О том, какие проводки делаются при закрытии месяца, мы рассказывали в нашей консультации. В этом материале расскажем о закрытии финансового года.
Закрываем счета 90 и 91
31 декабря каждого года, после выявления финансового результата от обычных видов деятельности и прочих операций, необходимо обнулить субсчета к счетам 90 «Продажи» и 91 «Прочие доходы и расходы» ().
Синтетические (свернутые) счета 90 и 91 на момент закрытия субсчетов не должны иметь остатков. Отсутствие сальдо на этих счетах достигается путем и выявления финансового результата на субсчетах 90-9 и 91-9 соответственно. Следовательно, к моменту закрытия субсчетов на субсчетах 90-9 и 91-9 числятся накопленные за год прибыль или убыток от обычных видов деятельности или прочих операций соответственно.
При закрытии года проводки, как правило, формируются автоматически в применяемой бухгалтерской программе.
Покажем, какие должны быть сделаны бухгалтерские записи:
Если к счетам 90, 91 были открыты иные субсчета и на них были накоплены дебетовые сальдо, закрываются они аналогично: кредитуются в дебет субсчетов 90-9 или 91-9 соответственно.
В результате произведенных записей оказываются закрытыми все субсчета к счетам 90 и 91.
Закрываем счет 99
После того, как все субсчета к счетам 90 и 91 обнулились, остается закрыть только счет 99 «Прибыли и убытки». Ведь на начало следующего года он тоже не должен иметь остатка (Приказ Минфина от 31.10.2000 № 94н).
Кредитовое сальдо счета 99 (прибыль за год) или дебетовое сальдо (годовой убыток) относятся на счет 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)»:
Дебет счета 99 - Кредит счета 84 - Отражена прибыль по итогам года
Дебет счета 84 - Кредит счета 99 - Отражен убыток по итогам работы за год
Закрытие года в бухгалтерии иначе называется «реформацией баланса». Посмотреть проводки по реформации баланса на условных цифровых данных можно в .
#RECOMMEND#
ЭТАПЫ ЗАКРЫТИЯ ГОДА
Проведение инвентаризации. До закрытия счетов текущего финансового года бухгалтеру необходимо провести ряд важных мероприятий. В первую очередь это проведение инвентаризации с внесением данных об излишках и недостачах имущества учреждения и проверки корректности отражения всех расчётов по налогам и сборам, а также расчётов с дебиторами и кредиторами. Результаты инвентаризации позволят обеспечить достоверность годовой бухгалтерской отчётности.
Определение доходов и расходов. В течение года бюджетные и автономные учреждения информацию о затратах на изготовление готовой продукции, выполнение работ собирают на счёте с одноименным названием 010900000. Данные расходы отражаются и по предпринимательской деятельности (КФО 2) и по деятельности за счёт госзадания (КФО 4). Казённые учреждения использует этот счёт только по платной деятельности1 . Расходы, понесённые за счёт чистой прибыли по предпринимательской деятельности (материальная помощь, расходы на подарки), относят сразу на финансовый результат ‒ счёт 2.401.20.000.
В учёте бюджетных (автономных) учреждений указанный счёт (в разрезе КОСГУ) в рамках выполнения государственного (муниципального) задания следует закрывать на расходы текущего финансового года (дебет счёта 4 401 20 200), а платных услуг ‒ на уменьшение доходов (дебет счёта 2 401 10 130). Делать это следует ежемесячно (п. 66 Инструкции № 174н, п. 66 Инструкции № 183н).
В п. 66 Инструкции № 174н, п. 66 Инструкции № 183н планируется внести изменения. Если проект будет утверждён, операции по отнесению фактической себестоимости оказанных учреждением услуг (выполненных работ) в рамках исполнения государственного (муниципального) задания будут выглядеть следующим образом: Дебет 4 401 10 180 Кредит 4 109 60 0002 .
Доходы учреждений всех типов в течение всего года собираются на счёте 0 401 10 100 «Доходы текущего финансового года».
Определение финансового результата. Чтобы определить финансовый результат, необходимо закрыть суммы начисленных доходов и признанных расходов, отражённых на соответствующих счетах финансового результата текущего финансового года: 0 401 10 100 «Доходы текущего финансового года» и 0 401 20 200 «Расходы текущего финансового года». Эти счета корреспондируют со счётом 0 401 30 000 «Финансовый результат прошлых отчётных периодов»3 . Закрывающие операции необходимо формировать в разрезе каждой аналитики4 .
Первичным документов для отражения операций по закрытию счетов является бухгалтерская справка (ф. 0504833)5 , на основании которой производятся записи в журнале по прочим операциям (ф. 0504071)6 .
В зависимости от типа учреждения порядок формирования заключительных операций может отличаться.
В общем виде заключительные операции отразятся следующим образом7 :
Отличие будет только в следующем: казённые учреждения определяют финансовый результат в разрезе кодов видов финансового обеспечения (КФО), КБК и КОСГУ, бюджетные учреждения ‒ в разрезе КФО и КОСГУ, автономные учреждения – в разрезе КФО и аналитических кодов поступлений, выбытий объектов учёта в структуре, утверждённой планом финансово-хозяйственной деятельности.
Следует отметить, что на счёте 0 401 30 000 «Финансовый результат прошлых отчётных периодов», помимо заключительных операций, по окончании текущего финансового года отражаются и другие операции8 :
ДЕБЕТ |
КРЕДИТ |
|
Расчёты с прочими кредиторами. Счёт может использоваться |
||
Казённые учреждения закрывают расчёты по внутриведомственным |
*Обратите внимание!
Получатели бюджетных средств при наличии неиспользованных средств на конец года должны перечислить эти средства главному распорядителю (распорядителю)9 .
У казённых учреждений существуют свои особенности. Кроме вышеописанных операций, в учёте казённого учреждения в конце каждого финансового года закрытию подлежат показатели, сформированные по следующим счетам текущего финансового года:
- 0 210 02 000 «Расчёты с финансовым органом по поступлениям в бюджет»;
- 0 304 05 000 «Расчёты по платежам из бюджета с финансовым органом».
Отражение в отчётности. Результатом вышеописанных операций станет формирование справки по заключению счетов бюджетного учёта отчётного финансового года ф. 0503110 – для казённых учреждений11 и ф. 0503710 ‒ для бюджетных и автономных учреждений12 .
Казённые учреждения в справке (ф. 0503110) отражают обороты по счетам бюджетного учёта, подлежащим закрытию по завершении отчётного финансового года, на основанииданных по соответствующим счетам: 1 210 02 000, 1 304 04 000, 1 304 06 000, 1 304 05 000, 1 401 10 000, 1 401 20 000. Отдельно указываются обороты счетов до проведения заключительных операций (графы 2, 3) и в сумме заключительных операций по закрытию счетов, осуществлённых 31 декабря, по завершении отчётного финансового года (графы 4 9).
Графа 1 «Номер счёта бюджетного учёта» раздела 1 справки (ф. 0503110) отражается следующим образом:
- номера соответствующих счетов 1 210 02 000, 1 304 04 000, 1 304 05 000, 1 304 06 000, содержащие в разрядах 1 - 17, 24 – 26 номера счёта бюджетного учёта нули (например, счёт 000 0000 0000000 000 1 304 04 000);
- номера соответствующих счетов 0 401 10 000, 0 401 20 000, содержащие коды бюджетной классификации РФ (глав по БК, целевых статей расходов, видов расходов бюджета, подвидов доходов бюджета, видов источников финансирования дефицита бюджета), в соответствующих разрядах номера счёта отражаются со значением ноль (например, счёт 000 0182 0000000 000 1 401 20 226).
ИЗМЕНЕНИЯ В УЧЁТЕ
Основным документом, регламентирующим бухгалтерский учёт в государственных (муниципальных) учреждениях, является Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учёта для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утверждённая Приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н (Инструкция № 157н). В неё были внесены изменения Приказом Минфина России от 06.08.2015 № 124н (далее ‒ Приказ № 124н). Рассмотрим их.
Уточнён порядок учёта коммуникаций внутри здания.
Теперь в п. 45 Инструкции № 157н разъяснено, что коммуникации внутри зданий, необходимые для их эксплуатации, входят в состав здания и отдельными инвентарными объектами не являются. В частности, к ним относятся система отопления, включая котельную установку для отопления (если она находится в самом здании), внутренняя сеть водопровода, газопровода и канализации со всеми устройствами, внутренняя сеть силовой и осветительной электропроводки со всей осветительной арматурой, внутренние телефонные и сигнализационные сети, вентиляционные устройства общесанитарного назначения, подъёмники и лифты. К самостоятельным инвентарным объектам относится оборудование указанных систем (аппараты, приборы, устройства и т. д.): например, средства измерения, управления, средства преобразования, принятия, передачи, хранения информации, средства вычислительной и оргтехники, средства визуального и акустического отображения информации, театрально-сценическое оборудование.
Изменился порядок отражения денежных средств на спецсчетах.
Для учреждений, у которых открыты или планируются к открытию специальне счета в кредитных организациях, включая аккредитивы, необходимо проработать в учётной политике порядок применения счёта 201 06 «Денежные средства учреждения на специальных счетах в кредитных организациях». Ранее этот счёт носил название «Аккредитивы». При этом необходимо ориентироваться на п. п. 173 176 Инструкции № 157н. В случае если расчёты осуществляются в иностранной валюте, их учёт необходимо вести в рублёвом эквиваленте по курсу, определяемому согласно п. 13 Инструкции № 157н. Аналитический учёт расчётов по счёту ведётся в карточке учёта средств и расчётов в разрезе договоров по каждому специальному счёту (выставленному аккредитиву). Учёт операций по движению денежных средств на специальных счетах осуществляется в журнале операций с безналичными денежными средствами на основании документов, приложенных к выпискам со счетов.
В группировку счетов санкционирования расходов внесены поправки. Обязательства должны отражаться теперь с учётом следующей группировки счетов 502 00 «Обязательства»:
- 502 01 «Принятые обязательства»;
- 502 02 «Принятые денежные обязательства»;
- 502 07 «Принимаемые обязательства»;
- 502 09 «Отложенные обязательства».
Срок для учёта задолженности неплатежеспособных дебиторов за балансом привязали к законодательству. Ранее в Инструкции № 157н срок для учёта задолженности на данном счёте был прописан точно и равнялся пяти годам. Теперь этот срок привязан к законодательству.
Расширена сфера применения забалансовых счетов 17 и 18.
Эти счета будут теперь сопровождать не только счёт 0 201 00 000 «Денежные средства учреждения», но и счёт 0 210 03 000 «Расчёты с финансовым органом по наличным денежным средствам»15
. Счёт 0 210 03 000 чаще всего используется при поступлении (выбытии) денежных средств в кассу с расчётного счёта.
Конкретизировано назначение счёта 27 «Материальные ценности, выданные в личное пользование работникам (сотрудникам)». П. 385 Инструкции № 157н теперь точно определяет перечень имущества, учитываемый на указанном счёте, в целях обеспечения контроля за его сохранностью, целевым использованием и движением. В частности, это форменное обмундирование, специальная одежда и иное имущество, выданное учреждением в личное пользование работникам для выполнения ими служебных (должностных) обязанностей.
#FOOTNOTE#
Для государственных (муниципальных) учреждений, осуществляющих полномочия акционеров, необходимо описать порядок учёта акций на забалансовом счёте 31 «Акции по номинальной стоимости»16
.
Вступающие в силу с 2016 года
В Приказе № 124н более подробно расписан порядок учёта объектов, стоимость которых выражена в иностранной валюте. И этот порядок необходимо учитывать при составлении учётной политики. В общем случае пересчёт осуществляется на дату совершения операции, а в случаях, предусмотренных Инструкцией № 157н, на отчётную дату. Также установлены особенности пересчёта при отсутствии официального курса. Для тех учреждений, которые постоянно осуществляют свою деятельность за рубежом, особенности пересчёта валюты
в рубли вырабатываются совместно с вышестоящим учредителем по согласованию с Минфином России. Учреждениям необходимо будет разработать и включить в учётную политику порядок перевода первичных документов, составленных на иностранных языках, на русский язык.
Как видим, значимых изменений в учёте не произошло. Однако к закрытию года необходимо подойти ответственно и со знанием всех новых нюансов бюджетного учёта. Удачного всем завершения года!
При завершении финансового года бухгалтер отразит операции по закрытию счетов бюджетного учета и подготовит годовую отчетность. При этом бухгалтеру следует учитывать нововведения, внесенные в Бюджетный кодекс РФ, а также положения новой Инструкции о порядке составления и представления отчетности.
Завершаем финансовый год
Итак, по итогам года учреждения должны максимально завершить все обязательства, возникшие в течение этого перио-да. Это связано с тем, что даже если на последнее число года на лицевых счетах учреждения остаются бюджетные средст-ва, использовать их в дальнейшем будет невозможно. Ведь в конце года расчеты через органы Федерального казначейст-ва в определенный момент прекращаются.
Бюджетные учреждения получают, согласно утвержденной смете, в течение года финансирование расходов только текущего финансового года и переносить неиспользованные суммы на следующий период запрещено. Исключением в данной ситуации будут суммы, полученные учреждениями от предпринимательской деятельности и неиспользованные по состоянию на 31 декабря. Их зачисляют в тех же размерах на вновь открываемые лицевые счета.
До 31 декабря включительно Федеральное казначейство обязано оплатить принятые и подтвержденные бюджетные обязательства.
Такой порядок завершения финансового периода ежегодно уточняет Минфин России приказами об утверждении порядка завершения исполнения бюджета за год.
Особенности годовой отчетности
По окончании года бухгалтер составляет бюджетную отчетность об исполнении сметы доходов и расходов. Годовая отчетность отличается от отчетности за месяц и квартальной тем, что ее показатели всегда подтверждаются данными инвентаризации, проведенной в установленном порядке. Кроме того, до составления бюджетной отчетности сверяют обороты и остатки по аналитическим регистрам учета с оборотами и остатками по счетам бюджетного учета.
Новая Инструкция о порядке составления отчетности утверждена приказом Минфина России от 24 августа 2007 г. № 72н. Как мы уже упоминали, ее положения нужно применять и при составлении отчета за 2007 год.
В пункте 15 Инструкции сказано: в графах баланса исполнения бюджета (форма 0503130) «На конец отчетного периода» показывают стоимость активов и обязательств, финансовый результат на 1 января. Причем эти данные отражают с учетом проведенных 31 декабря заключительных записей по счетам по окончании финансового года. Это еще одна особенность составления отчетности за этот год. Получатель средств бюджета отражает в отчетности за месяц и квартальном балансе данные по финансовым результатам как текущего, так и прошлого периодов, а в годовом балансе только в строке 670 «Финансовый результат прошлых отчетных периодов».
Соответственно перед подготовкой отчетности в бухгалтерском учете выполняют специальные записи по счетам, подлежащим закрытию на 1 января. При этом обороты, образовавшиеся в ходе проведения заключительных операций, показывают в справке к балансу (форма 0503110).
Действия в конце года
Согласно статье 264 Бюджетного кодекса РФ:
— исполнение федерального бюджета завершается 31 декабря;
— лимиты бюджетных обязательств прекращают свое действие 31 декабря;
— принятие бюджетных обязательств после 25 декабря не допускается (подтверждение бюджетных обязательств должно быть завершено Федеральным казначейством 28 декабря);
— счета, используемые для исполнения федерального бюджета (а также иных бюджетов бюджетной системы) завершаемого года, подлежат закрытию в 24 часа 31 декабря.
Закрываем счета…
Согласно пункту 217 Инструкции по бюджетному учету, заключение счетов текущего финансового года отражают по дебету счетов, подлежащих закрытию, с кредитом счета 401 03 000 «Финансовый результат прошлых отчетных периодов».
…по бюджетным средствам
Пунктом 225 Инструкции № 25н определено, что счета санкционирования расходов (для ведения учета сумм лимитов бюджетных обязательств, принятых бюджетных обязательств, бюджетных ассигнований) ведут только в течение финансового года. Остатки по завершении финансового (бюджетного) года по счетам санкционирования расходов на следующий год также не переходят.
Исходя из указанного выше, операции по заключению счетов бюджетного учета будут такими:
Содержание операции |
Дебет |
Кредит |
Закрыты расчеты с органом казначейства (по платежам из бюджета) по исполненной смете, как финансовый результат уже прошлой деятельности |
1304 05000 «Расчеты по платежам из бюджета с органами, организующими исполнение бюджетов» |
1401 03000 |
Списаны текущие расходы по исполненной смете, как результат уже прошлого года (по соответствующему коду КОСГУ) |
1401 03000 «Финансовый результат прошлых отчетных периодов» |
140101200 «Расходы учреждения» |
Списаны принятые и исполненные (в пределах полученных лимитов) бюджетные обязательства (по соответствующему коду КОСГУ) |
1502 01000 «Принятые бюджетные обязательства текущего года» |
150105000 «Полученные лимиты бюджетных обязательств» |
Главным распорядителем (распорядителем) списаны средства бюджета, использованные получателем на основании отчетности получателей (по соответствующему коду КОСГУ) |
1401 03000 «Финансовый результат прошлых отчетных периодов» |
1304 04000 «Внутренние расчеты между главными распорядителями (распорядителями) и получателями средств» |
Закрыты расчеты с органами, организующими исполнение бюджетов по поступившим в течение года в бюджет доходам |
1401 03000 «Финансовый результат прошлых отчетных периодов» |
1 210 02 100 «Расчеты с органами, организующими исполнение бюджетов по поступившим в бюджет доходам» |
Списаны получателем средства бюджета использованные в течение года (по соответствующему коду КОСГУ) |
1304 04000 |
Приказ Минфина РФ от 16 ноября 2016 № 209н внес изменения в 6 инструкций по учету и отчетности для бюджетных учреждений. Изменены правила, по которым формируют план ФХД, исчисляют и уплачивают налоги и страховые взносы. Обо всех изменениях для бюджетных учреждений читайте в статье.
Изменения в инструкцию № 157н
События, наступившие после отчетной даты
Теперь, для соблюдения сроков представления бухгалтерской (финансовой) отчетности и (или) в связи с поздним поступлением первичных учетных документов, информация о событии после отчетной даты не используется при формировании отчетности. Информация об указанном событии и его оценке в денежном выражении раскрывается при представлении отчетности в пояснительной записке.
На сайте Минфина размещен проект Приказа «Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «События после отчетной даты», из текста которого следует, что данный стандарт будет применяться государственными (муниципальными) учреждениями с 1 января 2018 года. Применение стандарта раньше этого срока допускается по согласованию с Минфином.
Организация документооборота при ведении бухгалтерского учета централизованной бухгалтерией
Лицо, которое ведет бухгалтерский учет, и лицо, с которым заключен договор об оказании услуг по ведению бухучета, не несут ответственность за соответствие составленных другими лицами первичных учетных документов свершившимся фактам хозяйственной жизни (п. 9 Инструкции № 157н).
Этот пункт дополнен абзацем, устанавливающим, что правила ведения документооборота, в том числе порядок и сроки передачи «первички», должны соответствовать утвержденному графику ведения документооборота для отражения в бухгалтерском учете.
Учреждение, заключая договор на ведение бухучета со сторонней организацией, централизованной бухгалтерией, должно установить в нем:
- правила документооборота (порядок и сроки передачи документов между сторонами договора);
- порядок обмена учетной информацией между сторонами договора.
Исправление ошибок, обнаруженных в регистрах бухгалтерского учета
По решению органа, осуществляющего в отношении госучреждения функции и полномочия учредителя, ошибка, обнаруженная до утверждения представленной этому органу отчетности и требующая внесения изменений в регистры бухгалтерского учета (журналы операций), в зависимости от ее характера отражается субъектом учета последним днем отчетного периода:
- дополнительной бухгалтерской записью;
- бухгалтерской записью, оформленной по способу «красное сторно», и (или) дополнительной бухгалтерской записью.
Информация об указанных бухгалтерских записях и об изменении показателей отчетности должна быть раскрыта в пояснительной записке (ф. 0503760), представляемой в составе уточненной бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Учетная политика
Минфин России разработал проект приказа «Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Учетная политика, оценочные значения и ошибки». Он будет применяться при составлении отчетности с 1 января 2018 г. Какие важные изменения в формирование учетной политики он вносит:
- Основные положения к учетной политике нужно будет размещать в сети интернет.
- Размещать учетную политику можно только после утверждения в течение установленного срока. Следовательно, доработать её позже возможности нет.
- Любое изменение в учетной политике будет вноситься только по согласованию с учредителем ГРБС.
В преддверии этих изменений у нас есть возможность проработать учетную политику в 2017 году.
Инвентаризация имущества, финансовых активов и обязательств
Приказом Минфина РФ № 209н п. 20 дополнен случаями, когда проведение инвентаризации обязательно. Из пункта 2.7 Инструкции № 157н следует, что проведение инвентаризации обязательно:
- при установлении фактов хищений или злоупотреблений, а также порчи ценностей;
- в случае стихийных бедствий, пожара, аварий или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;
- при смене материально ответственных лиц (на день приема-передачи дел);
- при передаче имущества организации в аренду, управление, безвозмездное пользовании, а также выкупе, продаже комплекса объектов учета (имущественного комплекса);
- в других случаях, предусмотренных законодательством РФ или иными нормативными правовыми актами РФ.
В данном пункте теперь указано, когда в учете и отчетности отражаются результаты инвентаризации. Установлено, что результаты инвентаризации отражаются в учете и бухгалтерской (финансовой) отчетности того месяца, в котором была закончена инвентаризация. Результаты инвентаризации, проведенной перед составлением годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, отражаются в годовой отчетности.
Результаты инвентаризации реорганизуемого (ликвидируемого) субъекта учета отражаются в отчетности, представляемой на дату его реорганизации, ликвидации учреждения, упразднения государственного органа (органа местного самоуправления).
Санкционирование расходов
Единый план счетов бухгалтерского учета дополнен новыми счетами:
- 0 502 03 000 «Принятые авансовые денежные обязательства»;
- 0 502 04 000 «Авансовые денежные обязательства к исполнению»;
- 0 502 05 000 «Исполненные денежные обязательства».
Они применяются с 1 января 2017 года. Несмотря на то, что Приказом Минфина РФ № 209н эти счета не внесены в План счетов бухгалтерского учета автономного учреждения, они применяются автономными учреждениями при отражении операций по санкционированию расходов. Инструкции № 157н и 183н не содержат бухгалтерских записей для отражения операций по этим счетам. Мы предполагаем, что они должны быть такими:
Содержание операции | Дебет | Кредит |
---|---|---|
В единой информационной системе размещено извещение о проведении закупки оборудования | 0 506 10 ххх | 0 502 17 ххх |
Приняты расходные обязательства при заключении контракта | 0 502 17 310 | 0 502 11 ххх |
Уточнены суммы расходных обязательств при заключении контракта по результатам конкурсных процедур | 0 502 17 ххх | 0 506 10 ххх |
Приняты к учету авансовые денежные обязательства | 0 502 11 ххх | 0 502 13 ххх |
Приняты к исполнению авансовые денежные обязательства | 0 502 13 ххх | 0 502 12 ххх |
Исполнены денежные обязательства | 0 502 12 ххх | 0 502 15 ххх |
Приняты денежные обязательства в сумме окончательной оплаты по контракту | 0 502 11 ххх | 0 502 12 ххх |
Исполнены денежные обязательства по контракту | 0 502 12 ххх | 0 502 15 ххх |
Кроме новых счетов, в Инструкцию № 157н добавлены и новые понятия (п. 308 Инструкции № 157н):
- авансовые денежные обязательства — обязанность учреждения уплатить в порядке предварительной оплаты (аванса) юридическому или физическому лицу определенные денежные средства в соответствии с условиями гражданско-правовой сделки до осуществления поставки необходимых товаров, выполнения работ, оказания услуг;
- отложенные обязательства — обязательства учреждения, величина которых определена на момент их принятия условно (расчетно) и (или) по которым не определено время (финансовый период) их исполнения, при условии создания в учете учреждения по данным обязательствам резерва предстоящих расходов.
Учет отложенных обязательств ведется на счете 0 502 09 000, а отложенные обязательства на иные очередные годы (за пределами планового периода) учитываются на счете 0 502 99 000. Кредитовый показатель по счету 0 502 99 000 «Отложенные обязательства на иные очередные годы (за пределами планового периода)» отражает сумму отложенных обязательств автономных учреждений, величина которых определена на момент их принятия условно (расчетно) и (или) по которым не определено время (финансовый период) их исполнения, при условии создания в учете автономных учреждений по данным обязательствам резерва предстоящих расходов (отложенных обязательств) (норма введена в п. 195 Инструкции № 183н).
Изменения в Инструкции № 183н
Структура номера счета
Структура счета осталась прежняя, но в 2017 году первые 4 знака в номере счета — раздел расходов. Не важно какой счет у бюджетных и автономный организаций: расходный или доходный, или денежный, первые 4 знака всегда раздел или подраздел расходов.
У бюджетных и автономных учреждений существует только 3 счета, у которых впереди будут нули — это счет 304.01, счет 401.30 и счет 210.06. Для всех остальных счетов обязателен раздел и подраздел.
Не важно какой источник, раздел, подраздел должен быть на всех счетах. Нет исключений для собственных средств, нет исключений для целевых средств и других источников. Исключения составляют только 3 вышеуказанные счета.
в 1-17‑м разрядах номера счета, в котором Инструкцией № 183н предусмотрены нули, отражает в порядке, установленном его учетной политикой, соответствующие аналитические коды поступления (выбытия).
Номер счета | Разряд номера счета | Информация, отражаемая в разрядах счета |
---|---|---|
Счет 0 100 00 000 «Нефинансовые активы» (за исключением счетов аналитического учета счетов 0 106 00 000 «Вложения в нефинансовые активы», 0 107 00 000 «Нефинансовые активы в пути», 0 109 00 000 «Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг»), а также счет 0 201 35 000 «Денежные документы» и корреспондирующие с ними счета 0 401 20 200 «Расходы экономического субъекта» (0 401 20 241, 0 401 20 242, 0 401 20 270) | 5 — 17 | Отражаются нули (если иное не предусмотрено целевым назначением имущества и (или) средств, являющихся источником финансового обеспечения приобретаемого имущества) |
Счет 4 210 06 000 «Расчеты с учредителем» и корреспондирующий с ним счет 0 401 10 172 «Доходы от операций с активами» | 1 — 17 | Отражаются нули |
Счет 0 207 00 000 «Расчеты по кредитам, зай-мам (ссудам)», отражающий сумму основного долга по кредитам, займам (ссудам) | 15 — 17 | Отражаются нули |
Счет 0 301 00 000 «Расчеты с кредиторами по долговым обязательствам», отражающий сумму основного долга по кредитам, займам (ссудам) | 15 — 17 | Отражается аналитический код выбытия |
Счет 0 304 01 000 «Расчеты по средствам, полученным во временное распоряжение» | 1 — 17 | Отражаются нули |
Изменение кадастровой стоимости земельного участка
Изменение кадастровой стоимости имущества земельного участка, ранее принятого к бухгалтерскому учету, отражается по дебету счета 0 103 11 000 в корреспонденции с кредитом счета 0 401 10 180 (в случае увеличения кадастровой стоимости земельного участка) (п. 20 Инструкции № 183н). Если кадастровая стоимость земельного участка уменьшена, то корректировка стоимости производится той же бухгалтерской записью, только по методу «красное сторно» (записью со знаком «минус»).
Списание себестоимости услуги, работы, готовой продукции
Пункт 67 Инструкции № 183н дополнен бухгалтерской записью, устанавливающей отнесение фактической себестоимости выполненных работ, оказанных услуг на уменьшение финансового результата текущего финансового года (дебет счета 0 401 10 130 в корреспонденции с кредитом счета 0 109 60 000). Эта бухгалтерская запись применяется при формировании себестоимости услуги в рамках иной приносящей доход деятельности, в том числе медицинских услуг, предоставляемых застрахованным лицам в рамках базовой программы ОМС, медицинских услуг, предоставляемых женщинам в период беременности, женщинам и новорожденным в период родов и в послеродовой период. В прежней редакции Инструкции № 183н п. 181 предусматривал отнесение себестоимости работ, услуг на счет 0 401 20 200 «Расходы экономического субъекта» (0 401 20 211 — 0 401 20 213, 0 401 20 221 - 0 401 20 226, 0 401 20 271, 0 401 20 272, 0 401 20 290). Приказом Минфина РФ № 209н в п. 181 Инструкции № 183н счет 0 401 20 200 заменен на счет 0 401 10 130.
Доходы в форме субсидий
Пункты 96, 97, 178, 180 Инструкции № 183н дополнены следующими корреспонденциями счетов:
Содержание операции | Дебет | Кредит |
---|---|---|
Начисление доходов в сумме субсидий, предоставляемых в соответствии с соглашениями о предоставлении субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания, заключенными в текущем финансовом году между органами государственной власти (органами местного самоуправления), осуществляющими функции и полномочия учредителя, и автономными учреждениями | 4 205 30 000 | 4 401 10 130 |
Начисление доходов будущих периодов в сумме субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания, предоставляемых в очередном финансовом году (годах, следующих за отчетным), в соответствии с соглашениями о предоставлении субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания, заключенными в текущем финансовом году между органами государственной власти (органами местного самоуправления), осуществляющими функции и полномочия учредителя, и автономными учреждениями, в том числе в рамках отражения событий после отчетной даты | 4 205 30 000 | 4 401 40 130 |
Признание доходами текущего (отчетного) периода ранее начисленных доходов будущих периодов в сумме субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания | 4 401 40 130 | 4 401 10 130 |
Отражение задолженности автономного учреждения по возврату в доход бюджета неиспользованных остатков целевых субсидий прошлых лет в части остатков, потребность в которых подтверждена учредителем | 0 205 81 000 (5 205 81 000, 6 205 81 000) |
0 303 05 000 (5 303 05 000, 6 303 05 000) |
Возврат неиспользованного остатка субсидии на иные цели (бюджетных инвестиций) прошлых лет | 0 303 05 830 | 0 201 11 610 |
Начисление задолженности автономного учреждения по возврату в доход соответствующего бюджета бюджетной системы РФ остатков субсидий, предоставленных на выполнение государственного (муниципального) задания, образовавшихся в связи с недостижением установленных государственным заданием показателей, характеризующих объем государственных (муниципальных) услуг (работ) | 4 401 10 130 | 4 303 05 000 |
Начисление задолженности автономного учреждения по возврату в доход бюджета остатков неиспользованных субсидий на иные цели, на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности и приобретение объектов недвижимого имущества в государственную (муниципальную) собственность, в случае выявления по результатам последующего государственного (муниципального) финансового контроля нарушений порядка использования указанных субсидий | 0 401 10 130 (5 401 10 180, 6 401 10 180) |
0 303 05 000 (5 303 05 000, 6 303 05 000) |
Уменьшение суммы начисленных доходов, в том числе денежных взысканий (штрафов, пеней, неустоек), при принятии решения в соответствии с законодательством РФ об их уменьшении (списании, предоставлении скидок, льгот) | 0 401 10 174 | 0 205 00 000, 0 209 00 000 |
Расчеты по ущербу и иным доходам
Абзац 12 п. 112 Инструкции № 183н дополнен основаниями, когда учреждения применяют корреспонденцию счетов: дебет счета 0 209 30 000 и кредит счетов 0 206 00 000, 0 208 00 000. Теперь данный пункт следует применять при начислении задолженности по требованиям компенсации расходов учреждения получателями авансовых платежей (подотчетных сумм) в отношении произведенных предварительных оплат в рамках договоров (соглашений), а также по иным основаниям согласно законодательству РФ, не возвращенным контрагентом в случае расторжения договора (соглашения), в том числе по результатам претензионной работы (решению суда).
Кроме того, данный пункт дополнен абзацем, устанавливающим, что суммы задолженности по компенсации расходов, понесенных автономным учреждением в связи с реализацией требований, установленных законодательством РФ, отражаются по дебету счета 0 209 30 000 в корреспонденции с кредитом счета 0 401 10 130.
Расчеты по НДС по уплаченным авансам
Пункт 115 Инструкции № 183н дополнен бухгалтерской записью, отражающей зачет суммы НДС, принятой к вычету по авансам (предварительным оплатам), перечисленным в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав. Такая операция отражается по дебету счета 0 210 13 000 (счет введен в план счетов Приказом Минфина РФ № 209н и называется «Расчеты по НДС по авансам уплаченным») в корреспонденции с кредитом счета 0 210 12 000. Соответственно, уменьшение суммы НДС, подлежащей оплате в соответствующий бюджет бюджетной системы РФ, на сумму налога по перечисленным предварительным оплатам в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав, предъявленную продавцом этих товаров (работ, услуг), имущественных прав, отражается по дебету счета 0 303 04 000 в корреспонденции с кредитом счета 0 210 13 000.
Изменения в Инструкции № 33н
Приказом Минфина РФ № 209н внесены изменения в порядок заполнения справки о наличии имущества и обязательств на забалансовых счетах, отчеты (ф. 0503737, ф. 0503721, ф. 0503723) и сведения по дебиторской и кредиторской задолженности учреждения (ф. 0503769). Положения Инструкции № 33н дополнены п. 8.1, которым установлен порядок исправления ошибок, обнаруженных учреждением, сообщения учредителем об ошибках, обнаруженных в ходе проведения камеральной проверки отчетности.
В справку о наличии имущества и обязательств на забалансовых счетах внесены изменения в части порядка заполнения строк 170 — 173 и 180 — 183 (п. 21 Инструкции № 33н). В этих строках отражаются показатели по забалансовым счетам 17 и 18. Изменения, внесенные в п. 21 Инструкции № 33н, соответствуют поправкам, внесенным Приказом Минфина РФ № 209н в п. 365 и 367 Инструкции № 157н. Они касаются отражения по забалансовым счетам 17 и 18 сумм возвратов расходов текущего года и прошлых отчетных периодов. Так, забалансовый счет 17 предназначен:
- для аналитического учета поступлений денежных средств (за исключением поступлений от возврата расходов текущего финансового года) (отражаются по строке 170 справки);
- для учета возврата излишне полученных доходов (доходов от авансов) (за исключением возврата субъектом учета остатков не использованных им субсидий (грантов) прошлых лет) (отражаются по строкам 172 и 173 справки). В случае превышения возвратов доходов прошлых лет над суммой поступлений доходов отчетного финансового года (с учетом их возвратов), отраженных по этому забалансовому счету, показатели отражаются по строке 171 со знаком «минус».
Забалансовый счет 18 предназначен:
- для аналитического учета выбытий денежных средств (за исключением выбытий, которые отражаются по забалансовому счету 17) (указываются в строке 180, при этом выбытия по возврату остатков субсидий (грантов) прошлых лет отражаются по строке 181 справки);
- для учета возврата расходов (излишне произведенных перечислений) текущего года с банковских счетов субъекта учета, с лицевого счета, открытого ему органом Федерального казначейства (финансовым органом), со счета операций с наличными денежными средствами, а также из кассы субъекта учета (отражаются по строкам 182 и 183 справки).
Операции по возврату расходов (выплат источников финансирования дефицита бюджета, за исключением денежных средств) текущего года, учтенных на соответствующих счетах аналитического учета счета 18 «Выбытия денежных средств», отражаются со знаком «минус».
В отчете об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности (ф. 0503737) Приказом Минфина РФ № 209н п. 42, 43, 44 Инструкции № 33н дополнены информацией об отражении в разделах формы сумм возвратов, в том числе возврата остатков сумм субсидий (грантов). Данные по кассовым поступлениям доходов отражаются по графе 5 («Исполнено плановых назначений через лицевые счета учреждения») разд. 1 «Доходы учреждения». Возврат остатков субсидий (грантов) прошлых лет отражается в разд. 3 «Источники финансирования дефицита средств учреждения» по строке 592 и в разд. 4 «Сведения о возвратах остатков субсидий и расходов прошлых лет» по строке 910.
Порядок заполнения графы 6 «Исполнено плановых назначений через банковские счета» разд. «Источники финансирования дефицита средств учреждения» дополнен информацией о том, что по этой графе приводятся данные по счету 0 210 03 000 «Расчеты с финансовым органом по наличным денежным средствам».
В отчет о финансовых результатах деятельности (ф. 0503721) внесены изменения, касающиеся формирования показателя по строке 090 «Доходы от операций с активами». По ней отражается сумма данных по соответствующим счетам аналитического учета счета 0 401 10 170 «Доходы по операциям с активами» (0 401 10 171 — 0 401 10 174) (новые положения п. 53 Инструкции № 33н). В действующей редакции Инструкции № 33н эта строка определяется как сумма строк 091, 092 и 099.
Приказом Минфина РФ № 209н скорректированы сроки составления отчета о движении денежных средств учреждения (ф. 0503723). Начиная со следующего года отчет будет формироваться по состоянию на 1 июля и 1 января года, следующего за отчетным (то есть будет включаться в состав годовой и полугодовой отчетности). Кроме того, порядок заполнения данной формы дополнен следующей информацией:
- по строке 122 отражаются доходы в виде грантов, при этом возврат остатков грантов прошлых лет при формировании показателя строки не учитывается;
- по строкам 501 и 502 не учитываются обороты по счету 0 201 22 000 «Денежные средства учреждения, размещенные на депозиты в кредитной организации».
Изменения, внесенные Приказом Минфина РФ № 209н в Инструкцию № 33н, в основном касаются порядка заполнения разд. 1 таблицы пояснительной записки (ф. 0503760) «Сведения по дебиторской и кредиторской задолженности учреждения (ф. 0503769)» (далее — сведения (ф. 0503760)). При этом разд. 3 «Аналитическая информация о движении просроченной дебиторской, кредиторской задолженности» исключен из формы. В разделе 1 сведений (ф. 0503760) изменены наименования граф 5 — 8 формы, уточнено понятие «неденежные расчеты», применяемое для заполнения этой таблицы, а также внесена дополнительная информация в порядок заполнения граф разд. 1.
Обновленная классификация основных средств с 2017 года
Внесение изменений в Классификацию основных средств не является основанием для изменения налогоплательщиком срока полезного использования введенных в эксплуатацию объектов основных средств. Таким образом, в отношении основных средств, введенных в эксплуатацию до 1 января 2017 года, применяется срок полезного использования, определенный на дату принятия к налоговому учету амортизируемого имущества.
Коды по новому ОКВЭД2 в 2017 году
7 правил ведения операций с учетом приказа № 209н
Для операций по дебету и кредиту сотых счетов, для всех типов учреждений, приказ № 209н ввел следующие правила:
1 правило . В сотых счетах достаточно поставить раздел, подраздел и 13 нулей. В корреспондирующем счете нужно отразить всю классификацию. Классификация для казенных учреждений полная. А для бюджетных автономных своя: раздел, подраздел КВР. Таким образом, мы видим, что из оборотов в 2017 году могут уйти КВР, если иное не предусмотрено вашей учетной политикой. Далее сюда же идет счет 201.35. Данное правило касается всех сотых счетов за исключением 106 и 107 счета.
2 правило . Проводки списания с сотых счетов на счета 401 20 200, и по дебету и по кредиту, отображаем только раздел и подраздел. Остальные — 13 нулей. Когда сотые счета корреспондируются со счетом 401 20 200, когда идет безвозмездная передача, списание, начисление амортизации. По новому правилу по счету 401 20 200 указывается классификация если она ведется на сотых счетах.
3 правило Затратные счета: 109 счет и счет 401 20 200, для всех остальных проводок где 401 20 200 задействован классификация ведётся обязательно, кроме сотых счетов. По 109 счету классификация ведется обязательно.
4 правило . 106 счет ведется с классификациями. Это правило для всех типов учреждений.
5 правило . Проводки, где ставим дебет 401 10 172, а по кредиту 210 06660, нужно поставить 17 нулей. Это правило и по кредиту и по дебету. Для всех учреждений. Имейте ввиду, что счет 401 10 172 будет иметь 17 нулей только если он корреспондирует со счетом 210.06.
6 правило - резервы. Счет 401.60 ведётся с классификацией и по дебету и по кредиту, правило для бюджетных и автономных учреждений. Классификация будет состоять из раздела, подраздела, и КВР. Далее правило по счету 401.60 для казенных учреждений, у казенных учреждений по счету 401.60 допускается показывать только раздел подраздел. Таким образом, если вы приняли решение и у вас на счете 401.60 будет только раздел подраздел и остальные нули, значит на счете 401.20 будет точно такая же классификация.
7 правило. Для всех типов учреждений для счета 201 показываются 3 нуля перед источником средств. Что касается централизованного снабжения у казенных учреждений по счету 304.04 — используется полная классификация.
Новое в отражении в учете расходов на профилактику травматизма за счет ФСС
Новое письмо Минфина России от 16.02.2017 № 02-07-07/8786 установило совершенно иной порядок отображения по профилактики травматизма за счет ФСС. Оно носит обязательный характер.
В прошлом году мы проводили профилактику за счет ФСС либо передвижкой кассовых расходов, либо исправительными проводками, когда ФСС эти расходы засчитывал. В соответствии с этим письмом и внесенными изменениями в бюджетную классификацию принцип будет другой. Начисляем взносы ФСС, отражаем расходы, производим расходы на охрану труда, например, приобретем спецодежду. Затем предъявим требования к фонду ФСС по зачету этих средств на охрану труда. Таким образом будем начислять доход. Т.е. мы предъявляем требования. Затем отражаем эти начисления, как начисленные доходы, и делаем зачет в ФСС. В результате произведенных действий появляется внекассовая операция.
В письме указаны проводки и весь механизм. Изучив письмо, мы видим совершенно иной подход: во всех проводках присутствует КВР119, даже для приобретения услуг. Это означает что в плане должны быть отображены расходы и доходы. Обратите внимание, что начисление рекомендуется проводить через счет 209.30.
Изменения в План счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкцию по его применению, вносимые (далее – Приказ № 227н) давно ожидаемы. Новации обусловлены необходимостью приведения Плана счетов и Инструкции, утв. (далее – Инструкция № 174н), в соответствие с Единым планом счетов и положениями Инструкции по его применению, утв. (далее – Инструкция № 157н), новыми положениями бюджетного законодательства в части структуры бюджетной классификации, изменениями в порядке формирования бухгалтерской отчетности.
Нововведения должны применяться в целях формирования учетной политики 2016 года и показателей учета на 1 января 2016 года (за исключением требований по формированию 1-4 разрядов номера счета).
Одно из значимых изменений – из удалены почти все упоминания о порядке применения первичных учетных документов в целях отражения в учете хозяйственных операций.
Первичные документы
Подробнее об оформлении первичных документов в учреждении вы можете узнать из материала "Энциклопедии решений. Бюджетная сфера"
интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите бесплатный
доступ на 3 дня!
Порядок формирования 5-14 разрядов номера счета бюджетные (автономные) учреждения могут установить в своей учетной политике. В частности, можно задействовать коды целевых статей расходов. Если же учетной политикой вопрос о формировании 5-14 разрядов номера счета не урегулирован, то в этих разрядах необходимо указывать нули.
Урегулирован порядок формирования входящих остатков по счетам нефинансовых активов, за исключением счетов 0 106 00 000 и 0 107 00 000, – на начало года в 5-17 разрядах указываются нули.
Кроме того, особые правила предусмотрены для счетов 0 204 00 000, 0 401 30 000, 0 401 20 270. Всегда указываются нули:
- в 1-14 разрядах номерах счетов счета 0 204 00 000 "Финансовые вложения";
- в 1-17 разрядах номера счета 0 401 30 000 "Финансовый результат прошлых отчетных периодов";
- в 5-17 разрядах номеров счетов счета 0 401 20 270 "Расходы по операциям с активами".
Примечание. О применении бюджетными учреждениями бюджетной классификации в целях ведения бухгалтерского учета можно в материале Энциклопедии решений. Бюджетная сфера
Изменения в План счетов
В основном связаны с их приведением в соответствие с Единым планом счетов, утвержденным (). Скорректированы названия многих счетов, соответствующие корректировки внесены в положения .
План счетов дополнен новыми аналитическими счетами, в том числе:
- 0 205 82 000 "Расчеты по невыясненным поступлениям" ();
- 0 206 11 000 "Расчеты по оплате труда" () – применяется для отражения задолженности работника при перерасчете заработной платы, связанной, к примеру, с представлением корректирующего табеля учета использования рабочего времени (в случае предоставления листков нетрудоспособности, выполнения государственной обязанности);
- к счету 0 209 00 000 "Расчеты по ущербу и иным доходам" введены аналитические счета учета, в частности: 0 209 30 000 "Расчеты по компенсации затрат", 0 209 40 000 "Расчеты по суммам принудительного изъятия", 0 209 83 000 "Расчеты по иным доходам" ();
- 0 210 10 000 "Расчеты по налоговым вычетам по НДС" ();
- 0 401 40 172 "Доходы будущих периодов от операций с активами" ();
- увязка счетов 0 401 50 000 "Расходы будущих периодов" и 0 401 60 000 "Резервы предстоящих расходов" с конкретными кодами КОСГУ новыми редакциями не предусмотрена; порядок учета на этих счетах следует определить в учетной политике исходя из экономического содержания операций ( , ).
В новой редакции изложен раздел 5 "Санкционирование расходов" (). Учет по аналитическим счетам счетов 0 502 00 000 "Обязательства", 0 504 00 000 "Сметные (плановые) назначения", 0 506 00 000 "Право на принятие обязательств", 0 507 00 000 "Утвержденный объем финансового обеспечения", 0 508 00 000 "Получено финансового обеспечения" организуется по соответствующим аналитическим кодам вида поступлений, выбытий объекта учета, соответствующим кодам КОСГУ.
Добавлены и забалансовые счета ():
- 27 "Материальные ценности, выданные в личное пользование работникам (сотрудникам)";
- 30 "Расчеты по исполнению денежных обязательств через третьих лиц";
- 31 "Акции по номинальной стоимости".
НАША СПРАВКА
Приказом Минфина России от 01.03.2016 № 16н "О внесении изменении в приказ Министерства финансов Российской Федерации от 1 декабря 2010 г. № 157н" (приказ находится на регистрации в Минюсте России) предусмотрено введение нового забалансового счета 40 "Активы в управляющих компаниях", предназначенного для учета активов, находящихся в доверительном управлении в управляющих компаниях, отраженных на счете 0 204 51 000 "Активы в управляющих компаниях".
Изменения в Инструкции по применению плана счетов
Нефинансовые активы
В новой редакции изложены, в частности, положения ():
- по порядку отражения в учете увеличения первоначальной стоимости основных средств в результате достройки, модернизации, реконструкции;
- по оприходованию неучтенных объектов, выявленных при инвентаризации;
- по принятию к учету основных средств, поступивших в порядке возмещения в натуральной форме ущерба, причиненного виновным лицом. Принятие к учету нефинансовых активов в рамках движения между головным учреждением и (или) обособленными подразделениями теперь не ограничено кодом вида деятельности "4".
Получение земельных участков на праве постоянного (бессрочного) пользования, в том числе расположенных под объектами недвижимости, отражается по дебету счета 4 103 11 000 "Земля – недвижимое имущество учреждения" и кредиту счета 4 401 10 180 "Прочие доходы" ( , ).
Также добавлены проводки по признанию расходами текущего финансового года произведенных капитальных вложений в объекты основных средств, нематериальных активов, которые не были созданы (не признаны активами) при наличии решения о прекращении реализации инвестиционного проекта, в рамках которого осуществлялись капитальные вложения ().
- передаче спецоборудования со склада в научное подразделение для выполнения НИОКР по договору;
- передаче материальных запасов работникам (сотрудникам) учреждения в личное пользование для выполнения ими служебных (должностных) обязанностей;
- переводе молодняка животных в основное стадо;
- оприходовании материальных запасов, образовавшихся в результате принятия уполномоченным органом решения о реализации, безвозмездной передаче выбывшего из эксплуатации движимого имущества.
В новой редакции изложены положения по формированию затрат на изготовление готовой продукции, учету готовой продукции, уточнен и дополнен порядок учета торговой наценки при выявлении недостач, нанесении ущерба имуществу, в том числе вследствие стихийных бедствий ().
НАША СПРАВКА
- задолженности заказчиков в соответствии с долгосрочными договорами и расчетными документами за выполненные и сданные им отдельные этапы работ, услуг;
- задолженности покупателей по договору реализации имущества, предусматривающему рассрочку платежа, с переходом права собственности (права оперативного управления) на объект после завершения расчетов;
- доходов в форме грантов, субсидий, в том числе на иные цели, по соглашениям о предоставлении субсидий (грантов) в очередном финансовом году (годах, следующих за отчетным).
Уточнен порядок списания с балансового учета дебиторской (кредиторской) задолженности, в частности, учитываемой на счете 0 205 00 000 "Расчеты по доходам" ().
Дополнения и корректировки коснулись и порядка отражения операций с денежными средствами во временном распоряжении, в том числе в иностранной валюте ( , ).
В связи с расширением аналитики по счету 0 209 00 000 в внесены новые корреспонденции (), в том числе (таблица 2):
Таблица 2. Новые корреспонденции по счету 0 209 000
Корреспонденции по счетам | ||
---|---|---|
Отражение суммы ущерба:
|
||
Начисление задолженности в сумме требований по компенсации расходов учреждения получателями авансовых платежей, подотчетных сумм |
||
Отражение суммы:
|
Предусмотрены проводки для отражения в учете уменьшения расчетов с дебиторами по аналитическим счетам счета 2 205 00 000, а также по счету 2 209 40 000 в корреспонденции с соответствующими аналитическими счетами счета 2 302 00 000 прекращением встречного требования зачетом (
- Бухгалтерский учет операций со средствами субсидий на выполнение госзадания
- Денежные средства госучреждения в пути. Счет 201 03
- Учет расчетов госучреждения по ущербу и иным доходам. Счет 209 00
- Расчеты госучреждения с финансовым органом по наличным денежным средствам. Счет 210 03
- Расчеты бюджетного (автономного) учреждения с учредителем. Счет 210 06
Обязательства
- подотчетного лица по возврату неиспользованных им денежных средств (денежных документов) на сумму удержаний, произведенных из заработной платы (иных доходов), по иному виду финансового обеспечения (деятельности);
- виновного лица по ущербу на сумму удержаний, произведенных из заработной платы, стипендии и иных доходов, по иному виду финансового обеспечения (деятельности).
Применение счета 0 304 06 000 предусмотрено при исполнении дебиторской задолженности, учтенной на счетах 0 205 00 000 "Расчеты по доходам", 0 209 00 000 "Расчеты по ущербу и иным доходам", 0 206 00 000 "Расчеты по выданным авансам", 0 207 00 000 "Расчеты по кредитам, займам (ссудам)", 0 208 00 000 "Расчеты с подотчетными лицами", по доходам (выплатам) за счет иного финансового источника, в том числе зачетом встречных требований (удержаний). Также счет 0 304 06 000 используется для принятие к учету нефинансовых, финансовых активов (за исключением безналичных денежных средств), расчетов по обязательствам, финансового результата учреждения по передаточному акту (разделительному балансу) при реорганизации путем слияния, присоединения, разделения, выделения.
Установлены новые правила, регулирующие порядок по закрытию расчетов на счете 0 304 06 000 при завершении финансового года ().
Главным нововведением является установление порядка учета по вновь введенному в План счетов бухгалтерского учета для бюджетных учреждений счету 0 401 60 000 "Резервы предстоящих расходов" (), а также отражения соответствующих записей по счету 0 502 09 000 "Отложенные обязательства".
Ранее пример детализации плана счетов и бухгалтерские записи по счету 0 401 60 000 были приведены соответственно в Приложении 1
Санкционирование расходов
Почти все положения этого раздела претерпели более или менее существенные изменения. В связи с введением новых счетов и расширением аналитики по счетам санкционирования расходов в Раздел 5 Инструкции № 174н внесены корректировки и дополнения, которыми предусмотрен порядок учета, в частности, по счетам 0 502 07 000 "Принимаемые обязательства", 0 502 09 000 "Отложенные обязательства", 0 504 00 000 "Сметные (плановые, прогнозные) назначения" и 0 507 00 000 "Утвержденный объем финансового обеспечения".
О порядке учета на счетах санкционирования расходов можно в Энциклопедии решений. Бюджетная сфера:
- Санкционирование расходов госучреждения. Счет 500 00
- Учет санкционирования расходов в бюджетном (автономном) учреждении
Ольга Монако , эксперт направления "Бюджетная сфера" службы Правового консалтинга ГАРАНТ, аудитор