Цели и задачи : 1.Повторить и закрепить с детьми формы вежливых обращений друг к другу, моделируя нужные ситуации.
2.Обратить внимание детей на то, что добрые слова непременно должны сочетаться с добрыми поступками.
3.Воспитывать вежливое отношение к людям.
Применяемые методики, технологии, оборудование.
В последние годы происходят кардинальные изменения в системе школьного образования, а особенно её в начальном звене. Проведённое мероприятие осуществляет в первую очередь задачу придания системности использованию ИКТ в воспитательном процессе в младших классах. Праздник, рассчитанный на 1час, содержит объёмный материал.
В ходе проведения праздника использовала следующие формы работы: игры, тестовые задания.
Использовала мультимедийный проектор:
для приветствия на чувашском языке (Диск «Учите чувашский»;
для закрепления правил поведения в гостях (просмотр фрагмента из м/фильма «Вини Пух идёт в гости»;
Для эмоционального настроя (магнитофон + аудиокассета с песней «Улыбка»)
Пояснительная записка.
Сегодня одной из главных задач школы является формирование у детей общечеловеческих духовных ценностей и ориентиров. Среди них вечные нравственные нормы: доброта, любовь к близким, терпимость к окружающим.
Как известно, наиболее благоприятным возрастом для усвоения нравственных основ является младший школьный возраст.
Школа ставит перед собой задачу – воспитание подлинно культурных людей, а культура невозможна без общечеловеческих правил речевого общения.
Ежедневно – в школе и дома, на улице и в гостях – мы все, взрослые и дети, действуем в соответствии с определёнными правилами поведения. И то, что, на первый взгляд кажется совсем простым, на деле оказывается не таким уж лёгким.
Практика убедила нас, что дети, овладевшие речевым этикетом, чувствуют себя гораздо свободнее и увереннее, ведь они отчётливо представляют, что нужно сказать в той или иной ситуации.
В течении трёх лет работаю над проектом «Учимся вежливости». Провожу уроки по речевому этикету, внеклассные мероприятия. Прочитали и обсуждали в классе книгу Людмилы Васильевой – Гангнус «Азбука вежливости». После этого по этой книге составила сама сценарий праздника «Азбука вежливости» и выступили перед учащимися начальных классов.
Ведущий: Ребята, у нас сегодня праздник. Праздник необычный. Праздник «Азбука вежливости». К нам сейчас придёт кто-то важный и поведёт в Сказочный город.
А вот она сама идёт. Вы её узнали. Давайте поздороваемся с ней.
Фея: Здравствуйте, ребята! Меня вы узнали. Да, зовут меня Фея – Здрасте. Закончила я Академию Всех Волшебных наук шоколадной медалью. Однажды я попала в очень странный город. Там была страшная эпидемия. Все люди болели ужасной болезнью – невежливостью. При встрече они не здоровались друг с другом. При расставании не говорили «До свидания». В общем, жители того городка вели себя так скверно, что вот–вот должны были стать драконами. К счастью, я пригласила своих помощников – гномов, которые полетели туда на зонтиках, превратившись в невидимки. Когда жители города увидели летающие зонтики, они открывали рты от этого чуда. А в то время гномы вложили в рот каждому жителю глоток волшебной воды. А когда они закрыли рты, превратились в сказочно вежливых и очень воспитанных людей. И город назвали Сказочным.
Мы – жители этого городка. Я к вам пришла не одна. Со мной мои друзья: три мудрых – премудрых Гномыча:
Гномыч – дедушка (длинная борода, красный волшебный колпак);
Гномыч – сын (рыжие усы, зелёный волшебный колпак);
Гномыч внук (с веснушками, синий волшебный колпак);
Они могут вылечить от болезни невежливости всех жителей.
Продавщица летающих зонтов;
Булочник , который выпекает прыг скок булочки;
Дочь почтальона – Юлика – Юла;
Алёша Иванов , который из-за невежливости превратился в дракона.
Ладно, хоть в городе за главной городской площадью был фонтан. Это и помог стать Алёшу воспитанным мальчиком. Потому что это был необычный фонтан, а какой – то особенный. Текла здесь вода не простая, а волшебная.
Давайте и мы попробуем. (Фея брызгает водой).
А теперь, я думаю, что вы у меня стали все воспитанными и вежливыми.
Ведущий: Ребята, сейчас положите руки на плечи друг друга и улыбнитесь.
А теперь поздороваемся друг с другом:
С помощью крепкого и сильного рукопожатия, как делают в Германии,
Сложив руки вместе и наклонившись, как делают в Японии,
Горячо и сильно сжав друга или подругу в своих объятиях, как делают в России.
А как у нас в Чувашии здороваются? Давайте посмотрим фрагмент. Внимание на экран. («Учите чувашский» диск).
А теперь здороваемся с нашими гостями по-чувашски.
(Фея - Здрасте от радости захлопает в ладоши).
Ведущий: Ой, ребята, кто-то стучит к нам. Это весёлый Почтальон из Сказочного города, шутник и хохотун.
Почтальон: Ребята, я вам принёс срочную сказочную телеграмму. Позвольте мне её прочитать.
«Наш маленький дружок. Мы любим тебя. Мы верим, что ты стал настоящим вежливым человеком. И потому приглашаем тебя и всех твоих друзей к нам в гости. Приезжай, пожалуйста, за чистое – чистое поле, за зелёный лес, за дальнюю дорогу, за сахарную гору в Сказочный город. Ждём».
Алёша Иванов : Вот ведь какое дело, друзья! Пора нам в дорогу.
Ведущий: Но для того, чтобы попасть в Сказочный город, необходимо выполнить одно условие: сдать экзамен на вежливость. Сдавать такой экзамен веселее с друзьями. Ведь мы все приглашены туда. Экзамен на вежливость нужно провести как самый настоящий праздник.
Правила сдачи экзамена .
1.Если кто-то из твоих друзей забудет ответ, подскажите ему.
2.Подсказывать в этом экзамене разрешается.
3.Даже можно отвечать хором.
4.Главное, чтобы ответ был правильным.
За правильные ответы Фея – Здрасте вручает вам шоколадные медальончики. И это будет для вас пропуском в Сказочный город. А сейчас готовимся к сдаче экзамена.
Фея: Ребята, встаньте, пожалуйста! Я взмахну волшебной палочкой. Сколько раз взмахну, вы по столько соберётесь в кружок. И так: 1,2,3 (дети собираются по три). Ай, да молодцы!
Ещё раз взмахну: 1, 2, 3, 4, 5 (собираются по пять).
Последний раз: 1, 2, 3, 4, 5, 6 (собираются по шесть).
Ведущий: Вот и собрались команды. 5команд получилось. И так, готовы!
Фея: А вопросы экзамена спрятаны у меня в волшебном Зонтике. Выходят ко мне из каждой команды по 1участнику и получат экзаменационные вопросы. Время 3-4минуты.
(В это время звучит песня Э. Шаинского «Улыбка»).
Вопросы экзамена.
(С каждого раздела по одному вопросу получают).
1раздел.
1Какие слова нужно употреблять при встрече? (Здравствуйте, доброе утро, привет, добрый день, добрый вечер).
2.Какие слова употреблять, если вы обращаетесь к кому– либо с просьбой? (Прошу вас, будьте добры, пожалуйста, будьте любезны, разрешите).
3.Какие слова мы произносим, когда извиняемся перед кем – нибудь? (Простите, извините, прошу прощения).
4.Какие слова мы произносим, прощаясь? (Пока, до свидания, до встречи).
5.Какие вежливые слова знаете на чувашском языке? (Ырǎ кун пултǎр, ырǎ каç пултǎр, сывлǎх сунатǎп, тавтапуç).
II раздел . Из фрагмента игры «Звёздный час». Сказочная.
1.Все вы знаете сказку «Три медведя». Давайте представим себе, что Маша не убежала в лес, а вступила с медведями в разговор.
Задание: Какой разговор вам понравится больше всего?
1)Медведи! Я заблудилась в лесу, устала, помогите мне вернуться домой.
2)Мишеньки! Я заблудилась и попала к вам в дом. Извините за беспорядок, я помогу всё убрать.
3)Медведи! Я очень устала! Если Мишутка отнесёт меня домой, моя бабушка даст вам мёда и малину.
2.Все вы наверняка любите получать подарки.
Вспомним сказку К. Чуковского «Муха – Цокотуха».
Приходили к мухе блошки,
Приносили ей сапожки,
А сапожки не простые –
А сапожки золотые!
Внимание! Как бы вы стали принимать подарок и благодарить за него?
1)Что за чудные сапожки! 2)У меня уж есть сапожки,
Где вы их достали блошки? И получше этих, блошки.
Буду их всю жизнь носить, И отдам своей сестре,
И весь век благодарить! Что живёт на той горе.
3)Вам спасибо, мои блошки,
За прекрасные сапожки.
Ох, какое будет горе,
Если мне они не в пору.
3.Ещё раз вспомним строки Чуковского:
Приходила к мухе бабушка – пчела,
Мухе – цокотухе мёду принесла…
Как бы вы поступили с этим подарком?
1)Поставите весь мёд для гостей.
3)Отложите часть мёда из банки в вазочку и поставите на стол для гостей.
4.У меня зазвонил телефон. Вы, конечно, очень хорошо знаете это стихотворение К.И.Чуковского. Помните, кто звонил герою стихотворения? Да, слон, верблюд, крокодил, зайчатки, медведь, тюлень, бегемот. И у всех были самые разные просьбы.
Вот, например, как обращались с просьбой мартышки и свинья:
1)А потом позвонили мартышки:
Примите, пожалуйста, книжки!
2)А потом позвонила свинья:
Пришлите мне соловья.
Подумайте, чья просьба вежливее? Почему?
5.Малыша обидел Витя,
Но пред школою в строю
Витя просит:
« Извините, я ошибку признаю».
На урок пришёл учитель,
Положил на стол журнал.
Следом Витя:
«Извините, я немного опоздал».
Спор давно ведётся в классе:
Вежлив Витя или нет?
Разберитесь в споре нашем
И скажите нам ответ.
Ну, а как вы считаете? Вежлив Витя или нет?
III .Задачи не на сложение, а задачи на уважение.
1.Вы вошли в автобус с задней площадки и увидели, что у самой передней двери стоят ваши друзья. Нужно ли здороваться и как это сделать?
(Вместо крика лучше использовать жест, улыбку или лёгкий поклон).
2.Мальчик крикнул прохожему: «Скажите, сколько сейчас часов?». Обращаясь прохожему, мальчик сделал ошибки. Какие? (Не кричать, а просто спросить. Не часов, а который час).
3.Ты идёшь с товарищем по улице. Он поздоровался с незнакомым тебе человеком. Что будешь делать ты? (Нужно тоже поздороваться).
4.В школьном коридоре разговаривали учителя. Среди них Олег увидел своего классного руководителя и, проходя мимо, вежливо сказал:
Здравствуйте, Игорь Семёнович!
Можете ли вы назвать ошибку? А может быть всё в порядке? (Нужно поздороваться со всеми учителями).
5.Утро. В школе вы увидели своего учителя. Кто должен поздороваться первым? Как поздороваетесь вы с учителем? (Доброе утро, Анна Петровна или здравствуйте, Анна Петровна).
Фея: Ребята, вы все справились вопросами. Все выдержали экзамен на вежливость. Вручаем мы вам всем шоколадные медальончики. И нашим гостям вручаем медальончики, потому что они за нас переживали, за нас болели. Теперь мы все вежливые и воспитанные. Значит, мы все сейчас очутимся в Сказочном городке. Все надевайте на головы свои волшебные колпачки.
1, 2, 3 (взмахивает Фея волшебной палочкой).
(Встречают Гномычи).
Гномыч- дедушка : Мы приглашаем вас всех в Сказочный городок.
(Дети в Сказочном городке. Начинают баловаться).
Ой, ребята, так не пойдёт. Вы не умеете вести себя в гостях. Ну – кА, Гномыч – сын и Гномыч – внук, учите детей уму-разуму.
Гномыч – сын: Мы всех вас приглашаем в гости к Кролику. А вместе с нами идут в гости Вини Пух и Пятачок.
(Золотая коллекция любимых мультфильмов. Вини Пух идёт в гости. Просмотр фрагмента м/фильма).
Ребята, как вы думаете, правильно поступили Вини Пух и Пятачок?
Юлика – Юла: А теперь помогите мне закончить предложения по правилам поведения в гостях:
1)Без предупреждения и без приглашения в гости (нельзя);
2)Если возле двери половичок (вытирай ноги);
3)В гостях долго засиживать (нельзя);
4)Не забывай, что ты в гостях. Веди себя (прилично);
5)Играть только игры (спокойные).
Продавщица : А теперь поиграем со мной. Я начну, а вы кончайте, дружно хором отвечайте:
1.Растает даже ледяная глыба
от слова тёплого (спасибо).
2.Зазеленеет старый пень,
когда услышит (добрый день).
3.Если больше есть не в силах,
скажем маме мы (спасибо).
4.Мальчик вежливый и развитый
говорит, встречаясь (здравствуйте).
5.Когда нас бранят за шалости,
говорим (прости, пожалуйста).
6.И во Франции, в России
на прощанье говорят (до свидания).
Сапожник: А я буду называть ситуацию, а вы должны определить, вежливыми или невежливыми были действия в ней. Если вежливыми были действия, то вы хлопайте в ладоши, если невежливыми, то не хлопайте.
1.Поздороваться при встрече (+).
2.Толкнуть, не извиниться (-).
3.Помочь подняться, поднять упавшую вещь (+).
4.Не встать, обращаясь к учителю (-).
5.Не уступить место пожилому (-).
6.Если друг на день рожденья
пригласил тебя к себе,
ты оставь подарок дома –
пригодится самому (-).
Ведущий: Ребята, нам кажется, пора домой.
Фея: 1, 2, 3! Возвратитесь все обратно в класс!
Ведущий : Ребята, вы закончите школу.
Кем ты хочешь стать после школы, Юра? (Опрос 2-3учеников).
Вы станете врачами, воспитателями, строителями…
Но кем бы вы не стали, прежде всего, вы должны вырасти по настоящему хорошими, культурными людьми: добрыми, отзывчивыми, смелыми, вежливыми.
Для того, чтобы стать вежливыми, вы, ребята, должны чаще пользоваться волшебными словами, от которых становится теплее, радостнее, светлее.
В слове заключена великая сила. Доброе вежливое слово может подбодрить человека в трудную минуту. Может помочь рассеять плохое настроение.
Не только слова должны быть у нас добрыми, но и поступки такими, чтобы за них не приходилось краснеть ни нам, ни родителям нашим, ни друзьям.
Ребята, будьте всегда вежливыми.
А сейчас давайте споём песню.
Жители городка : До свидания, ребята! Мы ещё с вами не раз встретимся в Сказочном городе.
Разработка внеклассного мероприятия для школьников 7, 8 и 9 классов по теме: Этикет.
Заседание клуба этикета «Факультет забытых истин»
Цели: воспитание культуры поведения у подростков, вежливого, уважительного отношения к людям; развитие творческого оригинального мышления, сообразительности, чувства юмора, интереса к культуре человека.
Подготовка
1. Класс делится на две команды.
2. Кабинет оформляется по теме.
Действующие лица
Маркиз Этикет.
Ход мероприятия
Ведущий 1. Здравствуйте, дорогие друзья! Мы рады приветствовать вас на заседании клуба этикета «Факультет забытых истин». Для чего нужны правила этикета, известно каждому.
Зная правила культурного поведения, вы будете чувствовать себя увереннее в обществе, не попадете впросак, сказав или сделав такое, что по этикету считается неуважительным к окружающим. Зубрить правила не требуется, достаточно понять их смысл. Поэтому начинать о них разговор надо с истории.
Маркиз Этикет. Правила этикета возникли в глубокой древности как удобные и разумные формы общения. Их существовало и существует бесконечное множество. В Древнем Китае, например, насчитывалось около тридцати тысяч церемоний: как постучаться в дом, как войти, как встать, сесть, взять чашку с чаем - все было строго определено и расписано. Не один год уходил у детей из богатых сословий на то, чтобы выучить эти правила. Да и для выполнения их требовалось столько времени, что позволить себе «церемониться» мог лишь не обремененный заботами и работой человек. В народе до сих пор бытует воспоминание об этих сложных правилах. И когда двое не соглашаются войти в дверь друг за другом, про них с иронией говорят: «Ну, развели китайские церемонии».
В Японии, когда за столом собираются несколько человек, все точно знают, где должен сидеть каждый: кто у ниши с картиной - на самом почетном месте, кто первый по левую руку от него, кто второй и кто должен сидеть у входа. Любая попытка сесть на «незнакомое» место вызовет лишь всеобщее смятение. Именно это происходит, когда заезжий иностранец, желая прослыть скромным, упрямо отказывается от предназначенного ему за столом места.
Очень своеобразны у японцев правила хорошего тона. Заметив знакомого, японец считает своим долгом прежде всего замереть на месте, даже если дело происходит на середине улицы и прямо на него движется трамвай. Затем он как бы переламывается в пояснице, ладони его вытянутых рук скользят вниз по коленям, и, застыв еще на несколько секунд в согбенном положении, он осторожно поднимает вверх одни лишь глаза. Выпрямляться первым невежливо, и кланяющимся приходится зорко следить друг за другом.
Со стороны эта сцена производит впечатление, будто обоих хватил прострел, и они не в силах разогнуться. Токийские газеты подсчитали, что каждый служащий ежедневно отвешивает таких официальных поклонов в среднем 36 раз, агент торговой фирмы 123 раза, девушка у эскалатора в универмаге 2560 раз.
В толпе же с японцем происходит таинственное превращение. Куда исчезают его изысканные манеры, предупредительность, учтивость? Он прокладывает себе дорогу в людском потоке, совершенно не обращая ни на кого внимания. До тех пор, пока прохожие на улице или пассажиры в вагоне остаются незнакомыми, японец считает себя в праве относиться к ним как к неодушевленным предметам. Садясь в автобус, он может без зазрения совести отпихнуть с подножки женщину, может, пустив в ход колени, локти, обменяться пинками с соседом.
На Руси правила хорошего тона складывались с незапамятных времен. Эти правила регулировали взаимоотношения людей, а свод предписаний стали оформлять относительно недавно. В XVI веке появился сборник под названием «Домострой», ценнейший памятник средневековой культуры. Он определял регламент жизни средневекового человека, ее хозяйственную, религиозную и семейную стороны. Домострой рассказывал о том, что значит быть нравственным, давал хозяйственные советы, рекомендовал рецепты народной медицины.
Сборник был основан прежде всего на христианской морали, поэтому большое место в нем уделялось нравственным поучениям. Понятия нравственности и этики тесно переплетались в подобных учебниках жизни. Считалось, если человек Богу угоден, чист и нравственен, то он всегда будет поступать правильно.
В Кратком катехизисе русского народа 1837 года можно найти очень интересное положение о том, что нравственность у русских людей воспитывать не надо: она заложена в человеке при его рождении. «Следствие нравственной жизни есть порядок, тишина, спокойствие, покорность дому, все это есть в земле Русской, стало быть, русские нравственны».
Через 22 года после опубликования Катехизиса, в 1859 году, вышел журнал «Благонамеренный», где в разделе «Светская философия, или Книга жизней» уже нет подобных фатальных воззрений на русскую нравственность. Более того, в этом журнале публикуют конкретные педагогические советы. «Как воспитывать в институтах? - рассуждает один из авторов. - Коли воспитуемые знают лаять по-французски, то все равно, какой вздор у них в голове и в сердце. Воспитание надо разделить на общее и частное. Сделать из ребенка человека, прежде чем земледельца, воина или ученого. Чем свободнее земля в политическом отношении, тем строже должны быть нравы в частной жизни». И далее: «Приучите юношу к бедности, а к роскоши он привыкнет сам». «Вскорените у него понятие долга, а свои выгоды он сам собою будет соблюдать». «В Китае награждают отца за заслуги сына, а у нас - сына за услуги отца. Чтобы сохранить нравственность, нужно использовать китайский принцип».
В XIX веке в России издавались многочисленные сборники правил, советов и наставлений для разных случаев жизни: как принято в светском обществе держать себя на кристинах, свадьбах, юбилеях, обедах, вечерах, раутах, на прогулке, в театре и т. д. Вот некоторые названия этих изданий: «Светская жизнь и этикет», «Джентльмен. Настольная книга изящного мужчины», «Для молодых модных господ», «Искусство нравиться дамам и молодым девицам». В книгах были приложения: дуэльный кодекс; образцы разговоров и писем; советы, как выбрать богатую невесту и др.
Ведущий 2. Умение вести себя в обществе не приходит сразу. Для постижения правил вежливости ни один ребенок не бывает слишком мал, как считают некоторые родители. Но даже владея всеми столовыми предметами, зная, когда надо снять шляпу, а когда поцеловать даме руку, вы можете не снискать симпатии окружающих, если не будете при этом сердечны, деликатны и выдержанны.
Итак, мы начинаем нашу игру.
Этикет улицы
Ведущий 1. Большую часть своего времени человек проводит на людях: на улице, в транспорте, в общественных местах, на работе и в учебных заведениях. Соблюдение правил хорошего тона в обществе необходимо так же, как соблюдение правил дорожного движения. О многих правилах поведения среди людей говорится в пословицах русского народа: «Худое дело - обидеть соседа», «От учтивых слов язык не отсохнет», «Не груби малому, не вспомянет старый». Первый наш конкурс посвящен этикету улицы.
Конверт с заданием для первой команды
1. Как вы поведете себя при встрече на улице со своим знакомым?
A. На ходу крикну «Привет!» или помашу рукой.
Б. Захочу пообщаться, остановлюсь.
B. После приветствия слегка замедлю шаг, предоставляя знакомым возможность самим проявить инициативу.
Сценарий игры-путешествия «Этикет-шоу»
5-6 классы
Выход ведущей под фанфары.
Ведущий: Мне кажется, что «здравствуй» - лучшее из слов,
Потому что «здравствуй» - значит будь здоров.
Правило запомни, знаешь - повтори.
Старшим это слово первым говори.
Вечером расстались, встретились с утра,
Значит, слово «здравствуй» говорить пора.
Здравствуйте, дорогие друзья! (ответы детей)
Я не случайно начала сегодня наше мероприятие с этого стихотворения, ведь говорить при встрече «Здравствуйте» - это одно из правил этикета. А наше мероприятие так и называется – «Этикет-шоу».
Что же такое этикет? Этикет – это установленный порядок поведения людей в обществе. Знать его необходимо каждому, потому что каждый из вас уважает человека, соблюдающего элементарные правила этикета. Некультурных, грубых людей скорее боятся, но не любят и не уважают.
И сегодня мы с вами проверим себя: насколько хорошо вы знаете правила хорошего тона. Вы покажете, какие вы культурные, вежливые, тактичные, и мы надеемся, что вы для себя навсегда усвоите «золотое правило» этикета:
«НЕ ДЕЛАЙ ДРУГОМУ ТОГО, ЧЕГО НЕ ЖЕЛАЕШЬ СЕБЕ».
А сейчас хотелось бы представить команды участников: 5а______________, 5б__________, 5в____________,6а___________, 6б__________, 6в______________.
Оценивать вас будет компетентное жюри: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Объявляем первый конкурс визиток, в котором оценивается название, эмблема, внешний вид команды, оригинальность, соответствие тематике конкурса. Максимальное количество баллов – 10.
Выступление команд.
1. Визитку на тему:
5а- Что такое этикет?
5б– Правила поведения в театре (музее)
5в-Правила беседы по телефону, пользования сотовым телефоном
6а- Правила общения по интернету (сетикет)
6б- Правила общения с окружающими
6в- Правила гостеприимства
Ну что ж дальше соревнования знатоков правил этикета я предлагаю продолжить на станциях.
Раздать маршрутные листы
Напоминаю, что на каждом этапе вы будете получать баллы, команда, набравшая в сумме наибольшее количество баллов становится победителем. Время работы на станциях 5 минут, 1 минута на переход.
Станции:
1. Интеллектуальная.
Ответить с помощью сигнальных карточек, выбрав правильный ответ. Высшая оценка – 8 баллов (1 правильный ответ – 0,5 балла).
1. Встретились старший и младший. Кто должен поздороваться первым?
- младший,
- старший.
2. Кто первым протягивает руку при знакомстве?
- младший - старшему,
- старший – младшему.
3. Кто уступает место в транспорте старикам, женщинам с детьми?
- девушка,
- молодой человек,
- оба.
4. Кто первым кладёт телефонную трубку?
- девушка,
- молодой человек.
5. Вы кого-то нечаянно толкнули. Как правильно сказать?
- извините,
- извиняюсь.
6. Вы пришли в театр и пробираетесь на своё место в ряду. Как проходят по ряду перед сидящими людьми?
- спиной к сидящим,
- лицом к сидящим,
- боком к сидящим.
7 Допустимо ли шумное выражение восторга в музее, на выставке?
- нежелательно.В любом случае предпочтительна сдержанность.
- шумное поведение допустимо везде.
8 Как следует принимать подарки?
-поблагодарить, не раскрывая подарка
- развернуть, порадоваться и поблагодарить
- развернуть и сдержанно поблагодарить, чтобы восторгом не обидеть гостей, преподнесших менее удачные и значительные подарки.
9 Обязательно ли снимать с подарка ярлык с ценой?
- обязательно,
- если ярлык свидетельствует о высокой цене подарка или престижной фирме-изготовителе, то его лучше оставить.
10. Как поступить со сладостями, фруктами, полученными в подарок?
- раскрыть, поблагодарить за подарок и отложить в сторону (фрукты и сладости желательно поместить в холодильник
- раскрыть. Поблагодарить и угостить присутствущих.
11. Как используется полотняная салфетка?
- её кладут на колени,
- кладут рядом с тарелкой,
- заправляют за воротник.
12. Как берут из общего блюда хлеб?
- руками
- вилкой
13 Сидя за праздничным столом, как есть хлеб?
- откусывать от куска
- отламывать рукой маленькие кусочки и есть их
14 Как познакомить своих друзей с родителями?
- представить родителей друзьям
- представить друзей родителям
15 Можно ли есть на улице, в театре, в транспорте?
- нельзя
- можно, если голоден
- можно во всех случаях
16 Встретив на улице приятеля (подругу), который гуляет со своими
друзьями, ты поздороваешься:
- только с другом
- со всеми
2. Культура речи.
Класс делится на 2 команды. Каждой команде дается лист с написанными на нем заголовками. Нужно за 3 минуты написать как можно больше вежливых слов и фраз, которые используют при:
- встрече
- расставании
- если обращаешься с просьбой
-если извиняешься
- если благодаришь
- высказываешь добрые пожелания
- выражаешь сочувствие
За каждое слово: 0,5 баллов.
3. «Сервировка стола». Высшая оценка – 10 баллов (3 балла за сервировку и по 1 за каждый вопрос)
Поведение за столом: За одну минуту вы должны правильно расположить приборы на столе? Тарелку, вилку, нож, ложку, бокал, рюмку, салфетку (Посуду ставят по прямой линии, отступив от края стола не менее 4-5 см, справа от тарелки кладут нож лезвием к тарелке, ложку, слева - вилку выпуклой стороной вниз. Перед тарелкой справа ставят стакан. Салфетки в салфетницы.
- Как надо есть хлеб, бутерброды? (Хлеб берут руками и кладут на салфетку или специальную тарелочку, едят, отламывая маленькими кусочками)
- У вас на тарелке виноград, яблоко, апельсин. Как надо их есть? (Виноград едят по ягодке. Яблоко желательно очистить от кожуры ножом для фруктов, разрезать на дольки, вы резать серединку, есть маленькими дольками. Апельсин разрезают дольками или колечками, разрезав их, в свою очередь, пополам)
- Что такой «шведский стол»? (Прием, посетители которого могут неоднократно подходить к столам, на которых выставляются кушанья, и по желанию выбирать наиболее понравившиеся. Наполнив тарелку, гости отходят и дают возможность подойти к столу другим. Затем они располагаются на стульях, креслах, диванах)
- Как едят пирожные, торты, пироги? (Кусочки бисквита едят, отламывая маленькие порции чайной ложечкой. Слоенные пирожные и пироги едят, держа их в руках)
- Как без слов сказать о том, что вы закончили кушать? Продемонстрируйте это (нож и вилка крест-накрест - пауза в еде, параллельно- окончание трапезы)
- С какого конца разбивать яйцо, чтобы его съесть? (не имеет значения, просто с тупого удобнее)
- По окончании обеда как выйти из-за стола? (Из-за стола выходят вместе с другими, поблагодарив хозяев, за собой задвигают стул)
4. Аукцион идей – за каждый правильный ответ – 1 балл, макс – 9 баллов
Ситуация 1:
Нарядная, оживлённая женщина входит в автобус; увидев её рядом поднимается мальчик.
-Садитесь, пожалуйста!
-Ну, что ты…Спасибо…Не надо…
-Садитесь, садитесь. Я всегда пожилым людям место уступаю.
В чём не прав мальчик?
Ситуация 2:
Две девочки, проходя мимо мальчика, рассыпали яблоки из пакета. Наклонились, собирают. Мальчик, внимательно наблюдая, говорит: «Вон там поднимите, пожалуйста, за стул закатилось». В чём не прав мальчик?
Ситуация 3.
«На улице». Прохожий спрашивает вас, как пройти к кинотеатру. А кинотеатр совсем рядом, напротив. Какой жест вы используете, отвечая прохожему? (ПК для жюри: нельзя показывать пальцем, только всей рукой)
Ситуация 4.
«На уроке». Учитель молча указывает ученику, записывающему на доске, на ошибку. Ученик сразу вспоминает, досадуя на себя. Какие жесты используются учителем, а какие учеником?
Ситуация 5. За ужином бабушка предлагает вам съесть кашу, а вы молча отказываетесь. Какие жесты и мимику вы при этом используете? А как сказать словами, чтобы не обидеть бабушку?
Ситуация 6.
«В походе». Представьте себе такое: вы в походе у костра. Один мальчик пошёл за водой на речку. Вдруг он прибегает и взволнованно рассказывает о том, что чего-то там, на речке, испугался. Какие жесты и мимику он при этом использует?
Сейчас я предложу вам несколько ситуаций встреч и прощания. Задание: я описываю ситуацию, а вы отвечаете на вопрос и аргументируете, объясняете свой ответ.
Ситуация 7.
Встречаются два знакомых мальчика. Как они приветствуют друг друга?
Ситуация 8.
Мальчик встречается со знакомой девочкой. Кто первым протягивает руку?
Ситуация 9.
Мальчик встречает знакомого взрослого. Кто первым протягивает руку?
5. У меня зазвонил телефон – по 2 балла за каждую ситуацию, макс – 10 баллов
Послушайте разговор по телефону и ответьте на вопрос: получился ли у ребят разговор по телефону? Почему вы так считаете?
Сценка.
Два мальчика сидят у телефона.
Первый: Алло! Алло!
Второй: Алло!
Первый: Слышно что-нибудь?
Второй: Слышно. А тебе слышно?
Первый: Слышно. Вот здорово! Тебе хорошо слышно?
Второй: Хорошо! А тебе?
Первый: И мне хорошо. Ха-ха-ха! Слышно, как я смеюсь? Давай разговаривать.
Второй: Давай. А о чём разговаривать?
Первый: Ну, о чём… О чем-нибудь… Хорошо, что мы купили телефон, правда?
Второй: Правда.
Первый: А вот если бы не купили, было бы плохо. Правда?
Второй: Правда.
Первый: Ну?
Второй: Что «ну»?
Первый: Чего ж ты не разговариваешь?
Второй: А ты почему не разговариваешь?
Первый: Да я не знаю, о чём разговаривать. Это всегда так бывает: когда надо разговаривать, так не знаешь, о чём разговаривать, а когда не надо разговаривать, так разговариваешь и разговариваешь.
ПК.
Недостаток этого разговора в том, что он бессодержателен.
Сценка №2.
У телефонов сидят два ученика. Первый набирает номер, у второго звонит телефон.
Первый.
Кто? С кем я говорю?
Второй.
Здрасьти. А кто вам нужен?
Первый.
Что? Куда я попал?
Второй.
Здравствуйте, товарищ! А вы куда хотели попасть?
Первый бросает трубку. Звучат гудки.
ПК для жюри.
Сначала надо поприветствовать собеседника и попросить к телефону того, кто вам нужен. Например: «Здравствуйте. Попросите, пожалуйста, к телефону Петю»
Если вам сказали, что вы не туда попали, вы можете переспросить: «Извините, это номер 1-58-17?» Если скажут, что нет, то надо попросить извинения и попрощаться.
Тот же, кому звонили, не должен спрашивать, кто ему нужен, а должен спросить, по какому телефону тот звонит.
Вопросы:
- Позвонили и попросили вашего старшего брата. Какие формулы речевого этикета вы используете в разговоре? (Подождите, пожалуйста. Извините, но он будет позже)
- Девочка звонит заболевшей подруге, но к телефону подходит её мама. Как может девочка обратиться к ней? С чего начать разговор? Можно ли, здороваясь, использовать слово «привет»? Как лучше выразить свою просьбу?
- Перечислите правила телефонного этикета. (*Дети заранее при подготовке могут использовать рисунки, иллюстрирующие эти правила. Разговор по телефону должен быть содержательным. Он должен быть коротким. Говорить надо вежливо, поздороваться, представиться, обратиться по имени)
6. Творческая
Капитаны команд (либо любой желающий) вытягивают карточку с написанной на ней пословицей. Необходимо изобразить пословицу, используя мимику и жесты. Команда отгадывает пословицу. Максимальное количество баллов – 8 (4 балла за артистичность, 4 балла, если команда отгадает пословицу).
Сбор в актовом зале
«Давайте говорить друг другу комплименты»
Комплимент соседней команде и комплимент любимой школе.
Поведение итогов, награждение.
Будьте добры иль будете любезны -
Эти слова в разговоре полезны.
С ними легко на прогулке и дома,
Будет приятно их слышать другому.
Если ты воспитан, если вежлив даже,
О тебе плохого никогда не скажут.
Ты старушке место в транспорте уступишь.
Маме помогая, хлеб к обеду купишь.
С другом на уроке ты болтать не будешь
И сказать «спасибо» ты не позабудешь.
В комнате порядок наведёшь, конечно.
И друзей поздравишь с праздником сердечно.
В разговоре взрослых перебить не сможешь.
И в несчастье другу ты всегда поможешь.
Слабому в защите, верно, не откажешь,
О другом, конечно, слов плохих не скажешь.
Вежливый ребёнок-это просто клад!
С вами повстречаться каждый будет рад!
Надеюсь, что сегодня вы стали чуточку вежливее! Мы будет рады встрече с вами, наши вежливые дети и не забудем при прощании говорить простое слово – до свидания!
Внеклассное мероприятие “Путешествие в страну этикета»
Цель: сформировать у школьников этическую культуру, нравственные ценности и нормы, дружелюбие и вежливость, уважение и чуткость по отношению к другим людям.
Задачи:
1) Повторить и закрепить с детьми формы вежливых обращений с людьми.
2) Обратить внимание детей на то, что добрые слова непременно должны сочетаться с добрыми поступками.
3) Воспитывать чувства товарищества и дружбы
Форма проведения: обучающая игра
Учет возрастных особенностей: учащиеся 1-4 классов
Оборудование: аудиозаписи: песни Ю.Энтина «Дорогою добра», Б.Окуджавы «Давайте говорить», песни Кота Леопольда, звука подъезжающего поезда; карта страны «Этикета», название станций, ленточки для штрафников, волшебный сундучок, карточки с волшебными словами, детская железная дорога, конверты с разрезанными пословицами, весы справедливости, бумажные капельки, видеоролик из Ералаша «Комплименты», мягкая игрушка кота.
Ход мероприятия:
Звучит песня Ю.Энтина, Минкова «Дорогою добра»
Ведущий: Здравствуйте дорогие друзья и уважаемые гости! Мы приветствуем вас и надеемся, что наше общение будет приятным и полезным. Кто хранит в себе искорку юмора, живого задора и доброты приглашаем в наше «Путешествие в страну этикета».
А что же это такое – быть этичным?
Ученики:
Что такое - быть этичным,
Аккуратным и тактичным,
Эстетичным и приличным?
Все: Человеком быть отличным
Уступать в трамвае место,
Быть и вежливым, и честным,
Помогать на кухне маме,
В магазин ходить утрами
Или после школы днём,
Одному или вдвоём.
Нет, живая этика
Вам не арифметика
Не сорить, обедая,
Пол не пачкать кедами,
Туфлями, кроссовками,
Сильными быть, ловкими,
Никогда не унывать,
Всё и всюду успевать.
Помогать больным и бедным,
«Нет!» сказать привычкам вредным!
Дорожить мгновеньем каждым,
Быть защитником отважным,
Щедрым быть, людей любить,
И природу.
Все: Значит – жить!
Ведущий: А теперь подробнее о том, кто все это выдумал. Хотите узнать? Этикет- это французское слово, которое переводится как порядок поведения в общественных местах, формы общения, приветствий, манеры, стиля одежды.
И чтобы лучше запомнить все эти правила и научиться вести себя соответственно ситуации мы и посетим с вами необычную Страну Этикета.
Посмотрите, пожалуйста, - вот перед вами карта этой страны. Обратите внимание, какие города в ней находятся: Добрые Слова, Школьный этикет, город Грубияния, город Народной мудрости, город Справедливости, город Комплимент.
В каждом городе нас будут ждать приключения, а кое – где и испытания. В нашем путешествии мы ввели штрафы за нарушения поведения, и в конце игры увидим, кто окажется злостным штрафником, а значит невоспитанным человеком. К нарушителям дисциплины мы будем привязывать ленточки.
Итак, наше путешествие начинается.
Мы начинаем наше путешествие с первого города, который называется Добрые слова. По вашему мнению, какие слова можно назвать добрыми? (звучат ответы детей).
Да, дети, вы правы, эти слова можно назвать добрыми. Но есть еще множество слов, которые относятся к добрым. Они определяют наше настроение, желание работать, учиться, быть лучше. А хранятся они у нас в Волшебном сундучке. Давайте их вслух зачитаем.
(Детям предлагается по очереди вытаскивать из сундучка написанные на бумаге добрые, волшебные слова, и зачитывать их.)
Ведущий: А теперь давайте познакомимся с замечательным стихотворением С.Я.Маршака «Ежели вы вежливы», которое поможет вам вспомнить правила поведения в различных жизненных ситуациях.
(дети выразительно читают стихи)
Ежели вы вежливы
И к старости не глухи,
Вы место без протеста
Уступите старухе.
Ежели вы вежливы
В душе, а не для виду
В троллейбус вы поможете
Взобраться инвалиду.
И ежели вы вежливы,
То, сидя на уроке,
Не будете с товарищем
Трещать, как две сороки.
Ежели вы вежливы,
Поможете вы маме,
И помощь ей предложите
И ежели вы вежливы,
То в разговоре с тётей,
И с дедушкой, и с бабушкой
Вы их не перебьёте.
И ежели вы вежливы,
То вам, товарищ, надо
Всегда без опоздания
Ходить на сбор отряда.
Не тратить же товарищам,
Явившимся заранее,
Минуты на собрание,
Часы на ожидание!
И ежели вы вежливы,
То в библиотеке
Некрасова и Гоголя
Возьмёте не навеки.
И ежели вы вежливы,
Вы книжечку вернёте
В опрятном, не измазанном
И в целом переплёте.
И ежели вы вежливы,
Тому, кто послабее,
Вы будете защитником,
Пред слабым не робея.
Без просьбы, то есть сами.
Ведущий: В этом городе вас ждут еще испытания. Сейчас проведем небольшую игру на знание добрых слов. Я буду в стихотворной форме называть начало предложения, а вы все хором будете заканчивать.
Растает даже ледяная глыба,
От слова теплого ……. (спасибо)
Зазеленеет старый пень.
Когда услышит ……. (добрый день)
Если больше есть не в силах,
Скажем маме мы …. (спасибо)
Мальчик, вежливый и развитый,
Говорит встречаясь …….. (здравствуйте)
Когда нас бранят за шалости,
Говорим, …………. (прости, пожалуйста)
И во Франции, и в Дании
На прощание говорят….. (до свидания).
Вы дали все верные ответы, поэтому наш маршрут лежит дальше к городу Школьный этикет.
(звучит аудиозапись подъезжающего поезда)
Ведущий: Человеку многое надо знать: на каком расстоянии надо находиться, когда беседуешь с разными людьми, и как к ним обращаться, как одеваться, каким должно быть поведение в общественных местах и многое - многое другое.
Вот поэтому люди придумали правила для всех случаев поведения. Но, к сожалению, есть люди, которые нарушают эти правила. И наша школа не исключение.
Представляем вашему вниманию эпизод из школьной жизни.
Стихотворение “Случай из школьной жизни»
Друзья, вот вам на всякий случай
Стихи о школьнике одном.
Его зовут…, а впрочем,
Мы лучше здесь его не назовем.
«Спасибо», «здравствуйте», «простите» -
Произносить он не привык,
Простого слова «извините»
Не одолел его язык.
Ему бывает часто лень
Сказать при встрече: «Добрый день!»
Казалось бы, простое слово.
А он стесняется, молчит,
И в лучшем случае «Здорово!»
Он вместо «здравствуй» говорит.
А вместо слова «до свиданья»
Не говорит он ничего.
Или заявит на прощанье:
«Ну, я пошел, пока, всего…»
Не скажет он друзьям по школе:
«Алеша, Петя, Ваня, Толя».
Своих друзей зовет он только:
«Алешка, Петька, Ванька, Толька».
Ребята, мы не можем тут
Сказать вам, как его зовут.
Мы честно вас предупреждаем,
Что имени его не знаем.
Но может быть, он вам знаком
И вы встречались с ним где-либо,
Тогда скажите нам о нем,
А мы… Мы скажем вам «спасибо».
(9 часов утра. Звенит звонок. Открывается дверь. В класс входит учитель. Она приветливо улыбается)
Учитель: Здравствуйте, дети. Садитесь, пожалуйста. Откройте учебник и Ксения продолжит читать рассказ…
(Ученица читает хорошо, правильно. Но мальчики за последней партой её не слушают. Это Владик и Толя. Владик достал из ранца игрушечную машинку, и мальчики катают её по парте взад-вперёд. Но вот игрушка с грохотом падает на пол. Все ребята оборачиваются на шум. А Ксения от неожиданности замолкает. Учитель нахмурилась и покачала головой).
Учитель: Владик и Толя! Вы нарушили правило поведения. Ребята, какое правило поведения нарушили мальчики? (Ответы детей.)
Да, на уроке нельзя заниматься посторонними делами. Но Владик и Толя нарушили ещё одно правило: правило вежливости. Оно заключатся в том, что каждый человек должен внимательно слушать, когда говорит или читает другой, не мешать ему, не перебивать. А как поступили Владик и Толя? Они не только не слушали Ксению, но шумом мешали ей читать, а другим детям – слушать её чтение. Это очень невежливо.
(В это время открывается дверь. В класс вбегает запыхавшийся, разгорячённый Артём)
Артём: Я встретил Витю. Мы вместе ходили в детский сад. Витя учится в первом классе. А я и не знал.
Учитель: Садись, Артём. Скажите, ребята, какие ошибки допустил Артём в своём поведении? (Следуют ответы детей). Вы правильно сказали. Во-первых, Артём опоздал на урок. А ведь есть определённые правила поведения-дома, в школе, на улице. И одно из таких правил: не опаздывать. Опоздавший на урок Артём, прослушал то, что говорили без него, не начал работать вместе со всеми. И, во-вторых, войдя с опозданием, он помешал нашей работе. Это невежливо. А как должен был вести себя Артём, опоздав на урок? (Следуют ответы детей). Правильно, он должен был поздороваться, попросить извинения и разрешения тихо сесть на место. И не мешая другим детям слушать учителя. А о встрече со своим другом можно рассказать во время перемены. Вот это и называется соблюдать этикет.
Ведущий: В школе встречается много таких ребят, кто по поводу и без повода жалуется на всех остальных учителям и родителям. Такие ребята становятся недоброжелательными, нетерпимыми, спесивыми по отношению к людям. Как правило, окружающие их не любят, избегают с ними общаться. Стоит хорошенько подумать, нужно ли так себя вести. Послушайте стихотворение А.Барто «Сонечка», может быть кто-то из вас в нем себя узнает?
Дети читают:
«Сонечка»
Тронь ее нечаянно-
Сразу: - Караул!
Наталья Николаевна,
Он меня толкнул!
Ой, я укололась! –
Мне попало что-то в глаз,
Я пожалуюсь на вас!
Дома снова жалобы:
Голова болит…
Я бы полежала бы –
Мама не велит.
Сговорились мальчики!
Мы откроем счет:
Сосчитаем жалобы –
Сколько будет в год!
Испугалась Сонечка
И сидит теперь тихонечко.
Ведущий: Ну что, есть ябеды среди вас?
(ответы детей)
(звучит аудиозапись подъезжающего поезда)
А теперь наши вагончики въезжают на территорию Музыкального города. Давайте вспомним слова песни кота Леопольда «Если добрый ты» и все вместе ее исполним.
(Исполняется песня)
(звучит аудиозапись подъезжающего поезда)
На пути нашего маршрута стоит город с названием Грубияния. Может не будем туда заезжать? (ответы детей). А давайте всё-таки сделаем небольшую остановку и проверим, насколько хорошо люди этого необычного города знают правила этикета.
(слышится диалог школьников)
1 ученик: Ну что вы с этим Сидоровым возитесь, у него же не все дома – в голове полный голяк. Если его завтра дернут – на 100% пару схватит.
2 ученик: Я тоже всегда думал, что он с приветом!
3 ученик: Да, уж если винтиков не хватает, то уж ничем не поможешь.
1 ученик: Слышишь, дятел, ты хоть «Колобка» то читал?
Сидоров: Обломайтесь, читал, клевая сказка! Могу весь расклад вам дать: там один круглый чувак всех развел: и предков, и весь лесной блатняк, всех обломал. Потом он скентовался с рыжухой и та его схавала. Этим баня вся и закончилась.
1 ученик: Фу, стремная сказка!
(ученики уходят)
Ведущий: Как вы поняли, речь человека может быть культурной и некультурной. Каждый из вас должен стремиться к тому, чтобы речь его была чистой, красивой, следует избегать употребления жаргонных слов, чтобы окружающим вас людям было приятно с вами общаться.
Много слов на земле. Есть дневные слова-
В них весеннего неба сквозит синева…
Есть слова - словно раны, слова – словно суд,-
С ними в плен не сдаются и в плен не берут.
Словом можно убить, словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести
Словом можно продать, и предать, и купить,
Словом можно в разящий свинец перелить.
Но слова всем словам в языке есть у нас:
СЛАВА, РОДИНА, ВЕРНОСТЬ, СВОБОДА И ЧЕСТЬ.
Ведущий: Давайте будем всегда помнить об этих словах, и не засорять свою речь жаргонной лексикой.
Ведущий: А давайте сейчас поиграем! Согласны? Игра называется «Это я, это я, это все мои друзья». Если вы согласны со мной, то повторяйте «Это я, это я, это все мои друзья!».
Кто из вас в вагоне тесном
Уступил старушке место?
Кто из вас всегда стремиться
На пятерки лишь учиться?
Кто спешит убраться в классе,
Коля, Петя или Вася?
Кто и сам учиться может
И другим еще поможет?
Кто когда-нибудь болел,
Оттого, что переел?
Ведущий: Молодцы, ребята! Оказывается, вы с друзьями способны на добрые дела!
Ведущий: В народе всегда относились к доброте по-особому. Есть такая пословица – доброе слово и кошке приятно. Это означает, что не только каждому из нас нравиться, когда к нему относятся с добротой. Доброту понимают даже животные.
Поэтому мы продолжаем наше путешествие и прибываем в город Народной мудрости. Везде и во все времена люди помнили, что они живут среди других людей и в пословицах сохранили мудрые советы молодым поколениям о правилах поведения. В этом городе мы познакомимся с посланиями из прошлого и вспомним пословицы о вежливости, доброте и этикете. Перед вами конверты, в которых находятся пословицы. Ваша задача: соединить начало и конец пословицы.
Чего в другом не любишь, того и сам не делай.
Береги платье снову, а честь смолоду.
Не думай быть нарядным, а думай быть опрятным.
Мил тот гость, что не долго гостит.
Жизнь дана на добрые дела.
Ласковое слово лучше мягкого пирога.
Учись доброму – дурное на ум не пойдет.
Про доброе дело говори смело.
(звучит аудиозапись подъезжающего поезда)
Ведущий: А теперь мы – в городе Справедливости. Я хочу рассказать небольшую историю про жителей этого города. В течение многих лет они думали, чего на земле больше – добра или зла? И долгое время не могли прийти к единому ответу, пока один мудрец не изобрел старинные «Весы справедливости». Вечером каждый житель этого города приходил к весам и раскладывал свои поступки, совершенные за день, по чашам. Раз мы посетили этот город, то и мы с вами попробуем воспользоваться весами справедливости. Хорошо подумайте, какие поступки вы сегодня за день совершили (хорошие, а может быть не очень), возьмите символы добра и зла и положите на чаши весов справедливости.
(проводится тренинг «Весы справедливости», дети называют добрый поступок и кладут «капельку» на чашу весов)
Ведущий: Вы, ребята, доказали, что в своей жизни вы совершаете больше добрых поступков, поэтому чаша добрых дел перевесила. Каждому из нас необходимо стремиться совершать только добрые поступки и дела, чтобы вы душой стремились к прекрасному на этой земле.
(звучит аудиозапись подъезжающего поезда)
Ведущий: Наше путешествие подходит к концу и мы прибываем на конечную станцию в город Комплимент.
А кто-нибудь из вас знает, что такое комплимент?
(дети дают ответы)
Ведущий: Верно, это приятные, любезные, добрые слова в адрес человека. В этом городе люди всегда говорят друг другу только комплименты. Давайте увидим это сами в небольшом видеосюжете.
(идет просмотр видеоролика из «Ералаша» - «Комплименты»)
Ведущий: Как вы считаете, можно ли слова в адрес учительницы назвать комплиментами?
Как вы считаете искренними ли были эти комплименты? (комплименты ради выгоды)
Давайте сегодня научимся говорить комплименты. Предлагаем вам поиграть в игру, которая называется - «Котик – комплиментик».
Ведущий: П ередавая игрушку котика-комплиментика соседу слева, постарайтесь сказать ему что-нибудь приятное, доброе или просто похвалить его.
(ведущий начинает игру, дети продолжают по цепочке, пока игрушка не вернется к ведущему)
(звучит песня Б.Окуджавы «Давайте говорить»,
на фоне мелодии слова ведущего)
Ведущий: На этом наше путешествие закончилось. Понравилось вам путешествовать по стране Этикета?
Дорогие ребята! Воспитывать себя очень непросто, люди воспитывают себя всю жизнь. Давайте воспитывать в себе тактичность, вежливость, уважительное отношение к взрослым. Давайте радоваться жизни, улыбаться доброте, делать друг другу комплименты и тогда все будут рады общению друг с другом.
Разработала и провела: воспитатель группы продленного дня МАОУ «Байкаловская средняя общеобразовательная школа» Тобольского района Тюменской области Ведерникова Ольга Геннадьевна