступление
6.1. Выход России из Первой мировой войны.
25 октября (7 ноября) 1917 года в Петрограде произошёл Октябрьский переворот. Временное правительство пало, власть перешла в руки Советов рабочих и солдатских депутатов. Созванный в Смольном 25 октября II Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов установил в стране Советскую Республику. Главой правительства был избран В.И. Ленин. 26 октября (8 ноября) 1917 года II Всероссийский съезд Советов принял Декрет о мире. В нём Советское правительство предлагало «всем воюющим народам и их правительствам начать немедленно переговоры о справедливом и демократическом мире». Далее разъяснялось, что таким миром Советское правительство считает немедленный мир без аннексий, без насильственного присоединения чужих народностей и без контрибуции.
Действительно, в ряду многих задач, которые пришлось решать победившим Советам, одной из первостепенных был выход из войны. От этого во многом зависела судьба социалистической революции. Трудящиеся массы ждали избавления от тягот и лишений войны. Миллионы солдат рвались с фронтов, из окопов домой, В.И. Ленин писал тогда:"… Что может быть бесспорнее и яснее, чем следующая истина: правительство, давшее измученному трёхлетней грабительской войной народу Советскую власть, землю, рабочий контроль и мир, было бы непобедимо? Мир - главное" (Ленин В.И. Полн. собр. соч.-Т.35.-С.361).
Правительства стран Антанты даже не ответили на предложение II съезда Советов о заключение мира. Наоборот, они старались не допустить выхода России из войны. Вместо поисков путей к миру они взяли курс на поддержку контрреволюции в России и организацию антисоветской интервенции, чтобы, как выражался Уинстон Черчилль, «задушить коммунистическую наседку, пока, она не высидела цыплят».
В этих условиях было принято решение самостоятельно начать переговоры с Германией о заключении мира.
В партии и в Советах разгорелась острая дискуссия - заключать или не заключать мир? Боролись три точки зрения: Ленина и его сторонников - согласиться на подписание аннексионистского мира; группы «левых коммунистов» во главе с Бухариным - не мир с Германией заключать, а объявить ей «революционную» войну и тем самым помочь германскому пролетариату разжечь у себя революцию; Троцкого - «ни мира, ни войны».
Советской мирной делегации, которую возглавлял народный комиссар иностранных дел Л.Д. Троцкий, Ленин дал установку затягивать подписание мира. Теплилась надежда, что в Германии может разразиться революция. Но Троцкий это условие не выполнил. После того как германская делегация повела переговоры в ультимативном тоне, он заявил, что Советская республика войну прекращает, армию демобилизует: а мира не подписывает. Как потом объяснял Троцкий, он рассчитывал, что такой жест всколыхнёт германский пролетариат. Советская делегация тотчас же покинула Брест. Переговоры по вине Троцкого были сорваны.
Германское правительство, давно разрабатывавшее план захвата России, получило предлог для разрыва перемирия. 18 февраля в 12 часов дня германские войска перешли в наступление по всему фронту - от Рижского залива до устья Дуная. В нём участвовало около 700 тыс. человек.
План германского командования предусматривал быстрый захват Петрограда, Москвы, падение Советов и заключение мира с новым, «небольшевистским правительством».
Началось отступление старой русской армии, потерявшей к этому времени свою боеспособность. Немецкие дивизии почти беспрепятственно двигались в глубь страны, и прежде всего в направлении Петрограда. Утром 19 февраля Ленин направил германскому правительству телеграмму о согласии подписать мир на предложенных условиях. Одновременно Совнарком принимал меры по организации военного сопротивления противнику. Его оказывали малочисленные отряды Красной гвардии, Красной Армии отдельные части старой армии. Однако германское наступление стремительно развивалось. Были потеряны Двинск, Минск, Полоцк, значительная часть Эстонии и Латвии. Немцы рвались к Петрограду. Над Советской республикой нависла смертельная опасность.
21 февраля Совет Народных Комиссаров принял написанный В.И. Лениным декрет «Социалистическое Отечество в опасности!». 22 и 23 февраля 1918 года в Петрограде, Пскове, Ревеле, Нарве, Москве, Смоленске и в других городах развернулась кампания записи в Красную Армию.
Под Псковом и Ревелем, в Латвии, Белоруссии, на Украине шли бои с кайзеровскими частями. На Петроградском направлении советским войскам удалось приостановить наступление врага.
Возрастающее сопротивление советских войск охлаждало пыл германских генералов. Опасаясь затяжной войны на Востоке и удара англо-американских и французских войск с Запада, германское правительство решило заключить мир. Но предложенные им условия мира были ещё более тяжёлыми. Советская республика должна была полностью демобилизовать армию, заключить невыгодные соглашения с Германией и т.д.
Мирный договор с Германией был подписан в Бресте 3 марта 1918 года и вошёл в историю под названием Брестского мира.
Таким образом Россия вышла из Первой мировой войны, но для Советской власти в России это было лишь передышкой которая была использована для укрепления власти и хозяйства, для подготовки к «отпору всемирному империализму».
7. КОМПАНИЯ 1918
7.1. Завершение Первой мировой войны
Весной 1918 года германское командование попыталось разбить англо-французские войска до прибытия в Европу крупных вооружённых сил США. Оно заверяло солдат, что эта битва будет решающей.
С конца марта Германия начала наступление. Ценой больших потерь её войскам удалось продвинуться к Парижу, захватить немало пленных и трофеев. Но разбить англо-французские армии до прибытия войск США не удалось. Не только материальные, но и людские резервы Германии были исчерпаны: на фронт отправляли подростков. Солдаты были измотаны и не желали сражаться, многие дезертировали.
Наступление германских войск потерпело неудачу, и инициатива перешла к Антанте. Англо-французская армия и уже прибывшие дивизии США отбросили войска Германии на исходные позиции.
8 августа началось наступление войск Франции, Англии и США под общим командованием французского маршала Фоша. Они прорвали фронт противника, разгромив в один день 16 дивизий. Не желая сражаться, немецкие солдаты сдавались в плен. Это был, по словам фактического руководителя германского генерального штаба генерала Людендорфа, «самый чёрный день германской армии в истории мировой войны».
Вооружённые силы Германии уже не могли оказывать сопротивления генеральному наступлению франко-англо-американских войск.
Англо-французские и сербские войска наступали и ни Балканском фронте. Болгарская армия была разбита, и Болгария капитулировала. После разгрома английскими и французскими войсками турецкой армии в Палестине и Сирии капитулировала и Османская империя. Солдаты австро-венгерской армии отказались воевать. Австро-Венгрия развалилась. На территории образовался ряд независимых национальных государств. 3 ноября 1918 года австро-венгерское командование подписало продиктованное Антантой перемирие.
В тот же день в Германии началась революция. 9 ноября народ сверг монархию. Страна стала республикой. Было создано новое правительство. На рассвете 11 ноября 1918 года в Компьенском лесу, в штабном вагоне Фоша было подписано перемирие между Германией и её противниками.
11 ноября в 11 часов утра сигнальщик, стоявший у штабного вагона верховного главнокомандующего, протрубил сигнал «Прекратить огонь». Сигнал был передан по всему фронту. В тот же момент были остановлены боевые действия. Первая Мировая война окончилась.
8. ИТОГИ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ
8.1. Военные итоги
Первая мировая война подстегнула разработку новых вооружений и средств ведения боя. Впервые были использованы танки, химическое оружие, противогазы, зенитные и противотанковые орудия. Широкое распространение получили самолеты, пулеметы, минометы, подводные лодки, торпедные катера. Резко выросла огневая мощь войск. Появились новые виды артиллерии: зенитная, противотанковая, сопровождения пехоты. Авиация стала самостоятельным родом войск, который стал подразделяться на разведывательную, истребительную и бомбардировочную. Возникли танковые войска, химические войска, войска ПВО, морская авиация. Увеличилась роль инженерных войск и снизилась роль кавалерии. Также появилась «окопная тактика» ведения войны с целью изматывания противника и истощения его экономики, работающей на военные заказы.
8.2. Внешнеполитические итоги
В 1919 году немцы были вынуждены подписать Версальский мирный договор, который был составлен государствами-победителями на Парижской мирной конференции.
Мирные договоры с:
· Германией (Версальский мирный договор (1919))
· Австрией (Сен-Жерменский мирный договор (1919))
· Болгарией (Нёйиский мирный договор (1919))
· Венгрией (Трианонский мирный договор (1920))
· Турцией (Севрский мирный договор (1920)).
Результатами Первой мировой войны стали ликвидация четырёх империй: Германской, Российской, Австро-Венгерской и Османской, причём две последние были разделены, а Германия и Россия, перестав быть монархиями, были урезаны территориально и ослаблены экономически. Реваншистские настроения в Германии фактически привели ко Второй мировой войне.
В 1914 году Германия была подготовлена к войне лучше, чем её противники. Однако мировая война закончилась поражением Четверного союза. Решающее значение имело превосходство Антанты в людских и материальных ресурсах. На её стороне оказались США. Государственный строй, существовавший в Германии, Австро-Венгрии и Османской империи, не выдержал испытаний мировой войны и потерпел крушение. В результате поражений и революций все три империи исчезли с политической карты. Англия, Франция и США добились разгрома своих главных конкурентов и приступили к переделу мира.
Не выдержала испытаний мировой войны и российская монархия. Она была сметена в течение нескольких дней бурей Февральской революции. Причинами падения монархии являются хаос в стране, кризис в экономике, политике, противоречия монархии с широкими слоями общества. Катализатором всех этих негативных процессов стало разорительное участие России в Первой мировой войне. Во многом из-за неспособности Временного правительства решения проблемы достижения мира для России произошёл Октябрьский переворот. Советская власть смогла вывести Россию из мировой войны, но лишь ценой значительных территориальных уступок. Таким образом, стоявшие в 1914 году перед Россией задачи расширения территории и сфер влияния Российской империи не были выполнены.
Мировая империалистическая война 1914 -1918 годов была самой кровопролитной и жестокой из всех войн, какие мир знал до 1914 года. Никогда ещё противоборствующие стороны не выставляли таких огромных армий для взаимного уничтожения. Общая численность армий доходила до 73,5 млн. человек. Все достижения техники, химии были направлены на истребление людей. Убивали всюду: на земле и в воздухе, на воде и под водой. Ядовитые газы, разрывные пули, автоматические пулемёты, снаряды тяжёлых орудий, огнемёты - всё было направлено на уничтожение человеческой жизни.
9. ПОТЕРИ В ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЕ
Потери вооруженных сил всех держав-участниц мировой войны составили около 10 млн. убитых, 20 млн. раненных, 3,5 млн. остались калеками.
До сих пор нет обобщенных данных по потерям мирного населения от воздействия боевых средств. Голод и эпидемии, причиненные войной, стали причиной гибели, как минимум, 20 миллионов человек – таков итог войны.
ЛИТЕРАТУРА
- Зайончковский А. «Первая мировая война»
- Уткин А. «Первая мировая война»
- Шамбаров В. «За Веру, Царя и Отечество»
- Яковлев Н. «1 августа 1914»
- «История первой мировой войны 1914-1918 гг.» / Под редакцией д.и.н. И. И. Ростунова. - М.: Наука, 1975
- Эрих Ремарк. «На западном фронте без перемен»
- «Агония сердечного согласия: царизм, буржуазия и их союзники по Антанте. 1914 - 1917» Алексеева И. В. – Ленинград «Лениздат» 1990 г.
- «Воспоминания» Сазонов С.Д. - Москва «Международные отношения» 1991 г.
- «Новая и новейшая история» под редакцией Поповой Е.И. и Татариновой К.Н. - Москва «Высшая школа» 1984 г.
- Москва «Высшая школа» 1984 г.
- «История России» А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина - Москва «Высшая школа» 2003 г.
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА
Тип урока: усвоение новых знаний (с использованием ИКТ) в 9 классе
Цели урока:
Развивающая: научиться делать вывод по теме, вырабатывать собственную позицию по проблеме; уметь анализировать данные карт, просмотренных кинороликов и документов.
Образовательная: способствовать усвоению знаний по проблемам, причинам и последствиям войны.
Воспитательная: выработать негативное отношение к войне, как способу решений межгосударственных проблем.
Ход урока:
I. Организационный момент.
II. Изучение нового материала .
1. Вводное слово учителя: Русский поэт Николай Гумилев:
Та страна, что могла быть раем,
Стала логовищем огня,
Мы четвертый день наступаем,
Мы не ели четыре дня.
И залитые кровью недели
Ослепительны и легки,
Надо мною рвутся шрапнели,
Птиц быстрей взлетают клинки
Война М. М. Чичагову
Как собака на цепи тяжелой,
Тявкает за лесом пулемет,
И жужжат шрапнели, словно пчелы,
Собирая ярко-красный мед.
А «ура» вдали - как будто пенье
Трудный день окончивших жнецов.
Скажешь: это - мирное селенье
В самый благостный из вечеров.
И воистину светло и свято
Дело величавое войны.
Серафимы, ясны и крылаты,
За плечами воинов видны.
Тружеников, медленно идущих
На полях, омоченных в крови,
Подвиг сеющих и славу жнущих,
Ныне, Господи, благослови.
Как у тех, что гнутся над сохою,
Как у тех, что молят и скорбят,
Их сердца горят перед Тобою,
Восковыми свечками горят.
Но тому, о Господи, и силы
И победы царский час даруй,
Кто поверженному скажет: «Милый,
Вот, прими мой братский поцелуй!»
2. Мотивационная беседа. Формулировка интегрирующей цели.
«Хотя войны всегда сопутствовали истории, человек выносил из них различные уроки. До 1914 года еще сохранялось древнее представление о войне, как о достойном мужчины занятии. Опыт Первой мировой войны создал на Западе совершенно иную концепцию: война навсегда потеряла обаяние. Танки, пулеметы, аэропланы, ядовитые газы куда более разрушительны, чем шпага и штык. Оружие массового уничтожения лишено избирательности. Оно превращает солдата в жертву обстоятельства».
Александр Генис (русский, американский писатель)
Более 100 лет, отделяет нас от невеселого дня 1 августа 1914 года, - срок, достаточный для того, чтобы оценить значимость свершившегося тогда. Человечество вступило в новый, очень сложный период своего развития, в период глобальных трагедий. Первая мировая война стала прологом потрясений XX столетия. В событиях 1914-1918 гг. – истоки многих процессов, определивших облик современного мира.
На сегодняшнем уроке вам предстоит узнать:
Что явилось поводом к началу первой мировой войны;
Причины первой мировой войны;
Каковы были цели и планы участников войны.
Ход военных действий
Итоги войны (План урока на доске)
3.Постановка проблемного задания.
4. Причины, повод, цели и планы сторон.
Исторических источников, документальных, а тем более вещественных, периода Первой мировой войны сохранилось крайне мало. В редчайших случаях в домашних и семейных архивах остались фотографии родственников - участников войны 1914–1918 гг., тем более в офицерской форме, награды, Георгиевские кресты. Это были бы явные улики. Чтобы выжить в годы гражданской войны и репрессий, уничтожалось все: письма с фронта, фотографии, газеты, журналы, книги, любые косвенные свидетельства. Многие представители известных дворянских фамилий вынуждены были их сменить, скрывая свое не рабочее происхождение. И самое драматичное - люди замолчали, глубоко запрятав в себя прошлое, унося в вечность свою память.
И все же в нашем музее сохранилось письмо солдата с фронта Первой мировой
.
(Письмо нашего земляка с фронта Первой мировой войны)
Как и почему оказались наш Василий Лукич и сотни тысяч других невинных жертв той войны в этой «бойне номер один» расскажет ролик:
Видеоролик
Противоречия между великими державами, обострение борьбы за сферы влияния привели к их открытому столкновению. Поводом к войне послужило убийство в Сараево наследника австрийского престола. (Слайд 3)
Австро-Венгрия предъявила Сербии ультиматум, 10 июля, который почти полностью был удовлетворен Сербией. Но 15 июля Австро-Венгрия объявляет войну Сербии (слайд 4)
рассказ учителя с элементами компьютерного урока (проецирование основных дат, схем на экран).
Начало первой мировой войны
38 государств и 1500 000 000 человек
Слайд 5 – Характеристика противоречий между противоборствующими блоками, схема блоков.
Слайд 6 – схема развязывания войны (последовательность).
Беседа-
Прокомментируйте высказывание: «Когда не могут договориться дипломаты, начинают «говорить» пушки».
Элемент компьютерной лекции-
Слайд 6- начало войны
Слайд 7 – Манифестация в день объявления войны. Москва. 1914г
Слайд 8 – Николай II благословляет русских воинов
Слайд 9 – Карта Первой мировой войны
Слайды 10,11 – боевые действия
Слайд 12 – Война глазами художника
Фрагмент №1.
«В нашем движении на запад будет уже та хорошая сторона, что наши солдатики, собранные со всего лица необъятной страны, люди что называется «от сохи», на время если даже и не покроют себя победной славой, то хоть понемножку приобщатся к западной культуре, увидев своими глазами, как живут на Западе, какие там нивы, поля, селения, дороги, леса и города. Глядишь, чему-нибудь и научатся, а семя этого случайного познания со временем разрастется на их родине в пышный цвет. Ведь говорит же нам история, что нашествие на Россию монгольского ига и пленение им нашего народа в течение 300 лет переродило его в худшую сторону, не только остановив его естественное развитие, но как бы осадив его назад. Значит, теперь наш воин, идя вперед, то есть в немецкие страны, поистине идет «вперед». Счастливого пути!
(Из дневника Н. Окунева).
Фрагмент №2 .
Войну ждали, к ней готовились, но как и всякая война, эта была неожиданностью для большинства.
Бились в плаче русские бабы, провожая своих мужиков. И везли, везли эшелоны на фронт солдатушек-бравых ребятушек: людей рабочих и мелкую чиновничью братию, земских врачей и учителей, недоучившихся студентов и крестьян, крестьян, крестьян. А навстречу им, с той стороны границы, ползли немецкие и австрийские эшелоны. Везли пушечное мясо.
Бодро отвечали мужики на вопрос, чего ради воюет Россия:
«Знамо дело – опять германец да австрияк напали на нашего царя.
Опять же – подмагнуть надо славянам, турка-нехристя проучить».
И не билось под бритыми лбами мысль – а нет ли тут подвоха, и чего ради – за царя? Одно слово – надо.
Решение проблемного задания.
« Можно ли было предотвратить мировую войну в начале XX века»
Ответы детей-
А какой выход в создавшейся обстановке могли бы предложить вы?
Закрепление:
1.Итоговый контроль (слайд 17)
2.Используя задание слайдов 13, заполните название стран и «соберите» их в блоки
3.Домашнее задание на выбор (один из вариантов) Написать в газету того времени заметку от имени участника событий. (слайд 15)
3.Рефлексия (18 слайд)
“Версальский договор это не мир, а перемирие лет на 20…” Фердинанд Фош. Завершая воспоминания об этой войне, давайте вспомним Парижскую мирную конференцию. У вас на партах лежат тексты договоров Версальско-Вашингтонской системы. Я даю вам 2 минуты на прочтение и обсуждение следующего вопроса: “Какая страна наказана сильнее всех, но главное – за что и почему?” Работаем. (После того, как время вышло, учитель повторяет вопрос и спрашивает желающих. Если ответ не удовлетворяет учителя, дополнительными наводящими вопросами он наталкивает учащихся на правильный ответ и задает еще один:
“А стоило ли вообще наказывать агрессора?”
Я хотела бы процитировать слова, командующего объединенными силами стран Антанты французского маршала Фердинанда Фоша (Цитирует).
На сколько же прозорлив оказался этот человек? Что произойдет в мире через 20 лет?
(Звучит ответ – начнется. Вторая мировая война.)
Если остается время предлагаются задания:
Задание на поиск ошибок в тексте:
Текст 1. “… Непосредственным поводом начала войны стало убийство в Париже наследника Германского престола Франца Фердинанда. Он пал от рук члена молодежной организации “Млада Босна” Гаврило Гинзбурга. Это произошло 28 июля 1915 года”.
Текст 2 “… Ровно через месяц после убийства наследника. Австро-Венгрия объявила войну Боснии, в России началась мобилизация, из-за чего 1 августа Австро-Венгрия объявила ей войну. Германия начала наступление на Францию, планируя пройти ее демаршем. Постепенно в войну было втянуто 32 государства, при чем для всех война носила захватнический характер, исключение составили Россия и Сербия.”
Текст 3. “ Германия, блокированная британским флотом, решилась на морской бой. 31 мая 1918 года в Черном море, не имея численного преимущества, она атаковала эскадру. Потопив несколько кораблей, Германия “праздновала” победу, но это была ловушка.… В результате боя было затоплено сто кораблей, он вошел в историю под названием Цусимский бой…”
ДИДАКТИЧЕСКИЕ МАТРИАЛЫ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА (ДОКУМЕНТЫ)
Статья 42. Германии запрещается содержать или сооружать укрепления как на левом берегу Рейна, так и на правом берегу Рейна к западу от линии, начертанной в 50 километрах восточнее этой реки.
Статья 43. Равным образом запрещается в зоне, определенной в статье 42, содержание или сосредоточение вооруженных сил как постоянное, так и временное, так же как и всякие военные маневры, какого бы рода они ни были, и сохранение всяких материальных средств для мобилизации.
Статья 44. В случае, если бы Германия каким бы то ни было образом нарушила постановления статей 42 и 43, она стала бы рассматриваться, как совершившая враждебный акт по отношению к державам, подписавшим настоящий Договор, и как стремящаяся поколебать всеобщий мир.
Статья 45. В качестве компенсации за разрушение угольных копей на севере Франции и в счет суммы репараций за военные убытки, причитающейся с Германии, последняя уступает Франции в полную и неограниченную собственность, свободными и чистыми от всяких долгов или повинностей и с исключительным правом эксплуатации, угольные копи, расположенные в Саарском бассейне... (...)
Статья 49. Германия отказывается в пользу Лиги наций... от управления определенной выше территорией.
По истечении пятнадцатилетнего срока со дня вступления в силу настоящего Договора, население названной территории будет призвано высказаться относительно суверенитета, под который оно желало бы быть поставленным. (...)
Статья 51. Территории, уступленные Германии в силу Прелиминарного мира, подписанного в Версале 26 февраля 1871 года, и Франкфуртского договора от 10 мая 1871 года, возвращаются под французский суверенитет со дня перемирия 11 ноября 1918 года.
Постановления Договоров, устанавливающих начертание границы до 1871 года, снова войдут в силу. (...)
Статья 80. Германия признает и будет строго уважать независимость Австрии в границах, которые будут установлены Договором, заключенным между этим государством и Главными Союзными и Объединившимися державами; она признает, что эта независимость не может быть отчуждена без согласия Совета Лиги наций.
Статья 81. Германия признает, как это уже сделали Союзные и Объединившиеся державы, полную независимость Чехословацкого государства, которое включит в себя автономную территорию Русин к югу от Карпат. Она заявляет о согласии на границы этого государства, как они будут определены Главными Союзными и Объединившимися державами и другими заинтересованными государствами.
Статья 82. Граница между Германией и Чехословацким государством будет определяться бывшей границей между Австро-Венгрией и Германской империей, как она существовала к 3 августа 1914 года. (...)
Статья 87. Германия признает, как это уже сделали Союзные и Объединившиеся державы, полную независимость Польши и отказывается в пользу Польши от всяких прав и правооснований на территории, ограниченные Балтийским морем, восточной границей Германии... (...)
Статья 102. Главные Союзные и Объединившиеся державы обязуются образовать из города Данцига, с указанной в статье 100 территорией, Вольный город. Он будет поставлен под защиту Лиги наций. (...)
Статья 119. Германия отказывается в пользу Главных Союзных и Объединившихся держав от всех своих прав и право-оснований на свои заморские владения. (...)
Статья 160. Самое позднее, с 31 марта 1920 года германская армия не должна будет насчитывать более семи дивизий пехоты и трех дивизий кавалерии.
С этого момента общий численный состав армии государств, образующих Германию, не должен превышать ста тысяч человек, включая офицеров и нестроевых, и будет исключительно предназначен для поддержания на территории порядка и для пограничной полиции. Общий численный состав офицеров, включая персонал штабов, каково бы ни было их построение, не должен будет превышать четырех тысяч...
Германский Большой Генеральный штаб и всякие иные подобные формирования будут распущены и не могут быть восстановлены ни в какой форме. (...)
Статья 173. Всякого рода всеобщая обязательная военная служба будет отменена в Германии.
Германская армия может строиться и комплектоваться только путем добровольного найма. (...)
Статья 175. ...Вновь назначенные офицеры должны принять обязательство состоять на действительной службе, по меньшей мере, в течение двадцати пяти лет без перерыва. (...)
Статья 180. Все сухопутные укрепления, крепости и укрепленные места, расположенные на германской территории к западу от линии, начертанной в пятидесяти километрах к востоку от Рейна, будут разоружены и срыты...
Система укреплений южной и восточной границ Германии будет сохранена в ее современном состоянии. (...)
Статья 231. Союзные и Объединившиеся правительства заявляют, а Германия признает, что Германия и ее союзники ответственны за причинение всех потерь и всех убытков, понесенных Союзными и Объединившимися правительствами и их гражданами вследствие войны, которая была им навязана нападением Германии и ее союзников. (...)
Статья 233. Размер названных убытков, которые Германия обязана возместить, будет установлен Междусоюзной комиссией, которая примет наименование Репарационной комиссии...
Заключения этой Комиссии, поскольку то касается размера определенных выше убытков, будут составлены и сообщены германскому правительству самое позднее 1 мая 1921 года, как представляющие совокупность его обязательств.
Комиссия установит одновременно схему уплат, предусматривая сроки и формы выплаты Германией всего ее долга в течение тридцати лет, начиная с 1 мая 1921 года. (...)
Статья 235. ...Германия произведет в течение 1919 и 1920 годов и первых четырех месяцев 1921 года такие платежи и в таких формах (золотом, товарами, кораблями, ценными бумагами или иначе), которые может установить Репарационная комиссия, причем эквивалент, этих выплат будет 20000000000 (двадцать миллиардов) золотых марок... (...)
Статья 249. Общая стоимость содержания всех Союзных и Объединившихся армий в оккупированных германских территориях будет лежать с момента подписания перемирия от 11 ноября 1918 года на Германии. (...)
Статья 428. В качестве гарантии исполнения Германией настоящего Договора германские территории, расположенные на запад от Рейна, вместе с предмостными укреплениями будут оккупированы войсками Союзных и Объединившихся держав в течение пятнадцатилетнего периода, считая со дня вступления в силу настоящего Договора. (...)
Статья 430. В том случае, когда либо во время оккупации, либо по истечении предусмотренных выше пятнадцати лет Репарационная комиссия признала бы, что Германия отказывается соблюдать целиком или в части обязательства, вытекающие для нее из настоящего Договора в отношении репараций, то зоны, определенные в статье 429, будут немедленно целиком или в части вновь оккупированы Союзными и Объединившимися силами.
Статья 431. Если до истечения пятнадцатилетнего периода Германия удовлетворит все обязательства, вытекающие для нее из настоящего Договора, то оккупационные войска будут немедленно выведены
ПИСЬМО 1915 года июля 1 дня.
(выдержки)
От супруга вашего Василия Лукича.
Здравствуйте и прощайте Вы все дорогие мои сроднички.
Посылаю свое любящее сердечное почтение и с любовью и от души низкий поклон и желаю вам всем от Бога доброго здравия и всякого благополучия.
После всех обязательных для писем того времени поклонов и приветов всей родне, соседям и знакомым пишет:
Когда я получу Ваше письмо, то несколько раз его прочитаю, как все равно дома побываю и веду я с вами совсем тихую семейную жизнь. Прошу вас, Дуня и невестка, об нас вы не беспокойтесь, не сокрушайтесь, а молитесь Богу и просите, чтоб он милосердный послав вам и нашим деткам доброго здоровья. А нам покорить врага германца и вернуться обратно на свою родимую сторонушку в ваши объятия и прижать к нашему горящему любящему сердцу и расцеловать вас всех от души и вновь и вновь воссияет солнце и настанет счастливое свидание и счастливый день и опять мы будем жить в добром здравии и благополучии без всяких распрей.
Тема: Забытая война. Россия в Первой мировой войне 1914-1918 г.г.
Цели : Оценить роль Российской империи в ходе первой мировой войны; выявить причины втягивания России в войну; проследить ход военных действий на восточном фронте; сформировать представление об итогах войны для России и вкладе нашей страны в победу Антанты.
Задачи:
а) образовательные:
выяснить цели воюющих сторон и определить характер войны
б) развивающие:
развивать умение, выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формировать умение работать в группе
в) воспитательные
воспитывать интерес к истории, патриотизм, гордость за мужество, отвагу, стойкость русский солдат и офицеров, несгибаемую волю и жертвенность русского народа
Оборудование урока:
Мультипроектор, презентация, раздаточный материал
Оформление:
Выставка книг о Первой мировой войне, плакаты, газеты, выполненные студентами
План изучения материала:
1) Причины, повод, характер войны
2) Начало войны. Вступление государств в войну. Масштабы войны
3) Ход военных действий на Западном и Восточном фронтах 1914-1916 г.г., 1917-1918 г.г.
4) Завершающий этап войны. Выход России из войны. Компьенское перемирие
5) Герои Первой мировой войны
6) Подписание мирных договоров:
а) Парижская мирная конференция и её решения
б) Вашингтонская конференция. Складывание Версальско-Вашингтонской системы
7) Итоги войны. Последствия войны для России и других стран
8.Подведение итогов урока.Рефлексия
Вступительное слово преподавателя.
Дорогие друзья, гости, студенты родители. Тема сегодняшнего занятия Забытой война. Первую четверть XX в. опалило пламя войны. Современники её называли Великой, Второй Отечественной, Германской, Империалистической и Забытой. Большой войной.
В отечественной истории о ней не писали, о подвигах не вспоминали, имён героев не называли. Так что же это была за война? Война, в которой участвовало 38 государств 1.5 млрд человек (3/4населения Земного шара), охватило территорию в 4 млн км квадратных, военные действия велись в Европе, Азии, Африке, Ближнем Востоке, Китае, 4-х Мировых океанах.
Война, которая принесла в жертву 10 млн человек- это больше, чем за всю предыдущею 1000- летнюю историю человечества.
Это Первая мировая война!
Слайд 1. Забытая война. Россия в Первой мировой войне. 1914-1918 г.г.
Театр военных действий: Европа, Африка, Ближний Восток, Китай, Острова Тихого океана, 4 мировых океана.
Участвовало 38 государств, 1.5 млрд. человек, 4 млн. километров квадратных.
Любая война имеет причины: конфликты, противоречия, противостояния.
Слайд 2. Противоборствующие силы.
Поводом к этой войне стало убийство наследника Австро-Венгерского престола Франца Фердинанда и его жена София.
Слайд 3. Повод убийство наследника Австро-Венгерского престола Франц Фердинанд и его жены Софии
У каждой страны-участницы были свои причины и свои интересы. На столах перед вами лежат документы, характеризующие цели участников войны, проанализируйте и назовите причины (работа в группах экспертов). Эти причины можно объединить в общие причины.
Слайд 4. У каждой страны-участницы были свои причины. Которые можно объединить:
1.Стремление к ослаблению государств-конкурентов в экономическом и военном развитии (Англия, Германия)
2. Противоречия из-за колоний, сферы влияния, рынков сбыта
3. Стремление разрешить с помощью войны внутренние проблемы
4. Повсеместное усиление националистический настроений
Исходя из этих причин сделайте вывод какой по характеру. Студенты, работающие с тетрадями, ведут конспект урока.
Слайд 5-6. Хронология объявления войны странам:
Россия вступила в войну 19 июля 1914 г. не закончив мобилизацию. Звучит стихотворение Блока «Петроградское небо мутилось дождем»
Слайд 7. Ход военных действий
Компания 1914г.
Планы Германии (план Шлиффена –портрет, карта Германии с направлением военных действий)
Западный фронт.
Восточный фронт.
Планы - Германии- это план Шлиффена. Выступает студент с рассказом содержание планы. Компании 1914г.
Западный фронт:
4-9 сентября- битва на Марне. Участвовало с обеих сторон 2 млн. человек. Победа Антанты. Переход к позиционной войне (можно дать определение позиционной войны)
Задание студентам: начать заполнение хронологической таблице.
Восточный фронт:
23 августа 3 сентября- наступление в Галиции. Заняли Львов. Блокировали Перемышль. Австро-Венгрия потеряла 400 тыс. человек
Итоги кампании 1914 г.
1. План быстротечной войны провалился. Германия была втянута в тяжелую, изнуряющую, затратную войну на два фронта.
Слайд 8-9. Кампания 1915 г.
Планы Германии: переход к стратегической обороне на Западном фронте.
На Восточной вывод России из войны.
Западный фронт:
Позиционная война на всём фронте.
Беспощадная подводная война против Антанты (гибель пассажирских судов-лайнер Лузитания с 1200 пассажирами)
Химическая атака под Ипром(Бельгия): отправлена 15 тыс. человек, погибло 5 тыс. человек
Вступления в войну Италии на стороне Антанты
Восточный фронт.
Наступление немцев в Галиции и севере Восточного фронта. Подошли к Риге
Отступление русской армии, оставление Галиции, Польши, Литвы
Причины отступления:
1.Острая нехватка оружия, боеприпасов
2. Перевес сил Германии (60 % всех сил на Восточном фронте).
3. Пассивная позиция союзников на Западном фронте
Итоги кампании 1915 г.
1. Восточный фронт не ликвидирован
2. Россия сохранила способность воевать
Слайд 10. Кампания 1916 г.
Цели Германии: вывести Францию из войны
Западный фронт
21 февраля-17 декабря- осада крепости Верден. Антанта потеряла 750 тыс. человек, Германия 450 тыс. человек Студенты дают краткую справку об осаде крепости.
Восточный фронт
Студенты рассказывают об операции на Восточном фронте под командованием генерала Брусилова.
Итоги кампании 1916 г.
1. Вступление в войну Румынии на стороне Антанты
2. Стратегическая инициатива перешла к Антанте
Слайд 11-12. Кампания 1917-1918 г.г.
Цели Германии: решающий удар, подводная война против Англии
Антанты: переход в общее наступление
Западный фронт:
1. Вступление в войну США
2. Подводная война Германии против Англии за 3 месяца потоплено больше судов, чем за весь 1916 г.
3.Март 1918 г. Последнее наступление Германии под Аррасом и на Марне, перелом в пользу Антанты
Восточный фронт:
1. Революции в России в феврале и октябре 1917 г., падение монархии, приход большевиков к власти
3. Выход из войны Болгарии, Австро –Венгрии и Османской империи
Студенты даю краткую справку.
На войне русские солдаты совершали чудеса героизма и мужества и тем самым снискали уважения даже своих врагов- германцев
Слайд 13. Герои войны:
Первый Георгиевский кавалер донской казак Козьма Крючков
Медсестра Римма Иванова- единственная женщина, награжденная офицерским орденом Св. Георгия IV степени
Защитники крепости Осовец вошедшие в историю войны как «Атака мертвецов»
Идет рассказ о героях войны. В истории войны есть эпизод, который получил название «Атака мертвецов».
Студенты рассказывают о подвиге защитников крепости Осовец.
Преподаватель обобщает:
Герои Первой мировой войны-офицеры, прапорщики, генералы, солдаты и матросы, сестры милосердия, военные священники… Мужественные, самоотверженные, верные присяги и военному долгу. Об их героизме и подвигах, силе духа и воинской доблести свидетельствуют ордена, наградное оружие, Георгиевские кресты и медали «За храбрость» всех 4-х степеней.
Первый Георгиевский кавалер первого года войны- донской казак Козьма Крючков и единственная женщина, удостоенная офицерского ордена Св. Георгия IV степени- Римма Иванова и много других героев России.
Слайд 14. Итоги войны :
Подписание мирных договоров:
Создание Лиги Наций
Итоги войны.
18 января 1919 г. в Зеркальном зале Версальского дворца открывалось Парижская конференция в которой участвовало 27 государств, съехалось больше 10.000 тыс. делегатов. Главная задача выработать мирные договоры стран победительниц со странами потерпевшими поражение
Какие же договоры были подписаны и на каких условиях?
Идеей работало в группах с текстами договоров
Студенты их оценивают, делают выводы
12 ноября 1921- 6 февраля 1922 г. в Вашингтоне открылась конференция под предлогом морского разоружения, в ней участвовали (США, Англия, Франция, Италия, Япония, Бельгия, Китай, Нидерланды, Португалия)
Как вы думаете, кого на этой конференции не доставало, какой страны, чьи интересы на Тихом океане не учитывались? Да, России
Вашингтонская конференция
Были подписаны договоры:
«Договор четырех держав» (Англия, США, Франция, Япония)
«Договор пяти держав» (Англия, США, Франция, Япония, Италия)
«Договор девяти держав» (Англия, США, Франция, Япония, Италия, Бельгия, Португалия, Китай)
Совокупность договоров четырех, пяти и девяти- составила Вашингтонскую систему. А в итоге все договоры определили систему устройства послевоенного мира-Версальско-Вашингтонскую систему, которая не долго сохраняла мир.
Как сказал Маршал Франции Фердинанд Фош «Версальский договор- это не мир, а перемирие лет на 20»
Прав ли он оказался?
Какое событие произойдет через 20 лет?
Слайд 16. Итоги:
1. Общие потери- 10 млн человек
2. Потери мирного населения неизвестны, но примерно 20 млн человек
3. Распад империй: Российской, Германской, Австро-Венгерской, Османской
4. Территориальные изменения в Европе
Слайд 17.«Даже победоносная война- это зло, которое должно быть предупреждено мудростью народов»
Отто фон Бисмарк
Подведение итогов. Рефлексия:На уроке я узнал….
Было интересно…….
Хотелось бы узнать……..
Цель урока:
- подвести учащихся к пониманию причин, целей, итогов участия России в Первой мировой войне.
- формировать навыки работы с алгоритмом;
- продолжить формирование умений работы с учебником, картой;
- воспитание негативного отношения к войне как методу решения международных вопросов.
Тип урока: интегрированный.
Средства обучения:
- учебник Данилов А.А., Косулина Л.Г. «История России. 20 век».
- доска,
- карта,
- раздаточный материал, компьютер, проектор.
- мультимедиа учебник «История России. 20 век. Ч. 1. «Клио Софт».
Ход урока
Вводное слово учителя.
Четыре года продолжалась Первая мировая война. Вот её основные характеристики (данные записаны на доске):
- продолжительность – 1554 дня;
- число стран-участниц – 38;
- состав коалиций: Англия, Франция, Россия, США и ещё 30 стран: Германия, Австро-Венгрия, Турция, Болгария;
- число государств, на территории которого походили военные действия –14;
- численность населения стран-участниц войны- 1050 млн. человек (62% населения планеты).
Война, по сути, начала новую эпоху в истории человечества и воспринималась как проявление кризиса европейской цивилизации, как великое бедствие, впервые поставившее вопрос о физическом уничтожении человечества. Её вели массовые армии, которые использовали разрушительно оружие, созданное индустриальным обществом. Война стала тяжёлой повседневной работой для миллионов. Начатая ради величия империй, она через 4 года разрушила сами эти империи. Сегодня мы узнаем, почему и как был разрушен относительно благополучный европейский мир.
Наша цель
– работая с алгоритмом характеристики войн мы должны будем дать оценку Первой мировой войне, показать ее несправедливый характер (алгоритмы лежат на каждой парте
).
(Текст раздаточного материала)
Характеристика войн.
- Международная обстановка в регионе накануне войны.
- Причины войны. Повод к началу военных действий. Хронологические рамки.
- Воюющие страны или группировки стран.
- Цели сторон.
- Соотношение сил воюющих сторон.
- Ход военных действий (по этапам):
- Характер войны.
- Герои и полководцы.
- 9. Условия мирного договора (капитуляции).
- 10. Военные и политические итоги.
План объяснения нового материала.
I. Первый пункт алгоритма: "международная обстановка в регионе накануне войны"
Вопрос разбирается в форме беседы.
II. Причины войны. Повод победы к началу военных действий. Хронологические рамки.
Через проектор смотрим схему «Причины войны ». Далее заслушивается сообщение учащихся об убийстве в Сараево, включается СД-диск «повод к войне». (СД-диск пар. 9, альбом, схемы).
III. Воюющие страны или группировки стран.
Вопрос разбирается по схеме, проецируемой с СД - диска на экран.
IV. Цели сторон.
На экран проецируем «Цели воюющих государств».
V. Соотношение сил воюющих сторон.
Работа с таблицей, написанной на доске.
VI. Ход военных действий (по этапам):
а) планы сторон в начале каждого этапа;
б) основные сражения и события;
в) военные и политические итоги этапа.
Перед учащимися лежат карты-планы Генеральных штабов России, Англии, Франции и Германии. На основе этих карт учащиеся составляют рассказ о планах сторон, особое внимание уделить причинам планам Германии, плана Шлиффена.
Заслушивается сообщение о плане Шлиффена.
1914 г, накарте показывают основные направления военных действий. Через проектор показываю кадры кинохроники.
1915 г. по карте следим за ходом военных действий. Через проектор читаем воспоминания Д.И. Деникина. Отвечаем на вопрос об одной из причин поражения русской армии в 1915 г.
1916 г. события 1916 г. показываются на карте, показ сопровождается кадрами кинохроники «наступление немцев на Верден».
1917–1918 гг. События показываются на карте.
VII. Характер войны.
Вопрос рассматривается в ходе эвристической беседы. Освободительный для кого? Захватнический для кого?
VIII. Герои и полководцы,
Заслушиваются сообщения учащихся о героях войны.
IX. Условия мирного договора (капитуляции).
Работая с учебником с 79, с 81 учащиеся выписывают основные условия Брестского мира и Компьенского перемирия.
X. Итоги войны.
Учащиеся делают выводы об итогах войны.
По мнению современных историков, 3 фактора полностью изменили облик войны:
- Использование новых видов оружия, которое увеличивает число убитых и раненых;
- Храбрость солдат теперь ценится значительно меньше, чем огневая мощь;
- Изменения в тылу, в силу того, что победа требует использования всех людских ресурсов не только на фронте и страдает от тягот войны все население; так война становится тотальной;
- Пропаганда войны активно используется для укрепления воли к победе.
Первая мировая война повлияла на психологию и привычки людей, не случайно поколение участников войны было названо «потерянным». Она сделала людей более терпимыми к насилию. Потребности военного времени, необходимость регулирования экономики расширили функции государства, поставили его над обществом. Война не разрешила многие старые противоречия и посеяла зёрна будущих военных конфликтов.
«Я считаю, что 20 век начался именно в 1914 г. Эта война заложила основы современной цивилизации» (немецкий историк В. Дайест.)
Д/3 параграф 9, подготовиться к тесту.
Используемая литература:
- Коваль Т.В. Конспекты уроков по истории России 20 века. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001.
- Первая мировая в жизнеописаниях русских военачальников / Под ред. В.П.Маяцкого. – М.: «Элакос», 1994.
- Керсновский А.А. История русской армии. Т. 3. – М.: Голос, 1994.