Контроль – это неотъемлемая часть системы управления, одна из форм обратной связи, благодаря которой управляющая система получает реальную информацию о действительном состоянии управляемой системы. Контроль обеспечивает проверку выполнения управленческих решений, соблюдение заданных нормативов и условий хозяйствования.
По организационным формам контроль подразделяется на:
- государственный;
- ведомственный;
- вневедомственный;
- аудиторский;
- внутрихозяйственный;
- общественный .
Государственный контроль осуществляется государственными органами контроля. Он в свою очередь подразделяется на общегосударственный (налоговый, таможенный, валютный и др.), бюджетно-государственный (денежно-кредитный, административный и др.) и парламентский контроль. Главной целью государственного контроля является установление соответствия практики управления экономическими ресурсами во всех сферах производства задачам финансовой политики государства. Государственный контроль ведется в масштабе Российской Федерации и ее субъектов, а также на уровне местного (муниципального) самоуправления. Государственный контроль осуществляют: Федеральное казначейство, Счетная палата РФ, Контрольно-ревизионный аппарат Минфина РФ, Государственный таможенный комитет и др.
Ведомственный контроль – это внутренний контроль отдельных государственных ведомств (министерств, комитетов, департаментов) за деятельностью подведомственных им предприятий и организаций. Его проводят специальные подразделения, созданные внутри ведомства. Обычно такой контроль осуществляется путем проведения ревизий и тематических проверок. Целью осуществления ведомственного контроля является установление законности расходования государственных средств, полноты и своевременности исполнения обязательств перед бюджетом и внебюджетными фондами, правильности ведения бухгалтерского учета, рационального исполнения ресурсов и т. п.
Вневедомственный контроль осуществляется уполномоченными органами в отношении различных предприятий и организаций. Примером вневедомственного контроля может являться судебно–бухгалтерская экспертиза, осуществляемая правоохранительными органами при рассмотрении уголовных и гражданских дел. Аудит также представляет собой форму вневедомственного контроля.
Аудиторский контроль представляет собой независимую проверку финансовых отчетов и относящейся к ним финансовой информации хозяйствующего субъекта, осуществляемую аудиторскими организациями и аудиторами (имеющими лицензию), по договору с заказчиком. Назначение аудиторского контроля – это удовлетворение потребностей заказчиков аудиторской проверки в объективной информации о результатах финансово - хозяйственной деятельности предприятия, ее законности и правильности отражения в отчетности.
Внутрихозяйственный контроль организуется хозяйствующими субъектами самостоятельно. Особенности его организации определяются спецификой финансово-хозяйственной деятельности предприятия, его структурой, объемами и видами деятельности. Ответственность за разработку и фактическое воплощение системы внутрихозяйственного контроля несет руководство предприятия или организации. В экономическом субъекте в соответствии с учредительными документами или правилами внутреннего распорядка может быть создана ревизионная комиссия, отдел «внутреннего аудита» или назначен ревизор.
Общественный контроль реализуется без посредства специальных государственных органов через общественные институты на основе законов, обязывающих органы власти предоставлять информацию обществу.
Большую роль в осуществлении общественного контроля играют средства массовой информации, выражающие интересы различных общественных и политических объединений.
Несмотря на тесную связь аудита с другими формами экономического контроля, между ними существуют и принципиальные различия. Отличительные черты аудита представлены в табл. 2.
- 47.64 КбВВЕДЕНИЕ
Аудит – это вид деятельности, заключающийся в сборе и оценке фактов, касающихся функционирования и положения экономического объекта (самостоятельного хозяйственного подразделения) или касающихся информации о таком положении и функционировании, и осуществляемый компетентным независимым лицом, которое, исходя из установленных критериев, выносит заключение о качественной стороне этого функционирования. Следовательно, под аудитом понимается независимая проверка и выражение мнения о финансовой отчетности предприятия.
Главная цель аудита состоит в определении достоверности и правдивости финансовой отчетности субъекта проверки, а также в контроле за соблюдением клиентом законов и норм хозяйственного права и налогового законодательства.
Положение в аудите в одном отношении сильно отличается от ситуации в большинстве других сфер человеческой деятельности. Если там обслуживающая сферу прикладная наука базируется на одной или нескольких фундаментальных, ввиду чего практическая деятельность имеет довольно прочную научную (так сказать, «двухъярусную») основу, то аудиторская наука пока чрезвычайно слабо связана с экономической теорией и другими фундаментальными науками, которые в перспективе могут иметь большое значение для аудита. Другими словами, применительно к аудиту цепочка «фундаментальная наука - прикладная наука - практическая деятельность» в первом звене ослаблена, что отрицательно сказывается и на втором. Страдает при этом не только аудиторская наука, но и практический аудит.
1
Понятие, назначение
и содержание финансового
контроля
Контроль – это неотъемлемая часть системы регулирования, благодаря которой субъект, управляющий этой системой, получает необходимые сведения о ее состоянии, функционировании, благодаря чему имеет возможность анализировать соответствие фактического положения дел поставленным целям и задачам. Метод контроля – это элемент системы контроля, который формирует совокупность способов, приемов и средств проверки, оценки и анализа состояния объекта контроля.
Финансовый контроль – это особая область финансово-правовой науки. С точки зрения теории финансов финансовый контроль – это одна из функций системы управления финансовыми отношениями, основной задачей которой является отслеживание правильности функционирования этих отношений на уровне конкретного управляемого объекта с целью определения и обоснованности и эффективности управленческих решений и степени их реализации, выявления отклонений.
Предметом финансового контроля выступают денежные, распределительные процессы формирования и использования финансовых ресурсов на уровне отдельных хозяйствующих субъектов, а также на уровнях отраслей, территориальных единиц, регионов и страны в целом.
Объектами финансового контроля являются те конкретные организации, органы управления, деятельность которых порождает указанные процессы.
В рыночных условиях хозяйствования роль государственного финансового контроля многогранно возрастает. Он становится важнейшей управленческой функцией государства, и его назначение заключается в содействии реализации государственной экономической и финансовой политики, обеспечении эффективного использования государственных финансовых средств, в частности государственных бюджетных средств и средств бюджетов государственных внебюджетных фондов. Содержание государственного финансового контроля сводится к проверке деятельности органов законодательной (представительной) и исполнительной власти государственного управления, а также других участников (хозяйствующих субъектов) бюджетного процесса с точки зрения соблюдения законности, эффективности и прозрачности их действий в области образования, распределения и использования фондов денежных средств государства (бюджетного фонда и внебюджетных фондов).
По организационным формам контроль подразделяется:
- на государственный;
- ведомственный;
- вневедомственный;
- аудиторский;
- внутрихозяйственный;
- общественный.
Государственный контроль осуществляется государственными органами контроля. Он в свою очередь подразделяется на общегосударственный (налоговый, таможенный, валютный и др.), бюджетно-финансовый (денежно-кредитный, административный и др.) и парламентский контроль. Главной целью государственного контроля является установление соответствия практики управления экономическими ресурсами во всех сферах производства задачам финансовой политики государства. Государственный контроль ведется в масштабе Российской Федерации и ее субъектов, а также на уровне местного (муниципального) самоуправления. Государственный контроль осуществляют: Федеральное казначейство, Счетная палата РФ, Контрольно-ревизионный аппарат Минфина РФ, Государственный таможенный комитет и др.
Ведомственный контроль - это внутренний контроль отдельных государственных ведомств (министерств, комитетов, департаментов) за деятельностью подведомственных им предприятий и организаций. Его проводят специализированные подразделения, созданные внутри ведомства. Обычно такой контроль осуществляется путем проведения ревизий и тематических проверок. Целью осуществления ведомственного контроля является установление законности расходования государственных средств, полноты и своевременности исполнения обязательств перед бюджетом и внебюджетными фондами, правильности ведения бухгалтерского учета, рационального использования ресурсов и т.п.
Вневедомственный контроль осуществляется уполномоченными органами в отношении различных предприятий и организаций. Примером вневедомственного контроля может являться судебно-бухгалтерская экспертиза, осуществляемая правоохранительными органами при рассмотрении уголовных и гражданских дел. Аудит также представляет собой форму вневедомственного контроля.
Аудиторский контроль представляет собой независимую проверку финансовых отчетов и относящейся к ним финансовой информации хозяйствующего субъекта, осуществляемую аудиторскими организациями и аудиторами (имеющими лицензию), по договору с заказчиком. Назначение аудиторского контроля - это удовлетворение потребностей заказчиков аудиторской проверки в объективной информации о результатах финансово- хозяйственной деятельности предприятия, ее законности и правильности отражения в отчетности.
Внутрихозяйственный контроль организуется хозяйствующими субъектами самостоятельно. Особенности его организации определяются спецификой финансово-хозяйственной деятельности предприятия, его структурой, объемами и видами деятельности. Ответственность за разработку и фактическое воплощение системы внутрихозяйственного контроля несет руководство предприятия или организации. В экономическом субъекте в соответствии с учредительными документами или правилами внутреннего распорядка может быть создана ревизионная комиссия, отдел «внутреннего аудита» или назначен ревизор.
Общественный контроль реализуется без посредства специальных государственных органов через общественные институты на основе законов, обязывающих органы власти предоставлять информацию обществу. Большую роль в осуществлении общественного контроля играют средства массовой информации, выражающие интересы различных общественных и политических объединений.
В условиях рыночной экономики значение аудита как одной из форм экономического контроля неуклонно возрастает. Это обусловлено практической необходимостью, так как именно предприятие (хозяйствующий субъект) в первую очередь заинтересовано в том, чтобы подтвердить достоверность годового отчета предприятия, предоставляемого всем заинтересованным пользователям.
2 ПРИЧИНЫ
И СЛЕДСТВИЯ СЛАБОЙ СВЯЗИ АУДИТОРСКОЙ
НАУКИ С ДРУГИМИ НАУКАМИ
Аудит связан с экономическими науками, как минимум, двояким образом. Во-первых, они (особенно экономическая теория) составляют его фундамент. Во-вторых, будучи отраслевой наукой, он имеет много общего с другими экономическими отраслевыми науками. Но аудит связан не только с экономическими науками, но и с математическими (теория вероятностей и т.д.), юридическими, компьютерными и др. - как с фундаментальными, так и прикладными.
После констатации факта ослабления первого звена в цепочке «фундаментальная наука - прикладная наука - практическая деятельность» возникает вопрос о причинах этого ослабления. Для специалистов по экономической теории аудит, скорее всего, представляется менее важной, масштабной и привлекательной предметной областью, нежели налогообложение, экология, страховое дело, кредитование и т.п. Кроме того, прежде чем прикладывать экономическую теорию к некоторой предметной области, в последнюю надо как следует вжиться. С другой стороны, «спецы» аудиторской науки, кажется, весьма и чересчур подвержены традиции предметных специалистов замыкаться в рамках своей узкой области и делают исключение лишь для бухгалтерского учета.
Сама же эта традиция коренится в недооценке широкой эрудиции и профессионального потенциала. Ведь подавляющая часть знаний, полученных любым человеком в вузе, не применяется им в конкретной практической деятельности, но она повышает профессиональный потенциал специалиста и обостряет его интуицию, что позволяет ему лучше решать задачи, в первую очередь нестандартные. В аудите это особенно важно, поскольку клиенты зачастую нуждаются в свежем взгляде стороннего специалиста и его советах по разнообразным вопросам своего бизнеса (как в рамках аудиторских проверок, так и при оказании сопутствующих услуг), из-за чего аудитор с высоким профессиональным потенциалом имеет значительное конкурентное преимущество.
Это, так сказать, субъективные причины слабой связи аудита с экономической теорией и другими науками. Но есть и серьезные объективные причины, вытекающие из особого характера формирования экономической науки.
Экономическая наука развивается в результате применения новых исследовательских методов (таких, как теория игр или эксперименты), в силу тенденций исключительно внутреннего развития (например, разработка теории несовершенной конкуренции), благодаря отслеживанию долговременных проблем, ранее не привлекавших внимания экономистов-теоретиков (например, новая экономическая география), междисциплинарному сотрудничеству (поведенческая экономика) и концентрации на новых экономических проблемах, требующих анализа (например, Великая депрессия и крах советского социализма). В результате Великой депрессии возникла макроэкономика, а крах советского социализма породил переходную экономику. Из этого перечня к аудиту наибольшее отношение имеет, пожалуй, отслеживание долговременных проблем, в частности, как обеспечить необходимую достоверность бухгалтерской отчетности.
Приведенная цитата хорошо объясняет то, почему экономическая наука напоминает не дерево со штамбом, скелетными ветвями и т.д., а куст из большого количества побегов, связанных одной корневой системой; в роли последней выступает экономический образ мышления, характеризующийся максимально возможным отвлечением от технологических процессов, акцентом на исследование ресурсов, затрат, результатов, нацеленностью на перевод их в стоимостную форму и т.д. Аудит - один из таких побегов, причем растущий несколько в стороне от основной их массы.
Еще одним источником слабой связанности экономических наук является, по-видимому, научный менталитет англосаксонской школы, сыгравшей особую роль в развитии экономических наук. Наверное, есть и иные источники такой слабой связи. А сам этот феномен приводит к невозможности опоры аудита на какую-то одну (или две-три) экономические науки и необходимости «сидеть на многих стульях».
Описание
Аудит – это вид деятельности, заключающийся в сборе и оценке фактов, касающихся функционирования и положения экономического объекта (самостоятельного хозяйственного подразделения) или касающихся информации о таком положении и функционировании, и осуществляемый компетентным независимым лицом, которое, исходя из установленных критериев, выносит заключение о качественной стороне этого функционирования. Следовательно, под аудитом понимается независимая проверка и выражение мнения о финансовой отчетности предприятия.
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
НЕГОСУДАРСВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
КАБАРДИНО-БАЛКАРСКИЙ ИНСТИТУТ БИЗНЕСА
По дисциплине: « Налоговый учет, отчетность и аудит»
На тему: «Связь аудита с другими формами экономического контроля»
Работу выполнила:
Студентка 4 НН
Охова С.Э..
НАЛЬЧИК 2011
1. Связь аудита с другими формами экономического контроля
Контроль - неотъемлемая часть системы управления, одна из форм обратной связи, благодаря которой управляющая система получает реальную информацию о действительном состоянии управляемой системы. Контроль обеспечивает проверку выполнения управленческих решений, соблюдение заданных нормативов и условий хозяйствования. По организационным формам контроль подразделяется на: государственный, ведомственный, вневедомственный, аудиторский, внутрихозяйственный, общественный.
Государственный контроль осуществляется государственными органами контроля. Он в свою очередь подразделяется на общегосударственный (налоговый, таможенный, валютный и др.), бюджетно-финансовый (денежно-кредитный, административный и др.) и парламентский контроль. Главной целью государственного контроля является установление соответствия практики управления экономическими ресурсами во всех сферах производства задачам финансовой политики государства. Государственный контроль ведется в масштабе Российской Федерации и ее субъектов, а также на уровне местного (муниципального) самоуправления. Государственный контроль осуществляют: Федеральное казначейство, Счетная палата РФ, Контрольно-ревизионный аппарат Минфина РФ, Государственный таможенный комитет и др.
Ведомственный контроль - это внутренний контроль отдельных государственных ведомств (министерств, комитетов, департаментов) за деятельностью подведомственных им предприятий и организаций. Его проводят специализированные подразделения, созданные внутри ведомства. Обычно такой контроль осуществляется путем проведения ревизий и тематических проверок. Целью осуществления ведомственного контроля является установление законности расходования государственных средств, полноты и своевременности исполнения обязательств перед бюджетом и внебюджетными фондами, правильности ведения бухгалтерского учета, рационального использования ресурсов и т.п.
Вневедомственный контроль осуществляется уполномоченными органами в отношении различных предприятий и организаций. Примером вневедомственного контроля может являться судебно-бухгалтерская экспертиза, осуществляемая правоохранительными органами при рассмотрении уголовных и гражданских дел. Аудит также представляет собой форму вневедомственного контроля.
Аудиторский контроль представляет собой независимую проверку финансовых отчетов и относящейся к ним финансовой информации хозяйствующего субъекта, осуществляемую аудиторскими организациями и аудиторами (имеющими лицензию), по договору с заказчиком. Назначение аудиторского контроля - это удовлетворение потребностей заказчиков аудиторской проверки в объективной информации о результатах финансово-хозяйственной деятельности предприятия, ее законности и правильности отражения в отчетности.
Внутрихозяйственный контроль организуется хозяйствующими субъектами самостоятельно. Особенности его организации определяются спецификой финансово-хозяйственной деятельности предприятия, его структурой, объемами и видами деятельности. Ответственность за разработку и фактическое воплощение системы внутрихозяйственного контроля несет руководство предприятия или организации. В экономическом субъекте в соответствии с учредительными документами или правилами внутреннего распорядка может быть создана ревизионная комиссия, отдел «внутреннего аудита» или назначен ревизор.
Общественный контроль реализуется без посредства специальных государственных органов через общественные институты на основе законов, обязывающих органы власти предоставлять информацию обществу. Большую роль в осуществлении общественного контроля играют средства массовой информации, выражающие интересы различных общественных и политических объединений.
В условиях рыночной экономики значение аудита как одной из форм экономического контроля неуклонно возрастает. Это обусловлено практической необходимостью, так как именно предприятие (хозяйствующий субъект) в первую очередь заинтересовано в том, чтобы подтвердить достоверность годового отчета предприятия, предоставляемого всем заинтересованным пользователям. Несмотря на тесную связь аудита с другими формами экономического контроля, между ними существуют и принципиальные различия.
2. Виды аудита
В практике аудиторской деятельности различают следующие виды аудита:
По стадии развития:
§ подтверждающий аудит - аудит, предполагающий проверку и подтверждение практически каждой хозяйственной операции;
§ системно-ориентированный аудит предусматривает наблюдение систем, которые контролируют операции. Данная стадия привела к тому, что аудиторы стали проводить экспертизу на основе внутреннего контроля. При хорошей работе системы внутреннего контроля облегчается проведение внешнего аудита;
§ аудит, базирующийся на риске, - это такой вид аудита, когда проверка может производиться выборочно, исходя из условий работы предприятия, в основном узких мест (критических точек) в его работе. Сосредоточив аудиторскую работу в областях, где риски выше, можно сократить время, затрачиваемое на проверку областей с низким риском.
По характеру заказа аудит может быть инициативным (добровольным), когда он проводится по решению руководства предприятия (организаций) или ее учредителей, или обязательным, если его проведение обусловлено прямым указанием в Федеральном законе.
По сфере деятельности субъекта: общий аудит, банковский аудит, страховой, аудит, аудит прочей деятельности.
По объекту проверки:
§ внешний аудит проводится аудиторской фирмой (аудитором) на договорной основе с экономическим субъектом с целью объективной оценки достоверности состояния бухгалтерского учета и отчетности, а также подготовки рекомендаций по улучшению финансового положения предприятия, повышению эффективности его деятельности, изысканию неиспользованных резервов производства.
§ внутренний аудит проводится штатными аудиторами - работниками предприятия, которые подчиняются руководителю предприятия.
По периодичности проверки:
§ первоначальный аудит означает проведение аудитором или аудиторской фирмой проверки в данной организации впервые;
§ периодический (повторяющийся) аудит осуществляется в данной организации одной аудиторской фирмой (аудитором) при повторных договорных отношениях. Это, естественно, зависит от заинтересованности экономического субъекта проверки в длительном сотрудничестве с квалифицированными партнерами (аудиторами, аудиторской фирмой).
Основной целью аудиторской деятельности является установление достоверности бухгалтерской или финансовой отчетности экономических субъектов и соответствия совершенных ими финансовых и хозяйственных операций нормативным актам, действующим в Российской Федерации.
Достижению главной цели способствуют особенности (требования) ведения аудиторской деятельности: независимость и объективность при проведении проверок; конфиденциальность, профессионализм, компетентность и добросовестность аудитора; использование методов статистики и экономического анализа; применение новых информационных технологий; умение принимать рациональные решения по данным аудиторской проверки; доброжелательность и лояльность по отношению к клиентам; ответственность аудитора за последствия его рекомендаций и заключений по результатам аудиторских проверок; содействие росту авторитета аудиторской профессии.
3. Виды сопутствующих аудиту услуг
Согласно Закону «Об аудиторской деятельности» аудиторские организации и индивидуальные аудиторы наряду с проведением аудиторских проверок могут оказывать сопутствующие аудиту услуги. Под оказанием сопутствующих аудиту услуг понимается предпринимательская деятельность, осуществляемая аудиторскими организациями помимо проведения аудиторских проверок. Оказание таких услуг требует от исполнителей соблюдения в установленных случаях независимости, а также профессиональной компетентности в областях: аудита, бухгалтерского учета, налогообложения, хозяйственного права, экономического анализа и других разделов экономики.
Перечень сопутствующих аудиту услуг дан в п. 6 ст. 1 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» № 119-ФЗ. Порядок оказания сопутствующих аудиту услуг определяется и следующими федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности:
№ 24 «Основные принципы федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности, имеющих отношение к услугам, которые могут предоставляться аудиторскими организациями и аудиторами»;
№ 30 «Выполнение согласованных процедур в отношении финансовой информации»;
№ 31 «Компиляция финансовой информации».
К сопутствующим аудиту услугам, оказание которых регулируется данными федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности, относятся только:
а) обзорные проверки;
б) согласованные процедуры;
в) компиляция финансовой информации.
При оказании иных видов услуг (например, налоговое консультирование, автоматизация бухгалтерского учета и внедрение информационных технологий, оценка стоимости имущества, и др.) аудиторам надлежит выполнять общие требования к их качеству.
Для выполнения сопутствующих аудиту работ и оказания услуг аудиторская организация должна иметь: лицензии на те виды деятельности (по выполнению работ и услуг), которые по законодательству подлежат лицензированию, материально-технические и методические возможности для качественного выполнения работ и оказания услуг.
При оказании аудиторами сопутствующих услуг ответственность за соблюдение действующего законодательства, за полноту и юридическое оформление предоставляемых документов, точность и достоверность предоставляемой информации, за своевременность предоставления документов, информации, сведений, а также за любые ограничения возможности осуществления аудиторской организацией своих обязательств несет экономический субъект.
К услугам, совместимым с проведением обязательной аудиторской проверки, относятся:
постановка бухгалтерского учета;
контроль за ведением учета и составлением отчетности;
контроль за начислением и уплатой налогов и иных обязательных платежей;
анализ хозяйственной и финансовой деятельности;
оценка экономических и инвестиционных проектов, экономической безопасности систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля;
представление интересов экономического субъекта перед третьими лицами;
проведение семинаров, обучение и повышение квалификации в области экономики и права;
разработка и издание методических пособий и рекомендаций по вопросам экономики и права;
компьютеризация бухучета и смежных вопросов;
консультирование по вопросам бухучета, налогообложения, финансов, хозяйственного права и другим смежным вопросам;
информационное и экспертное обслуживание;
подбор и тестирование бухгалтерского персонала;
другие услуги.
К услугам, несовместимым с проведением обязательной аудиторской проверки, относятся:
ведение бухгалтерского учета;
восстановление бухгалтерского учета;
составление налоговых деклараций;
составление бухгалтерской отчетности.
В процессе оказания сопутствующих аудиту услуг аудиторская организация вправе привлекать к оказанию таких услуг экспертов в соответствии с правилом (стандартом) «Использование работы эксперта». Использование работы эксперта не снимает ответственности с аудиторской организации за качество оказываемых сопутствующих аудиту услуг.
Сопутствующие аудиту услуги подразделяются: на услуги действия, услуги контроля, информационные услуги. К услугам действия относятся услуги по созданию документов, состав которых установлен в договоре с экономическим субъектом, ранее экономическим субъектом не созданных. Сопутствующие аудиту услуги действия, оказание которых экономический субъект возлагает на аудиторскую организацию, оформляются договором.
К услугам контроля относятся услуги по проверке документов на предмет их соответствия критериям, согласованным аудиторской организацией с экономическим субъектом; контроль ведения учета и составления отчетности; контроль начисления и уплаты налогов и иных обязательных платежей; тестирование бухгалтерского персонала экономического субъекта.
К информационным услугам относятся: услуги по подготовке устных и письменных консультаций по различным вопросам; проведение обучения, семинаров, «круглых столов»; информационное обслуживание; издание методических рекомендаций и т.д.
При оказании сопутствующих аудиту услуг аудитор обязан следовать тем же принципам, что и при оказании аудиторских услуг - честность, объективность, конфиденциальность и т.п. Кроме того, необходимо выполнять требования соответствующих стандартов аудиторской деятельности по планированию, документированию, контролю качества и т.д.
Аудиторская организация несет ответственность за качество и сроки оказания сопутствующих аудиту услуг согласно действующему законодательству, а также в соответствии с условиями договора, заключаемого между аудиторской организацией и экономическим субъектом. При этом аудиторская организация полностью или частично освобождается от ответственности за качество оказываемых сопутствующих аудиту услуг и сроки их выполнения в случае предоставления ложной или неполной информации, а также за задержки в ее предоставлении со стороны экономического субъекта.
контроль аудит услуга декларация
4. Этика аудитора
Этика - это система норм нравственного поведения человека или какой-либо общественной или профессиональной организации. По аналогии с международной практикой, Совет по аудиторской деятельности при Минфине РФ принял Кодекс этики аудиторов России с целью поддержания высоких моральных качеств и профессиональной ответственности специалистов. Кодекс признает, что основной целью аудиторской профессии является деятельность специалистов на самом высоком профессиональном уровне, обеспечивающем качественное выполнение заданий и удовлетворение общественных интересов. Достижение этой цели требует соблюдения четырех основных требований.
Кодекс содержит следующие нормы профессионального поведения:
§ Честность. При предоставлении профессиональных услуг аудитор должен действовать открыто и честно. Под честностью понимается не только правдивость, но также беспристрастность и надежность. В соответствии с принципом объективности все аудиторы должны действовать справедливо, честно и не иметь конфликта интересов.
§ Независимость. Независимость аудитора - отсутствие какой-либо финансовой или имущественной заинтересованности аудитора на проверяемой фирме; аудитор не может проверять фирму, одним из собственников которой он является; не может участвовать в проверке, если с высшими должностными лицами клиента его связывают родственные отношения. Аудитор не должен давать никакого повода для сомнений в своей независимости и объективности своего заключения.
§ Объективность. Аудитор должен быть справедливым, на его объективность не должны влиять ни предубеждения, ни пристрастия, ни конфликт интересов, ни другие лица, ни иные факторы.
§ Профессиональная компетентность и должная тщательность. Аудитор предоставляет профессиональные услуги с должной тщательностью, компетентностью и старанием. Профессиональную компетентность можно разделить на два самостоятельных этапа:
§ Достижение профессиональной компетентности. Для достижения профессиональной компетентности первоначально необходимо получение высшего общего образования, за которым следуют специальное образование, обучение и экзамены по профилирующим предметам и далее - практическая работа.
§ Конфиденциальность. Аудитор должен соблюдать конфиденциальность информации, полученной в процессе предоставления профессиональных услуг, и не должен использовать или раскрывать такую информацию без надлежащих и конкретных на то полномочий. Профессиональное поведение. Аудитор должен действовать таким образом, чтобы это соответствовало хорошей репутации профессии, и должен воздерживаться от какого-либо поведения, которое бы могло ее дискредитировать.
Кодекс этики также определяет порядок разрешения этических конфликтов. Расхождение мнений аудитора и другого лица само по себе не является этической проблемой. Однако в каждом конкретном случае заинтересованным сторонам следует анализировать все факты и обстоятельства.
Список литературы
1. Адамс Р. Основы аудита: Пер. с англ. / Под ред. Я.В. Соколова. - М.: Аудит, ЮНИТИ, 2005.
2. Аренс А., Лоббек Дж. Аудит: Пер с англ; Гл. редактор серии проф. Я.В. Соколов. - М.: Финансы и статистика, 2007.
3. Аудит: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностя/под ред. В.И. Подольского. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.:ЮНИТИ-ДАНА:Аудит, 2008.
4. Богатая И.Н. Аудит: Учебное пособие./ И.Н. Богатая, Н.Т. Лабынцев, Н.Н. Хахонова.- 4-е изд., перераб. и доп. - Ростов н/Д: Феникс, 2007.
5. Бычкова С.М., Растамханова Л.Н. Риски в аудиторской деятельности/Под ред. проф. С.М. Бычковой. М.: «Финансы и статистика», 2008.
6. Бычкова С.М. Доказательства в аудите. - М.: Финансы и статистика, 2006.
Размещено на Allbest.ru
Подобные документы
реферат , добавлен 17.02.2012
Определение объема аудита, аудиторских процедур, которые считаются необходимыми при определенных обстоятельствах. Характеристика услуг, сопутствующих аудиту. Постановка, восстановление и ведение бухгалтерского учета, составление финансовой отчетности.
реферат , добавлен 02.03.2010
Понятие и характеристика основных сопутствующих видов аудиторских услуг. Соотношение аудита и услуг в области аудиторской деятельности в зарубежной практике. Профессиональные требования оказанию сопутствующих аудиту услуг. Спрос на налоговые консультации.
курсовая работа , добавлен 15.10.2013
Виды финансового контроля. Внутрихозяйственный бухгалтерский, аудиторский, управленческий и ревизионный контроль. Понятие внешнего контроля и его подразделения на государственный, общественный и независимый аудиторский. Независимый аудиторский контроль.
контрольная работа , добавлен 20.03.2011
Этика поведения и история кодекса профессиональной этики аудитора. Структура кодекса профессиональной этики аудитора. Институциональные механизмы обеспечения качества аудита. Саморегулируемые организации аудиторов, их роль в совершенствовании аудита.
курсовая работа , добавлен 12.11.2014
Необходимость проведения аудита экономического субъекта. Перечень сопутствующих аудиту услуг, которые предоставляются аудируемой организации. Анализ деятельности предприятия и оценка внутреннего контроля. Свод запланированных аудиторских процедур.
курсовая работа , добавлен 19.03.2012
Субъекты обязательного аудита. Ответственность экономического субъекта за уклонение от проведения обязательной аудиторской проверки. Виды сопутствующих аудиту услуг. Бухгалтерское сопровождение экономических субъектов. Понятие и виды консалтинговых услуг.
контрольная работа , добавлен 10.10.2010
Анализ деятельности по осуществлению независимых вневедомственных проверок бухгалтерской отчетности, платежно-расчетной документации, налоговых деклараций. Исследование основных отличий ревизии от аудита, прав, обязанностей и ответственности аудитора.
реферат , добавлен 17.02.2012
Перечень сопутствующих аудиту услуг (составление бухгалтерской отчетности, оценка стоимости предприятия, составление деклараций о доходах и имуществе). Правила проведения аудиторской деятельности, оформление необходимых документов. Судебная практика.
реферат , добавлен 01.09.2011
Семь организационных принципов внутреннего аудита системы качества. Задачи, область и объект внутреннего аудита. Психология поведения аудитора. Этика поведения аудитора. Контроль за выполнением корректирующих действий. Обобщение результатов аудита.
Контроль - неотъемлемая часть системы управления, одна из форм обратной связи, благодаря которой управляющая система получает реальную информацию о действительном состоянии управляемой системы.
Контроль обеспечивает проверку выполнения управленческих решений, соблюдение заданных нормативов и условий хозяйствования.
Существуют различные принципы и классификации основных видов и методов контроля, применяемых для осуществления финансового контроля и аудиторских проверок.
По организационным формам контроль подразделяется на:
Государственный;
Ведомственный;
Вневедомственный;
Аудиторский;
Внутрихозяйственный;
Общественный..
В зависимости от времени проведения контроль подразделяется на предварительный, текущий (оперативный), последующий. В зависимости от источников информации контроль подразделяется на документальный и фактический.Документальный и фактический контроль тесно взаимосвязаны и зачастую используются совместно, позволяя установить действительное состояние объекта проверки.
Применяемые методы контроля и система контрольных действий позволяют организовать проверку, используя для этих целей ревизии, аудит, судебно-бухгалтерскую экспертизу, тематическую проверку, следствие, служебное расследование.
В условиях рыночной экономики значение аудита неуклонно растет. Это обусловлено практической необходимостью т.к. именно предприятие в первую очередь заинтересовано в том, чтобы подтвердить достоверность годового отчета предприятия, предоставляемого всем заинтересованным пользователям. Несмотря на тесную связь аудита с другими формами экономического контроля, между ними существуют и принципиальные различия.
Аудиторская деятельность осуществляется наряду с финансовым контролем за деятельностью экономических субъектов, производимым в соответствии с законодательством Российской Федерации специально уполномоченными на то государственными органами.
Внешние контролирующие органы представляют: 1) Счетная палата – соблюдение законодательства, расходов бюджета, контроль над всеми экономическими субъектами; 2) Федеральное казначейство – расходы федерального бюджета; 3) Министерство финансов – ведение бухгалтерского учета, исполнение бюджета; 4) Министерство финансов через Федеральную налоговую службу, внебюджетные фонды – контроль за доходами бюджета; 5) ЦБ РФ – денежное обращение; 6) Таможня – валютный контроль. Цели и задачи – полнота формирования государственных средств и соблюдение государственных интересов.
Внутренние контролирующие органы представляют: 1) круг министерств и ведомств (можно считать и внешними); 2) ревизионные комиссии собственников; 3) службы внутреннего контроля. Цели – максимизация прибыли, минимизация расходов и налогов.
Для независимости от внешнего и внутреннего контроля нужны независимые аудиторские проверки. Исключением является аудит по исполнительным делам по заказу определенных организаций, заключение предоставляется только организации, заказывающей проверку. Аудит не заменяет государственного контроля достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности, осуществляемого в соответствии с законодательством Российской Федерации уполномоченными органами государственной власти. Аудит непосредственно связан с проведением ревизии на предприятии. Но вместе с тем вследствие развития методов и форм экономического контроля между аудитом и ревизией существуют различия, в том числе по правовым признакам, практическим задачам, результатам работы и др.
Аудит имеет прямое отношение к проведению внутреннего контроля специалистами самой организации. Так, в ходе аудита аудитор должен использовать работу внутреннего аудита с целью изучения системы внутреннего контроля на предприятии и рабочих документов, чтобы убедиться в том, что: 1) соответствующие программы и объем работы внутреннего аудита отвечают целям внешнего аудитора; 2) работа внутренних аудиторов проводится по плану и документально оформлена; 3) выводы (заключения) внутренних аудиторов достаточно обоснованы полученными ими данными и соответствуют существующим обстоятельствам, а содержание отчетов соответствует результатам выполненной ими работы; 4) зоны повышенных рисков, известные специалистам аудируемого лица, учитываются при планировании работ и проверок внутренним аудитом; 5) отношение руководства и (или) собственников к замечаниям, предложениям и вопросам, поставленным внутренними аудиторами, конструктивное.
Виды аудита.
Аудит подразделяется на внешний (обязательный, инициативный и аудит по специальным заданиям) и внутренний.
Внешний аудит – это деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей; осуществляется независимыми аудиторами или аудиторскими фирмами. Особенность: аудиторы, проводящие проверку, не имеет на проверяемом предприятии никаких интересов.
Внешний аудитор осуществляет проверку финансово-хозяйственной деятельности согласно правовым актам Российской Федерации на основании заключенного с ним договора. Цель внешнего аудитора - получить разумную уверенность в том, что финансовая (бухгалтерская) отчетность не содержит существенных искажений.
Внутренний аудит - контрольная деятельность, осуществляемая внутри аудируемого лица его подразделением - службой внутреннего аудита. Функции службы внутреннего аудита включают мониторинг адекватности и эффективности системы внутреннего контроля.
Роль службы внутреннего аудита определяется руководством аудируемого лица.
Цель внутреннего аудита - помочь сотрудникам организации эффективно выполнять свои функции. Внутренний аудит проводят аудиторы, работающие непосредственно в данной фирме. В небольших организациях может и не быть штатных аудиторов.
Функции службы внутреннего аудита включают:
а) мониторинг эффективности процедур внутреннего контроля (постановка необходимых систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля входит в обязанности руководства, и этому следует постоянно уделять соответствующее внимание, а на службу внутреннего аудита обычно возлагаются обязанности по проверке этих систем, мониторингу эффективности их функционирования, а также представлению рекомендаций по их усовершенствованию);
б) исследование финансовой и управленческой информации (включает обзорную проверку средств и способов, используемых для сбора, измерения, классификации этой информации и составления отчетности на ее основе, а также специфические запросы в отношении отдельных ее составляющих частей, включая детальное тестирование операций, остатков по счетам бухгалтерского учета и других процедур);
в) контроль экономности, эффективности и результативности, включая нефинансовые средства контроля аудируемого лица;
г) контроль за соблюдением законодательства РФ, нормативных актов и прочих внешних требований, а также политики, директив и прочих внутренних требований руководства.
В число задач отдела (службы) внутреннего аудита входит:
Обеспечение более эффективного управления организацией;
Оперативное выявление текущих проблем в рамках отдельной организации;
Защита законных интересов организации и ее собственников;
Оценка эффективности и надежности системы внутреннего контроля.
Проверка систем, предназначенных для реализации задач, планов и соблюдения процедур, законодательных актов и инструкций, а также их выполнения сотрудниками организации;
Проверка сохранности активов;
Проверка эффективности использования ресурсов и т.д.
Внутренние аудиторы должны представлять отчеты по результатам своей работы, содержащие общую информацию об объекте, анализ, оценку и рекомендации по устранению выявленных недостатков.
Инициативный аудит обычно проводится по решению администрации предприятия или его учредителей. Его целью является выявление недостатков в методике и организации бухгалтерского учета, составление отчетности, проведение анализа финансового состояния предприятия, разработка рекомендаций по повышению эффективности его деятельности. Инициативный аудит может быть как комплексным, так и тематическим, т.е. направленным на изучение отдельных разделов и участков учета, функционирования конкретных подразделений и др. Различными могут быть и применяемые методы: сплошная и выборочная проверка, изучение учетных регистров и (или) первичных документов и др.
Обязательный аудит - ежегодная обязательная аудиторская проверка ведения бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организации или индивидуального предпринимателя.
1.1. Сущность аудита и его экономическая обусловленность.
1.2.Цели и задачи аудита.
1.3. Принципы аудита
1.4..Связь аудита с другими формами экономического контроля.
1.5.Виды и классификация аудита.
1.6.Субъекты обязательного аудита и ответственность за уклонение от проведения
обязательного аудита.
1.7.Услуги, сопутствующие аудиту и их классификация.
1.8. Профессиональный кодекс этики аудитора.
1.9. Независимость аудитора.
Сущность аудита и его экономическая обусловленность.
Аудит (в разных переводах это слово означает «он слышит», «слушающий») имеет достаточно большую историю. Первые независимые аудиторы появились еще в XIX в. в акционерных компаниях Европы.
Возникновение аудита связано с разделением интересов тех, кто непосредственно занимается управлением предприятием (администрация, менеджеры), и тех, кто вкладывает деньги в его деятельность (собственники, акционеры, инвесторы). Последние не могли и не хотели полагаться лишь на ту финансовую информацию, которую предоставляли управляющие и подчиненные им бухгалтеры предприятия. Достаточно частые банкротства предприятий, обман со стороны администрации существенно повышали риск финансовых вложений. Акционеры хотели быть уверенными в том, что их не обманывают, что отчетность, представленная администрацией, полностью отражает действительное финансовое положение предприятия. Для проверки правильности финансовой информации и подтверждения финансовой отчетности приглашались специальные люди - аудиторы, которым, по мнению акционеров, можно было доверять. Главными требованиями, предъявляемыми к аудитору, были его безупречная честность и независимость. Знание бухгалтерского учета сначала не было главным, однако по мере усложнения бухгалтерского учета необходимым требованием становится и хорошая профессиональная подготовка аудитора.
Исторической родиной аудита считается Великобритания, где с 1844 г. выходит серия законов о компаниях, согласно которым правления акционерных компаний обязаны не реже одного раза в год приглашать специального человека для проверки бухгалтерских счетов и отчета перед акционерами.
В России звание аудитора было введено Петром I. Должность аудитора совмещала в себе некоторые обязанности делопроизводителя, секретаря и прокурора. Аудиторов в России называли присяжными бухгалтерами.
В Великобритании аудиторами именуются любые специалисты в области контроля за достоверностью финансовой отчетности, в том числе и работающие в государственных органах.
Во Франции независимым финансовым контролем занимаются две профессиональные организации - бухгалтеров-экспертов, в компетенцию которых входят непосредственно ведение бухгалтерского учета, составление отчетности и оказание консультационных услуг в этой области, и комиссаров (уполномоченных) по счетам, обеспечивающих контроль за достоверностью финансовой отчетности.
В США проверку достоверности финансовой отчетности осуществляет дипломированный общественный бухгалтер.
Цели и задачи аудита.
Существует множество определений аудита - одни из них закреплены в официальных нормативных документах, как международных, так и национальных, другие определения даются специалистами в области аудита.
По Закону «Об аудиторской деятельности»- целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РФ.
Аудиторская деятельность, аудит - предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей
По Закону «Об аудиторской деятельности» - целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РФ.
Под достоверностью понимают степень точности данных финансовой (бухгалтерской) отчетности, которая позволяет пользователю этой отчетности на основании ее данных делать правильные выводы о результатах хозяйственной деятельности, финансовом и имущественном положении аудируемых лиц и принимать базирующиеся на этих выводах обоснованные решения.
Основная задача аудита - это удовлетворение потребностей пользователей информации в предоставлении им достоверных данных о хозяйствующем субъекте и в минимизации их информационного и предпринимательского риска.
Принципы аудита
Основные принципы аудита можно разделить на две группы:
Основные принципы, регулирующие аудит- этические и профессиональные нормы, определяющие взаимоотношения аудитора и клиента. Эти принципы должны соблюдаться аудиторами и аудиторскими фирмами при оказании всех аудиторских услуг и учитываться при разработке нормативных документов, регулирующих аудит;
Основные принципы проведения аудита, т.е. правила, определяющие этапы и элементы аудиторской проверки.
Принципы, регулирующие аудит определены в п.3 Федерального стандарта аудиторской деятельности № 1 «Цель и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской отчетности». Стандарт определяет, что при выполнении своих профессиональных обязанностей аудитор должен руководствоваться нормами, установленными профессиональными аудиторскими объединениями, членом которых он является (профессиональными стандартами), а также следующими этическими принципами:
Независимость;
Честность;
Объективность;
Профессиональная компетентность и добросовестность;
Конфиденциальность;
Профессиональное поведение.
К принципам регулирующим проведение аудита следует отнести и профессиональный скептицизм. Согласно требования п.4 Федерального стандарта №1 , аудитор в ходе планирования и проведения аудита должен проявлять профессиональный скептицизм и понимать, что могут существовать обстоятельства, влекущие за собой существенное искажение финансовой (бухгалтерской) отчетности.
Проявление профессионального скептицизма означает, что аудитор критически оценивает весомость полученных аудиторских доказательств и внимательно изучает аудиторские доказательства, которые противоречат каким-либо документам или заявлениям руководства либо ставят под сомнение достоверность таких документов или заявлений. Профессиональный скептицизм следует проявлять в ходе аудита, чтобы, в частности, не упустить из виду подозрительные обстоятельства, не сделать неоправданных обобщений при подготовке выводов, не использовать ошибочные допущения при определении характера, временных рамок и объема аудиторских процедур, а также при оценке их результатов.
При планировании и проведении аудита аудитор не должен исходить из того, что руководство аудируемого лица является бесчестным, но не должен предполагать и безоговорочной честности руководства. Устные и письменные заявления руководства не являются для аудитора заменой необходимости получить достаточные надлежащие аудиторские доказательства для подготовки разумных выводов, на которых можно было бы базировать аудиторское мнение.
Этические принципы аудита
Независимость аудитора - предполагает свободу аудитора от влияния давления, контроля, как со стороны проверяемого субъекта, так и со стороны любых третьим лиц. Независимость аудитора - отсутствие какого-либо финансовой или имущественной заинтересованности аудитора на проверяемой фирме; аудитор не может проверять фирму, одним из собственников которой он является; не может участвовать в проверке, если с высшими должностными лицами клиента его связывают родственные отношения.
Честность аудитора - предполагает приверженность аудитора профессиональному долгу.
Объективность аудитора - беспристрастность аудитора при рассмотрении любых профессиональных вопросов и формировании суждений, выводов и заключений.
Профессиональная компетентность аудитора - аудитор должен обладать необходимым объемом знаний и умением квалифицированно применять эти знания при рассмотрении конкретных ситуаций.
Добросовестность аудитора- оказание аудитором профессиональных услуг с должной тщательностью, внимательностью, оперативностью и надлежащим использованием своих способностей.
Конфиденциальность информации - аудиторы (аудиторские организации) обязаны обеспечивать сохранность документов, получаемых или составляемых ими в ходе аудиторской деятельности, и не вправе передавать эти документы каким бы то ни было третьим лицам либо разглашать устно содержащиеся в них сведения без согласия проверяемого субъекта.
Профессиональное поведение аудитора- принцип аудита, заключающийся в том, что аудитор поддерживать высокую репутацию профессии и воздерживаться от совершения поступков, способных подорвать уважение и доверие к аудиторской профессии.
Основные принципы проведения аудита
Основные мероприятия, проводимые в ходе аудита, включают:
Определение объема аудита; ФПСАД №1 « Цель и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской отчетности»
Планирование аудита; ФПСАД №3 «Планирование аудита»;
Оценка систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля;
Аудиторские доказательства; ФПСАД №5 «Аудиторские доказательства»
Аудиторская документация; ФПСАД №2 «Документирование аудита»
Аудиторское заключение. ФПСАД №6 «Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской отчетности»
Связь аудита с другими формами экономического контроля
Контроль - неотъемлемая часть системы управления, одна из форм обратной связи, благодаря которой управляющая система получает реальную информацию о действительном состоянии управляемой системы.
Контроль обеспечивает проверку выполнения управленческих решений, соблюдение заданных нормативов и условий хозяйствования.
Существуют различные принципы и классификации основных видов и методов контроля, применяемых для осуществления финансового контроля и аудиторских проверок.
По организационным формам контроль подразделяется на:
Государственный;
Ведомственный;
Вневедомственный;
Аудиторский;
Внутрихозяйственный;
Общественный.
Государственный контроль осуществляется государственными органами контроля. Он в свою очередь подразделяется на общегосударственный (налоговый, таможенный, валютный и др.), бюджетно-финансовый (денежно-кредитный, административный и др.) и парламентский контроль.
Главной целью государственного контроля является установление соответствия практики управления экономическими ресурсами во всех сферах производства задачам финансовой политики государства.
Госу дарственный контроль ведется в масштабе Российской Федерации и ее субъектов, а также на уровне местного (муниципального) самоуправления.
Государственный контроль осуществляют: Федеральное казначейство, Счетная палата РФ, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (бывшее КРУ) - состоящий из Департамента государственного финансового контроля и департамента бюджетного надзора, а также субъектов РФ, Федеральная таможенная служба, Федеральная служба России по валютному и экспертному контролю, Федеральная Налоговая служба, Министерство финансов РФ, контрольные органы законодательных (исполнительных) органов субъектов Российской Федерации (счетные палаты или аналогичные органы субъектов РФ).
Ведомственный контроль - это внутренний контроль отдельных государственных ведомств (министерств, комитетов, департаментов) за деятельностью подведомственных им предприятий и организаций. Его проводят специализированные подразделения, созданные внутри ведомства. Обычно такой контроль осуществляется путем проведения ревизий и тематических проверок. Целью осуществления ведомственного контроля является установление законности расходования государственных средств, полноты и своевременности исполнения обязательств перед бюджетом и внебюджетными фондами, правильности ведения бухгалтерского учета, рационального использования ресурсов и т.п.
Вневедомственный контроль осуществляется уполномоченными органами в отношении различных предприятий и организаций. Примером вневедомственного контроля может являться судебно-бухгалтерская экспертиза, осуществляемая правоохранительными органами при рассмотрении уголовных и гражданских дел. Аудит также представляет собой форму вневедомственного контроля.
Аудиторский контроль представляет собой независимую проверку финансовых отчетов и относящейся к ним финансовой информации хозяйствующего субъекта, осуществляемую аудиторскими организациями и аудиторами (имеющими лицензию), по договору с заказчиком. Назначение аудиторского контроля - это удовлетворение потребностей заказчиков аудиторской проверки в объективной информации о результатах финансово-хозяйственной деятельности предприятия, ее законности и правильности отражения в отчетности.
Внутрихозяйственный контроль организуется хозяйствующими субъектами самостоятельно. Особенности его организации определяются спецификой финансово-хозяйственной деятельности предприятия, его структурой, объемами и видами деятельности. Ответственность за разработку и фактическое воплощение системы внутрихозяйственного контроля несет руководство предприятия или организации. В экономическом субъекте в соответствии с учредительными документами или правилами внутреннего распорядка может быть создана ревизионная комиссия, отдел «внутреннего аудита» или назначен ревизор.
Общественный контроль реализуется без посредства специальных государственных органов через общественные институты на основе законов, обязывающих органы власти предоставлять информацию обществу. Большую роль в осуществлении общественного контроля играют средства массовой информации, выражающие интересы различных общественных и политических объединений.
В зависимости от времени проведения контроль подразделяется на предварительный, текущий (оперативный), последующий.
Предварительный контроль проводится до принятия управленческих решений и совершения хозяйственных операций. Он носит профилактический, упреждающий характер. Его субъектами могут быть внутрихозяйственные планы, бизнес-планы, проектно-сметная документация, документы на выдачу денежных средств, на отпуск продукции и др. Цель предварительного контроля - предупредить незаконные действия должностных лиц, незаконные и экономически нецелесообразные хозяйственные операции.
Текущий контроль , как правило, организуется в процессе совершения различных хозяйственных операций. Именно поэтому текущий контроль называют также оперативным контролем. Действительно, этому виду контроля присуща максимальная оперативность. Субъекты текущего контроля значительно более разнообразны, чем предварительного.
Последующий контроль осуществляется после совершения хозяйственных операций. Количество объектов последующего контроля определяется самим проверяющим исходя из различных факторов задач и целей проверки, финансовых затрат на его осуществление и др. Последующий контроль применяется и при проведении ревизии, и при организации аудиторской проверки.
В зависимости от источников информации контроль подразделяется на документальный и фактический.
Документальный контроль предусматривает использование первичных документов для установления достоверности и законности совершения хозяйственных операций, составления учетных регистров и отчетности.
Фактическим является контроль , при котором количественное и качественное состояния проверяемого объекта устанавливаются путем обследования, осмотра, обмера, пересчета, взвешивания, лабораторного анализа и других способов проверки фактического состояния объектов. К объектам фактического контроля относятся: наличные деньги в кассе, основные средства, товарно-материальные ценности, готовая продукция, выполненные работы и услуги
Документальный и фактический контроль тесно взаимосвязаны и зачастую используются совместно, позволяя установить действительное состояние объекта проверки.
Применяемые методы контроля и система контрольных действий позволяют организовать проверку, используя для этих целей ревизии, аудит, судебно-бухгалтерскую экспертизу, тематическую проверку, следствие, служебное расследование.
Ревизия - это система контрольных действий, осуществляемых ревизионной группой или ревизором, за деятельностью подведомственных предприятий, при которой устанавливается законность, достоверность и экономическая целесообразность совершенных хозяйственных операций, а также правильность действий должностных лиц, участвовавших в их проведении. Ревизия проводится одновременно с внутриведомственным контролем, при организации финансового государственного контроля и др.
Аудит - независимая экспертиза состояния бухгалтерского учета, финансовых отчетов и бухгалтерских балансов.
В условиях рыночной экономики значение аудита, как одной из форм экономического контроля, неуклонно возрастает. Это обусловлено практической необходимостью т.к. именно предприятие (хозяйствующий субъект) в первую очередь заинтересовано в том, чтобы подтвердить достоверность годового отчета предприятия, предоставляемого всем заинтересованным пользователям. Несмотря на тесную связь аудита с другими формами экономического контроля, между ними существуют и принципиальные различия.
Судебно- бухгалтерская экспертиза осуществляется по решению судебных органов. Специфика судебно-бухгалтерской экспертизы проявляется в ее процессуально-правовой форме, обеспечивающей получение источника доказательств в применении экспертных знаний в области бухгалтерского учета в ходе исследования совершенных хозяйственных операций. Судебно-бухгалтерская экспертиза не может существовать вне уголовного или арбитражного дела, поскольку представляет собой процессуально-правовую форму (правовую сторону данного вида экспертизы).
Аудитор может быть привлечен в качестве эксперта-бухгалтера при проведении судебно-бухгалтерской экспертизы. Эксперт как самостоятельная процессуальная фигура, как квалифицированный специалист в области бухгалтерского учета и контроля самостоятельно определяет методы исследования, так как несет ответственность за обоснованность своих выводов. Уголовный кодекс Российской Федерации не предусматривает никаких ограничений для аудиторов-специалистов в выполнении функций эксперта-бухгалтера.
В условиях рыночной экономики значение аудита неуклонно растет. Это обусловлено практической необходимостью т.к. именно предприятие в первую очередь заинтересовано в том, чтобы подтвердить достоверность годового отчета предприятия, предоставляемого всем заинтересованным пользователям. Несмотря на тесную связь аудита с другими формами экономического контроля, между ними существуют и принципиальные различия.
Отличительные черты аудита, ревизии, налоговых проверок и судебно-бухгалтерской экспертизы представлены в таблице 1.1.
Таблица 1.1 – Отличие аудита от других видов контроля
Признаки |
Налоговая проверка |
Судебно-бухгалтерская экспертиза |
|||
Гражданское право на основе договоров |
Административное право на основе законов и инструкций |
Налоговое, уголовное право на основе законов и инструкций |
Уголовное право на основе законов и инструкций |
||
Проверка финансовой отчетности с целью выражения мнения о ее достоверности |
Выявление и оценка недостатков, нарушений, злоупотреблений, с целью их устранения и наказания виновных |
Определение правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты в бюджет налогов и других обязательных платежей |
Осуществление независимых экспертиз бухгалтерской отчетности, налоговых декларации, первичных документов с целью обоснования исковых требований, поданных в следственные или судебные органы |
||
Устанавливаются заказчиком при заключении договора |
Определяются органом, назначившим ревизию |
Налоговая проверка организаций проводится на основании решения руководителя налогового органа |
Судебно-бухгалтерская экспертиза организации проводится на основании постановления следователя или суда для сбора доказательств нарушений законодательства |
||
Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность |
Устанавливается органом, назначающим проверку |
Расчеты с бюджетом |
Исследование конкретных фактов, определенных правоохранительными органами |
||
Достаточность |
Принцип разумной уверенности |
Принцип максимально возможной точности в выявление виновных лиц и размера ущерба |
Принцип максимально возможной законности и выявление налоговых правонарушений |
Принцип максимально возможной точности и законности и выявление нарушений законодательства |
|
Идентичны, но используются в различных пропорциях, исходя из конкретно поставленных целей и задач |
Имеются ограничения в части используемых методов проверки (нельзя проводить инвентаризации, получать информацию от 3-их лиц, привлекать экспертов и др.) |
||||
Управление |
Связи горизонтальные, добровольные |
Связи вертикальные |
|||
Оплата труда |
Заказчик услуг или орган, нуждающийся в подтверждении достоверности отчетности |
Государственный орган |
Оплата производится за счет проверяемого субъекта по ставкам, ежегодно утверждаемым Правительством РФ с учетом средней ставки оплаты, сложившейся на рынке аудиторских услуг |
||
Результат |
Аудиторское заключение |
Акт ревизии |
Акт налоговой проверки |
Заключение эксперта-бухгалтера |
Виды и классификация аудита
В основу общей классификации аудита могут быть положены следующие признаки: статус аудитора, принцип инициативы, объект изучения, периодичность осуществления и применяемые методы
1. В зависимости от статуса аудитора, осуществляющего аудиторские процедуры, выделяют внешний и внутренний аудит.
Внешний аудитпроводится независимой аудиторской организацией (аудитором) на договорной основе с экономическим субъектом главным образом с целью объективной оценки достоверности бухгалтерского учета и отчетности, а также оказания консультационных услуг администрации. Внешний аудит исходя из отраслевых особенностей подразделяется:на общий аудит; аудит страховых организаций; аудит банков и аудит бирж; внебюджетных фондов и инвестиционных институтов.
Внутренний аудитвыступает неотъемлемой частью системы управленческого контроля на предприятии. Его цель - оценка эффективности функционирования системы управления. Она достигается в процессе контроля со стороны специального органа, создаваемого на предприятии (службы внутреннего аудита), за достоверностью бухгалтерской отчетности, исполнением смет расходов, сохранностью имущества, а также путём разработки предложений по совершенствованию методов организации производства, взаимодействия различных подразделений. В то же время внутренний аудит по содержанию и методам проведения имеет много общего с внешним аудитом и в значительной мере является информационной базой для последнего. При должной организации внутреннего
аудита на предприятии существенно сокращаются объем и содержание внешнего аудита, проводимого в предусмотренных законодательством случаях.
Однако между внутренним и внешним аудитом имеются и существенные различия. Это прежде всего различия в уровнях независимости. Служба внутреннего аудита организуется на самом предприятии, подчиняется его руководству и находится полностью на их содержании. В связи с этим независимая деятельность органов внутреннего аудита возможна, в отношении структурных подразделений предприятия, деятельность которых подвергается проверке. Что касается аудиторских организаций, осуществляющих внешний аудит, то они полностью как материально, так и организационно независимы от проверяемого предприятия и осуществляют свою деятельность на договорной основе.
Различия между внутренним и внешним аудитом вытекают также из их основных задач и из времени выполнения работы. Если основной задачей внутреннего аудита является подготовка информационных материалов о финансово-экономическом состоянии данного предприятия для руководства, то главная задача внешнего аудита - подготовка соответствующего заключения о достоверности бухгалтерской отчетности для внешних заинтересованных пользователей: акционеров, инвесторов, налоговой службы, банков, партнеров по бизнесу, органов власти и т. д.
Внутренний аудит, являясь составной частью внутрихозяйственного контроля на предприятии, осуществляется непрерывно. Внешний аудит проводиться периодически, как правило, один раз в год.
2. Исходя из принципа инициативы проведения аудит может быть инициативным (добровольным) или обязательным.
Инициативный аудит проводится, как правило, по решению администрации предприятия или его учредителей. Его цель - выявить недостатки в методике и организации бухгалтерского учета, составлении отчетности, налогообложении, провести анализ финансового состояния предприятия, разработать рекомендации по повышению эффективности его деятельности, помощь в организации учета и отчетности, организация делопроизводства по бухгалтерскому учету и т.д.
Можно назвать несколько причин проведения инициативного аудита: текучесть бухгалтерских кадров; недостаточно высокая оплата; нежелание руководства новых экономических структур принимать главного бухгалтера как одного из основных контролеров за законностью хозяйственных операций; низкая квалификация бухгалтерских кадров на некоторых предприятиях, особенно на вновь образованных. Не случайно, руководители предприятий и организаций, сталкивающиеся с этими проблемами, сами обращаются в аудиторские фирмы с просьбами о помощи.
Инициативный аудит может быть как комплексным, так и тематическим, то есть направленным на изучение отдельных разделов и участков учета, функционирования конкретных подразделений и т. п. Различными могут быть и применяемые методы анализа: сплошная и выборочная проверка, изучение учетных регистров и (или) первичных документов и др.