СП «Солнышко» ГБОУ СОШ №3 города Похвистнево
Консультация для педагогов ДОУ на тему:
«Методы и приемы обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста».
Подготовила:
учитель-логопед
И.В.Андреева
Особенности формирования словаря детей в дошкольном возрасте
Богатство словаря есть признак высокого развития речи ребенка. Обогащение словарного запаса является необходимым условием для развития коммуникативных умений детей. В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу, телевизионные и радиопередачи и т.д.
Количественные изменения в словаре ребенка. В 1 год малыш активно владеет 10-12 словами. После полутора лет обогащение активного словаря происходит быстрыми темпами, и к концу второго года жизни он составляет 300 - 400 слов, а к трем годам может достигать 1500 слов. В последующие годы количество употребляемых слов также быстро возрастает, однако темпы этого прироста несколько замедляются. Третий год жизни - период наибольшего увеличения активного словарного запаса. К 4 годам количество слов доходит до 1900, в 5 лет - до 2000 - 2500, а в 6 - 7 лет до 3500 - 4000 слов. Особенно быстро увеличивается число существительных и глаголов, медленнее растет число используемых прилагательных. Это объясняется, во-первых, условиями воспитания (взрослые мало внимания обращают на знакомство детей с признаками и качествами предметов), во-вторых, характером имени прилагательного как наиболее абстрактной части речи. Среди других существительных наиболее употребительными являются названия явлений неживой природы, частей тела, строительных сооружений и др. Третью часть всех слов составляют глаголы. Данные, которые приведены выше, свидетельствуют, что дети уже на третьем году жизни располагают довольно разнообразным словарем, обеспечивающим общение с окружающими.
Качественная характеристика словаря . В силу наглядно-действенного и наглядно-образного характера мышления ребенок овладевает, прежде всего, названиями наглядно представленных или доступных для его деятельности групп предметов, явлений, качеств, свойств, отношений, которые отражены в словаре детей достаточно широко. Другой особенностью является постепенное овладение значением, смысловым содержанием слова. Поначалу ребенок относит слово лишь к конкретному предмету или явлению. Такое слово не имеет обобщающего характера, оно лишь сигнализирует ребенку о конкретном предмете, явлении или вызывает их образы (например, для ребенка слово часы обозначает только те часы, которые висят на этой стене).
По мере того как дошкольник осваивает окружающую действительность - предметы, явления (особенности, свойства, качества), он начинает их обобщать по тем или иным признакам. Часто обобщения делаются по признакам несущественным, но эмоционально значимым для ребенка. Типичен пример, когда малыш «кисой» называет не только кошку, но и другие меховые, пушистые предметы, чрезмерно расширяя смысл этого слова.
Это же явление на другом содержании прослеживается у более старших детей. Так, овощами они часто считают только морковь, лук, свеклу, не включая сюда, например, капусту, огурец, помидор. В другом случае, расширяя значение слова, дети включают в понятие «овощи» некоторые виды фруктов, грибы, мотивируя это тем, что «все это растет» или «все это едят». И лишь постепенно, по мере развития мышления, они овладевают объективным понятийным содержанием слова. Таким образом, значение слова на протяжении дошкольного детства изменяется по мере развития познавательных возможностей ребенка.
Задачи детского сада по формированию словаря детей.
В отечественной методике развития речи задачи словарной работы в детском саду были определены в трудах Е. И. Тихеевой, О. И. Соловьевой, М. М. Кониной и уточнены в последующие годы. Сегодня принято выделять четыре основные задачи:
Во-первых, обогащение словаря новыми словами , усвоение детьми ранее неизвестных слов, а также новых значений ряда слов, уже имеющихся в их лексиконе. Обогащение словаря происходит, в первую очередь, за счет общеупотребительной лексики (названия предметов, признаков и качеств, действий, процессов и др.).
Во-вторых , закрепление и уточнение словаря . Эта задача обусловлена тем, что у детей слово не всегда связано с представлением о предмете. Они часто не знают точного наименования предметов. Поэтому сюда входят углубление понимания уже известных слов, наполнение их конкретным содержанием, на основе точного соотнесения с объектами реального мира, дальнейшего овладения обобщением, которое в них выражено, развитие умения пользоваться общеупотребительными словами.
В-третьих , активизация словаря. Усваиваемые детьми слова делятся на две категории: пассивный словарь (слова, которые ребенок понимает, связывает с определенными представлениями, но не употребляет) и активный словарь (слова, которые ребенок не только понимает, но активно, сознательно при всяком подходящем случае употребляет в речи). В работе с детьми важно, чтобы новое слово вошло в активный словарь. Это происходит только в том случае, если оно будет закреплено и воспроизведено ими в речи. Ребенок должен не только слышать речь воспитателя, но и воспроизводить ее много раз, так как при восприятии участвует, в основном, только слуховой анализатор, а в говорении - еще и мускульно-двигательный и кинестетический анализаторы.
Новое слово должно войти в словарь в сочетании с другими словами, чтобы дети привыкли употреблять их в нужных случаях. Например, дети свободно говорят строфы К. Чуковского: «Да здравствует мыло душистое!» - но редкий ребенок, нюхая розу, скажет: «Какой душистый цветок» или, трогая пушистую шапочку: «Какая пушистая шапочка!» В первом случае он скажет, что цветок хорошо пахнет, во втором - что шапочка мягкая. Следует обращать внимание на уточнение значения слов на основе противопоставления антонимов и сопоставления слов, близких по значению, а также на усвоение оттенков значений слов, на развитие гибкости словаря, на употребление слов в связной речи, в речевой практике.
В-четвертых, устранение из речи детей нелитературных слов (диалектные, просторечные, жаргонные). Это особенно необходимо, когда дети находятся в условиях неблагополучной языковой среды.
Воспитатель специальными приемами добивается, чтобы дети не только знали и понимали смысл необходимых слов, но и активно использовали их в своей речи, чтобы у них развивались интерес и внимание к слову. (Почему так говорят? Можно ли так сказать? Как сказать лучше, точнее?). Воспитывая культуру устной речи, необходимо отучать детей от грубых выражений или слов просторечных, заменяя их литературными.
Все рассмотренные выше задачи взаимосвязаны и решаются на практическом уровне, без употребления соответствующей терминологии.
Методы, направления и приемы обогащения словаря детей дошкольного возраста
Алексеева М.М., Яшина В.И. выделяют две группы методов: методы накопления содержания детской речи и методы, направленные на закрепление и активизацию словаря, развитие его смысловой стороны.
Первая группа включает методы :
А) непосредственного ознакомления с окружающим и обогащения словаря: рассматривание и обследование предметов, наблюдение, осмотры помещения детского сада, целевые прогулки и экскурсии;
Б) опосредованного ознакомления с окружающим и обогащение словаря: рассматривание картин с малознакомым содержанием, чтение художественных произведений, показ кино- и видеофильмов, просмотр телепередач.
Вторая группа методов используется для закрепления и активизации словаря: рассматривание игрушек, рассматривание картин с хорошо знакомым содержанием, дидактические игры и упражнения.
1.Расширение словаря ребенка на основе ознакомления с постепенно увеличивающимся кругом предметов и явлений.
2.Введение слов, обозначающих качества, свойства, отношения, на основе углубления знаний о предметах и явлениях окружающего мира.
3.Введение слов, обозначающих элементарные понятия, на основе различения и обобщения предметов по существенным признакам.
Эти три направления словарной работы имеют место во всех возрастных группах и прослеживаются на разном содержании: при ознакомлении с объектами и явлениями природы, предметами материальной культуры, явлениями общественной жизни и т.д.
Усвоение лексики ребенком начинается с усвоения имен существительных. Он называет все то, что его окружает: кукла, зайка, кроватка, подушка , и то, что составляет части его тела: рука, палец, голова, нос.
Окружающие предметы привлекают внимание ребенка и получают название лишь в том случае, если ребенку позволяют «общаться» с ними: дотрагиваться, если предмет большой (стена, пол), или вертеть в руках, гладить, трогать, прислушиваться (кошка, собака, птичка), нюхать (цветы), есть (каша, молоко).
Даже в возрасте около двух лет дети с трудом запоминают название предмета, если только видят его. В одном детском учреждении воспитательница показывала детям двух лет кролика и произносила: «Вот кролик, вот у него ушки, смотрите, какие длинные, вот хвостик, коротенький». Малыши были рады кролику, они хотели потрогать его, но воспитательница их отстраняла (кролика напугают, и руки потом надо мыть). Такое «занятие», как показала проверка, результатов не дало: дети не усвоили даже слова кролик (говорили «киса»). Но дети, которым дали подержать кролика, потрогать его уши, хвостик, запомнили слова и кролик, и хвост, и длинные уши.
Слово при первом усвоении обозначает для ребенка название только данного, единичного предмета (имя собственное), и нужны длительные упражнения с этим словом, чтобы до ребенка дошел его обобщающий смысл, и оно воспринималось им как понятие. По мере того как ребенок узнает одно за другим значения таких слов (игрушка - это все предметы для игры, посуда - это предметы, в которых готовят и из которых едят), ему все легче и легче становится понимать новые подобные слова. Следовательно, усвоение ребенком слов обобщения развивает мозг, учит его совершать мыслительную операцию абстрагирования.
Глаголы и прилагательные не имеют нулевой степени обобщения.
Первые глаголы, усваиваемые ребенком, не являются словами в точном (лингвистическом) смысле. Часто это просто сигналы, стимулирующие какие-то конкретные действия. Он же на первых порах говорит «Дай-дай!», выражая этим «хочу кушать», «хочу играть», «хочу слушать песенку». Но к середине второго года жизни глагол дать наполняется для него смыслом. Как только ребенок начинает употреблять глагол как отдельное слово, он сразу осмысливает его обобщенное значение: малыш совершает конкретные действия с предметами, видя, как такие же действия совершают близкие ему люди, и усваивает названия этих действий. Ребенок видит один и тот же цвет, форму, размер у разных предметов и начинает понимать, что одно и то же название цвета, формы, размера может относиться к разным предметам, т. е. он начинает осознавать обобщенный смысл прилагательных.
К шестилетнему возрасту ребенку для усвоения слов с обобщенным значением уже не требуются непосредственные ощущения.
Наименее усвоенными оказываются слова, обозначающие более отдаленные от детей явления. Например, народ - «это на базаре. Все ходят, покупают»; неурядица - «это девочка, у которой нарядного платья нет»; последователь - «по следу идет, охотник какой-то». Дошкольник имеет склонность придавать буквальный смысл словам, которые он произносит: летчика называет «самолетчик», летать, по его мнению, можно и на воздушном шаре, и на планере, а «самолетчик» летает только на самолете.
Переносные значения слов усваиваются детьми не сразу. Сначала происходит усвоение основного значения. Всякое употребление слов в переносном значении вызывает удивление и несогласие детей (услышав выражение «он с петухами спать ложится», ребенок возражает: «Нет, они заклюют»).
С переносным употреблением слов, которые известны ребенку в прямом значении, дети встречаются раньше всего в загадках. Например, слушая загадку «Сидит девица в темнице, а коса на улице» и видя на грядке в своем огороде морковку, свеклу или репку, ребенок поймет что «девица» здесь - это морковка, т. е. поймет перенесение значения слова девица, если в его памяти уже есть образы из сказки - «темница», «девица с длинной косой». Перенесение значения в данном случае основано на внешнем сходстве ситуаций, в которых находятся оба сравниваемых предмета - девица в темнице и морковка в земле.
Приемы обучения пониманию переносного значения слов, применяемые в работе с младшими дошкольниками, безусловно, не могут быть чисто словесными: необходима опора на реальные объекты, на картинки. Так, чтобы трехлетние дети разгадали приведенную выше загадку, надо разложить перед ними овощи (репу, морковку, свеклу) или картинки с изображением этих овощей и показать картинку, иллюстрацию к какой-нибудь сказке с «девицей в темнице», с косой, падающей из-за решетки и развеваемой ветром.
Итак, чтобы отгадывать загадки, дети должны иметь некоторый жизненный опыт, хранить в памяти и летние и зимние впечатления.
Иногда слова с переносным значением обнаруживают свой переносный смысл только в контексте, благодаря своим синтаксическим связям: нужен хотя бы минимальный связный текст, чтобы понять словосочетание с переносным значением. Сравните: лысина старика - лысина горы; бархатный диван - бархатный лужок; шепчет мальчик - шепчет лес. Следовательно, упражнять детей в понимании переносного значения слов можно только на занятиях со связным текстом. Усвоение переносного значения слов детьми связывается с работой по ознакомлению их с художественной литературой.
Чтобы понимать выразительность речи, понимать, как говорящий относится к тому, о чем он говорит, дети должны усвоить ряды синонимов, противопоставляемых один другому по своей эмоциональной окраске. Так, слова спать и дрыхнуть (грубое слово) имеют одно и то же номинативное значение: соответствуют одному и тому же факту действительности - «находиться в состоянии сна», т. е. несут одну и ту же сообщающую функцию. Но с помощью этих слов говорящий по-разному оценивает названный им факт действительности. В дошкольном возрасте детям доступно усвоение эмоциональных и стилистических синонимов, участвующих в создании речевого этикета. Например, дети трехлетнего возраста уже могут усвоить, что говорить дрыхнуть нельзя: это грубо, а значит, плохо, надо говорить спать. Малыши часто приносят в детский сад слова просторечные, нелитературные. Воспитатель обязан заменить их литературными синонимами, объяснив детям стилистическую разницу между теми и другими.
Объяснение дошкольникам всех возрастных ступеней может быть только на уровне этическом: «Тому, к кому обращаются с такими (просторечными) словами, - обидно»; «Тот, кто произносит такие слова, - грубый, плохо воспитанный человек, и т. п.
В современной методике словарная работа рассматривается как целенаправленная педагогическая деятельность, обеспечивающая эффективное освоение словарного состава родного языка.
В беседе используется целый комплекс приемов обучения. Это объясняется многообразием воспитательно-образовательных задач.
Ведущую роль в беседе играют вопросы поискового и проблемного характера, требующие умозаключений о связях между объектами: почему? Зачем? Из-за чего? Чем похожи? Как узнать? Каким образом? Для чего? Воспитателю нужно помнить о правильной методике постановки вопросов. Четкий, конкретный вопрос произносится неторопливо. Для того чтобы ребенок мог «оформить мысль», подготовиться к ответу, педагог выдерживает паузу.
Е. И. Тихеева сформулировала следующие требования к проведению экскурсий и осмотров:
1.Осмотры должны быть интересны детям. Заинтересованность детей ведет к точности наблюдения и глубине восприятия.
2.Во время наблюдения не следует перегружать внимание детей деталями, многочисленными подробностями. Это отвлекает ребенка от главного и быстро утомляет. Один и тот же предмет или явление могут быть объектом наблюдений детей разного возраста, но методы работы должны быть различны.
3.Обеспечивать детям во время наблюдения активность восприятия: воспитатель задает вопросы, дети отвечают и сами о чем-то спрашивают, им разрешается не только посмотреть вещь, но и потрогать, подержать, поиграть с ней.
Рассматривание предметов, наблюдения за животными, деятельностью взрослых. Они проводятся во всех группах и имеют целью уточнить и углубить знания о предметах, с которыми ребенок часто соприкасается в своей жизни (посуда, одежда, мебель, орудия труда, школьные принадлежности). Дети учатся последовательно наблюдать, выделять существенные признаки предметов. При этом широко используются обследование, приемы сравнения, позволяющие выделять различие и сходство между предметами, обобщать, классифицировать. На этой основе ребенок постепенно осваивает слова разной степени обобщения, выражающие видовые и родовые понятия, относящиеся к разным частям речи.
Сочетание непосредственного восприятия объектов, слова педагога и речи самих детей . Характер этого сочетания зависит от новизны или повторности материала. Если дети впервые знакомятся с какими-то явлениями, то здесь требуется почти полное совпадение во времени восприятия предметов, действий и слов, их обозначающих. В случае повторного наблюдения целесообразно вначале предложить самим детям вспомнить соответствующее слово, а затем воспитателю уточнить его. Можно использовать также подсказ начала слова. Этот прием стимулирует умственную деятельность детей, положительно влияет на припоминание, выбор нужного слова.
Речевой образец (называние) педагога имеет особое значение. Новые слова должны произноситься четко, внятно. Используются специальные приемы привлечения внимания детей к слову: интонационное выделение слова, несколько усиленное его артикулирование, повторное проговаривание слов и словосочетаний детьми. С точки зрения физиологии и психологии роль этих приемов вызвана необходимостью запоминания слова, сохранения в памяти его звукового образа, образования кинестетических ощущений, возникающих при его многократном произнесении.
Очень важно варьировать методику повторений . С учетом этого можно рекомендовать повторение как: буквальное индивидуальное и хоровое воспроизведение образца («Послушайте, как я скажу слово – аквариум. Теперь вы скажите»); совместное произнесение слова педагогом и детьми (сопряженная речь); игровое повторение «Кто лучше скажет»; ответы на вопросы («А ты как думаешь, как надо сказать?»).
Речевой образец воспитатель часто сопровождает пояснением слов, толкованием их смысла. Прежде всего обращают внимание ребенка на функции предметов (самосвал – грузовой автомобиль, который сам сваливает, сгружает; пешеходы – люди, которые пешком ходят, и т. п.).
Показ картин с малознакомым содержанием . Картина в данном случае дает детям знания о тех объектах, которые они не могут наблюдать непосредственно (о диких животных, о жизни народов в нашей стране и за рубежом и др.). На роль картинки в развитии словаря обращал внимание еще К. Д. Ушинский. Он писал: «Учите ребенка каким-нибудь пяти неизвестным ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними; но свяжите с картинками по двадцать таких слов – и ребенок усвоит их на лету. При выборе картин в целях обогащения представлений, понятий и развития речи должна соблюдаться строгая постепенность, переход от доступных, простых сюжетов к более сложным. Важно точно определить объем знаний и соответствующего словаря, наметить основные методические приемы (вопросы, пояснения, привлечение художественного слова, обобщение ответов детей).
Одним из средств обогащения словарного запаса детей является художественная литература. Качество восприятия текста находится в прямой зависимости от понимания языковых средств, особенно значений слов. Это может быть не только лексика, использованная автором, но и словарь, необходимый для характеристики героев, их поступков. Особую роль литературное произведение выполняет в обогащении речи образными словами и выражениями: «поет зима, аукает», «чародейкою зимою околдован, лес стоит».
В связи с чтением и рассказыванием могут использоваться следующие приемы работы над словом: накопление содержания речи в предварительной работе, обогащение знаний об окружающем с целью подготовки детей к восприятию произведения; акцентирование внимания на словах, несущих основную смысловую нагрузку; лексический анализ языка художественных произведений (выявление значений незнакомых слов и выражений, уточнение оттенков значений слов, употребляемых в переносном смысле, анализ изобразительных средств языка текста); объяснение педагогом значений слов; проговаривание слов детьми; замена авторских слов словами, близкими по значению; подбор слов для характеристики героев; употребление слов в разном контексте в связи с беседой по содержанию произведения.
Рассматривание игрушек как метод уточнения, закрепления и активизации словаря используется во всех возрастных группах. В методике обращается внимание на разницу в двух методах: методе рассматривания игрушек и методе дидактических игр с ними. При рассматривании игрушек применяются игровые приемы, игровые действия, но нет строгих правил. Дидактическая игра имеет другую структуру (игровую задачу, игровые правила, игровые действия). Однако в практике часто эти два метода объединяются, причем первый предшествует второму. Сначала дети рассматривают кукол, а затем играют в игру «Кукла Катя встречает гостей»; или в первой части занятия они рассматривают овощи и фрукты, а во второй – играют в «Чудесный мешочек». Рассматривание игрушек сопровождается беседой, в которой дети рассказывают об устройстве игрушек, их деталях, возможных играх с ними. Это позволяет включать усвоенные слова в связную речь, употреблять их в сочетании с другими словами.
Дидактические игры – широко распространенный метод словарной работы. Словарные игры проводятся с игрушками, предметами, картинками и на вербальной основе (словесные). Игровые действия в словарных играх дают возможность активизировать имеющийся запас слов. Новые слова не вводятся. Если воспитатель стремится сообщить новые слова, он неизбежно вторгается в игровое действие, отвлекает детей от игры пояснениями, показом, что ведет к разрушению игры. Словарные дидактические игры помогают развитию как видовых, так и родовых понятий, освоению слов в их обобщенных значениях. В этих играх ребенок попадает в ситуации, когда он вынужден использовать приобретенные ранее знания и словарь в новых условиях.
«Чудесный мешочек» (может проводиться с использованием игрушек разных категорий, в разных возрастных группах, чаще в младших).
Дидактические задачи. Учить детей узнавать предметы по характерным признакам; активизировать словарь (в соответствии с подбором игрушек, предметов; используются имена существительные, глаголы, прилагательные)
Игровые правила. Достать предмет, назвать его, рассказать, какой он. (Усложнение: отгадать предмет на ощупь, достать его и показать можно после того, как о нем рассказано; мешочек не открывается, если предмет не узнан по описанию или неправильно назван.)
Игровые действия. Ощупывание предмета, его угадывание. Загадывание загадки.
Существуют разнообразные варианты данной игры; содержание, игровые правила и действия усложняются в зависимости от возраста.
«Подбери посуду для куклы».
Дидактические задачи. Закрепить названия разной посуды, формировать умение использовать их по назначению; активизировать словарь (названия предметов посуды).
Игровое правило. Отобрать нужную посуду для повара, няни, для угощения куклы чаем.
В дальнейшем можно вводить обобщающие названия: посуда кухонная, столовая, чайная.
Дидактические упражнения в отличие от дидактической игры не имеет игровых правил. Игровая задача словарных упражнений состоит в быстром подборе соответствующего слова. Она представляет для детей определенную сложность. Поэтому особое внимание следует уделять подбору речевого материала, постепенности в усложнении заданий, их связи с предыдущими этапами работы над словом.
Основным содержанием лексических упражнений являются различные виды классификации слов: по родовому признаку (по группам: овощи, фрукты, посуда); по родовому и подродовому признакам (животные, домашние животные, дикие животные); по свойствам (цвет, вкус, величина, материал); составление словосочетаний и предложений с антонимами, многозначными словами; распространение предложений. Отличительной чертой является то, что большинство из них одновременно направлено на формирование грамматической стороны речи: на согласование слов, словоизменение, употребление слова в составе предложения, что объясняется единством лексических и грамматических значений слова. Такой тип упражнений можно назвать лексико-грамматическим.
Таким образом, в словарной работе используется совокупность разных методов и приемов в зависимости от степени овладения детьми слова. В обобщенном виде это можно представить в таблице.
Словарная работа в разных видах деятельности .
Развитие словаря детей происходит в процессе общения с окружающими в разных видах деятельности. Большое значение для обогащения и активизации словаря имеет бытовая деятельность. Дети осваивают жизненно необходимый обиходный словарь. В связи с воспитанием культурно-гигиенических навыков, формированием навыков самообслуживания ребенок осваивает слова, обозначающие предметы одежды, мебели, постельные и умывальные принадлежности, а также их качества, действия с ними. Естественность ситуаций общения в быту, связь с чувственным восприятием, собственная деятельность приводят к тому, что ребенок быстро запоминает слова, осваивает стоящие за словами обобщения, основанные на существенных признаках.
В трудовой деятельности словарь детей пополняется за счет названий орудий труда, инструментов, действий, качеств и свойств предметов. Особое значение имеет совместный, коллективный труд, в котором возникают и специально создаются разнообразные коммуникативные ситуации, требующие употребления соответствующих слов: планирование работы, обсуждение конкретных способов ее выполнения, обмен мнениями в ходе труда, краткие отчеты о выполненной работе.
Большая роль в активизации словаря принадлежит игре.
В сюжетно-ролевых играх на бытовые темы активизируется бытовой словарь, в играх на производственные темы – профессиональная лексика; в строительных играх – слова, обозначающие качества и пространственное расположение предметов, а также соответствующие глаголы.
Исключительные возможности для развития словаря создает творческая художественная деятельность детей. Ознакомление с различными видами искусства благодаря сочетанию зрительного и слухового восприятия, особого эмоционального воздействия на чувства ребенка расширяет кругозор и обогащает лексикон детей. Театрализованные игры, праздники и развлечения, участие в концертах и утренниках способствуют активизации образного словаря.
Словарная работа проводится на всех занятиях по другим разделам программы. Например, на занятиях по изобразительной деятельности дети осваивают названия предметов, оборудования, материалов, их качеств; занятия по физической культуре помогают уточнить и закрепить глаголы движения и т.д.
Таким образом, развитие словаря осуществляется в разных видах деятельности. Важно помнить, что для этого необходимо направлять процесс обогащения и активизации словаря детей, используя разные приемы словарной работы с учетом особенностей каждого вида деятельности.
Очень важно, чтобы работа над словарем, начатая в одном виде деятельности, продолжалась в другом виде, усложняясь и видоизменяясь, с учетом закономерностей овладения словом.
К старшему дошкольному возрасту, дети овладевают лексикой и другими компонентами языка настолько, что усваиваемый язык действительно становится родным. Здесь должно «заканчиваться, в основном, формирование ядра словаря».
Литература.
1 . Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. - 3-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2000
2.Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: Кн. Для воспитателя дет. сада. - 2_е изд., дораб. - М.: Просвящение, 1991.
3. Бондаренко А.К. Словесные игры в детском саду. Пособие для воспитателя детского сада. М., Просвящение, 1974.
4.Мухина В. Детская психология. - М.: ООО Апрель Пресс, ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000
Работа над уточнением значения слова тесно связана сформированием представлений у детей об окружающих предметах и явлениях, с овладением классификацией предметов. Классификация предметов может проводиться как внеречевом плане (разложить картинки на 2 группы), так и с использованием речи (отобрать только те картинки, на которых нарисованы овощи, назвать их одним словом).
Словарная работа по уточнению значения слов строится по темам: "Семья", "Игрушки", "Части тела", "Посуда", "Одежда", "Обувь", "Мебель", "Овощи", "Фрукты", "Домашние животные и их детёныши", "Дикие животные и их детёныши", Птицы", "Профессии", "Транспорт", "Времена года", "Явления природы", "Деревья и кустарники", "Цветы", "Новогодние праздники" и т.д.
При работе над расширением словарного запаса у детей с ОНР надо помнить, что по отдельным тематическим лексическим группам соотношение видовых и родовых слов - понятий у них различно. Дети употребляют такие родовые термины, как "птицы", "рыбы", "травы", "деревья", "грибы", "одежда", но у большинства из них в речевом запасе, как правило, нет таких родовых терминов, как "насекомые", "инструменты", "транспорт", "здания", вследствие чего они не могут одним общим словом назвать осу и пчелу, молоток и грабли и т.д.
При этом в одном случае затрудняются в подборе терминов, в другом - в установлении правильного соотношения между видом и родом, в третьем - не конкретизируют родовое слово - понятие. Поэтому по отношению к различному по тематике лексическому материалу развитие мышления и речи будет проводиться то от общего к частному, то наоборот.
Предложенные ниже примерные задания целесообразно использовать только в качестве ориентировочного, так как самое большее, что они могут дать - это наличие в речевом запасе детей родовых терминов, обобщённых и отвлечённых понятий. Включение требования обосновать свои обобщения придают упражнениям развивающий характер.
"Можно ли воробья и утку назвать одним общим словом?" - Почему думаешь, что это птицы?
"Каким общим словом можно назвать шубу и колготки?"
"Назови общим словом пчелу, кузнечика и стрекозу"
"Назови общим словом утюг, лампу, электроплитку"
Эти упражнения стимулируют включение в активную речевую практику родовых слов - понятий.
Очень важным моментом является выбор педагогически целесообразных видов словарно - логических упражнений. Каждое из них должно давать совершенно определённый результат: в одном случае надо отрабатывать приём сравнения и дети будут учиться находить черты сходства или отличия; в другом - дети будут группировать предметы, которые входят во взаимосмешиваемые родовые группы; в третьем - правильно подбирать родовое слово - понятие к данному перечислению предметов; в четвёртом - учиться выполнять двойное обобщение и т.д.
При проведении словарно-логических упражнений необходимо придерживаться определённой, обоснованной, дидактически целесообразной системы, обеспечивающей развитие речи и мышления.
Эти занятия носят обучающий характер и включают в себя различные варианты упражнений:
- - Перечисление предметов с последующим обобщением;
- - Продолжение перечисления видовых понятий после обобщения;
- - Обобщение после исключения "лишнего";
- - Обобщение через противопоставление (шапка - одежда, а ботинки - ?);
- - Обобщение попарно объединённых понятий (можно ли назвать одним словом берёзу и сосну, ель и сирень?);
- - Непосредственное обобщение (оса - это кто?);
- - Распределение по двум или нескольким группам;
- - Указание количества родовых групп (на сколько групп можно разделить предметы ель, берёза, липа, яблоня, ландыш, ромашка, сирень, орешник? );
- - Попарное объединение видовых и родовых понятий (устранить разницу: сом - зверь, кошка - птица, утка - рыба );
- - Двойное обобщение (пчела - насекомое, а насекомые - это кто?).
Словарно-логические упражнения нужно проводить на тщательно отобранном и систематизированном наглядном материале.
Примерные задания для количественного роста словаря существительных
- 1. Продолжить ряд предметов, назвать их одним словом (подобрать обобщающее понятие),
- 2. Назвать только те картинки, которые относятся к заданному видовому понятию (например, овощи из предложенных картинок: груша, огурец, вишня, лимон, смородина, банан, помидор, яблоко, капуста и т.д.).
- 3. Перечислить предметы видового понятия (какие предметы мебели (обуви) вы знаете).
- 4. Придумать второе слово в паре по аналогии с образцом: яблоко - фрукты, свёкла - …, стакан - …, белка - …, грузовик - …
- 5. Найти лишнюю картинку: морковь, лук, самолёт, капуста; лук, картошка, репа, груша.
- 6. Разложить картинки на две группы: животные, растения; дикие и домашние животные.
- 7. Отгадать загадки. Предлагаются загадки с использованием обобщающих слов. Например: "Что за птица? Красные лапки щиплют за пятки".
"Зверь я горбатый, а нравлюсь ребятам" и т.д.
- 1. Назвать детёнышей животных: "У кошки котята" и т.д.
- 2. Определить время года по картинкам.
- 3. Определить по картинке время суток.
- 4. Назвать профессию людей по картинкам.
- 5. Назвать слово с противоположным значением (перекидывая мяч)
Калиманова К.А .
Учитель-логопед МКДОУ № 9, г. Шадринск
Методы и приемы работы по формированию словарного запаса
у детей дошкольного возраста.
Проблемы и задачи развития речи детей дошкольного возраста были актуальны всегда. Во все времена развитию речи детей уделялось большое внимание. Значение речи в становлении личности ребёнка настолько велико, что задачи по её формированию занимают особое место в воспитании. В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу и СМИ, поэтому дошкольная педагогика рассматривает развитие словаря у детей как одну из важных задач развития речи.
Для развития словарного запаса важно постоянное общение взрослых с ребенком. Объем и качество (точность, образность) словаря дошкольника зависят от того, насколько полноценным является его общение. Важно беседовать с дошкольником, задавать вопросы, создавать ситуации, в которых раскроются вероятные недочеты понимания и употребления слов ребенком.
В использовании составленного комплекса коррекционных упражнений, направленных на развитие словарного запаса детей дошкольного возраста применяются различные методы.
Наглядные: в качестве наглядных методов используются наблюдение и демонстрация наглядных пособий.
Практические: ведущим практическим методам является упражнение.
Игровые: достоинство игровых методов и приёмов заключается в том, что они вызывают у детей повышенный интерес, положительные эмоции, помогают концентрировать внимание на учебной задаче.
Словесные: в качестве словесных методов, которые сочетались с наглядными, игровыми и практическими, также используется беседа и чтение произведений разного жанра.
Для развития и обогащения словарного запаса детей разработан комплекс коррекционно-развивающих игр и упражнений, включающий иллюстративно - графический и игровой материал:
Предметные картинки с изображением различных признаков предметов
(цвет, форма, величина);
Сюжетные картинки с изображением действий;
Коллекция предметов для ознакомления и обследования по цвету, форме, размеру,
по -составным частям, по фактуре (на ощупь) ;
Муляжи, игрушки, предметные картинки по лексико - тематическим циклам;
Картотека игр и игровые упражнения на активизацию словаря и словообразования;
различные фигурные классификаторы: ваза (цветы, корзина (фрукты, овощи, грибы) и т. д.
Технические средства обучения (детский компьютер, аудиозаписи и т. д.) .
Для успешной работы по формированию словарного запаса можно ввести разработанный комплекс упражнений в занятия воспитателя, в индивидуальную работу с детьми, в режимные моменты детей (например, на прогулке можно проводить множество игр на развитие словаря). А также привлечь к сотрудничеству родителей, так как доказано, что успех коррекционной работы во многом определяется в согласованной целенаправленной работе логопеда, воспитателей и родителей.
а) Предложить педагогам и родителям разнообразить досуг детей.
б) Оформить информационный уголок для родителей.
Подбор игр и упражнений осуществлялся с нарастающей сложностью, так как игра - основной вид деятельности ребёнка дошкольного возраста, через неё он познаёт окружающий
мир, овладевает родным языком, а правильно и интересно организованная игра способствует не только развитию и исправлению речи, но и развитию личности в целом.
Комплекс коррекционно-развивающих упражнений по развитию словаря у детей дошкольного возраста состоит из нескольких разделов:
Развитие пассивного и активного словаря
. Настольные игры.
Цель: расширение предметного словаря, развитие логического мышления.
«Лото», «Домино», «Парные картинки», «Кубики».
. Игра «Чудесный мешочек»
Цель: расширение предметного словаря, в процессе расширения словаря обратить внимание на правильность грамматического оформления слов.
«Это мяч. Он синий с белой полоской, резиновый, круглый. Им можно играть с другом или бросать об пол».
. Игра «Что не так?»
Цель: расширять предметный словарь, обращая особое внимание на слова, обозначающие обобщенные понятия, развивать слуховое внимание.
Дать детям инструкцию: «Внимательно слушайте, правильно ли я называю домашних животных: корова, лошадь, белка, собака, курица, ворона, заяц?» Дошкольники исправляли ошибки. Эта игра адаптируется под все изучаемые темы.
. Игра «Бюро находок» или «Найди по описанию».
Цель: пополнять пассивный словарь детей словами-признаками, научить подмечать ведущие признаки предметов.
Детям сообщить, например: «Вы потеряли предмет красного цвета круглой формы, сделанного из резины». Дошкольники узнают предмет по описанию, запоминая не только название предмета, но и его признаки.
. Игра «Одинаковый»
Цель: обогащение и активизация словарного запаса; развитие памяти, слухового внимания, мыслительных процессов, коммуникативной функции детей.
Ребёнку надо найти пары одинаковых или похожих предметов (или сюжетов) из данных 8-16 карточек. Игроки по очереди открывают одну за другой две карточки. Если картинки оказываются разными, то карточки опять переворачиваются картинкой вниз. Если же картинки оказываются одинаковыми (или похожими, то открывший их получает фишку. Поставить задачу: стараться запомнить изображения и 2 раза одну карточку не открывать.
В конце игры, подсчитав фишки, определяется победитель.
. Игра «Путаница»
Цель: расширять предметный словарь, обращая особое внимание на слова, обозначающие обобщенные понятия; закреплять названия частей целого предмета.
Детям раздаются конверты с деталями от разных видов одежды. Они меняются друг с другом и складывают свою одежду. Игра адаптирована под другие лексические темы.
. Упражнение «Покажи, где нарисовано?»
Цель: развивать пассивный словарь.
Детям предлагаются предметные картинки и сюжетные картинки.
Мяч, дерево, кружка, пирамида, ручка, блюдце, стакан, карандаш, книга, стул
Предусматривается вариант усложнения игры, когда ребёнок должен был показать предметы, которые не находились в поле зрения, например, дверь, окно. Он должен был найти их в окружающей обстановке и назвать.
. Упражнение «Подбери нужное слово»
Цель: развивать активный словарь детей, учить подбирать к названным определениям подходящие слова.
Мокрый; тяжёлый; радостный.
Светит; пишет; висит.
. Упражнение «Кто как кричит»
Цель: уточнить названия действий животных.
кошка - мяукает, кузнечик - стрекочет
. Упражнение «Запомни и назови»
Цель: развивать активный словарь детей.
Детям в определённом порядке показывались картинки с изображением фруктов (не более 5). Затем картинки убирались. Дети воссоздавали увиденное в нужной последовательности: лимон, виноград, апельсин, груша, яблоко.
. Упражнение «Часть - целое»
Цель: расширять предметный словарь, закреплять названия частей целого предмета или объекта.
Детям назывались части предмета или объекта, а они догадывались, о каком предмете идёт речь и назвали его. Например: Ствол, ветки, сучья - дерево.
Спинка, ножки, сиденье - стул. Крылья, клюв, хвост - птица.
. Упражнение «Что это?»
Цель: расширять предметный словарь, обращая особое внимание на слова, обозначающие обобщенные понятия.
Детям предлагается закончить предложение, а потом вслед за взрослым повторить его полностью. Берёза, осина, дуб — это. Ромашка, василёк, незабудка - это.
. Упражнение «Какой?»
Цель: развитие словаря признаков.
Детям предлагается подобрать прилагательные к слову лес (большой, зелёный, красивый, густой, богатый, тихий, таинственный, сосновый, тёмный, зимний, дремучий).
. Упражнение «Скажи правильно»
Цель: развитие глагольного словаря.
Машина (ехать) заяц (прыгать) и т.д.
. Упражнение «Исправь ошибку»
Цель: развитие глагольного словаря, логического мышления. Повар лечит, а врач готовит. Маляр рисует, а художник красит. Лётчик ездит, а шофёр летает и т. д.
. Упражнение «Снежный ком»
Цель: развитие активного словаря, закрепление «новых» слов применении их в связной речи.
Детям предлагается с «новыми» словами составить словосочетания, предложения, рассказ.
. Игра «Скажи по-другому». (С волшебной палочкой).
Цель: ввести в речь детей синонимы разных частей речи.
Дети встают по кругу и, отвечают, передавая друг другу волшебную палочку.
Бой - битва, сражение. Буря - ураган, шторм. Доктор - врач. И т. д.
. Игра «Кто скажет иначе?» (с мячом).
Цель: учить детей понимать и запоминать слова синонимы.
Детям предлагается к слову найти синоним. Этот ребёнок отдает мяч следующему.
Бежать - мчаться, нестись. Беспокоиться- волноваться, переживать.
. Игра «Упрямые дети»
Детям сообщается, что они вдруг стали упрямыми и должны говорить всё наоборот. Например, если они услышат слово «открыл», то должны сказать «закрыл».
Отъехал - приехал, вылетел - залетел, и т. д.
. Игра «Скажи наоборот»
Цель: учить понимать и подбирать слова с противоположным значением.
Например, взрослый говорит: «Я вижу высокий дом». Ребёнок отвечает:
«Я вижу низкий дом». (У меня острый нож. - У меня тупой нож).
. Упражнение «Угадай слово». Образование антонимов.
Цель: научить детей подбирать прилагательные с противоположным значением.
Детям предлагается закончить предложение, а затем повторить его полностью.
Дуб большой, а рябина … Сосна высокая, а куст …
. Игра «Назови ласково»
Цель: научить детей образовывать существительные с ласкательным значением.
блюдце - …, овца - …, собака - …, белка - … .
. Игра «Большой - маленький»
Цель: научить детей образовывать существительные с уменьшительным и ласкательным значением: замок - …, мяч - …, стул - …, заяц - … .
. Упражнение «Что приготовим?»
Из яблока - яблочное повидло.
. Упражнение «Какой?»
Цель: научить детей образовывать качественные прилагательные.
Огурец зелёный, а помидор (какой).
. Упражнение «Что из чего?»
Цель: научить детей образовывать относительные прилагательные от существительных.
из соломы -, из шерсти - … .
. Упражнение «Чей хвост?» (Чья лапа. Чьё ухо.)
Цель: научить детей образовывать притяжательные прилагательные от существительных.
у кита - …, у волка - …, у барсука - …, у белки -… Усвоение лексической сочетаемости слов.
Упражнение «Запомни и измени слово по образцу»
Цель: учить изменять существительные по числам. 1 2 6 тетрадь тетради тетрадей
. Упражнение «Один - много»
Цель: научить детей образовывать множественное число существительных и правильно употреблять их в предложении. Это лимон, а это …. лимоны.
. Упражнение «Какого цвета»
Цель: учить правильно, согласовывать название предмета с названием признака.
Можно выделить две группы методов: методы накопления содержания детской речи (методы ознакомления с окружающим миром и обогащения словаря) и методы, направленные на закрепление и активизацию словаря, развитие его смысловой стороны.
Первая группа включает методы: а) непосредственного ознакомления с окружающим и обогащения словаря: рассматривание и обследование предметов, наблюдение, осмотры помещения детского сада, целевые прогулки и экскурсии; б) опосредованного ознакомления с окружающим и обогащения словаря: рассматривание картин с малознакомым содержанием, чтение художественных произведений, показ диа-, кино и видеофильмов, просмотр телепередач.
Метод наблюдения:
Во время наблюдения не следует перегружать внимание детей деталями, многочисленными подробностями. Это отвлекает ребенка от главного и быстро утомляет..
Обеспечивать детям во время наблюдения активность восприятия: воспитатель задает вопросы, дети отвечают и сами о чем-то спрашивают, им разрешается не только посмотреть вещь, но и потрогать, подержать, поиграть с ней.
Количество наблюдений и экскурсий «должно быть педагогически обоснованно и находиться в соответствии с числом других занятий».
К методам непосредственного ознакомления с окружающим относятся также рассматривание предметов, наблюдения за животными, деятельностью взрослых . Они проводятся во всех группах и имеют целью уточнить и углубить знания о предметах, с которыми ребенок часто соприкасается в своей жизни (посуда, одежда, мебель, орудия труда, школьные принадлежности). Дети учатся последовательно наблюдать, выделять существенные признаки предметов. При этом широко используются обследование, приемы сравнения, позволяющие выделять различие и сходство между предметами, обобщать, классифицировать. На этой основе ребенок постепенно осваивает слова разной степени обобщения, выражающие видовые и родовые понятия, относящиеся к разным частям речи.
Речевой образец (называние) педагога имеет особое значение. Новые слова должны произноситься четко, внятно. Используются специальные приемы привлечения внимания детей к слову, к наименованию: интонационное выделение слова, несколько усиленное его артикулирование, повторное проговаривание слов и словосочетаний детьми. С учетом этого можно рекомендовать повторение как: буквальное индивидуальное и хоровое воспроизведение образца («Послушайте, как я скажу слово – аквариум. Теперь вы скажите»); совместное произнесение слова педагогом и детьми (сопряженная речь); игровое повторение «Кто лучше скажет»; ответы на вопросы («А ты как думаешь, как надо сказать?»).
Среди методов опосредованного ознакомления с окружающим и обогащения словаря большое место занимает показ картин с малознакомым содержанием . Картина в данном случае дает детям знания о тех объектах, которые они не могут наблюдать непосредственно (о диких животных, о жизни народов в нашей стране и за рубежом, об отдельных видах труда, о технике и средствах передвижения и др.). Таким образом, картина несет ребенку вместе с представлением и слово, ее рассматривание сопровождается речевым образцом, пояснениями и рассказом воспитателя, чтением стихов, загадыванием и отгадыванием загадок, объяснением и толкованием новых слов, сопоставлением их с уже известными, постановкой вопросов, многократным проговариванием слов детьми в разном контексте.
В детском саду используются все виды специально созданных для детского сада дидактических картин (серии «Дикие животные», «Домашние животные», «Кем быть», «Времена года»), а также репродукции картин известных художников (А. К. Саврасова, И. И. Шишкина, И. И. Левитана и других). Важно точно определить объем знаний и соответствующего словаря, наметить основные методические приемы (вопросы, пояснения, привлечение художественного слова, обобщение ответов детей).
Одним из средств обогащения словарного запаса детей наряду с речью окружающих взрослых является художественная литература . В связи с чтением и рассказыванием могут использоваться следующие приемы работы над словом: накопление содержания речи в предварительной работе, обогащение знаний об окружающем с целью подготовки детей к восприятию произведения; акцентирование внимания на словах, несущих основную смысловую нагрузку;
Прекрасным средством развития мышления и образной речи являются пословицы, поговорки, загадки, прибаутки, которые К. Д. Ушинский назвал лучшим средством «привести дитя к живому источнику народного языка». С ними можно связать много полезных для ребенка объяснений.
Вторая группа методов словарной работы используется для закрепления и активизации словаря: рассматривание игрушек, рассматривание картин с хорошо знакомым содержанием, дидактические игры, чтение художественных произведений, дидактические (словарные) упражнения.
Рассматривание игрушек как метод уточнения, закрепления и активизации словаря используется во всех возрастных группах. Содержание и подбор игрушек для каждой группы определяются возрастными особенностями детей и задачами речевой работы. Для развития словаря используются различные категории игрушек: люди (фигурки детей, взрослых), жилища людей и их окружение, средства передвижения, животные, птицы, овощи, фрукты, грибы, орудия труда. Особое значение имеет предложенная Е. И. Тихеевой дидактически оборудованная кукла (платье, белье и обувь, постель, посуда, мебель, орудия труда), которая является средством закрепления и активизации бытового словаря в организованных играх и занятиях.
Сначала дети рассматривают кукол, а затем играют в игру «Кукла Катя встречает гостей»; или в первой части занятия они рассматривают овощи и фрукты, а во второй – играют в «Чудесный мешочек»; рассматривание орудий труда может предшествовать дидактической игре «Кому что нужно для работы» и др. Рассматривание игрушек сопровождается беседой, в которой дети рассказывают об устройстве игрушек, их деталях, возможных играх с ними. Это позволяет включать усвоенные слова в связную речь, употреблять их в сочетании с другими словами.
Рассматривание картин направлено на уточнение детских представлений и словаря и всегда сопровождается беседой , активизирующей накопленный ранее словарь. Словарная работа при этом тесно связана с развитием диалогической речи. Воспитатель своими вопросами побуждает детей использовать определенные (заранее им отобранные) слова и словосочетания. Вопрос является основным приемом работы над словом.
Дидактические игры – широко распространенный метод словарной работы. Словарные игры проводятся с игрушками, предметами, картинками и на вербальной основе (словесные). Игровые действия в словарных играх дают возможность, главным образом, активизировать имеющийся запас слов. Новые слова не вводятся. Если воспитатель стремится сообщить новые слова, он неизбежно вторгается в игровое действие, отвлекает детей от игры пояснениями, показом, что ведет к разрушению игры.
Словарные дидактические игры помогают развитию как видовых, так и родовых понятий, освоению слов в их обобщенных значениях. В этих играх ребенок попадает в ситуации, когда он вынужден использовать приобретенные ранее знания и словарь в новых условиях.
В методике дошкольного воспитания накоплен богатый арсенал дидактических игр с детьми разного возраста («Магазин», «Что из чего сделано?», «Кому что?», «Кто найдет, пусть возьмет», «Кто первый узнает?», «Чудесный мешочек», «Парные картинки», домино «Транспорт»). Они достаточно подробно описаны в различных сборниках дидактических игр.
Для примера приведем наиболее типичные словарные игры.
«Чудесный мешочек» (может проводиться с использованием игрушек разных категорий, в разных возрастных группах, чаще в младших).
Дидактические задачи. Учить детей узнавать предметы по характерным признакам; активизировать словарь (в соответствии с подбором игрушек, предметов; используются имена существительные, глаголы, прилагательные)
Игровые правила. Достать предмет, назвать его, рассказать, какой он. (Усложнение: отгадать предмет на ощупь, достать его и показать можно после того, как о нем рассказано; мешочек не открывается, если предмет не узнан по описанию или неправильно назван.)
Методы:
1) Непосредственного ознакомления с окружающим:
-Проведение наблюдений (направлены на уточнение и закрепление знаний об окружающем, в основе наблюдений- непосредственное восприятие детьми явлений, предметов.
-Экскурсии проводятся со средней группы. Экскурсии - осмотры с детьми младшего возраста.(Требования к экскурсиям)
-Рассматривание предметов , игрушек (мл-ср возраст). Цель таких занятий ввести в словарь детей названия предметов, действий с ними.
-Рассматривание картин - направлено на уточнение детских представлений и словаря и всегда сопровождается беседой. В этом случае развивается диалогическая речь, т.к. беседа идет в вопросно - ответной форме.
-Организация ролевых игр
-Просмотр кинофильмов, диафильмов ит.д.
2)Опосредованного ознакомления:
- Чтение произведений художественной литературы, устного народного творчества. Словарная работа важна приработе над текстом. Понимание текста зависит от понимания значений слов.
-Использование дидактических игр –игровые действия дают возможность закреплять и уточнять имеющийся словарь детей.(Игры:1) с игрушками, предметами; 2)картинками(настольно- печатные), 3)словесные игры.
Приемы:
-Вопросы (простые и сложные)
-Дидактические упражнения и игры . Используются для активизации употребления разных частей речи для закрепления знаний про какое-то явление (м. б. с наглядностью и без). В ст. возрасте проводятся словарно – логические упражнения на классификацию, группировку, обобщение предметов.
-Загадывание и отгадывание загадок, разгадывание кроссвордов . Дети учаться сначала отгадывать загадки, опираясь на наглядность, а затем пробуют составлять загадки самостоятельно. Дети постигают образный язык.
Показ с называнием (необходимо организовывать активную деятельность детей)
Поручения (найди, принеси) для закрепления названий предметов в мл.возрасте
Объяснение смысла слова (когда показ предмета невозможен)
Объяснение происхождения слова(необходимо помогать детям осваивать словообразовательные связи)
Многоразовые повторения нового слова, фразы
Использование нового слова в сочетании со знакомым
Метод непосредственного наблюдения применяется в ряде занятий, проводимых в детских садах: осмотрах помещений детского сада, экскурсиях, рассматривании предметов (одежды, посуды, овощей и т. д.), наблюдениях за каким-нибудь процессом (труд взрослых, уличное движение, кормление животного и т. п.).
При ознакомлении с новым объектом практикуется распознающее наблюдение, направленное на установление сущности нового, его признаков и свойств, его связей с окружающим миром. В процессе такого наблюдения по возможности активизируются разнообразные анализаторы, обозначаются словом отдельные ощущения детей: зрительные, слуховые, обонятельные, кожные (тактильные и температурные), кинестетические.
На фоне этой познавательной деятельности осуществляются и словарные задачи - преднамеренное введение новых слов, закрепление знакомых.
Готовясь к организации какого-либо наблюдения, воспитатель отбирает из программы ознакомления с окружающим необходимый для одного занятия круг сведений, а также слова, которыми дети должны овладеть в процессе наблюдения. Например, в старшей группе экскурсии по улице могут проводиться с разной целью, в зависимости от этого подбирается и словарь для обогащения речи детей: при рассматривании зданий - балкон, подъезд, витрина, арка, многоэтажный; при наблюдении за уличным движением - тротуар, мостовая, посередине, справа, слева.
Начало занятия - важнейший его этап, который должен проходить в спокойной обстановке. Это нужно учитывать и при проведении занятпй, связанных с выходом за пределы групповой комнаты (экскурсия, осмотр помещения). Неправильно сообщать цель занятия на ходу, когда дети одеваются или выходят из детского сада, так как внимание их в это время не собрано и слышат воспитателя не все.
При первоначальном восприятии объектов нужно дать детям небольшую паузу для свободного созерцания, для обмена первыми, часто непроизвольными репликами. Затем педагог приступает к активному руководству наблюдением.
Часто во время экскурсии дошкольники знакомятся с предметами на расстоянии. Поэтому здесь особенно велико значение речи воспитателя: нужно точнее и чаще употреблять обозначения величины, пространства (улица широкая, по краям - деревья, аллея прямая, вдали пруд, направо от детского сада - перекресток и т. п.).
На протяжении всего занятия педагог применяет различные приемы словарной работы.
Для того чтобы восприятие дошкольников было более точным, следует привлекать детей к активным действиям по обследованию объектов. Например, чтобы нагляднее представить величину грузовика, малыши берутся за руки и окружают его; чтобы отметить высоту колес, они поднимают руки вверх, дотягиваются до кузова. При обозначении длины дети производят движения рукой слева направо вдоль предмета, при обозначении высоты - снизу вверх. В восприятии формы также широко применяются способы обследования: обведение контура руками, обхватывание предмета, скольжение рукой по поверхности, прокатывание. Это позволяет дифференцировать восприятие, вводить в словарь детей слова на основе точного соотнесения их с познаваемыми качествами («Этот коврик круглый, у него нет уголков»). В дальнейшем самостоятельное использование ребенком в активной речи слов, обозначающих качества и свойства предметов, является показателем высокой сенсорной и речевой культуры.
Полезно связывать наблюдение с практически необходимым, жизненным делом - это усиливает интерес детей, например не только посетить библиотеку, но и записаться в нее по всем правилам и взять для чтения первую библиотечную книгу (подготовительная к школе группа).
Для ознакомления с предметным миром В. И. Логинова выделяет следующие три группы занятий: 1) первичное ознакомление с предметами и введение в словарь новых названий предметов и действий; 2) занятия по ознакомлению с качествами и свойствами предметов, в том числе сравнение предметов; 3) занятия по формированию понятий в процессе обобщения.
Наряду с занятиями, где в основном дети знакомятся с предметами и целостными явлениями, в каждой группе следует запланировать несколько занятий по ознакомлению с качествами и свойствами предметов и материалов.
Дошкольникам доступны знания о наиболее распространенных материалах (ткань, стекло, бумага, кожа, резина, дерево, металл, пластмасса). Знакомясь с материалами, они убеждаются, что все вещи изготовляют из материалов, что существуют процессы превращения материалов в вещи (шитье, вырезывание, лепка, склеивание п т. п.). У детей развивается способность видеть в любой вещи ее материал, устанавливать свойства материала некоторыми доступными способами обследования (надавить, согнуть, надорвать, ударить и послушать звук).
Внимание детей привлекают к процессу изготовления предметов. Например, детям показывают куски ткани, которые они внимательно ощупывают и осматривают; затем тут же кроят фартук, с помощью детей его шьют на швейной машине. На следующих занятиях дошкольникам предлагаются сходные вещи из разных материалов, а также разновидности одного и того же материала (кукольное платье из ткани и бумаги; бумага плотная и рыхлая). На этих занятиях широко используются приемы сравнения, а также группировки предметов по определенному признаку.
Наиболее интересна предложенная В. И. Логиновой методика занятий третьего типа. Переход к обобщениям требует специального обучения тому, как надо выделять в разных предметах одни и те же существенные признаки. Так, с детьми четвертого года в основном проводят занятия по формированию видовых понятий. Такие занятия чаще протекают в игровой форме с большим количеством наглядного материала (предметы одного вида, различающиеся несущественными признаками, и предметы близких видов). Важно, чтобы ребенок мотивировал выбор предмета из группы сходных (Как вы узнали чашки? Почему не взяли стакан, бокал? Чего здесь нет? Да, у чашек есть ручки, вот как вы их узнали).
Более сложны занятия по первичному формированию родовых обобщений. Специфичен подбор наглядного материала: это несколько видов предметов, ярко различающихся по несущественным признакам (грузовик, самолет, пароход, автобус, велосипед), и несколько видов, входящих в другие понятия, в том числе и чем-то близких первому (пушка, швейная машина, асфальтовый каток, кресло). Такие занятия имеют особую структуру:
1) краткое рассматривание трех-четырех видов, выделение уже известных детям признаков (последовательное рассматривание изображений грузовика, самолета, парохода). Уточнение вопросов: для чего нужна машина? Кто ею управляет? и др.;
2) работа над понятием. Отделение существенных признаков от несущественных, введение слова, обозначающего обобщение. Ответы детей на вопросы: что разного у всех этих трех предметов? Что бщего? Обобщение воспитателя и сообщение нового слова: "Все, что служит для перевозки людей и груза, называется транспортом". Дети могут повторить это слово и ответить на вопросы: как можно узнать, что это транспорт? и др;
3) упражнение в подведении видов предметов под понятие на основе учета существенных признаков. Дети классифицируют картинки, отбирая группу «транспорт», и мотивируют свой выбор.
№31 « Развитие словаря детей на занятиях по сравнению предметов. Содержание занятий, отбор предметов для сравнения в разных возрастных группах. »
Особенности развития словаря у детей дошкольного возраста и задачи словарной работы, характеристика словаря у детей дошкольного возраста (объем, особенности усвоения значения слова, овладения образными выражениями, фразеологизмами) и задачи его расширения, обогащения. Особенности усвоения обобщенного значения слова, элементарных понятий; пассивный словарь в речи детей.
· расширение словаря от группы к группе на основе ознакомления детей с расширяющимся кругом предметов, явлений окружающей общественной жизни и природой;
· словарная работа в процессе углубления знаний о предметах иявлениях и их отношениях; введение в словарь слов, обозначающих качество, свойства, отношения; введение в словарь синонимов, антонимов, сравнений и т.д. как содержание словарной работы;
· развитие словаря в процессе обобщения представлений о предметах и явлениях, введение слов, обозначающих элементарные понятия (видовые, родовые), в словарь детей.
Принципы словарной работы.
Методика развития словаря на специальных занятиях. Виды занятий по развитию словаря.
Занятия по развитию словаря на втором и третьем году жизни в процессе первоначального ознакомления с предметами и явлениями. Содержание занятий. Методика введения новых слов. Организация речевого общения детей на занятиях и в повседневной жизни.
Словарная работа по ознакомлению детей дошкольного возраста с предметами. Занятия по развитию словаря детей на основе углубления знаний о предметах и явлениях.
Развитие словаря детей на занятиях по ознакомлению со свойствами и качествами предметов и их материалов. Содержание занятий в младших группах.
Развитие словаря детей по ознакомлению детей со свойствами и качествами предметов и их материалов, содержание занятий в разных возрастных группах.
Развитие словаря детей на занятиях по сравнению предметов. Содержание занятий, отбор предметов для сравнения в разных возрастных группах.
Особенности методики занятий по формированию навыков видовых и родовых обобщений. Выделение и осознание детьми существенных признаков. Подведение детей к пониманию слов, выражений на основе ориентировки на существенные признаки предметов и явлений. Организация, структура и методика занятий.
Словарная работа в процессе формирования знаний о труде взрослых и других явлениях общественной жизни, природы в разных возрастных группах. Методика проведения наблюдений и экскурсий, связь словарной работы на экскурсиях с речевой работой на других занятиях.
Картины, их роль в ознакомлении детей с окружающим миром и в развитии словаря. Методика использования картин для развития речи в разных возрастных группах.
Роль беседы в формировании обобщенных представлений об общественных явлениях. Опора на конкретные знания детей. Логика и направленность таких бесед.
Роль народного словесного творчества в словарной работе. Методика обучения отгадыванию загадок. Связь этого вида занятий с рассматриванием предметов и игрушек, картин. Пословицы и поговорки, их использование в словарной работе.
Дидактические игры и лексические упражнения для решения задач словарной работы. Содержание и методика их проведения. Словарная работа в разных видах деятельности.
Основные понятия: слово, словарная работа, развитие словаря, качества и свойства предметов, видовые и родовые обобщения.
Основные идеи:
· Словарная работа опирается на развитие познания окружающей действительности.
· Процесс освоения словаря есть процесс постоянного накопления слов и овладения их содержанием.
· Формирование словаря не является самоцелью, оно направлено на обогащение речевого общения, формы связной речи.
№32. Связь занятий по ознакомлению с качественными особенностями предметов и по сравнению предметов с занятиями по составлению описательных рассказов. »
Среди основных признаков предметов выделяют свойства и качества. Качествами называют внешние признаки предметов (цвет, форма, величина, вес, температура и др.), которые можно определить на основе восприятия при помощи разных органов чувств. Например, карандаш – красный, длинный, легкий, гладкий. Свойства предмета – это скрытые, внутренние признаки, которые проявляются при взаимодействии с другими предметами или при нарушении целостности и функций предмета. Например, ломается, размокает, тонет. Материал , из которого сделаны предметы, объединяет в себе ряд свойств и качеств. Например, если предмет деревянный, то он твердый, легче металла, принимает температуру окружающей среды, горит, не тонет и др.
Дети начинают воспринимать основные качества предметов на первом году жизни. Ученые отмечают, что малыши различают основные цвета, температуру помещения, в котором они находятся, тактильные ощущения прикосновения к коже. На втором году жизни начинается процесс усвоения детьми сенсорных эталонов, дети учатся называть качества предметов определенным словом.
Действия с предметами, направленные на выявление их свойств и качеств, называются обследовательскими, а целенаправленный процесс выявления свойств и качеств предметов – обследованием , при этом дети составляют описательные рассказы. На занятиях важно научить детей выполнять правильные обследовательские действия для выявления определенных качеств и свойств. Например, чтобы узнать цвет и форму предмета, надо на него посмотреть и сравнить эти качества с сенсорными эталонами. А чтобы узнать, предмет твердый или мягкий, на него надо надавить. Если предмет погладить ладонью, мы узнаем, какая у него поверхность: гладкая или шероховатая. При этом словарь детей обогащается не только прилагательными, выражающими разнообразные признаки предметов, но и глаголами, обозначающими обследовательские действия. Педагог должен точно сформулировать способ выделения определенного признака (погладь, надави, проведи ладонью, сожми и др.).
Важным условием организации активной познавательной деятельности является предоставление материала для обследования каждому ребенку. Возможность действовать с предметами обеспечивает обогащение сенсорного опыта детей и быстроту усвоения новых слов.
Приемами, активизирующими процесс углубления знаний детей о предметах и явлениях и развитие словаря детей, являются:
Вычленение свойств и качеств на основе сравнения их с противоположными;
Включение свойств и качеств предметов в деятельность, зависящую от этих признаков, например выбор бумаги для изготовления праздничных открыток;
Использование словесно-логических упражнений на базе основных признаков предметов;
Составление загадок на сравнение свойств и качеств предметов.
Занятия по углублению знаний детей о признаках предметов имеют определенную структуру, включающую три части:
1 часть – вычленение свойств и качеств в определенной деятельности и ситуации;
2 часть – обучение детей обследовательским способам для выделения нужных признаков, обогащение речи детей новыми словами;
3 часть – упражнения на выделение знакомых свойств и качеств в разных предметах и активизация словаря у детей.
В качестве усложнения можно проводить занятия по сравнению предметов на основе свойств и качеств. Для данных занятий подбираются предметы, имеющие общие и отличительные признаки.
№ 33. «Овладение обобщающими словами. Особенности методики формирования видовых обобщений»
Путь развития обобщения у детей охарактеризовала М. М. Кольцова.
первая степень обобщения – слово замещает чувственный образ только одного предмета (кукла – только вот эта кукла). Слово несколько раз совпало с ощущениями отданной вещи, и между ними образовалась прочная связь. Эта степень обобщения доступна детям конца первого – начала второго года жизни;
вторая степень обобщения – слово замещает чувственный образ ряда однородных предметов (кукла относится к любой кукле, независимо от ее размера, материала, из которого она сделана, и т.д.). Значение слова здесь шире. Эта степень обобщения может быть достигнута детьми к концу второго года жизни;
третья степень обобщения – слово обозначает несколько групп предметов, имеющих общее назначение (игрушки, посуда и т. п.). Слово игрушки обобщает и кукол, и мячи, и кубики, и другие предназначенные для игры предметы. Сигнальное значение такого слова очень широко, но вместе с тем значительно удалено от конкретных образов предметов. Эта степень обобщения доступна детям в три – три с половиной года;
четвертая степень обобщения – слово достигает высшей стадии интеграции. В слове как бы дан итог предыдущих уровней обобщения (слово вещь, например, содержит в себе обобщения, которые заключают в себе слова игрушки, посуда, мебель и др.). Сигнальное значение такого слова чрезвычайно широко, а связь его с конкретными предметами прослеживается с большим трудом. Такого уровня обобщения дети достигают лишь на пятом году жизни.
Для того чтобы ребенок усвоил слова первой и второй степени обобщения, необходимо совпадение во времени звучания слова, которое произносит взрослый, с восприятием малышом предмета или действия, которое оно обозначает. Причем чем меньше ребенок, тем большее количество таких совпадений требуется. Так, на первом году необходимо более 50 – 70 повторений, в то время как на втором году – не более 10. Большое значение имеют действия ребенка с называемым предметом. В исследовании М. М. Кольцовой убедительно доказано, что слово превращается в обобщающий сигнал при условии выработки большого количества двигательных условных связей.
Для развития более высоких степеней обобщения требуется во время восприятия предметов называть их как конкретным, так и более общим по значению словом («Эта кукла – хорошая игрушка.Сколько у тебя игрушек – и кукла, и автомобильчик, и мячик!»).
После 4 – 5 лет дети, владеющие речью, относят новое слово уже не к одному, а ко многим предметам. Усваивая от взрослых готовые слова и оперируя ими, ребенок еще не осознает всего того смыслового содержания, которое они выражают. Детьми может быть усвоена предметная отнесенность слова, а система абстракций и обобщений, стоящая за ним, нет. Можно привести много примеров несовпадения значений слов в речи детей и взрослых.
Методика формирования обобщающих понятий в словаре дошкольников построена на основе ознакомления с разными группами предметов и сравнения их между собой.
В младшем дошкольном возрасте дети знакомятся с предметами ближайшего окружения через игры с игрушками. Ряд игр с дидактической куклой, рекомендованных еще Е.И. Тихеевой, способствует усвоению детьми базовых признаков посуды, мебели, одежды. Это такие игры, как «Оденем куклу на прогулку», «Накормим куклу обедом», «Кукла переезжает на новую квартиру» и др. Часто признаками для обобщения являются функции предметов, их назначение, хотя дети больше обращают внимание на внешние признаки (цвет, форма, величина). Необходимо при каждом рассматривании и сравнении предметов задавать детям обобщающие вопросы, типа: «Как назвать все эти предметы одним словом? Как принято называть эта группа предметов?». Педагог должен сам акцентировать внимание детей на словах, обозначающих группы предметов: «Это – игрушка. Она принято называть мяч, она нужна для игры».
Для закрепления знания детей о группах предметов и обогащения словаря соответствующими словами используются игры на классификацию. К примеру, «Помоги Маше», предложить детям помочь кукле Маше навести порядок, сложить в одну коробку посуду, в другую – одежду. Часто такие игры проводятся с картинками, к примеру, «Найди пару».
В среднем дошкольном возрасте работа по формированию обобщающих понятий идет в двух направлениях: увеличивается количество групп предметов для обобщения (овощи, фрукты, транспорт и др.); дифференцируются понятия, усвоенные ранее (разные подгруппы одежды, посуды, мебели).
Для развития у детей умственных операций анализа, сравнения, обобщения при рассматривании группы в ряд однородных предметов включают предмет из другой группы, близкой по каким-либо внешним признакам. К примеру, роза, мак, ромашка, бабочка. Дети должны научиться отличать предметы из разных групп, близкие по внешним признакам. Важно на занятиях создавать для детей проблемную ситуацию, в которой крайне важно разделить или объединить предметы по группам. К примеру, отобрать товары для игры в магазин «Овощи – фрукты».
С целью формирования обобщающих знаний у детей о группах предметов проводятся разнообразные дидактические игры на классификацию: «Рыба, птица, зверь», «Четвертый лишний», «Детский мир» и др. Активизировать слова, обозначающие обобщающие понятия, можно в речевых упражнениях, типа: «Скажи по-другому», «Назови двумя словами», «Придумай три слова» (детям предлагают придумать три слова на разные группы предметов – три цветка, три птицы, три названия ягод и др.).
В старшей возрастной группе дети учатся соотносить видовые и родовые понятия, продолжается работа по делению предметов на подгруппы по разным признакам. Основным методом формирования понятий является обобщающая беседа. В беседах используется наглядность в виде картинок, натуральных предметов, моделей. При рассматривании предметов дети должны научиться выделять все общие признаки и среди них – существенные для обобщения предметов в группы.
№ 34.«Элементарные родовые обобщения. Выделение существенных и несущественных признаков»
В программу в детском саду включено требование формировать видовые и родовые обобщения, существенными признаками для видовых обобщений часто могут быть внешние особенности предметов: части, форма, величина и т. п. Например, кресло от стула отличается наличием подлокотников;
Для родовых понятий существенными могут быть как внешние, так и внутренние, более скрытые признаки или группы их (назначение, функция).
В процессе формирования видовых и родовых понятий осуществляется введение слов, точно обозначающих виды и группы предметов
Занятия по формированию видовых понятий проводятся главным образом с детьми четвертого года жизни. В их методике учитывается следующее:
1. Занятие строится на наглядном материале. Наборы предметов должны включать предметы одного вида, различающиеся по несущественным признакам, и предметы близких видов, например: чашки, различные по цвету, форме, величине, а также стакан, бокал и т.п., от которых дети должны отличать чашки.
2. Ребенок ставится перед необходимостью выбора предмета из группы сходных. Он должен мотивировать свое решение, выделив признак, положенный в основу выбора.
3. Необходимость выбора должна быть понятна ребенку. В связи с этим задача выбора включается в интересную для ребенка деятельность, чаще всего игровую. Для занятий такого рода могут быть использованы игры-занятия с куклой.
Методика занятий, посвященных формированию родовых обобщений и соответствующего словаря, также направлена на выделение из группы признаков существенных.
Такое занятие будет иметь особую структуру.
Первая часть выделение всего набора уже известных детям по предыдущим занятиям признаков предметов, отобранных для занятия.
Вторая часть отделить существенные для обобщения признаки от несущественных, обобщить группу предметов по существенным признакам и ввести слово, обозначающее эту группу (работа над понятием).
Третья часть упражнение детей в подведении видов предметов под понятие на основе учета существенных признаков.
На занятиях, посвященных закреплению понятий и соответствующих слов, первая часть может быть опущена. Работа проводится сразу с двумя ранее сформированными понятиями (например, овощи и фрукты, одежда, обувь, мебель, посуда и.т.п.). Здесь используются не только картинки, но и словесные игровые упражнения по типу “летает – не летает”.
Дальнейшая работа над понятием идет по линии их дифференцировки, расчленения. Например, понятие “транспорт” дифференцируется, и на этой основе водятся новые слова: транспорт – воздушный, водный, наземный, подземный; одежда – чайная, столовая, кухонная и т.п. Это содержание реализуется на специальных занятиях, но главным и здесь будет выделение существенного признака и подведение под понятие. Таким образом, в процессе выше рассмотренных занятий формируется понятийный характер слова у дошкольников, развивается их мышление.
Закрепление и активизация словаря организуются в процессе специальных занятий, дидактических игр и повседневного общения.