Учебник: Т.Е. Демидова, С.А. Козлова, А.П. Тонких и др., “Математика”, 1 класс, часть 1.
Цели.
Образовательные:
- познакомить с образованием и составом числа 5, рассмотреть все случаи сложения и соответствующие случаи вычитания, связанные с составом числа, научить писать цифру 5.
Развивающие:
- развивать познавательный интерес, умение говорить грамотно, используя математические термины, логическое мышление, внимание.
Воспитательные:
- воспитывать самостоятельность, дисциплинированность.
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютер; электронный учебник “Математика в начальной школе”, тема “Сложение и вычитание в пределах 10”. Работай, задание №1, тренажёр № 1, задание № 2; “Математика. Счёт” (ООО “МОС” г. Калуга. 2005 г.); презентация “Как писать цифры ”, карточки с цифрами, моделями чисел, рисунки лепестков от цветов.
I. Организационный момент
Перемена пролетела, дверь певуче заскрипела.
Мы вошли тихонько в класс и урок начнем сейчас.
Ребята, сегодня на уроке за активную работу вы будете получать лепестки от цветов и в конце урока мы из них составим большой цветик – семицветик.
II. Актуализация знаний
1) Счет по числовому отрезку до 10 вперед и обратно. (Отрезок выставки на доске и есть у детей.)
- Сосчитайте от 7 до 10, от 10 до 5.
- Назовите предыдущее число для 9, 6. Как получить предыдущее число? Насколько предыдущее число меньше последующего?
- Назовите последующее число для 4, 8. Как получить последующее число? Насколько последующее число больше предыдущего?
- Какое число стоит между 7 и 9, 3 и 5?
- Какое число стоит справа от 6, слева от 1?
- Назовите соседей числа 9.
2) Установите закономерность в записи ряда чисел и продолжите его влево и вправо на одно число. (Опора - числовой отрезок.)
3) На доске числа: 1234.
Назовите число, которое можно получить в результате сложения двух других чисел.
Назовите число, которое можно получить в результате вычитания двух других чисел.
Составьте равенства из этих чисел.
4) Задачи в стихах. Электронный учебник “Математика. Счёт”. Задание “Цифра 5. Реши примеры”.
Дети с помощью цифровых карточек показывают ответ. Результат проверяется на числовом отрезке.
Какое число, нами ещё не изученное встретилось вам при решении?
III. “Открытие” нового знания и формулирование темы урока.
1) Восстановите порядок в ряду:
Как вы думаете, какое число хочет с нами познакомиться?
Число 5 очень хочет, чтобы его тоже можно было записывать знаком - цифрой.
А чем примечательно это число? Где оно встречается?
2) Работа с учебником.
Откройте учебник на стр. 58, задание № 1 .
Как получили 5 вагонов? Так что надо сделать, чтобы получить число 5 из 4-х?
Числовой ряд.
Каким числом является 5 для 4? Как его получить из 4?
Насколько оно больше 4?
А каким число для 5 является 4? Как его получить? Насколько оно меньше 5?
Задания № 2
Почему вы нарисовали 5 точек?
Задания №3
С каким числом мы познакомились?
IV. Физминутка.
Молодцы! С вами просто радостно сегодня работать и вы заслужили маленькую передышку – физкультурную минутку! Вышли все ребятки из-за парт, встали удобно, вытянули ручки вперед, кисти рук сжали в кулачки! Смотрим на меня и повторяем хором слова и действия.
Раз, два, три, четыре, пять вышли пальчики гулять (из кулачка по очереди распрямляем по одному пальчику).
Раз, два, три, четыре, пять в домик спрятались опять (по одному пальчику складываем в кулачок).
И еще два раза!
Хорошо! А теперь снова за работу! Занимайте свои места и в путь!
V. Знакомство с цифрой 5.
(Учитель демонстрирует карточку с цифрой 5).
Ребята, а чей это портрет? Что за незнакомка здесь изображена?
Это цифра 5. Так записывают число 5.
Где вы встречались с цифрой 5? (Цифру 5 мы видели на страницах учебника, на линейке, на монетах, на домах)
Презентация “Как писать цифры”
Давайте потренируемся правильно писать цифру пять (показ образца написания цифры 5). Начинаем писать палочку немного правее середины верхней стороны клетки, ведем ее наклонно вниз почти до центра клетки, пишем полуовал, касаясь правой стороны клетки. Сверху от палочки пишем вправо волнистую линию, доходящую до правого верхнего угла клетки.
Рабочая тетрадь, стр. 28, зад. № 2
(Разобрать закономерности, повторить написание изученных цифр)
Презентация“Как писать цифры”
Как красиво у вас получается! А у кого получилось не совсем так, как он хотел, не беда! Дома в тетрадочках обязательно потренируйтесь и у вас всё получится!
VI. Первичное закрепление.
1) Задание № 5 на стр. 59 учебника выполняем в рабочей тетради № 3 (стр. 28). При выполнении заданий обращаем внимание детей на ключевые слова на полях учебника.
Каким числом будет число 5 для 4?
А число 4 для 5?
Выполняем задание № 6 учебника в рабочей тетради № 4 (стр. 28).
По какому признаку разбили Петины вагоны на группы?
Чему равна первая часть? (1)
Чему равна вторая часть? (3)
Чему равно целое? (5)
Какие равенства можно составить? (Запись в тетрадке и на доске)
(Аналогично рисунок Вовы)
Рассматривается состав числа 5.
Пять – это …. (1 и 4, 4 и 1, 2 и 3, 3 и 2)
VII. Физминутка.
VIII. Самостоятельная работа.
а) Задание № 7 учебника выполняется в рабочей тетради № 5 (стр. 28).
б) Одновременно идёт работа за компьютером.
Электронный учебник “Математика в начальной школе”, тема “Сложение и вычитание в пределах 10”. Работай, задание №1; тренажёр № 1, задание № 2.
К компьютеру выходят работать два ученика. Один ученик работает за компьютером, второй (консультант) наблюдает и оказывает помощь при затруднении или неправильном вычислении первого.
IX. Тренировочные упражнения и задания на повторение.
- Задание № 8 учебника выполняется в рабочей тетради № 6 (стр. 28).
- Задание № 9 учебника.
X. Итог урока.
Ребята, с каким числом вы сегодня познакомились?
А с какой цифрой?
Как получить число 5?
Электронный учебник “Математика. Счёт”. Задание “+.+1”.
А теперь, давайте полюбуемся нашим цветком. (Дети приклеивают лепестки на доску). Какой он у нас красивый получился. Знаете почему? Это вы так дружно и активно работали на уроке, что распустился цветик-семицветик.
«Математика состав числа 10» - 3+7=10. 8+2=10. Перед числом. Состав числа 10. 6+4=10. А теперь… все дружно потанцуем вместе с нашими гостями! Назовите предыдущее и последующее число: Игра «Засели домик». 9=1=10 (с.). Состав числа. Какое число называют при счете. Урок математики. Помогите Винни Пуху. 9+1=10.
«Состав чисел 5-10» - Число 6. Засели домик. Математические снеговики. Математика 1 класс СРО Л.В. Занкова. Число 10. Число 7. Составь букетики. Число 8. Кто с кем дружит? Число 9. Найди пару паруснику. Cостав чисел 5-10. Число 5. Засели вагончики.
«Числа 3 и 7» - Пушкин в «Пиковой даме». Сказки А. С. Пушкина. Магия чисел. 7 чудес света. Число 7 в пословицах и поговорках. Легенды. Загадочный смысл. Число 3 в русских сказках. Магические свойства чисел. Число 3 в религии. Чувашские загадки с числами 3 и 7. Числа правят миром. Загадочная семерка. Пословицы и поговорки, содержащие число 3.
«Цифра 6» - Скольких напугала пушка? (2+3+1=6). Шестиугольная пирамида. Все грибы отдали Ире. Июнь. С.Маршак А на что же? Шестиугольник. Молоко. Моё любимое число. Призма. Что-то есть от буквы «Б», Баба, Брюки, Блузочка Только цифра – покруглей. А на что же? Разные фигуры. Беседовал со взрослыми; Книги: математика, энциклопедия, детские книги; Телевизор.
«Состав числа 9» - Сколько яблок съели за обедом? «Мишки! Жёлтая сказка осени заканчивалась,приближалась зима… За обедом друзья Винни-Пуха съели все фрукты. А) по цвету; б)по размеру; в)по форме. Постарайся запомнить! Маскарад. Сделай снеговика! Разбейте фигуры на группы: Какие костюмы приготовил Винни-Пух к Новому году?
Цели :
1. Сформировать у учащихся:
- представление о числе 5,
- умение соотносить цифру 5 с количеством предметов;
- его место в числовом ряду,
- научить сравнивать число 5 с ранее изученными числами,
- записывать число 5 с помощью цифры 5;
- формировать представление о пятиугольнике.
2. Закрепить знание цифр 1-4, уточнить пространственные отношения впереди, сзади;
3. Закреплять количественный и порядковый счёт;
4. Познакомить с геометрической фигурой пятиугольником, звездой;
5. Развивать мыслительные операции, внимание, память, речь.
6. Воспитывать аккуратность, усидчивость, прививать интерес к математике.
Оборудование:
1. Мультимедийная презентация.
2. Наборы цифр от 1 до 5.
3. Счетные палочки
Организационный момент: Начинаем мы опятьРешать, отгадывать, смекать!Пожелаем всем удачи-За работу, в добрый час!
Актуализация знаний и постановка учебной задачи.
Слайд Игра "Молчанка".
Я буду показывать различное количество предметов, а вы – поднимать нужные цифры.
Слайд - Сколько чисел мы уже с вами знаем ? (Ответы детей)
Назовите числа, начиная с самого маленького и заканчивая самым большим.
Назовите числа, начиная с самого большого и заканчивая самым маленьким.
Введение числа и цифры 5
Загадка
Пред тобой – пятёрка братьев. Пятерка братьев неразлучна.
Дома все они без платьев. Им вместе никогда не скучно.
А на улице зато Они работают пером,
Нужно каждому пальто. Пилою, ложкой, топором. (Пальцы.)
Слайд
Обведите свою руку
Сколько пальцев на руке?
Каждый пальчик подержи.
Цифру пальчику скажи - 1, 2, 3, 4, 5.
У человека пять пальцев на руке.
Как называется каждый палец на руке?
(Большой, указательный, средний, безымянный, мизинец.)
Пальчиковая гимнастика
(сжать кулачок, по очереди отгибать пальцы)
У девочек и мальчиков
На руке пять пальчиков:
Палец большой - парень с душой,
Палец указательный - господин влиятельный,
Палец средний - тоже не последний.
Палец безымянный - с колечком ходит чванный,
Пятый - мизинец, принёс вам гостинец.
Сообщение темы и цели урока.
Ребята, кто догадался, с каким числом сегодня познакомитесь?
Правильно, это число 5.
Знакомство с цифрой 5.
Слайд - ЧИСЛОВОЙ РЯД
- Ребята, давайте поищем на числовом ряду нужную нам цифру 5.
Где располагается число 5 в числовом ряду? (после 4, перед 6, между 4 и 6)
- Назовите число, которое стоит перед числом 5? - предыдущее число
Назовите число, которое следует за 5? - последующее число.
Какие числа соседи 5?
На каком месте в ряду чисел стоит 5?
Какое число больше: 4 или 5?
Прямой и обратный счет до 5
Слайд – Рассмотрите цифру 5.
Цифра пять - с большим брюшком,
Носит кепку с козырьком.
В школе эту цифру пять
Дети любят получать.
Игра «На что похожа цифра 5» (Дети называют предметы, которые похожи на 5)
- На серп, конечно, как не знать.
-Что вы знаете о числе пять? Где встречается цифра 5?
Пять – лучшая оценка в школе:
Слайд
Это фокусник-пятёрка Вы за ней следите зорко!
Налитая, симпатичная. Кувыркнётся - раз и два!
Цифра самая отличная. Обернётся цифрой два.
Слайд
- Пять пальцев на руке, пять пальцев на ноге.
- 5 ощущений у человека (зрение, слух, вкус (горький, соленый, сладкий или кислый), запах и осязание.) Осязание - представляет особое чувство, вызываемое прикосновением кожи к различным твердым и жидким телам.
- Деньги есть – 5 рублей, 5 копеек.
- Пять лучей у звезды .
- 5 рабочих дней в недели, - Назовите пятый день недели (повторение по порядку дней недели).
- 5 углов у пятиугольника,
- – Как морские звездочки связаны с темой урока? (у них 5 щупальцев)
- – Где еще вы видели звезды? (Погоны, Кремль, звезда героя)
Письмо цифры 4.
Слайд
1) «СОСТАВИМ ИЗ ПАЛОЧЕК»
Из палочек собрать цифру 5,
Слайд
2) ПИСЬМО ЦИФРЫ 5 В ВОЗДУХЕ
Из каких элементов эта цифра состоит?
(- Начинаю писать немного правее середины верхней стороны клетки, веду палочку наклонно чуть выше середины клетки, потом вправо пишу полуовал, касаясь правой стороны клетки. Сверху от палочки вправо пишут волнистую линию, доходящую до правого верхнего угла клетки.)
Давайте вместе с волшебным карандашом в воздухе пропишем цифру 5.
Ладонью,
Сложив три пальчика клювиком,
Двумя руками одновременно,
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА ДЛЯ ПАЛЬЧИКОВ
Пальцы делают зарядку, (Дети вытягивают руки вперёд,
Чтобы меньше уставать сжимают и разжимают кулачки)
А потом они в тетрадке
Будут циферки писать.
Геометрический материал.
1. Соединим цифры по порядку и у вас получится рисунок.
? - Какая фигура получилась? Почему её так назвали?
(пятиугольник, у этой фигуры 5 углов, она состоит из пяти отрезков)
2. Соедините цифры по порядку и у вас получится рисунок.
? -Какая фигура получилась?
? – Чем отличаются фигуры?
(у пятиугольника стороны не пересекаются, а у звезды пересекаются)
Творческое задание . - Работа со счетными палочками.
Покажите 5 палочек.
Что можно сложить из 5-ти палочек?
ИТОГ
? - Ребята, с какой новой цифрой мы познакомились сегодня? (Цифрой 5)
Всех прекрасней цифра пять!
Вот всегда бы пять и пять!
Презентацию можно скачать .
Цифра 5
Цифра 5 или, как ее еще называют, пятерка, совсем не простая для написания. На что похожа цифра 5? Скорей всего, на крючочек. Тебе надо найти все пятерки на наших бланках. Найди и обведи их кружком. Теперь будем учиться писать пятерку, только без спешки. Цифру 5 можно написать с помощью двух прямых линий и разомкнутого круга. Ты уже научился писать тройку, теперь сможещь написать и пятерку. Пятерка очень хорошая цифра. Если ты будешь отлично учиться в школе, тебе будут ставить только пятерки. Пособие поможет запомнить, какое число обозначается пятеркой - это пять предметов: пять карандашей, пять стаканов, пять штанов. Пять поросят можно также обозначить цифрой 5, и пятерых обезьянок сосчитать: раз, два, три, четыре, пять и написать пятерку. Всему, что в пяти экземплярах, соответствует число пять, а записывается это число с помощью цифры 5.
Скачайте бланки для изучения цифры 5:
скачать бланки с цифрой 5
Для изучения остальных цифр и чисел перейдите по ссылкам:
ВНИМАНИЕ! Все бланки подготовлены в формате pdf. Как правило, на большинстве компьютеров уже установлена бесплатная программа Adobe Reader, с помощью которой вы сможете открыть и распечатать карточки. Если по какой-либо причине у вас нет этой программы, или возникают проблемы при открытии бланков, обратитесь за новейшей версией программы на сайт фирмы ADOBE по ссылке скачать Adobe Reader
Самое популярное в разделе математика
Математика для дошкольников Почти в каждом доме, наверно, есть такой предмет как прищепки. Но не все мамы знают, что, манипулируя с прищепками, дошкольник прекрасно тренирует пальчики рук. Игры с прищепками развивают мелкую моторику у детей. Малышам можно предложить дополнить картонные картинки с помощью прищепок. Например, приделать солнышку лучики, осьминогу – щупальца, морковке – хвостик, человечку...
Игры по математике Раздел содержит 20 компьютерных онлайн уроков по математике. Каждый урок включает в себя 6 математических игр. Часть игр направлена на развитие математических способностей и способностей к количественному анализу. Другие игры по математике обучают счету до 10, помогают ребенку выработать помятия множеств, учат сравнению величин...
Учимся считать Раздел содержит несколько интересных игр для обучения счету. Вот пример одной из них. Когда ребенку наскучат счетные палочки можно использовать "счетные бусы". Заранее заготовьте бусы, состоящие из 1, 2, 3 …10 бусин, нанизав крупные бусины на толстую нитку или проволоку. Распечатайте карточки с цифрами. Ребенок должен подобрать к каждой...
Обучение счету В заданиях на обучение счету этой группы ребенок должен внимательно рассмотреть предложенную карточку, сосчитать количество изображенных на ней предметов и положить на каждый из них по специальной фишке. Вам понадобится игральная кость с точками или цифрами на гранях (игральный кубик). Распечатайте таблицу и раздаточные карточки к ней. Ребенок бросает...
Учим цифры Учить цифры с помощью игры в лото для ребенка и полезно и интересно. Распечатайте два экземпляра игрового поля и карточек - фишек. Вырежьте фишки. Играют двое, каждый берет себе по одному игровому полю и по одному комплекту карточек-фишек. Фишки переворачиваются цифрами вниз. Ходят по очереди. Игрок открывает одну из фишек своего комплекта и ставит ее на...
Устный счет это выполнение арифметических действий без применения дополнительных приспособлений. Овладение ребенком навыками устного счета одна из главных задач начального этапа обучения математике. Для детей старшего дошкольного возраста вполне достижимо умение устного счета в пределах десяти. Предлагаем вам готовые материалы для организации занятий с детьми по обучению навыкам устного счета. ...
Дополнительные материалы
Уважаемые пользователи, не забывайте оставлять свои комментарии, отзывы, пожелания! Все материалы проверены антивирусной программой.
Обучающие пособия и тренажеры в интернет-магазине "Интеграл" для 1 класса
Тренажер по Петерсон Л.Г,
Пособие по Петерсон Л.Г.
Цифра 5 и число 5, знакомство
Мы снова отправляемся в чудесную страну "Математику". И наш друг маленький Лисёнок - вместе с нами, он тоже хочет получать знания. Усаживайтесь поудобней и в путь. Вы помните, что в стране "Математики" в "Лесной школе" умный Гном рассказывается о математических премудростях.
Но прежде, чем отправится в страну "Математика", давайте вспомним, какие числа мы уже знаем, и у кого мы были в гостях?
Молодцы, вспомнили и Лисёнку подсказали. А теперь посмотрите на следующую картинку и попробуйте угадать: к кому мы сегодня отправимся в гости?
Найдите закономерность. В каком ряду не хватает вишенок?
Вы уже догадались, что сегодня мы отправляемся в гости к цифре и числу
Цифра 5 с большим брюшком,
У пятёрки кепка с козырьком.
В школе эту цифру 5
Дети любят получать.
Встречаем цифру 5
Я пятёрка озорная!Всем отличникам родная!
Чтобы с вами я дружила
Надо очень много знать,
Писать, считать и умножать.
И обязательно всегда энциклопедию читать!
Посмотри на цифру 5.
Как же нам её писать?..
Вертикальный ставь штришок,
Ниже маленький кружок,
Сверху - хвостик небольшой.
Цифра 5 перед тобой!
Черпак, которым черпаем мы воду, похож на цифру пять.
Морской конёк, что скачет в океане,
пятёрке нашей словно брат.
На свою руку ты взгляни, увидишь, что пальчиков на ней пятёрка.
Пять лопастей у листьев клёна
Звезда морская пять лучиков имеет.
Пять линеек в нотной строчке.
Это будет нотный стан.
И на нем все ноты-точки
Разместились по местам.
Как видите, ребята, цифра 5 важная и везде она нужная.
Любые числа указывают на количество, а цифры служат для записи числа. Число может состоять из одной цифры или из нескольких.
Все числа, которые стоят впереди числа 5, меньше ПЯТИ, а те, что за числом 5, - больше ПЯТИ.
Давайте вместе подумаем: из чего состоит число 5?
Посмотри на следующий рисунок и скажи: сколько кругов на нём изображено? А сколько квадратов? Сколько треугольников? Сколько пятиугольников? Найди закономерность.
Посмотри, как этот рисунок можно записать в виде примеров:
Из этих чисел состоит число ПЯТЬ.
Умный Гном дал задание Лисёнку решить задачи. Помоги ему.
А теперь разные задачки на число 5
Цыпляток курочка считает
Один, два, три...
Цыпляток не хватает.
Стала курочка искать,
Малышей скорее звать.
У гумна один гуляет.
Спрятался в траве второй,
Самый славный и большой.
Маленьких цыпляток помоги ей посчитать
Один, два, три, ...
В гнёздышке сидели два маленьких птенца
Жёлтых и пушистых близнеца.
Из скорлупки выглянули ещё два,
А ещё один пока не хочет.
Посчитай скорее, сколько птенцов находится в гнезде?
Рано утром Ёжик по грибы пошёл.
В роще под берёзкою он грибы нашел.
Маленький опёнок, два рыжика и белый гриб.
Под осиной под листочком спряталась лисичка.
Всем грибам сестричка.
Помоги скорее грибочки посчитать.
Сколько будет? Ровно...
На берегу ребята с удочкой сидят,
Внимательно на поплавки глядят.
Рыбак Саша поймал двух окуней.
Рыбак Паша поймал двух карасей.
А рыбачка Соня изловила щуку.
Вот такую, большущую, с руку.
Сколько рыб поймали рыбаки?
Помоги им посчитать.
Будет рыбок ровно...
Молодцы, ребята, задачки все решили.
Лисёнку помогли, про Гнома не забыли!
Число 5 мы изучили.
Ни о чём мы не забыли.
Будем дальше познавать!
И учиться лишь на ПЯТЬ!
Сегодня мы закончим радостно урок.
Уже на перемену прозвенел звонок.
А завтра снова встретимся,
Чтобы вновь отправиться в страну,
Где ждёт нас математика, с её умными жителями.