ГЛАВА 12
1. Итак, окружённые столь великим облаком свидетелей, давайте и мы устраним всякую помеху - то есть грех, препятствующий нам двигаться вперёд, - и, проявляя выносливость, продолжим бежать в предложенном нам состязании,
2. глядя на Зачинателя и Свершителя этого доверия, Йешуа, который в обмен на предложенную ему радость, подвергся казни на стойке, словно преступник, презрел бесчестье и сел по правую руку от Божьего престола.
Глядя, подобно тому, как бегун устремляет взор на финишную черту, на Зачинателя (см. Еф. 2:8) и Свершителя нашего доверия, Йешуа, или, как сказано в других переводах, «на, начальника и совершителя веры Иисуса» (Синод. пер.). Сравнение Йешуа с началом и концом, алеф
и тав
, можно найти в Книге Откровения 1:8, 21:6, 22:13. Его «выносливость» (ст. 1) является примером для нас: думайте о нём (ст. 3; ср. Фил. 2:5). Он, в обмен на предложенную ему в награду (10:35) радость, подвергся казни на стойке, словно преступник (см. ком. к Мат. 10:38 и к Фил. 2:8), презрел бесчестье, что описывается на более глубоком уровне в Фил. 2:6-11. Верующие должны презирать не тех, кто подвергает их бесчестью, а само бесчестье (ср. 1 Кеф. 4:16).
По правую руку от Божьего престола, или «на месте славы возле Божьего престола» (Живая Библия). См. пункт (7) в примечании к 1:3, а также 1:13. Мат. 22:44.
3. Чтобы вам не ослабеть и не упасть духом, думайте о том, кто испытал на себе подобную враждебность со стороны грешников.
4. В состязании против греха вы ещё не сопротивлялись до пролития собственной крови.
Стихи 3-4 Сравните 4:15, где сказано, что Йешуа, подобно нам, «подвергался всевозможным искушениям, с единственной разницей - он не грешил».
Не упасть духом. Это выражение предвосхищает отрывок из Танаха, процитированный в ст. 5-6.
5. Кроме того, вы забыли совет, который предлагается нам, как сыновьям: "Наказания Адоная, сын мой, не отвергай, и не падай духом, когда Он обличает тебя.
6. Ибо кого любит Адонай, того наказывает Он, и бьёт всякого, кого считает сыном".
7. То, что вы переносите, считайте наказанием; Бог поступает с вами, как с сыновьями. Есть ли такой сын, который не наказывался бы отцом?
Бог поступает с вами, как с сыновьями. Израиль как единое целое назван сыном Бога (Исход 4:22, Осия 11:1, Мат. 2:15 и ком., Рим. 9:4 и ком.); но, более того, каждый верующий, будь то еврей или нет, на индивидуальном уровне также является Божьим сыном по причине своего единства с единородным Сыном Бога, Мессией Йешуа (Рим. 8:14-19,29; Гал. 4:1-7; Отк. 21:7).
8. Все законные сыновья подвергаются наказанию; а если с тобой этого не происходит, тогда ты не сын, а мамзер
!
В раввинистическом иудаизме слово мамзер
является специальным термином, относящимся к ребёнку, родившемуся в результате брака, запрещённого в Книге Левит 18. В более широком смысле оно означает "незаконнорожденный сын" и имеет резкий оттенок презрения. См. Йн. 9:34 и ком.
9. Далее, если нас наказывали наши родители по плоти, и мы уважали их, то насколько же более мы должны подчиниться нашему духовному Отцу, чтобы жить!
10. Ведь они наказывали нас недолго, делая всё, что было в их силах; Он же наказывает нас так, что это приносит нам истинную пользу и даёт возможность приобщиться к Его святости.
11. Всякое же наказание, пока мы переносим его, тяготит, а не радует нас; для тех же, кто научен им, оно впоследствии приносит мирный плод праведности.
Стихи 9-11. Наказание Адоная, нашего духовного Отца, приносит плод святости (см. ст. 14) и праведности (5:13; 10:38; 11:4,7,33).
12. Итак, укрепите ослабевшие руки и трясущиеся колени;
13. а также проторяйте стезю для ног своих; чтобы не вывихнуть повреждённое, но излечить.
Стихи 1-13. Помимо подведения итогов рассуждения о доверии, начатого в 10:35, стихи 1-4 содержат идею о том, что верующие в Йешуа участвуют в состязании против греха (ст. 1,4). требующем выносливости (ст. 1-3, 7). Выносливость подразумевает, что, сталкиваясь со страданниями, бедами и неудачами, неизбежными в жизни верующего (Деят. 14:22, Йн. 16:33), мы должны относиться к ним как к наказанию Адоная (ст. 5-13 представляют собой поучение на данную тему, в котором ст. 5-6 - текст-основа, а далее, в 7-8, 9-10 и 11-13 представлены три аргумента). Только в этом случае мы проявляем «послушание, основанное на доверии» (Рим. 1:5,16:26), которое является целью Евангелия.
В предложенном нам состязании (ст. 1), которое представляет собой «совершение добрых дел, заранее предусмотренных для нас Богом» (Еф. 2:10), Шауль (Павел) использовал спортивные метафоры, когда писал грекам (1 Кор. 9:24-27, Фил. 3:12-14, 2 Тим. 4:7-8), для которых атлетические соревнования были неотъемлемой частью жизни. Однако автор данного письма пишет евреям, а для них в то время подобные состязания больше казались эллинистическим язычеством (см. 1 книгу Маккавейскую 1:10-15). Тем не менее, раввины производили сравнения с гладиаторами (Исход Рабба 30:24), борцами (Бытие Рабба 22:9) и другими атлетами. Язык спортивных метафор, использованный в ст. 1-4, повторяется в ст. 11-13, где автор сравнивает верующих с атлетами в процессе тренировки, которые лечат свои ушибы, чтобы продолжать эффективно заниматься спортом.
Стихи 12-13. Разительный контраст со ст. 1: автор уже не ободряет бегущих, а обращается к тем, кто едва может ходить по причине невыгодного физического и социального положения, эмоциональных увечий или духовного отступничества.
Укрепите ослабевшие руки, то есть постепенно развивайте свою духовную способность к послушанию, основанному на доверии Богу (Рим. 1:5).
Укрепите трясущиеся колени, то есть контролируйте свои эмоции, перестаньте бояться мира.
Проторяйте стезю. «Направляет меня на стези правды ради имени Своего
» (Псалом 22:3). Сделай своё физическое и социальное окружение таким, чтобы ты мог трудиться в нём на благо, не подвергай себя чрезмерным искушениям и берись лишь за то, что сможешь выполнить.
Для ног своих. Исайя пишет о нечестивых: «Ноги их бегут ко злу, и они спешат на пролитие невинной крови » (Исайя 59:7; ср. Рим. 3:15). А о Слуге Божьем он говорит: «Как прекрасны на горах ноги благовестника, возвещающего мир, благовествующего радость, проповедующего спасение! » (Исайя 52:7; ср. Рим. 10:15).
Тот, кто получил рану или ушиб в любом из этих аспектов и относится к этому беспечно, может вывихнуть повреждённое, так что, в конечном счёте, «человек становится ещё хуже, чем был до того» (Мат. 12:46). Если же он уделяет подобной проблеме должное духовное внимание, повреждённое излечится.
14. Стремитесь к шалому со всеми и к святости, без которой никто не увидит Господа.
Стремитесь к шалому (ср. Пс. 33:15) со всеми (ср. Рим. 12:18).
15. Смотрите, чтобы никто не лишился Божьей благодати, чтобы никакой горький корень, появившись, не причинил вреда и не заразил многих,
Горький корень. При заключении договора между Богом и «всем Израилем» (Втор. 29:1) Моисей предупредил израильтян: «Не должно быть среди вас
[тех]... чьё сердце отвернулось бы от Адоная... кто по шёл бы и стал кланяться богам этих народов. Не должно быть среди вас корня, чей плод - желчь и горькая полынь
(противопоставьте это «мирному плоду праведности», ст. 11, выше), такого человека, который, услышав слова этого проклятия
(Втор. 28:15-68), благословил бы себя в сердце своём и сказал: будет мир у меня, даже если буду поступать по усмотрению своего сердца... Не согласится Адонай простить такого
» (Втор. 29:17-20).
16. и чтобы не было среди вас распутных людей, или нечестивых, подобно Эсаву, который променял своё первородство на пищу.
17. Вы знаете, что впоследствии он, желая получить от отца благословение, был отвергнут, и, хотя просил со слезами, его раскаяние не помогло ему.
Хотя просил со слезами, его раскаяние не помогло ему. Если принять такой перевод, то здесь говорится о том, что хотя в промежутке между Быт. 25:27-34 и Быт. 27:30-41 Исав раскаялся, это не помогло ему уговорить своего отца, Исаака, благословить его тем благословением, которое тот оставил для первенца. Однако греческий текст может также означать следующее; «Хотя [Исав] просил со слезами, чтобы отец его изменил своё решение, его попытки не увенчались успехом», частично из-за того, что благословение, данное однажды, нельзя вернуть назад. Независимо от того, какой перевод правилен, мы видим, что невозможно аннулировать последствия греха.
Даже в том случае, если речь идёт о раскаянии Исава, ни здесь, ни в Книге Бытия не подразумевается, что оно было искренним. Его слезы не были вызваны болью, страданием, которое воспринималось «так, как оно воспринимается Богом», способствовало «оставлению греха и возвращению к Богу, что ведёт к спасению» (2 Кор. 7:10). Скорее его «раскаяние» (греч. метанойя , - «изменение отношения, мыслей»; см. ком. к Мат. 3:2) заключалось в том, что он оценил свои права первенца (Бытие 27), после того, как долгое время презирал их (Бытие 25). Таким образом, хотя некоторые переводы поддерживают такое понимание, нет никаких оснований заключать из данного отрывка, что бывает «слишком поздно раскаиваться» или слишком поздно отвернуться от грехов и обратиться к Богу. Подобное отношение является всего лишь предлогом продолжать грешить. Никогда не бывает слишком поздно, Бог всегда готов заключить нас в Свои объятия, Его целью всегда было то, чтобы «все отвернулись от своих грехов» (2 Кеф. 3:9).
Стихи 14-17. К святости, без которой никто не увидит Господа. Это начало предупреждения, кульминацией которого станет ст. 29. Тех людей, которые не хотят прислушаться к нему, которые полагают, что их интеллектуальное признание существования Бога и мессианства Йешуа, не сопровождаемое добрыми делами и подчинённостью воле Бога, даёт им «пропуск на небеса», ожидает встряска и разочарование (ср. Яак. 2:19-20, Отк. 20:15).
18. Вы подошли не к осязаемой горе, к пламенеющему огню, ко тьме, мраку и буре,
Теофания (явление Бога человечеству) часто сопровождалась огнём (Исход 13:21, Судей 13:20, 3 Царств 18:38), тьмой (Бытие 15:12; Исход 10:21-22, 14:20; 3 Царств 8:12; Иоиль 3:4 (2:31); Амос 5:18) и бурей (Наум 1:3; Йов 37:9, 38:1; Захария 9:14).
19. не к звуку шофара
и голосу, произносящему слова, услышав которые люди молили, чтобы им больше ничего не говорили,
Звук шофара будет слышен в конце дней во время окончательного проявления Божьей славы (Исайя 27:13, Захария 9:14), которое в Новом Завете конкретнее отождествляется со Вторым пришествием Мессии (Мат. 24:31, 1 Кор. 15:52, 1 Фес. 4:16 и ком.).
Когда Бог давал Десять Заповедей (Второзаконие 5:6-18), которые в Торе названы «десятисловием» (Декалог; Втор. 4:13), весь народ Израиля слышал Его голос, и молил, чтобы им больше ничего не говорили, а только Моисею в качестве их представителя. Это описано в Книге Второзакония 4:10-13, 5:20-25 и 18:16-17 (в отрывке, где Бог обещает воздвигнуть пророка, подобного Моше; согласно Деят. 3:22-23 и ком., Йешуа исполнил это пророчество).
20. так как они не могли вынести заповеданного им: "Если даже животное прикоснётся к горе, будет побито камнями
",
21. и зрелище это было столь ужасающим, что Моше сказал: "Я в страхе и трепете
".
Моше сказал: «Я в страхе и трепете». Не только весь народ, но и сам Моисей был напуган. Тем не менее, цитируя слова Моисея, произнесённые им не на горе Синай, но по возвращении и обнаружении золотого тельца (Втор. 9:14-19), автор книги Мессианским евреям показывает, что Моисей после личного общения с Богом испытывал здоровый страх перед Ним (Притчи 1:7, 9:10), и не только во время получения Торы, но и впоследствии, на протяжении всей своей жизни. Этим автор хочет сказать, что то же самое должно происходить с нами. Мы, однажды уверовавшие в Йешуа, не должны ослаблять своего усердия в дальнейшем.
Стихи 18-21. Во время дарования Торы народу Израиля вид горы Синай вселял благоговейный страх, что отражало Божью святость. См. Исход 19:16-20, 20:15-18 (18-21); Второзаконие 4:10-13.
22. Нет, вы подошли к горе Цийон, то есть к городу живого Бога, к небесному Йерушалаиму; к собранию десятков тысяч торжествующих ангелов;
Ha Гope Цийон царь Давид поместил Ковчег Договора (2 Царств 6:2); в Новом Завете Йоханан видит Йешуа, Ягнёнка, «стоящего на горе Цийон» (Отк. 14:1). Уже в Танахе гора Сион отождествляется с городом живого Бога, Иерусалимом:
"Велик Адонай и прославлен весьма в городе Бога нашего, на горе святой Его. Прекрасна высота, радость всей земли, гора Цийон, на краю северной (стороны) - город Царя великого
." (Псалом 47:2-3)
Однако это отождествление выходит за рамки земного Иерусалима и применимо также к небесному Йерушалайму (Гал. 4:25-26, Отк. 21:2), о котором автор подробнее говорит в 11:10,13-16 и ком.; 13:14. Идея о том, что духовная истина в том виде, в каком она проявляется здесь, на земле, является всего лишь тенью небесного оригинала, вновь и вновь встречается в послании (8:5 и ком.; 9:11 и ком., 23-24 и ком.; 10:1 и ком.).
Десятков тысяч ангелов. «Господь шёл... со тьмами святых» на небесах, чтобы дать Тору на горе Синай (Втор. 33:2).
Собранию... торжествующих. Из 1:14, Дан. 7:10, Лук. 2:13-15 и Отк. 5:11-12 мы узнаём, что цель этого собрания в том, чтобы служить Богу и Его народу.
23. к общине первенцев, чьи имена записаны на небесах; к Судье, Который является Богом для всех; к духам праведников, достигших цели;
Общине, греч. экклесиа
; см. ком. к Мат. 16:18.
Первенцев. Йешуа «превосходит всё творение», буквально «первенец творения» (Кол. 1:15 и ком.).
«Кроме того, он глава Тела, Мессианской Общины, он - начало, первенец из мёртвых, что даёт ему возможность во всём быть первым» (Кол. 1:18). Наконец, он «первенец среди многих братьев», которые должны следовать его примеру и походить на него (Рим. 8:29), в результате чего они сами становятся первенцами в глазах Бога и получают все права, сопутствующие этому статусу согласно Библии (ст. 16 выше). Бог изначально наделил Израиль статусом первенца (Исход 4:22). Относя этот статус и к верующим в целом, Бог углубляет тождество между Мессианской Общиной и Израилем (см. Рим. 11:25-26 и ком., Гал. 6:16 и ком., Еф. 2:11-16 и ком.).
Чьи имена записаны на небесах в Книге Жизни (см. Отк. 20:12 ком.).
К Судье, Который является Богом для всех. Нет никакой возможности избежать встречи с Богом, «праведным Судьей» (2 Тим. 4:8 и ком.); многие отрывки Нового Завета и Танаха подтверждают, что все до одного предстанут перед ним во время Судного Дня; см. Отк. 20:11-15. Бог доверил суд Мессии Йешуа (Йн. 5:22 и ком., 27-30; Деят. 17:31; Рим. 2:16).
К духам праведников (11:4,7,33), достигших цели (ком. к 7:11), подобно нам (11:39-40), благодаря Йешуа, Свершителю нашего доверия (то есть тому, кто приводит это доверие к цели, ст. 2).
24. к посреднику нового договора, Йешуа; и к крови окропления, которая говорит о лучшем, нежели кровь Гевеля.
К посреднику нового договора, Йешуа. Ср. 7:22, 8:6-13.
К крови окропления, крови Йешуа. Ср. 9:12-14, 19-21; 10:19-21; 13:13-15. Которая говорит о лучшем, нежели кровь Гевеля (см. 11:4 и ком.). Авель был первым из умерших (Бытие 4:3-10), Йешуа - последним (так как его смерть не имеет временных границ): кровь Йешуа приносит жизнь (Левит 17:11), а кровь Авеля принесла лишь смерть. См. ком. к 1 Кеф. 1:2.
25. Смотрите, не отвергайте Говорящего! Подумайте, ведь если не избежали [наказания] отвергнувшие Его, когда Он давал Своё откровение на земле, тем более не избежим и мы, если отвернёмся от Него, в то время как Он предостерегает нас с небес.
Тем более не... Аргумент каль вэхомер
(ком. к Мат. 6:30), подкреплённый ст. 26.
26. Даже тогда Его голос сотряс землю, теперь же Он дал следующее обещание: "Ещё раз поколеблю я землю, а, кроме того, и небо!
"
Даже тогда, на горе Синай, Его голос сотряс землю. Сравните Кн. Судей 5:4-5; Псалмы 67:9, 76:19, 113:7.
27. Слова "ещё раз" означают, что всё колеблемое, будучи сотворённым, будет удалено, чтобы осталось непоколебимое.
28. Следовательно, поскольку мы приняли непоколебимое Царство, давайте сохранять благодать, посредством которой мы можем угодить Богу своим служением, совершаемым нами с почтением и страхом.
Давайте сохранять благодать. Давайте примем дар Его Сына, чья жертвенная смерть искупает наши грехи, вместо того, чтобы держаться жертвоприношений животных, утративших силу, или любых других способов воздействия на Бога в целях получения статуса праведника в Его глазах. Хотя животные жертвы первоначально были предписаны Божьей благодатью, теперь, после жертвенной смерти Йешуа, искупающей грехи, эти жертвы бесполезны, а приносящий их пытается заслужить праведность делами.
Приняв Божью благодать, мы можем угодить Богу своим служением. Слово авода в иврите означает «работа», «труд», «служение», но также используется как специальный термин для обозначения служения жертвоприношения в Скинии или Храме; ср. 13:15, Рим. 12:1. Глава 13 суммирует всё то, что входит в такое служение, угодное Богу.
29. Ибо "Наш Бог - огонь пожирающий!
"
См. также 10:31,12:18.
Стихи 18-29. Как и в 2:1-4, автор, сравнивая гору Синай (ст. 18-21) и духовную гору Цийон (ст. 22-24), показывает все те многочисленные аспекты, явно или косвенно указанные в предыдущих главах, в которых мессианский иудаизм с Моше и Йешуа превосходит (см. второй параграф примечания к 1:2-3) традиционный иудаизм, признающий Моше, но не признающий мессианство Йешуа.
В обоих случаях один и тот же Бог открывает Себя, Свои обещания и требования. Можно прийти к единственно возможному выводу: "Смотрите, не отвергайте Говорящего (ст. 25-29) через Моше тогда и через Йешуа теперь. Как лаконично сказано в Шма: «Адонай Один» (Второзаконие 6:4), потому всякий, отвергающий Бога Йешуа, отвергает и Бога Моше (это понимание находит отражение во многих местах Нового Завета, в том числе Лук. 16:29-31, 24:25-27; Йн. 1:45, 5:45-46, 9:28-41; Деят. 3:22-23, 26:22-23, 28:23-27; Рим. 3:29-31, 10:4-10; 2 Кор. 3:6-16; Me. 3:1-6; Отк. 15:3). Наказание за отвержение Бога ужасно, поскольку, хотя Он и милостив к тем, кто доверяет Ему, наш Бог - огонь пожирающий (ст. 29; ср. исход 34:6-7, Map. 9:43-49, Отк. 20:11-15).
Стихи 12:1-13:19. Последнее из пяти наставлений автора (см. ком. к 2:1-4) самое длинное. Глава 12 делает ударение на негативном, кульминацией чего становится строгое предупреждение в ст. 25-29, а глава 13, напротив, особое внимание уделяет позитивному.
12:1
Посему и мы, имея вокруг
себя такое облако свидетелей, свергнем с себя всякое бремя и
запинающий нас грех и с терпением будем проходить предлежащее нам
поприще,
Имея такой образец веры древних служителей, христианам просто
стыдно считать, что они не справятся со своим христианским поприщем
- с заданием благовествования и становления праведными, чтобы
светить, как дети Божьи всему миру на протяжении всей своей жизни.
Не может такого быть, чтобы препятствием для христианина была
наследственная греховность: христианин сможет победить грех и
справиться с любым Божьим поручением, если захочет это сделать,
только нужно запастись терпением.
12:2
взирая на начальника и
совершителя веры Иисуса
,
У христиан есть такой воодушевляющий пример терпеливого прохождения
своего жизненного пути - предводитель и основатель веры в искупление
Иисус Христос, что, ориентируясь на него, возможно укрепиться в
любых трудностях, сохраняя желание следовать по его следам с крепкой
верой в то, направление жизненного пути выбрано правильно независимо
от трудностей, с которыми приходится сталкиваться, следуя по жизни
именно этим направлением
Который, вместо
(ради)
предлежавшей
(будущей)
Ему радости, претерпел
крест, пренебрегши посрамление, и воссел одесную престола Божия.
Иисус Христос ради будущего, в котором всё человечество перестанет
страдать, согласился претерпеть свой путь самопожертвования, не
обращая внимание на славу богохульника о нём, и смог его выдержать,
не падая духом. И в результате он сидит рядом с Богом на небесах:
разве такой пример не может укрепить христианина, поникшего от
столкновения с проблемами? Может.
12:3
Помыслите о Претерпевшем
такое над Собою поругание от грешников, чтобы вам не изнемочь и не
ослабеть душами вашими.
Христианину достаточно
поразмышлять над великим примером крепости веры в счастливое будущее
и стойкости Христа, и это поможет укрепиться в решимости терпеть
всё, что ни выпадет ему на поприще пути к Богу, сохраняя оптимизм и
более или менее радостный дух. Ведь Христос смог выдержать самое
жестокое поругание над собой от тех, за кого он и погибал. Значит,
смогут выдержать и христиане любые поругания мира сего, продвигаясь
к Богу по следам Христа
12:4
Вы еще не до крови
сражались, подвизаясь против греха
,
Ведь те трудности, с которыми сталкиваются христиане, намного меньше
трудностей, которые претерпел Христос: Иисус до пролития
собственной крови сражался за то, чтобы сохранить верность Богу и не
согрешать.
А собрание евреев пока что ничем таким не пострадало, не до пролития
крови своей каждый из них боролся против того, чтобы не согрешать.
12:5
и забыли утешение,
которое предлагается вам, как сынам: сын мой! не пренебрегай
наказания Господня, и не унывай, когда Он обличает тебя.
Судя по этим словам, христиане из евреев упали духом и приуныли,
столкнувшись с какими-то трудностями, преодоление которых помогло бы
им укрепиться в своём христианском пути. Обличение Павла в том, что
они как-то неправильно справляются со своими трудностями - были им,
похоже, неприятны и воспринимались как наказание: никому не
нравится, когда за что-то отчитывают.
Павел говорит об их унынии от обличения Божьего (в этом Его наказание для евреев, к которым обращался Павел), значит, евреи столкнулись с неприятностями из-за неправильного, может быть, поведения, и печальный результат не замедлил ждать: может быть, плохие последствия сами по себе обличали их в неправильности выбранного пути и наказывали их неприятностями; а тут ещё и Павел обличал, в общем, евреи принимали вразумления с упадком духа и без радости.
В случаях, когда мы сталкиваемся с неприятностями из-за нарушения заповедей Бога - не стоит унывать, ибо сами по себе плохие последствия, наказывая нас, помогают исправиться хотя бы для будущего. Из ошибок всегда нужно извлекать полезные уроки, ибо всё, что происходит с христианином, содействует ко благу его, к пользе, так как именно прохождение через испытания к намеченной цели и закаляет христианина, делает его сильной личностью, не ломающейся от преткновений и даже от падений.
12:6
Ибо Господь, кого любит,
того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает.
В периоде действия В.З. Бог наказывал Свой непослушный народ и
язычников, притесняющих Израиль по плоти - в буквальном смысле
(засухами, язвами моровыми, разорениями и т.д.)
В эпохе действия Н.З. Бог не наказывает "язычников"
(мирских людей века сего нечестивого)
:
так как Христос искупил всех, Он долготерпит всех в
ожидании, не обратятся ли к Нему и "язычники".
А Свой народ - христиан, поклоняющихся Ему - Бог
наказывает (кого
любит, того наказывает
)
Но как?
Как показано выше - евреи наказывались через обличение и неприятные
последствия своего неправильного поведения. Также для Своего нового
народа Бог предусмотрел устройство собрания, в котором
пастыри представляют суд Бога - по Его изволению, чтобы поступающие
неправильно - исправились и живы были.
Бог не ограждает христиан от плохих последствий их неправильных
поступков, ибо нет воли Его, чтобы "перину" им подкладывать и от зла
изолировать. Но наличие этих трудностей и помогает Богу выявить,
кто есть кто из назвавшихся христианами, а самим христианам -
доказать Богу, что они - Его сыновья, не поддающиеся унынию при
первых же испытаниях.
Любой отец заинтересован в том, чтобы его сын исправлял свои плохие черты характера и поступки, поэтому сыну, когда он неправ, приходится терпеть наказание от отца и исправляться. Тем более, небесный наш Отец заинтересован в том, чтобы дети Его (кого Он любит ) на протяжении всего жизненного пути сформировались в послушных, праведных, сильных духом Его сыновей. А успешное прохождение испытаний через падения и подъёмы, ошибки и трудности - всё это делает христианина взрослым, зрелым, с ценным багажом накопленного опыта Божьего сына.
12:7
Если вы терпите
наказание, то Бог поступает с вами, как с сынами. Ибо есть ли какой
сын, которого бы не наказывал отец?
Поэтому, если христианин сталкивается с испытаниями веры,
не выдерживает испытания, согрешает и после этого терпит
неприятности от собственных ошибок (например,
получает порицание в собрании,2Фессал. 3:14, или - его исключают из
собрания, 1Кор.5:5,9-11)-
то он должен воспринимать
их как всего лишь средство для укрепления в себе Божьего духа, как
заботу любящего Отца, который заинтересован в том, чтобы он нашёл в
себе силы и мудрость для правильного поступка и исправился.
Поступая
правильно при каждом новом испытании и извлекая уроки из последствий
от неправильных шагов (наказания), христианин непременно повзрослеет и окрепнет
в вере так, что Бог уже сможет на него положиться.
Напомним: к наказанию от Бога относятся обличения, плохие последствия согрешений и дисциплинарные наказания в христианских собраниях: любой отец отчитывает сына своего, когда тот непослушен и - «ставит в угол».
12:8
Если же
остаетесь без наказания, которое всем обще, то вы незаконные дети, а
не сыны.
Ни один отец не станет наказывать соседского мальчишку за
непослушание ему: отца интересует, чтобы родной сын слушался его.
Тем более небесный Отец, разрешивший каждому в этом веке ходить
своими путями практически безнаказанно с Его стороны, не совершая
скорый суд над их худыми делами (Еккл. 8:11), не станет наказывать
посторонних Ему, чужих детей, не признающих в Нём своего Отца
(мирских людей, напомним из текста 12:6,
Бог,
не
наказывает: они Ему как чужие дети до тех пор, пока не обратятся к
Нему)
Его интересуют только Его дети (христиане, поклоняющиеся Ему) , Он заинтересован только в их послушании, поэтому и допустил их в мир зла для закалки: легко быть праведным в обществе праведников. Но задача христианина в том, чтобы оставаться праведным и слушать Отца своего - в мире, наполненном злом.
Поэтому, если христиане сталкиваются с трудностями из-за своих ошибок, если они наказываются в собрании за проступки или если их мучает совесть, то можно радоваться этому: значит, Отец работает над воспитанием Своих детей, не потерял ещё интереса к ним.
12: 9,10
Притом, [если] мы, будучи
наказываемы плотскими родителями нашими, боялись их, то не гораздо
ли более должны покориться Отцу духов, чтобы жить?
Отец духов - это Бог Творец, Отец Иисуса Христа, остального
духовного мира (небожителей) и христиан
По поводу родителей удивительный парадокс иногда возникает.
Родителей дети из христианских собраний иногда боятся гораздо
больше, чем Бога. Почему? Потому, что родители накажут сразу, как
только узнают о проступке, а Бог – когда-нибудь потом...
Вот тут- то и проявляется вера в невидимое и то, насколько
реален и близок Бог для христианина.
Разумно бояться больше небесного Отца, нежели плотских родителей: Их
наказания - «цветочки» по сравнению с тем, как может наказать
Бог, если совсем отвернётся от непослушного сына Своего.
И если послушание родителям приносило нам временную пользу
(довольство родителей со всеми вытекающими), то послушание небесному
Отцу принесёт нам вечную пользу:
10 Те наказывали нас
по своему произволу для немногих дней; а Сей - для пользы, чтобы нам
иметь участие в святости Его.
Родители наказывали нас по своему усмотрению, и их наказание не
обязательно побуждало нас исправляться и становиться лучше.
А наказание небесного Отца помогает христианам становиться лучше,
достигать духовной зрелости и внутреннего состояния святости Его
сыновей.
Например, Бог любил Давида и поэтому не молчал, но наказывал его
каждый раз, когда Давида уносило в сторону. На благо это было
Давиду или нет?
На благо. Это не позволяло Давиду уснуть духом и совсем отдалиться
от Бога. Теперь представим, что Бог не наказывает. Человек при
этом расслабляется и служит Богу так, как ему самому
заблагорассудится, произвольно для себя выбирая, что исполнять, а
что нет. На благо это человеку? Нет, ибо его уносит в
сторону.
12:11
Всякое наказание в
настоящее время кажется не радостью, а печалью;
Мало радости, когда ты не можешь расслабиться делать всё, что
захочешь и при этом комфортно себя чувствовать. Но именно
благодаря тому, что Бог не желает нашего расслабления и
находит способы вразумлять согрешающих христиан - христианин и
может победить плоть, становясь праведнее в глазах Божиих.
Понятно, что
мало кому нравится претерпевать трудности наказания за непослушание.
Например, блуднику из Коринфа наверняка было невыносимо жить без
возможности общаться со своим собранием (он удручён был чрезмерной
печалью -2Кор.2:7-11)
но после наученным
через него доставляет мирный плод праведности
.
Однако такая
мера помогла ему вовремя опомниться, исправиться, оставив свой
неправильный образ жизни, и вернуться в собрание. Жизненный опыт,
который этот христианин приобрёл, скитаясь вне Божьего народа, для
него - бесценен: до этого он всего лишь знал, что блудить и
поступать против принципов Бога - нельзя. Теперь он это
ПОНЯЛ
навсегда.
Между приобретением теоретических знаний и приобретением понимания
из личного практического опыта - огромная разница, как писал Иов:
Я слышал о Тебе
слухом уха; теперь же мои глаза видят Тебя;
(Иов 42:5)
Можно, конечно, быть послушным Отцу своему просто потому, что Он -
Отец, и это редкий дар. А можно - убедившись на собственном опыте и
поняв, что Он прав.
12:12,13
Итак укрепите
опустившиеся руки и ослабевшие колени
Павел от слов
утешения плавно перешёл к отчитыванию христиан из евреев за то, что
они ослабели духом и уныние поглотило их из-за каких-то проблем. Ну,
допустим, ошиблись, ну споткнулись или даже упали - и что с того?
Такое может случиться с каждым, идущим к Богу потому, что путь к
Нему - узок и тернист, не прогулочная аллея.
Как можно укреплять? Показывая по Писанию надежду на лучшее
избавление и на то, что Бог видит ситуацию ослабевшего брата
или сестры, поэтому не даст ему(ей) быть искушаемыми сверх
силы. Уныние - это тоже искушение от дьявола всё бросить и
увлечься жалостью к себе вместо того, чтобы продолжать
служить Богу.
Не должен
христианин допускать пребывания в длительном унынии: попечалился
малость, посокрушался от того, что споткнулся и ноги подкосились, а
дальше - надо выправляться:
13 и ходите прямо
ногами вашими, дабы хромлющее не совратилось, а лучше исправилось.
У хромающего по Божьему пути и споткнувшегося есть два возможных
варианта продолжения себя: совсем
сломаться в вере и упасть, или всё же сбалансировать свои силы и
укрепиться в ногах, чтобы не упасть, а подняться, не согнуться
совсем, а выпрямиться, исправив своё поведение.
Но даже если и
упадёт кто в вере, всегда лучше не оставаться в положении упавшего,
а подниматься и дальше продолжать путь к Богу:
ведь в реальности упавший всегда стремится подняться, никто не
остаётся в положении упавшего - всю оставшуюся после падения жизнь.
Но в вере такое иногда случается, что однажды упавший выбирает это
нелепую позу и продолжает валяться в грязи грехов.
12:14
Старайтесь иметь мир со
всеми и святость, без которой никто не увидит Господа
.
Без миролюбия, без праведного образа жизни и без признания
искупления Христова (основы святости христианина) нет шансов
приблизиться к Богу и быть с Ним.
Стараться
иметь мир это, во-первых, стараться не сделать ничего такого, что
могло бы привести к ссоре. А во-вторых, прилагать усилия к
примирению даже если негативное отношение исходит не от нас.
Как известно - кроткий ответ отвращает гнев и если не
подкидывать в костёр дрова, то он потухнет гораздо быстрее.
12:15
Наблюдайте, чтобы кто не лишился благодати Божией;
Кроме самого
христианина - нет никого, кто мог бы лишить его благодати Божьей, то
есть, шанса быть с Ним через искупление Христово и становление Его
сыном.
Но как христианин может лишить себя самого этой благодати?
Став горьким корнем, то есть, не заботясь о праведности своей и о
сохранении верности Богу, став отступником от Бога и Божьих
принципов:
чтобы какой горький
корень, возникнув, не причинил вреда
,
Христианин,
ставший горьким корнем, опасен и для всего собрания: его
нехристианское поведение может стать соблазном для кого-то ещё в
собрании и, таким образом, он причиняет вред не только себе, но и
соверующим:
и чтобы им не
осквернились многие;
Как могут соверующие оскверниться горьким корнем?
Большинство
людей по сути своей не лидеры и для того, чтобы начать делать
что-то худое, им надо увидеть, что кто-то показывает в этом
пример, делает это раньше них. И если в собрании появится
«горький» человек, то, глядя на него, и другие могут начать
отходить от истины евангельской, совершая поступки по его
примеру.
Не должен
находиться среди христиан человек, который сознательно и по
собственному желанию готов нарушать какие-либо из заповедей Божиих,
не стремясь прекратить это.
Но необязательно, что все станут брать с него пример. Есть принцип: не прикасайся к нечистому. Так вот, соверующие могут оскверняться, прикасаясь к нечистому, то есть, допуская, чтобы в их среде оставался этот горький корень и попустительствуя ему в его согрешениях. Горький корень опасен тем, что может даже косвенно увести от Христа немощных в вере христиан: достаточно никак не реагировать на "горечь" члена собрания - и с нашего молчаливого согласия мы становимся участником в его "горечи".
12:16
чтобы не было [между
вами] какого блудника, или нечестивца, который бы, как Исав, за одну
снедь отказался от своего первородства.
Заметим, что Исав, по сути, не согрешил в своём
случае: он всего лишь отказался от того, ЧТО ему предложил
Бог - от преимущества быть первородным сыном и унаследовать
благословение Авраама.
Однако, как
видим, сам по себе отказ от участия в Божьем намерении и
исполнении своей роли в этом намерении - сделали Исава в
глазах Бога равнозначным нечестивцу и блуднику.
Его
естественное желание поесть вполне можно было бы
удовлетворить другим способом, не пренебрегая Божьим
благословением, например, всего лишь потерпеть и приготовить еду или
перекусить каким-нибудь древесным плодом, куском хлеба, наконец.
Но он не дорожил духовными ценностями, его мало интересовал шанс
произвести спасителя миру от своего рода, потому Исав и не захотел
терпеть даже малейшие трудности ради соблюдения Божьих
интересов.
Выходит, кто отказывается от чести стать участником в исполнении Божьих намерений, тот становится блудником и нечестивцем в глазах Бога. Тем более им становится тот, кто ради удовлетворения сиюминутных желаний своей плоти нарушает Божьи заповеди.
То же самое может произойти и с христианином. И хотя вряд ли кто-либо из христиан сегодня отказался бы от «первородства», если бы ему предложили это напрямую. Однако, если он ради удовлетворения каких-то своих плотских желаний отказывается исполнять волю Бога и участвовать в исполнении Его замысла, например, по спасению людей через благовествование (1Тим.2:4) - то и он может уподобиться Исаву.
12:17
Ибо вы знаете, что
после того он, желая наследовать благословение, был отвержен;
Вот к чему
приводит легкомысленное отношение к Божьим благословениям и
потакание сиюминутному желанию без исчисления будущих издержек.
Может быть, в этот момент Исав согласился бы и три дня не
есть вообще для того, чтобы вернуть благословение Божье, но
уже было поздно.
Пример Исава должен отрезвлять всех легкомысленных христиан: Бог не посчитал, что плоть его настолько немощна и нуждалась в немедленном исполнении её желания ценой пренебрежения Божьими благословениями. Исав не смог разжалобить Бога ТАКИМИ незначительными страданиями своей плоти, если сравнить эти страдания со страданиями Иисуса Христа. Бог отверг Исава как никчемного и слабовольного человека, не достойного Божьего благословения.
Так же Он отвергнет всякого христианина, который, пренебрегая соблюдением Божьих интересов, надеется на то, что Бог будет милостив к немощам их плоти, из-за которых они отказались исполнять волю Бога.
не мог переменить мыслей [отца], хотя и просил о том со слезами. Последующие рыдания и даже, может быть, и раскаяния в соделанном, не помогли ему вернуть к себе прежнее Божье расположение: он сам и добровольно лишил себя законного права стать прародителем Христа, это право получил более достойный несмотря на то, что у него на это не было никаких прав и никакого, казалось бы, шанса.
Так и в христианстве: благоволение Бога не зависит от того, какими
законными правами обладают наследники обетований и благословений,
искупленные Христом. Но лишь от того, насколько сами наследники
дорожат этими своими правами: если искупленные Христом позволяют
себе всего лишь ради угождения плоти отказываться от исполнения
воли Бога, никакие законные права не помогут им оправдаться пред
Ним, вызывая у Него жалость к себе и выпрашивая милости.
Нет такого желания плоти на земле, с которым христиан не мог бы
справиться при помощи Божьей, используя ещё и собственную силу воли
с самообладанием
12:18-24 Заветы у горы Синай (В.З.) и у духовной горы Сион (Н.З)
В текстах
12:18-24
Павел показывает, насколько велика ответственность христиан
пред Богом – на сравнении заключения двух заветов у разных гор:
Синая и Сиона. Синай ассоциируется с сугубо земной жизнью
послушных поклонников Бога, наполненных чередой событий земного
бытия и радостью от них.
Сион - с
небесной, наполненной помышлениями о достижении духовного
совершенства и радостью от того, что у них получается стать Божьим
сыном, похожим на Христа
Первый завет
держался на страхе быть наказанным и даже погибнуть за
непослушание, чувство страха было основным мотивом принятия условий
Божьего договора.
Второй завет держится на любви к Богу и к тому праведному образу
жизни, который учреждён Богом для вечности.
И хотя в
Новом завете отсутствует система наказаний, тем не менее,
ответственность пред Богом для христиан - ничуть не меньше,
даже больше, ибо наказание для христианина может быть
гораздо серьёзнее, нежели оно было предусмотрено для Израиля
древности: согрешающий христианин может лишиться надежды на
жизнь вечную. Об этом говорил Павел с евреями в этих
текстах.
12:18,19
Вы приступили не к горе, осязаемой и
пылающей огнем, не ко тьме и мраку и буре,
19 не к трубному звуку и гласу глаголов, который слышавшие
просили, чтобы к ним более не было продолжаемо слово,
Христиане, в отличие от народа Бога древности, не так познакомились
и приняли руководство Бога, как это было на горе Синай при
заключении Ветхого завета. Гора Синай была осязаема, в её
наличие не надо было верить; небесная же гора Сион - только
глазами веры может быть обнаружена.
То зрелище у
горы Синай было таким жутким, что от страха у народа тряслись
поджилки и отнялось желание слушать голос Самого Бога, и они
просили, чтобы уж лучше Моисей им пересказывал всё, что Бог желает
сказать.
12:20,21
ибо они не
могли стерпеть того, что заповедуемо было: если и зверь прикоснется
к горе, будет побит камнями (или поражен стрелою);
Древнему народу
невыносимо было даже слышать о запретной черте, за которой -
смерть: они предпочли уж лучше вообще к ней не подходить, чем,
подходя, трястись в страхе и трепете от возможного нарушения предела
близости к Богу:
21 и столь ужасно
было это видение, [что и] Моисей сказал: "я в страхе и трепете".
Даже Моисей
впечатлился пугающим влиянием этого жуткого зрелища от явления
Бога народу, с которым собирался вступить в завет (в договорные
отношения): он понимал, что приближение к чистому и СВЯТОМУ
БОГУ нечистых и грешных людей - дело очень серьёзное и если к
нему несерьёзно отнестись, то можно и самому погибнуть, и
погубить народ.
При заключении
Ветхого Завета каждый из Израиля вполне ясно усвоил, что за попытку
приблизиться к Богу более, чем Он Сам это позволяет - они могут
быть наказаны смертью.
12:22
Но вы приступили к горе Сиону и ко
граду Бога живаго, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов,
Гора же Сион и Новый Завет, к которым приступили христиане (на
который они взирают глазами веры) - это шанс доступа в самые
близкие отношения с Богом, поэтому относиться к ответственности
приблизиться в чистом виде к Богу настолько – нужно ещё
более серьёзно.
Бог, живущий на небесном Сионе и в небесном «Иерусалиме», открыл
врата своего города тем христианам, кто оценит Божьи
благословения, кто будет ими дорожить гораздо больше, чем
желаниями греховной плоти, кто пожелает к Нему прийти и
потрудится для этого над уничтожением греха в себе.
Упоминание о небесном городе, в котором живёт Бог, показывает, что небесное мироустройство существует, что там нет хаотичности и спонтанности, что Бог и там организовал жизнь Своих подданных небожителей, как организовал её на земле для Своего народа.
12:23
к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах,
Христиане взирают глазами веры не только на небесный Иерусалим
Бога, но и на замысел Бога в отношении сбора духовных первенцев
к Себе:
в древности
первенцы должны были бы служить в земном храме Иерусалима,
христиане же получили шанс занять место в качестве духовных
перевенцев - в небесном Иерусалиме.
Согласно Библии, на небесном Сионе со Христом будет всего 144000 духовных первенцев (церковь первенцев ), взятых Богом с земли, искупленных Христом из всякого народа и племени и собранных в период действия Нового Завета в качестве будущих священников Бога, которым надлежит царствовать над землёй вместе с Иисусом Христом (Откр.14:1-5, 5:9,10, 20:6)
и к Судии всех Богу христиане взирают также и на самого главного Судью - на Бога, отца Иисуса Христа
и к духам
праведников, достигших совершенства,
христианам
предстоит взирать глазами веры также и на силу воли и духа
праведников, которые смогут достичь совершенства ещё в веке
этом.
Вспомним, что о праведниках В.З. сказано, что они, будучи испытаны в
вере, тем не менее, ещё не достигли совершенства, но смогут его
достичь при помощи таких, как апостол Павел (Евр.11:39,40).
Такие же, как апостол Павел, смогли достичь духовного
совершенства в этом веке при помощи искупления Христова, открывшего
доступ к самым близким отношениям с Богом, приобретя ум и
чувствования Христовы, достигнув зрелости сыновей Божьих через
успешное прохождение всех испытаний Христова поприща (2Тим.4:7,8;
1Кор.2:15; Фил.2:5)
Глядя на такие примеры силы духа христиан, достигших
совершенства, все, кто избрал для себя путь Христов - не будут
теперь думать, как в В.З., что приблизиться к Богу и достичь
духовного совершенства, победив зов грешной плоти - невозможно,
ибо Бог оградил себя от человечества глухим забором запретов.
Взирая глазами
веры на таких, как апостол Павел, например, все, кто захочет
стремиться к совершенству – теперь смогут это попробовать сделать
по призыву Павла (Евр.6:1)
12:24
и к Ходатаю нового завета
Иисусу, и к Крови кропления, говорящей лучше, нежели Авелева.
Христиане,
приступая к небесному Сиону и заключению Нового завета, взирают
глазами веры также и на нового и лучшего Ходатая пред Богом за них,
на нового первосвященника Иисуса Христа.
Его кровь, внесённая к Богу в небесное Святое-Святых и искупившая христиан, ходатайствует пред Богом намного «громче и качественнее», нежели кровь праведного Авеля взывала к Богу с земли.
Кровь Иисуса, выражаясь образно, ходатайствует за всех участников
Нового Завета (за христиан) непосредственно пред лицем Бога, на
небесах, ибо Иисус восшёл с нею на небеса. Наставления для
христиан - звучат также с небес.
К тому же, кровь Авеля взывала к Богу об отмщении, а кровь Христа
ходатайствует о прощении грехов и оправдании всех детей Божьих, за
которых погиб Христос (Быт.4:10: Римл.3:24,25).
Контраст между двумя говорящими «кровью» (Авелем и Иисусом) представлен тут как контраст между гласом Бога, исходящим с земли (горы Синай), и гласом, исходящим с небес через говорящего Христа (с горы Сион).
12:25
Смотрите, не отвратитесь
и вы от говорящего.
Имеется ввиду
- от Иисуса Христа, говорящего через кровь свою к Богу за
христиан и дающего повеления от Бога христианам.
Если те, не послушав глаголавшего на земле, не избегли [наказания],
Древние служители Бога, состоящие с Ним в В.З., нарушая Моисеев
закон, произнесённый от Бога на земле у осязаемой горы Синай,
наказывались, иногда даже смертью. Если отвратившиеся от гласа
Ветхого Завета не избежали наказания, то как могут надеяться
избежать его "отвращающиеся" от гласа Нового Завета?
то тем более [не]
[избежим] мы, если отвратимся от [Глаголющего] с небес,
Тем более, не останется ненаказанным ни один, кто нарушит заповеди
Бога, произносимые теперь Им с высоты небес через Иисуса Христа
12:26
Которого глас тогда
поколебал землю, и Который ныне дал такое обещание: еще раз
поколеблю не только землю, но и небо.
Этот Бог, поколебавший землю при заключении В.З. в качестве знамения
Своего присутствия - и в Новом завете даёт обещание ещё раз
поколебать землю, но в придачу с землёй - ещё и небо поколеблется.
Так обещает христианам с небесного Сиона - тот же самый Бог, что
колебал землю у горы Синай
12:27
Слова: "еще раз" означают
изменение колеблемого, как сотворенного, чтобы пребыло
непоколебимое.
Очень важный стих для понимания значения образования нового неба и
новой земли. Как видим, обещание Бога ещё раз поколебать землю в
будущем, подразумевают ИЗМЕНЕНИЕ земли, а не уничтожение.
Ведь при первом
колебании земля не была уничтожена, но были изменены условия
пребывания Божьего народа на земле
:
Бог вывел их из
рабства Египетского, и ради них Бог всё время пребывания их в
рабстве соблюдал землю Ханаанскую для того, чтобы она давала мёд с
молоком и несла благополучие Божьему народу, когда он придёт в эту
землю для поселения на ней.
Так и с новой землёй: Бог, выводящий человечество из рабства греха и
смерти при помощи Иисуса Христа, позаботится о том, чтобы
изменённая или обновлённая планета Земля
могла приносить людям
радость и благословения вместо горя и разочарования, привычного для
рабского века сего.
Для чего Бог планирует ещё раз колебать землю (наводить на ней Свой порядок)? Для того, чтобы с момента последнего «колебания» в Армагеддоне она более вовеки не претерпевала изменений к худшему: чтобы пребыло непоколебимое
12:28
Итак мы, приемля царство
непоколебимое, будем хранить благодать, которою будем служить
благоугодно Богу, с благоговением и страхом,
Христиане, которые глазами веры видят жизнь в будущем непоколебимом
(неизменном вовеки) Царстве Бога, намерены дорожить этой благодатью
- шансом попасть в систему вещей Бога (не как Исав), и ради этого
они готовы проводить жизнь свою в служении Богу с благоговейным
страхом пред Ним, с тем страхом, который порождён не животным
паническим страхом собственной смерти, а любовью к Отцу: огромным
нежеланием огорчать Отца своего, который их любит и возлагает на
детей своих определённые надежды, что они справятся со всеми
трудностями христианского пути и достойно пройдут своё земное
поприще.
12:29
потому что Бог наш есть
огнь поядающий.
Христиане
должны понимать, что терпение даже у любящего Отца - небезгранично и
лучше Его не испытывать, проверяя согрешениями, а накажет Он или
смилостивится со скидкой на немощи грешной плоти.
Может и не
смилостивиться, если легкомысленно относиться к Его благодати и
пренебрегать ею (нарушать Его принципы) ради достижения своих целей.
Сегодня мы будет рассматривать послание к Евреям, 12 главу. Но прежде вспомним, некоторые места Писания из 11 главы. Евреям 11:1: «Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» .
Еще в другом стихе Библия говорит: Евреям 11:6 : «А без веры угодить богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим его воздает» . Как можно веровать в Бога, глаза Которого не видят?
Нам очень легко верить в то, что мы ощущаем и осязаем, потому что это логично, это реально, мы в это верим. Например, когда дети лучше себя ведут? - Когда они находятся на глазах у своих родителей. Конечно, нам было бы проще, если бы мы ощущали и видели Бога. Но Бог говорит: «…надобно, чтобы всякий приходящий ко Мне ВЕРОВАЛ, что Я есмь.» Было бы проще не грешить, если бы мы видели Бога своими глазами, но Бог говорит нам, что нам следует ходить в вере и помнить, что когда смотрим телевизор или обсуждаем каких-то политиков, Бог находится рядом с нами.
Каждый верующий, если бы он по-настоящему веровал, что Бог рядом, он бы контролировал себя во всех действиях в отношении греха. То есть Господь заинтересован, чтобы мы научились сдерживать себя. Поэтому Бог говорит: «Вера от слышания, а слышание от слова Божия» (Римлянам 10:17). Вера к нам приходит, утверждается в нас, когда мы начинаем слышать слово Божье. Для этой цели Господь создал живые церкви, где проповедуется живое слово, которое ты слышишь. Также проговаривая места Писания вслух, ты себя слушаешь, вера твоя поднимается. Например, «ранами Иисуса я исцелен», «Бог поможет мне».
В 11 главе послания к евреям даются примеры того, как люди побеждали верой и получили венец спасения. 12 глава послания к евреям говорит: «Посему и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей, свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще». Другими словами, вокруг нас есть люди, которые так живут, побеждают негативные обстоятельства, которые приходят в их жизнь, или побеждают болезнь. Как они это делают? Ответ мы видим в этой строчке: «…свергнем с себя», кто должен свергнуть с себя, Господь с нас или мы сами? Конечно, мы сами, «…всякое бремя и запинающий нас грех». Запинающий грех – это тот грех, через который мы периодически падаем. Что приходит тогда в нашу жизнь? Как правило, это огорчение, и мы начинаем укорять и винит себя. Но это и помогает нам, это означает, что наша совесть жива и обличает нас.
Далее этот стих говорит: «…и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще» . Господь будет воспитывать в нас терпение, и один из плодов духа – долготерпение. Даже если ты продолжаешь впадать в грех, не опускай руки, иди к Нему. Каждый раз, приходя к Богу, проси прощения в молитве, и Он будет очищать тебя. Далее Библия цитирует: «…и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще, 2 стих: Взирая на начальника и совершителя веры Иисуса, Который вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление, и воссел одесную престола Божия» . Когда ты приходишь на молитву, приносишь покаяние перед Богом, ты взираешь на Иисуса и понимаешь, что то, что было совершено на Голгофском кресте, было сделано ради тебя. Это была цена за тебя, но кто знает об этом? – Только те, кто пришли ко Христу.
Цель тьмы сегодня – чтобы ты поставил на себе крест, но не останавливайся, иди к Иисусу, Он знает, как тебе помочь, как преодолеть то, что тебя запинает. 3 стих: «Помыслите о Претерпевшем такое над Собою поругание от грешников, чтобы вам не изнемочь и не ослабеть душами вашими» . Причем, грех не будет проявляться,пока ты находишься в молитвенной комнате, он ждет тебя, когда ты выйдешь в жизнь, на «лобное место», в своей семье, на работе, в быту, и вот тогда и начинай обращаться к Иисусу: «Иисус, помоги мне противостоять этому греху; дай мне мудрости и разумное сердце; Иисус, помоги мне не обидеться на этого человека».
Евреям 12:4 : Вы еще не до крови сражались, подвизаясь против греха.
Мы еще на самом деле за веру не сражались до крови, но наша вера испытывается в таких обстоятельствах, когда кто-то тебя обидел, ты простил, когда кто-то тебя ущипнул, ты простил. А многие христиане еще сегодня ропщут: «у меня мужа нет, у меня денег нет, у меня того нет, сего нет». Наша вера испытывается сегодня в простых обстоятельствах жизни. Те наши братья и сестры, которых убивают сегодня или убивают их детей у них глазах, до крови отстаивают свою веру.
Евреям 12:4-11 :
4 Вы еще не до крови сражались, подвизаясь против греха,
5 И забыли утешение, которое предлагается вам, как сынам: «сын мой! не пренебрегай наказания Господня, и не унывай, когда Он обличает тебя.
6 Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает».
7 Если вы терпите наказание, то Бог поступает с вами, как с сынами. Ибо есть ли какой сын, которого бы не наказывал отец?
8 Если же остаетесь без наказания, которое всем обще, то вы – незаконные дети, а не сыны.
9 Притом, если мы, будучи наказываемы плотскими родителями нашими, боялись их, то не гораздо ли более должны покориться Отцу духов, чтобы жить?
10 Те наказывали нас по своему произволу для немногих дней; а Сей – для пользы, чтобы нам иметь участие в святости Его.
11 Всякое наказание в настоящее время кажется не радостью, а печалью; но после наученным через него доставляет мирный плод праведности.
Как наши земные родители, наш Отец Небесный также начинает нас учить и вести по жизни. Если бы мы были соседские дети, не родные, тогда мы бы и не слышали обличения или замечания, но мы родные, поэтому Господь нас воспитывает. Бог показывает Свою любовь каждому из нас таким образом.
Евреям 12: 12-15 :
12 Итак, укрепите опустившиеся руки и ослабевшие колени
13 и ходите прямо ногами вашими, дабы хромлющее не совратилось, а лучше исправилось.
14 Старайтесь иметь мир со всеми и святость, без которой никто не увидит Господа.
15 Наблюдайте, чтобы кто не лишился благодати Божией; чтобы какой горький корень, возникнув, не причинил вреда, и чтобы им не осквернились многие.
Итак, поднимитесь и укрепите свои колени, с мыслью: «Господь, я иду за тобой, не смотря ни на что» . Никто их нас не может себя очистить, наше дело – идти за Господом. Это Господь нас очищает, утверждает и делает непоколебимыми.
Евреям 12: 18-29 :
18 Вы приступили не к горе осязаемой и пылающей огнем, не ко тьме и мраку и буре,
19 Не к трубному звуку и гласу глаголов, который слышавшие просили, чтобы к ним более не было продолжаемо слово,
20 Ибо они не могли стерпеть того, что заповедуемо было: «если и зверь прикоснется к горе, будет побит камнями;
21 И столь ужасно было это видение, что и Моисей сказал: «я в страхе и трепете».
22 Но вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живого, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов,
23 К торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех – Богу, и к духам праведников, достигших совершенства,
24 И к ходатаю нового завета – Иисусу, и к крови кропления, говорящей лучше, нежели Авелева.
25 Смотрите, не отвратитесь и вы от говорящего. Если те, не послушав глаголавшего на земле, не избегли наказания, то тем более не избежим мы, если отвратимся от Глаголющего с небес,
26 Которого глас тогда поколебал землю и Который ныне дал такое обещание: «еще раз поколеблю не только землю, но и небо».
27 Слова: «еще раз» означают изменение колеблемого, как сотворенного, чтобы пребыло непоколебимое.
28 Итак, мы, приемля царство непоколебимое, будем хранить благодать, которою будем слуужить благоугодно Богу, с благоговением и страхом,
29 Потому что Бог наш есть огнь поядающий.
Сегодня мы живем в новом завете, а не в ветхом завете, поэтому вера заключается не в традициях, а она живет внутри нас. «Вера без дел мертва» (Иакова 2:20), мы отличаемся от других людей своими поступками, потому что в нас живет вера, и мы веруем в Того, Кто живет внутри нас.
1 Имея такое облако свидетелей, будем проходить поприще, взирая на Иисуса, претерпевшего крест. 4 «Не пренебрегай наказания Господня». Увещание, чтобы укреплять слабых и хромлющее. 18 Большее благоговение прилежит Христову завету, чем Моисееву; «Бог наш есть огонь поядающий».
1 Посему и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей, свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще,
2 взирая на начальника и совершителя веры Иисуса, Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление, и воссел одесную престола Божия.
3 Помыслите о Претерпевшем такое над Собою поругание от грешников, чтобы вам не изнемочь и не ослабеть душами вашими.
4 Вы ещё не до крови сражались, подвизаясь против греха,
5 и забыли утешение, которое предлагается вам, как сынам: «сын мой! не пренебрегай наказания Господня, и не унывай, когда Он обличает тебя.
6 Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает».
7 Если вы терпите наказание, то Бог поступает с вами, как с сынами. Ибо есть ли какой сын, которого бы не наказывал отец?
8 Если же остаетесь без наказания, которое всем обще, то вы – незаконные дети, а не сыны.
9 Притом, если мы, будучи наказываемы плотскими родителями нашими, боялись их, то не гораздо ли более должны покориться Отцу духов, чтобы жить?
10 Те наказывали нас по своему произволу для немногих дней; а Сей – для пользы, чтобы нам иметь участие в святости Его.
11 Всякое наказание в настоящее время кажется не радостью, а печалью; но после наученным через него доставляет мирный плод праведности.
12 Итак, укрепите опустившиеся руки и ослабевшие колени
13 и ходите прямо ногами вашими, дабы хромлющее не совратилось, а лучше исправилось.
14 Старайтесь иметь мир со всеми и святость, без которой никто не увидит Господа.
15 Наблюдайте, чтобы кто не лишился благодати Божией; чтобы какой горький корень, возникнув, не причинил вреда, и чтобы им не осквернились многие;
16 чтобы не было между вами какого блудника или нечестивца, который бы, как Исав, за одну снедь отказался от своего первородства.
17 Ибо вы знаете, что после того он, желая наследовать благословение, был отвержен; не мог переменить мыслей отца, хотя и просил о том со слезами.
18 Вы приступили не к горе, осязаемой и пылающей огнём, не ко тьме и мраку и буре,
19 не к трубному звуку и гласу глаголов, который слышавшие просили, чтобы к ним более не было продолжаемо слово,
20 ибо они не могли стерпеть того, что заповедуемо было: «если и зверь прикоснется к горе, будет побит камнями или поражен стрелою »;
21 и столь ужасно было это видение, что и Моисей сказал: «я в страхе и трепете».
22 Но вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живого, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов,
23 к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех – Богу, и к духам праведников, достигших совершенства,
24 и к Ходатаю нового завета – Иисусу, и к Крови кропления, говорящей лучше, нежели Авелева.
25 Смотрите, не отвратитесь и вы от говорящего. Если те, не послушав глаголавшего на земле, не избегли наказания, то тем более не избежим мы, если отвратимся от Глаголющего с небес,
26 Которого глас тогда поколебал землю и Который ныне дал такое обещание: «еще раз поколеблю не только землю, но и небо».
27 Слова: «еще раз» означают изменение колеблемого, как сотворенного, чтобы пребыло непоколебимое.
28 Итак, мы, приемля царство непоколебимое, будем хранить благодать, которою будем служить благоугодно Богу, с благоговением и страхом,
29 потому что Бог наш есть огонь поядающий.
Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter
Послание к Евреям апостола Павла, 12 глава
12:1 облако свидетелей. Т.е. великое множество.
проходить... поприще. Т.е. дистанцию, подобно тому, как пробегали ее древнегреческие атлеты на Олимпийских играх. Под "поприщем" автор послания подразумевает жизненный путь каждого верующего.
12:2 взирая на... Иисуса. Именно так проходили свое "поприще" ветхозаветные герои веры.
начальника. См. ком. к 2,10.
совершителя веры. Как "совершитель" Иисус привел к вере всех, кому Бог предопределил через него высшее предназначение: посредством поклонения, угодного Богу, войти в Его присутствие (10,14; 11,40; 12,28).
вместо предлежавшей Ему радости. Как безгрешный Сын Божий Иисус не должен был увидеть смерть и страдания. Но Он, став Спасителем грешников и взяв на Себя "грехи всего мира", понес наказание за всех. Смерть для Иисуса не была неизбежностью - Он принял ее добровольно.
12:3 поругание от грешников. Следуя Иисусу, читатели послания также должны терпеливо сносить "поругание от грешников" и не падать духом.
12:5 сын. Божие намерение привести многих сынов к славе требует, чтобы вождь их спасения был "совершен" (воздвигнут) через страдания (2,10), даже если Он является Сыном, этих страданий не заслужившим (5,8). Поэтому и усыновленные дети Божий, следующие за Христом, могут войти во владение своим наследием через дисциплинирующие испытания.
12:8 незаконные дети. Современные автору римские патриции часто имели незаконных детей, которых они обеспечивали в финансовом отношении, но мало уделяли внимания их воспитанию, поскольку те не наследовали ни отцовского имени, ни фамильного состояния.
12:9 Отцу духов. Т.е. Богу.
12:12-13 Назидания, содержащиеся в этих стихах, облечены в словесные образы Ветхого Завета (см., напр. Притч. 4,25-27; Ис. 35,3.4).
12:14 Старайтесь иметь мир со всеми. Ср. Рим. 12,18.
святость. Святость обретается посредством жертвы Христа (10,10), которая освятила нас раз и навсегда и примирила с Богом. В данном случае под словом "святость" подразумевается праведный образ жизни.
не увидит Господа. Видеть Господа значит "быть с Богом", что является главной целью спасения (Откр. 22,4). См. также 1 Ин. 3,2; 2 Кор. 3,18.
12:15 горький корень. Здесь может подразумеваться еретическое учение, греховное поведение и все прочее, что уводит от Христа. Ср. Втор. 29,18.
12:16 Исав является прообразом тех, кто не ценит обетования Божий (ср. гл. 11, где говорится о людях веры) и кто "потерян" безвозвратно (ст. 17). Моисей променял блага Египта на "поношение Христово", поскольку он видел конечную награду (11,26); Исав променял свое первородство на чечевичную похлебку, поскольку его духовный взор не простирался дальше этого "блага" (Быт. 25,29-34).
первородства. Как первородный (старший) сын, Исав имел право на особое благословение Божие (Быт. 25,31-34; 27,36). Позднее, согласно закону Моисееву, первенец имел право на двойную долю наследства (Втор. 21,17). Практически, Исав отказался от своего места в родословной завета, а не просто от своей доли наследства.
12:17 вы знаете, что после того. Читатели послания знали, что последовало за отказом Исава от своего первородства, когда его место заступил его брат Исаак, который и получил Божие благословение (Быт. 27). Это благословение включало в себя обетования, данные Аврааму (Быт. 12,2.3; 27,29).
не мог переменить. Хотя Исав оплакивал потерю благословения (Быт. 27,38; ср. 2 Кор. 7, 10), он уже никак не мог искупить свой грех - пренебрежение Божиим обетованием.
12:18-24 Проводится сравнение между ветхим и новым заветами, которые образно представлены как горы (Синай и Сион). Страх - доминирующее понятие, связанное с Синаем - горой, на которой был дан закон (ст. 18-21). Блаженство и доверие - основные мотивы Сиона. Синай ассоциирован с земной жизнью и категориями земного бытия; Сион мыслится в категориях небесной жизни (ст. 27).
12:18 к горе, осязаемой. Как священное место, на котором был установлен ветхий завет, гора Синай, олицетворяющая закон, с ней связанный, являет собой лишь часть творения, которое может быть сотрясено и поколеблено (ст. 27). Как нечто "осязаемое", гора Синай олицетворяет преходящий, временный характер ветхого завета (8,13).
12:19 чтобы... не было продолжаемо слово. Боясь, что непосредственное соприкосновение с Божией святостью уничтожит их (Исх. 20,19), израильтяне просили Моисея, чтобы он стал посредником между ними и Господом и передавал им Его слова.
12:22 вы приступили. Пребывая в своем земном странствии, христиане, подобно патриархам (11,13), взирают с верой на град будущий (13,14), небесный Иерусалим, и могут входить в Святое Святых для поклонения Господу (10,19-22). См. статью "Небеса" .
12:23 к церкви первенцев. В Израиле все первенцы должны были быть освящены и отданы на служение Господу в месте Его присутствия, однако левиты своим служением замещали первородных сыновей (Числ. 3,11-13). В небесном торжествующем собрании все верующие являются "первородными", посвященными Богу, и выступают как Его священство. Верующие приглашены разделить с Иисусом Его первородство (1,6.14; 2,11.12). См. статью "Церковь" .
достигшим совершенства. Подразумеваются духи тех, кто умер во Христе (2 Кор. 5,8; Откр. 14,13). Сюда входят и верующие, жившие в ветхозаветную эпоху и в период между двумя заветами, чья праведность по вере в Бога Им Самим испытана (11,2.4.5.39) и кто признан совершенным благодаря освящению во Христе.
12:24 Атмосфера блаженства и доверия, царящая на небесном Сионе, объясняется присутствием там Иисуса. Кровь Авеля вопиет с земли об отмщении (Быт. 4,10), кровь Иисуса молит о даровании прощения детям Божиим (9,12-15; 10,19-22).
12:25 Различие между содержанием ветхого завета и вестью, принесенной с Небес Сыном Божиим, обращает к сказанному в 1,1-14.
12:28 служить благоугодно Богу. Выказывать благодарность, зная, что наши имена написаны на небесах (Лк. 10,20) и постоянно осознавая неописуемый дар Божий - Иисуса Христа (2 Кор. 9,15). Благоговение и священный трепет проистекают из понимания, Кто есть Бог (ст. 29). Благоугодное поклонение включает в себя оба этих момента.
12:29 огнь поядающий. Этот образ, заимствованный из Втор. 4,24, подчеркивает Божию святость и подразумевает Суд Божий, как абсолютное проявление Его святости (10,27).