Сейчас Санкт-Петербург уже невозможно представить без Мариинского дворца или дворца Белосельских-Белозерских, которые создал Андрей Иванович Штакеншнейдер, знаменитый русский архитектор.
Андрей Штакеншнейдер. Фото: Commons.wikimedia.org
Он появился на свет в Гатчинском уезде 6 марта 1802 года. Отец будущего зодчего, заметив, что мальчик хорошо рисует, в 13 лет отдал его в Императорскую академию художеств. Впрочем, особых талантов во время учебы Андрей Иванович не показал.
То, что молодой человек имеет незаурядные способности, заметил уже в 1825 году легендарный Огюст Монферран, когда привлек Штакеншнейдера к работе архитектором-рисовальщиком в Комиссию по возведению Исаакиевского собора.
По сути это была первая самостоятельная работа Андрея Ивановича, которой заказчик остался очень доволен. А Штакеншнейдера даже представили императору. И уже после этого архитектора стали привлекать к дворцовому строительству.
сайт вспоминает пять самых знаменитых его творений.
Мариинский дворец
Сегодня здесь находится городской парламент. Фото: Commons.wikimedia.org
Сегодня в этом величественном здании в стиле неоклассицизм, являющимся важной частью Исаакиевской площади, заседают депутаты Законодательного собрания Санкт-Петербурга.
А в XVIII веке на этом месте находился дворец графа Ивана Чернышева. Новое здание, которое закончили строить в 1844 году, предназначалось в качестве свадебного подарка для дочери императора Николая I - великой княжны Марии Николаевны в честь ее венчания с герцогом Лейхтенбергским. Дворец стал официальной резиденцией этой фамилии.Позже здесь размещался Государственный совет Российской империи и Комитет министров, а после февральской революции 1917 года - Временное правительство России. Известно здание и тем, что в апреле 1902 года в вестибюле террористом был смертельно ранен министр внутренних дел Д. С. Сипягин.
Есть также легенда, что Николай II хотел подарить Мариинский дворец своей фаворитке, балерине Матильде Ксешинской. Однако знаменитая танцовщица отказалось от щедрого дара. Ей не нравилось, что скульптура Николая I, расположенная перед зданием, повернута спиной к его фасаду.
Николаевский дворец
Николаевский переименовали в Дворец Труда. Фото: Commons.wikimedia.org
Расположен на площади Труда (ранее - Благовещенской), а построен был по распоряжению императора Николая I, который хотел возвести парадную резиденцию для своего третьего сына Николая. Дворец решили строить именно здесь, на месте двухэтажных деревянных казарм для моряков, рядом с открытым недавно первым постоянным мостом через Неву.
Николаевский дворец был заложен 21 мая 1853 года, а сдан в декабре 1861-го. Строительство приостанавливалось на время ведения Крымской войны. Сюда из Зимнего дворца переехал Великий князь Николай Николаевич с супругой Александрой Петровной. При дворце имелись манеж и церковь, освящённая во имя иконы «Всех скорбящих Радость».
После смерти владельца в 1894 году во дворце разместился женский институт Ксении Александровны. В советское время здание перешло в распоряжение профсоюзов, которые переименовали его во «Дворец Труда». Сегодня его арендуют различные частные компании.
Ново-Михайловский дворец
Дворец является памятником федерального значения. Фото: Commons.wikimedia.org
Его построили в 1857-1862 годах специально для великого князя Михаила Николаевича - сына императора Николая I. Событие приурочили к женитьбе князя на баденской принцессе Цецилии Августе. Здание расположено в самом центре Санкт-Петербурга на Дворцовой набережной, 18.
Поскольку в городе уже существовал Михайловский дворец, новое строение решили наречь Ново-Михайловским. Применяемые в сооружении дворца технологии были уникальны для России тех лет - при возведении использовались металлические стропила и балки. Кроме того, резиденцию оборудовали водопроводом, что также было в диковинку.
Однако прожил здесь князь недолго - уже в декабре 1862 года император сделал Михаила Николаевича наместником на Кавказе. Великий князь с семьёй был вынужден уехать из столицы, а в Петербург вернулся лишь в 1881 году.
Позже в здании располагались музей, Коммунистическая академия и, наконец, Институт восточных рукописей РАН. Ряд учреждений Академии наук работают в Ново-Михайловском по сей день.
Дворец Белосельских-Белозерских
Здесь жил один из убийц Распутина. Фото: Commons.wikimedia.org
Узнаваемое здание на Невском проспекте, 41, выполненное в стиле «русское необарокко». Штакеншнейдер перестроил трехэтажный дворец архитектора Демерцова, придав ему современный вид. Это произошло в 1847-1848 гг.
Он восхитил современников. О здании писали, что это «величественное палаццо», «совершенство в своем роде», а Штакеншнейдер «совершил настоящий художественный подвиг». Кстати, дворец князей Белосельских-Белозерских стал последним частным дворцом, построенном на Невском проспекте в XIX веке.В конце XIX века дворец был приобретен сыном императора Александра II - великим князем Сергеем Александровичем по случаю женитьбы на принцессе Элле Гессенской (великая княгиня Елизавета Федоровна). В 1911 г. Елизавета Федоровна передала дворец своему племяннику, великому князю Дмитрию Павловичу, который впоследствии «прославился», как соучастник убийства Григория Распутина.
После революции здесь находились общественные организации, позже - Петербургский культурный центр, Музей восковых фигур и т.д. C января 2003 г. здание передано по юрисдикцию Управления делами президента РФ.
Царицын и Ольгин павильоны в Петергофе
Николай I подарил павильон своей супруге. Фото: Commons.wikimedia.org
Оба находятся на разных островах Ольгина пруда в Колонистском парке Петергофа. Острова так и называются - Царицын и Ольгин.
Царицын павильон построен в 1842-1844 годах для императрицы Александры Федоровны, жены императора Николая I, в модном «помпейском» стиле. Он напоминает облик древнеримских домов, найденных около Неаполя при раскопках погребенного под слоем вулканического пепла античного города Помпеи. Павильон был окружён цветущим садом с фонтанами, статуями и мраморными скамьями. Почти всю вторую часть XX века здание стояло пустое и находилось в ужасном состоянии. Только в 2005 году его отреставрировали и открыли для посетителей.
Ольгин павильон отремонтировали только в XXI веке. Фото: Commons.wikimedia.org
Ольгин павильон построили позже, в 1846-1848 годах, для дочери императора Николая I великой княгини Ольги Николаевны. Здание также похоже на домик из Неаполя.
После революции Ольгин остров был запущен, в годы Второй мировой войны Ольгин павильон сгорел. Его реставрацию начали только в 2000-х. В 2005 году в здании был открыт музей.
Дед будущего архитектора был кожевником в Германии и прибыл в Россию в числе многих других специалистов, приглашенных на российскую службу во времена императора Павла I. Кожевник Фридрих Штакеншнейдер поселился недалеко от Гатчины. Его сын Иоганн арендовал участок земли и построил на реке Пудость мельницу.
Усадьба стала называться мызой Ивановка. В ней 22 февраля 1802 г. и родился будущий архитектор Андрей Иванович Штакеншнейдер. Близкое соседство Ивановки с парками и архитектурными памятниками Гатчины оказалось благотворным для младшего сына мельника - болезненного и впечатлительного Андрея. Мальчик с детства любил рисовать и с увлечением строил игрушечные сооружения. Отец обратил внимание на увлечение сына и по совету друзей отдал его учиться в Академию художеств в Петербурге. Так в тринадцать лет юный Андрей стал студентом. Академический курс родителям пришлось оплачивать. В декабре 1820 г. его обучение завершилось.
Молодой архитектор, учившийся скромно, без наград, не имевший высоких покровителей, должен был сам найти свою дорогу в жизни. Первое время он очень нуждался, так как выполнял только небольшие частные заказы. В январе 1821 г. юноша поступил чертежником в Комитет строений и гидравлических работ. Через четыре года его приняли архитектором-рисовальщиком в Комиссию по возведению Исаакиевского собора. Здесь он несколько лет работал под руководством Огюста Монферрана .
Работа под началом известнейшего архитектора явилась отличной школой для молодого зодчего. Творчество автора Исаакиевского собора и Александровской колонны было связующим звеном между периодами позднего классицизма и эклектики. Штакеншнейдер стал одним из наиболее талантливых зодчих наступающего нового этапа.
Для молодого неопытного архитектора поддержка Монферрана значила очень много. Известный зодчий выхлопотал даже субсидию для заграничной поездки Штакеншнейдера, но из-за болезни Андрей Иванович не смог воспользоваться ею.
В 1831 г. Штакеншнейдер уволился из Комиссии по возведению Исаакиевского собора и начал заниматься перестройкой усадьбы графа Бенкендорфа под Ревелем (ныне Таллин). Решающую роль в этом назначении также сыграла рекомендация Монферрана .
Работа в прибалтийской усадьбе была как бы пробой пера начинающего архитектора, но заказчик остался очень доволен. Он даже представил молодого архитектора царю. Николай I также заинтересовался работами зодчего и привлек его к дворцовому строительству. Штакеншнейдер становится известным, к нему поступают новые заказы, изменяется и его материальное положение. Андрея Ивановича снова принимают на государственную службу. С ноября 1833 г. он определен ко двору великого князя Михаила Павловича.
Зодчий ведет строительство на Каменном острове, в те времена принадлежавшем великому князю, занимается интерьерами его дворцов.
В 1834 г. Андрей Иванович получает звание академика архитектуры и чин титулярного советника. Работы по-прежнему очень много. В это время Штакеншнейдер разрабатывает проект перестройки дворца в селе Коломенском под Москвой. Архитектор предлагает не только перестроить дворец, но и создать целый ансамбль на берегу Москвы-реки. Проект не был реализован, так как превышал сумму, отпущенную на его постройку. Другая значительная работа архитектора - проект перестройки усадьбы Знаменка, расположенной недалеко от Петергофа. Но проект Штакеншнейдера был осуществлен лишь частично.
В 1837 г. наконец сбылась мечта архитектора о заграничной поездке. Необходимую для поездки сумму выдал Комитет. Почти год провел зодчий в Италии, Франции, Англии и Германии, изучая известнейшие памятники зодчества. Оттуда он привез множество зарисовок карандашом и акварелью. Рисовал Штакеншнейдер очень хорошо, и рисование заполняло его досуг всю жизнь.
Вернувшись из-за границы, Штакеншнейдер сразу же развернул кипучую деятельность. Он закончил многие ранее начатые работы, продолжил оформление залов в Знаменке, оформил несколько залов нового Михайловского дворца, построенного К. И. Росси . В конце 1830-х гг. архитектор проектирует и начинает строить Мариинский дворец.
Считается, что эта работа завершает период творческих исканий архитектора и открывает период его творческой зрелости.
Мариинский дворец строился для дочери Николая I великой княжны Марии - этим и объясняется его название. Строительство длилось пять лет, срок по тем временам небольшой, учитывая размеры сооружения и сложность внутренней отделки. Доминантой площади должен был стать еще не достроенный к тому времени Исаакиевский собор, и Штакеншнейдеру пришлось это учитывать. Одновременно с дворцом строились и служебные корпуса: гофмейстерский, конюшенный, прачечный и другие. Такой объем работы требовал большого штата помощников, и архитектор смело брал на работу молодых выпускников Академии, помогал им и всячески их опекал.
Вслед за Мариинским дворцом появляется еще ряд сооружений, построенных по проектам Штакеншнейдера. Наиболее известные из них - это дворец Белосельских-Белозерских
на Невском проспекте, Николаевский дворец на пл. Труда и Новомихайловский дворец на Дворцовой набережной. Помимо строительства в столице и ее окрестностях Андрей Иванович строит здания в Москве, Крыму, Таганроге.
Искусство зодчего проявлялось не только в строительстве городских зданий и дворцов. В 1850-х гг. Штакеншнейдером были сооружены дворец Бельведер и церковь «царицы Александры» на Бабигоне в Петергофе (церковь не сохранилась).
В своем творчестве Штакеншнейдер применял и творчески развивал приемы классицизма, готики, ренессанса, барокко, древнерусского зодчества и достигал высоких художественных результатов. Не имея возможности формировать застройку целых улиц и площадей, как К. И. Росси , он стремился к сохранению ансамблей, дополняя их, а не разрушая.
Труды Штакеншнейдера были по достоинству оценены. В 1844 г. он получил звание профессора архитектуры, в 1851 г. чин статского советника, в 1858 г. чин действительного статского советника. С конца 1856 г. зодчий стал именоваться «архитектором Высочайшего двора». Этот громкий титул принес только новые заботы и хлопоты, ответственность за множество работ, причем не только своих, но и чужих. Архитектор входил в различные комиссии и комитеты, должен был принимать работы других зодчих
и притом много строил сам не только для двора, но и по частным заказам.
С 1854 г. Академия привлекла его к преподавательской деятельности. В первый год преподавания у нового профессора было более двадцати учеников, через четыре года у него обучалось уже более шестидесяти воспитанников - значительно больше, чем у других профессоров. Это объяснялось не только известностью архитектора, но, скорее, его огромной работоспособностью и педагогическим талантом.
По свидетельству современников, ученики шли к нему очень охотно, а зодчий всегда поддерживал их и морально, и материально. Этот немного сухой с виду, вечно задумчивый и усталый человек всегда был для своих студентов примером необычайной честности, ответственности и вместе с тем чуткости и доброты.
У Андрея Ивановича была большая семья, казенного жилья у него не было, и очень долго архитектор проживал на съемных квартирах. В 1852 г. Штакеншнейдеры купили дом на Миллионной улице, и зодчий его полностью перестроил. С небольшими изменениями этот дом дошел до наших дней. По окончании строительства дом на Миллионной стал одним из культурных центров Петербурга. В нем проводились так называемые «субботы». Порой на них собиралось по 50-60 человек. Круг посетителей суббот был очень широк - писатели, поэты, художники, скульпторы, архитекторы, актеры. Среди них писатели И. С. Тургенев, Ф. М. Достоевский, И. А. Гончаров, Д. В. Григорович, Г. П. Данилевский, зодчие Г. А. Боссе , А. П. Брюллов , братья Шарлемань. На Миллионной рисовал И. К. Айвазовский. Штакеншнейдеры дружили с семействами поэта Я. П. Полонского и художника Н. А Майкова.
Но большое количество работы и вечная занятость негативно сказывались на здоровье архитектора. Болезнь легких, которой он страдал, усиливалась. Плохо влиял на болезнь и петербургский климат, а Штакеншнейдеры почти никуда из Петербурга не уезжали.
Бесконечные проекты, строительство, преподавание - дело, которое он глубоко любил, - все это требовало огромной траты сил, а они убывали. 8 августа 1865 г. Андрей Иванович Штакеншнейдер скончался в Москве. Похоронен архитектор в Сергиевой пустыни под Петербургом в им же возведенной церкви святителя Григория Богослова.
Русский архитектор, создатель выдающихся дворцовых ансамблей и блистательных парадных интерьеров, Андрей Иванович Штакеншнейдер родился 22 февраля 1802 г под Петербургом на мызе Ивановка, вблизи Гатчины. Он происходил из семьи обрусевших немцев его дед кожевник - выходец из Германии, отец Иоганн арендовал участок земли у реки Пудость, построил дом, окружил небольшим парком. Усадьба стала называться Ивановкой. Здесь прошло детство будущего придворного архитектора Родители рано обратили внимание на склонность сына к рисованию и по достижении им 13 лет определи ли мальчика в Академию художеств. Способный юноша курс архитектурного обучения (1815-1820 гг.) прошел легко и по окончании сразу же получил заказ на составление памятника в форме древнегреческого храма в имении известного барона Николаи.
В 1824 году А.И.
Штакеншнейдер поступает чертежником в Комитет строений и гидравлических работ.
Спустя 4 года началась его служба архитектором рисовальщиком в комиссии по
возведению Исаакиевского собора. Одновременно с деятельностью в составе этой
комиссии молодой специалист получает от главного строителя храма О. Монферрана
отдельную работу - выполнение эскиза Траурного катафалка «на Александра I».
Результат творчества был замечен, оценен, и автор получил первый подарок по
службе. В это время ему поручается переделка комнат императрицы Марии Федоровны
в Зимнем дворце, а вскоре в качестве архитектурного помощника привлекают к
декоративному оформлению всего дворца. На талантливого и скромного труженика
обращает внимание могущественный шеф жандармов Бенкендорф. Граф поручает ему
перестройку в своем имении под Нарвой старинного замка в «готическом вкусе».
Заказчик выполненной работой остался весьма доволен и представил молодого
зодчего императору. Осмотрев постройку, Николай I - высококвалифицированный
инженер, безошибочно распознал выдающиеся способности А.И. Штакеншнейдера.
И.И. Тихообразов «Архитектор А.И. Штакеншнейдер», 1846. Государственный Русский музей.
С этого времени карьера зодчего вполне устроилась. Он стал широко популярен, заказы последовали один за другим. В 1833 году он был определен ко двору великого князя Михаила Павловича, проводил работы на Каменном острове, принадлежавшем брату императора, а по распоряжению Николая I выполнил проект «Сельского домика». В 1835 году проект воплотился в жизнь - в окрестностях Петергофа появляется Никольский домик. Постройка, задуманная в «русском вкусе», имитировала усадьбу зажиточного крестьянина, хотя в действительности предназначалась для кратковременного отдыха царской семьи во время прогулок по парку. Отражаясь в воде, домик великолепно вписывался в ландшафт на берегу большого искусственного озера. Новый водоем был создан в южной части Петергофа, а на месте болот возникли обширные парки: Луговой и Озерковый. Архитектурная критика тех лет встретила эту постройку однозначно одобрительно.
В это время А.И. Штакеншнейдер становится академиком и по заказу принца П.Г. Ольденбургского (родственника императора) заново декорирует все интерьеры перешедшей к новому владельцу дачи князя А. Долгорукого на Каменном острове (наб. Малой Невки, 11).
Одновременно зодчий погружается в творческую работу - (создал 18 проектов) - по перестройке дворца Екатерины II в селе Коломенское под Москвой. А.И. Штакеншнейдер предполагал построить новый дворец в традициях древнерусской архитектуры и создать целый ансамбль на берегу реки. Интересный замысел зодчего не был реализован из-за превышения сметы предусмотренной постройки.
В 1836 году завершалось строительство первой в России железной дороги «Петербург - Царское Село – Павловск». Для привлечения большего числа пассажиров было решено создать на конечной станции увеселительно-развлекательное заведение - «воксал». Объявленный конкурс на проект здания «воксала» выиграл А.И. Штакеншнейдер. После открытия в 1837 года железнодорожного сообщения, Павловск стал одним из популярнейших мест летнего отдыха обитателей столицы. Хорошая акустика павильона, интересный репертуар, выступление европейских знаменитостей (композитор И. Штраус и др.) удачно сочетались с возможностью прекрасной прогулки по аллеям чудесного парка.
Вскоре старое слово «воксал» превратилось в «вокзал» и изменило свой смысл, так стали называть пассажирские здания на всех железнодорожных станциях России.
В эти годы в Павловске началось формирование двух новых кварталов Елинского (в междуречье Славянки и Тызвы) и Мариинского (на верхнем берегу плато Мариентальского пруда). Планировочной доминантой здесь стала декоративная крепость Бип. Центральное положение предполагаемых жилых кварталов как стыкующих две части города, кроме того, включение в жилой застройки уже ранее созданной архитектором Ч. Камероном пейзажной планировки, требовали высокого художественного такта. Решение этой важной задачи было поручено А.И. Штакеншнейдеру и А.П. Брюллову, значительный период творчества которых был связан с Павловском.
Формируя Мариинский квартал, зодчий выполнил десять проектов образцовых домов с классической системой построения и «готическими» элементами декора. Одна из построек - дом полковника Иванова (ул. Крупской, 5) сохранилась до наших дней. Застройка этих кварталов Павловска повлекла за собой массовое строительство новых, а также переделку старых жилых домов.
В 1837 г. А И. Штакеншнейдер был командирован Кабинетом за границу. Почти год провел в Италии, Франции и Англии, изучая памятники мировой архитектуры, где сделал множество зарисовок кистью и карандашом. Целые дни проводил на раскопках Помпеи, изучая пропорции и конструкции древнеримских мастеров. Опыт, полученный при знакомстве с выдающимися архитектурными творениями, зодчий использовал в России при возведении своих широко известных строений.
Возвращаясь домой, А.И. Штакеншнейдер некоторые начатые работы закончил, многие продолжил, а к другим приступил. В 1839-1844 годах он возводит два прекрасных павильона - Царицын и Ольгин - в Колонистском парке Петергофа на островках Ольгиного пруда. Это была одна из самых последовательных и удачных стилизаций в «помпейском вкусе». Пол столовой Царицына павильона позднее был украшен подлинной античной мозаикой. Оба павильона, с присущим зодчему мастерством, органично вписались в ландшафт. За Колонистским парком находятся еще два больших парка - Озерковый и Луговой (Бельведерский). Главное здание в композиции Лугового парка - павильон Бельведер («Прекрасный вид») на Бабигонских высотах. Большое двухэтажное сооружение по своему облику напоминает древнегреческий храм. Его первый этаж решен как массивный высокий цоколь из монолитных блоков розового гранита.
Второй этаж Бельведера со всех четырех сторон декорирован 28-ю полированными серебристо-серыми гранитными колоннами. Сооружение богато оформлено монументальной скульптурой. В 1856 году на гранитных постаментах по углам главного фасада были установлены две скульптурные группы П.К. Клодта «Укротители коней», выполненные в гальванопластике.
Бельведер, проектируемый как охотничий императорский дом, является доминантой окружающей местности. С его галерей открывается чудесный вид на Каскадные пруды, бесконечные дали и Финский залив. Павильон служил любимым местом отдыха Александра II, именно здесь состоялось его первое свидание с 17-летней фрейлиной княжной Е.М. Долгоруковой, позднее ставшей его морганатической супругой - светлейшей княгиней Юрьевской,
Одной из первых построек А.И. Штакеншнеидера после возвращения из длительного заграничного путешествия стал Мариинский дворец (Исаакиевская пл., 6), построенный для дочери царя,Марии Николаевны (отсюда название дворца), вышедшей замуж за герцога Лейхтенбергского. Император считал, что пышность и богатство царского двора являются лицом власти, и не жалел огромных затрат на создание внешнего блеска императорских и великокняжеских дворцов и особняков. Дети Николая I были в свое время как полубоги, и все имели соответствующие их высочайшему положению жилища. Это было время наивысшего расцвета абсолютной монархии в России.
Дворец был построен за 5 лет (1840-1844 года), все это время новобрачные жили в Аничковом дворце - собственном дворце Николая I, со вступлением на престол переехавшим в Зимний дворец.
Мариинский дворец построен в стиле позднего классицизма. Занимает квартал на левом берегу Мойки у Вознесенского проспекта. Фасады дворца оформлены колоннами, декоративная разработка их очень умеренна. Анфиладу начинает парадная приемная герцога, за ней следует ротонда, освещенная верхним светом через купольное перекрытие на 2-ярусной колоннаде. К ротонде примыкает квадратный зал, позади него зодчий разместил зимний сад с паровым отоплением. В Петербурге еще нет водопровода, но А.И. Штакеншнейдер впервые устраивает здесь, а затем и во всех своих дворцах сантехническое оборудование: свинцовые водопроводные трубы и резервуары с водой, фильтры и ватерклозеты. Большая заслуга зодчего в удачной планировке дворца все жилые помещения выходили в сад, весь день ликующие солнце и тишина!
Помня о катастрофическом пожаре в Зимнем дворце зимой 1837 года, А.И. Штакеншнейдер стремился свою постройку сделать максимально огнестойкой, устраивая конструкции перекрытий и лестниц из металла. Постройка дворца стала предметом искреннего восхищения современников. «Дворец удивляет утонченностью и благородством вкуса в украшениях, богатым разнообразием в подробностях».
Успехи зодчего не остались незамеченными - в 1843 году его избрали вольным общником Академии, а в 1844 году за строительство Мариинского дворца А.И. Штакеншнейдера возводят в звание профессора Академии художеств. Позднее, в 1884 году, дворец был передан в казну и приспособлен для заседаний Государственного совета. Ныне здесь работают депутаты Законодательного собрания Санкт-Петербурга.
Одновременно со строительством Мариинского дворца зодчий строит для княгини Марии Николаевны и ее супруга летнюю резиденцию. На берегу Финского залива между Петергофом и Ораниенбаумом на мызе Сергиевка, приобретенной Николаем I у Нарышкина, возводится двухэтажный дворец. Среди парка вырастает роскошная вилла, напоминающая постройки античных патрициев Раскопки Помпей позволили А.И. Штакеншнеидеру детально изучить архитектуру античных жилых домов и использовать в своих работах мотивы и декоративные приемы древних римлян.
Построенный дворец имел совершенно волшебный вид, отличался изяществом вкуса и был органично связан с рельефом. Новая летняя великокняжеская резиденция стала называться имением Лейхтенбергских.
Все эти и последующие годы труд зодчего был многократно востребован императором и членами его семьи. Наряду с монументальными сооружениями возводятся и незначительные по объему постройки. В начале 1840 года в Александрии - любимом месте летнего отдыха императрицы Александры Федоровны - зодчий пристраивает к коттеджу столовый зал, органично дополнивший новым объемом творение архитектора А.А. Менеласа.
С 1842 году по проекту А.И. Штакеншнейдера в Крыму для супруги императора строится в Ореанде дворец со службами и устройством парка. Строительство продолжалось 10 лет, для наблюдения за работами зодчий дважды ездил в Крым. Новое прекрасное белоснежное здание со строгим фасадом, с классическим фронтоном и кариатидами четко смотрелось на фоне южного неба. О нем с восхищением говорили очевидцы тех дней. Увы, здание не сохранилось, опустошительный пожар 1882 года уничтожил чудное творение мастера. Ныне на его месте расположились постройки санатория.
Архитектурно-строительные и садово-парковые работы в окрестностях Петергофа не прекращались. В 1843-1850 годах на месте приморской мызы князя Долгорукого в районе Сергиевки зодчий превратил старый дом в изящный миниатюрный двухэтажный дворец. Постройка получила наименование «Собственная дача наследника-цесаревича» и использовалась для летнего отдыха великого князя Александра Николаевича - будущего императора Александра II. Зодчий полностью изменил внутренний и внешний облики здания, декорировав его с изысканной роскошью в стиле Людовика XV. Годы спустя плодовитый архитектор здесь же, на месте деревянной церкви, возвел каменный храм. «Собственная дача» открыла новое направление в русской архитектуре - стилизаторское «второе барокко (необарокко)».
Наряду с деятельностью на Финском взморье А.И. Штакеншнейдер напряженно трудился и в Петербурге. В это время он работал при дворе великого князя Михаила Павловича и нередко выполнял заказы его сотрудников по артиллерийскому ведомству. В 1843 году зодчий перестроил и отделал в новом вкусе жилой дом графа Кушелева на Фонтанке. Дом поражал гостей роскошью и хорошо сохранился до наших дней, находится наискосок от цирка на другом берегу Фонтанки.
По соседству, у Самсониевского моста (ныне мост Белинского), в доме 1/30 по ул. Самсониевской зодчий осуществил красивую пристройку к угловой башне «Бельведер». Она примыкала к основному зданию со стороны Фонтанки, ныне, увы, утрачена безвозвратно. Дома, как и люди, на протяжении своего существования переживают взлеты и падения, расцвет и упадок.
1840-1850 годы являются периодом расцвета творчества А.И. Штакеншнейдера - это уже сложившийся мастер, выработавший свой самостоятельный архитектурный почерк. Он успешно продвигается по службе, становится действительным статским советником. Этот гражданский чин по «Табели о рангах» соответствовал чину генерал-майора или контр-адмирала, зодчий не был обделен и наградами.
Разумеется, талант А.И. Штакеншнейдера в эти годы особо ярко раскрылся при строительстве дворцов в Петербурге. В 1846 году он получает заказ князей Белосельских-Белозерских коренным образом перестроить особняк на углу Невского проспекта и набережной Фонтанки, возведенный в начале 1800 года архитектором Тома де Томоном.
Зодчий приступил к работе и превзошел себя - создал настоящее «Палаццо», представительное и величественное. В качестве прототипа был взят старинный дворец графа Строганова на Невском проспекте, построенный архитектором Ф.Б. Растрелли. Фасады нового дворца выполнены в стиле зрелого русского барокко и вышли роскошными. Еще более парадны интерьеры дворца. Тонкая лепка, обильная позолота, зеркала, наборного дерева полы создают незабываемое впечатление роскоши и изящества. Все детали убранства свидетельствуют о высоком архитектурном мастерстве. Современники считали величественный дворец «совершенством в своем роде».
В конце XIX века дворец приобрел сын Александра II великий князь Сергей Александрович. После его трагической кончины в 1905 году владелицей дворца стала его вдова великая княгиня Елизавета Федоровна. Вскоре, удалившись от мирской суеты и став настоятельницей одной из общин, она передала дворец своему воспитаннику, кузену Николая II - великому князю Дмитрию Павловичу. Именно в этом дворце он содержался под домашним арестом за участие в убийстве Григория Распутина.
До наших дней дворец хорошо сохранил свои первоначальные черты. Здание признано памятником архитектуры и состоит под охраной государства
В 1853 году А.И. Штакеншнейдер получает очередной «высочайший заказ» - проектирование и строительство дворца для сына императора, великого князя Николая Николаевича.
Дворец, выполненный в стиле зрелого итальянского ренессанса, расположен на углу Конногвардейского бульвара по соседству с мостом (ныне мост Лейтенанта Шмидта) с отступом от красной линии.
Перед ним создан парадный двор, огражденный чугунной решеткой. Внешний облик 3-этажного здания проще и умереннее фасадов дворца Белосельских Белозерских, как и всегда, планировка помещений, их взаимное расположение и связь были основательно продуманы зодчим. Просторные залы убраны с большой изобретательностью. К изнеженному, аристократическому стилю королевской Франции XVIII века А.И. Штакеншнейдер имел особое пристрастие и не упускал случая его применить Мастерство зодчего, его умение блестяще проявились в разработке парадной лестницы. Это одно из самых интересных произведений не только его творчества, но и во всей мировой архитектуре XIX века.
В 1895 году дворец перешел в ведомство императрицы Марии Федоровны, и в память бракосочетания старшей дочери Александра III великой княгини Ксении Александровны с великим князем Александром Михайловичем здесь был открыт Ксенинский институт. Это закрытое учебное заведение благородных девиц для обучения и воспитания полусирот из дворянских семей имело 10 летний курс. Более 20 лет на фасаде дворца между 2-м и 3 м этажами была надпись крупными накладными буквами «Ксенинский институт».
А.И. Штакеншнейдер всегда был загружен работой, делал новые проекты, проверял все детали чертежей к нему (делали его помощники), создавал неповторимые интерьеры, посещал объекты строительства, бывал на обсуждении проектов его чертежей заказчиками. В 1854 году Академия художеств привлекла его к преподаванию в архитектурном классе. Уже в первый год у нового профессора свыше 20 учеников, через год - 34, а в 1858 г. - свыше 60 человек. У двух других профессоров (А.И. Бенуа, А.А. Тон) вместе взятых, в два раза меньше. Это свидетельствует не только об огромной трудоспособности А.И. Штакеншнейдера, а также о таланте обучать и воспитывать.
Уже более 20 лет одаренный зодчий был женат на Марии Федоровне Холчинской, в браке с которой родилось 8 детей, но А.И. Штакеншнейдер все еще не имел казенного жилья и многие годы снимал квартиры. Долгое время семья жила в доме лютеранской церкви Святого Петра на Невском проспекте, где с каждым годом становилось все теснее. Высокие гонорары за исполнение многочисленных архитектурных заказов позволили ему в 1852 году приобрести и в 1854 году реконструировать дом 10 на ул. Миллионной. Лицевой фасад дома при перестройке получил новую отделку. Один из первых зодчий использовал специфический вариант архитектуры Флоренции XVI века. Его убранство дополнили барельефы с фигурами танцующих муз, хорошо сохранившиеся до наших дней.
Дом протянулся через весь квартал, выходя своей южной стороной на набережную Мойки, 9. В просторном доме удобно разместилась и многочисленная семья зодчего, и его архитектурная мастерская, быстро обрастающая штатом сотрудников. В этом доме А.И. Штакеншнейдер создавал проекты дворцов сыновей императора, а также проекты других видных зданий.
В 1855-1862 годах, дом зодчего был одним из известнейших литературно-художественных салонов Петербурга. Здесь, на «субботах», собирались архитекторы и поэты, артисты и писатели, художники и философы. Позднее, в связи с болезнью Андрея Ивановича, обострившейся в начале 1860 годов, семья была вынуждена продать свой дом и переехать в родную Ивановку. Здание было перестроено в доходный дом, на месте зимнего сада, где росли бананы и другие экзотические фрукты, был возведен многоэтажный флигель.
В начале 1970 годов были попытки архитектурной общественности и властей города отдать должное памяти выдающегося архитектора XIX века и создать в его творческой мастерской мемориальный музей. Увы, благим пожеланиям не суждено было свершиться. Ныне в 4-этажном доме А.И. Штакеншнейдера располагаются многочисленные отделы «Ленстройматериалов», иные помещения сданы в аренду зубной поликлинике и т. п.
Неподалеку от собственного дома на восточном берегу Зимней канавки (ул. Миллионная, 33) в 1853-1857 годах шло строительство казармы для 1-го батальона лейб-гвардии Преображенского полка. Император на это сооружение обращал особое внимание. Возведение казармы осуществлялось под надзором академика В.П. Львова, при регулярном освидетельствовании членами комиссии, в которую входил и придворный архитектор. Казарма была осмотрена в 1857 году, и члены комиссии признали: «Сколько по наружному осмотру судить можно, выстроена правильно, прочно, чисто и сходно высочайше утвержденных чертежей».
Долгое время (вплоть до последних дней) историками автором проекта казармы назывался А.И. Штакеншнеидер. Несколько ранее он рядом с будущей казармой вел работы в Малом Эрмитаже. В Белом зале с легкими мраморными аркадами зодчий разместил 8-угольный фрагмент античного мозаичного пола, привезенного из Помпеи, погибшей в 79 году при извержении вулкана Везувия. В непосредственной близости с этим всемирно известным объектом А.И. Штакеншнеидер в 1851-1859 году перестроил Старый Эрмитаж, завершив ответственными работами на парадной лестнице, ведущей в помещения Государственного Совета.
В эти же годы, невдалеке от собственного дома, на Французской набережной он реконструирует жилой дом 1/24. Одно временно выполняются заказы в Крыму и Новгороде, в Павловске и Петергофе - от императорских и великокняжеских дворцов и особняков до жилых домов и казарм, от павильонов до культовых сооружений. В своих работах зодчий эклектически использовал исторические архитектурные стили, внедряя элементы прошлого в новых сочетаниях.
Несомненно, очередной творческой удачей являются павильоны в Колонистском парке Петергофа. На островках Ольгиного пруда зодчим возведены два прекрасных павильона - Царицын и Ольгин. Построенные в «помпейском вкусе», они являются одними из самых последовательных и удачных стилизаций. Оба павильона органично вписались в ландшафт.
По соседству с павильоном Бельведер здесь же, на Бабигонских высотах, зодчий в 1851-1854 годах построил церковь святой царицы Александры - одно из наиболее замечательных произведений «русского стиля». В этой постройке удачно повторены силуэтные построения и детали, характерные для московских церквей XVII века. Храм отлично вписан в живописный холмистый ландшафт. В годы Великой Отечественной войны церковь сильно пострадала и нуждается в помощи спонсоров для проведения срочной реставрации.
Постройки А.И. Штакеншнейдера и других архитекторов в центре Петербурга тактично дополняли сложившиеся ранее ансамбли и инженерные сооружения. В 1854 году на стыке разводного пролета Благовещенского моста была поставлена часовня, посвященная святому Николаю - покровителю мореплавателей, в формах «русско-византийского стиля», официально предписанного для культовых зданий. Автором проекта является придворный архитектор А.И. Штакеншнейдер.
Среди других широко известных работ А.И, Штакеншнейдера в окрестностях Петергофа находятся две знаменитые великокняжеские усадьбы - Знаменка и Михайловка, расположенные западнее Стрельны, и дворец в Гостилицах, принадлежавший князю А.М. Потемкину, родному племяннику фаворита Екатерины II.
Последней крупной работой талантливого архитектора была постройка дворца для младшего сына императора великого князя Михаила Николаевича Ново-Михайловский дворец, заложенный в 1857 году на Дворцовой набережной, 18, был завершен в 1861 году одновременно с Николаевским дворцом.
Новый великокняжеский дворец имеет большие размеры, но не играет активной градообразующей роли, он встал в ряды других дворцов и особняков. Ново-Михайловский дворец меньше Николаевского, но оформлен еще пышнее. Карнизы, фронтоны, наличники и т. п придают фасаду изысканность и богатство, выделяя здание среди окружающей застройки.
Колонны из каррарского мрамора, перрактовая скульптура, кариатиды придают дворцу, имитирующему стиль барокко XVIII века, парадный вид. В интерьерах здания пышная лепка, декоративная роспись, мраморная облицовка, кожаная с позолотой обивка стен, панелей и изделия из ценных пород дерева. Перед парадным подъездом зодчий создал сложную композицию перильных ограждений и осветительных фонарей-торшеров. Ныне во дворце находится отделение Института востоковедения и Института археологии Академии наук.
В личном плане А.И. Штакеншнейдер был контактный и доброжелательный человек. Многие его ученики, став архитекторами, продолжали трудиться вместе с учителем. Долгие творческие годы зодчий тесно сотрудничал со скульптором Д.И. Иенсоном (1816-1902 гг.). Фигуры атлантов, кариатид, барельефы и другие произведения талантливого мастера воплощены в Мариинском, Николаевском, Ново-Михайловском и других дворцах и особняках. Результатом совместного труда архитектора и скульптора стал памятник президенту Медико-хирургической академии Я. В. Виллие, установленный в 1859 году на углу Сампсониевского проспекта и Самарской улицы перед новым корпусом академии. Авторы памятника-шедевра русского искусства - архитектор А.И. Штакеншнейдер и скульптор Д.И. Иенсон.
Яков Васильевич Виллие, ярко одаренная личность, умер в 1854 году. Его 2-этажный особняк находился на Английской набережной, 74. В 1830 году он предоставил во флигеле своего дома квартиру выпускнику Медико-хирургической академии талантливому хирургу штаб-лекарю А.Д. Бланку. Здесь, 28 февраля 1835 года родилась его дочь Мария Александровна - мать Владимира Ильича Ленина.
Напряженная работа А.И. Штакеншнейдера требовала огромных затрат сил, а они иссякли. Последние годы зодчий страдал болезнью легких, для лечения кумысом выехал весной 1865 году из любимой Ивановки в Саратов. На обратном пути слег в Москве, здесь 8 августа 1865 году великий труженик скончался. Похоронен под Санкт-Петербургом в Троице-Сергиевой пустыне - ныне здесь поселок Володарский. А.И. Штакеншнейдер, происходивший из семьи обрусевших немцев, имевший русскую жену, русских друзей, проведший всю жизнь в России, чувствовал себя русским. Творения выдающегося русского зодчего принадлежат к числу немногих архитектурных памятников, чья художественная ценность сохранялась в течение всего времени их существования
В ряде случаев он выступал инициатором развития многих архитектурных стилей и проявил в своих произведениях высочайшее профессиональное мастерство, блестящую эрудицию и тонкое чувство стиля. В его творчестве слились различные формы, в них ярко видно сильное влияние западного вкуса, русского материала, климата и обычая.
«А И. Штакеншнейдер - один из самых талантливых и плодотворных русских зодчих, работавших в XIX веке, принадлежал к поколению архитекторов, вышколенных на строгости классицизма и затем отдавших свои силы на самые разнообразные прихоти вкуса». (Л. Н Бенуа, Н Е Лансере).
До сих пор неизменно вызывают особый интерес проекты, строго документальные планы участков, фасады зданий, ин терьеров, исполненные великим архитектором и находящиеся в собрании НИИ Академии художеств, чьим выпускником и преподавателем был Андрей Иванович Штакеншнейдер.
В начале 1845 года Мариинский дворец придворной конторой великой княгини Марии Николаевны был принят. «Санкт-Петербургские ведомости» сообщали «Можно сказать утвердительно, что этот Дворец принадлежит к числу изящнейших европейских зданий по художнической отделке зал. Это архитектурное произведение есть целое поэтическое создание, которое найдет толпу подражателей и будет иметь у нас благое влияние на архитектурные украшения внутренностей великолепных зданий не вычурными убранствами, не массами серебра и золота, а простыми, зрело обдуманными классически ми формами».
Труд зодчего Андрея Штакеншнейдера очень высоко оценили многие его современники. Не остались в долгу и царствующие заказчики. За создание дворца у Синего моста Андрей Иванович получил орден Святого Станислава 2-й степени и 5 тысяч рублей серебром. «За особое искусство и отличные познания в архитектуре» он был удостоен звания профессора без исполнения программы по выбору Академии художеств. Это был исключительный случай.
Совершенно особую награду придумала ему великая княгиня Мария Николаевна. По воспоминаниям ректора Академии художеств Федора Иордана, приглашенного на бал в Танцевальном зале Мариинского дворца, Мария Николаевна подозвала к себе на балу профессора скульптуры Николая Пименова и сказала «Ты мне, Николай, должен сделать бюст Штакеншнейдера, он достоин красоваться в этой зале». Потом Ф.И. Иордан писал. «Я слышал, что бюст его действительно был поставлен во дворце великой княгини».
В 1885 году этот эпизод подтвердила газета «Петербургский листок». «В одной из зал Мариинского дворца и поныне находится бюст Штакеншнейдера, поставленный здесь еще при жизни, в награду за постройку».
Выдающийся русский зодчий Андрей Иванович Штакеншнейдер, как ни один зодчий был отмечен таким образом. Его архитектурные шедевры продолжают радовать поколение XXI века россиян и многих гостей Северной столицы.
ШТАКЕНШНЕЙДЕР АНДРЕЙ ИВАНОВИЧ
Штакеншнейдер (Андрей Иванович) - знаменитый в свое время петербургский архитектор, внук кожевника, выписанного в Россию Императором Павлом I из Брауншвейга, родился на мельнице своего отца, близ Гатчины, 22 февраля 1802 г. и тринадцати лет от роду поступил своекоштным воспитанником в Императорскую академию художеств. Не выказав при прохождении курса особенно блестящих успехов, он тотчас же по его окончании, в 1821 г., получил место чертежника в комитете строений и гидравлических работ, из которого, четыре года спустя перешел на службу архитектором-рисовальщиком в комиссию по сооружению Исаакиевского собора. Строитель этого храма, Монферан, обратил свое внимание на способности и трудолюбие молодого художника и поручал ему многие серьезные работы и, между прочим, дал возможность отличиться изготовлением общих и детальных рисунков для устройства катафалков и траурного убранства Петропавловского собора при погребениях императора Александра I и императриц Елизаветы Алексеевны и Марии Феодоровны. В 1831 г. Штакеншнейдер покинул службу в вышеупомянутой комиссии для того, чтобы свободнее заняться частными постройками, преимущественно же постройкой барского дома для графа А.Х. Бенкендорфа в его имении Фалль, в окрестностях Ревеля. Довольный своим архитектором, граф рекомендовал его императору, и с этого времени счастье начало все более и более улыбаться Штакеншнейдеру. Он быстро приобрел благоволение Николая I стал получать от него одно за другим важные поручения и вскоре сделался привилегированным строителем царских и великокняжеских дворцов. Начав придворную службу в звании архитектора при дворе великого князя Михаила Павловича, он под конец своей жизни был главным архитектором департамента уделов, архитектором Собственного Его Величества дворца и заведующим постройками по загородным дворцам государыни императрицы. В 1834 г., за составленный Штакеншнейдером по заданной программе проект "небольшого императорского дворца", академия присудила ему звание академика. В 1837 - 1838 гг. он сделал поездку для своего усовершенствования в чужие края с пособием от правительства и посетил Италию, Францию и Англию. В 1844 г. академия возвела его в звание профессора без исполнения с его стороны программной задачи, как художника, уже имеющего громкую известность, а в 1854 г. он был назначен в академию штатным профессором-преподавателем. В последние годы жизни здоровье Штакеншнейдера, истощенное постоянными усиленными трудами, значительно слабело; для его поправления, он, весной 1865 г., по совету врачей, отправился в кумысное лечение в Оренбургскую губернию. Проведенное там лето, казалось, принесло ему пользу, но на возвратном пути в Петербург он почувствовал себя снова худо и умер в Москве 8 августа того же года. Многочисленные произведения Штакеншнейдера очень разнообразны в отношении стилей, которые он, однако, не соблюдал в полной строгости, внося в них, с целью достижения пущей роскоши, произвольные изменения и прибавки. Главное и самое лучшее из его созданий - Мариинский дворец (нынешнее здание Государственного совета). Кроме него, в Санкт-Петербурге им сооружены дворцы великого князя Николая Николаевича Старшего (теперь Ксениевский институт) и великого князя Михаила Николаевича, детская больница, часовня на Николаевском мосту, некоторые из зданий придворного ведомства и несколько частных домов, в том числе дом княгини Белосельской (переделанный впоследствии во дворец великого князя Сергия Александровича). Особенно богаты его постройками Петергоф и его ближайшие окрестности. Здесь ему принадлежат: сельский домик у Запасного пруда, павильоны на Царицыном и Ольгинском островах и на Самсоновском канале и церковь на Бабигоне, дачный дворец Марии Николаевны в Сергиевке, Собственная Его Величества дача и прочее, дворцы на Михайловской и Знаменской дачах, павильон Renella на этой последней и прочее. В Царском Селе сооружен Штакеншнейдером памятник великой княгине Александре Николаевне, в Сергиевской пустыни близ Стрельны - церковь-усыпальница графа Кошелева, в Гостилицах, Петергофского уезда - дом графа Протасова, в Орианде, в Крыму - дворец императрицы Александры Феодоровны и прочее. Из прочих трудов Штакеншнейдера заслуживают быть упомянутыми постройки, произведенные в Зимнем, Мраморном и Аничковских дворцах, внутренняя отделка Старого Эрмитажа, для предполагавшегося пребывания в нем цесаревича Николая Александровича, в Санкт-Петербурге, а также некоторые переделки в Ораниенбаумском и Стрельнинском дворцах.
Краткая биографическая энциклопедия. 2012
Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ШТАКЕНШНЕЙДЕР АНДРЕЙ ИВАНОВИЧ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:
- ШТАКЕНШНЕЙДЕР АНДРЕЙ ИВАНОВИЧ
(1802-65) российский архитектор. Строил императорский и великокняжеский дворцы, используя в духе эклектики исторические архитектурные стили, - Мариинский (ныне мэрия Санкт-Петербурга; … - ШТАКЕНШНЕЙДЕР АНДРЕЙ ИВАНОВИЧ
Андрей Иванович , русский архитектор. Учился в Петербургской АХ (1815-21, с 1834 - академик). Профессор … - АНДРЕЙ
Андрей - в христианстве один из двенадцати апостолов. Брат Петра, галилеянин, рыбачил на Тивериадском озере ("море Галилейском") и входил в … - АНДРЕЙ в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии:
(греч.???????) в христианской мифологии один из двенадцати апостолов. Брат Петра, галилеянин, рыбачил на Тивериадском озере («море Галилейском») и входил в … - АНДРЕЙ в Словаре полководцев:
Ольгердович (1325-1399), рус. кн. Сын вел. кн. литов. Ольгерда, старший брат Владислава Ягайло. Княжил в Пскове, Полоцке, Трубчевске. Участник Куликовской … - ИВАНОВИЧ в Педагогическом энциклопедическом словаре:
Корнелий Агафонович (1901-82), педагог, д.ч. АПН СССР (1968), д-р педагогических наук и профессор (1944), специалист по сельскохозяйственному образованию. Был учителем … - ИВАНОВИЧ в Большом энциклопедическом словаре:
(Ivanovici) Иосиф (Ион Иван) (1845-1902), румынский музыкант, дирижер военных оркестров. Автор популярного вальса "Дунайские волны" (1880). В 90-х гг. жил … - ШТАКЕНШНЕЙДЕР
(Андрей Иванович) — знаменитый в свое время петербургский архитектор, внук кожевника, выписанного в Россию императором Павлом I из Брауншвейга; род. … - АНДРЕЙ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
-св. апостол Иисуса Христа, был брат Петра и занимался вместе с ним в Капернауме, на Галилейском озере, ловлею рыбы, когда … - ШТАКЕНШНЕЙДЕР
ШТАКЕНШН́ЕЙДЕР Анд. Ив. (1802-65), рос. архитектор. Строил имп. и великокняж. дворцы, используя в духе эклектики ист. архит. стили,- Мариинский (ныне … - ИВАНОВИЧ в Большом российском энциклопедическом словаре:
ИВ́АНОВИЧ (Ivanovici) Иосиф (Ион, Иван) (1845-1902), рум. музыкант, дирижёр воен. оркестров. Автор популярного вальса "Дунайские волны" (1880). В 90-х гг. … - АНДРЕЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
АНДР́ЕЙ ПЕРВОЗВАННЫЙ, по церк. легенде, апостол, один из первых (отсюда прозвание) и ближайших учеников Христа. Рус. летописи наз. его первым … - АНДРЕЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
АНДР́ЕЙ ОЛЬГЕРДОВИЧ (1325-99), рус. князь, сын вел. кн. литов. Ольгерда. Княжил в Пскове, Полоцке. Участник Куликовской битвы и походов против … - АНДРЕЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
АНДР́ЕЙ КРИТСКИЙ (ок. 660-740), христ. проповедник. Архиепископ о. Крит. Автор многочисл. церк. гимнов-песнопений и покаянного "Великого канона" (ок. 250 тропарей), … - АНДРЕЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
АНДР́ЕЙ ИВАНОВИЧ (1490-1537), старицкий удельный князь, мл. сын Ивана III. В 1537 поднял мятеж против Елены Глинской. Умер в … - АНДРЕЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
АНДР́ЕЙ БОГОЛЮБСКИЙ (не ранее 1100- 1174), вел. кн. владимирский (с 1157), сын кн. Юрия Долгорукого. Помогал отцу в борьбе за … - АНДРЕЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
АНДР́ЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ (до 1261-1304), вел. кн. владимирский (1281-83 и с 1293), кн. городецкий; сын кн. Александра Невского. Удерживал великокняж. стол … - АНДРЕЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
АНДР́ЕЙ (в миру кн. Ал-др Ал. Ухтомский, князь) (1872-1937), епископ Уфимский и Мензелинский (1913-21). В 1925 перешёл в старообрядчество. В … - ШТАКЕНШНЕЙДЕР
(Андрей Иванович) ? знаменитый в свое время петербургский архитектор, внук кожевника, выписанного в Россию императором Павлом I из Брауншвейга; род. … - АНДРЕЙ в словаре Синонимов русского языка.
- АНДРЕЙ в Полном орфографическом словаре русского языка:
Андрей, (Андреевич, … - ШТАКЕНШНЕЙДЕР
Андрей Иванович (1802-65) , российский архитектор. Строил императорский и великокняжеский дворцы, используя в духе эклектики исторические архитектурные стили, - Мариинский … - ИВАНОВИЧ в Современном толковом словаре, БСЭ:
(Ivanovici) Иосиф (Ион, Иван) (1845-1902), румынский музыкант, дирижер военных оркестров. Автор популярного вальса «Дунайские волны» (1880). В 90-х гг. … - АНДРЕЙ в Большом современном толковом словаре русского языка:
I м. Мужское имя. II м. разг. Народное название дня 17 июля как приметного для земледельцев; … - ЯСЕНЕВ АНДРЕЙ ИВАНОВИЧ
Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Ясенев Андрей Иванович (1868 - 1938), протоиерей, священномученик. Память 22 февраля, … - ГОЛОЩАПОВ СЕРГЕЙ ИВАНОВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Голощапов Сергей Иванович (1882 - 1937), протоиерей, священномученик. Память 6 декабря, в … - АНДРЕЙ СТРАТИЛАТ в Православной энциклопедии Древо:
Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Андрей Стратилат, Таврийский (+ ок. 302), воин, мученик. Память 19 августа. Мученик Андрей … - АНДРЕЙ ПЕРВОЗВАННЫЙ в Православной энциклопедии Древо:
Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Андрей Первозванный (+ ок. 67), апостол от 12. Память 30 ноября; 30 июня (в … - АНДРЕЙ КРИТСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Андрей Критский (греч. Andreas ho Krites, Hiersolumites) (ок. 660 - 740), архиепископ, преподобный … - АНДРЕЙ КОНСТАНТИНОВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Андрей Константинович (не позднее 1323 - 1365), святой благоверный князь Нижегородский. Память 2 июня … - АНДРЕЙ (УХТОМСКИЙ) в Православной энциклопедии Древо:
Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Андрей (Ухтомский) , (1872 - 1937), бывший епископ Уфимский и Мензелинский, старообрядческий архиепископ, основатель … - ДЕНИСОВЫ (АНДРЕЙ И СЕМЕН) в Краткой биографической энциклопедии:
Денисовы - братья, Андрей (1674 - 1730) и Семен (1682 - 1741) - известные вожди старообрядчества. Происходили из князей Мышецких … - АНДРЕЙ БОГОЛЮБСКИЙ в Большом энциклопедическом словаре:
(ок. 1111-74) князь владимиро-суздальский (с 1157), сын Юрия Долгорукого. Сделал столицей г. Владимир. Убит боярами в своей резиденции с. Боголюбово.* … - МЕНДЕЛЕЕВ ДМИТРИЙ ИВАНОВИЧ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
Дмитрий Иванович , русский химик, открывший периодический закон химических элементов, разносторонний учёный, педагог и общественный деятель. … - БАХТИН НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
родился 3 янв. 1796 в Туле. Отец его (см. Бахтин И. И.), человек умный, образованный, высокой честности, но наделенный страстной, … - ДЕНИСОВЫ, АНДРЕЙ И СЕМЕН в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
(братья: Андрей, 1664?1730, и Семен, 1682?1741) ? настоятели раскольничьей Выговской пустыни, главные вожди раскола в первой половине XVIII в. Сами … - БАХТИН НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
? родился 3 янв. 1796 в Туле. Отец его (см. Бахтин И. И.), человек умный, образованный, высокой честности, но наделенный … - АНДРЕЙ, СВ. в Словаре Кольера:
(ум. ок. 60 н.э.), один из двенадцати апостолов, учеников Иисуса Христа. Проповедовал Царство Божье жителям Каппадокии, Галатии и Вифинии, кочевникам … - АНДРЕЙ БОГОЛЮБСКИЙ в Современном толковом словаре, БСЭ:
(ок. 1111-74), князь владимиро-суздальский (с 1157), сын Юрия Долгорукого. Сделал столицей г. Владимир. Убит боярами в своей резиденции с. Боголюбово.* … - ПАЛАТА НОМЕР 6 в Цитатнике Wiki:
Data: 2009-05-19 Time: 06:20:23 Цитаты из повести "Палата номер 6", 1892 (автор Антон Павлович Чехов) * Люди, имеющие служебное, … - АГЕНСТВО НЛС в Цитатнике Wiki:
Data: 2009-02-11 Time: 11:14:07 Агентство помощи людям в нестандартных личных ситуациях - НЛС. = Сезон 1 = = Эпизод … - ТРОИЦЕ-СЕРГИЕВА ПУСТЫНЬ в Православной энциклопедии Древо:
Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Троице-Сергиева Приморская пустынь, мужской монастырь. Адрес: Россия, 193000, г. Санкт-Петербург, Петербургское шоссе, … - МОСКОВСКИЙ ПИМЕНОВСКИЙ ХРАМ В НОВЫХ ВОРОТНИКАХ в Православной энциклопедии Древо:
Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Московский храм прп. Пимена Великого (Троицы Живоначальной) в Новых Воротниках. Адрес: 103030, Россия, Москва … - МАКАРИЙ (ТИЛЛИРИДИС) в Православной энциклопедии Древо:
Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Макарий (Тиллиридис) (род. 1945), митрополит Кенийский. В миру Андрей Тилиридис, родился в 1945 году …
Яркими представителями первого поколения архитекторов-эклектиков в России были А. П. Брюллов (1798-1877), А. И. Штакеншнейдер (1802-1865), К. А. Тон (1794-1881) и другие.
Андрей Иванович Штакеншнейдер (22 февраля 1802, имение Штакеншнейдеров, Гатчинский уезд, Санкт-Петербургская губерния - 8 августа 1865, Москва) - русский архитектор, спроектировавший ряд дворцов и других зданий в Санкт-Петербурге и Петергофе.
Внук кожевника, выписанного в Россию Императором Павлом I из Брауншвейга, родился на мельнице своего отца, близ Гатчины.
Мальчиком он любил рисовать, с увлечением строил игрушечные сооружения. Отец обратил внимание на склонности сына и отдал тринадцатилетнего Андрея в Академию художеств Петербурга, которую тот закончил в 1820 году.
22 февраля 1802 года он поступил своекоштным воспитанником в Императорскую академию художеств.
Не выказав при прохождении курса особенно блестящих успехов, он тотчас же по его окончании, в 1821 году, получил место чертёжника в комитете строений и гидравлических работ, из которого, четыре года спустя перешёл на службу архитектором-рисовальщиком в комиссию по сооружению Исаакиевского собора.
Привлечён Огюстом Монферраном к работам в Зимнем дворце. Работа с прославленным архитектором была не просто хорошей школой для молодого архитектора.
Огюст Монферран его заметил и стал его покровителем. Он привлек А.И. Штакеншнейдера к переделке комнат императрицы Марии Федоровны в Зимнем дворце уже в качестве архитекторского помощника, помог получить первую самостоятельную работу — строительство павильона в виде античного храма в имении барона Николаи под Выборгом.
А.И.Штакеншнейдер. Петергоф. Дворец «Бельведер» на Бабигоне. Главный фасад. Проектный чертеж. 1850
В 1831 году А.И. Штакеншнейдер уволился из Комиссии, получив опять же по рекомендации О. Монферрана заказ на перестройку усадьбы и барского дома графа А.Х. Бенкендорфа в его имении Фалль под Ревелем (Кейла-Йоа), ныне Таллинн — столица Эстонии. Довольный своим архитектором, граф рекомендовал его императору, и с этого времени счастье начало всё более и более улыбаться Штакеншнейдеру. Николаю I, заинтересовавшись работой молодого архитектора, привлек его к дворцовому строительству в Петербурге.
Архитектор быстро приобрёл благоволение Николая I и стал получать от него одно за другим важные поручения и вскоре сделался привилегированным строителем царских и великокняжеских дворцов. Начав придворную службу в звании архитектора при дворе великого князя Михаила Павловича, он под конец своей жизни был главным архитектором департамента уделов, архитектором Собственного Его Величества дворца и заведующим постройками по загородным дворцам государыни императрицы.
Ново-Михайловский дворец — Годы постройки: 1857-1861.. Архитектор Андрей Иванович Штакеншнейдер…
В 1833 году Андрей Иванович работал на одном из островов Петербурга — Каменном острове, который принадлежал великому князю Михаилу Павловичу. В послужном списке отмечено, что работа над этим ответственным заказом была выполнена с совершенным искусством, прочностью и с соблюдением при том «экономии».
В 1834 году А.И. Штакеншнейдер сделал серию рисунков для люстр и канделябров по заказу Императорского стеклянного завода. Примером работ архитектора в прикладном искусстве являются хранящиеся в Эрмитаже торшеры из малахита и бронзы, созданные по его рисункам в 1836 году.
В 1834 году А.И. Штакеншнейдер получил звание академика архитектуры. В этом же году он женился на Марии Федоровне Холчинской, дочери петербургского чиновника.
В 1834 году, за составленный Штакеншнейдером по заданной программе проект «небольшого императорского дворца», Академия присудила ему звание академика. В 1837-1838 годах он сделал поездку для своего усовершенствования в чужие края с пособием от правительства, и посетил Италию, Францию и Англию. В 1844 году Академия возвела его в звание профессора 2-й степени Санкт-Петербургской Академии художеств без исполнения с его стороны программной задачи, как художника, уже имеющего громкую известность.
С 1848 года - архитектор императорского двора. Работал в Санкт-Петербурге, Царском Селе, Петергофе, Новгороде, Москве, Таганроге, Крыму.
Поражает необычное трудолюбие Андрея Ивановича. Кроме того, что он много и плодотворно работал сам, выполняя заказы двора и частные заказы не только в Петербурге и его пригородах, но и в разных уголках России (в частности, он много работал в Крыму), помимо преподавательской деятельности, он как член различных комиссий и комитетов, должен был участвовать в заседаниях, участвовать в приемке построек других архитекторов.
Работы и забот стало еще больше, когда А.И. Штакеншнейдера назначили заведовать всеми работами по загородным императорским дворцам. Он и сам много там работал как архитектор. Андрей Иванович сыграл решающую роль в парковом строительстве Петергофа XIX века. По его проектам были обновлены многие фонтаны и созданы новые в Нижнем парке, переделаны фонтаны вдоль Морского канала. Развитие камнерезного искусства позволило ветхие фонтаны из покрытого свинцом дерева заменить новыми из гранита и мрамора. Перед Большим каскадом появились два фонтана Мраморных скамей, и получилось, что через 113 лет в 1854 году осуществилось желание Петра I.
По проектам А.И. Штакеншнейдера были не только обновлены старые, но и построены новые дворцы и павильоны. Зодчий надстроил восточное крыло Большого Петергофского дворца и очень бережно обновил отделку многих его помещений.
Большие работы по проектам Андрея Ивановича были проведены по дороге из Санкт-Петербурга в Петергоф, вдоль которой со времен Петра I были дворцы и парки членов царской фамилии и вельмож. Здесь, как и в Петергофе, многое было обновлено и много построено нового с учетом того, что было сделано ранее, характером местности и требованиями времени и владельцев.
Эти работы еще продолжались, велись работы в Павловске, другом пригороде Петербурга, а А.И. Штакеншнейдеру поручается новое важное и ответственное задание – перестройка дворца князей Белосельских-Белозерских, расположенного на углу Невского проспекта и набережной Фонтанки. Сегодня этот дворец привлекает внимание величественным обликом. Но, выделяясь оригинальностью, он не подавляет соседние постройки, хорошо вписывается в облик Невского проспекта. Интересна и внутренняя отделка дворца, особенно парадных помещений.
Недалеко от дворца князей Белосельских-Белозерских на Невском проспекте в доме при лютеранской церкви Петра и Павла несколько лет находилась квартира Штакеншнейдеров. Для большой семьи зодчего она стала тесна. И в 1852 году Штакеншнейдеры купили недалеко от Дворцовой площади старый дом, который был полностью перестроен по проекту и под руководством самого хозяина. Трехэтажный особняк стал не только домом многочисленной семьи, но и местом чертежных мастерских самого архитектора и его помощников.
Этот дом постепенно стал одним из центров культурной жизни Петербурга. Здесь по субботам собирались писатели и поэты, художники и актеры, скульпторы и архитекторы. Был организован в доме и домашний театр.
Дом Штакеншнейдера в Санкт-Петербурге на Миллионной улице, 10 (второй фасад выходил на наб. Мойки, 9) был центром культурной и общественной жизни художественной интеллигенции столицы.
Архитектор приобрел его у титулярных советников М. Е. и Д. Е. Петровых и перестроил для своей семьи в 1852-1854 годах. В особняке проходили штакеншнейдеровские «субботы», на которых собирались поэты, писатели, артисты и художники, ставились любительские спектакли. Здесь бывали В. Г. Бенедиктов, И. А. Гончаров, Ф. М. Достоевский, И. С. Тургенев, Я. П. Полонский и другие.
В 1865 году Штакеншнейдеры продали этот дом в связи с болезнью хозяина. Здание было перестроено в доходный дом. У Штакеншнейдера также было и загородное имение - мыза Ивановка, находившееся недалеко от Гатчины и доставшееся ему от отца в конце 1850-х годов.
Сначала была продана построенная по проекту архитектора собственная дача в Петергофе, а потом семья рассталась и с домом, переехав в любимую архитектором Ивановку, полученную в подарок от отца. Здесь А. И. Штакеншнейдер родился, здесь он провел и три последних года своей жизни.
К моменту переезда Штакеншнейдеров в Ивановку было завершено строительство Ново-Михайловского и Николаевского дворцов, названных по имени их владельцев: первый из них создавался для великого князя Михаила Николаевича, а второй — для великого князя Николая Николаевича.
При возведении дворцов А. И. Штакеншнейдер использовал все технические новшества того времени. Во всех городских и загородных дворцах зодчий сооружал водопровод, который еще не был обязателен даже для городских строений; для отопления использовал не только камины, но и пневматические печи. Однако это не лишало зданий индивидуальности.
Ново-Михайловский дворец расположен на Дворцовой набережной, его главный фасад обращен к Неве. Центральный вход с легким козырьком, опирающимся на тонкие чугунные колонны, украшен ажурными решетками с витыми столбиками для фонарей. На втором и третьем этажах — окна с нарядными наличниками. Своеобразный балкон с декоративными вазами завершает главный фасад дворца. Отделка внутренних помещений созвучна их названию. Особенно торжественен второй этаж с парадными гостиными, столовой, танцевальным и банкетным залами.
Николаевский дворец, построенный на Благовещенской площади, которая выходит к Неве, напоминает Ново-Михайловский, но облик его строже, он не так монументален. Этот дворец также имеет три этажа. Как и в Ново-Михайловском, в Николаевском дворце парадные помещения располагались на втором этаже, поэтому он выделен высокими окнами. Главный фасад Николаевского дворца обращен к площади. Над главным входом расположен большой балкон с ажурной решеткой. Парадный двор отделен от площади высокой оградой на гранитном цоколе — ажурную решетку поддерживают чугунные столбы с декоративными вазами. При оформлении парадных помещений А. И. Штакеншнейдер широко использовал лепные украшения, а в отделке дворцовой церкви — мотивы допетровского зодчества России.
Начавшийся уже в поздних работах Росси процесс отделения внутреннего объема здания от его внешнего художественного выражения привел к рождению фасадов-ширм, фасадов-плоскостей. Если в классицизме такая плоскостность перебивалась сильными пластическими акцентами, то в новом направлении нивелировка, сглаживание деталей приводили к тому, что объем словно составлялся из нескольких плоскостей, поставленных под углом друг к другу.
Ясно читающиеся грани фасадов составляли как бы скорлупу, а не тело здания, которое уже не кажется цельным объемом. Вместе с тем, и это было одной из особенностей эклектики, необходимость строить композицию в глубь квартала привела к формированию совершенно особых приемов построения внутреннего пространства, не получивших, за редким исключением, никакого отражения в решении фасадов.
Более того, на этом строился даже своего рода эффект неожиданности, поражающей зрителя, когда он, войдя в сравнительно небольшие, низкие двери, теряющиеся на фоне многоярусного, монотонного, однообразного фасада, внезапно видел пронизанное светом свободное, воздушное пространство. Этот совершенно новый прием решения внутреннего пространства, типичный для эклектики, предопределил композицию целого ряда самых разнообразных сооружений второй половины XIX в., начиная от богатых доходных домов и особняков с их устремленными ввысь пространствами парадных лестниц, городских дворцов, с перспективами парадных зал и кончая крупными общественными сооружениями - театрами, банками, пассажами с их бесконечными крытыми галереями. В рассматриваемый период этот прием нашел наиболее яркое, впечатляющее выражение в ряде работ Штакеншнейдера, преимущественно в крупных дворцах - Мариинском (1839-1844 гг.), Николаевском (1853-1861 гг.), Ново-Михайловском (1857-1861 гг.), очень близких по своему характеру, несмотря на разницу в избранном стиле.
И «классические» детали фасадов Мариинского дворца, и «барочные» - Ново-Михайловского, и «ренессансные» - Николаевского очень графичны, тонки и сухо прорисованы и как будто приклеены к плоскости фасадов. В этих сооружениях можно проследить, как постепенно складываются те особенности и те противоречия, которые будут впоследствии определяющими качествами эклектики. С одной стороны, подчеркнутая многоярусность членения фасадов как будто призвана выявить ярусную структуру многоэтажных зданий. С другой - за этими протяженными, монотонными от повторяющегося ритма одинаковых окон и пилястр бесконечными фасадами нередко скрываются принципиально новые, смелые пространственные решения, не соответствующие структуре фасадов.
Трудно догадаться, например, что за плоскостными стенами Мариинского дворца с его сравнительно небольшими окнами, с его симметрично уравновешенной, еще классической композицией главного фасада скрыта редкая по смелости пространственная композиция целого ряда парадных зал, а в Николаевском дворце с его рядами одинаковых окон на протяженных плоскостных фасадах взорам входящего внезапно открывается пронизанное светом и воздухом пространство парадной лестницы, словно улетающей в глубь здания, «раздвигающей» его стены. Эти новые приемы говорили о зарождении совершенно нового отношения к архитектурному пространству.
В анфиладах барокко, в цепи парадных залов классицизма пространство каждого зала было фактически изолировано друг от друга, просматриваясь вместе лишь с одной точки, по центральной оси входов. На бесконечности перспективы, на повторяемости мотива распахнутых дверей был основан эффект анфиладного построения барокко. Парадные залы классицизма строились по принципу смены впечатлений, художественных контрастов при переходе из одного зала в другой, отличающийся от него объемом, архитектурным решением, размерами, цветом, иногда высотой. Система построения зал в классицизме, даже в Таврическом дворце, наиболее уникальном по пространственному решению, все же остается осевой, замкнутой. В Мариинском дворце, несмотря на осевое расположние зал, достигается совершенно новый пространственный эффект.
Здесь целая система зал различной формы и величины уходит в глубь дворца от парадной лестницы, которая смещена с центральной оси. Открывающиеся при выходе с нее залы, целиком просматривающиеся с самых разных точек, можно считать одним, причудливой формы, пространством, расчлененным на отдельные объемы легкими двухъярусными сквозными колоннадами. Такое слияние пространства нескольких зал создает совершенно необычайную перспективу. Каждое перемещение человека создает новые точки зрения на архитектуру, новые перспективы, новые ракурсы, динамичные и неожиданные. Их число бесконечно. И вместе с тем, несмотря на огромные «перетекающие» пространства, человек не теряется в них, не подавлен ими, потому что пропорции этих зал и их архитектура сомасштабны ему.
Характерно, что здесь нет большого ордера, обычно объединяющего пространство двусветных зал классицизма. Двухъярусные, поставленные одна на другую, как бы свободно «парящие» в воздухе, открытые колоннады почти одинаковы по размерам и не подавляют своими масштабами. Такое двухъярусное построение, характерное для парадных дворцовых зал Штакеншнейдера, очень симптоматично. Есть определенная закономерность в том, что при все большем увеличении абсолютных размеров зданий и все более смелом пространственном решении интерьеров зодчие стали стремиться к тому, чтобы придать им черты, приближающие их к реальному человеку, позволяющие ему найти себе место в архитектуре. Это, видимо, и было одной из причин того, что растущие в вышину здания приобретали все более мелкие членения, соразмерные человеку.
Может быть, и столь часто и справедливо отмечаемая измельченность деталей боковых куполов Исаакиевского собора была данью этой тенденции, долженствующей смягчить бесчеловечную грандиозность колоннад четырех портиков и венчающего купола, найти некий средний масштаб между ними и человеком. Не случайно из интерьеров и с фасадов зданий постепенно совершенно уходит большой ордер, объединяющий два этажа, и поярусные членения становятся определяющими для большинства новых сооружений 1840-1850-х годов. Они характерны не только для крупных общественных зданий и доходных домов, но и для небольших жилых домов и особняков. Стремление к разнообразию и «изяществу» становится определяющим в массовой рядовой жилой застройке, постепенно изменяющей характер города. Сначала на фоне классического Петербурга эти первые новые дома должны были казаться еще чужеродными, иногда чрезмерно вычурными, даже безвкусными. Но по тому, как горячо встречалась каждая новая постройка, как подробно описывались и даже анализировались все новшества, видно, как чутки были современники к малейшим изменениям в архитектурной направленности.
«Из числа домов, отстроенных вчерне на Невском проспекте, замечателен своим фасадом и внутренним расположением дом А. Ф. Шишмарева, исполненный по проекту академика Горностаева… Наружный фасад разбит на четыре этажа и имеет по концам два легкие выступа. Посредине фасада идет широкий пояс с вытесненным (eu creux) греческим орнаментом. Нижний этаж украшен рустиками… Внутренность дома, замечательная удобным расположением, смелою лестницей и прекрасною формой плафонов бельэтажа, ожидает в скором времени великолепной отделки» .
Даже судя по описанию, видно, что облик этого дома был уже очень далек от классицизма, хотя в нем и упоминается широкий пояс «греческого» орнамента. «Греческий орнамент», «греческий дом» - в эти понятия вкладывался теперь совершенно иной, более узкий и конкретный смысл, нежели в период классицизма.
В последние годы жизни здоровье Штакеншнейдера, истощённое постоянными усиленными трудами, значительно слабело; для его поправления, он, весной в 1865 году, по совету врачей, отправился в кумысное лечение в Оренбургскую губернию. Проведённое там лето, казалось, принесло ему пользу, но на возвратном пути в Петербург он почувствовал себя снова худо и умер в Москве 8 августа того же года. Архитектор был похоронен в Петербурге в Троице-Сергиевой пустыни в церкви Григория Богослова, построенной им самим (могила сохранилась).
Многочисленные произведения Штакеншнейдера очень разнообразны в отношении стилей, которые он, однако, не соблюдал в полной строгости, внося в них, с целью достижения пущей роскоши, произвольные изменения и прибавки.
Главное из его созданий - Мариинский дворец (ныне - резиденция Законодательного собрания Санкт-Петербурга), построенный в 1839-1844 годах на Исаакиевской площади.