1:1
«Хороший человек... пожалуй, самый лучший из людей, когда-либо живших на земле», - так говорят многие. Другие не соглашаются и заявляют, что Он был одержим манией величия. Споры о том, кто же таков Иисус, не утихают. Но за кого бы Его ни принимали, все согласны с тем, что Иисус оставил глубочайший след в истории человечества.
Естественно, и у христиан могут появиться сомнения. Действительно ли Иисус - Бог? Действительно ли Он пришел, чтобы спасти таких грешников, как мы? Иоанн пишет свое послание с целью вселить уверенность и показать, кто же таков Христос. Став человеком и вступив таким образом в человеческую историю. Божий Сын стал живым воплощением самого Бога - Его видел, слышал и прикасался к Нему автор этого письма. Иоанн ходил вместе с Иисусом, говорил с Ним, видел, как Он исцелял больных, слышал, как Он учил, присутствовал при Его смерти, встретился с Ним после Его воскресения и видел, 1 как Он вознесся. Иоанн принял Святого Духа в день Пятидесятницы и с Его помощью совершал повседневное служение. Иоанн знал Бога: он жил рядом с Ним и видел Его работу. Иоанн имел общение с Отцом и Сыном на протяжении всей своей жизни. Будучи одним из виднейших деятелей Церкви, он написал это послание своим «детям», В нем он говорит о Боге как о свете, любви и жизни и объясняет, что означает иметь общение с Богом в практическом смысле.
В Церкви появились ложные учителя. Они отрицали воплощение Христа и думали, что могут жить так, как им угодно. Иоанн пишет для того, чтобы исправить их серьезные ошибки. Его послание дает нам важный образец, необходимый, когда мы сражаемся с современными ересями. Мы не смеем быть равнодушными, но, подобно Иоанну, должны противостоять им и отразить их, чтобы христиане в наших церквах не попали в их сети. Правильное понимание основных доктрин веры - существенно важный аспект христианского роста.
Иоанн начинает свое письмо, представляя свои «верительные грамоты» как очевидец воплощения, и объясняя, что побудило его взяться за перо (1:1-4). Затем он представляет Бога как свет, совершенную чистоту и святость (1:5-7), и рассказывает, как верующие могут жить в Божьем свете и наслаждаться общением с Ним (1:8-10), в то время как Христос выступает их защитником (2:1,2). Он призывает всецело повиноваться Христу и любить членов Божьей семьи (2:3-17). Он предостерегает своих читателей от «антихристов», которые будут пытаться увести их от истины (2:18-29).
В следующей части своего письма Иоанн показывает Бога как любовь (3:1-4:21). Бог есть любовь, и так как Он любит нас, Он называет нас своими детьми и уподобляет нас Христу (3:1, 2). Эта глубокая истина должна побуждать нас жить в союзе с Христом (3:3-6). Мы можем быть уверены, что наше общение с Богом подлинно, если наша жизнь наполнена добрыми делами и любовью к другим (3:7-24). Иоанн вновь предостерегает от лжеучителей, которые будут искажать и подменять истину. Мы должны отвергать их (4:1 -6), продолжая жить в Божьей любви (4:7-21).
В заключение Иоанн говорит о Боге как о жизни (5:1-21). Божья жизнь - в Его Сыне. Знать Его Сына значит иметь вечную жизнь.
Знаете ли вы Бога? Знаете ли вы Христа? Знаете ли вы, что у вас есть вечная жизнь? Послание Иоанна написано для того, чтобы помочь вам постичь реальность Божьего присутствия в вашей жизни, убедить вас в том, что вы имеете вечную жизнь, и побудить вас поддерживать постоянное общение с Богом, который есть свет и любовь. Прочтите это письмо человека, переполненного Божьей любовью, и с новым доверием передавайте эту Божью любовь другим.
1:1
Это послание написано Иоанном, одним из 12 первых учеников Иисуса. Он был тем учеником, «которого Иисус любил» (Ин 21:20), и вместе с Петром и Иаковом удостоился особых отношений с Иисусом. По-видимому, это послание было написано между 85 и 90 гг. н. э. в Эфесе, перед тем, как Иоанн был сослан на остров Патмос (см. Откр 1:9). Иерусалим был разрушен в 70 г. н. э., и христиане рассеялись по всей Римской империи. Ко времени написания этого письма христианство насчитывало уже не одно поколение. На него обрушилось жестокое гонение, но оно выстояло. Главной проблемой Церкви были искушения: многие верующие приспосабливались к мирскому образу жизни, терпели поражение в вере и поступались ею. Появлявшиеся во множестве лжеучителя пытались увести Церковь от христианской веры. Иоанн написал это письмо, чтобы вновь наставить верующих на путь истины, показать разницу между светом и тьмой и побудить Церковь возрастать в подлинной любви к Богу и ближнему. Также он хотел уверить христиан в том, что они обладают вечной жизнью и что их вера истинна. Подробнее об Иоанне см. посвященный ему краткий очерк в Ин 13.
1:1-5
Вступление к Первому письму Иоанна во многом напоминает вступление к его Евангелию: он особо подчеркивает, что Христос вечен, что Бог пришел в этот мир как человек, что сам он, Иоанн, был очевидцем земной жизни Иисуса и что Иисус принес свет и жизнь.
1:3
Как очевидец земного служения Иисуса, Иоанн мог учить истине о Нем. Читатели этого письма не видели и не слышали Иисуса лично, но могли верить, что Иоанн написал правду. Мы подобны тому поколению христиан. Несмотря на то, что мы не видели, не слышали и не прикасались к Иисусу лично, у нас есть новозаветное свидетельство тех, кто были очевидцами Его земной жизни, и мы можем верить, что они поведали о Нем истину.
1:3,4
На пути к истинному христианскому общению есть три ступени. Во-первых, оно основывается на свидетельстве Божьего слова. Без этой внутренней духовной силы общность невозможна. Во-вторых, оно строится на взаимном согласии и единстве верующих. В-третьих, оно постоянно обновляется силой Святого Духа. Истинное христианское общение объединяет духовное и общественное начала, и возможно оно только через живую связь с Христом.
1:5,6
Свет символизирует все, что хорошо, чисто, истинно, свято и надежно. Тьма символизирует грех и зло. Слова «Бог - это свет» означают, что Бог совершенно свят и истинен и что Он один способен вывести нас из тьмы греха. Еще свет схож с истиной в том, что он открывает все существующее, независимо от того, хорошо оно или плохо. Во тьме добро и зло могут выглядеть одинаково, но при свете они противоположны. Как тьма не может сосуществовать со светом, грех не может существовать в присутствии святого Бога. Если мы хотим жить в общении с Богом, мы должны отказаться от греховных путей в своей жизни. Утверждать, что мы живем в общении с Богом, но продолжать жить эгоистичной жизнью, есть лицемерие. Христос откроет и осудит этот обман.
1:6
Лжеучителя, думавшие, что тело порочно и недостойно, придерживались двух разных взглядов на поведение: либо они настаивали на подавлении всех телесных желаний и на изнурительной дисциплине, либо одобряли удовлетворение любой похоти, так как тело все равно будет уничтожено. Здесь Иоанн вскрывает ошибку обоих подходов. Вера не подлинна, если она не преображает жизнь и не приносит плодов добрых дел, а люди не могут быть истинно верующими, если они продолжают жить во грехе. Тело же само по себе не является злом, ведь человеческое тело имел сам Иисус.
1:7
Как кровь Иисуса очищает нас от всякого греха? В ветхозаветные времена иудеи символическим жестом перекладывали вину за свои грехи на голову животного, которого затем приносили в жертву (см. Лев 4). Животное погибало вместо них, избавляя их от греха и позволяя по-прежнему жить в милости у Бога. В этом обряде верующим преподавались важные истины о грехе и прощении, но сам по себе он не изглаживал греха. Подлинное очищение от греха пришло с Иисусом, «жертвенным Агнцем, берущим на себя грех мира» (Ин 1:29). Грех, по самой своей природе, приносит смерть - это факт столь же определенный, сколь закон всемирного тяготения. Иисус умер не за свои грехи: Он был безгрешен. Напротив, совершив дело, которое мы никогда не сможем понять до конца, Он умер за грехи всего мира. Когда мы соединяемся с Ним, Его смерть становится нашей. Мы обнаруживаем, что Он уже понес наказание за наши грехи; Его кровь очистила нас. Подобно тому, как Он воскрес из мертвых, мы воскресаем к новой жизни в общении с Ним (Рим 6:4).
1:8
Здесь Иоанн обличает еще одно ложное учение. Некоторые считали, что у них нет природной предрасположенности к греху, что их греховная природа была уничтожена и что теперь они потеряли способность грешить. В лучшем случае это самообман, в худшем - ложь. Они отказывались относиться к греху серьезно. Они считались христианами, но не видели необходимости признавать свои грехи и каяться. Кровь Иисуса значила для них немного, так как они не считали, что нуждаются в ней. Вместо того, чтобы покаяться и быть очищенными кровью Христа, они сеяли вокруг себя нечистоту. В этой жизни ни один христианин не свободен от греха, и потому никто не должен пренебрегать опасностью подвести своего Господа.
1:8-10
Лжеучителя проповедовали не только, что в них нет греха (1:8), но и то, что вне зависимости от своих поступков они не грешат (1:10). Это ложь. Они забывали одну основную истину: мы грешники по природе и по своему поведению. При обращении все наши грехи - прошлые, настоящие и будущие - прощаются. Однако и после этого мы продолжаем грешить и должны каяться. Покаяние нужно не для того, чтобы заслужить одобрение Бога, а для того, чтобы устранить преграду, которую наш грех воздвигает между нами и Ним. Многим людям трудно признать свои ошибки и недостатки даже перед Богом. Чтобы осознать нашу слабость, необходимо смирение и честность, а большинство из нас предпочитают считать себя сильными. Но нам незачем бояться открывать свои грехи Богу - Он уже знает их. Он не оттолкнет нас, что бы мы ни сделали. Напротив, Он оттолкнет наши грехи и привлечет нас к себе.
1:9
Исповедь должна освободить нас, чтобы мы могли наслаждаться общением с Христом. Она должна очистить нашу совесть и облегчить наше чувство вины. Но некоторые христиане не понимают, как она действует. Они чувствуют себя настолько виноватыми, что вновь и вновь исповедуют одни и те же грехи, думая, что в предыдущий раз могли что-то забыть. Другие христиане думают, что Бог прощает их в момент покаяния, но если они умрут с неисповеданными грехами, то погибнут навсегда. Эти христиане не понимают, что Бог хочет простить нас. Он позволил своему любимому Сыну умереть только для того, чтобы мы могли получить прощение. Когда мы приходим ко Христу, Он прощает все наши грехи, которые мы совершили и когда-либо совершим. Нам не нужно исповедовать одни и те же грехи; нам не следует думать, что Он отвергнет нас, если наша репутация не будет безупречной. Мы должны исповедоваться, но не потому, что падение лишит нас спасения. Наша надежда во Христе верна. Мы исповедуем грехи для того, чтобы наслаждаться еще более полной радостью общения с Ним. Истинная исповедь предполагает твердое намерение бороться с грехом. Мы лицемерим, если исповедуя перед Богом грехи, собираемся вновь согрешить и хотим получить лишь временное прощение. Мы должны молиться, чтобы Бог дал нам сил побороть искушение, когда оно придет в следующий раз.
Евангельское богословие о Христе; здесь же об исповеди и хранении себя от грехов и о том, что познание Бога подтверждается соблюдением заповедей. – О любви, без которой нет благочестия, здесь же о благодати, свойственной каждому возрасту, и об оставлении любви к миру. – О лжебратиях, отрицающих Бога, о том, что благочестие христианское непременно исповедует Отца, ибо прославление Отца условливается признанием Сына за Бога; здесь же о божественном и духовном даре в освящении, в надежде на познание Бога, и о том, что всякий, пребывающий во Христе, не согрешает, ибо кто грешит, тот от диавола. – О любви к ближнему и о склонности к вспомоществованию; здесь же о доброй совести, подаваемой верой в Иисуса Христа, о различении духов чрез исповедание вочеловечения Господня. – О необходимости братской любви для богопочтения. – О Божественности Сына в славе Отца, и о победе над диаволом чрез веру в Иисуса Христа для жизни вечной. – О вспоможении согрешающему брату молитвой за него, и о том, что не должно грешить; здесь же и об удалении от служения бесам.
Тот же Иоанн, который написал Евангелие, писал и это послание, с целью утвердить тех, которые уже уверовали в Господа. И как в Евангелии, так и в настоящем послании прежде всего богословствует о Слове, показывает, что Оно всегда в Боге, и учит, что Отец есть свет, чтобы мы и отсюда познали, что Слово есть как бы отблеск Его. Продолжая богословствовать, объясняет, что таинство нашего спасения не новость, но что оно от начала и всегда было, а теперь только открылось в Господе, Который есть вечная жизнь и истинный Бог. Выставляет и причину Его пришествия и явления, говоря, что Он явился разрушить дела диавола, освободить нас от смерти и научить нас познанию Отца и Его Сына, Господа нашего Иисуса Христа. Апостол пишет людям всякого возраста, детям, юношам, старцам, потому что познан Бог, а сила диавола преодолена и смерть упразднена. Чрез все послание поучает о любви, заповедует, чтобы мы любили друг друга, и долг взаимной любви основывает на том, что и Христос возлюбил нас. Объясняет различие между страхом и любовью, между детьми Божиими и детьми диавола, между грехом смертным и не смертным, и между духами. Раздельно объясняет, какой дух от Бога, и какой дух заблуждения; когда мы признаемся детьми Божиими, и когда детьми диавола; о каком грехе мы должны молиться за согрешающих и о каком не должны молиться. Говорит, что кто не любит ближнего, тот не достоин звания и не может называться Христовым. Показывает, что Сын един с Отцом и что отрекающийся от Сына не имеет и Отца. В этом же послании рассуждает, что антихристу свойственно говорить, будто не есть истинный Сын, чтобы показать, что Он лжет, называя Самого Себя Сыном, однако не будучи Им поистине. Чрез все послание убеждает верующих в Господа не унывать от того, что мир ненавидит их, а лучше радоваться, потому что ненависть со стороны мира показывает, что верующие отступили от самого мира и принадлежат уже к гражданству небесному. В конце послания опять напоминает, что Сын Божий есть вечная Жизнь и истинный Бог, и что мы должны Ему служить, а от идолов хранить себя.
Отец Олег (Моленко)
Толкование 1-ой главы Евангелия от Иоанна -
СВЕТ ОТ СВЕТАМир всем возлюбившим Свет и живущим во свете Света!
Ин.1:
« 1 В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог.
2 Оно было в начале у Бога.
3 Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть.
6 Был человек, посланный от Бога; имя ему Иоанн.
9 Был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир.
12 А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими,
14 И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца».Словом здесь назван Сын Божий, Вторая Ипостась Пресвятой Троицы. Если имя Сын Божий отражает природное положение Второй Ипостаси среди прочих Лиц Троицы, то имя Слово – а это одно из имен Второй Ипостаси – отражает Его природную особенность и связанную с ней фунцию – функцию умного явления именуемого словесностью. Это понятие не надо путать с человеческой словесностью и речью. У людей эта функция называется мышлением, мыслеобразностью или логичностью мышления. В греческом языке Сын Божий именуется более точно – Логосом .
Логос это не просто слово, а структурная основа умной деятельности, именуемая у нас логикой. Мир этот создан Богом разумно, логично, и сохранно, ибо он задуман Разумом, воплощен Логосом, а живится и хранится Духо Святым. Не зря мы поем в молитве «Святым Духом всяка душа живится» , а в другой молитве исповедуем о Духе Cвятом, что Он «везде сый и вся исполняяй» .
Умопостигаемость Бога и созданного Им мира со всем его содержанием основана на Логосе, Который в каждый созданный Им объект заложил соответствующий ему логос. Вот почему логосное или умосозерцательное постижение Бога и Его творений есть единственно истинное и верное постижение, в то время, как привычный для нас умственный анализ есть примитивная, извращенная и самая слабая его форма. Анализ не только часто ошибается, но в принципе не способен постигать вещи такими, какими они созданы Богом. Он лишь грубо ухватывает некую «ощупываемую» данность в самом близком её приближении. Но когда он в своем самообольщении и самонадеянности пытается «воспарить», к высотам обобщения, то непременно впадает в иллюзию, в мечту или ложное сочинение, что подхватывается пронырливыми демонами и превращается в прелесть, ересь или лжеучение. Например, анализ может легко принять ложную концепцию, что человек это высшее животное, произошедшее от низшего животного. На самом деле этого нет в Божьем мире. Созерцание прямо видит, свидетельствует и исповедует то, что есть в Божьем мире и именно то, что оно сейчас созерцает. Во почему созерцание всегда истинствует, а анализ редко содержит истину, и то формально и случайным образом. Анализ не может свидетельствовать то, что истина это истина. Для него истина, это всего лишь вариант его собственного производства, вот почему она не ценится им и легко заменяется на очередной новый вариант далекий от истины. По сути анализ это способ мышления постоянно продуцирующий ложь. Первым продюсером лжи явился падший Херувим Денница, ставший сатаной и диаволом. Вот почему он справедливо именуется ложью и отцом лжи.
Почему же для нас Вторая Ипостась представлена в Евангелии от Иоанна именно Словом? Потому что эта словообразующая и словодействующая суть Слова явилась основой проявления Божьего Слова. Если Отец все придумывал, то Сын и Слово все придуманное Отцом тут же создавал. Поскольку мы созданы Словом во плоти и в плотном мире, то этот творческий способ справедливо можно назвать воплощением. Мы в своем обиходе говорим – «воплотить наши планы», подразумевая «осуществить задуманное». Не случайно именно Слово стало плотью, т.е. через воплощение в человеческую природу непосредственно, как сродное нам вошло в нашу жизнь, оставаясь Богом.
1 В начале было Слово... – Здесь справедливо возникает вопрос: «В начале чего»? Ответ на него прост – в начале всего сотворенного мира и всех населяющих этот мир творений. Т.е. начало относится не к безначальному Богу, а к нам Его творениям. Бог Слово является для нас Началом всего имеющего бытие и Источником осознания всегдашнего сверхбытия Бога и бытия всего Им созданного. Осознание этого приходит к каждому человеку с момента его вхождения в этот мир, когда его промысленная наперед душа создается Богом и влагается Им в положенное в «землю» запрограммированное Им «зерно» или «семя». Эта способность осознавать и постигать логосы вещей вкладывается Логосом или Светом (это еще одно имя Сына Божьего) именуется просвещением - Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир.
1 ... Слово было у Бога... – Эта фраза показывает нам на Божественное происхождение Слова и его вечную и неразрывную связь с Богом.
1 ... Слово было Бог. – Здесь уже прямо исповедуется истина, что Слово есть Бог. Для чего нам нужно знать и исповедывать эту истину? Для того, чтобы не умалить истинное положение Слова в Боге и в этом мире, не принять Его за некое проявление Бога, а тем более за его творение.
2 Оно было в начале у Бога. – Здесь исповедуется предвечная неразрывность Слова и Бога, Которое всегда было у Бога и с Богом, являясь Богом, и Которое нами должно восприниматься Богом по природе Своей и положению, а также с Богом – по отношению к Отцу и Духу Святому.
4 В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков. – В этом стихе исповедуются две взаимосвязанные истины. Первая истина утверждает то, что истинная жизнь содержится в Сыне и Слове Божьем Иисусе Христе. Вот почему Христос Сам о Себе свидетельствовал, что Он есть Жизнь. Но Христос Бог содержит жизнь не для Себя Самого, а для нас людей. Мы можем истинно жить в Его мироздании только Им, в Нем и с Ним. Но эта жизнь не есть некое жалкое пребывание с осознанием себя, а есть блаженное осознание, ощущение и соучастие в божественной жизни Бога. Видение, участие и осознание этой жизни возможно не во тьме, но во свете Света. Вот почему вторая истина исповедует, что наша жизнь есть свет для нас.
5 И свет во тьме светит, и тьма не объяла его. – Этот в нас божественный свет светит нам во тьме нашей автономии от Бога, во тьме нашего плотского и страстного пребывания в земном изгнанничестве, во тьме рабства у духов тьмы. Этот свет не объемлется тьмой. Благодаря этому свету человек может осознанно принять веру в Бога и устремиться к Нему. Только этот свет дает Богу место в человеке для прикосновения к нему божественным прикосновением или благодатью. 6 Был человек, посланный от Бога; имя ему Иоанн.
7 Он пришел для свидетельства, чтобы свидетельствовать о Свете, дабы все уверовали чрез него.
8 Он не был свет, но был послан, чтобы свидетельствовать о Свете.В этих стихах говорится о богопосланничестве Иоанна Предтечи и Иоанна Богослова, соединенных в одном имени Иоанн. Также говорится о том, что Иоанн Предтеча пришел для свидетельства первого пришествия Света, а Иоанн Богослов – для свидетельства второго пришествия Христа Бога и Царя. Оба эти свидетельства нужны для того, чтобы все люди могли бы уверовать в Свет – Христа Бога. Далее подчеркивается, что посланные Богом люди сами по себе не были светом, способным животворить людей, н были посланы для того, чтобы свидетельствовать о Свете. Они светились отраженным светом Света, но сами не были ещё светами или Богами по благодати. Сегодня из открытой нам Богом тайны Иоанна Богослова мы знаем, что он уже достиг обожения и сам вслед за Пресвятой Девой Богородицей является Богом по благодати и светом от Света. 9 Был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир.
10 В мире был, и мир чрез Него начал быть, и мир Его не познал.
11 Пришел к своим, и свои Его не приняли.В этих стихах пришедший через воплощение и вочеловечивание Христос Бог исповедуется истинным Светом, Который просвещает всякого человека приходящего рождением в этот мир. Так же мы узнаем, что Христос Бог был в нашем мире. Хотя мир получил свое начало через Христа, однако падением человека он сильно изменился в своем качестве, став тленным и во зле лежащим врагом Бога. Мир сей по падении людей стал новым, злым, безбожным, губительным образом жизни людей. Мир стал пребывать во тьме неведения и забвения Бога. Вот почему когда в него вошел Свет истинный в Лице Христа мир Его не узнал, не познал и не принял. Его не приняли даже те из людей, которых Бог избрал для Своего особого о них попечения, которых Он усвоил Себе, чтобы они были своими Ему. 12 А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими,
13 которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились.Но не все люди отвергли пришедшего к ним Христа Бога. Были и такие, которые приняли Его, Его учение и Его веру в силу и божественность Его имени. Христос знал, что Ему предстоит уйти из этого мира и поэтому оставил в нем Свое божественное имя и силу веры в Него. Верующим в Его имя Он дал власть быть детьми Божьими и поистине называть Его Отца Своим Отцом небесным. Но принять веру в имя Христа и овладеть этим божественным именем во свое спасение смогли только те люди, которые родились не от крови, хотения плоти или от похоти мужской, но те которые родились от Бога. Акт этого рождения Бог установил в определенном Им действии, именуемом таинством погружения (в слав. яз. крещение). Это таинство есть зримо-незримое сотворчество Бога и человеков, принимающих в нем участие. Цель этого таинства рождением свыше от Бога произвести из негодного для неба человека годного, изменив благодатью таинства его качество. Во время крещения человек реально умирает со Христом и погребается в воду (как наболее удобное для этого действия вещество). Погружается человек в единократном крещении (ясно, что родиться в каком то качестве можно только один раз) троекрато и непрерывно, в честь каждого Лица Пресвятой Троицы. Крещение с тремя погружениями это не простое символическое действие, но реальное закладывание Богом в человека Его силы, разума и благодати, как основы (своего рода программы) его новой жизни и деятельности в качестве сына или дочери Бога. В крещении человек перерождается из ветхого в нового, ему прощаются все его грехи, снимается гнет и проклятие первородного греха людей и он очищается до ангельского состояния. Крещаясь во имя трех Лиц Пресвятой Троицы, человек при призывании имени каждого Лица Троицы сродняется с Этим Лицом и получает от Него благословение и свойственное именно этому Лицу своеобразие. От троекратного погружения человек получает полноту соответствия его образа Богу и тем становится цельным или целостным. Вот почему никак нельзя нарушать установленный Самим Христом Богом порядок таинства крещения и заменять троекратное погружение на однократное или любое другое. Из купели крещения человек выходит светлым, чистым, просвещенным, имеющим силу от Бога, благодатно святым и имеющим в себе семя (закладку в его новой природе) нетленности, делающее его способным к благому воскресению и пребыванию на небесах. Таким образом таинство крещения создает новый род людей, единственно способных принять новую биокристаллическую вечную природу человеческого тела. Вот почему во время всеобщего воскресения мертвых крещенные люди получившие в себе залог вечной жизни и всемерно развившие его восстанут в своих новых, вечных, биокристаллических и светоносных телах, а не крестившиеся истинно или не развившие залог дарованный в крещении восстанут в своих старых телах, измененных грехом в еще худшее состояние. Для них это их качество грешных душ и тел будет утверждено Богом на вечно. Т.е. дебелые плотские тела грешников не будут разрушаться всю вечность, но пребудут в мучениях неизменными.
14 И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца. – Здесь Евангелист возвращает нас к Христу Слову, свидетельствуя нам, что Бог Слово обитал с нами в качестве человека, став плотью. Став плотью, Христос не перестал быть Богом. Вот почему Он был в полноте божественной благодати и истины, являвших Его славу. Апостолы и очевидцы Христа видели эту славу на горе Фавор в день Его преображения, славу как Единородного от Отца Сына.
Итак, Христос Свет стал совершенным и во всем подобным нам, кроме греха человеком. Он для нас как бы закрылся человеческой плотью, оставив созерцать Его Божество очами веры, подтверждая его многочисленными чудесами и знамениями. Но Христос пришел не Сам для Себя, но для того, чтобы помочь нам вернуться к Богу, примириться с Ним и даже стать Ему сынами и Богами по благодати. Помощь Христа заключалась не только в даровании нам истинного учения, веры и Церкви со всеми ее сокровищами. Он Сам в Себе работал над изменением нашей падшей и тленной природы, воскресив её силой Своего Божества и изменив Его из тленного в нетленное (биокристаллическое). Он не только подготовил нашу природу к благому воскресению наших новых и нетленных тел, но изменил их качество из тленного и временного в нетленное и вечное. Вот почему Он для нас явился Первенцем их всех людей по всем параметрам их нового вечного качества. Он не только владел этими качествами Сам, но и заложил их в нашу человеческую природу, оставив на наш выбор войти в это приготовленное Им качество или остаться ветхими. Сам Он после Его погребения проявил новые качества обновленной Им в Себе Самом человеческой природе в удивительных явлениях. Он Сам воскресил Свое человеческое тело, сделав его вечным и нетленным. Он прошел с этим телом через камень гроба и закрытые двери Сионской Горницы. Этим Он показал нам новое качество нашего вечного тела и новые его способности и свойства.
Главной особенностью нашего нового тела явилась возможность его изменения в свет по нашему желанию. Эту светоносность человеческой природы даровал нам Христос и мы особо празднуем ее в Празднике праздников – Светлом Христовом Воскресении.
Слава нашему Свету Христу, показавшему нам свет и превратившего нас в светы во веки вечные!
I. ПРОЛОГ: ПЕРВОЕ ПРИШЕСТВИЕ СЫНА БОЖЬЕГО (1,1-18)
Иоанн начинает свое Евангелие повествованием о Слове, но не объясняет сразу, кто или что есть Слово. Слово – это единица языка, с помощью которой мы можем выразить себя, объясниться с другими людьми. Но Иоанн пишет скорее о Человеке, а не о языке.
Этот Человек – Господь Иисус Христос, Сын Божий. Бог полностью открыл Себя человечеству в Личности Господа Иисуса. Придя в мир, Христос в совершенстве показал нам, как выглядит Бог. Умерев за нас на кресте, Он дал нам понять, как сильно Бог любит нас. Таким образом, Христос – это живое Слово Бога, обращенное к человеку, выражение мыслей Божьих.
А. Слово в вечности и времени (1,1-5)
1,1 В начале было Слово. Он Сам не имел начала, а существовал вечно. В том прошлом, которое способен охватить человеческий разум, Господь Иисус был всегда. Он никогда не был создан. Он не имел начала. (Родословная Сына Божьего в Евангелии могла бы нам и не понадобиться.) И Слово было у Бога. Это была отдельная и самостоятельная Личность. Он был не просто идеей, мыслью или неким неопределенным примером, а реальной Личностью, которая жила с Богом. И Слово было Бог. Он не только находился рядом с Богом, но Он Сам был Богом.
Библия учит, что есть один Бог, но Он триедин в трех Личностях – Отце, Сыне и Духе Святом. Все три Личности – суть один Бог. В этом стихе упомянуты две Личности – Бог Отец и Бог Сын. Это первое из многих четких утверждений в данном Евангелии о том, что Иисус Христос есть Бог . Недостаточно сказать, что Он подобен Богу или что Он является Божеством. Библия учит, что Он есть Бог.
1,2 Стих 2 на первый взгляд кажется простым повторением того, о чем упоминалось, но на самом деле это не так. Данный стих учит, что Личность Христа и Его Божественность не имели начала . Он не стал впервые Личностью, воплотившись в Младенце из Вифлеема. И тем более Он не стал Богом после того, как воскрес из мертвых, как некоторые учат сегодня. Он является Богом от вечности.
1,3 Все через Него начало быть. Он не был сотворен; скорее, Он был Создателем всего. Он создал человечество, животных, небесные планеты, ангелов – все видимое и невидимое. И без Него ничто не начало быть, что начало быть. Эти слова не допускают никакого возможного исключения.
Если все было создано, то оно было создано Им. И, как Создатель, Он, естественно, повелевает всем, что Он сотворил. Все три Личности Бога участвовали в процессе творения: "В начале сотворил Бог небо и землю" (Быт. 1,1). "И Дух Божий носился над водою" (Быт. 1,2). "Все Им и для Него (Христа) создано" (Кол. l,16).
1,4 В Нем была жизнь. Это означает не просто то, что Он был живой, но и то, что Он был и есть источник жизни. Слово здесь включает в себя и физическую, и духовную жизнь. Родившись, мы получили физическую жизнь. Когда мы рождаемся свыше, мы обретаем духовную жизнь. Обе жизни исходят от Него.
И жизнь была свет человеков. Он не только Тот, Кто даровал нам жизнь, но и Тот, Кто также есть свет для людей.
Он дает направление и руководство, необходимые человеку. Ведь одно дело – существовать, и совершенно другое – знать, как жить, знать истинную цель жизни и знать путь на небеса. Он и Тот, Кто дал нам жизнь, и Тот, Кто освещает нам путь, которым мы идем.
В первой главе Евангелия приводятся семь замечательных имен нашего Господа Иисуса Христа. Его имена: 1) Слово (ст. 1, 14); 2) Свет (ст. 5, 7); 3) Агнец Божий (ст. 29, 36); 4) Божий Сын (ст. 34, 49); 5) Христос (Мессия) (ст. 41); 6) Царь Израилев (ст. 49); 7) Сын Человеческий (ст. 51). Первые четыре имени, каждое из которых упоминается, по крайней мере, дважды, кажется, универсальны в применении. Последние три имени, каждое из которых упоминается только один раз, относились к Израилю, к древнему народу Божьему.
1,5 И свет во тьме светит. Появление греха затуманило умы людей. Грех погрузил мир во тьму в том смысле, что люди не только не знали Бога, но и не хотели знать Его. В эту тьму и пришел Господь Иисус – свет, сияющий во тьме.
И тьма не объяла его. Это может означать, что тьма не понимала Господа Иисуса, когда Он пришел в мир. Люди не понимали, Кто Он в действительности или зачем Он пришел. Есть и другое объяснение, которое дано на полях NKJV: тьма не преодолела его.
Можно было бы предложить и такое понимание: отвержение людьми и их враждебное отношение не помешали истинному свету сиять.
Б. Служение Иоанна Крестителя (1,6-8)
1,6 Стих 6 относится к Иоанну Крестителю, а не к Иоанну, который написал это Евангелие. Иоанн Креститель был послан Богом как предтеча Господа Иисуса. Его миссия состояла в том, чтобы объявлять о пришествии Христа и готовить людей к принятию Его.
1,7 Этот человек пришел свидетельствовать о том, что Иисус был действительно Светом мира, дабы все люди могли уверовать через Него.
1,8 Если бы Иоанн попытался привлечь внимание к себе, он был бы неверен поставленной задаче. Он указал людям на Иисуса, а не на себя.
В. Первое пришествие Сына Божьего (1,9-18)
1,9 Был Свет истинный. На протяжении многих веков разные люди утверждали, что они – руководители и спасители, но Тот, о Ком свидетельствовал Иоанн, был истинным Светом, самым лучшим и самым подлинным Светом. Другой перевод этого стиха звучит так: "Истинный Свет, который, войдя в мир, дает свет каждому человеку". Другими словами, словосочетание "приходящего в мир" может описывать, скорее, истинный Свет, а не каждого человека. Именно благодаря приходу в мир истинного Света каждый человек получил свет. Это не означает, что каждый человек получил некое внутреннее знание о Христе. Это также не означает, что все люди слышали о Господе Иисусе в то или иное время.
Скорее всего, это означает, что Свет сияет для всех людей, независимо от национальности, расы или цвета кожи. Это также означает, что, освещая светом всех людей, Господь Иисус показал их в истинном свете, то есть выявил их сущность. Придя в этот мир как совершенный Человек, Он показал, насколько несовершенны другие люди. Когда комната погружена во мрак, вы не видите пыль на мебели. Но когда в нее проникает свет, комната выглядит такой, какой она есть на самом деле. Точно так же сияние истинного Света показывает человека таким, каков он есть в действительности.
1,10 Со времени Своего рождения в Вифлееме и до того дня, когда Он вернулся на небеса, Иисус был в том же самом мире , в котором мы теперь живем. Он сотворил весь этот мир и был его законным Властелином. Вместо того чтобы признать Его как Создателя, люди думали, что Он всего лишь человек, подобный им. Они относились к Нему как к чужаку и изгою.
1,11 Он пришел к своим (к своим или к Себе – на полях NKJV). Он не покушался на чью-либо собственность. Более того, Он жил на планете, которую Он Сам создал. И свои (люди) Его не приняли . В общем смысле это могло бы относиться ко всему человечеству; и действительно, большинство человечества отвергало Его. Но в более узком смысле Его избранным земным народом были иудеи. Придя в мир, Он явился иудеям как их Мессия, но они не приняли Его .
1,12 Итак, теперь Он вновь предлагает Себя всему человечеству, и принимающим Его Он дает право, или власть, быть чадами Божьими. Этот стих ясно говорит нам, как мы можем стать детьми Божьими. Не благие дела, не членство в церкви, не наши максимально прилагаемые усилия ведут к этому, нужно только одно – принять Его , уверовать во имя Его .
1,13 Чтобы стать ребенком в физическом смысле, нужно родиться . Точно так же для того, чтобы стать дитятею Божьим, нужно получить второе рождение. Оно известно как рождение
свыше, или обращение, или спасение. Этот стих сообщает нам три пути , которые не ведут к рождению свыше, и лишь один способ , как его получить . Сначала – три пути, которые не могут привести нас к рождению свыше. Не от крови. Это означает, что человек не становится христианином по наследству, имея родителей христиан. Спасение не передается от родителей к ребенку через кровь . Оно не от хотения плоти . Иными словами, человек не способен усилиями собственной плоти получить рождение свыше. То есть, хоть он и желает получить спасение, но для этого его собственного желания недостаточно. Оно не от хотения мужа .
Ни один человек не может дать спасение другому человеку. Проповедник, например, может страстно желать, чтобы какой-то конкретный человек был рожден свыше, но он не властен даровать это изумительное рождение. Тогда как же это рождение происходит? Ответ находим в словах: но от Бога родились. Это означает всего лишь, что сила, способная возродить человека к новой жизни, находится не в чем-нибудь или в ком-нибудь, а в Боге.
1,14 И Слово стало плотью, когда Иисус родился в образе Младенца в Вифлееме. Он, как Сын Божий, всегда пребывал с Отцом на небесах и вот пришел в мир в человеческом теле. Он обитал с нами. Его приход не был кратковременным, что могло бы стать причиной какой-то ошибки или непонимания. Бог действительно пришел на эту землю и жил среди людей как Человек. Слово "обитал" означает: "жил в шатре" или "разбил Свою палатку". Его тело было "палаткой", в которой Он жил среди людей в течение тридцати трех лет.
И мы видели славу Его. В Библии "слава" часто подразумевает яркий, сияющий свет, который был виден в присутствии Божьем. Она также означает совершенство и святость Бога.
Живя на земле, Господь Иисус скрывал Свою славу в человеческом теле.
Но слава Его была явлена двумя способами. Во-первых, в Нем была моральная слава . Под этим мы подразумеваем сияние Его совершенной жизни и характера. В Нем не было никакого изъяна или малейшего физического недостатка. Он был совершенен во всем. Все Его достоинства были проявлены в Его жизни в абсолютной гармонии. Затем на горе Преображения Его слава проявилась видимо (Мф. 17,1-2). В тот момент Петр, Иаков и Иоанн видели Его лицо просиявшим, как солнце, и одежды Его, сделавшиеся белыми, как свет. Этим троим ученикам была дана предварительная возможность увидеть все великолепие, которое Господь Иисус будет иметь, когда возвратится вновь на землю и будет править в течение тысячи лет.
Несомненно, что слова "мы видели славу Его", произнесенные Иоанном, относятся прежде всего к моральной славе Господа Иисуса. Он и другие ученики созерцали чудо абсолютно совершенной жизни, которая когда-либо существовала на этой земле. Но можно предположить и то, что Иоанн также имел в виду событие на горе Преображения. Слава, явленная ученикам, подтвердила, что Он действительно Сын Божий. Иисус – единородный Сын Отца, то есть Христос – единственный Сын Божий. У Бога не было больше никого другого, кроме Сына, подобного Ему. В некотором смысле все истинные верующие являются сыновьями Божьими. Но Иисус – Сын Божий – единственный в своем роде. Будучи Сыном Божьим, Он равен Богу.
Спаситель был полон благодати и истины. С одной стороны, Он был исполнен доброты к людям, не заслуживающим ее, с другой же стороны, Он был абсолютно честен и прямолинеен и никогда не извинял грех и не одобрял зло. Быть абсолютно милостивым и одновременно абсолютно справедливым – это может делать только Бог.
1,15 Иоанн Креститель свидетельствовал о том, что Иисус был Сыном Божьим. Прежде чем Господь начал Свое служение, Иоанн сообщил о Нем людям. Когда Иисус вышел на служение, Иоанн произнес такие слова: "Это был Тот, о Котором я сказал..." Что касается рождения и служения Иисуса, то Он пришел после Иоанна. Он родился через шесть месяцев после рождения Иоанна и предстал перед народом Израиля спустя некоторое время после того, как Иоанн начал проповедовать и крестить. Но Иисус стал впереди Иоанна. Он был больше, чем Иоанн; Он был достоин большей чести только по той простой причине, что Он был прежде Иоанна. Он, Сын Божий, существовал вечно.
1,16 Все, кто верит в Господа Иисуса, получают духовную силу от полноты Его. Его полнота настолько велика, что Он может обеспечить ею всех христиан во всех странах. Выражение "благодать на благодать", возможно, означает "благодать за благодатью" или "избыточная благодать". Здесь благодать – это милостивое расположение Бога, которое Он изливает на Своих возлюбленных чад.
1,17 Иоанн противопоставляет период Ветхого Завета эре Нового Завета. Закон, данный через Моисея, не был проявлением благодати. Он требовал от людей повиновения и приговаривал их к смерти в случае его нарушения.
Он указывал людям, что хорошо, но не давал им силы поступать так. Он был дан для того, чтобы показать людям, что они грешники, но не мог оградить их от греха. Благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа. Он пришел не судить мир, но спасти недостойных, тех, кто не мог спасти себя сам, кто был Его врагом. Это и есть благодать – самое лучшее на небесах для наихудшего на земле.
Не только благодать пришла чрез Иисуса Христа, но и истина. Он сказал о Себе: "Я есть... Истина". Он был абсолютно честен и верен во всех Своих словах и поступках. Он не проявлял благодати, поступаясь истиной. Он любил грешников, но не любил их грехи.
Он понимал, что возмездие за грех – смерть. В результате Он Сам умер той смертью, которую заслуживали мы, чтобы явить нам Свою безграничную любовь, которой мы не заслуживаем, и желание спасти наши души и даровать нам жизнь на небесах.
1,18 Бога не видел никто никогда. Бог – Дух и, следовательно, Он невидим. У Него нет тела. Хотя Он являлся людям в ВЗ в образе ангела или человека, эти явления не служат доказательством того, что Бог действительно выглядит именно так. Это были всего лишь временные оболочки, которые Он избрал, чтобы говорить со Своими людьми. Только Господь Иисус – единородный Сын Божий; Он Его единственный Сын; и нет никакого другого сына, подобного Ему. (В текстах Библий NU и в NKJV читаем: "единородный Бог". Традиционная фраза "единородный Сын" соответствует большинству рукописей, а также 3,16.) Он всегда занимает особо близкое место к Богу Отцу. Даже когда Иисус был здесь, на земле, Он все равно находился в недре Отчем . Он был един с Богом и равен Богу.
Благословен Тот, Кто в полной мере показал людям, Кто есть Бог. Когда люди видели Иисуса, они видели Бога. Они слышали, что говорил Бог. Они чувствовали любовь и милость Бога.
Намерения Божьи и Его отношение к человечеству были полностью проявлены через Христа.
II. ПЕРВЫЙ ГОД СЛУЖЕНИЯ СЫНА БОЖЬЕГО (1,19 – 4,54)
А. Свидетельство Иоанна Крестителя (1,19-34)
1,19 Когда новость о том, что человек, именующий себя Иоанном , призывает народ раскаяться, так как должен прийти Мессия, достигла Иерусалима , иудеи послали группу священников и левитов , чтобы выяснить, кто он такой. Священники осуществляли важное служение в храме, в то время как левиты были служащими, которые выполняли при храме общие обязанности. "Кто ты? – спросили они Иоанна. – Ты ли долгожданный Мессия?"
1,20 Кто-то другой мог бы воспользоваться этой возможностью, чтобы прославиться, назвав себя Христом. Но Иоанн был верным свидетелем. Он свидетельствовал о том, что он не Христос (Мессия).
1,21-22 Иудеи ожидали, что до прихода Христа на землю возвратится Илия (Мал. 4,5). Они рассуждали так: если Иоанн не Мессия, то, возможно, он Илия . Но Иоанн уверил их, что он не Илия. Во Второзаконии (18,15) Моисей сказал: "Пророка из среды тебя, из братьев твоих, как меня, воздвигнет тебе Господь, Бог твой,- Его слушайте". Иудеи вспомнили это предсказание и подумали, что Иоанн мог бы быть пророком , упомянутым Моисеем. Но снова Иоанн заверил, что это не так. Делегация не хотела возвращаться в Иерусалим к пославшим ее без определенного ответа , так что члены ее вновь задали Иоанну вопрос о том, кто же он.
1,23 "Он сказал: я глас вопиющего в пустыне". В ответ на их вопрос Креститель процитировал Исаии 40,3, где записано пророчество о том, что появится предшественник и объявит о пришествии Христа. Иными словами, Иоанн подтвердил, что является предсказанным предтечей. Он был голосом , а Израиль – пустыней . За свой грех и отвращение от Бога люди стали черствыми и бесплодными, подобно пустыне. Иоанн говорил о себе просто как о голосе . Он не изображал из себя великого человека, которого нужно восхвалять и которым нужно восхищаться. Он – голос , который надо не видеть, а слышать. Иоанн был голосом , а Христос был Словом. Слово нуждается в голосе, чтобы о нем знали, голос не имеет никакого значения без слова. Слово бесконечно больше, чем голос, но это и наша привилегия – быть голосом для Него.
Иоанн провозглашал весть: "Исправьте путь ГОСПОДУ" . Иными словами: "Мессия грядет. Удалите из своей жизни все, что препятствует вам встретить Его. Покайтесь в грехах, для того чтобы Он мог прийти и править вами как Царь Израиля".
1,24-25 Фарисеи составляли строгую секту из иудеев и гордились своим превосходным знанием закона и способностью привести мельчайшие подробности заповедей ВЗ. Фактически многие из них были лицемерами, которые прикрывались религиозностью, а на самом деле вели очень греховную жизнь. Они хотели знать, какое право имел Иоанн на крещение, если он не был одним из обладающих властью людей, которых они перечислили.
1,26-27 "Я крещу в воде", – сказал Иоанн . Он не хотел, чтобы кто-нибудь думал о его значимости. Его задача заключалась лишь в том, чтобы подготовить людей к приходу Христа. Всякий раз, когда слушающие его раскаивались в своих грехах, он крестил их в воде. Обряд крещения в воде символизировал их внутреннюю перемену. "Но стоит среди вас Некто, Которого вы не знаете", – продолжал Иоанн, имея в виду, конечно же, Иисуса. Фарисеи не распознали Его как долгожданного Мессию. Фактически Иоанн говорил фарисеям: "Не думайте обо мне, как о великом человеке. На Кого нужно обратить внимание – так это на Него, ибо Он Господь Иисус; однако вы не знаете, кто Он в действительности".
Он Тот, Кто достоин внимания. Он пришел после Иоанна Крестителя, но именно Он заслуживает всякой похвалы и почитания. Рабу или подчиненному вменялось в обязанность развязывать сандалии своему хозяину. Но Иоанн не считал себя достойным выполнить даже такое скромное, непритязательное служение для Христа.
1,28 Точное расположение Вифавары, или Вифании, согласно другим источникам, неизвестно. Но мы знаем, что это место располагалось на восточном берегу реки Иордан. Допустим, что это Вифания , но тогда это не та Вифания, которая находилась недалеко от Иерусалима.
1,29 На другой день после беседы с фарисеями из Иерусалима Иоанн посмотрел и увидел идущего к нему Иисуса. Взволнованный этим событием, он воскликнул: "Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира!" У иудеев агнец считался жертвенным животным. Бог повелел Своему избранному народу приносить в жертву ягненка, окропляя все вокруг его кровью. Агнец умирал как заместитель, его кровь проливалась для прощения грехов.
Однако кровь животных, убитых в ветхозаветный период, не уничтожала грех. Те ягнята были прообразом: они символически указывали на то, что однажды Бог пошлет Агнца, Который действительно искупит все грехи. Многие годы религиозные иудеи ждали появления этого Агнца. И вот, наконец, это время пришло, и Иоанн Креститель торжественно объявил о приходе истинного Агнца Божьего.
Когда он сказал, что Иисус понесет грех мира, он не имел в виду, что таким образом все грехи будут прощены. Хотя смерть Христа – достаточно большая плата за грехи всего мира, только те грешники получают прощение, которые принимают Господа Иисуса как своего Спасителя.
Дж. С. Джонс указывает, что в этом стихе изложена вся исключительность христианского искупления:
1. Оно превосходит все другие по жертвы по ХАРАКТЕРУ. Если в иудаизме жертвой служили неразумные ягнята, то в христианстве жертвой стал Агнец Божий.
2. Оно превосходит все другие жертвы по ЭФФЕКТИВНОСТИ. Если в иудаизме жертвы каждый год напоминали о грехе, то в христианстве жертва устранила грехи. "Он... явился для уничтожения греха жертвою Своею".
3. Оно превосходит все другие жертвы по МАСШТАБАМ воздействия. Если иудейские жертвы являлись привилегией только одного народа, то в христианстве жертва предназначена всем народам: "...берет на Себя грех мира". (J. Cynddylan Jones, Studies in the Gospel According to St. John, p. 103.)
1,30-31 Иоанн никогда не уставал напоминать людям, что он всего лишь подготавливает путь Тому, Кто больше его. Иисус был больше, чем Иоанн, точно так же, как Бог больше, чем человек. Иоанн родился несколькими месяцами раньше, чем Иисус, но Иисус существовал вечно. Когда Иоанн сказал: "Я не знал Его", он не обязательно имел в виду, что никогда прежде не видел Иисуса.
Иоанн и Иисус – двоюродные братья, и вполне возможно, что они были хорошо знакомы. Но Иоанн не распознал в своем двоюродном брате Мессию до момента Его крещения.
Задача Иоанна – приготовить путь для Господа, а после Его прихода указать на Него народу израильскому. Именно по этой причине Иоанн крестил людей в воде – чтобы приготовить их к приходу Христа, а не для того, чтобы привлечь учеников на свою сторону.
1,32 Здесь речь идет о том моменте, когда Иоанн крестил Иисуса в Иордане. В тот час, когда Господь вышел из воды, Дух Божий сошел как голубь и пребывал на Нем (ср. Мф. 3,16). Далее автор продолжает объяснять значение этого факта.
1,33 Бог показал Иоанну, что пришел Мессия, и когда Он пришел, Дух сошел на Него и пребывал на Нем. Следовательно, когда это случилось с Иисусом, Иоанн понял, что перед ним Тот, Кто будет крестить Духом Святым. Святой Дух – Личность, одна из трех Личностей Троицы. Он равен Богу Отцу и Богу Сыну.
Иоанн крестил водой, а Иисус будет крестить Духом Святым. Крещение Духом Святым произошло в день Пятидесятницы (Деян. 1,5; 2,4.38). Тогда Дух Святой сошел с небес, чтобы пребывать в каждом верующем, сделав его также и членом Церкви, то есть Тела Христова (1 Кор. 12,13).
1,34 Основываясь на том, что он видел во время крещения Иисуса, Иоанн уверенно свидетельствовал, что Иисус Назорей есть Сын Божий, пришествие Которого в мир было предсказано.
Когда Иоанн сказал, что Христос – Сын Божий, он подразумевал, что Он есть Бог Сын.
Б. Обращение Андрея, Иоанна и Петра (1,35-42)
1,35-36 Следующий день, упоминаемый здесь, – третий. Иоанн был с двумя своими учениками. Эти люди слышали проповедь Иоанна и верили тому, что он говорил. Но пока еще они не встречали Господа Иисуса. Теперь Иоанн всем свидетельствовал о Господе. За день до этого он говорил о Его Личности (Агнец Божий) и Его миссии (Тот, Кто возьмет на Себя грех мира). Теперь он просто привлекает внимание к Его Личности. Его весть была короткой и простой, он возвышал не себя, а только Спасителя.
1,37 Из-за своей правдивой проповеди Иоанн потерял двух учеников, но он был доволен, увидев их следующими за Иисусом. В этом для нас урок: мы должны больше беспокоиться о том, чтобы наши друзья следовали за Господом, а не за нами, будучи о нас высокого мнения.
1,38 Спаситель всегда не безразличен к тем, кто следует за Ним. Здесь Он проявил Свой интерес, обратившись к двум ученикам и спросив: "Что вам надобно?" Он знал ответ на вопрос; Он знал все. Но Он хотел, чтобы они выразили свое желание словами. Их ответ: "Равви, где живешь?" – показал, что они хотели быть с Господом и лучше Его узнать. Их не удовлетворяла просто встреча с Ним. Они стремились иметь с Ним общение. "Равви" – иудейское слово, означающее "учитель" (буквально "мой повелитель").
1,39 Он говорит им: "Пойдите, и увидите". Они имели искреннее желание узнать больше о Спасителе и не отказались от приглашения. Иисус пригласил двоих к Себе, туда, где Он жил в то время; возможно, в сравнении с современными домами, то было очень бедное жилье.
Они пошли и увидели, где Он живет, и пробыли у Него день тот. (Было около десятого часа.) Никогда эти люди не удостаивались такой чести. Они пробыли ту ночь в том же самом доме, где и Создатель вселенной. Они были в числе самых первых представителей иудейского народа, которые распознали Мессию.
Десятый час – это либо 10 часов до полудня, либо 4 пополудни. Предпочтение отдают обычно более раннему времени (римскому).
1,40 Один из двух учеников был Андрей. Андрей не так хорошо известен сегодня, как его брат Симон Петр, но интересно обратить внимание на то, что он первый встретил Иисуса.
Имя другого не названо, но почти все исследователи Библии полагают, что это Иоанн, написавший данное Евангелие. Они допускают, что по смиренности и скромности характера Иоанн не упомянул своего имени.
1,41 Когда человек находит Иисуса, он обычно хочет, чтобы его родственники также встретились с Ним. Спасение слишком хорошая вещь, чтобы хранить его только для себя. Поэтому Андрей быстро направился к своему брату Симону с волнующим известием: "Мы нашли Мессию!" Какое потрясающее сообщение! По крайней мере, четыре тысячи лет люди ждали обещанного Христа, Помазанника Божьего. И вот Симон слышит из уст родного брата удивительную весть о том, что Мессия рядом. Они действительно жили в период, когда творилась история. Каким простым было сообщение Андрея. Всего лишь три слова: "Мы нашли Мессию", но Бог использовал их, чтобы завоевать Петра. Этот стих учит нас тому, что не обязательно быть великим проповедником или умным оратором. Мы должны сообщить людям о Господе Иисусе простыми словами, а Бог позаботится об остальном.
1,42 Андрей привел своего брата в нужное место и к нужному Человеку. Он не привел его в церковь или к священнослужителю, не стал излагать вероучение. Он привел его к Иисусу. Какой это важный поступок! Благодаря заинтересованности Андрея, Симон позже стал великим "ловцом человеков" и одним из первых среди апостолов Господа. Симон больше известен, чем его брат, но Андрей, безусловно, разделил общую награду с Петром, потому что именно он привел Петра к Иисусу. Господь знал имя Симона, хотя никто не представлял его Ему. Он также знал, что у Симона неустойчивый характер. И, наконец, Он знал, что характер Симона изменится настолько, что он станет твердым, как камень.
Каким образом Иисус знал все это?
Ответ один: Он был и есть Бог. Имя Симона изменилось, он стал называться Кифа (что по-арамейски означает "камень" ), и он действительно стал человеком с сильным характером, особенно после вознесения Господа и сошествия Духа Святого.
В. Обращение Филиппа и Нафанаила (1,43-51)
1,43 Это уже четвертый день, о котором мы читаем в первой главе. Бош замечает, что в первый день мы видим только Иоанна (ст. 15-28); во второй – Иоанна и Иисуса (ст. 29-34); в третий день мы видим Иисуса и Иоанна (ст. 35-42); и в четвертый день мы видим только Иисуса (ст. 43-51). Господь направился на север, в область, известную как Галилея. Там Он нашел Филиппа и пригласил его следовать за Собой: "Иди за Мною!" Это великие слова, потому что произнес их Он, они также великие потому, что удостаивали слышащего их большой привилегии. Спаситель и сейчас произносит это простое и, тем не менее, возвышенное приглашение всем людям на земле.
1,44 Вифсаида – город на берегу Галилейского моря. Не многие города мира когда-либо удостаивались такой чести. Господь совершил там ряд Своих могущественных чудес (Лк. 10,13). Это был родной город Филиппа, Андрея и Петра. Однако этот город отверг Спасителя и в результате был настолько разрушен, что теперь мы не можем установить его точное местонахождение.
"Христос никогда вначале не требовал безоговорочной веры. У Него никогда не было привычки отправлять учеников назад из-за их несовершенной веры. И вполне очевидно, что Он не прибегает к такому методу и сегодня. Он находится рядом со своими братьями. Он предлагает им присоединиться к Нему на любом этапе. Он принимает их с той верой, которую они могут Ему предложить. Он понимает, что это начало; и отсюда Он ведет Своих друзей вперед, как Он вел первую группу, постепенно, шаг за шагом, к сокровенной тайне о том, Кем Он есть, и к великой славе ученичества". (James S. Stewart, The Life and Teaching of Jesus Christ, pp. 66-67.)
1,46 Перед Нафанаилом встала проблема. Назарет презирали в Галилее. Ему казалось невозможным, что Мессия живет в таком плохом месте. Поэтому он высказал беспокоивший его вопрос. Филипп не спорил. Он чувствовал, что самый лучший ответ на возражения – представить людей непосредственно Господу Иисусу (ценный урок для всех, кто хочет завоевать других людей для Христа). Не нужно спорить. Не нужно вступать в длинные дискуссии. Нужно просто предложить людям пойти и посмотреть.
1,47 Данный стих подтверждает, что Иисус знал все. Без какого-либо предварительного знакомства с Нафанаилом Он объявил, что тот подлинно израильтянин, в котором нет лукавства. Иаков имел репутацию не вполне чистого на руку дельца, но Нафанаил был израильтянином, который не имел ничего общего с Иаковом.
1,48 Нафанаил, очевидно, удивился, что совершенно незнакомый человек говорит с ним так, будто знает его.
По-видимому, он был полностью скрыт от взоров людей, когда сидел под смоковницей. Несомненно то, что свисающие ветви дерева и окружающая зелень скрывали его от взоров. Но Иисус видел его, хотя он и был так надежно укрыт.
1,49 Господь Иисус имел способность видеть скрытое от глаз людей, и этот факт убедил Нафанаила в том, что такое знание, возможно, дано Ему сверхъестественным образом. В любом случае, он теперь знал, что Иисус – Сын Божий и Царь Израилев.
1,50 Господь предоставил Нафанаилу два доказательства того, что Он Мессия. Он описал его характер и сказал, что видел Нафанаила тогда, когда никто не мог его видеть. Эти два доказательства были достаточны для Нафанаила, и он уверовал. Но теперь Господь Иисус пообещал, что он увидит большие доказательства, чем эти.
1,51 Всякий раз, когда Иисус начинал высказывание словами: "Истинно, истинно говорю вам" (буквально "Аминь, аминь"), Он собирался сказать нечто очень важное. (Только Иоанн пишет: "истинно, истинно". Другие евангелисты, очевидно, сократили выражение нашего Господа, и мы читаем: "истинно".) Здесь Он дал Нафанаилу описание того будущего, когда Он возвратится и будет править всей землей. Мир тогда узнает, что Сын плотника, живший в презираемом Назарете, был действительно Сыном Божьим и Царем Израиля. В тот день отверзутся небеса. Благоволение Божье будет пребывать на Царе, ибо Он царствует, и Иерусалим – столица Его Царства.
Вероятно, Нафанаил размышлял над историей о лестнице Иакова (Быт. 28,12). Эта лестница с восходящими и нисходящими по ней ангелами показалась ему иллюстрацией Самого Господа Иисуса Христа, Который есть единственный путь в небеса. Ангелы Божьи будут восходить и нисходить к Сыну Человеческому. Ангелы – слуги Божьи, которые перемещаются, подобно языкам пламени, выполняя Его поручения. Когда Иисус воцарится, ангелы будут летать с неба на землю, выполняя Его волю.
Иисус сказал Нафанаилу, что тот видел только незначительные проявления Его мессианства. В грядущем Царстве Христа он увидит Господа Иисуса во всей полноте как помазанного Сына Божьего. Тогда все человечество узнает, что и из Назарета может прийти Некто хороший.
Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter