Царь Давид был не только великим царем, но и уникальным литератором. С Божией помощью он смог выразить в псалмах целый спектр человеческих переживаний. Например, Псалом 10 является хотя небольшой, но очень выразительной песнью непреклонной веры.
Данный текст один из самых коротких в Псалтири - в этой главе всего семь строчек. Псалом 10 написан в неспокойные времена, когда Авессалом готовил против законного царя, собственного отца, восстание. Обстановка становилась все более тревожной. Многие советовали властителю не искушать судьбу и скрыться, пока события не приняли опасный для него оборот.
Но Давид отринул мудрость житейскую, не смалодушничал. Он устоял в вере, полностью полагаясь на праведность и верность Господа.
Текст 10 псалма
В конец, псалом Давиду | К исполнению. Псалом Давида. |
1 На Господа уповах, како речете души моей: превитай по горам, яко птица? | 1 На Господа я уповаю; как вы скажете душе моей: «Улетай на горы, как птичка»? |
2 Яко се, грешницы налякоша лук, уготоваша стрелы в туле, состреляти во мраце правыя сердцем. | 2 Ибо вот, грешники натянули лук, приготовили стрелы в колчане, чтобы поразить во мраке правых сердцем. |
3 Зане яже Ты совершил eси, oни разрушиша, праведник же что сотвори? Господь во храме святем Своем. | 3 Ибо то, что Ты исправил, они разорили, а праведник что сотворил? Господь во храме святом Своём; |
4 Господь, на Небеси Престол Его, oчи Его на нищаго призираете, вежди Его испытаете сыны человечeския. | 4 Господь, на небесах престол Его. Глаза Его за бедным наблюдают, веки Его испытывают сынов человеческих. |
5 Господь испытает праведнаго и нечестиваго, любяй же неправду ненавидит свою душу. | 5 Господь испытывает праведного и нечестивого, а любящий неправду ненавидит свою душу. |
6 Одождит на грешники сети, oгнь и жупел, и дух бурен часть чаши их. | 6 Как дождь низведёт Он на грешников сети: огонь, и сера, и бурный ветер – их доля из чаши. |
7 Яко праведен Господь, и правды возлюби, правоты виде лице Его. | 7 Ибо праведен Господь, и правду возлюбил, к правоте обращено лицо Его. |
Слава: | Слава: |
Богословское толкование
Несмотря на кажущуюся простоту, эта глава содержит глубокий подтекст. В первых трех стихах можно увидеть скрытую борьбу, которая происходила в сердце великого мужа. Да, он не бежал, но окружающие искушали его. Так иногда дьявол подбирается к людям через посредство друзей и близких. Они внушают малодушные мысли о том, чтобы сдаться.
Но разве нужно бежать тому, за кого заступается Сам Бог? У такого человека всегда наготове самое сильное орудие - молитва. Неважно, на каком языке она будет звучать - на русском, еврейском, английском - Владыка услышит и заступится за праведных. Пусть враги считают себя хитрыми, Господь все видит и вовремя разрушит их планы.
Праведный человек не должен идти на хитрости, чтобы избежать тех испытаний, которые приготовил ему Бог. Помня о библейских обетованиях, он идет по своему пути прямо, никуда не сворачивая. Ведь если душа чиста - ей нечего бояться! У нее есть великий праведный защитник и судья.
Участь же грешников незавидна. Ужасная буря божьего гнева обрушится на головы нечестивых. Нераскаянных злодеев ожидает поток огня, который поглотит их. Так стоит ли честному человеку прятаться, будто он в чем-то провинился? Нет, он смело идет навстречу будущему.
Для чего читают 10 псалом
10 псалом рекомендуется слушать или произносить супругам, которые часто бывают в ссоре. Ведь Господь завещал мирную жизнь тем, кто связан узами брака. Если верующим является лишь один из супругов, это не страшно - молитвы другого будут услышаны.
Жена - христианка призвана быть вдвойне терпеливей и добрей, чтобы не опозорить свою веру в глазах мужа. Подобным образом и верующий муж должен проявлять больше терпения и такта в отношениях. В этом очень хорошо помогает чтение священных стихов.
Псалом 10 - текст на русском, зачем читают, толкование was last modified: Октябрь 4th, 2017 by Bogolub
Перевод профессора Павла Александровича Юнгерова
70. Псалом Давида. Сынов Ионадавовых и первых пленников. Не надписан у Евреев.
На Тебя, Господи, я уповаю, да не постыжусь во век. По правде Твоей избавь меня и освободи меня, приклони ко мне ухо Твое и спаси меня. Будь мне Богом защитником и крепким местом для спасения моего, ибо Ты твердыня моя и прибежище мое. Боже мой! Избавь меня из руки грешника, из руки законопреступника и обидчика. Ибо Ты – упование мое, Господи, Господи, надежда моя от юности моей. На Тебе утвердился я от утробы, от чрева матери моей Ты мой покровитель. О Тебе песнь моя всегда. Для многих я стал как бы чудом, но Ты – крепкий помощник мой. Да исполнятся уста мои хвалою (Тебе), да воспою славу Твою, во весь день великолепие Твое. Не отвергни меня во время старости, когда будет оскудевать крепость моя, не оставь меня! Ибо враги мои говорили мне, и подстерегающие душу мою совещались вместе, Говоря: “Бог оставил его, преследуйте и возьмите его, ибо нет (у него) Избавителя”. Боже мой! Не удаляйся от меня. Боже мой! На помощь ко мне поспеши. Да постыдятся и исчезнут клевещущие на меня, да покроются стыдом и срамом ищущие мне зла. А я всегда буду уповать на Тебя и умножать всякую хвалу Тебе. Уста мои будут возвещать правду Твою, всякий день – спасение Твое, ибо я не познал книжного искусства. Войду (во храм) в силе Господней. Господи! Буду вспоминать правду Тебя Единого. Боже мой! Чему Ты научил меня от юности моей, и до ныне (сие) буду возвещать – чудеса Твои. И даже до старости, и до глубокой старости, Боже мой, не оставь меня, пока не возвещу о силе Твоей всему роду грядущему, О силе Твоей и правде Твоей, Боже, (простирающейся) до вышних: велики дела, которые Ты сотворил для меня, Боже! Кто подобен Тебе? Сколь многие и лютые скорби посылал Ты мне! И снова оживлял меня и от бездн земли возвел меня! Многократно являл на мне величие Твое и снова утешал меня, и от бездн земли снова возвел меня! Посему я буду прославлять Тебя среди народов, Господи, на орудиях псаломских истину Твою, Боже, воспою Тебе на гуслях, Святый Израилев. Возрадуются уста мои, когда буду воспевать Тебя, и душа моя, которую Ты избавил. А также и язык мой весь день будет возвещать о правде Твоей, когда постыдятся и посрамятся ищущие мне зла.
71. О Соломоне. Псалом Давида.
Боже, даруй суд Твой царю и правду Твою сыну царя, Чтобы судить народ Твой по правде и бедных Твоих по закону. Да восприимут горы мир народу и холмы – правду. Он будет судить бедных из народа и спасет сынов убогих и смирит клеветника. И пребудет с солнцем и прежде луны в роды родов. Сойдет, как дождь на руно и как капля, падающая на землю. Воссияет во дни Его правда и обильный мир, пока не отнимется луна. И будет Он обладать от моря до моря и от рек до краев вселенной. Пред Ним припадут Эфиопляне и враги Его будут лизать прах. Цари Фарсийские и острова дары принесут, цари Аравийские и Сава дары приведут. И поклонятся Ему все цари земли, все народы послужат Ему. Ибо Он избавил бедного от сильного, и убогого, у которого не было помощника. Пощадит бедного и убогого и души убогих спасет. От любостяжания и неправды спасет души их и честно имя Его (будет) у них. И будет жить, и будут давать Ему золото из Аравии и помолятся о Нем непрестанно, всякий день будут благословлять Его. И будет Он утверждением на земле, на верху гор, поднимется выше Ливана плод Его и процветут (жители) из города, как трава на земле. Будет имя Его благословенно во веки, прежде солнца пребывает имя Его, и благословятся в Нем все племена земные, все народы ублажат Его. Благословен Господь, Бог Израилев, единый творящий чудеса! И благословенно славное имя Его во век и в век века. И наполнится славою Его вся земля. Да будет. Да будет.
Слава
Оскудеша песни Давида, сына Иессеева.
72. Псалом Асафа.
Сколь благ Бог Израилев к правым сердцем! А у меня едва не пошатнулись ноги, едва не поскользнулись стопы мои. Ибо я возревновал на беззаконников, видя мир грешников. Ибо нет позора в смерти их и продолжительности в страдании их. В трудах людей не участвуют и (наравне) с людьми не терпят наказаний. Посему овладела ими гордость их совершенно, оделись они в неправду и нечестия свои. Происходит, как из тука, неправда их: ходят они по любви сердца. Помышляли и говорили о лукавстве, неправду говорили о (Сущем на) высоте. Поднимали к небу уста свои, а язык их проходил по земле. Посему (пожалуй) обратится (и) народ мой туда, и полные дни (жизни) будут у них. И говорили они: “как узнает Бог? И есть ли разум у Вышнего? Вот эти грешники вечно благоденствуют и удержали богатство”. И сказал я: “ужели напрасно сохранял я в праведности сердце мое, и умывал среди невинных руки мои, И подвергался я истязаниям во весь день, и самообличение мое (начиналось) с утра?” (Но) если бы я сказал: “буду так рассуждать”, то был бы виновен пред родом сим. Посему я предпринял уразуметь это, – это было трудно мне, Пока я не вошел во святилище Божие и не узнал последней судьбы их. Так за коварство Ты назначил им бедствие, низложил их, когда они разгордились. Как они пришли в разорение! Внезапно исчезли, погибли за беззаконие свое! Как сновидение для пробудившегося, Господи, уничтожь образ их в городе Твоем. Ибо когда волновалось сердце мое и внутренности мои изменялись, То я был ничтожен и не понимал, был для Тебя подобен скоту. Но я всегда с Тобою, Ты держал меня за правую руку, И советом Твоим наставлял меня и со славою принял меня. Что для меня (существует) на небе? И без Тебя чего желать мне на земле? Изнемогло сердце мое и плоть моя. Боже сердца моего и часть моя, Боже, во век! Ибо вот, удаляющие себя от Тебя погибнут, Ты истребил всякого прелюбодействующего от Тебя. А мне благо соединяться с Богом, полагать на Господа упование мое, возвещать мне все хвалы Тебе во вратах дщери Сиона.
73. В научение. Асафа.
Почто отринул, Боже, до конца? Возъярился гнев Твой на овец пажити Твоей? Вспомни сонм Твой, который Ты издревле приобрел, – искупил (в) жезл достояния Твоего, – сию гору Сион, на которой Ты вселился. Подними руки Твои на гордыню их до конца. Сколько зла наделал враг во святилище Твоем! И (как) похвалялись ненавидящие Тебя среди праздника Твоего: они поставили знамения свои, – (а) знамений (наших) не признали, При выходе, наверху; как в лесной чаще, посекли секирами Все двери его: топором и ломом разрушили его. Сожгли огнем святилище Твое, осквернили жилище имени Твоего на земле. Сказали вместе сродники их в сердце своем: “приидите, прекратим все праздники Божии на (этой) земле”. Знамений наших мы не видели, нет более пророка, и нас уже не знает Он. Доколе, Боже, будет поносить враг? Будет раздражать противник имя Твое до конца? Почему Ты отвращаешь руку Твою и десницу Твою от среды недра Твоего до конца? Бог же – Царь наш, прежде века соделал спасение среди земли. Ты утвердил силою Своею море, Ты сокрушил головы змиев в воде. Ты сокрушил главу дракона, дал его в пищу народам Эфиопским. Ты исторг источники и потоки. Ты иссушил реки сильные. Твой – день и Твоя – ночь, Ты устроил зарю и солнце. Ты установил все пределы земли, лето и весну Ты устроил. Вспомни это: враг поносил Господа и народ безумный раздражал имя Твое. Не предавай зверям душу, исповедующую Тебя, душ убогих Твоих не забудь до конца! Воззри на завет Твой, ибо мрачные (места) земли наполнились домами беззаконий. Да не возвратится смиренный посрамленным: нищий и убогий восхвалят имя Твое. Восстань, Боже, реши дело Твое, вспомни о поношении Твоем, бывающем от безумного всякий день. Не забудь гласа молящихся Тебе! Гордость ненавидящих Тебя непрестанно поднимается.
Слава
74. В конец. Не погуби. Псалом песни Асафа.
Прославим Тебя, Боже, прославим Тебя и призовем имя Твое. Я поведаю все чудеса Твои. “Когда изберу время, Я рассужу по правоте. Растаяла земля и все живущие на ней: Я утвердил столпы ее”. Я сказал беззаконникам: не беззаконнуйте, и грешникам: не поднимайте рога. Не поднимайте вверх рога вашего и не говорите на Бога неправды, Ибо не с востока, не с запада, не с пустынных гор (суд), Так как Бог – Судия: одного Он смиряет, а другого возносит. Ибо в руке Господней чаша с вином нерастворенным, (но) наполненная раствором, и наклоняет (ее) то к тому, то к другому, но дрожжи его не истощатся: выпьют все грешники земли. А я буду радоваться во веки, воспевать Богу Иакова. И все рога грешных Я сломлю, и поднимется рог праведного.
75. В конец. Песнь. Псалом Асафа. Песнь об Ассириянине.
Ведом в Иудее Бог, в Израиле велико имя Его. И было в мире место Его и жилище Его в Сионе. Там Он сокрушил крепость луков, оружие, и меч, и брань. Ты светишь дивно с гор вечных. Смутились все неразумные сердцем, заснули сном своим, и все богатые мужи ничего не нашли в руках своих. От запрещения Твоего, Боже Иакова, воздремали севшие на коней. Ты страшен, и кто противостанет Тебе? С того времени гнев Твой (открылся): С неба возвестил Ты суд Свой: земля убоялась и умолкла, Когда восстал Бог на суд, чтобы спасти всех кротких земли. Посему помысл человека прославит Тебя, и даже остаток помысла торжественно будет прославлять Тебя. Помолитесь и воздайте (хвалу) Господу Богу нашему! Все, которые вокруг Его, принесут дары: Страшному и отнимающему дух у князей, страшному для царей земных.
76. В конец. Чрез Идифума. Псалом Асафа.
Гласом моим я ко Господу воззвал, гласом моим к Богу, – и Он внял мне. В день скорби моей Бога искал я, руками моими (молился) ночью пред Ним, – и не был обманут. Душа моя отказывалась от утешения. Вспоминал я Бога и веселился, размышлял, и малодушествовал дух мой. Предваряли (ночные) стражи очи мои, смущен я был и не говорил. Помышлял я о днях древних, и вспоминал лета вечные, и поучался. Ночью в сердце моем я размышлял, и дух мой испытывал: Ужели на веки отвергнет Господь и более не будет благоволить? Или навсегда милость Свою пресечет? (Ужели) окончил слово из рода в род? Ужели Бог забудет оказывать милость? Или удержит Свои щедроты во гневе Своем? И сказал я: ныне я начал (понимать): это – изменение десницы Вышнего. Вспомнил я о делах Господа, ибо буду вспоминать об изначальных чудесах Твоих, И буду поучаться во всех делах Твоих и размышлять о деяниях Твоих. Боже! Во святыне путь Твой. Кто Бог (столь) велик, как Бог наш? Ты – Бог, творящий чудеса, возвестил народам силу Твою. Ты избавил мышцею Твоею народ Твой, сынов Иакова и Иосифа. Увидели Тебя воды, Боже, увидели Тебя воды и убоялись, вострепетали бездны, Сильный звук вод: голос издали облака, ибо полетели стрелы Твои. Голос грома Твоего в своде (небесном): молнии Твои осветили вселенную, подвинулась и задрожала земля. В море пути Твои и стези Твои в водах глубоких, и следы Твои не будут узнаны. Ты вел, как овец, народ Твой рукою Моисея и Аарона.
Слава
Молитвы после 10 кафизмы:
По 10-й кафисме, Трисвятое. Таже тропари, глас 6:
Страшнаго дне пришествия Твоего ужасаюся, Христе, и, неумытнаго судилища бояйся, Господи, ужасаюся и трепещу, яко имый множество согрешений, но прежде конца яко Милостив Бог, обрати и спаси мя, Спасе мой Многомилостиве.
Слава
Егда престоли на суд поставятся, Господи, и судилищу Твоему предстанут человецы: не предпочтется царь воина, не преимуществит владыка раба: кийждо бо от своих дел или прославится, или постыдится.
И ныне: Великих дарований, Чистая Дево Богомати, Ты сподобилася еси, яко родила еси плотию Единаго от Троицы, Христа Жизнодавца, во спасение душ наших.
Господи, помилуй (40) и молитва:
Господи Боже наш, в милости Богатый и в щедротах Непостижимый, Едине по естеству Безгрешен, и нас ради кроме греха быв Человек, услыши в час сей болезненное мое сие моление, яко нищ и убог есмь от дел благих, и сердце мое смятеся внутрь мене. Ты бо веси, Вышний Царю, Господи небесе и земли, яко всю мою юность во гресех иждих и в след похотей плоти моея ходив, весь смех демонов бых, весь диаволу последовах, выну в тимении сластей валяяйся, омрачився бо помышлением от младенства, даже и до ныне, никогдаже восхотех сотворити волю Твою святую, но весь от наветующих мя страстей пленився, смех и поругание демонов бых, никакоже во уме помышляяй, яко нестерпимый гнев еже на грешники прещения Твоего, и лежащую геенну огненную. Якоже отсюду во отчаяние впадый, и никакоже в чувстве обращения быв, пуст и наг еже от Твоея дружбы бых. Кий бо вид греха не соделах? Кое дело демонское не содеях? Кое деяние студное и блудное не с преимуществом и тщанием соверших? Ум воспоминаньми плотскими оскверних, тело смешеньми окалях, дух сосложением оскверних, всяк уд окаянныя моея плоти служити и работати грехом возлюбих. И кто прочее не возрыдает мя, окаяннаго? Кто не восплачет мя, осужденнаго? Аз бо един, Владыко, ярость Твою прогневах, аз един гнев Твой на мя разжегох, аз един лукавое пред Тобою сотворих, превозшед и препобедив вся от века грешники, несравненно погрешивый и непрощенно. Но понеже Многомилостивый, Благоутробный еси, Человеколюбче, и ожидаеши человеческаго обращения, се и аз ввергаю себе пред страшное и нестерпимое Твое судище, и якоже пречистым Твоим ногам касаяйся, из глубины души взываю Ти: очисти, Господи, прости, Благопременителю, помилуй немощь мою, приклонися недоумению моему, вонми молению моему и слез моих не премолчи, приими мя, кающагося, и заблуждшаго обрати, обращающагося объими и молящагося прости. Не бо положил еси покаяние праведным, не положил еси прощения не согрешающым, но положил еси покаяние мне, грешному, в нихже в негодование Твое содеях, наг и обнажен пред Тобою предстою, Сердцеведче Господи, исповедаяй моя грехи: не бо могу воззрети и видети высоту Небесную, от тяжести грехов моих сляцаемь. Просвети убо очи сердца моего и даждь ми умиление к покаянию, и сокрушение сердца ко исправлению, да со благою надеждею и истинным уверением, к тамошнему миру пойду, хваля и благословя выну всесвятое имя Твое, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков, аминь.
Царь и пророк Давид, автор либо всех, либо подавляющего большинства псалмов, часто бывал преследуем врагами. И если ранее мы рассматривали псалмы, которые появились на свет в результате бунта сына Давида, Авессалома, то теперь перед нами десятый псалом, написанный немного раньше. Он относит нас в те годы, когда молодого Давида преследовал его предшественник – царь Саул. Саул был первым царем Израильским, и если бы исполнял повеления Господни, то царство его было бы крепко, и потомки Саула правили бы после его смерти. Но Саул нарушал повеления Господа, и за это ему было возвещено, что царство будет отнято из его руки, и отдано другому человеку, лучше него (1 Цар. Глава 15). Этим человеком оказался Давид. Пророк Самуил помазал на царство юного пастуха. Давид не стал добиваться престола сразу же после помазания. Именно Саул оставался царем Израильским до самой смерти. Но, опасаясь за свою власть, он невзлюбил Давида, и неоднократно пытался убить его.
По мнению Феодорита Кирского, псалом десятый – ответ Давида тем, кто советовал ему искать спасения от Саула в бегстве. У этого псалма есть надписание: «в конец». Оно здесь вполне уместно, так как в псалме есть указание на то, что будет в конце времен – Суд Господа, и воздаяние праведным и грешным по делам их.
«На Господа уповах, како речете души моей: превитай по горам, яко птица? Яко се грешницы налякоша лук, уготоваша стрелы в туле, стреляти во мраце правыя сердцем (Пс. 10: 1-2)».
Или в русском переводе: «На Господа уповаю, как скажете душе моей: «улетай на горы, как птица?» Ибо вот, грешники натянули лук, заготовили в колчан стрелы, чтобы во мраке стрелять в правых сердцем».
Итак, Давид говорит, что основная его надежда – не на быстроту своих ног, не на неприступность гор, а на Господа. Тем не менее – Давид именно бежал от Саула! Причем тот, кому доводилось читать «Первую книгу Царств» знает – Давид спасался от Саула бегством неоднократно. О чем же говорят первые слова десятого псалма? Нет ли здесь противоречия?
Нет – слова псалма с фактами из жизни Давида не расходятся. И сейчас мы рассмотрим, почему.
Я не помню точно, кому принадлежит красивая формула: «Нужно работать так, как будто всё зависит от нас, и молиться так, как будто всё зависит от Господа».
Слова эти справедливы. Господь не потворствует лентяям, и каждое наше начинание требует нашего труда! И всё же главное – молиться и надеяться на то, что Господь благословит нас, поддержит наше начинание.
Вот этого-то как раз мы и не умеем! Давид умел. Делал всё, что от него зависит, но при этом надежду на успех полагал именно на Господа! А мы вот – не умеем, нет!
Так, в общем-то, всегда было. Помните исход древних евреев из египетского рабства и странствование их по пустыне? Через всю эту историю красной нитью проходит недоверие людей к Богу. Множество бунтов и недовольства было вызвано тем, что народ Израильский так и не смог поверить в то, что Господь поддержит их в любых обстоятельствах, лишь бы они оставались Ему верными. Казалось бы – ну каких только чудес Он не сотворил перед их глазами! И казни египетские они видели, и по дну расступившегося моря шли, и манну с небес ели… И всё равно – доверять Господу до конца, по настоящему, многие из них так и не научились!
Или другой пример – жизнь Воплощенного Бога Иисуса Христа. Уж сколько Он показывал чудес! Но не все ведь сумели довериться Ему. Апостолы вот сумели. А фарисеи, книжники, первосвященники – нет.
Эти люди попали в психологическую ловушку – они придумали себе, как именно должен вести себя Мессия, Спаситель. С их точки зрения, Он должен был прогнать римлян, восстановить Царство Израиля… А Он ничего этого делать не стал. Наоборот, говорил об очищении душ, о том, что Царство Его не от мира сего (Ин. 18:36)… И фарисеи с книжниками не смогли перебороть себя, не смогли отвергнуть собственное представление о Мессии, ради того, чтобы принять настоящего Мессию! Они не смогли довериться Богу, Который ведь лучше знает, что служит для людского блага!
И потому для этих людей были бесполезны чудеса Христовы. «Сколько чудес сотворил Он перед ними, а они не веровали в Него» - сказал горестно евангелист Иоанн (Ин. 12:37). Вот так – если нет доверия к Богу, то всё бесполезно. Даже великие чудеса.
Ну – а мы, нынешние? Разве мы лучше тех людей древности?
Простой пример. Почему в наше время в семьях так мало детей? Даже порой и в воцерковленных семьях? Потому, что жизнь сложна. Потому, что любой понимает – он слаб и может банально «не потянуть» большую семью!
Но вот ведь в чем дело – никто из людей и не тянет семью самостоятельно! Господь благословляет, Господь помогает, Господь несет с нами нашу ношу!
Если Господь будет с нами, то всё получится – эта мысль подтверждается Писанием неоднократно. Надежда на Господа – огромная сила. «Ею безоружные побеждали вооруженных, жены – мужей, дети весьма легко оказывались сильнее опытных в военном искусстве» - говорил святитель Иоанн Златоуст.
Кстати, а кто эти дети, которые побеждали опытных воинов? Думается мне, что святитель имел в виду победу юного Давида над многоопытным, сильным и грозным филистимлянином Голиафом (1 Цар. Глава 17). По всем человеческим меркам у Давида не было ни малейшего шанса одолеть этого великана. Но Давид шел на этот бой во имя Господа, Господь не оставил смелого юношу, и наводящий на всех ужас Голиаф был убит собственным мечом.
Обратим внимание – в этом бою Давид сделал всё, что мог сделать. Вышел на бой, бросил из пращи камень, взмахнул упавшим мечом… Но победил он потому, что надеялся на Господа и Господь в ответ на веру юного Давида даровал ему победу.
Так и в случае с Саулом – Давид бежал от него, но надеялся именно на помощь Господа! И в итоге Давид смог победить Саула, победить потому, что именно с ним был Господь!
Этой надежде на помощь Божью Давид посвятил много псалмов. Не только этот, который мы рассматриваем сейчас. Много раз царь и пророк будет возвращаться к этой теме и в других псалмах. И если бы Давиду вздумалось составлять свой собственный Символ Веры, то слова «Надеюсь на Господа» там непременно бы были. Быть может, стояли бы первыми.
Так жил Давид. Так же должны поступать и мы! Делать всё, от нас зависящее, но надеяться не на свое мужество, не на свое умение, не на свою силу или ловкость. Надеяться на Господа.
И тогда нам будут не страшны даже те, кто «натянул лук, заготовил в колчан стрелы, чтобы стрелять в правых сердцем». Потому, что «если Бог за нас, кто против нас?» (Рим. 8:31).
«Зане яже Ты совершил еси, они разрушиша, праведник же что сотвори? (Пс. 10:3)».
Феодорит Кирский усматривал в этих словах указание на то, что Давид не искал царства. Это царство нашло его. Точнее говоря, сердцеведец Господь нашел человека, который будет более предан ему, чем Саул.
Саул сам разрушил то, что было дано ему Богом, и а потом пытался убить Давида совершенно безосновательно. Давид ничего во вред Саулу не делал, действительно ничего! А то, что Господь решил именно Давиду передать царство, так Саул должен был пенять только на себя.
«Господь во храме святем Своем. Господь на Небеси Престол Его, очи Его на нищаго презираете, вежди Его испытаете сыны человеческия. Господь испытывает праведного и нечестиваго, любяй же неправду ненавидит свою душу (Пс. 10: 3-5)».
Что есть наша жизнь, как не испытание? Не экзамен?
Каков ты, человек? Любишь ли ты Бога, любишь ли ты правду, можешь ли ты быть милостивым с ближним своим?
Давид вот был милостив к Саулу. Ведь он не убил Саула, а ведь мог! Саул гнался за ним, и, совершив убийство, Давид облегчил бы свое положение. Но Давид не поднял руку на царя, хотя Саул ему и угрожал. Давид выбрал оставаться в опасности, но не совершать греха (1 Цар. Гл. 24)
Сделаем ли мы такой же выбор? Сможем ли мы - так?!
Господь наблюдает за нами, Господь испытывает нас. Здесь нужно понимать – для Господа мы и так прозрачны, Он и так знает, каковы мы. А вот мы зачастую не представляем себе, в сколь плохом состоянии наша душа.
Как мало людей приходит в наши Храмы! Как много живут десятилетиями вне Церкви Христовой! Почему?!
Задумаемся – Христос наш Спаситель. А кому не нужен Спаситель? Тому, кто уверен, что ему ничего не угрожает. Тому, кто уверен в том, что ему не от чего спасаться!
Это, быть может, самое тяжелое последствие грехопадения – мы не представляем, какие мы на самом деле, не видим собственных грехов. Вот в других мы отлично видим грехи, и занимаемся рассматриванием чужих грехов постоянно. А то, что мы и сами плохие, скверные, грешные – этого не видим.
Именно поэтому Господь дает нам многие испытания. И в этих испытаниях мы можем познать себя. Увидеть - ой, а ведь мы-то не святы! Мы трусливы, а не смелы. Мы жадны, а не щедры. Мы жестоки, а не милосердны! Мы деспотичны, а не кротки! Ой, вот какие мы, оказывается!
И вот тогда, увидев себя во время испытаний, мы поймем, что не заслуживаем рая . И вот тогда нам понадобиться Спаситель, Который спасет нас от вполне заслуженного нами ада!
Ну, а если кто-то не захочет меняться, даже и узнав, что он плох? Что ж, значит, такой любитель неправды ненавидит собственную душу (Пс. 10:5) и ничего хорошего его не ждет.
В дальнейших строках псалма Давид развивает именно эту мысль.
«Одождит на грешники сети, огнь и жупел, и дух бурен, часть чаши их (Пс. 10:6)».
Тот, кто знаком с Писанием, конечно же припомнит уничтожение погрязших в грехах Содома и Гоморры. Потому, что с ними случилось именно так – огонь, и сера, и дух бурный погубили жителей тех городов. Но это – именно «часть чаши их». То есть именно их удел, который они сами выбрали, избрав беззаконную жизнь.
«Яко праведен Господь, и правды возлюби, правоты виде лице Его (Пс. 10:7)».
Господь хочет, чтобы мы жили праведно. И тогда с нами всё будет нормально – и в этой жизни и в будущей. Не счесть, сколько раз в Писании повторяется эта простая мысль.
Я не хочу для вас плохого – как бы говорит нам Господь, - но для того, чтобы ваша судьба была хорошей, и вы должны кое-что сделать!
«Живу Я, говорит Господь Бог: не хочу смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был. Обратитесь, обратитесь от злых путей ваших!» (Иез. 33:11).
Вот чего ждет от нас Господь. И мы поступим хорошо, если не обманем Его ожиданий и обратимся от наших злых путей.
Использованная литература:
Иоанн Златоуст. Беседа на псалом 10.
Феодорит Кирский. Изъяснение десятого псалма.
Афанасий Великий. Толкование на псалмы.
ПСАЛТЫРЬ, Псалом 10 Начальнику хора. Псалом Давида.
На Господа уповаю; как же вы говорите душе моей: "улетай на гору вашу, как птица"? Ибо вот, нечестивые натянули лук, стрелу свою приложили к тетиве, чтобы во тьме стрелять в правых сердцем. Когда разрушены основания, что сделает праведник? Господь во святом храме Своем, Господь, - престол Его на небесах, очи Его зрят на нищего; вежды Его испытывают сынов человеческих. Господь испытывает праведного, а нечестивого и любящего насилие ненавидит душа Его. Дождем прольет Он на нечестивых горящие угли, огонь и серу; и палящий ветер - их доля из чаши; ибо Господь праведен, любит правду; лице Его видит праведника.
ПСАЛТИРЬ, Псалом 10. На Господа уповах, како речете души моей; превитай по горам, яко птица? Яко се, грешницы налякоша лук, уготоваша стрелы в туле, состреляти во мраце правыя сердцем. Зане яже ты совершил eси, oни разрушиша; праведник же что сотвори? Господь во храме святем своем. Господь, на небеси пртол eго; oчи eго на нищаго призираете, вежди eго испытаете сыны человечeскiя. Господь испытает праведнаго и нечестиваго; любяй же неправду ненавидит свою душу. Одождит на грешники сети; oгнь и жупел, и дух бурен часть чаши их. Яко праведн Господь и правды возлюби; правоты виде лице eго.