Фамилия Лунин в одной трети случаев имеет русское происхождение, также существует небольшая вероятность что фамилия белорусского или украинского происхождения, примерно в четверти случаев фамилия произошла из языков народов России (бурятского, мордовского, татарского, башкирского, и др.), также возможно в 20% имеет еврейские корни, в 20% являются русифицированными вариантами латышских фамилий. Скорее всего эта фамилия происходит от прозвища, имени, или профессии дальнего предка её носителя, к тому же в большинстве случаев по мужской линии. Хотя нередки случаи когда фамилия Лунин происходит и по женской линии
Фамилия Лунин относится к разряду достаточно малораспространенной на территориях России. В известных заслуживающих внимание старинных текстах жители с этой фамилией были известными деятелями из славянского новгородского купечества в 16-17 веках, носивших определенную власть и почести. Древние свидетельства фамилии можной увидеть в списке переписи населения Руси в эру правления Ивана Грозного. У великого князя существовал специальный список знатных и лучших фамилий, которые даровались придворным только в случае особых заслуг или поощрения. Поэтому сия фамилия донесла свое индивидуальное значение и является уникальной..
Написание фамилии латиницей: LUNIN
Копирование материалов сайта возможно ТОЛЬКО с указанием прямой ссылки на данную страницу
Происхождение фамилии Лунис | Информация о фамилии Лунич |
История фамилии Луничев | Тайна фамилии Луничкин |
Исследование фамилии Лунишнин | Значение фамилии Лункашу |
Откуда пошла фамилия Лункевич | Фамильный род Лунко |
Исследование фамилии Лунков | История происхождения фамилии Лунковский |
Происхождение фамилии Лунников | Информация о фамилии Луннов |
История фамилии Лунов | Тайна фамилии Луновников |
Исследование фамилии Луночкин | Значение фамилии Лунский |
Откуда пошла фамилия Лунтер | Фамильный род Лунцев |
Обладатель фамилии Лунин может гордиться ею, поскольку это семейное именование является замечательным памятником славянской письменности, культуры и истории.
Фамилия Лунин относится к распространенному типу родовых именований, образованных от мирских имен. Традиция давать человеку в дополнение к крестильному имени мирское сложилась у славян издавна и сохранилась вплоть до XVII века. Роль прозвищ часто играли языческие имена, бытовавшие на Руси до принятия христианства.
Большую группу среди них составляли имена по названиям животных. Давая такое именование, родители старались как бы спрятать за ним ребенка, оградить его от злых сил. В основе фамилии Лунин лежит прозвание Лунь, которое было образовано от названия хищной птицы семейства сов. Лунь отличается белесовато-пепельным оперением, поэтому прозванием Лунь в старину награждали людей, чьи волосы рано поседели. Неспроста у наших предков появилась поговорка: «Седой, как лунь».
В документах упоминаются Григорий Антонович Лунь Новосильцев (XV век), нижегородский крестьянин Семей Лунь (1624 год), запорожский казак Матвий Лунь (1649) и могилевский мещанин Парфен Игнатов сын Лунь (1654).
Впрочем, вполне могло статься, что далекий предок носил именование Луна. Слово «луна» происходит от индоевропейского «louksna», что означает «светлая», к этой же форме восходит и латинское слово «luna» - «луна». Согласно «Словарю символов», луна олицетворяет женскую силу, Мать-Богиню, Царицу Небесную. Фазы зарождения, исчезновения и появления Луны на небосводе символизируют бессмертие и вечность, постоянное обновление, просвещение. По всей видимости, славяне считали, что имя Луна наделит своего носителя мудростью, долголетием и гармонией с Природой.
Общепринятая модель русских родовых именований сложилась не сразу, однако уже к началу XVII века большинство фамилий образовывалось прибавлением к основе суффиксов -ов/ -ев и -ин, постепенно ставших типичными показателями русских семейных имен. По своему происхождению такие именования являлись притяжательными прилагательными. Основой их чаще всего служило имя либо прозвище отца. По этой модели на основе личного именования Лунь или Луна была образована фамилия Лунин ы.
Не исключено также, что данное родовое имя относится к числу фамилий, образованных от топонимов - названий рек, городов, сел и деревень. Такие семейные именования изначально представляли собой прозвища, которые говорили о местности, откуда был родом человек, о тех краях, где он жил и служил прежде. Переселенцы, выходцы из селений Лунино, коих немало в России, в официальных документах могли быть записаны как Лунины.
О точном месте и времени возникновения фамилии Лунин в настоящее время также говорить сложно, поскольку для этого необходимы глубокие генеалогические исследования. Однако можно утверждать, что данное семейное имя представляет собой интереснейший источник, который может многое поведать о жизни и быте наших прародителей.
Источники: Словарь современных русских фамилий (Ганжина И.М.), Русские фамилии: популярный этимологический словарь (Федосюк Ю.А.), Русские фамилии (Унбегаун Б.-О.), Этимологический словарь русского языка (Макс Фасмер), Словарь символов (Джек Тресиддер), Большая биографическая энциклопедия. (1787-12-29 )
Сергей Михайлович Лунин
Феодосия Никитична Лунина (в девичестве Муравьева)
Михаи́л Серге́евич Лу́нин (18 декабря (29 декабря) (17871229 ) , Санкт-Петербург - 3 декабря (15 декабря) , Акатуйский рудник , ныне Борзинский район Читинской области) - декабрист , подполковник лейб-гвардии (), состоял в «Северном обществе», католик .
Биография
М. С. Лунин родился в семье статского советника и богатого тамбовско-саратовского помещика, имевшего 1200 крепостных душ - Сергея Михайловича Лунина. Получил прекрасное образование. Он кроме французского языка, также хорошо знал английский, польский, латинский и греческий языки. Был воспитан в католичестве . Служил в Кавалергардском полку .
Участвовал в ряде исторических сражений , где отличался проявлениями храбрости .
В 1815 году М. С. Лунин ушёл в отставку с военной службы .
В 1816 г. Петербурге он вступил в «Союз спасения », и в дальнейшем был одним из основателей «Союза благоденствия ». На совещании членов союза в 1816 г. Лунин заявил, что не трудно устроить заговор и убить Александра I на Царскосельской дороге, по которой он обычно ездит без большой охраны. Для этого достаточно собрать группу решительных людей и одеть их в маски (чтобы спутники царя не узнали убийц). , после прекращения деятельности которого Лунин стал членом «Северного тайного общества ».
В 1816 г. Лунин уехал за рубеж и год прожил в Париже , зарабатывая уроками и составлением прошений. В Париже он познакомился с А.Сен-Симоном . В 1817 году после смерти отца, став наследником большого состояния, вернулся в Россию. В 1822 году М. С. Лунин поступил на службу в Лейб-гвардии Гродненский гусарский полк . Он был назначен адъютантом Великого князя Константина Павловича , который был главнокомандующим войсками Варшавского военного округа.
После 1822 года Лунин отошёл от идей основателей движения, оставаясь приверженцем необходимости политических перемен в России, и прежде всего - освобождения крестьян. Он, в основном, отвергал способы, предлагаемые участниками тайных обществ, которые казались Лунину неприемлемыми.
Следственному комитету Лунин заявил: «Я поставил себе неизменным правилом никого не называть поимённо». Факт своего участия в тайном обществе не отрицал.
В 1826 году М. С. Лунин был осуждён в основном за план цареубийства 1816 года. Приговорён к пожизненной каторге. 10 июля 1826 года срок каторги сокращён до 20 лет, по манифесту от 22 августа 1826 г. - до 15 лет с последующим поселением в Сибири навечно. В 1832 году срок каторги был сокращён до 10 лет.
Перед судом всем декабристам было предложено написать завещание. Лунин по завещанию передал своё имение двоюродному брату с условием, чтобы тот отпустил крестьян на волю. Его сестра под давлением мужа оспорила завещание. Имение досталось ей .
После заключения в крепости Свеаборг и Выборгской тюрьме направлен в Читинский острог (доставлен 11 апреля 1828 года). Переведён на Петровский завод в августе 1830 года. В 1836 году вышел на поселение в с. Урик .
Лунинские письма из Сибири
В 1837 году Лунин создаёт серию политических писем, адресованных сестре: он задался целью написать историю декабристского движения, предполагалось, что письма станут известны широкому кругу читателей. В начале 1838 года он пишет «Розыск исторический» (краткое обозрение прошлого Российского государства), в сентябре 1838 года «Взгляд на Русское Тайное Общество с 1816 по 1826 года» (очерк по истории тайных обществ), в ноябре 1839 года «Разбор Донесения, представленного императору Тайной комиссией 1826 г.» (содержит критическое исследование «Донесения» и взгляд автора на декабристское движение с обозначением его истинных целей). Лунин планировал написать «Разбор деятельности Верховного уголовного суда » для чего просил сестру прислать документы и материалы, касающиеся Восстания 14 декабря: публикации газет, рассказы очевидцев. Замысел не был осуществлён, так как Лунин не получил требуемые материалы.
В Иркутске сложился кружок распространителей сочинений Лунина: преподаватели местных училищ Журавлёв и Крюков, казачий офицер Черепанов, декабрист П. Ф. Громницкий. Чиновник особых поручений при иркутском губернаторе Руперте Успенский увидел список одного из произведений Лунина у Журавлёва, взял его якобы для прочтения, снял копию и переслал с донесением А. Х. Бенкендорфу . В ночь с 26 на 27 марта 1841 года Лунин был арестован, его бумаги изъяты. Сам Лунин сослан в Акатуй.
Лунин нисколько не удивился своему новому аресту; он всегда ожидал, что его снова засадят в тюрьму, и всегда говорил, что он должен в тюрьме окончить свою жизнь, хоть, впрочем, он очень любил свободно скитаться с ружьём и проводил большую часть своей жизни на охоте. Однажды я был у него на святках, и он спросил меня, что по мнению моему последует ему за его письма к сестре? Я отвечал, что уже четыре месяца прошло, как он возобновил переписку, и если до сих пор и не было никаких последствий, то, вероятно, никаких и не будет и впредь. Это его рассердило; он стал доказывать, что этого быть не может и что непременно его запрут в тюрьму, что он должен в тюрьме окончить жизнь свою.
«Записи С. П. Трубецкого на „Записки“ В. И. Штейнгеля »
3 декабря 1845 года Лунин скончался в тюрьме. По официальной версии, причиной смерти был апоплексический удар . Современники, а позднее С.Б. Окунь и Н.Я. Эйдельман считали, что Лунин был убит.
Адреса в Санкт-Петербурге
- 1814-1815, 1817-1822 - Рижский проспект , 76 (ул. Степана Разина, 6). Памятник истории Федерального значения;
- 1815-1816 - дом Дубецкой - Торговая улица, 14.
Цитата
Работая над десятой главой «Евгения Онегина», Пушкин описал такое заседание:
Витийством резким знамениты,
Сбирались члены сей семьи
У беспокойного Никиты,
У осторожного Ильи.
Друг Марса, Вакха и Венеры,
Им резко Лунин предлагал
Свои решительные меры
И вдохновенно бормотал.
Читал свои Ноэли Пушкин,
Меланхолический Якушкин,
Казалось, молча обнажал
Цареубийственный кинжал (VI, 524).
Литература
- Гусев В. Легенда о синем гусаре: Повесть о Михаиле Лунине. - М.: Политиздат, 1976. (Пламенные революционеры) - 389 с, ил. То же - М.: Политиздат, 1980. - 389 с.: ил.
- Лунин М. С. Письма из Сибири / Изд. подгот. И. А. Желвакова, Н. Я. Эйдельман. - М.: Наука, 1987. - 496 с.
- Окунь С. Б. Декабрист М. С. Лунин / Окунь С. Б. - Л.: ЛГУ, Б. г. - 280 с.
- Гамзакова Т. Декабрист Михаил Лунин // «Истина и Жизнь».-1992.- № 7-8
- Н. Я. Эйдельман. «М. С. Лунин и его сибирские сочинения». В книге «Письма из Сибири», Москва, «Наука», 1987, с. 301-352.
- Е. С. Уварова. «Письмо-воспоминание о М. С. Лунине». В книге «Письма из Сибири», Москва, «Наука», 1987, с. 286-289.
- «Мемуары декабристов. Северное общество» Составления, общая редакция, вступительная статья и комментарии проф. В. А.Фёдорова - М.: МГУ, 1981.
- Цимбаева Е. Н. Русский католицизм. Идея всееропейского единства в России XIX века; 2-е изд., испр., доп. М., ЛКИ, 2008, 208 с.
Ссылки
- Лунин Михаил Сергеевич - Биография. Философские взгляды. Высказывания
- Н.Эйдельман Лунин
- Завалишин Д.И. Декабрист М.С. Лунин // Исторический вестник, 1880. – Т. 1. - № 1 – С. 139-149.
Примечание
Категории:
- Персоналии по алфавиту
- Родившиеся 29 декабря
- Родившиеся в 1787 году
- Умершие 15 декабря
- Умершие в 1845 году
- Политики по алфавиту
- Персоналии:Инжавино
- Кавалергарды
- Декабристы
- Персоналии XIX века
- Принявшие католицизм православные
Wikimedia Foundation . 2010 .